Принц и нищий
7.1
7
1972, приключения, семейный
СССР, 1 ч 14 мин
6+

В ролях: Юрий Астафьев, Иван Краско, Виктор Смирнов, Майя Булгакова, Александр Соколов
и другие
Молодой воришка Томи отправляется во дворец, чтобы поблагодарить своего спасителя, заплатившего за него выкуп бандитам, но неожиданно сталкивается лицом к лицу с принцем Эдуардом, который как две капли воды похож на него. Двое молодых людей решают на время поменяться местами. Воришке жизнь во дворце кажется такой же тяжелой, как и принцу жизнь на улице. Удивительное внешнее сходство принца Эдуарда и нищего Тома - завязка классической истории, увлекательных интриг, яростных столкновений дворцовых амбиций и человеческих страстей. Поменявшись местами, они стали вживаться в новые роли. Но беспечная игра обернулась нежданными последствиями.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Принц и нищий

год: 1972
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Олег Куховаренко
композитор:
художник: Марксэн Гаухман-Свердлов
монтаж:
жанры: приключения, семейный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 1 января 1973 г.
на DVD: 6 августа 2012 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 14 мин
Другие фильмы этих жанров
приключения, семейный

Видео к фильму «Принц и нищий», 1972

Видео: Фрагмент (Принц и нищий, 1972) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Отзывы критиков о фильме «Принц и нищий», 1972

о власти и совсем не для детей

- Успокойтесь, милорд. Этот король долго не протянет.

Так уж сложилось в Советском Союзе, что сатирические сказки о жестоких диктаторах были направлены вовсе не вглубь истории. Не об исторических параллелях видимо задумывались разработчики подобных лент. И, чуть позже, в эпоху перестройки Марк Захаров со своим трактатом о драконе и рыцаре лишь подтвердил это.

А так, перед нами история на все времена. Молодой монарх и наглый мальчуган меняются местами на несколько дней. Для каждого из них это большая возможность узнать о жизни с новой стороны, ну а зритель должен увидеть и глянец, и его изнанку. Но картина Вадима Гаузнера была совсем не о контрасте между бедными и богатыми. Жизнь бедняков кажется его особо не интересовала. Лишь Олег Борисов, игравший предводителя воров буквально 'взорвал' ленту своим простецким 'А кто воровать будет?'.

Олег Иванович похоже очень внимательно подошел к этой небольшой роли. Что скрывать, в ленте некоторые артисты нещадно переигрывали. У Борисова была совсем иная крайность - без надрыва он стал совсем другим.

- Король нас всех прощает. А вот прощаем ли мы?

Это еще одна едкая цитата. Она кажется была в сторону любой власти. Не менее остры и слова поддельного короля:

- Что Вам нравится, мой король?

- А вот, как Вы танцуете перед королем, нравится. Только, что ж Вы один пляшете? Пляшите все!

Если Олег Борисов сделал один полюс харизматического притяжения, то второй был за Анатлием Солоницыным. Как выразительно зачитал он формулу притягивания бури: 'Нужно с левой ноги стащить чулок, плюнуть на него три раза и столько же раз повернуться вокруг своей оси'. Солоницын был и учтив, и полон желчи. Кажется он своей ролью обличал любое лакейство.

Как итог: в фильме есть несколько памятных моментов. Есть достойная актерская игра. Но тему подмены властителя можно было развить куда мощнее, звонче, да и сам анархический посыл мне не по душе. Авторы слишком упрощено показали власть как таковую.

6 из 10

16 января 2024

Сатира, ирония и фантазия

В романе всё происходит в 1547 году — это история двух мальчиков, похожих друг на друга, как две капли. Том Кэнти — это нищий парнишка, сын жестокого отца-алкоголика в Оффал-Корте на Пуддинг-Лейн в Лондоне, а второй — Эдуард VI Английский (сын Генриха VIII Английского).

