Блез Паскаль
Blaise Pascal
6.9
7
1972, биография, история
Франция, Италия, 2 ч 15 мин
В ролях: Пьер Ардити, Рита Форзано, Джузеппе Аддоббати, Бруно Каттанео, Джузеппе Маннаджуоло
и другие
Блез Паскаль пытается понять окружающий его мир природы, одновременно стремясь к вере.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Блез Паскаль

английское название:

Blaise Pascal

год: 1972
страны:
Франция, Италия
режиссер:
сценаристы: , , , ,
продюсер:
видеооператор: Марио Фьоретти
композитор:
художники: Франко Вельчи, Марчелла Де Маркиз, Изотта Росселлини
монтаж:
жанры: биография, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 16 мая 1972 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 15 мин

Отзыв критика о фильме «Блез Паскаль», 1972

Бог и машины

Люди в большинстве своем несправедливо относятся к философам и их учениям. Считается, что последние не несут в себе никакой практической ценности и, поэтому бесполезны простым гражданам. Но вот философы эпохи просвещения своей деятельностью опровергли данный тезис. Именно за счет их гениальности были возрождены и развиты античные науки, благодаря которым сегодня существует вся окружающая нас развернутая технология. Тем, что ныне имеет, мы фактически обязаны таким ученым как Лейбниц, Спиноза, Декарт и Паскаль. В чем же их заслуга?

Первым порядком следует назвать самоотверженную и героическую борьбу против догматических верований и суеверий, которые были повсеместно распространены еще в XVII веке.

Так, например, в фильме показательна сцена в начале фильма, где проходит судебное заседание по обвинению служанки в колдовстве. Как мне кажется, она специально поставлена одной из первых, дабы сразу дать зрителю представление о нравах эпохи инквизиции. Все присутствующие в зале суда без тени сомнения принимают на веру слова прокурора о том, что к обвиняемой служанке в дом через окно проник сатана, где и овладел ею. После чего сквозь стены перенес несчастную на гору, где наложил некое проклятие на сына ее хозяина. Попав под следствие служанка подвергается жесточайшим пытками с последующей казнью через сожжение (чего сама обвиняемая страстно желает и даже молит судей о вынесении подобного наказания).

Религия, как видно, игравшая огромную роль в общественной жизни, была главным делом и в жизни Паскаля. Сколь глубоки должны были быть сомнения верующего-ученого, ведь один из гениальнейших людей последних пяти веков, обладавший чуть ли не вселенским знанием, ясно понимал, что приблизиться к Богу можно только сердцем, а не разумом («Сердце имеет доводы, которых не знает разум»). Такая точка зрения на гносеологию делала его одиноким. В целом, он стоял абсолютно обособленно как от братьев своих философов (в частности Декарта, ориентировавшегося на разум с его «ego cogito…»), так и простых верующих, ибо пытался эмпирически доказать невозможное — существование пустоты! А это, в свою очередь противоречило всем устоявшимся религиозным канонам.

Понятие пустоты, ничто играет значительную роль в фильме. По мнению Паскаля она не только существует, но и гораздо полнее характеризует Бога, нежели «сущность». Действительно, сравнивая атрибуты nigil и Бога нельзя не уловить сходства — бесконечность, невидимость, вездесущность… Почему столь революционное учение не было предано анафеме как еретическое? Может потому, что оно истинное..? А может потому, что великий ученый был чрезвычайно любезен государству и польза от его изобретений (в частности — разработка маршрута общественного транспорта, счетная машина) с лихвой покрывали неугодное вольнодумство.

Неистово веруя в божественное провидение, Паскаль по ходу фильма погружается во все большее одиночество. Сперва, освободив свой разум от ложных суеверий и предрассудков, он расходится с обществом и высшим светом. После чего следует смерть отца, а вслед за ним и любимая сестра уходит из жизни. В конце концов, даже верный слуга оставляет бедного ученого, здоровье которого все более ухудшается. Последний эпизод фильма — мастерски снятая сцена последних минут жизни философа. Вокруг умирающего Паскаля копошится множество людей — нотариусы, врачи, священники. Но философ кажется не видит и не слышит ничего вокруг, покинув суету сует, он задается лишь одним вопросом «не оставил ли ты меня Боже?», видимо втайне опасаясь, что его теория оправдается и там окажется только та самая пустота… Но, как намекает режиссер, вера христианина одержала верх над разумом философа и Блез Паскаль, «поставив на то, что Бог есть, выиграл все».

Фильм Росселлини — замечательная костюмированная драма, конечно, не способна за два с небольшим часа полностью исчерпать глубину «мыслей» и учений философа, но, на мой взгляд, она удачно высвечивает «экстремумы» его жизни. Так что, даже человек, никогда не слышавший кто такой Паскаль, способен оценить мощь и необходимость его очистительного знания в эпоху Ренессанса. Ну а для всех «знающих» (или даже больше — уже «незнающих») фильм просто обязателен к просмотру.

14 августа 2014

Биография Блез Паскаль появился на телеэкранах в далеком 1972 году, его режиссером является Роберто Росселлини. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Пьер Ардити, Рита Форзано, Джузеппе Аддоббати, Бруно Каттанео, Джузеппе Маннаджуоло, Марко Бонетти, Тереза Риччи, Кристиан Алиньи, Bernard Rigal, Мелу Валенте, Лучио Рэма, Mario Bardelli, Claude Baks, Анна Каприле, Edda Soligo.

Производство стран Франция и Италия. Блез Паскаль — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.