Сципион, называемый также Африканским
Scipione detto anche l'africano
6.7
1971, комедия, история
Франция, Италия, 1 ч 54 мин
В ролях: Марчелло Мастроянни, Сильвана Мангано, Витторио Гассман, Руджеро Мастроянни, Тури Ферро
и другие
Великий полководец Сципион Африканский, победив Ганнибала и завоевав Кафаген, почивает в Риме на лаврах. Но в один прекрасный день весь мир вокруг него начинает рушиться: жена требует развода и уезжает в деревню вместе с детьми, а в Сенате его обвиняют в исчезновении 500 талантов — дани, заплаченной покоренным Сирийским царем.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Сципион, называемый также Африканским

английское название:

Scipione detto anche l'africano

год: 1971
страны:
Франция, Италия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Артуро Дзаваттини
композитор:
художники: Люсия Мирисола, Карло Джерваси
монтаж: ,
жанры: комедия, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 сентября 1971 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 54 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, история

Отзыв критика о фильме «Сципион, называемый также Африканским», 1971

А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?

Марчелло Мастроянни и Витторио Гассман в главных ролях костюмного исторического фильма — какая вывеска может быть привлекательней! История героя пунических войн Сципиона Африканского сулит зрителю грандиозные батальные сцены, исторические реконструкции и, наверняка, невероятные приключения… Как, ничего подобного? А про что тогда кино и зачем его было так называть?

Подобным образом, видимо, думали многие, попав в семидесятые годы в кинотеатр на фильм со столь многообещающей афишей и выйдя оттуда, захлебываясь гневной слюной. Потому что вместо ожидаемого пеплума получили длинную и абсолютно несмешную комедию с прозрачными аллюзиями на текущую политическую ситуацию в Италию, каких тогда снимали в этой стране довольно приличное количество, используя для этого самые неожиданные ходы. Как, например, Лючио Фульчи со своим «Сенатором-Развратником». Но рядить ради этого актеров в тоги? Как-то уж слишком. К тому же, изменится климат на политической арене — и сам фильм превратится в нечто подобное историческому анекдоту… Ну, разве что, люди, снимавшие его сподобятся создать шедевр, актуальный на все времена. Но у Луиджи Маньи никакого шедевра не получилось. Так что, ничем иным, кроме как экспонатом из музея кино его «Сципиона» назвать не получится при всем уважении к Марчелло Мастроянни и Витторио Гассману.

На театральной сцене, возможно, эта постановка смотрелась бы куда лучше, чем в целлулоиде, но синьор Маньи решил все-таки снять по собственному сценарию кино, рассказав в нем историю противостояния Сципиона и Катона Старшего, завершившегося изгнанием первого, ложно обвиненного в получении взятки… В-общем, отечество, не нуждающееся в мирное время в принципиальных и прямолинейных вояках, отблагодарило своего защитника по-достоинству. Но это только внешняя канва. На самом деле, нарядив своих героев в тоги и дав им звучные имена, Маньи спроецировал все происходящее на современную ему Италию, в которой политический хаос грозил принять угрожающие размеры (и принял пару лет спустя). Где за откровенной демагогией и красивыми словами (Катон) скрывалась только жажда личной наживы, где правительства менялись как перчатки в угоду плебсу, а люди дела оставались неугодны… Собственно, а почему бы и нет, ведь подобным образом писал свои пьесы сам Шекспир! Только вот, например, «Генриха IV» до сих пор помнят даже далекие от искусства люди, а «Сципиона Африканского» от Луиджи Маньи кроме историков кино и отдельных фанов — никто. Даже несмотря на хитрые кинематографические и театральные приемы, использованные режиссером. Такие, например, как съемки в настоящих античных здани… то есть, простите, руинах. Конечно, это могла быть элементарная экономия на декорациях, но из-за этого картина приобретает арт-хаусный оттенок с пафосным авторским «Я так вижу!». Зрителю ведь придется над собой усилие делать, чтобы представить, что вся эта толпа, рассевшаяся на обломках мраморных колонн сюда не на пикник собралась, а заседает в сенате, собравшемся подвергнуть Сципиона остракизму.

Но вот чего у фильма не отнимешь, так это, конечно, Мастроянни и Гассмана. Даже не так — Гассмана и Мастроянни. Потому что язвительный и беспринципный циник Катон у первого получился куда убедительнее прямолинейного и честного Сципиона. Мастроянни играет растерянного и обиженного на весь свет человека, в котором очень трудно угадать прославленного полководца. И пусть, наверняка, это было режиссерское решение (актер-то мог сыграть любой характер), но смотрится это не очень убедительно… Впрочем, повторю, как и весь фильм. То, что он оказался забыт даже несмотря на великолепный актерский ансамбль — наверное, справедливо.

28 апреля 2011

Комедия Сципион, называемый также Африканским появился на телеэкранах в далеком 1971 году, его режиссером является Луиджи Маньи. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Марчелло Мастроянни, Сильвана Мангано, Витторио Гассман, Руджеро Мастроянни, Тури Ферро, Фоско Джакетти, Бен Экланд, Энцо Фьермонте, Кристиан Алиньи, Carl Cik, Венди Д’Олайв, Джозеф Дженкинс, Питер Лэндерс, Gudrun Mardon Khies, Джанни Соларо.

Производство стран Франция и Италия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.