Аленький цветочек
7.1
6.7
1978, фэнтези, семейный
СССР, 1 ч 6 мин
В ролях: Марина Ильичёва, Лев Дуров, Алла Демидова, Алексей Чернов, Александр Абдулов
и другие
Было у купца три дочери. Отправляясь в заморское странствие, пообещал он им привезти подарки, какие они пожелают. Две старшие попросили себе тканей и красивых безделушек. И лишь меньшая, любимая, Алена, заказала отцу чудо диковинное, невиданное - аленький цветочек, который видела она во сне. Рос тот цветок в далеких краях, во владениях лесного чудовища. Отправился купец в дорогу. Цветок он нашел, однако оказался пленником чудовища. Вслед за отцом собралась в путь Алена. Ее самопожертвование было вознаграждено: ведь чудищем лесным был заколдованный прекрасный принц. Красавица полюбила его за доброе сердце и освободила от чар злой волшебницы. И сыграли они веселую свадьбу.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Аленький цветочек

год: 1978
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Александр Антипенко
композитор:
художники: Константин Загорский, Берта Куратова
монтаж:
жанры: фэнтези, семейный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 25 августа 1978 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 6 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, семейный

Постеры фильма «Аленький цветочек», 1978

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Аленький цветочек», 1978

Аленький цветочек. Часть 2.

Так же как «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Снежная королева», «Три толстяка» и «Русалочка», «Аленький цветочек» сначала экранизировался как мультфильм. В 1978 году выходит игровая версия Ирины Поволоцкой, и удивительно, но несмотря на множество изменений и дополнений, фильм получился достаточно интересным и в чём-то даже лучше, чем мультфильм 1951 года.

Это чуть ли не единственная советская киносказка, в которой ощущается настоящая мистика. Дело не в странных пожелтевших флешбеках и даже не в прекрасной ведьме (это слова вообще могут сочетаться?), а в самом аленьком цветочке, который появляется перед нами либо на большом расстоянии, либо размытым, недоступным для взора. Поначалу зрители будут даже разочарованы тем, что вместо дальних путешествий купец совершает лишь небольшую прогулку до моря, но мелкие детали вроде того, что Алёна является чувствительным интровертом (она прелестна!), уже сразу намекают, что нас ожидает что-то очень необычное.

Как и версия 1951 года, фильм Поволоцкой показывает нам совсем нестрашного монстра, однако на него интересно смотреть. Иронично, но хотя его называют зверем (отсылаясь, возможно, на английское beast), в действительности это человек-растение. Мне, как любителю хорроров, странно это говорить, но данный «Аленький цветочек» настолько цепляет своей мистикой, что он хорош. Мне определённо нравится, как персонажи взаимодействуют с ведьмой, да и загадочный старик тоже любопытен. Любовная история подаётся так, что и за её развитием наблюдать интересно. Сказывается, возможно, ещё и то, что в этом фильме нет никаких неприятных персонажей. Даже сёстры Алёны воспринимаются вредными, но не подлыми.

По факту же главный плюс этого «Аленького цветочка» в его тонкой красоте. Поволоцкой, судя по всему, нравятся павлины, которые появляются в кадре при любой удобной возможности, и весь фильм так же красив, как эти чудесные птицы. Причём, красив не визуально, а за счёт душевности. Возможно, некоторые сцены следовало показать более светлыми, и а флешбеки раскрасить не в жёлтый, а какой-нибудь зелёный цвет, но, тем не менее, мой поклон этот фильм заслужил.

7 из 10

17 февраля 2023

Аленький цветочек (1978) Рецепт адъюванта-усилителя для всех остальных багровых этюдов… «пиков».

Фильм просто кладезь с идеями. Обратим внимание, что в титрах: «по мотивам» сказок о красавице и чудовище.

Очень люблю пейзажное оглушение тишиной человеческого присутствия. Видно, когда купец в островах папоротников мечется, его ветер обходит стороной. Как лишнего обходит. Отец Алёнушки что-то говорит, бормочет, но человеческий голос просто сносит. Всё, что растёт, шелестит и движется, вся эта растительная биомасса поглощает человека, даже если он шумит в самой её середине. Замечательно.

Ярко обозначенные тёплые световые аспекты в теневой дворцовой темноте: мерцающе-алые листья. Не как огонь каминный, а другой совсем цвет. Контраст с водяной теменью на стенах дворца.

