Еще раз про любовь
8.1
7.5
1967, мелодрама, драма
СССР, 1 ч 36 мин
В ролях: Татьяна Доронина, Олег Ефремов, Елена Королёва, Александр Ширвиндт, Владимир Комратов
и другие
В шестидесятые, когда велись нескончаемые споры между физиками и лириками, две профессии стали особенно важны — физики и стюардессы. Обе профессии — на грани риска, одна требует женственности, красоты, милосердия, другая — мужественности, ума и таланта. Блестящий ученый, проводящий секретные эксперименты, встречает молодую женщину, привлекшую его внимание незаурядностью, строптивостью, неожиданностью суждений и поступков. Интеллектуал, избалованный вниманием, имеющий весьма высокое представление о своей персоне, удивлен и шокирован, но и заинтересован случайной знакомой. Непросто складываются их отношения...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Еще раз про любовь

год: 1967
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Владимир Николаев
композитор:
художники: Ирина Лукашевич, Людмила Мочалина
монтаж:
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 21 мая 1968 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 36 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Еще раз про любовь», 1967

Видео: Фрагмент №2 (Еще раз про любовь, 1967) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент №2
Видео: Фрагмент (Еще раз про любовь, 1967) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постер фильма «Еще раз про любовь», 1967

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Еще раз про любовь», 1967

«Я с тобой чего-то дура»

'Еще раз про любовь' появился на свет в СССР в 1967 году.

Вообще я очень трепетно отношусь к Советскому Союзу, хотя в год моего рождения он как раз развалился и я фактически не узнала, что такое, быть рожденной в СССР. Естественно, что на 70% ощущение Сюза у меня складывается по советским фильмам. И так они мне нравятся! Эта наивность, зашкаливающая идейность, да и в целом 'облико морале' советского человека, активно транслирующиеся в кино той эпохи очень по-доброму умиляют.

Но 'Еще раз про любовь' резко выбивается из стройного ряда 'правильных'советских фильмов.

Это кино про страсть. Совершенно не вульгарно нам показали, какая бывает страсть: обжигающая до боли, заставляющая предавать себя и отворачиваться от близких, не отпускающая сознание ни на миг.

Татьяна Доронина виртуозно демонстрирует, как это, когда сходишь с ума от любви. Её красивица-стюадресса всё прекарсно понимает и про себя и про Него, с первой и до последней минуты она знает, что происходит и что будет с ними дальше. Это её мучает, но она не в силах прекратить эти мучения. Она знает, где выход, где аварийная шлюпка, но нет, она так вросла в эту больную любовь всем своим существом, что не в силах сделать хоть шаг в сторону спасения.

Александр Лазарев. Он Электрон. И его имя нам должно сказать о нем практически всё. Это человек, мнящий себя трезвомыслящим карьеристом, у которого всегда сохраняется холодный рассудок. Что ему страсти человеческие, любовь? Он 'просто так, чмокальщик'. Его фантазии о себе не дают ему до последнего окунуться в чувство, которое ему совершенно бескорыстно преподносит Наташа. В какой-то момент его обуревает страх, ведь что-то по-настоящему важное пришло в его в жизнь с этой женщиной. И в попытках спастись от этого он даже хочет принизить Наташу лишний раз, будто бы доказывая больше себе, чем ей, что нет, это всё несерьезно.

В этом фильме изумительные диалоги. Каждый раз вслушиваешься и впитываешь в себя это изложение мыслей, эти смыслы.

Невозможно перестать удивляться дерзости и смелости Георгия Натансона и Эдварда Радзинского, решившим показать в 1967 году, что любовь бывает разная и вот такая мучительная тоже.

Я, конечно, рекомендую этот фильм к просмотру.

Не обманывайтесь тем, что это фильм 60-х годов и вообще в СССР много чего запрещали.

Это максимально откровенный и честный фильм.

10 из 10

6 июля 2023

Желание чувств, или эмоциональная квинтэссенция оттепели.

Свобода в творчестве и не развитость общественных наук, выплеснули на зрителя середины 50х - начала 70х целую гамму смутно-понимаемых самими творцами мнений о жизни. Зачастую это красиво исполненные, вызывающие эмоции картины, но представления о целях и способах их реализации в них размыты и путаны, выражены через столь же размытые и путанные чувства персонажей. В этом же фильме авторы из этого общего мозгового тумана коллег блестяще выкристаллизировали то, что можно назвать идеальным чувством - сродни идеальному газу в науке.

Игра актёров и общая интонация картины, безусловно, затрагивает чувственные струны в зрителе, вызывая в его памяти образы собственной эмоциональной 'силы' - моменты красивого и харизматичного успеха у противоположного пола или просто пережитых чувств, чья даже отрицательная полярность щекочет чувственную память отличаясь от повседневной обыденности восприятия мира.

Авторы со знанием и умением давят на эмоциональную чувственность зрителя, излагая виденное ими и, по-видимому, восхищающее их, до экстаза харизматичное поведение персонажей. За которым кроется столь многогранное чувство как любовь. Творцы же фильма возносят на пьедестал только одну сторону - атавистическое, почти животное и мало-сознательное собственническое ЖЕЛАНИЕ. Когда самый харизматичный самец, выбирает себе желаемую им самку, или харизматичная же самочка, наблюдая за битвой самцов выбирает желанного. Конечно, развитие общества внесли в этот отбор дополнительные факторы и нюансы, облагородили столетиями воспевания и размышлений - но суть остаётся та же, с этими атавизмами тяжело бороться и надо ли - вот это вопрос, но дело, скорее, не в нём, а в целях сближения двух людей. Если из их союза произойдёт качественный переход личности на новый уровень - там, мужчина 'подтянет' женщину или женщина стимулирует мужчину, без разницы - тогда такая фаза взаимоотношений имеет право быть, но, что-то мне подсказывает, что отношения и характеры участников этих взаимоотношений не поспособствуют развитию нового, а удовлетворятся достижением желаемого, настолько глубоко потрясающая эта победа для сознания человека. Развитие же общества требует всё большего подчинения бессознательного высоким целям развития, а авторы красиво, красочно и отчётливо запечатляют, утверждают в сознании зрителя вот такой стереотип поведения - далёкий от созидательного и творческого представленного в кинокартинах нашей страны до года 1955-го.

Оставаясь в контексте нашего общества не мог не воспринять отлично поданную творцами эмоционально-чувственную атмосферу картины. Но, в то же время, осознавая тупиковость и даже некоторую деградирующую сторону описанных отношений не могу поставить больше

6 из 10

1 мая 2022

«Знаешь, мне стало очень хорошо жить.»

Пишу рецензию на эту работу с трепетной любовью и бесконечным признанием к Георгию Григорьевичу Натансону.

«Еще раз про любовь» — фильм, действительно, про любовь. Любовь скоротечную и волнующую, но настоящую и долгожданную.

Наташа — искренняя, чувственная, остроумная и беспристрастная. Таких девушек хочется любить и забывать обо всем на свете, пылая в нежных чувствах и восхищении. Наталья работает бортпроводницей, но не стюардессой, потому что очень не любит это слово. Еще ей нравится, когда люди говорят то, что думают: по этой и еще по множеству причин она влюбляется в Евдокимова. В мужчину такого характера трудно не влюбиться: галантный, с чувством юмора, пишет песни и поёт, а для своих друзей оставляет конфеты на столе, но они, почему-то, никогда не заканчиваются.

Любовная новелла этих людей трогает зрителей десятки лет и не напрасно, ведь эта история так быстро загорелась, но так же быстро потухла от нелепого происшествия.

Наталья Доронина в этом фильме — моя любовь и человеческий тотем, который хочется пронести через всю жизнь. Мне кажется, что в этой картине она выбрана не случайно: она живая и трепещущая, будто и проживает свою историю.

