Розыгрыш
7.8
7
1976, мелодрама, мюзикл
СССР, 1 ч 31 мин
16+

В ролях: Дмитрий Харатьян, Андрей Гусев, Евдокия Германова, Наталья Фатеева, Николай Константинов
и другие
Жизнь ставит перед старшеклассниками первые «взрослые» вопросы. Прощаясь с детством, они начинают по-новому относиться к дружбе и любви, к таланту и соперничеству. Теперь подростки сами решают, каким путем идти к своей мечте…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Розыгрыш

год: 1976
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Михаил Биц
композитор:
художник: Борис Бланк
монтаж:
жанры: мелодрама, мюзикл
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 января 1977 г.
на DVD: 21 октября 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 31 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, мюзикл

Видео к фильму «Розыгрыш», 1976

Видео: Фрагмент (Розыгрыш, 1976) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Розыгрыш», 1976

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Розыгрыш», 1976

Дуэль характеров

Продолжая знакомство с не виденными ранее советскими фильмами, я добралась до 'Розыгрыша', который посмотрела в большей степени по многочисленным рекомендациям семьи. Не скажу, что он пробудил во мне бурю эмоций, зато песни оттуда почему-то крепко поселились в моей голове, и ещё два-три дня после просмотра в ней неожиданно, к месту и не к месту, взрывался хор 'Бабочки летают, бабочки!'

Противостояние - большей частью заочное - действующего классного лидера Олега Комаровского и 'серого кардинала', новенького Игоря Грушко накладывается на ключевую ситуацию невинного, казалось бы, но на редкость сплочённого обмана классом учительницы. Я попыталась представить аналогичную ситуацию в наши дни. Исходя из моих воспоминаний о школе, было трудно вообразить, что весь класс так единодушно и с таким мастерством способен солгать, да ещё и стоять на своём. В моём классе не было такого единства, ученики делились на группки, и если даже одна прослойка захотела бы разыграть учителя, кто-то другой, скорее всего, запретил бы им это делать и пообещал 'заложить'. И в этом не было бы особой драмы, потому что все у нас, даже мелкие хулиганы и бездельники, соображали, что обманывать по-крупному не положено. Да и не смогли бы они убедительно притвориться. А в фильме приличные дети из хороших семей, говорящие высокопарным слогом, смогли. Это первое, что меня удивило. Второе. Допустим, кто-то в изображённом классе (показали Петрову, но могли быть и другие) был против розыгрыша. Но круговая порука была настолько делом чести, что 'сдать' товарищей оказалось позорнее, чем обмануть учительницу, никому не сделавшую плохого. А, может, ученики и вовсе боялись, что на них обрушится после 'предательства' массовая травля. Какие-то очень уж страшные дети, получается, учатся в этом классе. Беспощадные и мстительные притворщики. Их сабантуи, сплетни, ёрничество, наряды и поведение не по годам - всё это так сильно напоминает потерянную 'золотую молодёжь' из фильма 'Курьер' или стаю из 'Чучела'. Но в конце фильма внезапно происходит смена акцентов, и эти самые дети вроде бы вполне искренне поздравляют ту самую учительницу с юбилеем, да и ещё и осуждают Комаровского за его выходку. Может, я и ошибаюсь, но у меня сложилось ощущение, что Меньшов в процессе работы над фильмом невольно выехал на полосу жестокой школьной драмы, но потом опомнился и вернулся в более скромное и приличное русло чисто советского, то есть более целомудренно и осторожно показанного конфликта с открытым финалом, где, может быть, негодяи всё-таки ещё станут приличными людьми..

Хотя конфликт тут на самом деле не один. Их тут целая россыпь: конфликт прагматиков и романтиков, отцов и детей, старого и молодого поколений, конфликт целеполаганий. И самое главное - идеологический конфликт простых тружеников и будущих 'звезд', предвестник краха Советского Союза. Надо сказать, все они сведены воедино очень грамотно и гармонично, рисуя цельную историю. Совершенно очевидно, что интеллектуальный негодяй Комаровский порицается Меньшовым за свою вымороченную целеустремлённость и неразборчивость в средствах. Мне сначала показалось, что он испытывал какую-то симпатию к Петровой как к максимально непохожей на других. Но мне тут сказали, что это не так, он сразу задумал использовать её и просто поступательно реализовывал свой план. Противоположность Комаровского - Игорь Грушко вообще-то тоже отличается практической хваткой, но не грезит о нудной карьере, а достигает своей цели романтичным, модным способом - музицированием. Он обрисован как импульсивная, нервная, непредсказуемая личность, он ни на кого не полагается, никого не уламывает. Напротив, чуть что гонит от себя всех подряд. С ним остаются двое самых стойких и уравновешенных парней, с которыми он и создаёт ансамбль. Мне не была близка истеричность этого персонажа. Очень легко остаться в одиночестве с подобным характером, но одиночество для таких людей - самое мучительное. Я считаю, Грушко крупно повезло, что нашлись верные товарищи, готовые смириться с его взрывными повадками. Да и вроде как пообтесали они его, немного утихомирили. Кстати, очень приятно, что парень оказался из Новосибирска. Мой родной город.

В фильме много интересных, украшающих его деталей. Например, очень мне понравилась коротенькая сцена с переглядыванием Игоря и Петровой на химии. Это такой чистый, незамутнённый проблеск первого чувства. Я думаю, эту сцену нужно показывать в нарезке из других советских фильмов, чтобы проиллюстрировать современным, излишне продвинутым детям, что такое первая любовь. Понравились небольшая роль Зиновия Гердта, а также крошечная сцена с боевой соседкой учительницы Девятовой. Люблю таких боевых старух, восхищаюсь ими, вот один из самых нравственно здоровых персонажей фильма! Очень понравилась и роль Олега Табакова. Неожиданным было явление Фатеевой в роли завуча, но она хорошо раскрылась, особенно в полукомичной сцене с милиционером.

Меня сильно впечатлила кольцевая композиция фильма, придавшая ему какую-то особенную глубину, и акт 'возмездия' под лирическую школьную композицию. Может быть, это сочетание говорило, что школьные драмы не так уж серьёзны и жизнь всё равно очень сильно изменит учеников, они станут другими людьми. А, может быть, это говорило о чём-то ином, но приём я считаю удачным. Также заинтересовала смена кадров с помощью проезда камеры вокруг одного и того же персонажа. Да, эффектно, но мне показалось, что эффект потерялся от однообразности этого метода. Может быть, стоило применять его только в нескольких, особенных случаях. И под вопросом остался для меня трогательный, но опасный подарок учеников своей учительнице - фотоснимок-коллаж, состоящий из её выпускников разных лет. Каким образом были подобраны эти самые выпускники для коллажа? Едва ли все тридцать лет учительница одинаково горячо и любовно относилась ко всем своим ученикам. У неё могли быть 'любимчики', а могли быть те, к кому она относилась прохладно. Рандомный выбор выпускников мог её совсем даже не обрадовать. А поместить на коллаж Петрову вообще было странной идеей, ведь этот класс ещё не выпустился. Мало ли что могла натворить Петрова к выпуску ) да и вот, перед самым поздравлением действительно дискредитировала себя.

Удивлена, что на этот фильм, мало взволновавший меня, напишется столь длинный отзыв. Но не так прост Меньшов, и, значит, в, казалось бы, рядовую школьную историю он сумел вложить многое.

4 декабря 2022

Памяти Владимира Меньшова

Приятное, ностальгическое кино про «школьные годы чудесные» дарит нам Владимир Меньшов своей дебютной работой в качестве режиссёра. Картина охватывает советскую школу, отношения между одноклассниками и выбор жизненного пути, когда 16-летние авантюристы сталкиваются со взрослыми доводами. Простой фильм, который цепляет своим взглядом на мальчишек, раскрывает интересы школьников, демонстрирует отличие воспитания. Можно даже отметить, что это кино обо всём.

В ленте сталкиваются споры одноклассников, их увлечения музыкой, общение с девочками. Почему «Розыгрыш»? Из-за взгляда на преподавателя Евгению Ханаеву. Начальные сцены отражают вроде бы привычные для школьников ухищрения, чтобы не писать контрольную, но под спором с учителем скрывается взрослеющая душа. Режиссёр специально ставит знакомую каждому отечественному школьнику сцену, показывая отношения на розыгрыш таких одинаковых, но в тоже время совершенно индивидуальных ребят.

Активистом и, своего рода, дирижёром музыкального направления становится Дмитрий Харатьян. Фильм бьёт по увлечениям, по игре на гитаре, по старым помещениям такой ностальгической ноткой, что становится тепло на душе. Обычные разговоры за игрой передают дух перспективы, надежд и стремления. В качестве синтеза разных характеров как раз и выступает музыка: для одних это просто хобби, для других возможность будущего заработка. Мюзикл сочетается с картиной, как, в принципе, многие советские ленты про школьную пору («Приключения Электроника» (1979)).

