Война крестоносцев
The Last Valley
7
7
1971, драма, приключения, военный
Великобритания, США, 2 ч 5 мин
12+

В ролях: Майкл Кейн, Омар Шариф, Флоринда Болкан, Артур О’Коннелл, Мадлен Хинде
и другие
«Война крестоносцев» – удивительная история о полной лишений жизни народа Австрии 17 века на фоне 30-летней войны. Странствующий учитель Вогел попадает в мирную деревню, на которой еще не лежит след будущей войны. Когда армия безжалостных наемников под предводительством «капитана» также обнаруживает этот оазис, жители деревни попадают в бездну горя насилия.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Война крестоносцев

английское название:

The Last Valley

год: 1971
страны:
Великобритания, США
слоган: «From An Age of Conflict...A Film For The Ages»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператоры: Джон Уилкокс, Norman Warwick
композитор:
художники: Питер Маллинз, Ивонн Блейк
монтаж:
жанры: драма, приключения, военный
Поделиться
Финансы
Бюджет: 11000000
Сборы в США: $380 000
Мировые сборы: $380 000
Дата выхода
Мировая премьера: 28 января 1971 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 5 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, приключения, военный

Постеры фильма «Война крестоносцев», 1971

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Война крестоносцев», 1971

Фильмов по истории Тридцатилетней войны очень мало и «Последняя долина» по праву является одним из реалистичных фильмов о трагических событиях 17 века. В нем нет масштабных сражений, нет эпического действа, зато есть весь ужас и трагедия которые были в Германии того времени. На примере одной деревни и одного отряда наемников мы можем проследить те несчастья и безысходность, что сопровождали войну.

Начало фильма задает тон последующим событиям — грабеж, насилие над женщинами, беспричинные убийства, вот та основа, на которой строится сюжет. Полная аполитичность солдат, готовых сражаться, на стороне того, кто платит, им плевать католики или протестанты перед ними, главное возможность безнаказанно убивать, насиловать, грабить. После просмотра не возникает вопроса, почему некоторые регионы Германии, в частности Тюрингия обезлюдили на 80 %! Гуманизм и вера в человечность остаются где то за бортом желания выжить, выжить любой ценой — отдать продукты, женщин или еще чего попросят, только бы не лишится жизни. Цинизм Тридцатилетней войны был показан в нашей стране в «Дорогах Анна Фирлинг» по Брехту, но Джеймс Клавелл в своем фильме превзошел и Брехта. Он показал, что люди подобны диким зверям, когда инстинкты перехлестывают разум. Наемники привыкли получать силой все, что захотят, Капитан (их лидер) всячески поощряет их стремления, но под жестким контролем, только вот его визави Грубер не намного лучше, он гнется перед силой, готов на все, но когда враг ослаблен, нанесет удар. И прямолинейный командир наемников уже не смотрится негодяем на этом фоне.

Бессмысленность войны очень хорошо видна на примере отца Себастьяна, который не является защитником и оплотом католической веры, он также готов колебаться вместе с обстоятельствами, но когда получает возможность разит без жалости, не взирая на вероисповедание. Капитан также не склонен стоять до конца за сторону, на которой сражается, если выгода на стороне противника, он готов примкнуть к сильнейшему. Его переход на сторону протестантов молниеносен, но увы он обречен, также как и другие ищущие лучшей доли в атмосфере хаоса.

Майкл Кейн отлично сыграл Капитана, он стал олицетворением наемников в целом, и стороны в эпоху Тридцатилетней войны в частности. Как тут не вспомнить почему протестанты стали терпеть поражения от имперской армии, именно потому, что пополняли свои ряды такими вот войнами, пусть они смелы и храбры, но желание грабить и убивать, а проще говоря, ловить рыбу в мутной воде сделали их ненадежными солдатами. Тут можно снять шляпу перед испанскими терциями, которые умирали во имя веры и короля (но это я отвлекся). Омар Шариф воплотил образ гуманиста на экране, но увы в данной роли он был неубедительным, такое ощущение, что продолжил играть доктора Живаго — по крайней мере его действия это рефлексия «лишнего человека» из фильма 1965 года. Вот кто сумел точно передать настроения мирных жителей это Флоринда Болкан (более известная у нас как Ольга Камастро из «Спрута»), ее выбор сильной стороны был точен, игра в кости подчеркнула настроение общества в целом. Отчаяние толкнуло ее на обращение к сатанизму, что ж каждый в тревожное время ищет утешения. Пер Оскарссон воплотил в образе отца Себастьяна и мракобесие католического священника и одержимость верящего в догматы человека, он не вызывает осуждения, как и Капитан, ибо следует своим убеждениям до конца.

Тяжелый и напряженный фильм, в котором сантименты отходят на задний план, а на поверхности оказывается вся грязь и трагедия войны. И никакие религиозные или политические мотивы не могут оправдать происходящего.

