Русалочка
Malá morská víla
7.7
7.1
1976, фэнтези, мелодрама, драма
Чехословакия, 1 ч 24 мин
12+

В ролях: Мирослава Шафранкова, Петр Свойтка, Мария Росулкова, Милена Дворска, Индржих Нарента
и другие
Русалочка, одна из дочерей морского царя, увидев принца на палубе роскошного корабля, влюбляется в него. Но во время бури корабль разбивается о скалу, и все его пассажиры оказываются в воде. Русалочка, не раздумывая ни минуты, бросается на помощь и спасает своего возлюбленного от гибели. На берегу лежащего без сознания принца находит другая девушка. Придя в себя, он решает, что эта девушка и есть его спасительница. Но любовь Русалочки к прекрасному принцу так сильна, что ради нее она готова пойти на любые жертвы - боль, немоту и даже смерть...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Русалочка

английское название:

Malá morská víla

год: 1976
страна:
Чехословакия
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Ярослав Кучера
композитор:
художники: Олдржих Окач, Шарка Хежнова, Эстер Крумбахова, Зденек Ерабек
монтаж:
жанры: фэнтези, мелодрама, драма, семейный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 30 декабря 1977 г.
на DVD: 26 октября 2006 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 24 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, мелодрама, драма, семейный

Видео к фильму «Русалочка», 1976

Видео: Фрагмент (Русалочка, 1976) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Русалочка», 1976

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Русалочка», 1976

This mermaid got legs hunny

Очень тёмное фэнтези. Понравился саундтрэк, написанный композитором по имени Зденек Лишка. Великолепная, потрясающая электронная музыка. Чехи опередили своё время, а непосредственно сам Лишка по уровню таланта ничуть не уступает Эннио Морриконе.

Сначала фильм отвратил меня из-за совсем уж «бюджетного» образа показанных здесь морских дев: у них есть ноги, они одеты в длинные мешки с рукавами и у них *я цитирую* 'мусор вместо волос'. Но потом я поняла, что история Русалочки — это гораздо больше чем рыбий хвост и красивые волосы, и прониклась чехословацким киновоплощением. Непонятно только, зачем главной героине пришлось заключать сделку с морской чародейницей с целью стать человеком, ибо для достижения оной цели ей всего-навсего было необходимо... помыть голову или состричь волосы, но никак не менять анатомию своего тела. Ну, и ещё можно было бы переодеться, хотя вообще необязательно. Балахон как балахон, ничего странного для человеческого мира не представляющий.

Это было нереально трудно, но я постаралась отыскать логическое объяснение похода центральной героини этой кинокартины к колдунье. Почему Русалка не могла спокойно прийти жить в мир людей без вмешательства потусторонних сил? Возможно, волосы здешних «русалок» не обстригаются (мб это не просто волосы, а наружные органы), а их платья-рубашки есть ничто иное как плавники, то есть часть их тела. Не одежда, а продолжение кожи, которую просто так не снимешь с себя. Удивительная замена русалочьему хвосту, не правда ли? В конце концов я допускаю вариант, что Русалонька не могла дышать на земле слишком долго и просто задохнулась бы, не сделайся она человеком.

Поняв/оправдав в моей голове задумку с устройством тел русалок, у меня всё ещё оставались вопросы. Например, каким это образом Король всея морей бухает затонувшее вино под морем? Ответ: точно так же, как и ведьма варит зелья, будучи при этом на дне океана. Видимо, они обладают магической способностью повышать плотность жидкостей, что находятся в воде. Примерно таким же макаром можно объяснить и огонь перед входом в логово морской волшебницы, которым та отпугивает протагонистку.

Или, например, ещё такой вопрос: почему, ополаскивая свои окровавленные ноги в море, Русалочка умудряется запачкать всю морскую гладь докрасна? Что ж, вероятно она (как сверхсущество, ставшее человеком лишь внешне) обладает нечеловеческим запасом крови. Вот как-то так.