В фильме переставлены акценты. Лучше всего запоминается наличие «мальчиков для битья» и приключения в трущобах, связанные с бунтарством идеалиста и специфическим криминальным трезвомыслием вожака и членов воровской шайки. Результат перестановки: идеи гениального американского писателя модифицировались и стали элементом политической сатиры.

Наверняка критика советского конформизма и омещанивания, замаскированная критикой средневекового зарубежного уклада, так и проскочила мимо советской цензуры.

Марк Твен писал и для детей, и для взрослых, критикуя социальное неравенство и показуху. Его слова: «Идея в том, чтобы позволить осознать суровость законов, наложив некоторые кары на самого короля, чтобы показать, как применяют законы…» Заметим, роман «Принц и нищий» появился, когда уже сочинялись приключения изгоя и бродяги Гекльберри Финна.

В нашем фильме внимательный зритель может узнать особый оттенок критики не забугорных монархов и дворян, а отечественной новой аристократии, номенклатуры — «слуг народа», в те годы уже вовсю помыкавших народом и всё более заметно обслуживавших только самих себя.

Особая деталь: книга посвящалась дочерям Сьюзи и Кларе Клеменс и была рекомендована как «повесть для молодежи всех возрастов», а вот наш фильм наверняка могли расшифровать только взрослые люди с критическим мышлением, отлично понимающие суть основных политических анекдотов того времени.

Ирония всем в помощь… Интересно отметить, что роман в готовом виде напечатали впервые в Канаде и только через год в Штатах, а наш фильм был снят силами объединения телефильмов на Ленфильме через 90 лет после первой публикации. Кстати, первая же попытка превратить роман в пьесу привела к судебным тяжбам с театром.

Выходит, эксперимент Твена в сотворении исторической фантастики — это только начало «хождения по мукам», но он позволил нашим мастерам телекино поупражняться в сатире…

Об этом можно догадаться, глядя на то, как Борисов и Краско исполняют роли атамана шайки Гуго и бунтующего идеалиста Майлса Гендона, как предают друг друга низы и грызутся элиты.

Есть понятные акценты и в интриге с платным доносительством, и в сцене с «королевским правосудием». Для желающих сравнить клишированные убеждения в справедливости советского уклада с реальностью и катастрофическое несовпадение этики и морали деятелей административно-бюрократической системы с идеалами советских людей тут богатый материал.

Особого рода изюминкой стоило бы считать, что музыку к фильму создал один из самых таинственных мастеров Ленинграда — композитор Олег Каравайчук.

Что в итоге-то? Впечатляет звёздный состав актёров, видим, как эволюционировали идеи прекрасного писателя, какие мысли, вероятно, хотели донести до зрителя ленфильмовцы в уже далёком 1972 году, затеяв фильм по мотивам знаменитого романа.

Это уже не очень Марк Твен, но считать фильм достойным произведением киноискусства есть все основания.

10 из 10

10 декабря 2021

Главный орехокол

«В Советском Союзе не было секса»? А как же изнасилование мировой классики? Вот вам крест, Марк Твен в гробу как юла вертится, наверное уже просверлил свою обитель. Простите. (Хотя создатели данного советского шедевра извинятся не думали). Да, друзья, это случилось! Я таки напоролся на безобразное отвратительное советское кино.

«Принц и нищий» 1972 года является телевизионным фильмом. И выглядит он не как экранизация одноимённого произведения Марка Твена, а как ремейк картины Гарина и Локшиной. Почему именно её? Железный занавес. Да и вообще. Не факт, что я прав. Потому и говорю «выглядит как». Значится, что снят он по мотивам романа Марка Твена. Но что за мотивы были снять именно так?!!

