Бранкалеоне в крестовых походах
Brancaleone alle crociate
6.8
7.3
1970, фэнтези, комедия, приключения
Италия, Алжир, 1 ч 56 мин
В ролях: Витторио Гассман, Адольфо Чели, Стефания Сандрелли, Беба Лончар, Джиджи Пройетти
и другие
Бранкалеоне де Норча возглавляет ватагу увеченных и больных, которые собираются в крестовый поход. В поисках славы они отправляются на Святую Землю отвоевывать Гроб Господен. Поход полон приключений. Бранкалеоне спасает французскую принцессу Берду, спасает от костра юную колдунью, которая в него влюбляется. Потеряв всех своих товарищей, он призывает смерть, но потом одумывается.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Бранкалеоне в крестовых походах

английское название:

Brancaleone alle crociate

год: 1970
страны:
Италия, Алжир
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Альдо Тонти
композитор:
художники: Марио Гарбулья, Уго Периколи
монтаж:
жанры: фэнтези, комедия, приключения, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 24 декабря 1970 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 56 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, комедия, приключения, история

Постеры фильма «Бранкалеоне в крестовых походах», 1970

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Бранкалеоне в крестовых походах», 1970

Марио Моничелли - второй фильм про Бранкалеоне

Сиквел о похождениях Бранкалеоне от Марио Моничелли стал отражением успехов прежней картины. На много десятилетий вперед картины о Средневековье стали так или иначе включать в себя отсылки к фильму о Бранкалеоне. И речь не только о незадачливости персонажей, но и о создании мифов. Моничелли лаконично сформировал минимальный набор обязательных требований к экранизациям средневековых историй. Религиозное подвижничество, чудеса соседствующие с предательством, обманы от прекрасных женщин, чума и ее последствия...

Все это было в первой картине и перешло в ее продолжение. Уже в самом начале был задан неожиданный мистический книксен посредством встречи главного героя со смертью. И пока зритель осмысляет комическую отсылку на 'Седьмую печать' Ингмара Бергмана смерть договаривается с Бранкалеоне об отсрочке. Это означает, что они еще встретятся.

В этой ленте было куда больше сумбура нежели в первой картине. Если в первой фигура Бранкалеоне была одной из многих колоритных персонажей, то тут именно герой Витторио Гассмана выходит на первый план. Увы, ни Барбара Стил, ни Катрин Спаак, ни Джан Мария Волонте не сыграли во второй части. А замены в полной мере не сработали.

Роль ведьмы конечно весьма неожиданна для Стефании Сандрелли и опытная актриса была в этом образе достаточно выразительна. Но она, как мне кажется, в полной мере не вписалась в иронический псевдохроникальный тон повествования. В ней не было той непосредственности, которая выражала поступки персонажей первого фильма. Ее Тибуция показывала весьма простые и односложные эмоции: ревность, злость, любовь. К тому же Моничелли не подарил ей достаточного количества крупных планов. Ей была отведена роль Трикстера - дамы, которая постоянно удивляет. Но к ее личности достойного внимания так и не было задано режиссером.

Другое дело - страстная героиня Берта д'Авиньон (Беба Лончар). Марио Моничелли показывает нам непростую судьбу многих знатных особ, которые в те времена попадали в очень неприглядные ситуации. Однако ей уделено совсем немного времени. Запоминается лишь ее эффектное появление во время ночной беседы Бранкалеоне с самим собой на фоне Луны.

Витторио Гассман, великий el Mattatore, был вынужден тянуть эту ленту фактически один. И лишь в финале, когда мы сталкиваемся непосредственно с турниром на котором решается судьба крестового похода лента задает допустимый для зрительского интереса темп и сюжетную остроту. Все остальное время (начало и середина) зрителю предлагается лишь набор тягучих зарисовок, кинематографических фресок, которые добавляют атмосферности, но едва ли делают фильм интересным.

6 из 10

1 июля 2023

На мой взгляд, этот фильм мало чем отличается от своей предыдущей части - 'Армии Бранкалеоне', снятой четырьмя годами ранее. Снова Марио Моничелли собирает ватагу самых изувеченных и больных. Наверное, чтобы подчеркнуть этим комичность их предприятия под названием 'Крестовый поход'. Режиссер гипертрофирует рыцарский пафос в лице главного героя, хотя и не лишает его благородства. Во время просмотра я не смог не отметить изящную композицию кадра — видна качественная работа оператора. Поэтому ставил фильм на паузу и просто любовался тем или иным отрывком, напоминавшим картину маслом в какой-нибудь Третьяковской галерее.