Эта кинолента выглядит порой даже откровенно пугающе. Отец Маленькой Морской Девы держит в одной из своих пещер забальзамированное тело покойной жены. Но ради справедливости отмечу, что благодаря искусной работе оператора это показано завораживающе красиво.

6 из 10

(Инклюзивное [даже по меркам 2020-х] кино, презентующее русалок с ногами. Разнообразие важно)

28 апреля 2023

Очень необычная интерпретация, и оттого не менее прекрасная

Экранизаций сказки о русалочке в формате игрового кино чрезвычайно мало, из них самых ярких и достойных внимания — всего две (не считая грядущий фильм Роба Маршалла): это советский фильм Владимира Бычкова и чехословацкая версия студии «Баррандов».

Само собой, снимать столь фантастический материал невероятно сложно, тем более в стране восточного блока. Вероятно, по этой причине создатели «Mala morska vila» значительно переосмыслили источник, придумав необычный подход для его адаптации.

C первых же секунд картина очень мрачная, музыка довольно гнетущая. Дальше нам показывают подводный мир. Cет-дизайн морского дна крайне условен и похож на театральную постановку. Вместе с тем декорации завораживают своей оригинальностью: потрясающе красивые Праховы скалы, имитирующие подводные гроты, идут в сочетании с холодной цветокоррекцией; а тонущие обломки корабля со всем его содержимым сняты с помощью слоумо. Выглядит это качественно, оригинально и очень атмосферно.

Поскольку речь идёт об очень скромном бюджете, образ русалок в этом фильме намеренно (вынужденно) изменён: здесь они предстают не морскими девами с рыбьими хвостами вместо ног, а скорее морскими нимфами или феями. У них очень замысловатые причёски, в которые — как кто-то уже заметил — вплетены обрывки карт, иллюстраций из книг и прочие земные артефакты, оказавшиеся на дне океана. Получилось настолько своеобразно, что каждый сам для себя решит — красиво это или крипово. Лично на мой * сугубо субъективный * взгляд это красиво, т. ч. моё почтение гримёрам.

Также мне понравилась операторская работа. В фильме есть немало впечатляющих планов.

Мирослава Шафранкова, играющая главную героиню, бесподобна в роли русалочки. В её взгляде действительно есть нечто неземное и потустороннее, это стопроцентное попадание в образ. После обращения в человека её облик во многом преображается, своеобразные синие патлы сменяются восхитительно-рыжими волосами. Вообще, человеческий мир изображён в этом фильме полной противоположностью подводному королевству: в нём преобладают тёплые и яркие тона, ближе к красному. Такое визуальное решение наглядно объясняет желание маленькой морской нимфы покинуть холодный и мрачный океан.

Во время всего произведения можно увидеть большое количество глупых и несуразных ляпов, которые действительно режут глаз. Однако на общем впечатлении от просмотра они, по большому счёту, никак не сказываются. Ещё мне не понравилось качество костюмов и интерьеров во дворце Принца: не хватило им какого-то размаха, что ли. Но это я так, придираюсь.

И да, в огромном количестве деталей эта экранизация вообще не соответствует канону, описанному Х. К. Андерсеном (помимо внешнего вида мерфолка): если в сказке владения морского царя описаны как роскошный мир со стаями всевозможных рыб, цветочным садом и величественным коралловым дворцом — то здешний подводный мир представлен аскетично-пустынным, без каких-либо изысков. Хотя, с другой стороны, ни одно из киновоплощений «Русалочки» не может похвастаться точным следованием оригиналу. Диснеевский фильм 1989 года выпуска — так в особенности.

Итог: с художественной точки зрения эта картина представляет собой интерес и определённую ценность. Она цепляет, захватывает и остаётся в памяти. Меня она покорила своей уникальной трактовкой и особенным тоном повествования — поэтичным, гипнотизирующим и несколько пугающим. Я люблю этот фильм, он в моей душе.

