Майор «Вихрь»
7.6
7.1
1967, приключения, военный
СССР
12+

В ролях: Вадим Бероев, Евгений Буренков, Сергей Голованов, Олег Голубицкий, Зоя Исаева
и другие
Во время 2-й мировой войны Гитлер отдает приказ - взорвать и стереть с лица Земли польский город Краков. Чтобы сорвать планы фашистов, на территорию врага забрасывается группа советских разведчиков под командованием майора «Вихря».

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Майор «Вихрь»

год: 1967
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Петр Терпсихоров
композитор:
художники: Вадим Кислых, Лев Семенов
жанры: приключения, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 8 ноября 1967 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Другие фильмы этих жанров
приключения, военный

Видео к сериалу «Майор «Вихрь»», 1967

Видео: ТВ-ролик (Майор «Вихрь», 1967) - вся информация о сериале на FilmNavi.ru
ТВ-ролик

Постер сериала «Майор «Вихрь»», 1967

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о сериале «Майор «Вихрь»», 1967

Краков на волоске

История появления «Майора Вихря» берёт своё начало с рассекречивания ГРУ СССР данных о разведгруппе «Голос», действовавшей в Польше во время Второй Мировой. «Голос» привлёк Юлиана Семёнова, из-под пера которого вышли произведения о Максиме Исаеве — советском разведчике. Писатель и журналист, он слышал историю спасения Кракова. Звёзды сошлись. Получив доступ в архивы ГРУ, он принялся писать. А в 1967 году Евгений Ташков снял трёхсерийный фильм по одноимённому роману.

И… если на страницах Юлиана Семёновича Штирлиц появляется, то в экранизации Ташкова даже Александра Максимовича Исаева мы знаем только под псевдонимом Николай Гришанчиков. Получается, как бы, штирлициана без Штирлица. Но картина из-за этого не теряет. Но… тут само название кричащее. Подобно как и в «Испанском варианте» герой, к которому завсегда приковано повышенное внимание, не являлся главным, а лишь вспомогательным, то и тут скрытый за семью сценарными замками сын тоже обращает на себя внимание только пытливых зрителей…

Итак, перейдём уже непосредственно к увиденному… 1944 год. На совещании Гиммлера было принято решение о судьбе крупнейших центров славянской культуры. А именно: полное уничтожение городов с очагами исторических славянизмов. Нет истории — нет нации. Среди перечисленных будет и Краков. Город, о котором и пойдёт речь в этом произведении, и куда будет заброшена группа военной разведки из трёх человек: Ани, Коли и майора Вихря. Их целью будет выполнение задач по выявлению способов уничтожения Кракова, времени операции и установления лиц, за это ответственных…

Это потрясающее приключенческое «шпионское» кино, в котором присутствует весь манящий набор для картин подобного жанра: явки, ставки, вербовки/перевербовки и про всю такую прочую большую игру. Игру, ставка в которой жизни миллионов и исход войны. Когда всё идёт не по плану, когда всё на грани срыва, когда часто приходится импровизировать и действовать где-то гадательно, но при этом стараться не выпасть из общего звена мероприятия… Вот про всё про это и поведает нам «Майор Вихрь»!..

В роли Вихря Вадим Бероев. За майора переживаешь, как за своего друга. Вот как поставлен этот фильм! Радистку Аню сыграла Анастасия Вознесенская. Роль 19-летней девушки, понимающей войну и так рано повзрослевшей. Коля же — это Виктор Павлов. За ним я наблюдал уже каким-то искушённым штирлицианой взором. Мне прям очень интересен был этот персонаж… Ещё тут появились Александр Ширвиндт (Юзеф) и Константин Желдин (как он отмечен «гестаповец в штатском»)…

Жирный минус нашему телевидению за то, что не привило к трансляциям эту ленту. У неё есть всё для культовости. Но… я родом из 80-х, и моё поколение не обсуждает данную картину. Что можно говорить про зрителей моложе?

10 из 10

3 марта 2021

Майор Вихрь

На просмотр фильма меня натолкнула книга Юлиана Семенова с одноименным названием. Поэтому начинал смотреть фильм я уже находясь под впечатлением от книги и прожив всю историю героев у себя в голове. А отсюда может вытекать немного предвзятое отношение к режиссеру, увидевшему историю по-другому. Но обо всем по порядку.