8 из 10

7 марта 2017

Скажи Ему что мы создали ад

Конечно, никакая не «война крестоносцев». В Тридцатилетнюю войну крестоносцев не было, или были крестоносцами все — в своем воображении. Столкновения католиков и протестантов были кровавы в Британии, ужасны во Франции и Голландии, о чем напоминают Варфоломеевская ночь и зловещий образ герцога Альбы, но в Германии они стали многолетней катастрофой всего народа. Война приносила голод, ведь 17 век был самым холодным в истории Европы, а с голодом и мор, эпидемии, среди них — возможно, не самую страшную, но самую внутренне-разрушительную — эпидемию демономании. И «полевые командиры» кочующих вооруженных отрядов напоминали всадников Апокалипсиса.

Что касается Апокалипсиса, в современном понимании слова, то он режиссеру Клавеллу вполне удался. Самые лучшие сцены это сцены массовой гибели, кошмарных груд из трупов, всех этих «триумфов смерти», если процитировать название картины Брейгеля. Звучит это, возможно, цинично, но они создают настроение. А вот события в «Последней долине», последней не тронутой войной, не оставляют впечатления единого сюжетного хода, скрепленного повторяющимися мотивами и эмоциональными триггерами.

Во времена Тридцатилетней войны были и изуверившиеся во всяких религиозных доктринах харизматичные капитаны наемных отрядов, воспитание этих лидеров все же ставило их выше ландскнехтов, поэтому и могло отразиться в некоторой галантности, которую демонстрирует Майкл Кейн, играющий такого капитана. Были тогда и почитаемые статуи, к которым относились совсем по-язычески, такая форма народной религии встречалась еще в 20 веке. Почитатель статуи мог считать себя безупречным и непоблажливым слугою Господа, как герой Пера Оскарссона — священник. Были и люди, обличавшие почитателей статуй, местных «святынь», готовые разбить не только реликвию, но дурные головы тем, кто не видит леса за деревьями, а Бога за «истуканом». Были женщины, да и мужчины, обращавшиеся, подобно героине Флоринды Болкан, к культу дьявола. Были костры ведьм и колдунов, были разоряемые рейтарами без разбору конфессий деревни, была борьба за лидерство в самих скитающихся отрядах.

Собственно, все это нам показывает Клавелл, вышивая по канве, конечно же, «Семи самураев». Однако внутренней связи между событиями и отдельными группами событий не чувствуется, отношения лиц даже первого плана психологически мало мотивированны. Такое ощущение, что режиссер проиллюстрировал культурные особенности и бедствия определенной эпохи, используя уже зарекомендовавших себя актеров. Болкан должна была быть уже известной по ролям в итальянском кино, у Элио Петри и самого Висконти. Для Оскарссона роль священника была, похоже, не самой важной точкой приложения усилий после его знаменитых ролей 60-ых годов — в «Восковой кукле» и «Голоде», у Яна Труэля, Вильгота Шемана и Карлоса Сауры. Зато Омар Шариф выложился на славу. Его дуэт порывистого персонажа с флегматичным персонажем Кейна вполне удался. Проблема в том, что за этой антитезой на протяжении двух третей фильма ничего не стоит: капитан Кейна быстро соглашается на предложения Шарифа, которые все ведут к одному — солдаты и крестьяне могут вместе жить в своей «последней долине», солдаты — защищая ее, крестьяне — возделывая. Как если бы войны кругом и не было. В этом можно узнать и характерное противопоставление идеалиста и прагматика, правда вот «идеалист» Омара Шарифа получился прагматичнее, чем прагматик-капитан Кейна. И в самом деле, когда многие неприятности утрясены, почему бы и дальше не продолжить сосуществовать, утрясая новые неприятности? То ли игра Кейна слишком флегматична, чтобы донести важный мессидж, опровергающий «идеалистические» доводы, то ли режиссер не справился с единством колорита и общим напряжением многофигурной композиции, то ли рыхл и бесхребетен сценарий (и к этому склоняешься, судя по слабости большей части диалогов).

Тем не менее, фильм получился нескучный, отдельные драматические коллизии и просто заварушки интересными, актерский состав достоин лицезрения. И если это не шедевр, то все же и монументальным трэшем фильм не назовешь, в отличие, скажем, от какого-нибудь «Арна-рыцарь-тамплиера» или еще какого-нибудь «Конунга Свирепые бретельки и Мести мудрых ворон».

7 из 10

31 мая 2015

Вот уже долгие годы в Европе бушует война, которую позже назовут — Тридцатилетней. Это была одна из самых страшных войн, которые происходили на территории континента, точных цифр нет, но факт в том, что например в Германии, после её окончания, временно ввели многоженство, так как, убыль населения была катастрофической. По этому аду идет бывший учитель Вогель, он бродит от деревни к деревне, добывая себе еду, и постоянно находясь на грани голодной смерти. В одном селении, он неожиданно для себя, становится посредником между крестьянами и отрядом наемников, солдаты уже готовы были действовать по стандартной схеме: грабеж, поджоги, убийства, изнасилования (наемники тех времен, были похожи на метательный топор, без разбора уничтожали людей всех вероисповеданий, сами же, ни во что не верили), но Вогель предлагает Капитану, не уничтожать деревню, а вступить в союз с крестьянами, что бы вместе с ними переждать зиму в удобных квартирах. Я не великий спец в истории, поэтому прошу отнестись снисходительно к моим словам. Лента «Война крестоносцев» (Последняя долина) на мой взгляд, довольно хорошо отражает суть того времени, когда жизнь человека не стоила ничего, а война велась, охваченными кровавым безумием людьми, не ради убеждений, а ради самой войны. Очень динамичное кино, но вместе с тем, не лишенное смысловой нагрузки, благо режиссер и сценарист этой картины — Джеймс Клавелл, автор книг «Сегун», «Король Крыса», ему очень хорошо, удается описать психологию героев, превратив их в глубокие и сложные фигуры. Ну и конечно же, мы увидим на экране блестящих актеров Майкла Кейна и Омара Шерифа.