Картина рождает подростковое противоборство между Дмитрием Харатьяном и Андреем Гусевым, взгляды которых расходятся на музыкальном споре, хотя на самом деле их противоречия намного глубже песен. Поднимаются вопросы семьи, потери, драмы неполноценного взросления. Ты ощущаешь, как школьники переходят ступень детства, как решают серьёзные вопросы, когда сын не хочет принимать отца, когда чувство гордости не позволяет переступить через свои принципы. Олег Табаков в роли отца Гусева — это прекрасное попадание в образ, так как ты не воспринимаешь за добрым и нежным образом Табакова того человека, которого описывает сын.

От разговоров к делу. Переход школьников на решение проблем методами старшего поколения воспринимается учителями шокирующе. Вот тут ты и видишь, что главный подтекст скрывается в том, что люди не хотят видеть в своих учениках новое поколение. К такой концепции приходит и финальный твист, начавшийся в начале розыгрыш, когда за лестью и притворством, смирением и подмазыванием проявляются истинные мысли и желания ребят. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» — вывод, основанный на понимании и раскрытии персонажей.

Владимир Меньшов появился в качестве камео фильма. Жалко, что уходят такие прекрасные личности. Может «Розыгрыш» и не сыскал славы, но «Москва слезам не верит» стала феноменом во всём мире, а «Любовь и голуби» и «Шырли-мырли» разлетелись на цитаты. Автор показывает жизнь такой, какая она есть, поэтому и «Розыгрыш» теплом отзывается в душе.

12 июля 2021

Возрождение буржуазного сознания

Художественный фильм «Розыгрыш», вышедший в 1976 году, очень хорошо сделал срез менталитета людей того времени, Олег Комаровский, очень похожий на молодого Чубайса, является ярким представителем той политической силы, которая прикончит советскую действительность. Главный его тезис, это прожить более яркую жизнь, чем его окружение, он хочет быть кем-то, лучше чем все остальные. Он готов для этого обманывать, использовать людей, как например, он использовал Таю, для него любая цель оправдывает средства, в 90 люди с такой позицией, становились, либо бандитами либо, бизнесменами, в зависимости от своего интеллекта.

А что может противопоставить ему общество, например его учитель, которая и представляет оппонирующую позицию, после монолога Олега, сказала, что она даже рада за него, что он может совершать глупые поступки, она считает, что понимает его, что это обычный, конфликт отцов и детей, но нет, например Тони Монтана, из художественного фильма «Лицо со шрамом», придерживается тех же самых принципов, и назвать его действия и поступки детскими, никак нельзя.

Его сверстники, тоже не имеют аргументов, против позиции Олега, и все что они делают, это просят прощения за его выходку, а Игорь ответил еще примитивнее, это решил доказать неправоту Олега физической силой.

О чем все это говорит, о том что от идейного кризиса социалистического общества никуда не деться.

8 из 10

21 мая 2020

Да будет битва

Неформальный лидер 10 «Б» класса, продуманный лицемер, отличник и вообще жук по фамилии Комаровский придумывает и воплощает в жизнь розыгрыш, жертвой которого становится престарелая учительница математики. Комаровский не испытывает по этому поводу ни малейших угрызений совести, так как совести у него тупо нет и никогда не было.

Одновременно в том же классе появляется новенький — Златокудрый Орфей, мастерски играющий на гитаре семиструнной. Это Дмитрий Харатьян, и, если вы думали, что нельзя быть слащавее и метросексуальнее, чем он был в «Гардемаринах», то х/ф «Розыгрыш» это заблуждение опровергает на счёт раз.

Харатьян как яркая творческая личность привлекает и перетягивает к себе определённую часть класса. Среди тех, кто остаётся верен Комаровскому, — заучка и серая мышка Тася Петрова, внешне напоминающая неудачный арт к фильму Стивена Спилберга «Инопланетянин».

Петрова испытывает к Комаровскому неясные романтические чувства и верит, что под толстым слоем подлости в нём скрывается сокровищница, полная алмазов необычайной красоты. Комаровскому же скучная нечёсаная Петрова интересна исключительно как инструмент для решения проблем, возникших у него после того самого розыгрыша.

В итоге Петрова получает жестокий жизненный урок, который заставляет её навсегда залезть в свои синие чулки по самые уши. Слабым утешением огорчённому и возмущённому зрителю может послужить лишь то, что Харатьян организует Комаровскому запоздалое физическое возмездие гитарой в глаз.

20 декабря 2018

стрелок жест

Признаюсь честно, увидел этот фильм совсем недавно, где-то 4 года назад. И не сразу понял ни смысл, ни образов героев, ни идеи. Было ясно одно — это фильм про школу, про старшеклассников уже, но что хотел сказать нам режиссёр, тогда ещё не понял.

И только вчера у меня в голове всё разложилось по полочкам по поводу этого фильма.

НО как и другие фильмы великого Владимира Меньшова, смотрелось шедеврально. Школа, лица учеников, коридоры, учительница Марья Васильевна, чисто меньшовские «перемещения» в пространстве — это всё навевает не только чисто вкусовое удовольствие, но и ностальгию, и даже тоску по школе, а ещё по великой стране, которую я застал лишь на 5 лет.

Смотришь, и думаешь — страна жила, учителя учили, школы выпускали академиков, учёных, инженеров, артистов, в общем во всём достойнейших людей. Да, вглянувшись в эти лица, сравнив с лицами современных школьников, понимаешь — великое было время, великая была страна.

Конечно, идеализировать то время не стоит. Страну погубили чрезмерная закрытость общества, контроль за всем и почти тотальный запрет на всё, что очень хочется.

Но какие были учителя! Англичане признали, что Великую отечественную выиграл во многим советский учитель.

Роль Марии Васильевны Девятовой, на мой взгляд, лучшая роль в карьере Евгении Ханаевой. С первого взгляда она покажется вредной, озлобленной на весь мир плохой училкой, почём зря обижающей учеников и не разделяющей с ними чувство юмора. Но это только с первого взгляда. Марья Васильна — Учитель с Большой буквы. Предана своему делу. Её задача, даже не столько как учительницы по математики, сколько именно этого самого Учителя — воспитать достойнейших людей. А также показать, что есть розыгрыш, а что есть издевательство над учительницей, да ещё над такой как Марья Васильевна.

Мне в чём-то, можно сказать, повезло с учителями. Я закончил школу где-то 14 лет назад. В моей школе были как совсем плохие, так и просто блестящие педагоги. Что же сейчас? Как правильно сказал Евгений Янович Сатановский, нашему образованию осталось жить 5 лет, до тех пор, пока уйдёт на пенсию последний советский учитель. Остаётся надежда только на нового министра образования.

Роль Игоря Грушко для Дмитрия Харатьяна — дебютная, и одна из самых удачных. Парень, приехавший из Новосибирска, получился несколько странноватый, взрывной, я бы даже где-то сказал, психованный, но безусловно одарённый. Многие гении были такими. Смотришь на него и других ребят, которых он объединил в вокально-инструментальный ансамбль, и веришь — это они поют и играют, а не ВИА «Добры Молодцы». Естественно, школьная администрация не разделяла их увлечения, а Марья Васильевна не поняла их творчества.

А какие глубокие, со смыслом песни прозвучали в фильме! И «Бабочки», и «Про стрижей» и «Это странно всё», и конечно легендарный школьный вальс «Когда уйдём со школьного двора».

Даже неформальный лидер класса Комаровский здесь смотрится, как вполне нормальный человек. Его карьеризм и желание идти по головам проявляется только по мере развития сюжета. Не люблю таких людей, которые всем доказывают, что то, чем они занимаются, ничтожно, если это не приносит много денег и не продвигает тебя вверх. Даже Марье Васильевне в её юбилей посмел нахамить. Интересно, что было после того, как они внизу в раздевалке столкнулись с Грушко?

Тая Петрова в исполнении Наташи Вавиловой выглядит забитой и слабохарактерной, но она настолько милая, глубокая, романтичная. Для неё не так страшно потерять уважение класса, которого и так не было, как испортить отношения с Марьей Васильевной. И я тоже был болезненным ребёнком, как и она.

Остальные ученики очень напоминают и мне, и наверняка многим из вас, ваших одноклассников девятого-десятого-одиннадцатого класса. Да, в каждом классе была какая-нибудь девчонка-воображала, эдакая королева красоты и устроительница всевозможных сабантуев, типа Даши. И какой-нибудь гроза класса типа Никитина. В каждой школе пока ещё есть хоть один такой юморной и остроумный Карл Си-гиз-мун-до-вич, не обязательно мужчина. И я всё же верю, что не смотря на все реформы и ЕГЭ будут ещё такие Учителя с большой буквы как Мария Девятова. Которая будет не талдычить свои догмы, а меняться с каждым годом, учиться чему-то новому.