7 из 10

18 июля 2021

Не стоит умирать за правое дело. Ради него нужно жить.

Интересно, могут ли оценки к фильмам что-то рассказать о человеке, их поставившем? Не знаю, не знаю… Ведь предложенная КиноПоиском десятибалльная оценочная шкала бывает одновременно как сурово объективной, так и удивительно субъективной. Почему? Ответ находится на поверхности. Оценивают кинофильмы простые люди, а не механические роботы. Не может одно и то же одинаково трогать даже двух людей, это невозможно. У каждого человека свои представления о красоте, наивности, невинности, жертве. И точно также вызывают эти слова совершенно различные эмоции у меня, у Вас, у каждого… А кроме того, одно и то же произведение, будь то фильм, книга, песня, в разные отрезки жизни заставляет испытывать различные эмоции, различное к себе отношение.

Я хочу поставить этому кинофильму 10 баллов. Правда, хочу. Ну так что же мне мешает? Хотя бы то, что это не шедевр, и никакого изменения в моем мировоззрении он не совершил.

Возможно, оценка ему 9 баллов? Да, быть может. Вот только могу ли я поставить его на ступеньку ниже упомянутого шедевра? Нет, не могу.

Ну уж 8 баллов то он заслуживает? Для кого-то, но не для меня. Я не хочу видеть детскую сказку, в которой с самого начала все совершенно безрадостно и безысходно, в которой постоянные физические и эмоциональные муки на суше не останавливают маленькую русалочку от бунта против своей природы.

Сколько же можно? Неужели не остановлюсь даже на 7 баллах? Я считаю, что дети, которые посмотрят эту картину, ее просто не осилят. Ну а что в ней способно удержать их внимание на протяжении полутора часов? Неспешное повествование, кадры с разбивающимися о скалы волнами, на фоне которых расположилась русалочка? Вряд ли. А взрослые, которые любят сказки, не найдут здесь той доброты, нежности, открытости, которую ищут, включая подобные фильмы.

Оценка в 6 баллов… Мне уже совсем неловко… Ведь это довольно неплохая картина. А самое лучшее, что в ней есть — это исполнительница главной роли — Мирослава Шафранкова. Она действительно русалочка, и, как обещала злая колдунья, забравшая ее голос, с ее красотой не сможет сравниться ни одна девушка. Её бездонные глаза, в которых утонешь скорее, чем в самом глубоком море, ее золотые волосы, ниспадающие на плечи. Она русалочка.

6 из 10

10 марта 2017

«Такая это была печальная любовь…»

Красивую и грустную сказку Ганса Христиана Андерсена знает наверное каждый. Не один режиссер вдохновился трагической судьбой несчастной дочки морского царя, и заинтересованный зритель имел удовольствие наблюдать на экране как классическую андерсеновскую историю, так и ее счастливый диснеевский вариант. Каждая из этих экранизаций по-своему замечательна, но самой трогательной и удачной, по моему мнению, является чешская сказка.

Глубоко-глубоко под водой юная и прекрасная Русалочка празднует свой День рождения. В подарок от отца она получает человеческий корабль, разбитый на ее глазах в щепки бурей. Не мешкая ни секунды, морская принцесса спасает тонущего принца, который плыл на этом корабле, и в которого Русалочка влюбляется с первого взгляда. Чувство ее настолько сильно, что она готова пожертвовать своим прекрасным голосом, лишь бы злая колдунья превратила ее в человека…

Увы, жертва Русалочки оказалась напрасной — принц считает своей спасительницей другую и как будто бы не замечает чувств своей немой подруги. А девушка страдает, мысленно обращаясь к возлюбленному, произнося в душе своей слова, которые никогда не сможет сказать вслух, рассказывая ему о своей любви и неминуемой гибели, оставаясь вновь и вновь непонятой. То обнадеженная словами принца о его с ней предстоящей помолвке, то окончательно отчаявшаяся, наблюдая за его бурно развивающимся романом с принцессой, она, тем не менее, не может ненавидеть соперницу, такую же добрую и наивную девушку, как и Русалочка…