Бабушка мне рассказывала, что после этого фильма Александр Лазарев стал любовью многих зрительниц; я ей охотно верю, ведь эта улыбка трогает душу уже множество лет.

Я искренне влюблена в этот фильм, даже смотря его в тысячный раз.

Постоянно плачу во время кульминации их истории и задаюсь вопросом: действительно ли в жизни такие люди как они — разные и непохожие, способны полюбить друг друга?

3 июля 2021

О «бездарных стихах»…

Каждый раз при просмотре фильма удивляюсь тому, что стихи молодого поэта называют бездарными и тянутся штампом из рецензии в рецензию. Но никто не замечает, что в стихах обозначен стержень фильма. Ведь оба героя — «мотоциклисты», которые в течении фильма ввинчиваются в небо. И совершенно неочевидно, что кто-то из них не сорвется вниз с вертикали…

Не понимаю…

«Бездарные стихи» обозначили основную идею фильма. Они и именно они столкнули главных героев. Именно они определили финал этой чистой и печальной истории. Потому, что лишь «мотоциклисты» в душе способны на героический поступок. Остальные будут закрывать глаза, стенать или фиксировать (в наше время) события на смартфоны.

10 октября 2020

Вчера решил перед сном посмотреть фильм, выбрал «Ещё раз про любовь» Натансона и испортил себе вечер. В общем и целом я люблю советский кинематограф. Цветной, чёрно-белый, любой. Как правило — отличный сценарий, талантливая режиссура, великолепная постановка, камера со вкусом и чувством, игра и харизма выше всяких похвал. Чувственно, просто, глубоко, приятно, вневременно. Отдельно надо подчеркнуть музыку и звук. Одни эмоции.

Сейчас в отечественном кино почти повсеместно, — особенно в авторском, — ужасный звук. Я не слышу или не могу разобрать, что говорят актёры. Звукачи сидят в мониторных наушниках, и думают, что все будут смотреть фильм в кинотеатрах или в таких же мониторных наушниках. Это, конечно, от избытка образования. Надо как-то по-ближе к людям, что ли…

Но я отвлёкся.

Хотя не совсем. Ужасный звук в фильме. Актёры 60% времени фильма шепчутся, почти съедая слова, особенно Доронина. Её роль до ужаса идеализирована и неприятна, — неужели именно этой героине поют дифирамбы до сих пор? Какое-то невероятное количество положительных отзывов на этот фильм, десятки упоминаний. Я не могу понять, чему тут радоваться. Ни с одним героем у меня не возникло ни капли эмпатии. Самовлюблённые, слепые, неэмоциональные и глупые люди, погрязшие в рутине. Они отчаянно бросаются идеализировать любое мгновение контакта и принятия. Ведут себя инфантильно и глупо, никто не берёт ответственность за свои поступки, скрывают эмоции, срываются агрессией, обманывают, дурят других и самоутверждаются за счёт чужих чувств. Видимо, Натансон и Радзинский были уверены, что «любовь» в названии оправдывает такое поведение. Терпение и страдание — ценности советской эпохи, — тут рука об руку идут с идиализацией отношений, сколь невротичными и созависимыми они ни были бы. Я действительно стал лучше понимать советские реалии после этого «шедевра».

Свет в кадре невероятно контрастный, постоянное ощущение напряжения, которое никуда не уходит, оно даже не улетает вместе с самолётом в конце фильма, оно ни драматургически, ни режиссёрски не разрешается.

Комната главного героя показательно снята на широкий угол, она выглядит как аквариум. И герои в ней — как рыбы, мечутся от стены к стене. И не только эта комната, весь фильм такой. Постоянное ощущение клаустрофобии, большая часть сцен — в замкнутых помещениях. Даже в тех сценах, где герои на свежем воздухе, — они постоянно пытаются из этих сцен сбежать, — обратно в свой аквариум, чтобы продолжить мучиться в четырёх стенах. И каждая сцена в помещении — невероятно долгая, вялая, невыразимо тягучая, невыносимая.

При этом операторская работа на высоте, как и постановка. Но, что просто несказанно удивительно, сценарий и режиссура настолько вялые, что такая народная любовь к этому фильму для меня теперь кажется симптоматичной. Это просто жуть, честно говоря. Это не фильм, а мучение.

Некоторые постановочные ходы были неожиданными, я пытался найти в них какую-то общую для фильма красоту и изобретательность. Но они так инфантильно и бездыханно обыгрывались в сценарии, что теряли всякую прелесть. Фильм буквально разжёвывается. Причём медленно и мучительно, будто вставная челюсть постоянно хлюпает, стукаясь о нёбо.

Это ужасный фильм с отвратительной музыкальной темой про то, что «не линяет только солнечный зайчик», неприятными персонажами, глупыми до боли диалогами, моралите и карамельной пошлостью. Посмотрите лучше «Застава Ильича». Фух…

14 декабря 2018

Неуместность

Удивительный фильм. То самое, что появляется между влюблёнными, чувство, не разлагаемое на ощущения, не передаваемое словами… передаётся так, что это очень, очень похоже на правду. Дело не в правде, а в том совпадении с личным опытом, пониманием действительности, и сходстве с идеалом. С идеалом чувства, страсти. Страсти нежной, потому что нежность — в этом фильме есть. И как показать слепящий свет? В темноте. Как показать темноту? Только после света.

Мне показались малозначительными, вторичными все шероховатости фильма. Это бумага на которой мог писать Шекспир. Какая разница? Главное что это читается. Смотрится. И верится.

И снова вопрос: как показать нечто яркое и тёплое? Только на фоне тьмы, прохладного цинизма, и одиночества. Даже черно-белость фильма просто часть целого — быть или не быть. Когда ты встретил ту самую, настоящую любовь — мир становится дискретным без компромиссов. Жёстким и беспощадным, из белого и чёрного, из вместе и разлуки. Из жизни и смерти. Тот кто это испытал понимает, потеряв это, ты чётко, однозначно, безоговорочно, холодно и цинично понимаешь — всё. Такого больше не будет. По одной банальной причине — когда ты встречаешь Любовь, у тебя больше нет сомнений. И нет вариантов. Никаких. Потому что это Она. Только она. Одна, и другой никогда не будет.

В одной из рецензий было про стихи, которые понравились главной героине. Ещё одна понятная мне метафора. Какой женщине мог понравиться Эл? Только насмерть влюблённой. И эти странные стихи. Они не про слова, не про рифмы, они про то, что как и Любовь не разлагается на слова, не поддаётся рифмовке, ничему не подчиняется.. . ни жизни, ни смерти. Просто она выше всего. Это запредельная высота, падение с которой — фатально.

Дань мудрости тех самых индейцев ушедших в историю: «Прежде чем позволить себе любить, научись ходить по снегу не оставляя следов».

Это шедвр. Оценке не подлежит.

1 января 2017

Советская история любви

Всегда интересно смотреть советские фильмы (и чем они старше, тем интереснее) не только как на художественное произведение, а как на документальный фильм про историю СССР. Как жили люди в то время, что любили, какое было хобби, какова мораль, что осуждалось или, наоборот, принималось, или даже поощрялось. Как ни крути, книги по истории никак не смогут передать атмосферу того времени. Особенно, современные учебники или книги по истории определенных авторов, где многое может быть изменено и не соответствовать действительности. А фильмы не врут. Да, они могут приукрасить ради пропаганды или рекламы в стиле «как нам тут всем хорошо», но это нельзя назвать враньем. Так и тут. Говорят, в СССР не было секса, а уж секс между незамужними людьми — об этом не то чтобы показывать кино, а упоминать даже было неприемлемо. Вот и получается, что разговоры разговорами, а на самом деле все было совершенно по-другому. И тот, казалось бы, далекий мир не особо отличается от нашего сегодняшнего.