Светлая память Евгении Ханаевой, умершей в 1987 году, так и не узнав о присуждении ей звания Народной артистки СССР. Здоровья Владимиру Меньшову, и, если возможно, хоть ещё одного киношедевра!

1 октября 2016

Над беговой дорожкой сквозь болото жизни бабочки летают. Бабочки!

16+? Серьёзно? Почему такой высокий возрастной рейтинг, если самим ребятам по пятнадцать и вопросы фильм задаёт такие, о которых надо задуматься в самом раннем возрасте?

Я не видел этой ленты в детстве, я даже никогда о ней вообще не слышал, пока не вышел мерзопакостный ремейк 2008-го года. И очень жаль. Жаль наше телевидение, упорно отгораживающееся от советской классики и действительно великих фильмов, к которым я со всей уверенностью причисляю «Розыгрыш», написанный по сценарию выдающегося Лунгина и поставленный Меньшовым и Масловым. А актеры какие! Работа ребят иногда далека от идеала, но главные персонажи прописаны досконально, причем особая благодарность за Табакова в роли Комаровского-Старшего. Без его таланта было бы тяжело обойтись в ключевой сцене фильма.

Сценарий выверен и хорошо построен, сюжет плотно завязан, правда, эпизод с милиционером несколько фантастичен, но и это идет картине в плюс, поскольку, раз надуманность и неестественность одной сцены бросается в глаза, значит, всё остальное время правдоподобность поддерживалась на высшем уровне.

С музыкальным сопровождением всё в полном порядке — песни крутые и цепляющие. Хотя плохо, что каждый раз вместо живого звука мы слышим студийный. В первый раз это было к месту, создавалось впечатление, что просто ребята фантазируют о том, что могут добиться такого исполнения в будущем, но звукорежиссер упорно продолжал пропихивать этот фокус во все песенные эпизоды. Однако, надо учесть, что в семидесятых весь советский кинопром баловался данным грешком. Хорошо что в «Розыгрыше» не плясали, как в «Чародеях». «Чародеи». Бррр.

Над фильмом хочется думать. С героями хочется спорить, соревноваться и просто проводить время. Они же такие живые, такие юные. И еще не взрослые и вроде бы уже и не дети. Прекрасный возраст. Как хочется вновь окунуться в это время, и фильм даёт нам такую возможность. Рекомендую к просмотру всем, особенно детям.

10 из 10

3 июня 2016

Кризис советской морали в школе

Надо сказать, что фильм не без комсомольских назиданий, но основная линия отработана как надо.

Масса интересных вопросов: Допустимо ли брать деньги за музтворчество школьникам? Что такое лидер? Что лучше: Холодный расчёт или живая эмоция? Что жизнь: борьба или ожидание-творение хорошего (психология позитива)?

Удивительно, что при однозначности ответов, кино вышло умеренным в своей назидательности и вполне правдоподобным. Нечто похожее потом выдала Асса. Правда, ее герои изначально были нонконформистами по отношению к советской действительности. У Меньшова герои пока с ней если и конфликтуют, то умеренно. Но будущее в них угадывается. И в пику застою один из героев (Комаровский) заявляет: «Ритм жизни не тот, чтобы разбрасываться».

Кстати, слов типа социализм или коммунизм в фильме не звучит. Так что появление римейка уже в наши капиталистические дни выглядит как пророчество оригинала.

Звездой, в первую очередь, стал Дмитрий Харатьян, сыгравший эмоционального юношу-музыканта. Но и Наталья Вавилова — осуждаемый за правдоглаголание ботаник — запомнилась тоже.

Отдельный респект Евгении Ханаевой, которая сыграла учителя, соединившего вечные моральные принципы с умением услышать иногда своих учеников, сохранив дистанцию с ними.

К слову, интересен Розыгрыш и своим оригинальным подходом к монтажу — переходы из одного павильона в другой обставлены очень эффектно.

24 апреля 2016

Первый фильм режиссера Меньшова — и сразу шедевр. Кино, в котором решаются «проблемы бытия, а не быта»(с). Причем, проблемы максимально сложные. Тут и конфликты поколений, и разные взгляды на жизнь: творческого «возбужденного» подростка и молодого, но уже прожженного, циника. Старшее поколение на удивление адекватно и трезво оценивает обстановку. Видит в молодежи людей, а не только учеников, не связывает их по рукам и ногам всевозможными правилами и преподавательскими догмами. Ребятам явно повезло с учителями. Причем с несколькими сразу, что бывает в настоящей жизни, увы, крайне редко.

Фильмы о творческих увлеченных личностях я очень люблю. И данный — не исключение. Авторы написали несколько чудесных песен, стилизованных под «подростковость», особенно «дождь». Каждый раз, когда я смотрю это место, на глаза наворачиваются слезы, ведь это на самом деле «удивительно», как сказала главная героиня фильма.

Очень глубокая поучительная история, которую можно и должно смотреть всем без исключения поколениям, от мала до велика.

10 из 10

16 июня 2015

Это кино надо смотреть совсем по-другому

Фильм совершенно замечательный с художественной точки зрения.

Смотрится легко, с большим интересом — благодаря милой, обаятельной игре молодых, еще краснеющих актеров, подыгрывающих им неуклюжих, подзадоривающих и удивляющихся взрослых.

Великолепен талант режиссера, сумевшего собрать в одно целое производственное кино о трудовых буднях школьников, мюзикл и перелинованную заново тему «героя нашего времени». Комаровский-Печорин проигрывает Грушницкому-Грушко… однако… так вот, сумевшему собрать все это вместе и воплотить в идеологическую, романтическую сказку. Как сказку это и стоит смотреть. Как сказка этот фильм и прекрасен. Идеальные и идеализированные герои-школьники и учителя. Такие хорошие, талантливые, добрые, какие могут быть только в советской производственной сказке. Каждый персонаж — целый образ, плотный, объемный, с историей, с аллегорией, о нем можно долго рассказывать, основываясь только на общих представлениях. Ну, чисто «Красная шапочка»…

В жизни, к сожалению, ничего этого не было, вот именно в таком романтическом виде не было.

Но как сказка фильм хорош. Прекрасен. Умилительно. Трогательно. С расцветающим принцем-Харатьяном и принцессой-Вавиловой. За нее режиссеру отдельное большое спасибо!

25 января 2015

Правильно сказал Олег своему папе и учительнице! Солнцем надо было становиться при их талантах, а не жалким огарком свечи в школе или на заводе!

Может кому -то этот фильм напомнит школу, но дабы не съезжать с главной темы фильма на второстепенные подтемы, я все -таки считаю что главная тема фильма это конфликт учительницы Марии Васильевны и ученика Олега. И поэтому как не крути а главный центральный персонаж в этом фильме вовсе не Игорь, не Тая, ни ребята из класса и даже не сама учительница у которой скоро будет большой юбилей работы в школе, а именно Олег. Позицию которого так много критиковалась в фильме, и все время эта позиция показана как крайне неудачная, неуклюжая, в ней куча недочетов, которая приведет к тому что человек просто станет гадом, решит что может ради большой цели поступаться совестью, нарушать какие -то моральные правила или правила приличия, как например Олег дабы высказать свою позицию решается замахнуться на святое праздник юбилей учительницы.

Но как бы там не было, но надо признать что самый то интересный и объемный персонаж, который ставит все главные нравственные проблемы в фильме именно Олег, но ставит он их как не странно своим отступничеством от каких -то коллективных доктрин, общенародных праздников — как то учительский юбилей или день 7 ноября. И может посмотрев этот фильм не все меня сейчас поймут, но поверьте мне на слово в любом случае это хорошо когда есть такие люди как Олег, которые могут отступить от общих правил, доктрин, попытаться поставить их истинность под сомнение пересмотреть или вовсе поменять — это хорошо что есть такие люди — некоторых из таких как Олег народная память запоминает как великих негодяев, других как героев, которые ведут нас в более честный мир, но дело не в том кем они в конечном итоге станут гадами или героями.

Я просто к тому что это прямая наша обязанность о которой постоянно забывает большинство — быть емкими, многогранными, а не плоскими людьми которые все говорят по шаблону и через каждую шаблонную фразу повторяют это прекрасно, это прекрасно, это прекрасно, ах какой хороший общенародный праздник, как здоровы что все мы здесь сегодня собрались всем классом, а на остальное плевать — плоскость этих людей не рождает им никаких проблем — вот в чем дело, поэтому у этих людей в отличии от Олега — там Игоря, Таи и их одноклассников все прекрасно, они чувствуют себя с окружающими их правилами их средой как нечто однородное — однородная масса.

