Война окончена
La guerre est finie
7.2
7.3
1966, драма, военный
Франция, Швеция, 2 ч 1 мин
16+

В ролях: Ив Монтан, Жан-Франсуа Реми, Жак Валле, Мишель Пикколи, Ролан Моно
и другие
Диего, один из руководителей испанской Коммунистической партии, возвращается в Париж из Мадрида. Его почти арестовывают на границе, но потом пропускают, благодаря Надин, дочери человека, паспортом которого Диего пользуется. После прибытия в Париж, он начинает искать Хуана, одного из своих товарищей, чтобы отговорить от возвращения в Мадрид, где его может арестовать полиция Франко...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Война окончена

английское название:

La guerre est finie

год: 1966
страны:
Франция, Швеция
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , ,
видеооператор: Саша Вьерни
композитор:
художники: Жак Солнье, Madeleine Lafon, Мари Мартин
монтаж: ,
жанры: драма, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 9 мая 1966 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 2 ч 1 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Постеры фильма «Война окончена», 1966

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Война окончена», 1966

Революция. Взгляд изнутри

С момента создания фильма «Война окончена» прошло уже более полувека, но затеряться в анналах кинематографа ему мешает и статус режиссёра, и популярность у зрителей, не говоря уже о том, что политическая тема сама по себе вечна и неизбывна. Но была ли политика истинной целью Алена Рене? Хорхе Семпрун, сценарист этой картины, как известно, был антифранкистским революционером Коммунистической партии Испании, откуда впоследствии был исключён за идеологические разногласия с руководством. Его знакомство с Рене, уже признанным мастером французского интеллектуального кино, дало возможность первому обратить в сценарий свои воспоминания времён политической активности, а второму – поставить по ним картину, пусть и лишённую таинственной атмосферы фильма «В прошлом году в Мариенбаде», но сохранившую неповторимость режиссёрского стиля.

«Война окончена» – это несколько дней человеческой жизни, сопряжённой с постоянным риском и переменами мест, действий. Жизни иностранца, оказавшегося на территории соседнего государства. Жизни мужчины с достаточным личным опытом для того, чтобы усомниться в собственных идеях. Привычный для многих образ революционера как сурового идеалиста вряд ли применим к Диего Мора в исполнении легендарного Ива Монтана. Персонаж, которому уже или ещё только сорок лет, с точки зрения создателей слишком молод для участия в надвигающейся Гражданской войне и слишком стар, чтобы встать на сторону бунтарской молодёжи, традиционно стремящейся к радикальным изменениям происходящего вокруг. Но если с этим всё более-менее понятно, то как быть с теми, кто является частью подпольной реальности Диего – его идеологическими товарищами, когда неожиданно выясняется, насколько оторваны они от реальной политической ситуации?

Эти противоречия в среде действующих и будущих революционеров усиливают и без того очевидную отчуждённость Диего и пустоту внутри него. Он, словно тень, скользит между прошлым и будущим. В самом деле, Гражданская война на его Родине закончилась четверть века назад, привнеся в общество видимость мирной и стабильной жизни, пусть и под властью авторитарного руководителя. Лишь давняя связь с представителями старой революционной гвардии удерживает на плаву Диего, уставшего от тщетности борьбы и проповедей одних и тех же революционных догм, которым уже всё меньше веры.

Рефлексичность и сомнения революционера, попавшего в эпицентр экзистенциального кризиса, ставит под сомнение его выбор и, вместе с тем, помещает фильм на уровень отдельного индивида и всего общества. Здесь как нельзя лучше подходит главная изюминка фильма – особый монтаж с использованием внезапных коротких кадров, олицетворяющих спонтанность мыслей Диего, относящихся к его окружению. Уровни повествования размываются, и зрители уже видят многомерную историю, в которой общечеловеческие качества играют не меньшую роль, чем политическая составляющая. Человек, освобождающийся от своих идеалов, начинает пристальнее всматриваться в окружение, находя в нём то, что раньше ускользало от него в силу определённых причин.

Единство духа и борьбы, характеризующее многие идеологические объединения, зачастую скрывает характеры одиночек по жизни, сходящихся для реализации своих собственных иллюзий. Быть может, главным разочарованием для подобного рода деятелей могло бы служить осознание риска безвозвратной потери внутренней, душевной стороны своей личности, остающейся за пределами сомнительной системы ценностей. Моменты романтического единства Диего и его жены Марианны, как и возможность или невозможность их встречи в Испании, делают личную историю этой пары открытой, и очень хочется увидеть их вдвоём уже за пределами губительной среды, в которую вовлечены оба и которая, видимо, не отдаст им без боя счастливый финал.

