Вертикаль
7.6
6.9
1966, приключения
СССР, 1 ч 13 мин
В ролях: Владимир Высоцкий, Маргарита Кошелева, Геннадий Воропаев, Александр Фадеев, Георгий Кулбуш
и другие
Группе альпинистов, идущих на штурм непокоренной кавказской вершины, пика Ор-Тау, послан сигнал о немедленном возвращении: надвигается грозовой циклон. Связист скрывает от товарищей это предупреждение, и они оказываются в критической ситуации. Трагедии удается избежать только благодаря мужеству спасателей и опыту самих спортсменов...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Вертикаль

год: 1966
страна:
СССР
слоган: «Весь мир на ладони. Ты счастлив и нем и только немного завидуешь тем, другим, у которых вершина ещё впереди...»
режиссеры: ,
сценаристы: ,
видеооператор: Альберт Осипов
композитор:
художник: Михаил Заяц
монтаж:
жанр: приключения
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 30 декабря 1966 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 13 мин
Другие фильмы этих жанров
приключения

Видео к фильму «Вертикаль», 1966

Видео: Фрагмент (Вертикаль, 1966) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Вертикаль», 1966

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Вертикаль», 1966

Лучше гор может быть лишь сценарий, Если б внятно его написали!

«Вертикаль» — это красивый фильм, воспевающий прекрасные (но опасные) горы. Отличная операторская работа, прекрасные песни Высоцкого, симпатичные актёры. Всё бы хорошо, пока мы доходим до сценария.. .

Первые 15 минут фильма (почти одна пятая) посвящается не главным персонажам, а второстепенному герою — Виссариону. У персонажа и правда интересная судьба, его сюжетная линия имеет потенциал… а потом нашего Виссариона сценарист просто забыл. Столько времени потратили ради персонажа, который так и не появился в финале и не получил должного завершения сюжетной линии. Достаточно было бы сделать сцену, где измученный глава экспедиции Ломов обнимает старого друга, сообщает, что нашёл координаты его сына. Но нет, сценарист хотел скорее завершить фильм!

Появляется в сюжете «дочка» Виссариона — сиротка, которую он спас много лет назад и принял, как родную. Вот только девушка не заговорила с основными героями, не повлияла на сюжет. Значит, её вписали чисто ради характеристики Виссариона, которого, как вы поняли из 1-го пункта, сценаристы просто слили из сюжета. Товарищ сценарист, что с вами не так.

Вот подходим мы к главным героям.. . и что нам о них сказать? Боле-менее внятно прописали Ломова — героя Великой Отечественной, который когда-то воевал среди этих гор. Мы знаем, как он связан с Виссарионом, но ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЕМ, что его связывает с ДРУГИМИ ГЛАВНЫМИ ГЕРОЯМИ.

У нас есть Высоцкий, то есть персонаж, которого играет Высоцкий. Хотя какая разница? Он тут нужен только для трёх целей: петь песни, говорить о романтике «вертикали» и пытаться связаться с ушедшими альпинистами. Его можно заменить на любого другого альпиниста-романтика. Что-то изменится? Да нет, но создателям явно хотелось просто вставить в фильм Высоцкого.

Если с девушкой-медсестрой есть несколько интересных диалогов, то вот второй главной героини — светловолосой альпинистки — почти ничего и не досталось. Что мы можем о ней сказать? Ну, она.. . вроде забавная, она.. . как бы смелая. Как она связана с другими героями, чем занимается, кто она по жизни? А помните ещё двух светловолосых альпинистов? Вот как их звали помните? Один кокетничал с медсестрой, но в финале был рядом с уже светловолосой альпинисткой — сценарист уже забыл, с кем у кого есть хоть какие-то отношения. Второй подвёл группу. Наверное, потому что не хотел ждать год до нового восхождения. А может и другая причина — нам же ничего не раскрыли — ни о нём, ни о его отношениях с группой, ни о его интересах. До сцены с получением послания о ухудшение погоды у персонажа не было личности вообще. Как нам ему сопереживать или, напротив, злится на него в такой ситуации?

Вызывают вопросы и некоторые странные моменты. Неужели ни в один из карманов герои не положили перчаток — они же знали, что в какой-то момент, когда уже не надо именно лазить, им нужно будет как-то греть руки. Но больший вопрос вызывает сцена с падением одного альпиниста. Я увидела её так: альпинист подвернул ногу (возможно молния осветила, может просто неудачно шагнул), упал, скатился по камням, из-за чего альпинист и временно потерял сознание. Но позже один из героев сообщает, что в раненного альпиниста, оказывается УДАРИЛА МОЛНИЯ. Создатели не знают, что такое удар молнии? Последствия были бы страшнее, поведение и реакция была бы другой.

