Моя судьба
6.9
6.3
1973, драма
СССР, 3 ч 39 мин
12+

В ролях: Иван Лапиков, Евгений Евстигнеев, Владислав Стржельчик, Андрей Мягков, Галина Андреева
и другие
После длительной заграничной командировки в Москву возвращается генерал Ермаков. Он просит поселить его в доме, в котором прошли его детство и юность. Часами Михаил Николаевич бродит по Москве и вспоминает далекие годы, своих друзей и недругов, любимую девушку...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Моя судьба

год: 1973
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператоры: Владимир Ошеров, Алексей Родионов
композитор:
художники: Светлана Инокова, Владимир Коровин
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 2 мая 1974 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 3 ч 39 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер сериала «Моя судьба», 1973

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о сериале «Моя судьба», 1973

«Улицы, улицы воспоминаний. Ваши окошки мне светят в пути»

Недавно я пересмотрел фильм моего детства «Моя судьба» (1973г.). Он остоит из трех полновесных серий, каждая из которых идет больше часа. (всего 3 часа 39 минут), но я посмотрел его на одном дыхании. Не знаю, что больше мной двигало — ностальгия по хорошему советскому кино или что-то еще, но, тем не менее, это так. История, рассказанная главным героем, по-прежнему не оставляет меня равнодушным, а игра артистов лишь усиливает впечатление от увиденного.

Надо сказать, что люблю я фильмы советской поры. Есть в них свое очарование, своя энергетика, свой шарм, если хотите, даже в том черно-белом варианте, в котором они были созданы.

Фильм построен на основе двух сюжетных линий, идущих рядом — воспоминания старого генерала о своей молодости, события 1919 года, связанные с этим временем и жизнь в мирное время конца 60-х. Конечно, этот трехсерийный фильм — продукт своего времени, но, я должен вам сказать, что это далеко не худший его образец. Ну как еще должны были быть показаны чекисты — только умными, смелыми и честными людьми с «горячим сердцем и чистыми руками», а враги революции — людьми подлыми, гнусными, трусливыми, стреляющими в спину и из-за угла. Так ведь по-другому в фильмах тех лет и не могло быть и это надо принять за основополагающее обстоятельство. Кто в то время думал, что может быть иначе?

Мне лично было интересно тогда (во время первого в детстве просмотра), как это такой хороший человек (Ермаков в молодости — артист Евгений Герасимов) влюбился в дочь какого-то контрреволюционера? Почему он живет в подвале, а буржуи (хоть и бывшие) живут в своих квартирах? А ведь там и юрист, и фабрикант, и другие, а кто-то еще к ним и на контрреволюционные собрания ходит! В то время мне казалось, что в эпизоде про арест отца Людмилы — да, все правильно! Любишь человека (Ермакова) — и люби, будь на его стороне, а если отец (артист Владислав Стрежельчик) — враг, не надо его жалеть! И дело ведь не в восприятии фильма с точки зрения политической грамоты, скорее, незнания жизни. Вот пересмотрел я этот фильм и увидел, как молодая женщина разрывается между любовью к своему любимому, будущему отцу своего ребенка и родному своему отцу. А ведь это трагедия! И разрешилась она не менее трагично.

Интересно, конечно, смотреть на противостояние двух персонажей фильма — Ермакова (Иван Лапиков в старости) и сына дворника — Пашки Кожухова (юный Владимир Гостюхин в молодости! и Евгений Евстигнеев в старости), как на двух противоположных героев, хорошего и плохого, честного и подлеца, прямого или изворотливого, а в конечном итоге, (хоть фильм и снимался в Советское время) — как на Христа (настолько правильным и пытающимся всех поучать получился этот персонаж) и Иуду, готового продать любого за тридцать серебренников.

Конечно, есть вообще непонятные моменты в ходе фильма, я не ищу их никак, но уж очень они бросаются в глаза.