Фильм показывает одну историю, в которой нет как такового сюжета. Она внезапно начинается и так же внезапно заканчивается. Не зря я ее назвал — «Советская история любви». Ведь, действительно, если принять во внимание, что американский фильм «История любви» был сделан примерно в одно и тоже время, волей-неволей приходится сравнивать эти две картины. Ведь в основу сюжета заложена одна история — и это, еще раз, история про любовь.

2 сентября 2016

Пожалуй, не в каждом фильме о любви можно столкнуться с тем, что отвращение вызывают сразу и Он, и Она. Мы видим пару, где у мужчины чувство собственной важности зашкаливает самым невиданным образом, а у женщины самооценка находится где-то в районе плинтуса. Получаем великолепный по своей абсурдности дуэт, на который просто невыносимо смотреть. Одного хочется пристукнуть за снобизм, вторую — за полуторачасовую истерику и нытьё. Даже когда она говорит о чём-то светлом — она ноет, ноет и ноет. И даже красивое лицо актрису не спасает — её начинаешь просто ненавидеть в ожидании, когда же закончится этот фильм.

Авторская мысль понятна: пока мы все выясняем отношения и всё «говорим не о том», мимо проходит жизнь, готовая оборваться в любую минуту. И уже некому будет сказать «прости» или «я тебя люблю».

Однако на экране — бесконечная говорильня ни о чём, какие-то надуманные диалоги (ну кто говорит так в жизни?), общая нехватка конкретного действия.

В этом кино есть действительно проникновенные моменты, настоящие актёрские удачи. Ефремов, Королёва и Ширвиндт выступают лишь в эпизодических ролях, но именно в эти минуты фильм начинаешь смотреть с интересом, в нём появляются настоящие человеческие эмоции, а не витиеватые фразы. Жаль, что это лишь эпизоды.

В общем, кино про любовь не получилось.

Сегодня этот знаменитый фильм не цепляет совершенно. Хотя я не знаю, пользовался ли он раньше зрительским успехом или является очередным «шедевром для критиков».

16 июня 2016

«Как наша старушка-то, Земля, а? Смотри как она все-таки еще резво вращается. Вот я не могу сосредоточиться. Меня на ней трясет».

В стране, где официально не было секса, тем не менее торжествовала любовь. Вполне официально. Все мы помним эти милые непорочные поцелуи в «Девчатах» («а людям, когда они целуются, носы не мешают?») и других хитах эпохи, которых вполне хватало, чтобы советские барышни с завидной регулярностью продолжали посещать кинотеатры. Никаких вам разговоров про то, что было ночью с мужем, не уж тем более сцен этих занятий с мужем по ночам. И всё это чрезвычайно порой подкупает, эта детскость, непорочность, ненужность сексуальности в кино как таковой. По крайней мере она не нужна был, чтобы фильмы столько раз пересматривались — достаточно было запустить актеров и дать им великолепный текст. И как ни странно для меня, самым первым эротичным фильмом советской эпохи считают простой житейский «Три тополя на „Плющихе“», углядев там чёрти знает что в этом плане. Для меня же самым первым откровенным, самым эротичным советским фильмом является „Ещё раз про любовь“». Но поймите меня неправильно. Я говорю сейчас не о эротике, той, которую мы знаем сейчас. Эта эротика скрытая, сексуальная, но сдержанная, в общем в целом как и героиня Татьяны Дорониной, совершенно и беспрекословно интересная, забавная и трогательная, кого бы она ни играла.

Но даже для того времени картина вышла очень эротичной, интимной, я бы даже сказала. Западная смелость всё же прокралась в 60-е. Но всё это непривычное (допустим, главные герои встречаются в ресторане; а главная героиня настолько не вписывается во нравы общества того времени, что на 1—2 свидании(точно не помню) она уже отдаётся своему возлюбленному без всякого брачного сочетания) удивляет ровно настолько же, насколько восхищает блестящей прописанностью персонажей, их реплик, драматургией. Грустная история о настоящей любви, которая изначально была обречена на страдания не из-за каких-то жен-мужей-невест-жених на стороне, а из-за объективной пространственной субстанции — расстояния. Он — учёный, она — стюардесса, которая не может бросить небо. Это символ ее независимости и какого-то неземного мироощущения.

Татьяна Доронина местами напоминает кубриковскую Лолиту (может, от этого она скрыто сексуальна), но в целом бесконечно колоритна. Этого невозможно не отметить в ее старых фильмах. Просто она умеет схватить в поле своего актерского мастерства хрупкость и загадочность женской натуры, и это приковывает к экрану безусловно.

Конечно, я смотрела и версию с Ренатой Литвиновой. Проще сказать, римейк. И даже смотря на то, что я полюбила героиню Литвиновой там, весь фильм целиком, даже не сравнится с оригиналом. Литвинова сделала героиню Дорониной совсем другой. И обе, на мой взгляд, конгениальны. Но если мы говорим о картине, о ее качестве, то тут у «Еще раз про любовь» нет конкурентов (довольно предсказуемо, не так ли?).

Всё — буквально всё — складывается в картинку так как надо: вдумчивые реплики, неподдельные эмоции, стильная обстановка, второстепенные персонажи (молодой Ширвиндт со своей историей тоже бесподобен, даже не знала его в драматических образах). Фильм плавно перетекает в жизнь: жизнь становится черно-белой. Фильм — настоящая меланхолия, из которой не хочется выбираться никогда. С первого же кадра не оторваться, и герои умело создают напряжение и нужный накал эмоций. За них действительно переживаешь.

Разве что не хватило музыки по силе как из «Трёх тополей», а не этой простоватенькой мелодии, не глубокой и легкомысленной, вопреки самой истории. И я сейчас не о песенке «Я твердила о морях и о кораллах», которую мило исполнила в фильме сама Татьяна Доронина, нет — она прекрасна. Вот где не хватало великой «Нежности» Майи Кристалинской; такое чувство, что эта песня по ошибке попала не в тот фильм.

«Нежность. Её все время стыдятся, её прячут глубоко в боковой карман и вынимают только по вечерам в одиночестве, чтобы посмотреть как она истрепалась за день».

В общем, «Ещё праз любовь» — это такая картина, о которой совершенно нечего писать, поскольку, посмотрев её однажды, навряд ли когда-нибудь забудешь, а почему, непонятно. Наверное потому что, когда снимают о любви великолепно, это подобно любви: дарит невероятные эмоции, а нужные слова не всегда приходят тогда, когда надо.

10 из 10

23 января 2015

Светлой памяти актёра Александра Лазарева!

Мало на свет родиться, надобно ещё после себя оставить след, а не наследить. Георгий Натансон оставил после себя много детей, один другого краше. Эти дети его работы, его картины, его добрые, светлые и искренние фильмы, фильмы о любви, нежности и человеческих отношениях. Я не буду перечислять все его работы, но такие фильмы, как «Валентин и Валентина», «Шумный день» и «Старшая сестра», нашли отклик в моей душе. Что уж говорить про кино на все времена «Ещё раз про любовь». По сценарию Эдварда Радзинского, Георгий Натансон снял удивительный фильм, который нет-нет, да и захочется пересмотреть, нет-нет, да и захочется погрузиться в мир интеллекта помноженного на высокие чувства.

Она бортпроводница, не стюардесса, как любят называть некоторые, а бортпроводница. Улавливаете разницу. Он учёный, но не ботаник, а красивый мужчина, который знает чего хочет от жизни, знает как этого добиться и знает цену дружбе. Он породист и горяч и его извилины работают так стремительно, что вы попросту не успеете за ходом его мысли. Он Алёхин нашей науки, просчитавший жизненную партию на много ходов вперёд. Но даже Алёхин проигрывал.

Евдокимов жил и не представлял себе, что есть на свете любовь. Он жил по своим законам, а тут на тебе и Наташа (Татьяна Доронина). Красивая, голос с придыханием, от которого сердце начинает стучать, как отбойный молотой, голос от которого в висках вихрем проносится множество мыслей и вариантов и ни один из них правильным по сути не является. Разве мог он пройти мимо этой очаровательной женщины, которая к тому же поёт да со смыслом. Не мог. Он и не прошёл.

