Конец ночи
Nishant
6
7.6
1975, драма, криминал
Индия, 2 ч 20 мин
12+

В ролях: Гириш Карнад, Шабана Азми, Сатьядев Дубей, Мохан Агаше, Кулбхушан Харбанда
и другие
Вишам — младший сын влиятельного деревенского землевладельца —заминдара. В отличие от отца, который ради достижения своих цепей не гнушается нарушать закон, у Вишама нет вредных привычек. Он женат на Рукмани и хранит ей верность. Вскоре в деревню приезжает новый учитель с женой Сушилой и однажды поздно, под конец ночи, Вишам видит как несколько человек насильно захватывают Сушилу и увозят ее прочь...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Конец ночи

английское название:

Nishant

год: 1975
страна:
Индия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Говинд Нихалани
композитор:
художник: Шама Зайди
монтаж:
жанры: драма, криминал
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 6 сентября 1975 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 20 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, криминал

Отзывы критиков о фильме «Конец ночи», 1975

«И никто тебе не поможет»

«Разгулом смерти жизнь полна теперь…»

Рабиндранат Тагор

Молодой учитель приезжает в глухую деревню с красавицей женой и малолетним сынишкой. Бедняге совершенно невдомёк в сколь ужасное место он попал. На дворе середина 20 века, но в этом захолустье цивилизации время застыло, сохранив на протяжении веков устои патриархального тёмного средневековья. В деревне царит настоящий феодализм. И отношения между семьёй властного жесткого помещика и крестьянами фактически соответствуют подлинному крепостному праву во всём его уродстве и безобразии.

Насилие, насилие, НАСИЛИЕ! В этом фильме его так много: физического, психического, морально-нравственного. Правда автор действует достаточно деликатно, в соответствии с национальными кинематографическими традициями. Самих жестокостей и кровавых сцен в фильме практически нет. Чаще всего зрителю показывается лишь результат произошедшего. Но сама атмосфера настолько угнетающе мрачная, что она не может не давить. Композиция кадра и красноречивые позы показаны чрезвычайно статично и жёстко в своей эмоциональной застылости, запечатлённости стресса в искажённых чертах лица. Так что бурное воображение услужливо дорисовывает всё то, что постеснялась запечатлеть камера.

Сколько можно измываться над простыми людьми, сколько можно давить народ, чтобы он запуганный и жалкий продолжал смирено терпеть, сгибая натруженную спину и безропотно подставляя её под удары хозяйской палки? У людей отбирают урожай — они терпят. Бессовестно выкрадывают драгоценности из храма и обвиняют неповинного в их хищении — и местные проглатывают это как горькую пилюлю. За просроченный долг присваивают землю, стоящую в разы больше задолженных денежных средств — несчастные уходят, горько стеная и плача. Отбирают жён и дочерей, бесчестя и губя их молодость, навсегда лишая возможности вести достойный образ жизни — а крестьяне лишь стоят у ворот своих лачуг и как загнанные звери молча взирают, боясь хоть слово сказать поперёк.

Но ведь верно говорят невозможно давить народ бесконечно, постоянно усиливая мощь воздействия. Когда люди превращаются в крыс, загнанных в последний угол, когда у них отобрали всё, что можно было и что нельзя, включая достоинство и самоуважение, у них ничего не остаётся кроме как броситься на загнавшего их хозяина с отчаяньем и жестокостью бешеного зверя, обезумевшего от собственной ненависти и злобы. А в процессе остервенелого нападения, почувствовав силу толпы, ощутив пьянящий запах крови, напившись дурманящего напитка мести, они не в состоянии остановиться и отделить виновных от невиновных, хозяина от его пассивной жертвы. Кровь и месть опьяняют и ослепляют. И бесполезно пытаться остановить бойню разумными доводами или взыванием к совести и жалости. Кровавый пир окончен будет только с полным уничтожением «врага» и всех, что так или иначе с ним ассоциировался. Ночь то кончилась, но рассвет утонул в реке крови.

