Под каменным небом
5.8
6.2
1974, драма, военный
Норвегия, СССР, 1 ч 25 мин
12+

В ролях: Арни Ли, Бернард Рамстад, Дэн Фоссе, Рагнхильд Михельсен, Зольфрид Хейер
и другие
Осенью 1944 года вопреки приказу гитлеровского командования об эвакуации на юг жители норвежского городка Киркенеса укрылись в заброшенной шахте. Командованию Советской Армии стало известно о намерениях гитлеровцев взорвать старые штольни города, но советским солдатам удалось предотвратить трагедию.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Под каменным небом

год: 1974
страны:
Норвегия, СССР
режиссеры: ,
сценаристы: ,
видеооператор: Владимир Васильев
композитор:
художник: Исаак Каплан
жанры: драма, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 25 октября 1974 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 25 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Постер фильма «Под каменным небом», 1974

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Под каменным небом», 1974

Это далеко не самый известный советский фильм о второй мировой войне. Более того, он и не совсем советский. Эта лента — продукт совместной работы СССР и Норвегии. Надо сказать, что, если бы в этой картине не снимался любимый мною Леонов, я вряд ли бы когда-нибудь о ней услышал. Более того, даже в интернете нельзя найти какой-то подробной информации об этом фильме.

Это кино основано на реальных событиях, которые произошли в октябре 1944 года, когда жителям норвежского города угрожала опасность. Вопреки приказу гитлеровской армии об эвакуации, жители города спрятались в заброшенной шахте, но они по-прежнему могут пострадать от фашистов. На помощь приходят советские солдаты, чтобы спасти жителей города от неминуемой гибели.

Честно говоря, это далеко не самый лучший фильм о Второй Мировой Войне. И во время просмотра у меня складывалось ощущение, что данный фильм снимали исключительно для того, чтобы рассказать историю этого события, не особенно обращая внимание на художественную часть. Сюжетная линия простая и откровенно линейная. Поэтому сильного интереса развитие событий не вызывает, поскольку вполне угадывается. Актеры играют очень неплохо, в рамках требований подобной картины. И тут я говорю об актерах советских. Норвежские актеры, которые, как мне показалось, составляют львиную долю актерского состава этого фильма, лично мне чем-то особенным не запомнились. Чего нельзя сказать о наших. Леонов, как всегда, замечателен. Наверное, самым лучшим моментом фильма является сцена с письмом, когда персонаж Леонова читает его раненному. И Евгений играет в этом моменте просто замечательно. Очень хорош Янковский, которого, к сожалению, мало, а хотелось бы больше. Прекрасен Солоницын в роли немецкого полковника с каменным и жестоким лицом, которое вызывает холод где-то внутри, когда в кадре герой Солоницына смотрит на кого-то.

В общем и целом, это безусловно не «советский шедевр о войне», которых у нас порядочно. И сравнивать эту ленту с этими шедеврами, конечно, не стоит. Но, в любом случае, с точки зрения истории (я, к примеру, об этом событии не знал) картина полезна, да и на наших замечательных актеров лишний раз посмотреть всегда приятно.

23 октября 2016

Вижу, что у фильма не самый высокий рейтинг. Если бы это была чисто художественная фикция, то можно было бы разобрать сценарий, ритм, приёмы и прочее и объяснить, почему, мол, это не блокбастер. Но всё это происходило на самом деле, и всё это снималось без малейшего учёта таких понятий, как фестивали, кассовые сборы или дело партии. Поэтому попробуем разобраться, что перед нами и как на это нужно смотреть.

В 1973 году норвежский «Тимфильм» предложил ленинградцам «совместное производство» — фильм об одном из эпизодов Петсамо-Киркенесской операции. «Ленфильм» отдал постановку Игорю Масленникову, предоставил павильоны, съёмочную группу, прекрасных актёров. Но тут важно сразу понять, что инициатива исходила от норвежцев и нужен фильм был в первую очередь им.

Действие во многом основано на реальных событиях. В написании сценария и съёмках участвовали очевидцы. Масленников серьёзно изучил историю оккупации Норвегии. Так что фильм нельзя обвинять в поверхностности, излишней художественности. Вообще, его создание это история постоянных компромиссов: в экранном времени, в жанре, в теме, в манере, даже в технических аспектах производства. В Норвегии снимали по возможности минимально, старались заменить её Крымом, по одной простой причине — жуткий холод. И если местные жители (которые с удовольствием участвовали в массовке) к таким морозам привыкли, то, например, для оператора это был настоящий подвиг. Но смена декораций минимально повлияла на настроение, на тональность произведения.

Андерсен с одной стороны и Масленников с другой постоянно спорили, боролись за раскрытие именно своей ветки. И в рамках хронометража получилось у них довольно неплохо. Актёры тоже отработали очень хорошо — и «наши» и норвежцы. Да, нужно признать, что постановка не идеальна, не получилось раскрыть все тонкости; боевые кадры не холодят душу, они чрезмерно постановочные; некоторые моменты не прочувствованы, не получилось нагнать неимоверного драматизма. Для нашего зрителя по крайней мере. Да — не шедевр. Но кроме художественной ценности у фильма есть совершенно иная суть. Это ещё один памятник (помимо того, что стоит в Киркенесе) освободителям Норвегии, памятник освобождению Норвегии. Король Улаф V (сын Хокона VII, знаменитая речь которого звучит в кульминации) плакал на премьере. Это ли не показатель силы и важности произведения?

Я попытался оценить этот фильм с точки зрения норвежца и он мне понравился. Более того, я оценил его как «не норвежец» и он мне тоже понравился. Он хорош как «кино о счастливом эпизоде Второй мировой». Но допускаю, что он может не понравиться как «советское кино о Великой отечественной». Поэтому сразу предупреждаю: не нужно ждать драматической глубины и мастерства уровня советских шедевров. Как бы это грубо не прозвучало, но это другой фильм, о другой войне, другими глазами. Да, здесь в центре тоже советские солдаты и их подвиг. Просто важность этого подвига показана через переживания мирного населения.

Выдающийся фильм, созданный норвежцами для норвежцев. Выдающийся фильм, созданный «Ленфильмом» для норвежцев. И выдающийся памятник, созданный норвежцами для освободителей. Или, скорее даже — спасителей.

9 октября 2012

Драма Под каменным небом появился на телеэкранах в далеком 1974 году, его режиссерами являются Кнут Андерсен, Игорь Масленников. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Арни Ли, Бернард Рамстад, Дэн Фоссе, Рагнхильд Михельсен, Зольфрид Хейер, Нилс Утси, Турлейф Рейсс, Евгений Леонов, Арне Аас, Соня Бёэ, Лейф Эрик Форберг, Виктор Ильичев, Герд Ёргенсон, Хелена Крэг, Арне Кристоферсен.

Производство стран Норвегия и СССР. Под каменным небом — имеет невысокий рейтинг, от 5,8-5,9 баллов из 10, это значит, что картина зрителям понравилась не особо сильно. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.