Любовь ворвались в их судьбы и они уже не властны. Они потеряли над собой контроль, как самолёт, который остался без управления. Как бы это громко ни звучало, ни звучало, но эти немолодые люди Ромео и Джульетта, как нашего кино, так и этой истории. Как он её назвал ? Самой красивой девушкой Москвы ? И в его словах не было и намёка на обольщение, а лишь констатация факта. И как можно ему не верить ? Не верить человеку, который всю жизнь прожил с одной женщиной. Я сейчас уже не о персонаже, а об артисте Александре Лазареве, светлая ему память!

И как бы нам того не хотелось, а все мы прекрасно знаем, чем закончилась эта история. И наверно это правильно, потому что если бы финал был другой, мы бы с вами не поверили. Конечно это кино не просто достойно просмотра, а обязательно. Почему обязательно ? Да потому, чтобы за очерстветь душой и сердцем, чтобы помнить замечательных русских актёров и актрис!

10 из 10

22 июля 2014

А весною я в несчачтье не верю…

Поразительное кино!

Эмоции после просмотра переполняют. Очень искренний добрый пронзительный фильм, с глубоким философским подтекстом. Такие картины обогащают духовный мир зрителя, но, в то же время, это кино не для всех. Это кино для чуткого внимательного зрителя, с тонкой душевной организацией.

Татьяна Доронина — просто гениальна. Не знаю как кто, а я мечтаю именно о такой женщине, доброй умной смелой и гордой, с бескрайним внутренним миром и неординарными мыслями. Не хочется говорить что этот фильм — это фильм одного актера (актрисы), но, лично для меня- это так. Все остальное: игра Лазарева, образ летчика, другие актеры, работа оператора, характер «Мыши» и прочее, для меня стали лишь декорациями для сокровенного монолога главной героини.

Резюмируя, хочу сказать, что если вы являетесь ценителем советского кинематографа, если вам не чужды отвлеченные раздумья и вы склонны к духовным исканиям, если вас слегка (или сильно) коробит от пошлости, гламура и прочих достижений современности и тем более если вы случайно, при подобном наборе личных качеств, обошли вниманием «Еще раз про любовь», то я вам искренне и, по-доброму, завидую…

9 из 10

25 января 2014

Ещё раз «Ещё раз про любовь» 1967 года. Москва, в которой хочется родиться и жить. Аэропорт Алма-Аты, в котором видно снежные вершины Тянь-Шаня. Новый Арбат в самом начале фильма. И московский бульвар в финале — сжигают листья.

Радзинский поделился с нами — что такое любовь. Поделилась Доронина. Георгий Натансон снимает фильм о том, ради чего люди живут или мечтают жить.

«Нежность… Её всё время стыдятся, её прячут глубоко в боковой карман и вынимают только по вечерам, чтобы посмотреть, как она истрепалась за день, наша нежность»

«Самое страшное — жить без кумира». «Хорошо, если бы все люди лет на пять замолчали. Тогда у всех слов снова бы появился смысл». И, конечно, «у вас лучшие глаза в СССР». «У вас есть лишний билетик» — финал, равный финалу «Три тополя на Плющихе».

30 ноября 2013

Еще раз про любовь… в кино

Старое, доброе, мудрое, светлое, наивное, оптимистичное и возвышенно-взлетное советское кино 1960-х… 1968 год. Молодой драматург — Эдвард Радзинский. Молодая актриса — Татьяна Доронина — тогда еще его любовь. Молодая страна… И мир, и человек, чистые, как небо!

Любовь похожа на смерть. Жизнь без нее пуста и глупа. Так поется в одно старой французской песенке. Вообще-то это очень несложный фильм. Грустный и несложный. Как слова этой песенки. Как название пьесы Радзинского «104 станицы про любовь». Как сбивчивые реплики главных героев.

Все-все-все — еще раз. Ничего нового: Людям моложе 102-х лет свойственна вера в «необыкновенную встречу». — Мне почему-то стало очень хорошо жить. — Я проверю, если я для него увлечение, я уйду. — И все-таки… что у тебя было в Алма-Ате?. — Ты поверил! Как же ты мог? — Я тебя брошу. Соберусь с силами и брошу. — Я люблю тебя!

Любой, кто помнит начало своих отношений, признает, что было так или почти так. «Еще раз» трудность сближения, «еще раз» невозможность поверить, «еще раз» попытка проверить, а потом… «еще раз» легкие ручные кандалы недоверия падают, и «люблю» вылетает так же естественно, как выдох. Еще раз…

И эта радость начинает расти. И ты вместе с ней, чувствуя, будто вместе с тобой все вокруг становится большим, чистым, настоящим.

…Но еще и еще раз 21-го к метро «Динамо» в шесть часов вечера она не придет, а он уйдет по аллее с упавшими плечами совершенно один под легкие жизнеутверждающие слова Новеллы Матвеевой:

А весною я в несчастья не верю,

И капели не боюсь моросящей.

А весной линяют разные звери,

Не линяет только солнечный зайчик.

Еще раз… чья-то смерть на пике любви.

Зачем Натансону и Радзинскому снимать и говорить еще раз «еще раз»?

1968 год. И вдруг — настолько личное, интимное, элегически замкнутое на себе, удивительно немассовое произведение-переживание. Частная жизнь, лишенная какой-либо социальной окраски и указателей с надписью «счастливое будущее», «счастливое настоящее», «счастливый конец». И абсолютно ни на кого не похожая, нереальная, инородная Доронина в роли Наташи (на фоне тогдашних порой слишком народных героинь).

Не помню, кто сказал, но помню, что именно о «Еще раз про любовь»: «этот фильм вернул душу в кино».

Доронина создала эту душу. Высветлила и вычистила образ Наташи. Превратив в существо безукоризненно сердечное, эфемерное, надземное, невесомое, как ангел, и в то же время сильное и героическое, как Жанна Д`Арк (сильнее слабого Феликса, изнывающего от жалости к себе, сильнее сильного Евдокимова, чуть было не обманутого собственной самоуверенностью, чуть было не ставшего человеком без сердца, скалой без цветов). Хотя Наташа Дорониной не мнит себя ни ангелом, ни героиней, она настаивает на слове «бортпроводница».

Проводница! Да, в жизни Электрона Евдокимова стала ею точно. Он не прошел мимо себя, мимо любви, мимо мира только благодаря «лучшей девушке в СССР». Возможно, это, а вовсе не спасение пассажиров загоревшегося самолета, — главный подвиг Наташи. Она научила своего Элку любить! Чего же больше? Самый интеллектуальный, высокомерный, надменный, самоуверенный мужчина в СССР — Вальмон-Электрон — нашел свою любовь. И уже не потеряет. Ведь солнечные зайчики, которые поселяются внутри, не линяют.

Это кино сегодня вряд ли покажется реалистичным, достоверным… Но думаю, оно нам еще необходимей, чем зрителям 1968-го, сделавшим его тогда одним из чемпионов проката. Добро, самопожертвование, подвиг все чаще выглядят ныне как что-то отвлеченное (мы слишком любим конкретные понятия) и, что хуже — непосильное человеку. В невежество, предательство, духовное опустошение поверить куда проще, чем в иномирную бортпроводницу Наташу с ее песенкой про солнечного зайчика и монологом в защиту жалости:

«В тебе есть один… дефект: ты совершенно, ну ни капельки не умеешь жалеть людей. Тебе никто не нужен».

Фильм заканчивается репликой Мышки: «Она еще долго жила, два часа… Она просила передать вам, что главное — выдержка», — и легкой обнадеживающей песенкой.