Итак, начинается это форменное безобразие уже как какой-то спектакль. «Неужто теле-?», - с холодком за пазухой подумал я!.. Ну, вроде и нет. Планы крупные говорят о том, что это фильм, и так же написали во вступительных титрах. Ладно, оставим это… Далее…

Подобно взбаламученной муляке в луже создатели перетрепали характеры персонажей. Здесь не симпатичен никто!!! Сама история словно бы вывернута наизнанку, а изнанка показана кривому зеркалу. Всё такая вакханалия, такой сюр! Гемфри, слуга принца Эдуарда VI, оказался вдруг в квартале, именуемом Двор Объедков. Пожаловал монету бродягам-ворам во время суеты [наведённой]. Том же решает вернуть долг. И отправляется ко Дворцу. На страже ворот можно увидеть идиотские телодвижения, связаны со сменой караула и пароли-явки... Господи, убейте меня, пожалуйста!.. В общем, Том Кенти… (ой, Бог ты мой)… через дымоход встретился лицом к лицу с самим Принцем!.. Дальнейшая мотивация для доппельганерства вызывает нравственные муки…

Режиссёр: Вадим Гаузнер. Главные две роли – Виктор Смирнов. Отврат. Я никого больше не хочу перечислять. После этого испытанного позора мне просто захотелось как-то очиститься…Одного лишь желаю: забыть поскорее это. И очень надеюсь, что подобного изложения по объёму и какой-никакой, но содержательности хватит для выполнения правил публикации и дальнейшая судьба моего текста – увидеть свет. Свет, который померк навсегда для этого фильма…

P.s.: Буквально на днях сказал, что худшие ремейки в жизни, что я когда-либо смотрел, – это «Кавказская пленница!» и «Человек с бульвара КапуциноК». Что ж, «Принц и нищий», добро пожаловать! Будешь третьим в этом Девятом круге!..

1 из 10

23 октября 2021

Фильм на все времена!

Великолепный фильм! Тот редкий случай, когда фильм, понравившийся ещё в детстве, спустя не один десяток лет нравится не только не меньше, а даже и больше.

Актерский ансамбль, сценарий, реплики — просто сплошное гурманство!

И молодые актеры и маститые! Принц и нищий — блистательное исполнение!

Солоницын, Неелова, Быков, Борисов и другие — просто наслаждаешься их игрой!

Специфика фарса позволяет их таланту развернуться в полную силу!

Можно только сочувствовать тем киноманам, кто не смог по достоинству оценить этот шедевр!

10 января 2010

Вот это — наш король!

С самого детства в памяти остались двое немых, мычащих ужасный мотивчик и притоптывающих в такт…

А как открываешь рот в изумлении от удивительной игры Олега Борисова! Это же надо было так добавить фантазии к колоритному персонажу рассказа Марка Твена — мимика, ужимки, движения… и в довершение — выбрасывающийся самодельный нож из костыля! Табу-дю-бу-дю!

Блестящие актеры, — смеешься с Ролана Быкова, веришь Майе Булгаковой, ненавидишь Анатолия Солоницина, проникаешься простотой Ивана Краско…

Разителен контраст между мрачными и безнадежными трущобами близ Темзы,-будущим Сохо, и светлой готикой Вестминстерского аббатства, праздностью, интригами и закулисной возней чопорной английской аристократии и режущим друг друга из-за мелкой монеты и куска черствого хлеба нищим сбродом Лондона.

— Коронация начинается! И вновь отпихивается в сторону престарелый архиепископ Кентерберийский, и снова объявляется в тронном зале новый «родственничек» августейшей фамилии…

Браво мастеру!

10 из 10

21 сентября 2009

Приключения Принц и нищий появился на телеэкранах в далеком 1972 году, его режиссером является Вадим Гаузнер. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Юрий Астафьев, Иван Краско, Виктор Смирнов, Майя Булгакова, Александр Соколов, Марина Неёлова, Ролан Быков, Геннадий Полока, Эрнст Романов, Андрей Босов, Ирина Гойер, Георгий Тейх, Николай Лавров, Георгий Штиль, Владимир Садовников.

Страна производства - СССР. Принц и нищий — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.