Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Безотцовщина |
год: | 1977 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Шамшурин |
сценаристы: | Мария Халфина, Эдгар Смирнов |
продюсер: | Виталий Богуславский |
видеооператор: | Игорь Мельников |
композитор: | Григорий Пономаренко |
художник: | Сергей Портной |
монтаж: | Инесса Брожовская |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 января 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
«Безотцовщина» — типичный советский фильм 1976-го года выпуска по одноимённой повести (я бы даже сказал, рассказу) писательницы Марии Халфиной. Выбор пал на эту картину неслучайно — я давно хотел посмотреть ещё какую-нибудь киноработу великолепной Елены Драпеко, знакомой большинству по роли Лизы Бричкиной в военной драме «А зори здесь тихие».
«Беотцовщину» вряд ли можно назвать экранизацией произведения Халфиной. Из очень небольшого произведения взята лишь основная главная идея, которую переписали практически до неузнаваемости. Что интересно, литературный первоисточник не произвёл на меня никакого впечатления, в отличие от фильма. Надо отдать должное сценаристам: из банального повествования Халфиной история Ольги Муромцева превратилась в отличный фильм, ставший классикой советского кинематографа и второй визитной карточкой Драпеко.
Писательница начинает рассказывать о событиях уже после рождения сына главной героини — Лёньки, которого мать кличет Алёшей. В картине Шамшурина ситуация в корне иная. Мы видим развитие Ольги как женщины, начиная с 16-летнего возраста и заканчивая зрелостью — в виде уверенной в себе матери 6-летнего Алёши. В биографии главной героини мы можем наблюдать такие этапы жизни как предательство матери в раннем возрасте (и только когда девушка взрослеет мать забирает её к себе, дабы та помогала ей по хозяйству), и внеплановую беременность, и работу в колхозе, и рождение первенца, и предательство мужчины, в которого она была влюблена… В общем, полный набор классических советских штампов. Однако в данном случае штампы дают скорее положительный эффект от просмотра.
Актёрский ансамбль прекрасен! Драпеко смогла показать всю палитру эмоций своей героини, Лев Прыгунов великолепно вписался сначала в отрицательную роль единственного мужчины в жизни Ольги — предателя Ромы, а затем — в положительную — в роль заботливого отца-«дяди Ромы». Тамара Сёмина в своём привычном второстепенном амплуа: на этот раз актрисе досталась роль матери главной героини с таким же именем — Тамара, Леонид Куравлёв в странном парике сыграл эпизодическую роль её возлюбленного. Особый приятный бонус для меня — небольшая роль Раисы Рязановой, которая сыграла коллегу Оли на скотоферме.
История Ольги мне в чём-то напомнила советский фильм с Гундаревой «Сладкая женщина». Точно такое же линейное повествование «от» и «до». Но при всех своих плюсах, «Безотцовщина» немного не дотягивает до шедевра с Натальей Георгиевной. Однако фильм стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы окунуться в сельскую советскую атмосферу 70-х и насладиться бесподобной игрой любимых актёров.
8 из 10
9 марта 2015
Типичный советский фильм того времени… типичный. но от этого не менее современный и душевный, ведь затронутые в нем темы отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми были, есть, и, дай Бог, будут.
Сюжет, на первый взгляд, незамысловатый — она его любила, а он ее не очень, она забеременела, а он ее бросил, она со всеми трудностями справилась, а он все осознал и вернулся, и все это приправлено небольшой долей «советской идеологии». А если посмотреть с другой стороны? Со дня выхода фильма уж больше 30 лет прошло, практически 2 поколения вырасти успело, а что изменилось?
Весь фильм — это череда ошибок, по счастливой случайности приведшая к хеппи-энду, однако абсолютно, как и положено хеппи-энду, нежизненному. Ошибка матери Оли, решившей, что деньги и мужчина — достаточный повод забыть, что у тебя есть дочь, ошибка не подлежащая исправлению… да и как, если мать не помнит, что такое дочь, и не знает, как установить с ней душевный контакт, разучилась… Ошибка Оли, которая бросилась в любовь с головой, как в самое значительное(а так и есть) и светлое событие своей маленькой жизни — а откуда ей знать про то, что семья — это не только любовь, это еще и тяжелый труд, труд по постройке отношений и быта, по малюсенькому кирпичику. Не было у Оли перед глазами семьи, любящих родителей, а когда появилось — было уже чужим и ненужным. Так ошибка матери больно аукнулась дочери. А как плачевно закончились отношения Романа и Оли: Оле хочется ребенка от любимого, чтобы подарить любовь и тепло, которых так не хватало ей от собственной матери, а любимый не готов, и, несмотря на то, что вроде бы «не по мужски» поступает Роман, осуждать его неправильно и нечестно: «А ты меня спросила?» — взывает он к Ольге. И тут следующая ошибка, вернее даже не ошибка. а недостаток опыта, мудрости, да и материнского совета — и тот и другая идут на поводу у своей гордости, мол — да ты мне не нужна, да я только свистну; ах не нужна, да значит и ребенок тебе не нужен, да и не скажу тебе тогда… А в результате недетский вопрос и полные боли глаза шестилетнего мальчика Алеши: «мама, а что такое байстрюк? Мама, что бывает, что папы совсем не бывает?»
Спасает семью и «молодоженов» дальняя родственница — Тетя Нюра, простая, грубоватая с виду, но мудрая и любящая женщина.
В фильме замечательный актерский состав — хотя «первой скрипкой» безусловно является Елена Драпеко, большинство зрителей знают ее по фильму «А зори здесь тихие», но амплуа похожие — простая русская девчонка с ой-как непростой судьбой, зато остальной оркестр подыгрывает настолько профессионально и слаженно, что, вроде бы являясь второстепенными персонажами, своеобразными «декорациями», создают полностью всю атмосферу фильма.
Я думаю фильм будет интересен людям «советской формации», как таблетка от ностальгии, и полезен современным Олям и Романам.
Твердая
8 из 10
6 сентября 2009