Кровь за кровь. Насилие порождает тупую безумную жестокость. Как сложно найти возможность разомкнуть этот порочный круг. Неужели же всё безнадёжно, поскольку нет, не было и не будет в мире справедливости… А правда — она у каждого человека своя и все одинаково далеки от истины.

13 сентября 2012

Бессилие

Слона можно остановить, а мужчину — нет. Кто ты против них? И никто тебе не поможет. Никто. Хозяева здесь они…

В середине прошлого века в индийской глубинке царили порядки средневековой Европы: темнота жителей, образующих толпу, которой легко управляет помещик вместе со своими братьями. Менталитет угнетённых людей подсказывает им, что с любыми вопросами, просьбами первым делом нужно идти не к старосте и не в полицию, а именно к нему, который владеет их землёй, который поставлен над ними, к хозяину. Воспротивиться его действиям? Свидетельствовать против него? Нет, даже мыслей таких никто не допускает. Но в деревне появляется «маленький человек», скромный учитель с семьёй. Привыкший поступать правильно и действовать по закону, он обивает пороги инстанций, редакций газет, но в итоге примыкает к заочно со всем смирившимся. И в этой толпе вместе со священником (показательно, образование и религия действуют сообща) ведёт разъяснительные беседы…

Его жена, Сушила, томится в чужом доме на правах «скотины, к которой приходят, когда приспичит», ею пользуются как рабыней. Страдая от разлуки с сынишкой, от того, как была вырвана из привычного уклада жизни, от надругательств и жестокого обращения, она, тем не менее, живёт, смирившись и кое-как приспособившись. Набирается наглости требовать себе лучших условий…

Если описать картину в трёх словах, могу сказать: жизненно, талантливо, глубокомысленно. Шьям Бенегал — певец деревни и поэт женской доли, эти два направления усматриваются в большинстве его работ.

О провинции с такой любовью, с таким вниманием к деталям и так подробно не снимает, пожалуй, никто другой. С первых минут на экране создаётся особая, погружающая в себя неспешная атмосфера; конфликт представлен кумулятивно, на его назревание отводится большая часть экранного времени, соответственно, меньшая — на поразительную развязку, как и вся картина, немногословную.

По мере продвижения действия то, с чего оно берёт начало, плавно преображается в иной план, завершаясь при жирной точке отрытым финалом, после того, как утихнут чувства, побуждающим задуматься.

В описании сюжета сказано: «…под конец ночи несколько человек насильно захватывают Сушилу и увозят ее прочь…» Всё же ночь — это главный символ фильма, и понимать название так буквально не стоит. Ночь у многих авторов обозначает засилье невежества, подавление воли людей, навязывание чужеродной религии и так далее. Так было в романе турецкого писателя Гюнтекина Решада Нури, его «Зелёная ночь» воспевает рождение новой страны, чей народ будет отдаляться от темноты серости. Вот и в данном случае, «Конец ночи» означает, скорее, конец засилья власти помещика. «Творить произвол — грех, а терпеть — грех ещё больший». А сборище только и умеет, что терпеть, но, подбитые на протест, люди восстают против притеснения и крушат всё вокруг. Бессилие выливается в бунт, как и русский, бессмысленный и беспощадный; если смысл и есть, то не пешкам знать о нём, и уже почему их убивают, жертвам не узнать, да только от этого всё равно умирать не легче…

Картина цельная, вне времени и узких рамок, замыслом и его исполнением достойная высокой похвалы, которую я произношу редко: шедевр. Пусть слишком смело, но эту ленту всё-таки направляла рука мастера.

23 апреля 2012

Драма Конец ночи появился на телеэкранах в далеком 1975 году, его режиссером является Шьям Бенегал. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Гириш Карнад, Шабана Азми, Сатьядев Дубей, Мохан Агаше, Кулбхушан Харбанда, Насируддин Шах, Садху Мехер, Савита Баджадж, Мастер Алтаф, Суреш Беди, Рукмини Менон, Sesham Raju, Субаш, Сваруп Рэни, Джон Израэль.

Страна производства - Индия. Конец ночи — получил оценку кинокритиков равную 5,9-6,1 балла из 10 по версии Кинопоиска. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.