Во-первых, к сценарию режиссер подошел довольно своевольно. Понятно, что вместить в 3 часовой фильм все чем наполнена книга было очень трудно. Но убирать событие, героев и тем более изменять ход разговоров было наивной глупостью. Так был убран из фильма один из главных персонажей по книге (Степан Богданов — бежал из плена, встретил Колю в лагере и впоследствии активно помогал группе в операции).

Во-вторых, это то, о чем думали герои по ходу задания. То, о чем думал Вихрь когда попал в гестапо. То, о чем думал Берг, когда «играл» с Аней. Это все дело книгу невероятно интересной и захватывающей, и это то чего мне так нахватало по ходу фильма.

В итоге фильм я досматривал без интереса и с нескрываемым желанием закончить его побыстрей. Стараясь вместить фильм в временные рамки, режиссер убрал з него много интересного. Отчего фильм только проиграл.

13 января 2016

Почему «Вихрь» ? Меня зовут — Алексей…

Кино о разведчиках — особая категория фильмов. Если конечно не иметь ввиду фильмы о Джеймсе Бонде, и ему подобных. Там всё понятно, герой одиночка борется с злодеем, чья цель уничтожить весь мир. Ни много, ни мало. И он всегда победит, уничтожив попутно сотню, другую человек, и разрушив столицу среднестатистического государства.

Фильмов же о настоящих разведчиках, мало, их можно практически пересчитать по пальцам. И практически все они были сняты в СССР, благо материал позволял. Ведь ни одна другая страна столь массово не засылала в стан врага, своих людей. Для 3/4 из них, первое задание оказывалось и последним, и лишь единицы сумели сохранить для истории свои подлинные имена.

Разведчик: Шикарные отели, и женщины вамп; перелёты на самолётах, и прогулки на шикарных яхтах; конспиративные квартиры с двойными стенами, и запасными выходами; похищения офицеров из чужого генерального штаба; вербовка любовниц министров финансов, или сталилетейных магнатов; пачки новеньких банкнот в банковской упаковке; дипломатические рауты, и светские вечеринки — где за чашкой кофе, и рюмкой коньяка с сигарой, вербуют послов, и министров. Таким мы представляем себе его работу. Если её так можно назвать. И именно такой нам её показывают в книгах, и фильмах.

А вот лежать, и слушать как бьют другого человека, и требуют сказать правду, а ты при этом ничем не можешь ему помочь? А если надо улыбаться, и шутить с человеком, и при этом знать что через 5 минут ты его убьёшь?

Или вот как это описал сам Юлиан Семёнов: — «А если можно сказать на допросе только одно — единственное „ДА“, а отвечать надо „НЕТ“, а за этим «НЕТ» встаёт камера пыток, отчаяние, ужас и безысходность, а потом длинный коридор, холод, плиты, в последний раз небо, в последний раз снег, в последний раз взгляд, в последний раз люди, которые в самый последний миг станут вдруг дорогими — дорогими, потому что они — последние люди, которых ты сможешь видеть на Земле?»

Это тоже работа разведчика. Какая вам нравится больше?

Именно о такой работе разведки и снял свой фильм Евгений Ташков, и именно поэтому его так не любят показывать по телевизору. Скучно, Джеймс Бонд куда красивее, и красочнее. А правда — кому она сегодня нужна?

P.S. Прототипоми главного персонажа, майора Вихря, являются сразу три человека. Это Алексей Ботян (род. 1917), Евгений Березняк (1914 — 2013), а также друг Юлиана Семёнова, известный разведчик и писатель Овидий Горчаков (1924 — 2000) автор повести «Вызываем огонь на себя», с которого списаны внешность и характер «Вихря».

Вечная им память.

9 из 10

5 января 2016

Сказ о том как советские разведчики Краков спасли

Советская киноклассика.

Моя самая любимая постановка из тех, что были сделаны по произведениям Юлиана Семёнова.

Великая Отечественная подходит к концу. Группа разведчиков из трёх человек, возглавляемая майором «Вихрем» заброшена в тыл противника. Задача — узнать кто из руководителей Абвера отвечает за уничтожение города Кракова, при этом наладить связи с польскими товарищами, использовать любую возможность вербовки руководящих чинов гитлеровцев, сделать всё возможное чтобы очаг славянской культуры не был взорван при отступлении немецких войск. Кроме «Вихря» в состав группы входят 19 — летняя радистка Аня и более старший и опытный разведчик Николай. С самого начала всё идёт из рук вон плохо. Во время ночного десантирования дует сильный ветер. Разведчики разобщены и дезориентированы по местности. «Вихрь» сразу же по нелепой случайности попадает в цепкие лапы гитлеровцев. Связной, с которым должна связаться группа, оказывается предателем.