А пьеса Радзинского «104 страницы про любовь» по-другому — голосом с того света:

«- Я даже не подарил тебе цветов. Но ты и не хотела. — Я очень хотела. — А моя подушка пахнет твоими волосами. Когда мы заканчивали опыт, я все время об этом вспоминал. — Смени наволочку — вот и все. Потрясающе, что у тебя вышел опыт. Девушка будет тобой гордиться. (Смех.) — Я все время слышу твой смех. У тебя невероятный смех. — Лучший смех в СССР. — Ты была такая грустная в парадном. — Я была счастливая. Ты знаешь, я просто сдерживалась, чтобы не заорать от счастья, потому что я поняла, что ты меня вправду любишь. — Нет, так нельзя! Так не бывает! — Выдержка, Эла. Главное, выдержка! По-английски выдержка — это…»

Голос из небытия в финале советского фильма? Не то, конечно.

Но песенка на стихи Новеллы Матвеевой… она же ведь тоже об этом:

я не умру, я буду греть лучами, мой свет не сотрется, любовь не пройдет… Даже если так не бывает! Знаете, по-моему, этот фильм о том, что делает мужчину настоящим Мужчиной…

4 апреля 2013

Есть в победе над силами притяжения что-то завораживающее, даже гипнотическое. Поэтому, наверное, можно без устали наблюдать за таинством взлета горделивых железных птиц, незаметно поджимающих свои лапки-шасси при отрыве от земли. Каждый раз это дерзновение, вызов самой природе! И каждый раз с трудом веришь собственным глазам: как могут эти гигантские по человеческим меркам машины с такой легкостью взмывать ввысь? К счастью, не только летному составу, но и пассажирам выпадает возможность испытывать на себе всю гамму чувств восхождения к облакам.

На этом, правда, способы приближения к магии полета не исчерпываются. В этом может помочь фильм «Еще раз про любовь». Но у многих из вас тут же вполне резонно возникает вопрос «как»? Попробую на него ответить.

Фильм с весьма «неавиационным» названием все-таки связан с небом. Хотя бы потому, что его главная героиня — бортпроводница (именно бортпроводница, а не стюардесса). Зовут ее Наташей, для кого-то она самая красивая девушка Москвы и Московской области, а для кого-то — всей страны разом. Но, наверное, еще больше эту киноленту роднит с небом высота. Высота как символ отношений Наташи и ее такого крайне неслучайного возлюбленного с редким именем Электрон.

В полетах Наташа проводит времени не меньше, чем на земле, но не только поэтому ее хочется называть неземной. Она видит пророческие сны и не любит, когда ее угощают или дарят цветы. Ей не интересно, почему Электрон живет один, она считает оскорбительными его попытки приоткрыть дверцы своего прошлого. Она не любит целоваться на виду и вообще что-либо афишировать, ее хорошее отношение вводит людей в заблуждение. Она приносит окружающим счастье, секрет которого почему-то для нее самой остается неразгаданным. А еще она умеет смеяться глуповатым смехом, даже в такие моменты, когда внутри все буквально клокочет от боли. «Надежная, как весь гражданский флот» — ни к ней ли обращены строки из песни Владимира Высоцкого?

Чем больше кажется поначалу, что выбранная тема любви уже давно распета, разобрана по кусочкам, растиражирована и затерта до пошлого, тем сильнее впоследствии удивляет это кино. Оно полно загадок и дышит многосмысленностью. Черно-белые цвета видеопленки более рельефно и контрастно передают авторский замысел, не отвлекают от главного. А главное у каждого будет свое, и в каждом встрепенутся в ответ особенные, только ему доступные чувства.

За отношениями Наташи и Электрона наблюдать не только интересно — эти отношения вдохновляют, в них хочется верить. При просмотре кажется, что рулежные дорожки Наташиной судьбы трудны и запутанны, и это ощущения на кончиках пальцев. Небо будто бы становится ее приютом, но получится ли обрести земной приют в объятиях любимого? Фильм, снятый по сценарию Эдварда Радзинского, дает много воздуха — невидимого, но от этого не перестающего быть нужным. Он по праву относится к таким фильмам, смотреть которые можно сколько угодно и не переставать делать все новые открытия. В этом смысле первое слово из его названия становится говорящим.

23 марта 2013

Необычный фильм, в наше время это был бы Арт-хаус — кино не для всех…

Интересное это определение Арт-хаус «Арт-ха́ус (англ. Art house, букв. «дом искусств»; также называемый «art cinema», «art movie» или «art film») — фильм, нацеленный не на массовую аудиторию» Википедия…

Было время, когда такие фильмы смотрели все, или почти все, люди думали.

Когда смотришь настолько хорошее кино, снятое в 1969 году в СССР, понимаешь, как у нас умели снимать — как талантливо!

Фильм высочайшего класса — режиссура, актеры, атмосфера!

«Странно, мы опять перешли на «вы»…

Вы хотите спросить, почему я один?

Нет. Вы же не спрашиваете, почему я одна»…

Меня интересуют именно такие фильмы, в которых играют глазами.

Виктор Эрисе сказал «Актер — это тот, у кого нет своей души» (спасибо Alex Linden за отличную рецензию на фильм Эрисе «Красная смерть»).

Я согласна с этими словами.

Я много читала о ролях — персонажах, которых Актеры хотели бы сыграть, но боялись, не решались — у роли — у персонажа была определенная репутация…

Актеры избегают играть Бога, Дьявола, духов смерти, демонов, ангелов — эти роли всегда сказываются на их жизни…

Помню статью об Ал Пачино, который готовясь к роли Майкла Карлеоне просил и в жизни называть его «Майкл»!!!

Вы понимаете? Ал Пачино влезал в шкуру сына Вито Карлеоне!

Смотря «Еще раз про любовь» я не видела Александра Лазарева и Татьяну Доронину — я видела Мужчину и женщину, для которых Случай стал Судьбой, ну, или почти стал.

Это кино — да, не для всех, а может быть и для всех — для тех, кто любил и влюблен, для тех, кто хочет понять, что такое любовь.

Что такое Любовь? Наверное, это когда ты понимаешь, что ты отдал Душу другому человеку, что она больше не твоя, Она — ваша, одна на двоих…

19 мая 2012

Как сделать из обаятельного самоуверенного советского ученого-изобретателя постороннего, практически героя «Тошноты» Антуана Рокантена, только еще и без желания философствовать и создавать теории? Элементарно. Нужно взять и лишить его одного, — надежды.

История любви с трагическим концом — это грустно, печально, зачастую красиво. Но эта история не трагична, она экзистенциальна. В ней все предопределено и все безнадежно. Чем счастливее выглядят герои, тем тягостнее становится ощущение от просмотра.

С эмоциональной позиции заслуга режиссера состоит в том, что, понимая и знаково вычитывая безысходность истории, нам так хочется ошибиться. Но мы понимаем, что ошибиться невозможно. И режиссерское решение, оставить в «существовании» именно Евдокимова, — как поклон Кафке, Камю и Сартру, ведь из двух героев именно Евдокимов был полон надежд. И заключительные кадры — аллея с идущим вдаль героем — идеальная, еще и черно-белая, иллюстрация к главным понятиям этой — экзистенциальной — философии: «посторонний», «безысходность», «покинутость».

Когда ты начинаешь смотреть «Еще раз про любовь», вероятно, думаешь о том, насколько тебе симпатичен главный герой — сыплющий остротами мужчина с идиотским именем Электрон и медведем на полу советской комнаты; нравится ли тебе Татьяна Доронина и соответствует ли она фразе про лучшую девушку СССР; ищешь отсылки к французскому кино и вообщем-то находишь.. но потом, то ли благодаря этим отсылкам, то ли чему-то еще, герои перестают быть героями и становятся как бы моделями человека, сражающегося с exsistentia, и, конечно же, не способного победить. И тут уже хоть любовь, хоть дружба, хоть всепрощение, — неважно. Исход все равно один. А точнее — безысходность.