Люблю русскую литературную сказку за свободу выбора героев. Можно выбрать, как поступить. Волшебство в обратимости ситуации. Как сам поступишь, так и будет. Не на кого ссылаться, некого винить. Есть текст Аксакова как нить долевая, направление, движение. На примере этого фильма замечаю, что режиссёрски и сценарно воможна работа с пространством и со временем, не отступая от алого, (древнерусское употребление: «аль»- главный цвет; «алый» — яркий) главного цвета ткани-текста.

Когда купец идёт по чертогам дворца, время «проваливается» в серую воронку дверей. Это изумительно. И внутри дворца тот самый ветер гуляет. И корни обширно стелятся по полу. Вынесенный от мира старинный жилой объект пеплового цвета, с яркими алыми «шлейфами». Даже персона Дамы-хозяйки двух вариантов, серого и черного.

Героиня Аллы Демидовой тоже выбрала. Вести тихую разрушительную деятельность на галёрке. Она странно- неприятна сначала, хоть так изысканна. Потом в конце говорит поясняющую фразу о себе. Я склоняюсь к тому, что мне всё-таки жаль её. Жизнь в двух фазах, как у обречённой-обручённой с темнотой. Когда она решительна и воплощает очередной план, внешне она молодая. После наступает период замирания, она понимает, что Принц-то, всё равно остаётся обиженным своенравным страдальцем, который шарится по лесу и показывает, что он нисколько не виноват. Избавление он своё высиживал, а Даму ту не пожалел ни разу. Наматывает курвиметром по лесу круги, и молчит. Слуга неправ. Не Дама «сторожит, ворожит», а Принц личностно бездарен.

Алёнушка, с истинной жертвенностью молодости, она и чувства Дамы поняла, и даровала свой порыв тому бездарю, который «досиделся».

10 из 10

21 августа 2021

Сказки не получилось

В детстве не смотрела этот фильм. Теперь понимаю — к счастью. Фильм ужасен в своей скукоте.

Казалось бы, небольшие нововведения в сюжет должны добавить новых красок этой истории. Но в итоге пострадала сама идея этой сказки.

Фильм идет меньше часа — минут десять занимают титры. Сразу думаешь: «Отлично! Значит фильм будет насыщен событиями». К сожалению, нет. Половину фильма мы наблюдаем тягучие сцены путешествия купца в поисках подарков для дочерей. Обилие общих планов природы, погоды и прочего. А от эффекта «крутящейся» камеры иногда начинает подташнивать. Режиссер этим приемом вероятно хотел передать напряжение и «драму».

Дальше минут десять Алена бегает за Чудищем с криками «Покажись! Я хочу тебя увидеть! Я не испугаюсь! Я тебя не боюсь!. Видит его, пугается и убегает… Дальше снова бегает за Чудищем, опять с теми же самыми криками.

И тут показывается Чудище… Становится не страшно, а смешно. Настолько нелепо оно выглядит. И вот еще минут десять мы смотрим на «взаимоотношения» героев. В кавычках, потому что развития нет: бегают, катаются на лодке, сидят, стоят. И все это происходит молча. И, конечно же, героиня неведомым образом влюбляется в него, как в «жениха желанного». Мне, как зрителю, это странно. Вспоминается тот же диснеевский мультик: как герои привыкают друг к другу, как сближаются и как сердце Чудовища постепенно открывается Бель. В этом фильме такого не ждите. Посидели молча на траве — все, любовь до гроба. «В Советском Союзе секса нет», а тут нет даже намека на отношения и любовь.

Характер и мотивы ведьмы также не раскрыты: вроде она сама превратила принца в Чудище, а теперь живет в его дворце, потому что до сих пор любит. И у нее даже возникает какое-то слабое подобие ревности к Алене, но и оно быстро угасает.

Мало диалогов, много «пустых» кадров, общих планов и ненужных брожений. Отношениям героев отводится десятое место.

3 из 10

1 мая 2015

«Красавица и чудовище» по-советски

«Красавица и чудовище» советского розлива под названием «Аленький цветочек» — самая настоящая тягомотина, уж простите меня эстеты, которые читают сейчас эту рецензию. Не припомню настолько мрачного и скучного зрелища в жанре «фильм-сказка» у наших производителей.

С таким прекрасным актёрским составом, куда вошли именитые актёры Абдулов, Демидова, Дуров, снять такую хрень — это надо ещё постараться!

Даже сама идея «Красавицы и чудовища» претерпела значительные изменения: немножко оттолкнулись от известной истории, сделав главной героиней не Алёнушку, а главную злодейку-королеву. В итоге получилась неудобоваримая смесь, которую вообще с натяжкой можно назвать сказкой.

