Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Одиннадцать надежд |
год: | 1976 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Садовский |
сценаристы: | Виктор Садовский, Валентин Ежов |
видеооператор: | Владимир Ковзель |
композитор: | Владлен Чистяков |
художники: | Борис Бурмистров, Л. Дудко, Ю. Ротин |
монтаж: | Евгения Шкультина |
жанры: | комедия, спорт |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 марта 1976 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
После череды унизительных поражений сборной СССР по футболу руководство Спортивного Отдела ВЦСПС Особой Комиссии по командным играм ВЛКСМ ВКП(б) принимает решение назначить тренером Анатолия Папанова — пожилого, но перспективного специалиста. Папанов соглашается с неохотой, ибо понимает, с какими буратинами ему предстоит работать. Но что делать; раз партия сказала «надо» — значит надо.
Занятый в эпизодической роли знаменитый советский футбольный комментатор Николай Озеров тут не просто сидит в своей будке, но и входит в тренерскую как к себе домой, подкалывает Папанова, выезжает с командой на загородный пикник, где много ест и искромётно шутит, мол, «Ну что, колченогие, опять опозорились?»
Естественно, каждый спортивный фильм заканчивается решающей схваткой с сильным противником; в данном случае это сборная Испании, которую тренирует густоусый мачо в исполнении Армена Джигарханяна. По окончании игры на табло всего лишь ничья — 3:3, но неприятного осадочка не остаётся, потому что по итогам группового этапа чемпионата мира наши таки вышли в плей-офф и там, как надеется зритель, всех порвали.
Также нельзя не отметить, что зарубежные футбольные фанаты показаны в фильме значительно более заводными и безумными парнями, чем советские — болеющие в перерывах между работой на фрезеровальном станке и чтением газеты «Правда». Наши не позволяют себе никаких дудений в вувузелы, запусков фейерверков и массовых драк; чинно сидят на трибунах и вдумчиво наблюдают за игрой; а когда радуются голам — подпрыгивают невысоко и аккуратно, чтобы партбилет из кармана не выпал.
20 декабря 2018
Виктор Садовский был мастером перенесения на экран спортивной психологии. Даже в фильме «Одиннадцать надежд», рассказывающем о формировании футбольной сборной для мундиаля и ее выступлении, Садовский стремился выделить полутона, нервное молчание, раздраженность, честолюбие и прочие немаловажные детали, которые и определяют зрелищный спорт высоких достижений.
Картина будто продолжает снятый чуть ранее фильм этого режиссера «Удар, еще удар». Опять в центре внимания будет один из матчей в котором ребята покажут себя во всей красе — характер и талант. Будет и микст из небольших зарисовок, характеризующих характер каждого. Но самое важное, что все это будет показано с добротой и уважением к Спорту и Людям, являющимся его частью. Интриги и закулисные комбинации существуют, да и режиссер не исключает возможности подобного. Все дело в акцентах.
Наверное тут можно поспорить и сказать, что дескать фильм является неотъемлемой частью советской пропаганды. Только вот, это вряд ли. Слишком уж внимателен к вопросам человечности оказывается режиссер. Слишком большое внимание уделяет характерам. Вот, к примеру вся роль Джигарханяна, исполняющего тренера испанской сборной, сводится во внимательном взгляде и проявлении эмоций по ходу матчей. Точно такое же проявление эмоций потребуют и от других актеров. А такой подход — правильный. Браво, Садовский!
8 из 10
13 июня 2015
Футбол нынче для нашей страны и ее болельщиков является очень больной темой. С распада СССР мы получили целый комплекс различных проблем, с которыми до сих пор не может разобраться ни одно руководство футбольного союза России. Коррупция на всех уровнях, договорные матчи, засилье неквалифицированной футбольной силы из-за рубежа, отвратительные стадионы, этот список можно продолжать до бесконечности. Конечно, в союзные времена было, хоть и ненамного, но лучше. Футболисты не получали огромных денег, какие зарабатывают сейчас, за границу никто не стремился, да и не пускали. Но тем не менее, у сборной Советского Союза был класс, был огромный запас прочности, была стабильность. У сборной России всего этого нет, играет она периодами, причем самые черные полосы приходятся на самые важные матчи.
Но не будем о грустном, в конце концов я ведь тут говорю о фильме, а не о футболе, в котором вы и сами лучше меня разбираетесь. Я говорю здесь о фильме «Одиннадцать надежд». Несмотря на то, что жанр фильма определен как комедия, смешных моментов в нем не так уж и много, скорее, он ближе к драме, хотя, когда политический контроль за производством фильмов шел более жесткий, определить жанр предполагается очень трудным. Но, так или иначе, я полагаю, что нет ничего смешного в рассказе о жизни тех, кому в футболе всегда приходится тяжелее всех, о тех людях, которые ответственны за результат, кому приходится не спать ночами и работать по двадцать пять часов в сутки, чтобы команда, составленная из одиннадцати абсолютно разных людей стала единым и непобедимым организмом. Я говорю о тренерах.
