Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Всего несколько слов в честь господина де Мольера |
год: | 1973 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Анатолий Эфрос |
сценарий: | Михаил Булгаков |
видеооператор: | Владимир Полухин |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 20 июля 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 47 мин |
Это же надо сотворить такой кошмар из двух вполне замечательных пьес и при участии таких звезд как Броневой, Гафт и Дуров.
Во-первых, телевоплощение: сущий ад. Нарезать два спектакля и сшить в произвольном порядке — вовсе не значит «явить параллели» или «переплести две истории». Действие скачет от «Дона Жуана» к «Кабале святош», причем еще и с перепутанными местами эпизодами, совершенно произвольно.
Но хуже всего — крупные планы. Одни только крупные планы, максимум было две экспозиции средних. Уместно, неуместно — крупные планы. Крупные планы, уже начинает тошнить от этих всех людей, которые мне лезут в глаза, вторгаются в мое зрительское — но тем не менее, личное пространство. Дайте отдохнуть от этих физиономий, честное слово, оператор! Если иногда фильм бывает уютно камерным, то это — чистейший склеп, душный и тесный.
Во-вторых, спектакль. Открывает фильм какой-то идиотский пафосный монолог Лагранжа, убеждающего нас, что все люди отстой и канут в Лету, только Мольер бессмертен, и если бы не он, Франция бы просто рухнула бы. И его переводили на все языки мира и вдохновлялись им тысячи людей. В общем, главный человек планеты Земля, видимо, всякие там да Винчи, Шекспиры, Энштейны и Павловы могли бы и не трудиться, Мольер наше все. И ведь хороший был драматург, кто бы спорил, но после этого бреда в этом уже начинаешь сомневаться — так его «впаривают», словно прогнившие фрукты на базаре. В этом посмертном облизывании Мольера есть даже что-то непристойное.
После этого Мольер предстает нам то бормочущим Сганарелем, то самим собой, тоже человеком вполне жалким. Развивается невнятная история о том, как король его то приближал, то отдалял, и как-то в этом участвовал бешеный служака по прозвищу Помолись в исполнении Гафта, который почему-то был очень похож в этом гриме на Куравлева, и какие-то священники. В оригинале «Кабалы святош» все развивается куда логичнее. Где-то посередине всплывает мутная история инцеста с собственной незаконнорожденной дочерью, чтобы потом не возникать вообще, постоянно в эту свалку вклиниваются куски «Дона Жуана», в котором только сам Дон Жуан и выглядит хоть немного свежо.
Короче, это утомительный и отвратительно снятый кадавр двух, возможно, и неплохих — не видела их отдельно — пьес Эфроса. А возможно, и они не лучше.
10 декабря 2014