1. Вот, например, в начале фильма очень плохие люди Чекмарёвы, получают отдельную трехкомнатную квартиру, а интеллигентные, добрые и милые Барабановы, по прежнему все ютятся в коммуналоке. Причем, получается, что помог Чекмаревым с квартирой сам Ермаков. Действительно это какой-то нонсенс! Получается, нужно быть такими как «ужасные Чекмарёвы», чтобы получить некоторые блага в жизни? Сейчас это уже, конечно, никого не удивляет — главное иметь деньги и наплевать, какой ты человек, но как тогда это пропустили?

2. Раздражает и удивляет в этом фильме история про мальчика, которому вернули зрение. Удивился я, что в те годы, нужно было знакомство, чтобы приехать в Москву и попасть на прием к врачу. Почему врачи сами из далекой глубинки не отправили ребенка на лечение сами — непонятно. Все же это были советские времена, лечение было бесплатным, не то, что сейчас. А ведь, как показано рвение Барабановых в помощи чужим людям — только прочли в газете и уже тут же бросились к телефону, тут же начали действовать. Наверное, создатели фильма хотели показать, какие хорошие и отзвчивые люди Барабановы и Чумаков — готовы помочь всем и во всем! Знали бы они тогда, как в будущем на лечение детям будут собирать смсками!

3. Я немного знаю физику, и то, что я услышал в речах, так называемых молодых ученых, показалось мне странно и антинаучно. Ну да ладно, все-таки это было давно, сделаем на это скидку, да и фильм этот был явно не рассчитан, очевидно, на знатоков науки.

4. Я так и не понял, зачем был вставлен в картину эпизод с прохожим-пьяницей (Георгий Вицин), для чего он был нужен? Борис с друзьями-физиками идут по улице, у одного из них они выхватыают книгу и передают ее из рук в руки — в итоге она падает под ноги этому пьянице, держащемся за столб, он наступает на нее — один из друзей пытается вырвать ее, но безуспешно — и они уходят. Что этим хотели показать, для чего этот снят эпизод — вообще непонятно!

Несколько слов про актеров. Иван Лапиков — глыба, по-моему, он мог сыграть все, что хотел. И председателя колхоза и чекиста и крестьянина и рабочего, вообще все. Мне кажется, он более естественен и органичен в роли деревенского мужика, но и роль интеллигента здесь ему удалась. Под стать ему и Евгений Евстигнеев, который играет сразу две роли в этом фильме — дворника Кожухова в 1919 и его сына Пашку в конце шестидесятых. Интересно посмотреть на молодых (в то время) актеров — Евгения Киндинова (внук Борис), Владимира Гостюхина (Пашка Кожухов в молодости) и Николая Караченцева (маленькая роль комсорга). Вообще, актерский ансамбль очень удачен. В нем очень много известных актеров, только, к сожалению, занятых на эпизодических ролях.

Про музыку отдельно. Это самое лучшее, что есть в этом фильме, честное слово. Песня про Москву и воспоминания, конечно, очень душевная, но инструментальная музыка — это вообще что-то! Я, честно говоря, сначала почему-то подумал про Таривердиева и его музыку в «17 мгновениях весны», настолько она местами схожа по фактуре, но глянул в титры, нет — Кирилл Молчанов. Но музыка от этого хуже не стала. Ее хорошо послушать даже отдельно от фильма и уж, конечно, она очень органично входит в его действие.

Подводя итог, скажу: хороший фильм. Не понимаю только, почему его не показывают по телевидению. Из современного сравнить, к сожалению, не с чем, так что советую посмотреть.

7 из 10

9 февраля 2020

Эпоха в глазах одного человека

Судьба фильма неотделима от судьбы эпохи, и ничего с этим не поделаешь. В 1973 году картина воспринималась совершенно иначе, чем сейчас. Сейчас, начитавшийся исторической и псевдоисторической «правды» зритель налево и направо критикует и сюжет и персонажей, ведь тема для этого весьма благодатная — чекисты, и сама организация, название которой воспринимается на слух, словно выстрел — ЧК. Было бы наивно думать, будто в середине «застойных» лет режиссёр снял бы иное кино. Существует определённый штамп — лакированный он или нет — вопрос другой, но чекисты всегда умные, добрые, смелые, честные, а враги революции — подлые, гнусные, трусливые, стреляющие в спину и из-за угла. Штамп он для того и существует, чтобы «усреднять» персонажей. Впрочем, работа Леонида Пчёлкина далеко не столь прямолинейна. Фильм, безусловно, интересен, и он совсем не обязан соответствовать личностным пристрастиям зрителя.