Из плюсов, кроме актёров, можно назвать только съёмки на природе. Хронометраж небольшой, но мне показалось, что фильм безумно затянут, тоска просто насквозь пробивает, глядя на наивно-деревянное лицо Алёнушки.

В сказках Роу всё хотя бы по-волшебному, то здесь и волшебство какое-то унылое. Если его вообще можно будет разглядеть среди мутновато-тёмных оттенков картины, которая и сама, в общем-то, ни о чём.

Судя по фильмографии, режиссёр картины, Ирина Поволоцкая, после «Аленького цветочка» завязала с профессией кинорежиссёра. Честно — не жалею, ибо фильм, мало того, что не оправдал надежд — он их опрокинул. Безобразно.

2 из 10

13 марта 2014

Любовь зла, полюбишь и чудовище

Сказка о том, как красавица полюбила чудовище за душу добрую есть в каждом народном фольклоре. Но, наверное, самое известное произведение на эту тему — «Аленький цветочек» Сергея Аксакова.

С этой сказкой мы все выросли, это одно из первых произведений, которое узнаешь в детстве и завораживает эта простая история еще и тем, что написана она необыкновенно красивым языком. Читая сказку, чувствуешь атмосферу старины, где «там русский дух, там Русью пахнет».

Ирина Поволоцкая решила сказку экранизировать и предлагает нам свою версию истории любви. Аксаковский дух произведения потерян начисто и это видишь с первых кадров фильма. Кроткая любимица купца, младшенькая дочь сначала предстает перед зрителями некрасовской русской бабой, которая собралась останавливать коней на скаку. Первые полчаса, а это ровно половина фильма, купец ищет дочерям подарки. Как и в сказке, он попадает в необычный дворец и там видит аленький цветочек. Только в нашем варианте дворец наполнен не самой мистической мистикой, в которой господствует колдунья. Эх, развернуться бы тут во всю мощь гениальному Льву Дурову и блистательной Алле Демидовой! Ан нет, нам показывают нуднейшую интерлюдию, как купец дома прощается с домашними и его выручает младшая дочь, виновница происшедшего.

Во дворце девушка, как и положено, бежит от страшилища, которое нам толком не показывают и укрывается во дворце, в котором непонятно что делает колдунья. Тут уж неясно то ли девушка боится колдуньи, то ли актриса, как кролик перед удавом, дрожит перед Демидовой. Все-таки второе более верное, очень уж неравны силы в дуэте. Бедняжка оказывается между двух огней: с одной стороны чудище, с другой колдунья. Лучше ей все-таки с чудищем. Но на родную сторонку девушку тянет. Снова дома и снова заунывное пение. Наконец возвращение, соединение влюбленных, слезы отвергнутой колдуньи, которая в этой истории играет роль пятого колеса в телеге. И все это в таком же заунывном ключе.

За что полюбила девушка чудовище?Где его добрая душа?

Какую оценку поставить за испорченную сказку? Только три балла за игру Дурова и Демидовой.

3 из 10

23 июля 2012

Фэнтези

Смотрел я этот фильм первый раз, когда мне было 17 лет, в далеком 1977г. И очень мне нравилась сказка Аксакова. О доброте, которая «спасает мир», превращая чудовище в прекрасного принца, о жадности и подлости, о человеческой тупости… Сейчас, по прошествии стольких лет, оказалось, что я смотрел «фэнтези».

«И стало мне, друзья мои, и кюхельбекерно, и тошно», как писал великий Пушкин — тот самый, что написал «фэнтези о рыбаке и рыбке».

1 апреля 2011

старое по новому

Когда смотрела этот фильм в детстве, помню, не была в особом восторге, слишком он мне скучным показался. Случайно попался мне на днях…. и заворожил.

Оказывается потрясающе красивый, местами медитативный и безупречно стильный фильм с замечательными актерами и нестандартным сюжетом.

Даже не верится, что он был снят 20 лет назад.

Если попадется, посмотрите — не пожалеете.

6 января 2009

Фэнтези Аленький цветочек появился на телеэкранах в далеком 1978 году, его режиссером является Ирина Поволоцкая. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Марина Ильичёва, Лев Дуров, Алла Демидова, Алексей Чернов, Александр Абдулов, Елена Водолазова, Валентин Гнеушев, Ольга Леонова, Вадим Урюпин, Валерий Гаркалин, Дмитрий Покровский.

Страна производства - СССР. Аленький цветочек — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.