3 августа 2011

«Люблю смотреть я как народ Отрядом воинским гоним Бежит, спасая скарб и скот И войско следует за ним» Бертран дэ Борн

Западная Европа, 1638—1639 годы от Рождества Христова. Небывалая по масштабам религиозная война между католиками и протестантами длится уже два полных десятилетия. Германия, на территории которой происходят основные бои между Католической Лигой и Евангелической Унией подвергнута тотальному опустошению. Каждый третий город разрушен, большинство деревень разграблены и сожжены отрядами наемников ландскнехтов. Довершает все это эпидемии бубонной чумы и сыпного тифа, стремительно распространяющиеся по охваченным войной землям.

В это самое время странствующий учитель Вогел, пытающийся спастись от всего этого ужаса, попадает в маленькую деревеньку в высокогорной долине, единственную уцелевшую в округе на многие дни пути. Одновременно деревню захватывает отряд наемников, под руководством некоего Капитана. Капитан хочет разграбить и спалить деревушку, предварительно перебив ее жителей, как делал уже много раз до того, но Вогел с огромным трудом убеждает его не делать этого. Приближается зима, наемникам давно не платили, их припасы на исходе и им нужно встать где-то на зимние квартиры. Внявши словам Вогеля о том, что лучшего места не найти, Капитан щадит деревню, и становится в ней лагерем.

Джеймс Клавелл известен прежде как писатель, мастерский автор исторических и приключенческих романов, самым знаменитым из которых является «Сегун». Однако он также трудился на поприще сценариста и режиссера, что явилось для меня открытием. Не добившись на этом деле большого финансового успеха, Клавелл сумел создать один из самых лучших исторических фильмов в истории — «Затерянная долина», также известный под названием «Война Крестоносцев». Отличительными чертами работ талантливого австралийца всегда являлось уважение к реальным историческим событиям в сочетании со вниманием к самым мелким деталям, и при создании этого фильма Клавелл не изменил себе. Кино это не стало популярным — европейским зрителям не понравилось такое напоминание о своем прошлом, но сам фильм от этого хуже не стал.

Один из самых страшных периодов в истории Европы показан на экране предельно реалистично и правдиво, но без излишнего натурализма, как в «Плоти и Крови» Верховена. Для всех поклонников фэнтези, грезящих об уютном романтичном средневековье, «Война Крестоносцев» станет неприятным отрезвляющим зрелищем. Непролазная грязь, заваленные трупами чумные рвы, пепелища, виселицы с развешанными на них детьми, костры для ведьм и еретиков и прочие радости просвещенной европейской цивилизации. И над всем этим невиданное ранее насилие, творимое последователями великого гуманиста Христа направо и налево. Но, не смотря ни на что, находятся люди, пытающиеся пережить все это, сохранив душу и рассудок.

Снято фильм изумительно. Небольшой бюджет не позволил воссоздать масштабные батальные сцены, на экране происходят в основном стычки между бандами наемников, но вот они сняты исключительно достоверно. Никаких красивостей как в азиатском кино — реальные схватки на мечах, копьях и боевых цепах, страшные и неприглядные. Весьма точно воссоздан быт тех времен, отлично показаны характеры разнообразных персонажей — простых солдат, крестьян, торговцев, землевладельцев, священников. В центре фигуры Вогеля и Капитана, отлично сыгранные Шарифом и Кейном. Это очень разные люди, оба потеряли на этой войне всех своих близких, но оба продолжают жить. Первый старается не творить зла и помогать людям по мере возможности, он еще во что-то верит. Второй решает все проблемы силой, а на веру и верующих у него свой взгляд — насмотревшись на то, что творят с именем господа на устах, Капитан стал убежденным атеистом. Но вместе им предстоит защищать затерянную долину до конца.

9 из 10

17 августа 2010

Драма Война крестоносцев появился на телеэкранах в далеком 1971 году, его режиссером является Джеймс Клавелл. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Майкл Кейн, Омар Шариф, Флоринда Болкан, Артур О’Коннелл, Мадлен Хинде, Йорго Воягис, Мигель Алехандро, Кристиан Робертс, Брайан Блессид, Джордж Иннес, Пол Чаллен, Дэйв Краули, Holly du Marreck, Марк Эдвардс, Леон Лиссек.

На фильм потрачено свыше 11000000.В то время как во всем мире собрано 380,000 долларов. Производство стран Великобритания и США. Война крестоносцев — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.