Мне тоже далеко не все герои одинаково симпатичны. Даже персонаж Ивана Лапикова — генерал Ермаков — воспринимается в разных жизненных ситуациях по-разному. Кроме того, лично для меня Ермаков в молодости и Евмаков в старости — так и не «слились» в один персонаж. Если в старости он безусловно — «честный и непримиримый», то в молодости Ермаков больше напоминает мятущегося в своей неуверенности мальчишку, совершающего поступки, за которые придётся расплачиваться всю жизнь. (Сцена с обыском в квартире Барабановых, и то, как Ермаков «обошёлся» со своей любимой девушкой Людмилой, вызывает устойчивую неприязнь к главному герою.) Понимаю, что не бывает «готовых чекистов» — они должны из кого-то «вырастать», но всё же… Написанное вовсе не критика, потому что любой фильм — это, прежде всего, художественное произведение, в котором присутствует как историческая достоверность, так и авторский вымысел. Что же касается персонажей, то здесь дело не только в сценарии, но и в актёрах, их играющих.

Далеко не редкость, когда самые отъявленные злодеи переигрывают «добрых» персонажей. В «Моей судьбе» персонажи тоже далеко не «равнозначны». Да и как могли быть «равнозначны» те, кто в 1919 году стоял «по разные стороны баррикад»? История не терпит корректуры. Самому фильму — уже больше сорока лет, а рассказанным событиям — почти 100 лет! Пусть всё остаётся, как есть. У большинства моих сверстников фильм вызовет лишь благодарность. Что же до поколения «NEXT», то судить о том, чего ты не видел, «зато читал», по меньшей мере — опрометчиво. В заключении хотелось бы сказать несколько слов об артистах. Очень много интересных, ярких, содержательных ролей, но главная, всё-таки одна — Ивана Герасимовича Лапикова. После съёмок фильма он прожил ещё 20 лет, успев подарить зрителям яркие и незабываемые роли. Вот только финалом картины он будто напророчил свою судьбу: в 1993 году его сердце остановилось во время гастрольного выступления — на сцене, на глазах потрясённых поклонников…

«Москва, как жизнь — у каждого своя. У молодого — первое свиданье, а у того, кто прожил, сколько прожил я, — моя Москва, мои года, мои воспоминания…» («Улицы воспоминаний», К. Молчанов, Н. Доризо.)

19 января 2016

Есть фильмы, время которых проходит. Эти фильмы уже не так актуальны и не так проникновенны, как это казалось тогда. Я очень симпатизирую советскому кинематографу, и с огромным удовольствием смотрю шедевры тех лет. Но есть вот такие вот фильмы, которые шедевром совсем не являются и очень скоро забываются после просмотра. На мой взгляд, фильм «Моя судьба» как раз -таки таким и является.

Суть фильма состоит в том, что пожилой человек возвращается в Москву после долгого отсутствия и начинает вспоминать все то, что с ним здесь творилось, блуждая по улицам в сопровождении песни про воспоминания, которая сильно надоедает уже на третий раз.

Кстати, посмотрев на список актеров, подумаешь, что это прямо-таки шедевр. Тут вам и Мягков, и Караченцев, и Вицин, и Евстигнеев. Только вот роли у Вицина и Караченцева эпизодические. Мягков (простите уж за каламбур) очень мягок для роли сотрудника ЧК. А Евстигнеев тоже ничего особенного не показал. В общем, довольно проходной фильм. Мне было скучно.

3 из 10

12 июля 2011

Драма Моя судьба появился на телеэкранах в далеком 1973 году, его режиссером является Леонид Пчелкин. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Иван Лапиков, Евгений Евстигнеев, Владислав Стржельчик, Андрей Мягков, Галина Андреева, Евгений Герасимов, Юрий Горбунов, Александр Граве, Р. Иванова, Павел Иванов, Г. Калигин, Галина Калиновская, Артем Карапетян, Евгений Киндинов, Александр Кирилин.

Страна производства - СССР. Моя судьба — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.