Есть претензия и к режиссёру. Актёры-то играют хорошо, но в сценах в доме Виссариона они иногда проглатывают паузу между утвердительным и вопросительным предложениями. Достаточно было просто снять несколько ещё дублей. Но нет, в финальной версии остались не самые удачные варианты.

Одним словом — фильм-то неплохой, но сценарий явно не дописан. Я могу поблагодарить создателей за культовый фильм с отличными песнями, но он мог бы быть куда лучше. Это далеко не самый лучший фильм о альпинистах.

6,7 из 10

26 января 2021

Незаконченная история

Начну с того, что фильм мне больше, чем понравился. Впервые за долгое время я смотрела фильм, не отрываясь, с полным погружением. Ни одному более новому, более зрелищному, снятому по правилам фильму добиться от меня чего-то подобного не удалось. И это притом, что перед просмотром я была настроена скептически.

Понравилась игра актёров. Не увидела я там плохой или отсутствующей игры и «демонстрации мужественных профилей» вместо актёрского матсерства. Игра там камерная, очень естественная, актёры как будто просто общаются в кадре. Есть пара мест, где персонажи ведут себя чуть-чуть наигранно, рисуются (например, в сценах флирта), так ведь это — зеркало жизни, в жизни люди очень часто ведут себя именно так, и актёры точно это передали. Кстати, думаю, это не случайность и не наитие самих актёров, а изначальная задумка режиссёра — не зря ведь у всех альпинистов, кроме Ломова, имена совпадают с именами актёров.

Пишут, что нет конфликтов и мы весь фильм ничего о персонажах не знаем. Неправда. То, что нет мексиканских страстей с переигрыванием, пощёчинами и швырянием вещей, вовсе не значит, что нет конфликтов. С первых кадров понятно, что семья Александра против его участия в восхождении, что Геннадий с наскока начал ухаживать за чужой женщиной и не захотел признать свою ошибку. Можно ещё вначале догадаться, что не всё гладко между Владимиром и Ларисой, а дальше это становится ещё яснее. Просто всё это рисуется так, что для одного зрителя всё будет очевидно, а другой ничего не заметит.

Кто-то считает лишней историю Виссариона и его сына. Я так не считаю. Впервые посмотрев фильм сначала (по телевизору так «везло», что всё время попадала на моменты, когда группа уже в горах), я поняла, что львиная доля смысла, заложенного в фильм, именно в этом фрагменте. Без него фильм был бы пустым.

Чем фильм меня подкупил? Всё описанное выше вкупе с кадрами подъёма — не столько эффектными, сколько создающими ощущение вовлечённости и достоверности — затянуло в фильм и сформировало впечатление документальности. Я не альпинист и не могу оценить альпинистскую матчасть фильма, но человеческая и «горная» составляющие были на высоте.

В чём беда фильма? В том, что он оборван. Как будто посреди въёмок кто-то хлопнул в ладоши и сказал: «всё, ваше время вышло, монтируйте и сдавайте как есть». Нет, я не в курсе подоплёки съёмок и не выдаю это за достоверный факт, это просто моё зрительское ощущение. С момента спуска Ломова к палатке врача и радиста фильм обрывается и прямо-таки бегом завершается сценами без которых у него вообще не было бы никакого финала. При этом сами сцены хорошие и очень говорящие (о том, как сцена на перроне дораскрывает каждого персонажа и их отношения, можно написать отдельную статью), только вокруг них как будто пустота, оставшаяся от неснятого материала. Так что на мой взгляд единственный существенный недостаток фильма в том, что это только половина потрясающе сильного фильма. К недостаткам теоретически можно ещё отнести неидеальную вписанность песен в картинку, но это очень маленький недостаток, который сами песни искупают стократно.

О чём на мой взгляд фильм? О страсти. О Горах и Человеке, о Человеке и Человеке. О беспредельной человечности и недостатке человечности в людях, которые об этом даже не догадываются. И о том, как этот недостаток заполняется, порой после рухнувшей на людей беды. Понимаю, что моё мнение разделят немногие, но для меня этот фильм философский и психологический, не приключенческий и далеко не в первую очередь зрелищный.

Как я могу его оценить? Лично для меня он за пределами какой-либо оценочной шкалы. Догадываюсь, что не всем людям он понравится так же сильно, как мне, но надеюсь, что найдётся немало тех, кто сможет погрузиться в его также, как я, и так же увидеть его глубину.

3 ноября 2019

Здесь вам не равнина, здесь климат иной…

Дебютная и не лучшая работа Станислава Говорухина и Бориса Дурова, у которых впереди «Место Встречи Изменить Нельзя» и «Пираты XX Века», и если чересчур уж привередливо и цинично подходить к этому фильму — то можно увидеть и «непритязательность» сюжета о группе альпинистов, оказавшихся в критической ситуации, и недостаточно раскрытые характеры героев (возможно из-за относительно небольшого хронометража фильма) и некоторые сценарные ляпы, что касается логичности поступков иных героев (например, когда в разбушевавшийся циклон бывалые «покорители вершин» рискуют выходить наружу без верхней теплой одежды) и еще кой-чего по мелочам.