PS Посмотрев этот фильм, еще раз понимаешь, что экзистенциализм был последним знаковым философским учением, и к тому же проникшим во все углы и щели. После него не было ни знаковых направлений мысли, ни хотя бы философов, которые, пользуясь тезисами философов ранних, смогли бы опровергнуть «безнадежное» учение. Так он и висит упадническим грузом. И остается только надеется, что хотя бы предположение Ницше (столь любимого экзистенциалистом Хайдеггером) ошибочно, и «вечного возвращения» нет. А иначе уж совсем больно, если некогда улыбчивому Евдокимову придется вот так вот вне времени и пространства идти в никуда по серой аллее…

26 апреля 2012

Вот я думаю — понятно. Начинаю говорить — ничего не понятно

Этот фильм был мной просмотрен уже после того как я, почти до дыр, засмотрела его младшего брата — «Небо. Самолет. Девушка». А как выяснилось мной позже есть еще и пьеса Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь», с которой все и началось в общем-то.

Для 1968 года этот киношедевр поражает своим непревзойденным стилем, своей откровенной необычностью для того времени и такой сегодняшней современностью. Вот так, спустя столько лет этот кинороман не просто живет, а лично в моем хит-листе занимает первое место среди фильмов о любви всех времен и народов.

Любовь не приправленная щепоткой грусти кажется тусклой. Как близко связаны эти два вечных спутника жизни — любовь и одиночество. И как тонко это связано в этом фильме.

Нежность. Ее все время стыдятся. Ее прячут далеко в боковой карман. И вынимают в одиночестве по вечерам. Чтобы посмотреть, как она истрепана за день — наша нежность.

Утонченная бортпроводница и серьезный физик, чьи откровенные и даже слегка странные диалоги просто каким-то поразительным образом стреляют прямо в сердце и запоминаются так сильно, что вспомнишь их даже, проснувшись среди ночи.

-Ты сегодня глуп, у тебя испорченное настроение.. но ничего, тебе идет..

Ты грустная девушка, я тоже грустный. Двое грустных — это уже коллектив. А вот, по-моему, мы все должны быть веселыми, как утренние воробьи. Как скворцы в мартовской роще…

28 марта 2012

Сравнить несравнимое

Со мной такое бывает редко, но вчера я посмотрел за один день два фильма. Ну, вернее, как посмотрел: один отсидел в ожидании того, когда же он закончится, а вот от второго получил настоящее удовольствие. Первая картина — это «Район N9» молодого режиссёра южноафриканского происхождения Нила Бломкампа. Второе кино — замечательная советская лента «Ещё раз про любовь», снятая режиссёром Георгием Натансоном по сценарию небезызвестного Эдварда Радзинского.

Конечно, сравнивать две столь непохожие ленты — современную фантастику с социальным подтекстом и классическую советскую мелодраму — бессмысленно. Но я всё же попробую, тем более что объектом для сравнения выступят не сами фильмы, а мои впечатления от них. Итак, как я уже отмечал, первый фильм мне не понравился. Пусть ощущения от его просмотра и нельзя назвать совсем уж плохими (всё-таки на пятёрку по 10-балльной шкале создатели этого «кина», по моему мнению, наснимали), но и хорошего тоже мало. Незавершённость сюжета, нестандартный подход к построению киноповествования (может, это и хорошо, конечно, но в данном случае не зацепило), непродуманный сценарий, в котором не учтено множество мелких деталей. И пусть на первый взгляд они кажутся второстепенными, в итоге остаётся множество «как?» и «почему?», на которые, увы, ответа нет. Оправданием этим недостаткам может служить лишь неопытность режиссёра и где-то, наверное, желание соригинальничать ради того, чтобы быть замеченным, а также небольшой бюджет картины, вероятно, не позволивший задействовать в ней более серьёзных профессионалов. Не буду углубляться, всё же пишу рецензию на странице другого фильма. Скажу ещё лишь, что посмотреть фильм сходу у меня не получилось. Действо было настолько малоинтересным, что на середине я уснул, и досматривал уже следующим утром.

А вечером сел перед компьютером, чтобы посмотреть фильм, который собирался посмотреть уже очень давно. «Ещё раз про любовь». СССР, 1968 год. И получил от этой ленты большое-пребольшое удовольствие. Контраст был особенно разительным в сравнении с впечатлениями утра. Порадовало и то, что это не совсем типичная для советского времени кинокартина. Пресловутого соцреализма и псевдогеройства совсем не много (последнее, правда, неожиданно всплывает во всей красе в самом конце), пафоса тоже совсем нет. А зато есть, страшно подумать, секс на первом свидании. Не сам, конечно, процесс, а лишь головы влюблённых в светлом пятне на общем тёмном фоне. Но понятно, что «непоправимое произошло».

Хочу сказать, что отечественное кино мне всегда нравилось больше. И хоть в последнее время смотрю в основном иностранные, преимущественно американские картины, понимание того, что пытаюсь себя обмануть, никуда не уходит. Хорошие фильмы снимались везде и всегда, также, как и плохие. Но нигде нет такой душевной трогательности, как в нашем кино. У иностранных картин есть свои весомые козыри, но они не про нас. Они — про них, или вообще про инопланетян. Шутка! Но если всерьёз, вчерашний день мне доказал ещё раз, что надо больше «доверять отечественному производителю».

Ни к режиссуре, ни к сценарию серьёзных претензий предъявить нельзя. Всё вроде бы так, как и должно быть. Люблю картины, которые интересны с первой минуты и до последнего кадра. «Ещё раз про любовь» как раз из их числа. Единственный просчёт как одного, так и другого мне видится в невнятной концовке фильма. Радзинский закончил картину странным, нелогичным и весьма неожиданным образом. Развязка столь неожиданна и внезапна, что по началу пребываешь в лёгком недоумении. Зачем? Почему? Но даже если принять сам факт такого финала, то уж то, как всё это снято, мне совсем-совсем не понравилось. Вот вам, пожалуйста, и пафос, и пресловутый героизм от человека, который способен на него, казалось бы, меньше всех. Ни к месту всё это как-то. Не естественно. Реакция главного героя тоже не самая логичная. Развернулся и ушёл под трагическую музыку. И всё. Не знаю, кому как, но, по-моему, финал портит картину. Поэтому из высшего балла, который был готов поставить, вычитаем единицу.

Ещё -1 за подбор исполнительницы на главную женскую роль. Кому-то игра Татьяны Дорониной в этом фильме кажется блистательной. Я не согласен. При всём уважении к таланту замечательной актрисы, здесь она не на своём месте. Во-первых, она, показалось, несколько переигрывает. Мгновенные остроумные реплики в диалогах ощущение правдоподобности убивают на корню. Сыграла Татьяна Васильевна как-то очень уж по театральному, а не по киношному. Голосок тоже до неестественности сладкий и приторный. А вот театральных пауз в замечательных в целом диалогах как раз не хватило. И ещё. О женском возрасте говорить не принято, но всё-таки старовата она была уже для этой роли. На момент съёмок ей было уже 35. На экране не «лучшая девушка СССР», а зрелая женщина. Контраст с более молодым Александром Лазаревым заметен сразу. Впрочем, исполнение главной роли именно Дорониной, вероятно, было непременным условием. Ведь на тот момент она была женой сценариста Радзинского. Здесь можно провести аналогию с комедийной мелодрамой 1987 года «За бортом», недавно также пересмотренной. Там актёрская семья Курт Рассел и Голди Хоун играют пару и на экране, и девушка в силу не самого юного возраста тоже явно не на своём месте. Отвлеклись. Вернулись. Александр Лазарев играет не блестяще, но вполне удобоваримо. А вот его тёзка Ширвиндт просто великолепен, бесподобен. Хорош и Олег Ефремов в роли влюблённого в Наташу лётчика, и второстепенные персонажи тоже выглядят как надо. За исключением разве что Иры-Мышки в той самой пресловутой последней сцене.