Поэтому конечно же такому плоскому большинству из класса и из телезрителей непонятно чего завелся этот Олег на пустом месте и портит святое — праздник людям! Да как он вообще посмел? Как смеют эти люди не веселиться когда всем весело? Как смеют стоять в стороне когда весь класс или вся страна справляет обязательный для всех праздник, и не важно юбилей ли учительницы — день 7 октября или как сейчас в России модно стало справлять замену 7 ноября — день народного единства. И все ходят довольные и веселые с флажками или шариками, а спрашивается чего веселиться? И чего опять же примыкать к этому плоскому большинству? Можно подумать что вот это все большинство — положительное явление.

А я считаю что в России все это большинство, вся эта стадность, коллективизм и обязаловка в том числе и морально -нравственная всегда будет сугубо отрицательным явлением — цель которого манипулировать самыми широкими народными массами, которые в массе своей всегда будут плоские — вы поймите что народ, что класс, и все наши люди они не любят когда перед ними ставят двоякие неразрешимые нравственные и другие проблемы личности и реальности как Олег — они любят тех кто наверху заместо всего этого просто объявляет что это только у думающих индивидуумов как Олег все неоднозначно, какие -то проблемы в стране, а для плоских масс все просто — для них никогда нет проблем даже когда они есть, поэтому давайте условимся так что в нашем народе нет проблем, в стране нет проблем, давайте не будем ни выявлять проблемы ни решать ни выносить их на общенародный суд какими бы неприятными они не были как предлагал прагматичный Олег, давайте просто закатим общенародный праздник, гулянья.

В самом деле чего париться, мучиться что жизнь прошла даром, давайте условимся что так и надо было, что так как есть — это просто предел мечтаний, учительница молодец что тридцать три года проторчала на отшибе жизни, папаша Олега тоже молодец что остался талантливым неуделом, давайте считать что проблемы нет просто все они пожертвовали своим взлетом в жизни ради какой -то более высокой моральной цели, хотя все что они сделали это действительно всего лишь остались не у дел и вместо того чтобы сделать в жизни действительно что -то великое они успокоиваются тем что всю жизнь выполнили работу учительницы там или простого инженера, хотя это работа конечно же не для таких людей как его папаша и та учительница — эта работа с которой справились бы даже посредственности — вот пусть они и делали бы 150 выпусков или 10 000 норм на заводе!

А такие люди как они должны не на дуде играть или штаны просиживать в начальных классах — а быть начальниками! Страной управлять и не уступать свое место посредственностям без боя, которые у них в школе списывали. Тогда бы и в стране порядка больше было -а то все умные люди внизу на дуде получаются играют 100 лет в начальной школе отмечают, а всякие идиоты и дураки сидят на их месте наверху и ничерта не делают. В то время как папа Олега и Мария должны были в лепешку разбиться а попасть туда и там раскрыть свой огромный потенциал, во благо народа и страны, а так они закопали свой дар в землю, уступили свое место дуракам, да еще хотят сказать что у них все в порядке с совестью и моралью? Не получиться.

30 декабря 2014

От звонка до звонка

Эта картина знакома каждому: светлый коридор, уставленный рядами разномастных цветочных горшков, неширокая лестница, по которой совсем скоро пронесется пестрый многоголосый вихрь, и неприметная уборщица, степенно выполняющая свою извечную работу. Эта история знакома каждому: класс пытается убедить учительницу, что она не предупреждала о контрольной, но находится предатель, оказавшийся слишком честным для нелепой детской лжи. Взявшись за постановку школьной драмы, казавшейся «Мосфильму» бесперспективной, дебютант Владимир Меньшов не стал тратить время зря и уже с первых минут задал героям сложные жизненные вопросы устами обманутого педагога Марьи Васильевны. «Невинный» розыгрыш 9-го «Б», заставивший учителя сомневаться в своей памяти и показавший не лучшую сторону подростков, стал фоновой темой столь типичной в своем жанре и столь непосредственной в своей наивности ленты.

Класс как класс: перенявшие западные веяния лохматые мальчишки собираются вместе, чтобы играть на гитарах, кокетничающие девчонки встречаются, чтобы посплетничать об одноклассниках. Изгоев в дружном коллективе двое: местная «юродивая» Тая Петрова с бездонными глазами Натальи Вавиловой и приехавший из Новосибирска начинающий музыкант Игорь Грушко в исполнении юного, пока без приставки «вечно», Дмитрия Харатьяна. Москва еще верит слезам: школьники не наделены безграничной жестокостью взрослых, но уже вошли в тот возраст, когда кажется, что шарф летом или нежелание поддержать класс в дурацкой затее на всю жизнь порочат человека. Ее не терпят как любимицу строгого учителя и честную особу «со странностями», а его — как потенциального претендента на лидерство и чудака, посмевшего посмотреть на юродивую недостаточно криво. Меньшов тонко, но беззлобно рисует непривлекательный портрет ребят, которые думают, прежде чем делают, и неистово торопятся жить. Мальчики, оправдывая прогул из-за импровизированного урока музыки, скажут, что 15 — это уже не детство, а нижний уровень взрослости, и девочки, нарядившиеся для сабантуя в добавляющие возраста наряды, это подтвердят. Герои «Розыгрыша» не спешат доказать свою зрелость, слепо бунтуя против старших и поступая так, как свойственно любому девятикласснику.

Камера все чаще возвращается к крупным планам детских лиц, всматривается в их выразительные неидеальные черты, неровные зубы и непослушные вихры, будто отыскивая в подростках светлую сторону. И находит ее — школьники у Меньшова не неизлечимо плохи, а лишь заблудились на пути к взрослению, и направить их может учитель. Марья Васильевна, в напоминание о временах, когда тезис о школе как главном воспитательном механизме еще работал как часы, пытается указать верный путь и научить не только математике, но и законам честности. Знаком неблагодарного служения педагога школе на протяжении 32 лет становится галерея выпускных фотографий с кривенько вмонтированным лицом Евгении Ханаевой — тысячи учеников, которые выучили свой урок и устремились дальше, в начавшуюся за школьным порогом большую жизнь. Образ учителя помогает раскрыть другую важную тему — поиск подростками достойного пути, который принесет им счастье. Главный антагонист Олег Комаровский в своем максимализме презирает учителя, просидевшего на одном стуле три десятка лет, не гордится отцом, якобы упустившим все шансы простым инженером, и мечтает о быстрых успехах и блестящих достижениях. Но режиссер, наделяющий родителя и учительницу подлинным удовлетворением своей непритязательной жизнью, недвусмысленно намекает, какой из подходов вернее.

Особой стихией самовыражения в картине становится музыка, объединившая ребят во главе с новичком в группу. Первые стихи, посвященные однокласснице, первые сыгранные вместе аккорды добрых песен, среди которых тот самый «Школьный вальс» — неразрывный спутник всех Последних звонков на протяжении почти сорока лет, впервые прозвучавший именно в «Розыгрыше». В своей первой работе Меньшов не только с достоинством обыграл типичный сюжет, но и попробовал себя в роли новатора. Непривычное для подобного рода фильмов зациклованное повествование, необычная смена кадров — камера панорамой обходит героя, незаметно перенося его в другую локацию, и открытый финал. Школьный конфликт, скрывающий за собой общечеловеческий, режиссер оставляет нерешенным то ли оттого, что сам не знает верного ответа, то ли оттого, что его и вовсе нет. Изображая сложные ситуации, но не доводя напряжение до накала «Чучела» или «Дорогой Елены Сергеевны», Меньшов создает правдивую и одновременно наивную историю, которая дарит ощущение удивительной ностальгии по утопическому прошлому, когда физкультура проходила в бассейне, а все было лучше и добрее. Особый светлый мир «Розыгрыша» преображает даже собственные воспоминания о школе, заставляет с тоской вспомнить время, когда мы жили от звонка до звонка, с трудом дожидаясь конца уроков. Но впереди остались только другие, конца которым нет, — уроки жизни.

1 декабря 2014

Математическая задача на вычисление совести

Как первая режиссерская работа Владимира Меньшова музыкальная мелодрама «Розыгрыш» стала одной из лучших отечественных кинокартин о жизни старшеклассников и лидером проката 1977 года, собрав в общей численности просмотров 33,8 млн. зрителей. Этот добрый, легкий, полный юношеской романтики фильм учит юного зрителя думать, принимать первые в своей жизни самостоятельные и серьезные решения, отвечать за свои поступки и ошибки, что порой нелегко дается героям его сюжета. Как мне кажется, в некотором смысле и для определенной части зрителей — это фильм-ностальгия. Прекрасная, светлая ностальгия о своем школьном прошлом, а для кого-то еще и ностальгия по давно ушедшим добрым, советским временам, когда во многих сердцах обычных граждан «большое, теплое и человеческое» еще преобладало над «холодным, трезвым и расчетливым». Ностальгия он и для самого Владимира Меньшова. Его режиссура талантливо раскрывает тонкий, хрупкий, противоречивый юношеский возраст, словно он заглядывает вглубь самого себя, в свою давно ушедшую юность, бережно и трепетно извлекая из ее сосуда свои сокровенные остатки романтики, а возможно, и несбывшиеся мечты. В образ каждого героя он вкладывает частицу себя, каждому из них он сопереживает, в каждом уважает личность с присущими только ей жизненными идеалами, взглядами, принципами и мировоззрением. И это чувствует и принимает зритель.