Выстроенный на интуиции и образах фильм «Война окончена» вряд ли может быть полностью считан с первого раза. Он достаточно тяжёл и временами перегружен претенциозными фразами, подобно увесистому тому революционного издания. Но, в отличие от любой политической книги, где любви и прочих человеческих слабостей не может быть по определению, фильм Рене даст зрителям возможность почувствовать её стойкий привкус, полюбоваться красотой женского тела, и ощутить слабое дыхание той простой человеческой жизни, которая всегда будет выше любых политических идеалов.

9 января 2022

Долгая дорога в Мадрид

Многих вводит в заблуждение тематика картины. Зритель, ожидающий банального триллера, выстроенного на фоне политических реалий описываемого времени, будет разочарован.

Фильм на самом деле — одно из самых энигматичных и метафизических произведений Алена Рене. Вполне социальный сценарий в руках Рене превратился в философскую поэтическую притчу, выражающую и переосмысливающую идеи хайдеггеровского «Пути к языку», вышедшего в 1957 году. Идеи, витающие в коллективном бессознательном европейских интеллектуалов, выходящие за рамки набившего уже оскомину сартровского экзистенциализма. Еще не написал свою «Символический обмен и смерть» Бодрийар, но примерно в одно время Риветт снял «Париж принадлежит нам», Годар — «Альфавиль», Рене — «Война окончена» — кинематографические предтечи бодрийаровского постмодерна.

Фильмы, объединенные одной тематикой — изображением социума как вторичного мира навязанных культурных симулякров.

Для достижения истинной реальности — Мадрида у Рене необходимо знать систему паролей. У Годара — понимать абсурдный язык в «Альфавилле». У Риветта — понимать конспирологические правила игры.

Если смотреть «Война окончена» через призму Бодрийара и Хайдеггера, а не привычного реализма, фильм являет словно выписанную невидимыми чернилами совершенно иную плоскость восприятия.

Каждый кадр, каждая реплика, каждый сюжетный поворот становится таинственным гештальтом этого нового, заманифестированного Хайдеггером языка, содержащим в себе подобно кванту сознания и единицу и вечность.

Дорога к Мадриду героя — метафора духовного поиска в лабиринте иллюзорной реальности заданных догм и ложной символики.

5 апреля 2017

Память о жизни

Три года до революции в Париже 1968 года. Три года до окончательного поражения реальности. Мир спектакля захватит сцену окончательно, навсегда (?) А пока… пока они суетятся, снуют, перемещаются в стремительно схлопывающейся полуреальности, между Парижем, Мадридом, Барселоной… всеми местами, которые когда-то были Местом, в которых когда-то текла История. История, которая заканчивается… заканчивается стремительно? медленно? печально? Или так же неторопливо, как и повествование Алена Рене? Как гений предвидит то, что будет? Как ему удается запечатлеть то, чего не будет больше вовсе? Камера Саша Вьерни, как последняя обезумевшая бабочка, порхает среди улиц вечных городов, выхватывая ускользающие признаки реального мира, среди людей, все еще играющих в реальность; Ив Монтан, как-то по-особому живой, мечущийся, существующий в лучах этой реальности, между двух женщин и своей выдумкой, — может быть, мы обречены выдумывать эту жизнь? Да, мы выдумывали её вечно, и можем только позавидовать этой нелепой, самой прекрасной выдумке, которая, такая до боли настоящая, остаётся вечной в фильмах Алена Рене.

26 мая 2014

Год 1966. Война окончена Алена Рене

Один из руководителей Компартии Испании возвращается в Париж из Мадрида. На фоне скрытой идеологической борьбы мы следим за романом главного героя с двумя женщинами.

Как и «Мюриэль», «Война окончена» Алена Рене во всех отношениях хорошее, остросоциальное кино. Фильм весьма изысканно снят, а на главные роли приглашены очень хорошие актеры. Но, есть один нюанс: актуальность фильма прошла. Делая основную ставку на актуальность, режиссер избрал медленный темп существования, который сейчас делает кино весьма сложным для просмотра. Кино кажется старомодным и скучным. Что подтверждает, сравнительно небольшое количество посмотревших его на Кинопоиске и IMDB.