Самым ярким и проработанным образом в фильме является образ морской принцессы, что неудивительно. Глядя на исполнительницу главной роли Мирославу Шафранкову ни на секунду не сомневаешься, что она и есть та самая описанная Андерсеном героиня. Прекрасная, трогательная, какая-то воздушная и неземная, она как будто действительно только что вышла из воды к своему принцу. Идеальной от внешнего облика (чего стоят только ее волосы, голубые, уложенные в замысловатую прическу, когда она пребывала в качестве морской принцессы, и восхитительно золотые, когда она стала человеком) до малейшего жеста и взгляда Русалочке-Шафранковой действительно сопереживаешь, а ее пронзительные полные прекрасной печали песни способны растопить любое, даже самое черствое сердце.

Совсем немного уступает ей в этом плане принцесса, роль которой исполнила сестра Мирославы Либуше Шафранкова, вечная сказочная принцесса, та самая Золушка из «Трех орешков…». Добрая, кроткая, отзывчивая и невозможно красивая, эта героиня мало отличается от других героинь Либуше Шафранковой, и, тем не менее, вызывает огромную симпатию.

Принц же на фоне этих восхитительных девушек, как мне показалось, немного меркнет. Нет, он конечно красив, но не сильно похож на того, кто был бы достоин русалочкиной жертвы, если такой человек вообще может существовать…

Очень приятен образ короля всех морей. Это не привычный нам суровый Тритон, а прежде всего любящий отец, желающий счастья своему ребенку, не одобряющий поступка дочери, но до конца поддерживающий и помогающий ей. А то, как он распорядился судьбами принца с принцессой в самом финале, растрогало меня до слез.

Впрочем, плакала я на протяжении чуть ли ни всего фильма, а если кино способно вызвать настолько сильные чувства, то оно, несомненно, удалось.

10 из 10

20 мая 2014

Русалочка моя любимая…

Хотела поделиться со всеми

… Я уже долгое время люблю Чешскую сказку РУСАЛОЧКА.. она у меня в мозгу засела с детства… и до сих пор греет и терзает душу…

И что я могу сказать.

Естественно, всем интересно было, как чехи… снимут русалок. И они вышли из поставленной проблемы победителями. Декорации морского дна сделаны примерно как пещеры, скорее всего и снимали в каких-то подземных гротах. То есть все очень мрачно и темно. Лабиринты, коридоры, ступени. Никаких украшений, мыльных пузырей и рыбок на веревочках, которые показывают, что действо происходит под водой. Все предельно строго и мрачно. Даже элементарных пластмассовых водорослей нигде не видно.

Но самое интересное это русалки. Грим и прически — нечто. Русалки без хвостов. Просто босые люди в длинных ночных рубашках из струящейся, немного помятой ткани. Почти без украшений, а если и есть, то такого же дикого дизайна, как и сами русалки.

Платья различаются по цветам в зависимости от моря, в котором русалка живет. Все они блеклых тонов. Но самое главное — прически. У них на головах сооружено нечто нереальное из волос под цвет платья (у Русалочки и ее семьи, например, голубые волосы и платье). Это торчащие во все стороны как на проволоках пряди, на которых висят какие-то картинки, бумажки, кусочки кожи со странными изображениями. На самом деле, если присмотреться, это кусочки карт, картин и прочих человеческих вещей, которые попадают на дно и русалки украшаются ими. Русалки бледные и у них лоб покрашен под цвет волос и платья. Довольно круто вышло. Дорого, я бы даже сказала.

Особо интересно придумано насчет того, как они ходят. Они ходят будто и правда под водой. Платья развеваются, будто в замедленной съемке, как бы и развевалась ткань под водой. Но на самом деле не похоже, чтобы из движения были замедленны. Как-то очень интересно и хитро все это снято.