Именно о тренере сборной СССР и рассказывает фильм. Тренер Воронцов, когда-то уже возглавлял сборную, но руководство футбольной федерации посчитало, что он добился необходимых результатов и отправило тренера в отставку. Спустя примерно лет двадцать он вновь у руля команды. Команды, чьей целью является квалификация на финальные игры чемпионата мира, грандиозного события, которое является самой желанной мечтой любого футболиста.
Собственно, фильм и рассказывает о том, как проходит процесс становления сборной, составленной из абсолютно непохожих друг на друга индивидуальностей, на который не то что надеется, уповает вся страна. В фильме показаны проблемы, актуальные до сих пор. В частности поднимается отношение тренера сборной и тренеров клубов. Зачастую, клубные тренеры не желают отпускать своих лучших подопечных на игры сборной. Ведь через их игроков строится игра в клубе или тренер клуба опасается, что игрок может получить травму, которая может быть настолько тяжелой, что окажется для клуба невосполнимой. Фильм рассказывает о том, как тяжело переживает за футболиста его семья, которая может наблюдать отца и мужа лишь посредством телевизора. До сих пор не могу понять, почему в графе жанр стоит комедия?
Хочу несколько слов сказать о том, кто принял участие в этом замечательном фильме. Во-первых, роль тренера исполнил несравненный Анатолий Дмитриевич Папанов. Для меня очень неожиданным оказалось это перевоплощение «Лелика» из «Бриллиантовой руки». Папанов прекрасно сыграл человека, над которым по сути висит Дамоклов меч, и чьи успехи и неудачи рассматриваются очень пристально. Роль его жены замечательно исплонила Валерия Николаевна Бескова, супруга известнейшего футболиста и тренера Константина Ивановича Бескова. Актеры, исполнивише роли футболистов играли довольно хорошо, хочу отметить молодого тогда еще Бориса Щербакова. Кстати, роль врача сборной исполнила Любовь Виролайнен. Это я к тому, что обычно в футбольных командах врачами являются мужчины. Тем не менее, актриса тоже не отставала ото всех в плане мастерства, что очень приятно. Роль испанского тренера исполнил армянский актер Армен Джигарханян. Признаюсь, я даже сразу его и не узнал, подумал, действительно испанца играет испанец, настолько он бвл органичин. Ну и как не упомянуть о блистательном человеке, Николае Николаевиче Озерове? Он исполнил в этом фильме роль самого себя. Я думаю, нет такого человека в стране, который не знает Озерова. Его комментаторская работа всегда была на высоте. Куда уж нынешним.
В конце хочу добавить о самом сложном моменте, который приходится на долю тех, кто снимает кино про футбол. Про саму игру. Фильмы, где матч снят удачно — единицы. «Одиннадцать надежд» — пример не самый лучший в этом плане, но и не самый худший. Дальние планы показаны нарезкой из футбольного матча. Увы команды я точно назвать не могу, но их расцветка дает мне возможность предположить что это была игра мадридского «Атлетико» (их форма полосатые майки красно-белого цвета по вертикали, их еще за это называют «матрасники») и какого-то из наших клубов, я не знаю какого. Ближние же планы вышли не самыми впечатляющими, но общую картину они не испортили.
Я рекомендую фильм к просмотру тем, для кого слово футбол не является пустым звуком. Для них (для меня в том числе) это возможность получить сто минут удовольствия. Тем же, кто к футболу равнодушен, оно, вероятно, не очень понравится. Я же поставлю этому фильму заслуженные…
10 из 10
15 мая 2010
Мне сложно оценивать этот фильм с точки зрения «простого» зрителя. Это кино моего детства. Да, скорее всего это не лучшая работа Папанова. Скорее всего, людям моложе двадцати пяти (а то и тридцати) фильм не понравится. Типичная «производственная» картина а — ля «Отель» или «Аэропорт» по Хейли, или супер популярный отечественный «Экипаж» (разумеется, если убрать из «Экипажа» все составляющие «катастрофического» кино). С той лишь разницей, что «производство» это — в случае «11 надежд» — его величество футбол.
Добротно снятый, во многом предсказуемый по своим сюжетным поворотам фильм.
По причине ностальгии, а также из-за Папанова, Виролайнен, колоритной маленькой роли Джигарханяна, Николая Озерова в роли, естественно, комментатора, камео самого Бурчалкина — «Выручалкина» ставлю высший балл.
10 из 10
18 декабря 2007