Антонио Грамши: Тюремные дни
Antonio Gramsci: i giorni del carcere
6.4
1977, биография
Италия, 2 ч 7 мин
В ролях: Пино Аммендола, Пьер Джованни Анчизи, Андреа Аурели, Лучано Бартоли, Паоло Боначелли
и другие
Фильм-биография рассказывает о карьере коммуниста Антонио Грамши, который в 20-е и 30-е годы начал расходиться во мнениях с Москвой относительно стратегии партии. Родившийся на Сардинии, Грамши вместе с Палмиро Тоглиатти в 1919 году основал газету. В 1924 году он стал Секретарем Итальянской Коммунистической Партии. Его арестовали в 1926 году, а в 1937 году он умер сразу после выхода из тюрьмы. В 1929-35 годах он вел «Тюремный дневник». В нем он декларировал концепцию «гегемонии пролетариата» вместо «диктатуры пролетариата». Он акцентировал внимание на интеллектуальном руководстве вместо главенствующей роли государства. В фильме в основном показана его жизнь и карьера в период заключения.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Антонио Грамши: Тюремные дни

английское название:

Antonio Gramsci: i giorni del carcere

год: 1977
страна:
Италия
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Габор Погань
композитор:
художники: Амедео Фаго, Лия Франческа Морандини, Мариса Полидори
монтаж:
жанр: биография
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 25 января 1985 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 7 мин
Другие фильмы этих жанров
биография

Отзыв критика о фильме «Антонио Грамши: Тюремные дни», 1977

Из серии «Пламенные революционеры»

«Антонио Грамши: Дни в тюрьме» относится к тому типу биографических фильмов, которые дотошную фактологию ставят выше художественной интерпретации реальной человеческой судьбы. Обычно, правда, подобные проекты принято делать сугубо документальными, может быть с отдельными вставками инсценировок (например, как в историко-биографических программах BBC), но итальянский режиссер Лино Дель Фра решил сделать свою картину полностью игровой, внеся таким образом некоторый диссонанс между формой и содержанием. Если говорить проще — на протяжении двухчасового действия зрителю будет очень нелегко определиться с тем, что же он все-таки смотрит: документальную историческую реконструкцию с подробным изложением философских и политических взглядов главного героя или же все-таки художественный фильм о трагической судьбе незаурядного человека.

А таким человеком один из основателей Коммунистической партии Италии Антонио Грамши был без всякого сомнения. Как бы не относиться к той идеологии, становлению и воплощению в жизнь которой были посвящены все его мысли и действия. К тому же, судьба Грамши сложилась так, что наиболее значимое из его творческого наследия («Тюремные тетради») было создано именно в годы заключения, поэтому интерес создателей фильма именно к этому периоду жизни своего героя был вполне оправдан. Другое дело, интересовала ли их, и в первую очередь Лино Дель Фра (который, кстати, был больше известен как документалист), сама личность коммуниста номер 1 Италии, или главной задачей являлась пропаганда его идей? Ведь, так или иначе, идеи эти оказали значительное влияние на идеологию западноевропейских коммунистических партий, позволив многим из них встроиться в послевоенную общественно-политическую систему Западного мира.

Можно сказать, что внятного ответа на этот вопрос фильм не дает. Авторы попытались в равной степени распределить свое внимание между личностью Антонио Грамши и его творческим наследием, но толком не сделали ни того, ни другого. В первой половине ленты синьор Дель Фра вместе с исполнителем главной роли Риккардо Куччиолой еще пытаются сделать акцент непосредственно на своем герое, показать его несгибаемый характер революционера, страдания, испытываемые от отсутствия свободы, от разлуки с близкими и т. д., и т. п. (словом, занимаются тем, что было так привычно для их советских коллег в работе над историко-революционными байопиками). Однако затем бросают грязное и неблагодарное дело оживления своего неоживляемого в принципе иконописного персонажа, начиная нудно и методично пересказывать основные тезисы «Тюремных тетрадей» через многочисленные беседы главного героя с политзаключенными фашистского режима. Все это, без сомнения, познавательно (тем более, что идеи Грамши в значительной степени шли вразрез со сталинским пониманием социализма), но к художественному кино никакого отношения уже не имеет.

Впрочем, отдавая заглавную роль Риккардо Куччиоле режиссер сразу давал понять, что «художественность» его фильма находится под большим вопросом. Все-таки когда актер на двадцать, а в некоторых эпизодах и на тридцать лет старше своего персонажа, его с ним трудно отождествить. В момент ареста Грамши был еще довольно молодым человеком тридцати пяти лет, тогда как Куччиола изначально играет умудренного жизненным опытом философа/политика, которым его герой не мог быть априори. Ведь к тому времени весь политический опыт Грамши ограничивался двумя годами деятельности в парламенте, до которой была работа журналистом, которую он быстро сменил на амплуа профессионального революционера. В полной мере вкусить «радостей» подпольной борьбы он, однако, не успел, уехав в Советскую Россию почти сразу после провала революционных выступлений в Европе. То есть, к моменту ареста это был молодой революционер — и только. Видным теоретиком марксизма, многие идеи которого реализовались на практике в современном западноевропейском обществе, он стал только за годы заключения. Как это произошло? А черт его знает… Лино Дель Фра показать это оказался то ли не в состоянии, то ли это его просто не интересовало. Из фильма вообще может показаться, что Грамши таким (старым и мудрым) родился.

Конечно, подобная проблема (статичность главного героя) характерна для многих и многих историко-биографических фильмов. Но в «Днях в тюрьме» она уж слишком бросается в глаза. Единственное, чем режиссер пытается хоть немного разбавить «научно-популярный» характер своего фильма — это образ жены Грамши Юлии Шухт. Да и то, наверное, скорее не сам Дель Фра, а исполнительница этой роли Мимзи Фармер, которой удалось буквально несколькими эпизодами передать печальную судьбу своей героини, до конца жизни так и не оправившейся от разлуки со своим Антонио. Эти эпизоды, кстати, в отличие от большинства прочих, являются художественным вымыслом (о настоящей Юлии Шухт существует больше домыслов, чем фактов), но они придают фильму хоть какую-то видимость жизни. Словно смачивают губы влагой после сухих песков фактов и идей.

Но все это не делает картину Дель Фра хоть в малейшей степени интересной для тех, кто не интересуется историей западноевропейской политической мысли. Идеи Грамши показаны и разжеваны авторами фильма самым подробным образом. Сам же Антонио Грамши остался за скобками. Поэтому смотреть «Дни в тюрьме» сегодня — занятие достаточно любопытное, тем более, что о западноевропейском коммунистическом движении вспоминать сейчас особо не принято. Но не более того.

31 июля 2011

Биография Антонио Грамши: Тюремные дни появился на телеэкранах в далеком 1977 году, его режиссером является Лино Дель Фра. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Пино Аммендола, Пьер Джованни Анчизи, Андреа Аурели, Лучано Бартоли, Паоло Боначелли, Джанфранко Булло, Claudio Carafoli, Мимзи Фармер, Серджо Гибелло, Пьер Луиджи Джорджо, Франко Грациози, Жак Эрлен, Антонио Ла Рэйна, Леа Массари, Fabrizio Miglione.

Страна производства - Италия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.