Вместе с тем 'Бранкалеоне в Крестовых походах' — это не только гипертрофированная комедия положений, подчас злонамеренно абсурдная в мотивах поведения ее персонажей. Это также наглядно пояснительный рассказ о тех трудных временах, когда религиозному мракобесию не было конца и края. Еще это хороший исторический справочник о нравах, культуре и мотивации, определявшей жизнь тогдашних людей. Это рассказ об искреннем заблуждении человечества, искупленном кровью на протяжении многих столетий. Имя историям, подобных Бранкалеоне, — легион. Но не это важно, а то, что она одна уже достаточно красноречива, чтобы дать зрителю представление о той эпохе.

Надо признать, в комедиях итальянцы очень сильны. Это их, если можно так выразиться, национальный козырь в мире кино. Также как американцы впереди всех на свете в боевиках, а корейцы — в триллерах. Остался доволен просмотром и получил огромную порцию хорошего настроения. И наглядно о грустном, и в то же самое время смешно.

10 из 10

4 февраля 2023

Бранкалеоне против Смерти

Фильм начинается там, где заканчивается первая история — снятая четырьмя годами ранее «Армия Бранкалеоне». Под чутким руководством Марио Моничелли Витторио Гассман снова появляется в облике рыцаря-самурая, возглавляющего самую никчёмную армию в мире. На этот раз цель Бранкалеоне де Норча — великий поход в Святую Землю. На этот раз его спутники — хромой, прокаженный, карлик, грешник-самоубийца, юная ведьма и прочие сомнительные личности темного средневековья. Но не Гроб Господен является целью героя, а желание разбогатеть. Бранкалеоне спасает от смерти новорожденного сына короля Боэмунда и теперь хочет доставить младенца сражающемуся в Святой Земле отцу, надеясь на щедрую монаршую благодарность.

Если первая история пародировала навязанные литературой и кинематографом образы средневековья, то вторая стилистически ближе к фэнтези. Здесь Бранкалеоне уже не пустой хвастун, а человек, искусный в сражениях, размышляющий о смысле жизни, беседующий со Смертью. Собственно, Смерть и отправляет его в Святую Землю на достойную гибель, как то странствующий рыцарь и заказывал.

Очень хорош спор между папой Григорием VII и антипапой Климентом III. Сцена суда над ведьмой и, особенно, показания свидетеля, «который пришел совершенно свободно по собственной воле». Большой сюрприз — сцена битвы со Смертью.

Витторио Гассман великолепен. Другого слова не подобрать. Под одеждами самурая он объединил Айвенго, Дон Кихота, Санчо Пансо и всех рыцарей Круглого Стола оптом.

9 из 10

13 октября 2015

Искатель

История про отважного рыцаря Бранкалеоне де Норча началась в фильме «Армия Бранкалеоне» в 1966 — снимал фильм тоже Марио Моничелли, крупнейший мастер итальянского кино, живая легенда (между прочим, живая до сих пор — старичку в этом году стукнуло 95 лет!), который работал во многих жанрах, предпочитая гротескные трагикомедии и сюрреалистические притчи. Моничелли, несмотря на специфичность жанра и очевидную мейнстримную направленность своих лент, был любимцем практически всех крупнейших кинофестивалей. И два фильма о приключениях Бранкалеоне — не исключение. Первый номинировался на Золотую пальмовую ветвь в Каннах, второй принес Витторио Гассману приз за лучшую мужскую роль в Сан-Себастьяне, — согласитесь, немало для комедий, — жанра, старательно игнорируемого критиками.

Впрочем, «Бранкалеоне» вовсе не так прост, как кажется. К сожалению, мне пока не довелось увидеть первый фильм, который, возможно, многое объяснил бы в происхождении и истории Бранкалеоне, зато на Горбушке мне попался «Бранкалеоне в крестовых походах», который, учитывая людей, его создавших, просто не мог оказаться фильмом не выдающимся, и вполне оправдал мои ожидания, правда, оказался не совсем тем, что я думал.

Марио Моничелли, творец от бога, стоявший у истоков «комедии по-итальянски», создал мифический фильм, а Витторио Гассман в нем — уникальный образ, перекликающийся с образом Дон Кихота, образ усталого, стареющего, полусумасшедшего рыцаря, одержимого идеей борьбы с всеобщим злом. На первый взгляд, Моничелли балансирует в фильме на грани жанра рыцарского романа и откровенной пародии на него, позволяя вдоволь посмеяться и над самим неудавшимся рыцарем, который, как потом окажется, еще и вовсе не рыцарь, и над его «армией» — сборищем последних трусов, фриков, калек и сумасшедших, которые «идут бороться со злом», хотя во многом сами таковым и являются. Впрочем, и сам Дон Кихот был фигурой пародийной, потому что рыцарский роман уже во времена Сервантеса полностью изжил себя.