Конечно можно восторгаться «изысканной режиссурой самого Алена Рене», а можно признать, что в его фильмографии — это не самая лучшая работа, которой лучше предпочесть «В прошлом году в Мариенбаде», «Провидение» и «Мой американский дядюшка».

Впрочем, я старался не замечать политический подтекст, обращая внимание преимущественно на взаимоотношения по линии «Мужчина и Женщина». Которые, кстати, были прекрасно раскрыты Ивом Монтаном, Ингрид Тулин и Женевьев Бюжо.

В итоге: фильм Алена Рене, сочетающий элементы любовной мелодрамы и остро социального фильма.

7 из 10

27 августа 2012

«Я на тебе как на войне…»

Даже такие не совместимые, казалось бы вещи, как революция и L`amour — совместимы, товарищи! Ура! Эту простую истину доказывает французский фильм «Война окончена» (1966г.), повествующий о ежедневных буднях самого обыкновенного относительно современного испанского революционера Карлоса в исполнении весьма необыкновенного француза Ива Монтана. Хотя, начинающие борцы за свободу могут не беспокоиться — собственно тревожных будней и полезных секретов и правил освободительных войн им увидеть не придётся, т. к. практически всё экранное время посвящено подробному анализу подуставшего от бесконечной борьбы Монтана-Карлоса своих взаимоотношений с двумя разными женщинами: юной бунтаркой Мышкой-Надин и преисполненной зрелой чувственности женой Марианной. Что характерно, фильм лишен мучительного метания героя м/у столь разными дамами и столь же тяжелого для сильной половины человечества процесса выбора, ибо изначально акцентируется внимание на глубоком чувстве и абсолютной привязанности Карлоса к своей второй половине. Посему, появление в его жизни недозрелой нимфетки можно объяснить примитивным выражением чисто «спортивного» мужского интереса к случайным связям.

В этой связи главным достоинством картины являются две умопомрачительно красивейшие постельные сцены, за что ещё раз проникаешься глубокой признательностью к настоящим художникам в кино, умеющим не показывая ничего, показать всё!… И точно так же, как верхом ненасытной страсти является незабываемая стычка на столе м/у героями Джессики Ланж и Джека Николсона из «Почтальон всегда звонит дважды» 1981г., подкреплённая минимумом эротических средств, — так и эти две сцены: одна — по-невинному трепетная и осторожная с Мышкой, другая — до предела наполненная необузданной смелостью и неприкрытым плотским желанием с женой, — можно по праву отнести к классическим шедеврам подобного рода и сокровищницам операторского мастерства. Однако, хочется предупредить любителей «клубнички»: не стоит ждать от фильма излишней откровенности, поскольку если он и откровенен, то лишь с эстетической точки зрения, а не с физиологической.

Как истинные французы, авторы фильма смело и громко заявляют, что даже революционеры думают об «этом» в противовес отечественному кино, столько лет внушавшему нашим «тёмным» соотечественникам, мол: «У нас секса нет!» и упорно изображавшему истинных революционеров исключительно целомудренными фанатиками-недотрогами подобно «кисейным барышням» не дающим «поцелуя без любви», каждую секунду своей жизни посвящающим Партии и общему делу, а своё потомство производящим не иначе как путём «непорочного зачатия»!…

И пусть советская женщина вряд ли призналась бы своему суженному, вернувшемуся с «поля боя», что была в двух шагах от измены, а на вопрос, почему передумала, тем более не стоило надеяться услышать от неё следующую откровенную тираду героини фильма: «Потому что рано или поздно перестаёшь спать вместе, заниматься любовью. Или нужно, чтобы он уехал, исчез… Просыпаться рядом с кем-то другим — немыслимо! И тогда всё становится сложным…». Суть остаётся одна: бесконечная любовь и преданность одному единственному человеку глобальна и не зависит ни от национальностей, ни от разницы политических устройств.

А знаете, каковы характерные черты истинного коммуниста устами героя Монтана?! «Оптимизм и терпение»!…

8 из 10

2 декабря 2009

Драма Война окончена появился на телеэкранах в далеком 1966 году, его режиссером является Ален Рене. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Ив Монтан, Жан-Франсуа Реми, Жак Валле, Мишель Пикколи, Ролан Моно, Пьер Деказ, Клер Дюамель, Антуан Бурсейе, Франсуаз Бертен, Иветт Этьеван, Жан Буиз, Анни Фарг, Катрин де Сен, Жак Риспаль, Fylgia Zadig.

Производство стран Франция и Швеция. Война окончена — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.