Большой респект Александру Флярковскому и Роберту Рождественскому за песню «Солнечный зайчик», она тронула до глубины души. Здорово, классно! Особенно на фоне остальной музыки в фильме, которая не знаю почему, но резала слух. А ещё неизгладимое впечатление производит колорит времени. При взгляде на старые самолёты и провинциальные аэропорты сразу вспомнились любимые строчки из Высоцкого: «Я гнул винты у Ила-18 и требовал немедля парашют…». Владимир Семёнович, кстати, и сам мог сыграть здесь вместо Лазарева, но не сложилось. Стадион «Динамо», который сейчас закрыт на реконструкцию. Вот уж, действительно, эпоха.

В общем и целом, фильм оставил приятное впечатление. Он из тех, чья прелесть не в интриге сюжета, а в неповторимой ауре, атмосфере, душевности. А значит, к нему стоит обязательно вернуться, что я непременно однажды сделаю.

8 из 10

10 октября 2011

С одной стороны, эта картина призвана разрушить стереотип, что советское кино поверхностно в плане изображения любовных отношений. А с другой она выглядит исключением, лишь подтверждающим правило — настолько выделяется на общем фоне.

Нет, конечно, в СССР делали не только идеологический лубок, серьезные и взрослые ленты были в достатке. Но, даже если в них и имелась сильная лирическая составляющая, ее психологизм нередко базировался на постороннем мотиве: сразу после войны — на патриотическом чувстве («Летят журавли»), затем — на ощущении беспросветного существования в позднем СССР («Осенний марафон»).

Здесь же, как в гениальной скульптуре, отсечено все постороннее. Минимум советской реальности — максимум лирики, максимум тонкого и изящного психологизма. Почти полностью фильм состоит из напряженных сцен, наполненных множеством смыслов и чувств — и нигде не видно слабины или натянутости. Перечислить составляющие такого успеха проще простого — великолепная драматургия, гениальная (без преувеличения) игра Татьяны Дорониной и Александра Лазарева. Несложно и поставить диагноз картине: живая, настоящая и проникновенная. Только эти эпитеты не способны передать и сотой доли ее шарма и заоблачного уровня исполнения. Повторюсь, для меня она стоит на голову выше десятков других советских фильмов о любви. В названии, кстати, прослеживается самоирония: мол, ну что еще можно сказать о любви-то? Если так, то можно и нужно. Говорите, пожалуйста, еще.

В заключение ложка дегтя. Еще на школьных уроках литературы я усвоил тезис о том, что, когда автор не знает, что делать со своим героем, он его убивает…

9 из 10

«Нежность… Ее все время стыдятся. Ее прячут глубоко в боковой карман и вынимают только по вечерам в одиночестве, чтобы посмотреть, как она истрепана за день… наша нежность»

28 сентября 2011

«Хорошо было бы, если бы все люди лет на пять замолчали, тогда у слов снова появился бы смысл»

Нашим удивительно душевным и искренним советским фильмам, которые уже давно стали классикой жанра не страшны никакие обстоятельства, им не страшен даже самый опасный враг-это быстротечное и разрушающее ВРЕМЯ. Ведь такие шедевры как, например, «Мачеха», «Родня» и, собственно говоря, данная картина «Ещё раз про любовь» и через века будут всегда смотреться с удовольствием, оставляя после просмотра ту частичку тепла и душевной доброты, что в своё время «трогали» восприятие советского зрителя, и до сих пор «работают» в том же направлении, но, уже заставляя нас, живущих во времена выпуска многочисленных ремейков и 3D-технологий, сопереживать и добавлять нашим глазам блеска абсолютно природного происхождения, но блеска, доказывающего одно, что мы ещё не совсем разучились…плакать.

«Еще раз про любовь» — кинороман, в основу которого был положен сценарий небезызвестного всем Э. Радзинского, создававшего образ главной героини Наташи специально для исполнения её роли в дальнейшем неподражаемой Татьяной Дорониной.

История любви, любви странной, на первый взгляд, но в то же время, любви всепоглощающей, страстной, одним словом,… НАСТОЯЩЕЙ.

Он, мужчина, высокий, статный, образованный, мужчина со странным именем и не простым характером. Учёный, в какой-то мере, скептик, прямолинейный и немного (а может быть, и в большей степени) высокомерный человек.

Она, женщина, обаятельная, смешная, улыбчивая. Человек, которого жизнь уже успела, как следует, «ударить», человек, для которого самым главным в её жизни стало одно - выдержка.

Случайная встреча в кафе, один медленный танец и несерьёзный разговор станут для них началом тех отношений, которые для каждого окажутся своего рода …«спасением», подарив ЕЙ ещё одну надежду на то, что счастье возможно и в её жизни, а ему же доказать одну очень важную мысль, что каким бы сильным ты не казался и как бы не старался не «впускать» в своё сердце это прекрасное чувство, оно, всё — равно, «пробьётся» и станет реальным даже для человека, которому трудно сказать три, казалось бы, простых, но самых важных слова: я люблю тебя.

-Ты счастливая?

-Да… т. е. нет.

-Зря. У меня сейчас решается важное дело, постарайся принести мне счастье.

«Ещё раз про любовь», чёрно-белое кино, которому, собственно-то, и не нужны краски, ведь самое главное, что хотели показать его создатели, совсем не обязательно «раскрашивать» и оформлять блестящей «упаковкой», главное-это слова, взгляд, чувства, на которых и сосредотачивается всё наше внимание, заставляя нас искренне переживать ссору двух влюблённых, также искренне радоваться тем, пускай и непродолжительным минутам их маленького счастья и также, как и главный герой, нетерпеливо ждать в назначенное время, в 6 часов возле метро «Динамо», всматриваясь в лица прохожих, в надежде увидеть её, её одну.

10 из 10

23 декабря 2010

Что-то большое… чистое… настоящее…

Начать, по-моему, стоит с того, что фильм снят по очень хорошей пьесе Эдварда Радзинского. «Еще раз про любовь» — это точная и весьма подробная экранизация, практически снятый на камеру спектакль. Это определяет некоторые жанровые особенности фильма: обстоятельные и весьма многочисленные диалоги, минимум действия, некоторая статичность — если вы предпочитаете сумасшедшую активность героев, этот фильм скорее всего не для вас. Он адресован любителям историй, постепенно раскрывающихся с каждым новым словом — не обязательно уметь читать между строк, но нужно внимательно слушать, что и как говорят друг другу герои.

Благо послушать есть что: диалоги написаны великолепным языком, изобилуют тонким остроумным юмором, но главное — в них есть нерв, который и наполняет статическую картинку жизнью, создает напряжение, которое не уходит до самого конца, но обрывается, как туго натянутая струна, оставляя и героя и зрителя обессиленным и растерянным.

Кроме собственно истории любви, которая и составляет основное содержание и смысл фильма, крайне интересным мне представляется, если можно так сказать, противостояние «физиков» и лириков». Не в буквальном смысле, конечно, хотя знакомство героев начинается именно с этого. Скорее речь может идти о сложном взаимодействии материального и нематериального, грубой прямолинейной реальности и тонкой эмоциональности. Этот конфликт раскрывается не в отношениях героев — Евдокимов не столь прямолинеен и бесчувственен, как может показаться на первый взгляд, — а в отношениях героини с окружающим миром. Живым выражением материального, безусловно, является Феликс, периодически тенью возникающий в ее жизни. Но чаще грубая реальность представлена голосами — объявлениями в метро, утренней радиопередачей совершенно идиотского содержания.

- Ну и что же тебе снилось?

- Что-то большое… чистое… настоящее… Потом пришел вчерашний гражданин и объяснил мне, что это был просто слон, которого вымыли в ванне.