Однако при подробном рассмотрении оказывается, что осмеяние стереотипов рыцарского романа — вовсе не цель фильма. В мифологической среде Бранкалеоне рождается архетип борца с всеобщим хаосом, человека, взявшего на себя функцию общества и оттого неизменно терпящего поражение. Коллективное «мы» стоит на другой, более низкой ступени развития, тогда индивидуальное «я» принимает на себя функции пророка и делает отчаянные попытки установить некий порядок, теоретически и практически в меру своих скромных способностей оправдать свое существование присутствием некоей цели. Получается символический образ-колосс, наподобие Христа, или, если попроще — того же Дон Кихота, уверенного в чистоте своих помыслов и в необходимости своих деяний.

Моничелли, оставя в фильме поэтику рыцарского романа, создал модель вневременную — модель искателя, вечно терпящего поражение. И сделал это тонко, вкусно, стильно.

Бранкалеоне — «рыцарь на потеху», который даже умереть как следует не может. Он видит достоинства в людях, которые ими не обладают. Он произносит РЕЧИ. Его порывы искренни, благородны, мысли чисты, а дело правое. Он искренне верит в бога и готов пожертвовать всем для веры, несмотря на то, что вера, вместе с королем, предают его при первой же возможности. Вместе с тем он лишен обычного рыцарского хладнокровия — он вспыльчив и не сильно разборчив в методах. Он боится женщин. Единственное, что может себе позволить — повелительно-ироничный тон по-отношению к молоденькой колдунье, спасенной им от костра. И даже, когда он узнает, что девушка — действительно ведьма, он ничего не может с собой поделать — не сжигать же ее, в самом деле. Права рыцаря, господина, постоянно ускользают от него — он не может справиться ни со своей шайкой, ни с противниками, но в итоге остается один, побеждает смерть и уходит в вечность, как всякий герой-странник, романтик и искатель-идеалист.

Витторио Гассман, гениальный актер, сыграл одну из своих лучших ролей. Он невероятно трогателен, правдив и безумен в образе странствующего рыцаря. С блеском он обыгрывает и пирровы победы своего героя и комичные положения.

Местами Моничелли охотно прибегает и к буффонаде, за которую отвечают великолепные итальянские актеры, исполнившие роли членов «армии Бранкалеоне». Великий Паоло Вилладжо сыграл не первую в карьере, но первую по-настоящему заметную роль, хотя развернуться особо в роли трусливого немца, увешанного оружием с головы до пят, ему не дали. Зато через четверть века Моничелли даст ему главную роль в одном из своих лучших фильмов — «Дорогие друзья-приятели», где трагикомический дар актера раскроется полностью. Лино Тоффоло, Луиджи Пройетти, Сандро Дори и другие талантливые характерные актеры сделали для соло Гассмана отличный комический фон, а красивейшие итальянки — Беба Лончар и особенно Стефания Сандрелли добавили фильму шарма и красоты.

А песенку из фильма я забуду не скоро — очень заводная, запоминающаяся, яркая песенка, очень она подходит этому великолепному фильму.

«Бранкалеоне в крестовых походах» — это изысканное, глубокомысленное скольжение по поверхности рыцарского романа, экзистенциальной драмы, философских исканий и гротескной комедии, во многом опирающееся на традиции итальянского неореализма с его пессимистическим и циничным взглядом на жизнь. Крестовый поход против смерти, всего косного, глупого, ненужного, злого. История последнего странствующего рыцаря, рассказанная в очень необычной, завуалированной и привлекательной форме. Подлинный триумф итальянского кино!

10 из 10

24 июня 2010

Фэнтези Бранкалеоне в крестовых походах появился на телеэкранах в далеком 1970 году, его режиссером является Марио Моничелли. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Витторио Гассман, Адольфо Чели, Стефания Сандрелли, Беба Лончар, Джиджи Пройетти, Лино Тоффоло, Паоло Вилладжо, Джанрико Тедески, Ceuru Abgui, Джамель Абу, Кристиан Алиньи, Франко Бальдуччи, Remo Bonarota, Пьетро Де Вико, Mokthar Dib.

Производство стран Италия и Алжир. Бранкалеоне в крестовых походах — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.