За рекой — граница
4.8
5.1
1971, приключения
СССР, 1 ч 26 мин
В ролях: Ата Аловов, Лейла Абукова, Алты Карлиев, Аннагуль Аннакулиева, Эдуард Изотов
и другие
Действие картины разворачивается как бы в двух планах. Сцены, показывающие тревожные, беспокойные будни границы, где служит молодой герой фильма Ата, фигурируют рядом с менее тревожными, но тоже довольно беспокойными сценами из жизни юной красавицы Лейли, невесты героя, сохранившей ему верность, несмотря на то, что ей сделал предложение очень удачливый молодой аспирант.
Дополнительные данные
оригинальное название:

За рекой — граница

год: 1971
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Анатолий Карпухин
композитор:
художник: Аннамамед Ходжаниязов
жанр: приключения
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 22 февраля 1972 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 26 мин
Другие фильмы этих жанров
приключения

Отзыв критика о фильме «За рекой — граница», 1971

«Пиши мне всю правду…»

По-разному подходили режиссёры к теме пограничников. Народный артист СССР и Народный артист Туркменской ССР Алты Карлиев нашёл своё видение службы на границе. И видение это вызывает во мне некоторую растерянность. Начало вполне соответствует теме: призывник Ата Мурадов (Ата Алавов) проводит последнюю ночь в прогулке с возлюбленной Лейлой Сарыевой (Лейла Абукова). Слова нежности и верности. Клятва непременно ждать и дождаться. В общем, хорошее лирическое начало, которым впоследствии можно «оттенить» трудности и тяготы службы молодого пограничника. Вот только на долю этих самых «тягот» приходится совсем небольшая часть общего хронометража. В основе сюжета лежит прекрасная повесть Олега Смирнова «Барханы», в которой писатель с присущими ему страстностью, любви к человеку и большим проникновением во внутренний мир своих героев рассказывает о советских пограничниках наших дней, о новом поколении солдат — преемниках и сыновьях тех, кто боролся с врагом в годы Великой Отечественной войны. Однако сценаристы Алты Карлиев и Давид Маркиш сочли нужным существенно её «подкорректировать», после чего от первоисточника почти ничего не осталось, кроме истории, в которую верится с большим трудом. Не понимаю, зачем было нужно так коверкать повесть, которая содержала в себе все необходимые элементы для хорошего приключенческого фильма: динамика, яркие персонажи, сочный колоритный слог.

Достаточно прочитать всего один абзац, чтобы полностью прочувствовать подлинную атмосферу службы в песках: «Дозоры, секреты, засады и всякое прочее — утром и вечером, днём или ночью. Дозоры, секреты, засады и всякое прочее и под осенним звёздным небом, когда змеи ищут тепла и заползают на заставу; и под зимним дождём: первые капли впитываются в песок мгновенно и без остатка, но через пять часов пенные, ливневые потоки подмывают барханы; и в весенний буран, выворачивающий опоры высоковольтных передач, дымящий песком до горизонта, в благостную пору буйного цветения маков и тюльпанов — алых, жёлтых, фиолетовых, в лепестках квартируют каракурты, скорпионы и другие паучки; и в воскресший с июня зной, с этого раскалённого добела месяца твой лучший друг — фляга в войлочном чехле, а худший враг — москиты, что прячутся днём в норах грызунов — песчанок, набираясь от них трупного яда, ночью же роятся над твоей головушкой. Но в общем ничего исключительного. Просто год службы. Триста шестьдесят пять дней. Даже с хвостиком — плюс двенадцать дней, если быть точным. Двенадцать дней второго года службы. Замечаний не имел. Совсем наоборот — благодарность имел. За бдительность в дозоре. Покамест в этом проявилась отцова суть». Зачем нужно было всё это выбрасывать, высасывая из пальца карикатурных персонажей?

Ещё более странной выглядит погоня за нарушителем. Зритель — существо доверчивое и верит многому из того, что видит на экране. Но именно по этой самой причине следует снимать такие напряжённые сцены если не максимально достоверными, то хотя бы — минимально правдоподобными. В повести читаем: «В окулярах — стебли сухой травы, складки местности. Ничего, никого. Но что это? Проступают неясные пятна. Они делаются чётче. Совсем чёткие: три лошади, три всадника! Кони трудно, устало рысят, на них — тугие мешки, всадники держат наизготовку карабины. Наряд пропускает неизвестных, и Долгов, убедившись, что за этими тремя никто не следует, подает команду: — Стой! Руки вверх! Бросай оружие! Рысивший последним всадник мгновенно поворачивается в седле, вскидывает карабин, стреляет на звук. Пуля вжикает возле уха Долгова. Прицелившись, он нажимает на спусковой крючок автомата. Короткая очередь — и нарушитель, взмахнув руками, перелетает через лошадиную голову. Двое других также открывают стрельбу по наряду — возле уха снова вжикает. Нахлестывай коней, пытаются уйти. Очереди из солдатских автоматов настигают коней: сбрасывая мешки с терьяком, подминая под себя контрабандистов, они валятся наземь». Коротко! Ёмко! Результативно! А что показывает зрителю режиссёр? Какую-то невероятную погоню, перемежающуюся кадрами с Лейлой. Да какая там Лейла, если нервы натянуты как струны, а в висках бешено пульсирует кровь!

Единственное, в чём не могу упрекнуть сценаристов — они подобрали актёров, созвучных по именам с главными героями повести: Ата — Андрей, Лейла — Лиля, Федя — Фёдор. Вот только фильм от этого лучше не стал…

23 февраля 2018

Приключения За рекой — граница появился на телеэкранах в далеком 1971 году, его режиссером является Алты Карлиев. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Ата Аловов, Лейла Абукова, Алты Карлиев, Аннагуль Аннакулиева, Эдуард Изотов, Людмила Хитяева, Хоммат Муллык, Лилия Захарова, Ораз Черкезов, Имамберды Суханов, Юрий Сорокин, Клыч Бердыев, М. Бабаева, В. Ткаченко, М. Карлиев.

Страна производства - СССР. За рекой — граница — имеет рейтинг ниже среднего, который равен ниже, чем 5 балла из 10.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.