Казалось бы — полный крах…

Смотреть фильм крайне интересно. Это образец героико-приключенческого жанра. Причём сюжет не выдуман, а основан на реальных событиях. От «Семнадцати мгновений весны», которые вышли пятью годами позже, фильм выгодно отличается большей реалистичностью. Немцы тут говорят хоть иногда по немецки, а если что могут отметелить на допросе не хуже гопов на современных улицах. Смотрится очень правдоподобно. Это вам не интеллектуальные поединки Штирлица с Мюллером, хотя против них ничего не имею.

Роли у разведчиков довольно простые, но Бероев, Вознесенская и Павлов очень органичны и идеально вписываются в образы. Польские товарищи на уровне. Но самые мощные роли у немцев и сыграны они актёрами бесподобно.

Хочется отметить разумные отклонения от первоисточника. В книге «Вихрь» по ходу действия получает дополнительное задание : уничтожить, прибывшего в Краков штандартенфюрера СС. Кого б вы думали? — Штирлица. Мало того — по книге Штирлиц является отцом одного из членов группы. Семёнов в своём сценарии уберёг нас от этих сентиментальностей. Мудрый был человек, светлая ему память.

В Википедии можно прочитать про реальных героев — очень интересная информация.

И ещё песня про тишину. Спустя столько лет эта талантливая мелодия вызывает мурашки.

Высший бал. Без раздумий.

p.s. Про Юлиана Семёнова и его отношении к современной жизни (90-ые годы) очень толково написано в книге Лимонова «Иностранец в смутное время». Там он Солёнов.

29 апреля 2010

Война как трагедия каждого

Фильм Е. Ташкова «Майор Вихрь» в наши дни почти забыт. Свидетельство тому можно было найти еще в 90-х гг. Если кто помнит, в ту пору (с 1995 по 1999 гг.), когда уже наступила тошнота от голливудско-бразильской кинобурды, но не началось еще обжорство домашними подделками под «мировые стандарты» в виде кальки с латиноамериканских сериалов в посконно-домотканном исполнении и всевозможных «гамбитов» и «дозоров», отечественные флагманы телевидения, начиная с Первого канала, вытащили на свет божий практически все, что было создано в советское время. Так вот, даже в те незабвенные времена фильму Ташкова находилось место в сетке телепрограммы очень редко, не в пример экранизации другого творения Ю. Семенова, «Семнадцать мгновений весны»- кстати непосредственно следующих за «Майором Вихрем» в череде его военных романов. Конечно, популярность, да и художественный уровень этих двух экранизаций неодинаков. Но все же рискну утверждать, что «Майор Вихрь» остался недооцененным незаслуженно.

Есть в нем конечно, и элементы типичной советской киноагитки в стиле топорного «Подвига разведчика» или бездарного (правда, не в смысле актерской игры) «Щита и меча». Например, лихая экспроприация в центре набитого патрулями оккупированного Кракова (да еще и с участием беглого разыскиваемого Вихря). Или к примеру, побега Тани от абвера с гестапо через прохудившуюся стенку клозета! Понятно, что побег организовал Берг, но не весь же персонал охраны был с ним в сговоре! Есть и традиционно сусальное изображение «наших».

Но есть в картине Ташкова и то, что резко выделяет ее в ряду многих проходных советских кинотворений «про войну» да «про разведчиков». Сама война в фильме подана ненавязчиво и в то же время она слышна всюду- в казино, в лесу, на рынке. И самое главное -она изображена трагедией. Трагедией для всех- и наших, и ненаших.

И тут выходим на вторую составляющую — особенности изображения отрицательных героев фильма. Согласно расхожему мнению, первой картиной, показавшей тех, кто противостоял Советскому Союзу в минувшей войне живыми людьми, а не сошедшей с плаката «Убей немца!» наглядной агитацией, стали все те же «Семнадцать мгновений весны». Но первый шаг был сделан именно в «Майоре Вихре». В картине нет практически ни дного «штампованного», «ходульного» отрицательного персонажа. Это касается не только немцев.