Интересным, дополняющим сюжет получилось музыкальное сопровождение фильма. Его музыка и песни подчеркивают общий романтический фон картины, отражают внутренние чувства и переживания юных героев, а порой разряжают психологически напряженные моменты фильма.

Картина затрагивает широкую и всегда актуальную для молодежи жизненную тематику: это процесс взросления и становления личности; поиск себя, попытки понять чего ты хочешь и что ты можешь; определение и творческая реализация жизненного пути; отношение к любви, к дружбе, к предательству; проблемы взаимоотношений подростков со старшим поколением и со своими сверстниками.

Основная сюжетная линия картины — конфликт между пожилым классным руководителем Марией Васильевной и ее учениками, которые обманом сорвали контрольный урок по алгебре, превратив его в жестокую и унизительную «шутку». Данный конфликт развивается на почве соперничества двух главных героев — антиподов: Андрея Гусева в роли лидера и общего любимчика класса Олега Комаровского, и Дмитрия Харатьяна в роли новичка и талантливого музыканта Игоря Грушко, от которого харизматичный и не по годам расчетливый Комаровский сразу же почувствовал угрозу для своего авторитета. В кульминационной развязке фильма, в соответствии с развитием и разрешением конфликтной ситуации происходит логичная перестановка местами ее главных героев, где настоящим лидером оказывается Игорь Грушко.

Следует отметить, что для Харатьяна — это была первая и достаточно успешная роль в кино, а Марию Васильевну сыграла уже всем известная и любимая актриса Евгения Ханаева, удостоенная премии за ее исполнение.

Другой достаточно яркий и романтичный женский образ воплотила в своем исполнении юная актриса Наталия Вавилова. Она сыграла роль тихой, скромной отличницы Таи Петровой, в которую сразу же влюбляется герой Харатьяна. Да и какая же романтика может обойтись быть без первой, чистой, светлой юношеской любви.

Незаурядным и впечатляющим получился второстепенный герой фильма — отец Комаровского в исполнении Олега Табакова. Это самодостаточный и само реализованный человек, он на редкость многим живет в ладу и гармонии с самим собой, так как вполне счастлив тем, чего достиг в своей жизни. Ему не нужна карьера, он не стремиться жить ради какой-то цели, но готов подчинить любую цель во благо и для счастья своей любимой семьи. И это, в своем ключевом диалоге, отец стремиться объяснить своему сыну, но к сожалению сын его мыслит иначе, у Олега Комаровского на этот счет свое мнение… Что ж, возможно для того, чтобы что-то понять, каждому необходимо свое, определенное время, а пока Комаровскому нужно подрасти…

И конечно понятно, что взволнованному и нетерпеливому зрителю так и хочется выкрикнуть в след герою мудрые слова проницательной Марии Васильевны: «Задачи то у вас, юноша, были не математические, а моральные, и решили вы их неверно!…» Хотя, как знать, возможно, неоднозначная улыбка главного героя в завершающем кадре фильма свидетельствует о том, что юноша уже осознал свои ошибки и давно знает верное решение.

6 июня 2013

Разыграли ли?

С современной точки зрения, наверное, в этом произведении даже особого конфликта не сыщется… но ради таких вещей мне радостно забить на современность. Самое скандальное внешне событие здесь — драка двух юношей, а оголтелого криминала и не водится, хоть фигурирующий в сюжете представитель сил правопорядка и доводит встревоженно до всеобщего сведения, что растёт уровень преступности в среде несовершеннолетних. Да, до «Дорогой Елены Сергеевны» должно было пройти ещё десятилетие: тогда многие язвы общества настолько обострились, что о них заговорили во всеуслышание и поставили ребром очень жёсткие вопросы, дали на экране право даже преступникам-подросткам сказать часть правды об уродствах взрослого общества.

Здесь же всё сравнительно благополучно и явственно, в однозначное разрешение нравственных проблем верится непринуждённо и не без удовольствия, а приподнятой риторике учительницы ещё не противопоставлено чего-то веского и фатального. И подросток, презирающий отца за будто бы нереализованные возможности, выглядит однозначно неопытным и категоричным: отец-то просто-напросто занимается тем, к чему у него душа лежит. Живёт куда более полнокровно, пожалуй, чем сын, который способен даже за девичью юбку прятаться, лишь бы добиться своих прагматичных целей.

Происходящее смотрится (и слышится) довольно бодрым и оживлённым, подчас суммируется ёмкими и выразительными фразами. Которые удачны, даже если просто забавны и остроумны: «Даша принесла крюшон — это очень хорошо». А уж с какой проникновенностью объясняет талантливый юноша своим приятелям оборот про «жест стрелок» из своей задушевной песни! Характеры очерчены выпукло, и каждый штрих, каждая подробность даже внешности работают на создание цельного образа. Нельзя ведь недооценивать роль костюмеров: вызывающе-красным платьем с чёрным поясом как нельзя лучше можно подчеркнуть хищность натуры молодой особы, а скромный серый костюмчик и непритязательный, неброский платочек прекрасно дополнят образ девушки, которая в своём классе в общем-то аутсайдер. Ребята играют достаточно убедительно, как привлекательные, так и отталкивающие черты школьников врезаются в память мгновенно, внешний облик их тоже будет нелегко забыть. Кроме всего прочего, красивые ведь парнишки-то! Ну а «юродивая» Петрова вышла настолько убедительно, что всё внутри сжимается, а тому, кто в школе пережил примерно то же, что она, и вовсе не будет причин ей не сопереживать.

Будь это американский фильм, то с такими начальными условиями, как в «Розыгрыше», здесь могли бы замутить нечто жуткое и с ужасающей концовкой, вроде «Кэрри» ну или ещё чего-нибудь. Но, смотря такие вещи, лучше всего понимаешь, что для подлинной драматичности не нужно особых бурь страстей, убийств, поругания девичьей чести или компрометирующих фотографий. Когда всё так буднично, на приглушённых тонах, это может действовать даже намного сильнее. Едким и насмешливым тоном произносимые сплетницами сами по себе как будто вежливые фразы… Трепетно скрываемая, но в то же время такая явная для всех одноклассников привязанность видного парня к непопулярной девчушке…

Кроме всего прочего, «Розыгрыш» ведь и просто неплохой повод приобщиться к романтике того периода: я могу сколько угодно млеть при виде кофейных платьиц и белых кружевных воротничков, это как-то настолько трогательно старомодно. Песня — неумирающая просто. Всё то может и наивное, но светлое, открытое, искреннее, сентиментальное, берущее за душу… иди же наконец ко мне, и разыграй — если сумеешь.

13 февраля 2013

Мы в ответе за тех, кого воспитали!

Этот фильм почему-то в детстве и юности прошел мимо меня и вот только сейчас я его смог посмотреть. Первое впечатление от него это ностальгия по школьным временам. Это уроки, это одноклассники, это дружба, это взаимоотношения с учителями, это начало серьезной жизни.

Как ни странно, но в фильме нет ни одного положительного героя. Есть только один ярковыраженный отрицательный персонаж — Олег Комаровский и то, его тоже можно понять — у него была мечта и он к ней стремился, может быть неправильным путем, но на примере окружающих, отца и учительницы математики, ему казалось, что жить для кого-то это не смысл жизни, а жить нужно для себя и для своих целей. В фильме поднята очень серьезная тема воспитания, увы ни в жизни, ни в фильме нет однозначного ответа: пусть дети учатся на своих ошибках или им нужно навязывать свое мировоззрение.

Главное не в том, что ты зарабатываешь деньги, а в том, на что ты их тратишь! Вот тут-то и выяснится, каких людей мы воспитали. Мне кажется каждый родитель должен помнить эту фразу, мы должны быть в ответе за тех, кого выпустили в этот мир.