Дальше еще интересней…

Эпизоды на суше не менее интересны, чем под водой. Кульминационные моменты сняты ТАААК СИЛЬНО!! Декорации замка и костюмы людей — крутые и очень дорогие. Особого внимания заслуживает, собственно, сам принц. А принц имеет лицо.. Ну я не знаю, вот если бы мультяшный и книжный Принц мог быть живым человеком — у него должно быть ТАКОЕ ЛИЦО. То есть оно какое-то настолько странное и неземное, будто он и правда сказочный принц.. но в русской сказке все же принц красивее)))намного)

Русалочка подобрана прекрасно! Нигде ни в одной сказке о Русалочке.. я не видела столь хорошо подобранную актрису…

Когда она идет к морю по песку — показывают, что в следах кровь… Потом она опускает ноги в воду и из них живописно растекается кровь. А потом показывают кровавый закат, под страшную музыку и рыбаки говорят, что это не просто солнце село в море, это кровь в воде. И вся вода огненно красная. А эпизод с тем как встает солнце перед ее смертью — это по звуковому сопровождению и операторской работе как-то очень отдает нагнетающими видами природы из «Звонка»

А режиссер вспомнил, что он, вообще-то, снимает сказку, а не адский триллер и решил закончить классическим хэппи-эндом.

Так что раньше снимали кинооо!!! Куда там тем Звездным пылям, Братьям Гримм и прочей фигне… Тут тебе без спецеффэктов впарили такие эмоции и глазовыпучивательство, чего все эти убогие псевдо-фентезийные фильмы не насобирают даже если их будут снимать по одному в день и бесконечно!!!

10 из 10

22 апреля 2012

«Нежная, грустная и немного мокрая история любви…»

Всегда «Русалочка» была моей любимой историей из книги Ганса-Христиана Андерсена. Это была первая из экранизаций, которую я увидела…

Самая младшая из дочек морского царя всегда хотела узнать, кто такие «люди»? Один раз ей такой случай предоставился и он оказался роковым… Во время бури, один из кораблей разломало в щепки и прекрасный принц, находящийся на нём, начал тонуть, но его спасла Русалочка. Спасая его,«принцесса моря» влюбилась в молодого красавца. Вернувшись на морское дно, она начала умолять морскую ведьму сделать её человеком. Посулив колдунье свои самые дорогие сокровища: птицу в клетке и розу, она всё таки получила заветное зелье…

Красивая и трогательная история любви… Никогда не видела подобных фильмов… Прекрасная и чистая любовь маленькой Русалочки затрагивает зрителя до глубины души… Когда смотришь этот фильм, из глаз невольно градом катятся слёзы.

Талантливая актёрская игра, прекрасные декорации и ландшафты поражают воображение. Чудесные костюмы, подчёркивают красоту всех героев. Актриса, исполняющая роль Русалочки, подобрана очень грамотно. Её подводный грим, правда, оставляет желать лучшего, но когда она стала человеком, её образ стал прекрасно проработан. Принц — прекрасен во всех отношениях. Принцесса — само совершенство!!!

А закончилось всё грустно…

Прекрасное кино, как для семейного просмотра, так его можно и вместе с любимым человеком посмотреть.

Моя оценка ему: 10 из 10

22 октября 2009

Фэнтези Русалочка появился на телеэкранах в далеком 1976 году, его режиссером является Карел Кахиня. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Мирослава Шафранкова, Петр Свойтка, Мария Росулкова, Милена Дворска, Индржих Нарента, Иржи Орнест, Дагмар Патрасова, Инка Цеканова, Карел Энгель, Владимир Фюрст, Жан Готтлиб, Милан Хейн, Ярослав Гейдук, Мирослав Жира, Павел Йирас.

Страна производства - Чехословакия. Русалочка — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.