Материальное всегда оказывается сильнее. Если жить не только «физикой», жизнь будет постоянно ранить, но только так можно сохранить способность чувствовать и сочувствовать. Жить так очень тяжело — проще всех живется как раз материальному Феликсу — но только это может называться жизнью в полном смысле слова.

Тонкий, умный — замечательный фильм.

10 из 10

23 октября 2010

«Там в зоопарке у бегемота кто-то родился»

Не понял я этот фильм. На мой взгляд, какая-то бесконечная, совершенно отвлеченная от происходящих на экране событий болтовня. Возникает ощущение, что девушка (или уже зрелая женщина — до конца так и не ясно, о каком возрасте идет речь) начиталась умных книжек и пытается почерпнутые оттуда идеи и мысли каким-то чудесным образом соединить с реальной, окружающей ее жизнью. Разумеется, это дело неблагодарное и, больше того, бессмысленное. А, самое главное, до чего же неубедительно всё это звучит в ее устах! И концовка — обычная случайность, а вовсе не закономерное развитие событий.

Первую половину, а то и добрые 3/4 фильма мне казалось, что Т. Доронина великолепна. Как актриса, как женщина, вообще. Но потом. Очередная заунывно-протяжная песня в ее исполнении, слёзы и пр. Нет. Пожалуй, остановимся на «отметке» «очень хороша». Средний балл, так сказать. Повторюсь, речь идет не о героине. Она-то, как раз, ничем (кроме всё той же внешности) не примечательна и к себе ничуть не располагает. В прошлом явно не безгрешна, в настоящем — определенно, человек, не способный делать выводов из своих ошибок, будущего ее и вовсе лишили. Что ж, очень удобное решение проблемы. Её, как известно нет, когда нет человека. В общем, занудство — вот определяющее понятие, характеризующее этого персонажа.

А вот А. Лазарев просто ужасен. Не больше и не меньше. Ну, то, что он страшен внешне — еще полбеды — любовь зла, полюбит кто-нибудь и такое чудище. Персонаж же его вызывает отвращение далеко и не столько этим даже. Он… Нелеп. Вызывающ, одиозен, если хотите, — да, но при этом невероятно примитивен. Единственное, что испытываешь по отношению к нему — это непреодолимое желание… раздавить. Как какое-нибудь грязное насекомое, непонятно с чего вдруг возомнившее о себе невесть что. Просто потому что «игра не стоит свеч» — нет смысла разговаривать, убеждать — зря потеряешь время. Таких нужно сперва спустить с небес на землю.

Или возьмем О. Ефремова. Сыграл очередного мямлю. Ей богу, всё в одни ворота: «Берегись автомобиля», «Мама вышла замуж», «Три тополя на Плющихе», теперь вот «Еще раз про любовь». Хоть бы что-то новенькое.

Название у фильма хорошее — ничего не скажешь. Но, опять же, не в кассу. Где тут любовь? Что может быть общего у этих людей? Исключительно безумная вера в то, что «как бы всё здорово у нас сложилось, если бы не эта авария». Голословно, бездоказательно и ни разу не трогательно.

По большому счету, самое интересное в этой картине — аншлаг на стадионе «Динамо» — где теперь такое увидишь. Всё остальное — демагогия чистой воды. Даже жаль. Нутром чую, что фильм стоящий, но зацепиться совершенно не за что — настолько всё чуждо и далеко. Увы.

6 из 10

12 января 2010

Встретились два одиночества

Фильм замечательный. И прежде всего, благодаря очень сильной игре актеров — Татьяны Дорониной, яркой представительницы БДТ, и Александра Лазарева, у которого, возможно, это лучшая роль.

Фильм — поколение 60-х, он весь пропитан этой атмосферой, необыкновенно лиричен. Герои его особенны. Их нравится слушать, за ними интересно наблюдать, они притягивают…

Сюжет прост: случайно встречаются двое людей, физик и стюардесса. Они разные, друг с другом им тяжело, но взаимное притяжение сильнее. У каждого своя история, которая открывается не явно, читается между строк.

Можно ли примириться с прошлым ради будущего и принять человека, если он тебе дорог, отодвинуть в сторону гордость и уступить место любви, доверию и пониманию — это далеко не полный список вопросов, на которые пытаются ответить герои.

Мне кажется, победа и счастье этого фильма в том, что здесь каждый найдет свою историю, увидит себя — фильм об отношениях между мужчиной и женщиной. Он универсален. Диалоги насыщены психологизмом и драматичностью. Это скорее фильм-спектакль.

Ничего общего с фильмом «Небо. Самолет. Девушка», кроме произведения Э. Радзинского (кстати, бывшего мужа Т. Дорониной), здесь нет. Новый фильм на порядок хуже, если не больше.

Любителям тонкой актерской игры и лирических настроений — рекомендую.

10 из 10

9 октября 2009

Самая красивая девушка Москвы и области и… просто Евдокимов

Эта картина — просто нечто. О том, как влюбляются с первого взгляда две полные противоположности. Потом, после первичной эйфории наступает период притирки. И они его выдержали, потому что, как ни банально, это история еще раз про любовь…

Они встретились случайно и неслучайно. Она заметила его давно, а Он просто обратил внимание на женщину с глупой улыбкой, которая вышла высказаться по поводу глупых и бездарных стихов. Она показалась ему не такой, как все, — не от мира сего.

Она и правда не от мира сего — летает в небе и в прямом, и в переносном смысле. У нее прекрасный голос и великолепные светлые волосы. Еще она отлично поет — глубоко, проникновенно. Она стюардесса Наташа (Т. Доронина). Ее безответно любит командир их корабля Карцев (О. Ефремов), которого любит подруга Наташи.

Евдокимов (А. Лазарев) физик и полностью лишен романтики и какого-то душевного полета. Он сух и рационален до крайности. В его жизни все просчитано до мелочей — нет места неожиданностям. По крайней мере, так было до встречи с Ней.

Любое развитие отношений сложно. Особенно если женщина имела связь с коллегой по работе Феликсом (А Ширвиндт). Особенно если Она парит в облаках и ведет себя не так, как привык Евдокимов, — она чувственна, эмоциональна, заботлива и даже навязчива порой. Он научится Ее понимать и ценить. Поймет, что любит…

Сюжет фильма прост, картинка черно-белая, Москва очень красивая в такой цветовой гамме. Трогательность и драматичность истории придает Доронина. Ее Наташа — чувственная, надрывная, поражающая своей чистотой и искренностью. Она действительно не от мира сего — Евдокимов даже назвал Ее шизофреничкой. А Она и не возражает, потому что любит.

После просмотра фильма остается тяжелый осадок — с одной стороны, удивительно, что такие чувства бывают, а с другой, слишком трагично все заканчивается. Хотя подобные истории не часто имеют хэппи-энд. Жизнь все расставляет по местам, и двое влюбленных ничего не могут ей противопоставить.

Доронина великолепна! Лазарев убедителен в роли этакого технаря.

P.S. В 2002 году В. Сторожева снимет фильм «Небо. Самолет. Девушка», в основе которого история любви стюардессы и земного парня, в главных ролях — надрывная и неподражаемая Р. Литвинова и Д. Орлов. Не хочу сравнивать эти два фильма, но то, что этот фильм появился, указывает на то, что при всей простоте и незамысловатости сюжета эта история по-прежнему актуальна и интересна. Все гениальное просто…

9 из 10

2 июля 2008

Мелодрама Еще раз про любовь появился на телеэкранах в далеком 1967 году, его режиссером является Георгий Натансон. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Татьяна Доронина, Олег Ефремов, Елена Королёва, Александр Ширвиндт, Владимир Комратов, Евгений Карельских, Сергей Чистяков, Зиновий Высоковский, Е. Народский, Наталья Рычагова, Жанна Владимирская, Александр Лазарев, Николай Мерзликин.

Страна производства - СССР. Еще раз про любовь — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.