Игорь Крушко, одноклассник Олега, типичный школьник-бунтарь того времени, но с моральными принципами. У него умерла мать, у отца другая семья и он попадает в новую школу, где ему приходится отстаивать свою точку зрения. Он пишет трогательные песни и благодаря музыки он может отвлечься от этого мира. Большинство песен посвящено либо свободе (Стрижи), либо безответной любви (Бабочки летают, Это странно все), либо грустным моментам в жизни (Первый дождь, Прощальный вальс). Да он может нагрубить, у него бывают истерики, но это все из-за того, что в его жизни сейчас трудный период, но даже несмотря на это, он не может простить унижение учителя и одноклассницы. Его воспитание позволяет ему тратить заработанные деньги на помощь людям.

В те времена прогрессивных преподавателей было мало и от этого было неожиданно увидеть, что учительница математики Мариия Васильевна Девятова, хоть и воспитанная в традициях советской власти, понимала своих учеников и постоянно развивалась, благодаря своим классам. Она, как и герой фильма «Доживем до понедельника» учитель истории Илья Семенович, всей душой со своими ребятами, за них переживает всем сердцем и даже если чего-то не понимает в современности, сразу не отвергает это. Благодаря таким и появляются творческие личности с нестандартным мышлением.

Нельзя не отметить музыку из этого фильма, она здесь занимает немаловажную роль, а может даже одну из главных. Тексты песен очень трогательны. Они создают душевное настроение этого фильма. Благодаря им фильм приобрел драматические нотки.

8 из 10

7 декабря 2012

Начну, пожалуй, вот с чего: это лучшее кино про школу, из тех что я видел. Это кино про людей, которые на стыке детства и взрослости вдруг начинают задаваться серьезными вопросами, искать на них ответы. Это кино актуально для всех возрастов, потому что даже с наступлением полноценной взрослости, вопросы эти никуда не уходят, а на нахождение ответов уходит все больше и больше времени…

Любопытно, что розыгрыш в данном случае — это не только проделка учеников одного класса, подшутивших над педагогом; это еще и розыгрыш подростками ситуации, которая во взрослой жизни встретится не раз — и тут очень важно, как и кто себя поведет, какую модель поведения выберет: будет ли решать эту жизненную задачку, руководствуясь вечными ценностями, или постарается разыграть беспощадную и жестокую партию, согласившись ради достижения своих целей пройти по головам товарищей.

Фильм Владимира Меньшова заставляет не только думать и поступать правильно, но и иначе учит относиться к окружающим, к себе, к жизни, которая — вечный, нескончаемый экзамен.

- А все-таки контрольная состоялась. Только задачи в ней были не тригонометрические, а нравственные. А решили вы их неверно.

- Этот тип задач не имеет однозначного решения.

- Только однозначные!

Пройдусь по персоналиям, зацепившим меня более всего.

1. Харатьян чудесный просто. Представляю, как в него влюблялись девчонки той поры. «Юноша бледный со взором горящим» /Брюсов/. Очень правильный, очень идейный (в лучшем понимании этого слова), целеустремленный, честный, справедливый и удивительно проникновенный образ школьника Игоря Грушко получился у Харатьяна. Запилите мне Оскар) То есть не мне, а Харатьяну)

2. Наталья Вавилова. Вот знаете, есть понятие — «тургеневская девушка», а есть — «меньшовская девушка». Вавилова что здесь, что в «Москва слезам не верит», создает образ очень правильной, очень одухотворенной советской девочки. В такую невозможно не в влюбиться, по-моему: очень открытое лицо, очень большие глаза и очень тихое обаяние…

3. Андрей Гусев. Ох, хорош, чертяка. Почти подонок его Комаровский, но как убедительно сыгран: презирающий отца, «все знающий о жизни» 16-летний умник, который идет по жизни, не оглядываясь и не останавливаясь; топит других ради достижения своих меркантильных целей. Очень яркий образ.

4. Евгения Ханаева — настоящий учитель. Побольше бы всем таких учителей: она учит детей главному — жизни, а не формулам, уравнениям и правилам. Какое счастье — встретить такого учителя на своем пути. Вот чем были хороши школьные фильмы в СССР — там были Учителя. Вспоминается учитель-Тихонов в «Доживем до понедельника», Нестор Петрович в «Большой перемене».

Ну и музыка, конечно, совершенно прекрасная.

- Почему вы — вообще все взрослые — почему вы как-то пугаете нас жизнью? Чуть что — жизнь покажет, жизнь проучит. Ведь если всю дорогу только худшего ожидать, то так и будешь ходить с насупленными бровями. А я вот уверен, что все у нас будет хорошо! Всегда!

Понятно, что фильм этот местами по-советски наивен, чист и идеален, но в то же время он максимально приближен к жизни.

10 из 10

И в категорию любимых.

29 октября 2012

Коготок увяз-всей птичке смерть! (с)

Сколько раз смотрела-всегда в конце слезы наворачиваются от трогательности, от искренности. Фильм на все времена. Как бы не менялись поколения-проблемы-то всегда одни и те же.

Характер каждого персонажа очень хорошо прорисован:от главного героя Игоря Грушко до эпизодического, но запоминающегося учителя химии в исполнении З. Гердта. Диалог Комаровского с отцом так вообще шедеврален. Невероятно, но при просмотре, чувствуешь себя одним из учеников 9 «Б»-насколько все реально.

Отдельно хочется отметить музыкальное оформление. Пронизывающие своей чистотой песни хочется слушать и слушать.

Фильм-правда. Фильм-история.

10 из 10

13 сентября 2012

В классе появляется новый ученик — Игорь Грушко, парень с ярковыраженными музыкальными способностями. «После краткого визуального знакомства вы производите впечатление человека непростого», — так выразился о нем один из учителей. Первая роль Дмитрия Харатьяна оказалась очень яркой и удачной. Харатьяновский Грушко — безусловно, один из лучших образов в советском школьном кино. «Он возбужденный — от талантливости» — лучшая его характеристика.

Тая — девушка, «которой вранье органически не свойственно». Интеллигентная серая мышка, плохо вписавшаяся в классный коллектив, балансирующая на грани изгоя.

И, наконец, «гениальный комбинатор» Олег Комаровский. По моему, самый интересный персонаж картины. Математик, открывший формулу достижения цели, в которой нет места увлечениям, хобби, маленьким авантюрам вроде прогула уроков, зато широкомасштабные нравственные задачи вполне поддаются корректировке.

В этом фильме раскрывается много проблем: проблема творческой реализации подростка и непонимания со стороны старшего поколения, проблема дружбы и предательства, проблема заработка для подростка и т. д.

Но в тоже время фильм производит впечатление поверхностного, легкого. Вроде бы не комедия, но серьезности ситуаций не чувствуется. Возможно, от того, что слишком много музыки и музыкальных номеров. Играют молодые музыканты, прямо скажем, попсу, что опять же указывает на намерение авторов фильма не углубляться в молодежную проблематику.

В ином случае Харатьян и компания «рубили» бы рок!

10 из 10

6 сентября 2012

На все времена!

На мой взгляд, советские фильмы редко когда не попадают в самую суть того или иного времени. И этот фильм не исключение!

Смотрела его много раз и каждый раз открываю что-то новое для себя. Хочется пересматривать и пересматривать этот фильм. Легкий, поучительный, добрый фильм. Очень точно переданы все характеры героев. Фильм был снят в советское время, но все в этом фильме актуально и по сей день. Каждый в свое время проходит уроки жизни. И самые первые, конечно же, в школе. Испытания на дружбу, на любовь, доверие, восприятие окружающего мира и своего внутреннего я.

Актеры играют безупречно. Просто смотришь, забываешь обо всем и веришь во все происходящее. Умело передают все эмоции и переживания своих героев.

Песни делают этот фильм еще богаче и вкуснее! Светлые, ничем не утяжеленные песни. Такие простые, но о таком важном в жизни каждого..

Очень жаль, что не было снято продолжения. И очень жаль, что таких фильмов уже не снимают. Утрачена эта легкость в кино.

Моя оценка данному фильму, конечно же, самая высокая.

10 из 10

3 июня 2012

А всё-таки контрольная состоялась, только вот задачи в ней были не тригонометрические, а нравственные. А решили вы их не верно.

А у неё как в телеке, звук выключили, одно изображение. Из проблемных фильмов, посвящённых школе, этому не поставлю 10 из 10. Но эта 8 будет побольше некоторых 10. А сам фильм отличное учебное пособие — как снять проблемный фильм о школе.

Всё-таки человеческие отношения ничего не стоят. Сразу, оговорюсь о том, чего не понравилось.

Модерн от греха подальше — на чердак. Кому, конечно, как, но когда в кадре два пацана «играют» на двух акустических гитарах, при этом рядом по двум мелким барабанам «стучит» третий, а на фоне играет чуть ли не симфонический оркестр… Как минимум пол минуса.

Это шутка… — Нет. Это ложь. Если бы не прочёл критику мэтров, то фильм бы понял не до конца. А ведь розыгрыш то был не только внутри (учительница — класс), но и снаружи (режиссёр — зритель). Но уж больно это тонко обыграно. Чересчур. Думаю, пару подсказок можно было подкинуть.

