Переходный возраст
7.4
7.4
1968, семейный
СССР, 1 ч 29 мин
12+

В ролях: Елена Проклова, Ольга Гаспарова, Светлана Радченко, Анатолий Касапов, Надежда Семенцова
и другие
По книге В. Киселева «Девочка и птицелет». У героини фильма — семиклассницы Оли — поистине счастливое детство: у нее замечательные родители, друзья, с которыми ей интересно не только в школе. А еще у нее есть дар, который выделяет ее среди ровесников, — она пишет стихи, поражающие взрослых своей недетской мудростью...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Переходный возраст

год: 1968
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Вадим Корнильев
композитор:
художник: Альфред Таланцев
жанр: семейный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 21 апреля 1969 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 29 мин
Другие фильмы этих жанров
семейный

Постер фильма «Переходный возраст», 1968

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Переходный возраст», 1968

«Бедняга Буратино! Наверно неспроста тебя швырнули в тину в глубокий пруд с моста…»

'Это всё взрослые выдумали про счастливое детство. Чтобы им было не так стыдно. Есть только счастливая взрослость. А счастливого детства нет и не может быть. Спросите у любого ребенка...' Когда Владимир Леонтьевич Киселёв писал свой роман для юношества 'Девочка и птицелёт' (1966), он ничего не выдумывал и не сочинял. Он просто вспоминал свой 'переходный возраст', когда был воспитанником детского дома. Именно по этой причине всё написанное в романе вызывает и душевное понимание, и внутреннее согласие. Лично для меня самая большая загадка в этом замечательном фильме заключается в следующем: почему сценарий писал не сам автор, а Александр Хмелик? Александр Григорьевич Хмелик, без всяких сомнений, отличный сценарист, имевший за своими плечами на начало съёмок хорошие картины 'Друг мой, Колька!..' (1961) и 'Бей, барабан!' (1962).

Но это картины вовсе не о психологически сложном для подростков переходе из детства во взрослую жизнь. Так почему же? Единственное, что приходит в голову - дружба Киселёва с Виктором Платоновичем Некрасовым - журналистом, писателем, драматургом, а с 1974 года диссидентом. Мне показалось это важным, по той причине, что фильм сильно сократил и 'упростил' известнейший в своё время роман. К сожалению это вечная дилемма литературного первоисточника и художественного фильма, и с этим ничего нельзя поделать. Кроме того, самый главный аргумент в пользу картины таков, что, не сними тогда Ричард Викторов историю про увлёкшуюся химией четырнадцатилетнюю Олю, сегодня российский зритель был бы безусловно беднее на один душевный, талантливо снятый фильм.

Возвращаясь к пронизанной светом и добротой картине, в который раз убеждаешься в волшебной магии кинематографа. Всё-таки поразительно, как атмосфера тех лет может удивительным образом передаваться каждому, кто окунётся в мир детства, делающего первые робкие шаги навстречу взрослой жизни. Умная и не погодам рассудительная школьница Оля Алексеева в блестящем исполнении 15-летней (на тот момент) Елены Прокловой, на обыкновенном уроке легко и непринуждённо раскрывает секреты 'химии любви'. Настоящая любовь ещё не коснулась её сердца, и Купидон только-только собирается выбрать предназначенную исключительно для неё стрелу всё поглощающего чувства. Всё это будет. Но потом.

А пока Олина жизнь наполнена познанием. Её интересует буквально всё. К тому же она видит мир чуточку иначе, чем её сверстники. Стихи в 14 лет пишут многие, но не многим удаётся вложить в выстраданные строчки частичку самого себя. Если смотреть на окружающий мир сквозь дымчатый флёр рифм, мир будет выглядеть иначе - добрее и красочнее. А значит, и ты сам становишься терпимее, тактичнее, доброжелательнее. Но это в теории. На практике Оле приходиться убеждаться, что 'мир детей' и 'мир взрослых' - это две большие разницы. Естественное желание найти своё место в жизни, стать более самостоятельной и независимой, неожиданно натыкается на препятствия, сильно меняющие вчерашнюю радужную окраску действительности.

Внезапно свалившаяся на её голову 'поэтическая популярность' приводит к неприятной размолвке с Колей (Серёжа Макеев), открытость и надёжность которого никогда не вызывали сомнений. Нечаянно подслушанный разговор матери с незнакомцем переворачивает все её воспоминания о родном отце. А внезапно ворвавшаяся в её жизнь кончина знакомого человека заставляет по-настоящему переосмыслить свою прошлую жизнь: по-иному взглянуть и на родителей, и на увлечения, которые ещё вчера занимали тебя целиком. Жизнь каждый день проверяет нас на прочность. В этом не раз убеждался писатель Владимир Киселёв. Этому он учит свою юную героиню в фильме, от которого тепло и светло на душе. И этому же он учит каждого зрителя, не оставшегося равнодушным к героям ленты.

В заключении хотелось бы сказать о совершенно неожиданных ассоциациях, появлявшихся в процессе просмотра. Ричард Николаевич Викторов - это не просто режиссёр. Это режиссёр трёх самых 'космических' фильмов СССР: 'Москва - Кассиопея' (1973), 'Отроки во вселенной' (1974) и 'Через тернии к звёздам' (1980). В одном из эпизодов Серёжа крутит на нитке пуговицу, чем-то напоминающую транспортное средство, на котором ребята с Агапитом перемещались по планете Альфа. В обеих картинах присутствует загадочный белый кот, который явно знает больше нас, зрителей. С картиной 'Через тернии к звёздам' тоже прослеживается некая связь: памятник на Мамаевом кургане напоминает каменные барельефы в сцене, где Нийя и бабушка Степана прибывают к месту раскопок. (Тот и другой эпизод сопровождаются чтением стихов.) Может это и совпадения, но они в моих глазах поднимают фильм ещё выше, потому что органично связывают Прошлое и Будущее...

P.S. Все стихи в романе 'Девочка и птицелёт' написал сын писателя Владимира Киселёва - Леонид Владимирович Киселёв. Стихи он писать начал в 11 лет, именно эти 'подростковые пробы' отец поэта поместил в свой роман, вложив их в уста героини. В 1962 году выходит поэма Леонида «Первая любовь», а в 1963 году появились стихотворения в мартовском номере «Нового мира», и это был единственный в истории издания случай, когда столь именитый журнал напечатал произведения десятиклассника. В 1962-м, Леониду был поставлен страшный диагноз – рак крови, лейкемия. Семья, друзья и врачи прилагали все усилия для спасения «будущего Лермонтова, Пушкина и Шевченко». Польские пилоты переправляли лекарства из Парижа, но спасти двадцатидвухлетнего парня не удалось. 19 октября 1968 года Леонида Киселёва не стало...

8 января 2023

Семейный фильм Переходный возраст появился на телеэкранах в далеком 1968 году, его режиссером является Ричард Викторов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Елена Проклова, Ольга Гаспарова, Светлана Радченко, Анатолий Касапов, Надежда Семенцова, Вера Алтайская, Валентина Ананьина, Мария Барабанова, Сергей Смирнов, Игорь Ледогоров, Олег Мокшанцев, Юрий Белов, Инга Будкевич, Маргарита Жарова, Юрий Пузырёв.

Страна производства - СССР. Переходный возраст — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.