Предатель Муха изображен, конечно, в ипостаси именно предателя, Иуды, но в актерской игре, мимике, наконец, взгляде- иногда бегающем, иногда тяжелом, затравленном, и в то же время страдающем- Владимира Гусева, сыгравшего Муху, читается далеко не одно животное желание выжить или циничная мечта ценой измены сбежать на Запад и открыть свое дело, толкнувшие его на предательство. Читаются в нем и сомнения, и немой вопрос-«Почему со мной так случилось»?, и угрызения совести- именно их, возможно, герой Гусева старательно топит в неумеренных возлияниях, за каковые его столь назидательно журит куратор- полковник Берг. Кстати, Берг -тоже персонаж для советского кино знаковый. Во всяком случае до «Майора Вихря» не упомню фигуры, сотрудничающие с советской стороной не по идейным, а по «шкурным» соображениям (все, что интересует полковника -гарантии для него самого и его семьи после войны), которые подавались бы в советском фильме с таким пиететом, а местами- с неприкрытой симпатией.

Однако самые пронзительные (для меня во всяком случае) моменты фильма связаны, как ни парадоксально, с фигурами отпетых нацистов. Точнее, с одной фигурой. Внешне хладнокровный и даже бесстрастный -даже когда выслушивает от посланного к нему подпольем журналиста Трауба рассказ о судьбе своей семьи, уничтоженной за инакомыслие нацистами, вскормившими и выпестовавшими его как слепое орудие исполнения своей воли-, «механизм, заведенный однажды», как думает о нем Трауб, — без колебаний сдавший в гестапо этого человека, рассказавшего правду о его истории, Либо таким, каким хотели бы видеть его «приемные родители» -фюрер и партия, ставшие ими после того, как они же уничтожили его настоящих родителей, остается почти до конца. Почти, потому что, выполнив свой долг и присягу, как он их понимал в силу извращенной морали, привитой ему приемными родителями из СС, сдав Трауба «куда следует», он не находит в себе сил продолжать оставаться механизмом, орудием. И в последние минуты своей жизни позволяет себе стать живым человеком. Человеком, потерявшим смысл жизни и не видящим теперь этого смысла в трескучих фразах о «фюрере», «рейхе», «долге и призвании арийца», с которыми жил, воевал и рисковал жизнью все эти годы, а потом в один миг узнавшим, что потерей (безвозвратной) семьи, он обязан именно фюреру, партии, СС и их распроклятому рейху. Это и заставляет Либо сделать, может, первый и последний раз в жизни поступок не верного борца за идеи национал -социализма, а живого человека. В романе Ю. Семенова описанию этого отведены четыре строчки: « Либо вернулся домой тем же размеренным шагом, каким шел из казармы СС, когда его окликнул Трауб. Он так же спокойно вошел к себе в квартиру, так же зажег свет, поглядев при этом на шторы светомаскировки, убрал со стола две чашки, вымыл их, спрятал в шкаф, потом вымыл ложку, убрал ее, а потом пошел в ванную комнату и там застрелился».

В фильме Е. Ташкова все воспроизведено в полном соответствии с текстом и в результате на все про все уходит пара минут экранного времени. Полное молчание, в котором все это протекает, только подчеркивает скупой трагизм сцены, а к концу ее делает этот трагизм гулким и оглушающим. То, что главным в этой сцене стал герой в ненавистной советскому зрителю черной эсэсовской форме, показанный не как идеологический и военный противник, а как живой человек — лишнее доказательство того, что к 60-м гг. у нас была другая страна, и другое кино. Лучшее в то время в мире кино.

Конечно, большую, а может и решающую роль в том, что фильм Ташкова стал именно таким, сыграл сценарий Юлиана Семенова. Литературный отец Штирлица отличался умением воплотить в экранизации своих произведений их дух, и порой сделать их даже лучше, чем литературная основа. «Майор Вихрь» не стал исключением. Даже тем, что в конце фильма главные герои погибают (в романе же и в реальной исторической действительности, по которой был он написан, спасители Кракова остались в живых) картина с лихвой окупает те «чудеса» по ходу сериала, которые выше поставлены в упрек создателям фильма.

А все это в совокупности позволяет поставить «Майор Вихрь» в ряд лучших фильмов о войне и вообще лучших советских фильмов 60-х гг.

4 мая 2008

Приключения Майор «Вихрь» появился на телеэкранах в далеком 1967 году, его режиссером является Евгений Ташков. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Вадим Бероев, Евгений Буренков, Сергей Голованов, Олег Голубицкий, Зоя Исаева, Евгений Кузнецов, Виктор Павлов, Александр Ширвиндт, Владислав Стржельчик, Евгений Тетерин, Юрий Волынцев, Игорь Ясулович, Людмила Давыдова, Петер Кард, Владимир Осенев.

Страна производства - СССР. Майор «Вихрь» — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.