Когда человеку хорошо, он песни поёт, стихи сочиняет. Харатьян. Мне показалось, что в эмоциональных сценах он переигрывал. Понятно, что подростки народ экзальтированный, но здесь этого было многовато.

У него творческий кризис, лежит на диване и ищет. — Чего ищет? — Новую идею… Теперь. Когда с минусами покончено, переходим к плюсам. Во-первых, отмечу оператора. Особенно переходы между ключевыми сценами в духе «Привет Матрице»

Ну, хороший человек не профессия. Во-вторых, отмечу оператора. Интересная работа с декорациями. Точнее их подбор. Вот чисто на вскидку. Кричащая маска на стене, когда группа исполняет громкую песню. Харизматичные ностальгические фото на стене у учительницы. Старые книги у главной героини. Новые книги у папы Олега. Всё очень к месту и отлично дополняет смыслом видеоряд.

Ой, девочки, как они поют, ну прямо битлы и «Песняры». Саундтрек. Меня, возможно, поймут не правильно, но я бы его обозначил как рокерским. С поправкой на то время и на ту страну.

Тут товарищи в количестве четырёх душ явились… — принять холодный душ. Юмор. Не смотря на проблемность фильма и его драматичность — места для юмора было предостаточно. И он (юмор) неплохо снимал напряжение в нужных местах.

Это не драка. Это возмездие. В драмах часто присутствует много кетчупа и мяса. Здесь махача не будет, хотя где-то за кадром его обозначат. В этом фильме это решение очень тонкое и точное.

Это чепуха, шутка, ну не всю же жизнь мне за неё расплачиваться? — Вы расплатитесь за неё один раз… но запомните на всю жизнь, именно потому что расплатитесь. Взрослые в фильме необычайно разнообразны и что интересно не линейны. То есть нельзя тут сказать, что классная — педагогический образец, а на должность злыдней и вовсе кандидатов не найдётся.

К Петровой нельзя относиться как к амёбе у неё тонкая душевная ткань. Школьники не менее разнообразны. Был соблазн сыграть некие архетипичные, но от того — безликие роли. Но соблазн преодолели. Основные герои не похожи друг на друга.

Спой мне милая подружка, бедной юности моей, спой мне песню, где же Грушка, сердцу будет веселей. Причём даже такие заведомо второплановые герои как здешний поэт были весьма запоминающими.

Мстительность мелкое чувство. Сильные люди великодушны. Как же жди, они потому и сильные, что ни одной мелочи не спускают. Девушкам здесь не очень повезло. За исключением Главной героини, остальным внимания было уделено немного. С другой стороны это не стало распылять фильм с одной стороны, но добавляло оттенков жизни с другой.

На то и Тая, чтобы таять. Главная героиня. Мне показалось, что, создавая её образ, слегка перестарались. Но сыграно было великолепно.

Талант это как раз покой и сосредоточенность, есть ты, и есть цель. Чего мельтешить. Зловред. Боялся. Что он будет картонный. Такой, знаете, очевидный, линейный тип. Но нет. Он получился весьма объёмным, а главное — понятным.

А, товарищ сын, ты бы хоть «Доброе утро» мне сказал. Из «не школьных» взрослых выделялся, пожалуй, папа зловреда. Мне он показался попыткой создать некий образ, который был бы хорош как для взрослых, что логично, так и для подростков. Попытка, думаю, редкая, но удачная.

Ну, надо же, что роман с человеком делает. — Не роман. А розыгрыш. Розыгрыш как таковой. Ожидал какого-то вселенского подвоха, а оказалось вполне себе «безобидно». Тем интереснее то, что из этого выстроили неплохой фильм.

Так что, виноваты все, а мы будем казнены как заложники? — Заложники безвинны. Диалоги. С учётом целевой категории однозначный плюс.

Можно ждать, как сложится жизнь, а можно её самому складывать… — Ты погляди со стороны… Это же не ты мне должен говорить, а я тебе. Откуда у тебя деловитость эта? Можно подумать, что у тебя за плечами лет 30/40. — А что же мне всё в мальчиках ходить? — Не в мальчиках, в юношах. Трезвую расчётливость твою, её надо выстрадать, она приходит, когда шишки на лбу набьёшь. А в юности как раз надо разбрасываться, надо всего хотеть, надо всего добиваться. Надо вечный двигатель изобретать. Цель в жизни вещь великая, но цель то это в жизни. А для тебя жизнь это как болото, через которое ты мостки выстраиваешь к своей цели. Ну, добежишь ты к ней первым? Оглянешься. А сзади что у тебя? Беговая дорожка? Не скушно станет? Ключевой диалог. Оставлю без комментариев.

Жизнь — это борьба, а вот в этом вашем одержимом музицировании я вижу попытку уйти в какой-то искусственный мир. Мир музыкальных грёз чтоли. — Почему вы… ну вообще все взрослые, почему ну как-то пугаете нас жизнью. Чуть что жизнь покажет, жизнь проучит. Ведь если всю дорогу только худшего ожидать, то так и будешь с насупленными бровями. Проблема «отцов и детей». Согласен. Не ново. Но вот ведь парадокс — сработало.

Любое стоящее дело требует от человека поступиться чем-то, иногда даже достоинством. В фильме подняты целый ряд вопросов, которые хотя и оставлены без ответа, но повод на «подумать» предоставлен.

Значит, я буду получать деньги за своё собственное удовольствие. Ну, это как-то стыдновато. Проблема именно тогдашнего общества. Жаль, что сейчас над этим не задумываются.

Амнистия всегда бывает по праздникам. Чует моё сердце — эта фраза в фильме неспроста…

Милиции и школе дружить надо. Сцена в учительской. Уже она одна однозначно даёт понять, что фильм если и не шедевр, то почти. Как сыграно, как обыграно. Браво.

А ты можешь дать определение эталонной жизни? А вы можете дать определение эталонному проблемному школьному фильму?

Вывод. Сейчас фильм несколько устарел. НО. Если вас интересует школьная тематика, и при этом вы устали от чернухи. То вот вам кинолента. Не идеал, но где-то рядом.

28 июня 2011

На мой взгляд, «Розыгрыш» — один из лучших советских фильмов о школьной жизни. С первых минут просмотра у меня навернулись слезы от светлого и немного печального чувства, я сразу вспомнила свой класс и захотелось туда — в тот очаровательный школьный мир. Этот фильм обладает замечательной особенностью быть проблемным, трагичным и тем не менее светлым и добрым. Прекрасно показаны учителя, уроки и юмор, особенно на уроке химии. З. Гердт — класс! Колоритный, строгий, веселый.

10 из 10

21 мая 2010

Настоящее.

Чистое, наивное, трогательное, настоящее кино про школу.

Давно уже такого не снимают.

А жаль.

Это Вам не пресловутое творение Германики на Первом.

Это Кино с большой буквы.

Сюжет, в принципе, простой.

Но поднимает серьезные проблемы, известные каждому.

Это и первая влюбленность, и лидерство, и мечты о неизвестном будущем, и отношения с классным руководителем.

Поиск себя, попытки понять, чего ты хочешь от жизни.

И все это так живо, так ярко представлено и показано.

Кино вроде и легкое, но в тоже время поразительно философское.

Все так напомнило родную школу..

Что в итоге я решила заглянуть на следующей неделе к своей любимой классной руководительнице.

Потому что «Для нас всегда открыта в школе дверь. Прощаться с ней не надо торопиться…».

Золотые слова.

10 из 10

26 марта 2010

Но жизнь — она особенный предмет…

Фильм очень люблю, но…

По поводу знаменитого обмана учительницы, с которого всё началось… Я не знаю, как было 30 лет назад и какие отношения были с учительницей в конкретном экранном классе, но, когда училась я, даже внимания не было принято обращать на вопли учеников «Не говорили о контрольной!» Тем более вот так опрашивать класс, вслух припоминая, что стояла у окна и т. д. Ясно, что это «условность», на которую не стоит обращать внимания, — нужно просто начинать писать на доске задание.

Удивил в этом эпизоде Комаровский — есть ты, есть цель, чего мельтешиться? — до чего расчётливый, а пошёл на такой риск с обманом, зная принципиальность учительницы.

Ну, что ещё… снимать умели, играть умели… почти все… посмотреть приятно.

9 из 10

6 февраля 2010

«Я не могу иначе»

Шикарный фильм. Один из самых-самых. Безусловный шедевр в моем понимании и видении.

Интересно, что, посмотрев в его первый раз, еще в школе, я всё внимание обратил практически исключительно на взаимоотношения учителя и несправедливо (как мне тогда показалось) наказанного ей ученика. В принципе, логично, время было такое: похожие проблемы в школе — актуальность, что называется, зашкаливала. С другой стороны, «за кадром» (в силу, быть может, всё той же возрастной, временной невостребованности) остались другие, не менее интересные, а, главное, важные вопросы — «второй» розыгрыш, философия жизни главного героя и т. д.

Через какое-то количество времени фильм смотрелся уже совершенно по-иному. Словно новые горизонты открылись. И, что характерно, теперь уже эпизод с «казнью заложников» отошёл на второй план, уступив свое место другим вещам.

И лишь с третьей, условно выражаясь, попытки удалось «объять необъятное» и оценить картину во всей ее масштабности, насладиться всей ее глубиной и многогранностью. Это гениальное кино, уж простите за эмоции. Просто последних на самом деле возникает масса, лавина — всякий раз, когда случается смотреть фильм.

Обожаю практически каждый момент. Атмосфера школы конца 70-х — не сравнить с нынешней, конечно. Бездна разницы! Неподражаемый З. Гердт — серьезнейший вклад в картину с точки зрения юмора. Мастер! Блистательный О. Табаков: диалог с сыном — один из моих любимейших эпизодов. Нервный, взрывной, но, безусловно, незаурядный герой Д. Харатьяна. Подкупает (хоть, порой, и бесит одновременно) своей неоднозначностью. Достойный противник в исполнении А. Гусева — фундаментальный идеологически выверенный подход ко всему — уважаю. Да, очевидные проблемы с «облико морале», но… тем интереснее! Финальный монолог («Я хотел бы извиниться… за класс») — это вещь! «Битва взглядов» в раздевалке/гардеробе, предваряющая «возмездие», — отлично! А Е. Ханаева, особенно в эпизодах «приобщения к музыке»?! А Н. Фатеева, так переживающая за чужие деньги?! Черт побери, одни восклицательные знаки получаются. Извините, конечно, но… «я не могу иначе». И, кстати, еще мне песни нравятся. Причем практически все без исключения. Без них картина была бы совсем другой. Это всё равно, что «В троллейбусе ехала ты» после «Бабочек» не сказать.

В общем, я полагаю, уже всем всё понятно: я просто фанат этого фильма. Здорово, что его выпустили на DVD — можно не зависеть от ТВ. А оценка… Она очевидна.

10 из 10

26 января 2010

Сейчас в нашей стране уже не снимают того самого наивного, поучительного и веселого «школьного» жанра, который так здорово отражает реальную действительность — «черную» и «белую». Скорее всего, по той простой причине, что идеалы, царившие в советское время, остались с предыдущим поколением. Прогресс не стоит на месте, это известно всем, но как обидно, что он трансформируется в нечто обыденное, потерявшее свою изюминку особенно в отношении творческого подхода.

В фильме упор сделан не столько на сам талантливый юношеский ансамбль, сколько на сферу взаимоотношений одноклассников друг с другом и со своими учителями. Процесс взросления и приобщения ко взрослой жизни показан как нельзя лучше в отношении двух персонажей — Грушко и Комарова. Двух полных противоположностей. На что делает режиссер упор более всего в их конфликте? Именно на то, что в каждом человеке он видит личность, со своими идеалами, взглядами и мировоззрением и у каждого свой жизненный путь. Открытого ответа мы не получаем в конце, а его не может быть и в принципе, так как «должны пройти годы, чтобы понять» (как сказал отец Комаровского).

Фильм достоин того, чтобы его считали одним из лучших показателей жанра. В нем есть все составляющие, начиная с отлично проработанных персонажей и заканчивая очень интересными находками с монтажом. И самое главное — это музыка, которую исполняют ребята. Она отражает их настроение и внутренний мир. Режиссер это отлично показал.

12 марта 2009

Только что посмотрела фильм «Розыгрыш» и ещё раз убедилась в том, что советское кино — это нечто особенное. Ничего даже мало-мальски похожего я не видела до сих пор. Взять хотя бы «Розыгрыш» 2008 года — вроде бы снят по мотивам, а впечатление совсем другое оставляет… Интересно было посмотреть на игру Дмитрия Харатьяна и Евдокии Германовой, которым посчастливилось сыграть в обеих картинах.

Если, так сказать, препарировать ленту более тщательно, то могу сказать, что мне очень понравилась операторская работа: переходы от эпизода к эпизоду шикарны! В старых фильмах я такого не встречала.

Что касается актёрского состава, то мне понравились Тая Петрова в исполнении Натальи Вавиловой и Евгения Ханаева в роли Марии Васильевны Девятовой. А как хороша была Калерия Георгиевна Фатеевой! Выражение её лица, когда в школу зашёл милиционер, надо было видеть! Минусом идёт Харатьян. Тут он такой неопытный, скованный и перепуганный, что лично мне показался неубедительным.

В общем и целом, картина заслуживает высшей оценки.

10 из 10

28 февраля 2009

Советское кино… и не просто советское кино, а советское кино о школьниках, о школьной жизни, которая ставит перед старшеклассниками первые задачи и преподает первые уроки взрослой жизни…

Этот фильм, как один из многих советских фильмов, является для меня примером «хорошего русского кино». Посмотрев, понимаешь, что да, тогда снимать умели! Не копируя, не притворствуя, а показывая реальную жизнь (пусть пока и в школьном варианте) именно в том виде, в каком она есть на самом деле, а это большой плюс, скажу я вам!

История проста, как мир, но раскрывает отнюдь не простые отношения. Первая проверка на прочность дяди Маяковского, показывающего «Что такое хорошо, а что такое плохо», первые муки выбора, проявления себя как личности, первая любовь и первые разочарования… Фильм учит думать… да, именно думать, задумываться о своих поступках. Ведь это так сложно — принимать серьезные, самостоятельные, а самое главное, правильные решения в свои шестнадцать лет!

Естественно, не было бы всего этого без отличной игры начинающих актеров Андрея Гусева, Дмитрия Харатьяна, небезызвестного всему российскому продвинутому народу, и Натальи Вавиловой, чьи работы поражают своим мастерствои и талантом.

«Розыгрыш» стоит того, чтобы его посмотреть, а может быть, даже и не один раз. Не важно, в каком ты возрасте, выпустился ты уже из школы или еще слишком юн, чтобы вникать в такие проблемы, но посмотреть это стоит. Учитывая, что таких фильмов не так уж и много.

10 из 10.

28 сентября 2008

Спасибо, что конца урокам нет!

Советское время, советская школа, советская молодежь. Эта картина об отношениях, о нравственности, о первых шагах во взрослую жизнь. И наконец, картина о школе, не столько как об учебном заведении, сколько как о первой школе жизни.

Один из первых фильмов, режиссируемых Владимиром Меньшовым. Среди актерского состава приятно выделить персонаж Евгении Ханаевой — учительницу математики и по совместительству классного руководителя 9 Б — Марию Васильевну Девятову. Запомнился и Зиновий Гердт с эпизодической ролью учителя химии, и Олег Табаков в роли отца Комаровского. Отдельно скажу о молодых актерах, для большинства которых этот фильм был одним из первых. Мастерски для своего возраста сыграли Дмитрий Харатьян и Наталья Вавилова, их персонажи в лице молодого талантливого юноши-музыканта и тихой школьной отличницы на самом деле выделяются среди других. Не столько мне показался ярким персонаж, сыгранный Андреем Гусевым — Олег Комаровский.

Советское время, советская школа, советская молодежь. Фильм был снят тридцать с лишним лет назад, а затронутые в нём проблемы всегда будут актуальны. Потому что всегда рано или поздно молодые люди взрослеют и проходят через одни и те же проблемы, всегда есть свои любимчики и баловни, есть яркие и талантливые, а есть скромные и добрые. Этот фильм оставляет впечатление незаконченности, но чувствуется, что будет продолжение ввиде будущей жизни каждого из молодых героев, и только они вправе решить как им идти по жизненному пути.

Отдельно хочется сказать спасибо создателям фильма за любимый школьный вальс! Каждый раз слушаешь и понимаешь, что

жизнь — она особенный предмет…

Задаст вопросы новые в ответ.

Но ты найди решенье непременно!

Спасибо, что конца урокам нет!

10 из 10

30 июня 2008

Мелодрама Розыгрыш появился на телеэкранах в далеком 1976 году, его режиссером является Владимир Меньшов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Дмитрий Харатьян, Андрей Гусев, Евдокия Германова, Наталья Фатеева, Николай Константинов, Арсен Михайлов, Ирина Кораблева, Галина Манухина, Зиновий Гердт, Павел Винник, Ирина Мурзаева, Гарри Бардин, Владимир Меньшов, Любовь Мышева, Владимир Протасенко.

Страна производства - СССР. Розыгрыш — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.