Но знаете, вот как-то СОВЕРШЕННО не хочется этого делать! Потому что всё это «несовершенство мира» легко перевешивают и перекрывают с одной стороны — это потрясающая атмосфера фильма «Вертикаль», когда кажется, что всё происходящее на экране происходит с тобой самим, чему способствуют натуральные, а не павильонные съемки гор и документальные военные кадры боя с немецкой горнострелковой дивизией «Эдельвейс».

А с другой — это, проникающие в самую душу и будоражащие ее, пронзительные и выразительные, вечные, вневременные и трансцендентальные, песни Владимира Семеновича Высоцкого, после которых многие альпинисты считали его «абсолютно своим» и не верили, что он ни разу не совершал восхождения в горы.

А еще дикая красота и первозданность этих самых гор. И на фоне всего этого все, перечисленные в начале моей рецензии, недостатки кажутся лишь мелким и досадным недоразумением, за которое мне приходится (скрепя сердце, но справедливости ради) снизить оценку этому мощному и красивому фильму.

9 из 10

9 июня 2019

Весь мир на ладони

25 января исполняется 80 лет Владимиру Высоцкому — именно так, в настоящем времени. Поэтому что поэт живет в ином измерении, для которого мы можем придумывать различные термины и метафоры, но так и не постичь его тайны. За полгода до смерти он сказал, что все, что если на одну чащу весов положить все, что он делает в кино, театре и на телевидении, а на другую — песни, стихи, то вторая, конечно, перевесит.

Мы в нашей республике в эти дни вспоминаем, что наша сопричастность к его судьбе и творчеству — это прочная, хоть и тонкая нить, которая до сих пор тянется из 1966 года, когда начались съемки кинофильма «Вертикаль», и часть их проходила в Приэльбрусье, хотя по сюжету действие разворачивается в горах Сванетии. Это был первый фильм Станислава Говорухина — его дипломная работа (в соавторстве с Борисом Дуровым) и первая работа для самого Владимира Высоцкого как автора всех песен фильма. Именно с «Вертикали» началась его всесоюзная известность и народная слава, а фраза «Если друг оказался вдруг…» стала своеобразным паролем, по которому альпинисты и любители горный восхождений безошибочно находили в любой толпе «своих». Позже, в 1967-м, 4 песни были изданы на пластинке: «Прощание с горами», «Песня о друге», «Вершина» и «Военная песня» («Мерцал закат, как сталь клинка…»).

Говорят, все долго верили, что такие стихи мог написать только альпинист, который знает, что такое идти в одной связке с другом, который стоял на вершине после длительного восхождения, который испытал тоску возвращения в большой город. Высоцкий альпинистом не был. Он — поэт и артист, обладающий каким-то уникальным даром перевоплощения — даром говорить от имени тех, о ком пишет. Такая внутренняя сила наполняла его песни, что каждый считал его своим, испытывал сопричастность к услышанному, к нему самому.

О каждой песне из этого фильма можно было бы рассказать отдельно: и о торжественной романтике «Вершины», и о точном психологизме «Песни о друге», и о грустной правде «Прощания с горами»… Но особой темой в фильме проходит «Военная песня», в которой отражена история «заоблачного фронта», который именно здесь, в Кабардино-Балкарии и проходил. Высоцкий в связи с этой песней вспоминал такой эпизод: «Однажды во время съемок «Вертикали» мы в Итколе в гостинице встретили группу немцев. И был там очень спортивный такой человек, лет так примерно пятидесяти с лишним, загорелый такой, в шортах. Я взял и спросил: «Кто вы?» Он, оказывается, сына привез, а раньше воевал в дивизии «Эдельвейс»… Немцы хорошо знали Кавказ, у них были свои подробные карты — наши инструкторы перед войной ходили вместе с ними на восхождения. И вот они встречались здесь же уже как противники. Раньше их жизнь зависела друг от друга, и теперь тоже, но уже иначе.

И вот меня поразил случай, который мне рассказали. Один наш инструктор в сороковом году спас немецкого альпиниста, когда они вместе ходили, а в сорок третьем был бой, после которого крикнули с немецкой стороны: «А у вас такой — фамилия его Васильев — есть? Вчера ефрейтора у нас убили, а он с ним вместе на Эльбрус ходил — привет ему передавал». И у нас в фильме, когда главный герой спускается вниз — самый трудный участок ему осталось пройти, потому что надо быстрее, начинается непогода, — он падает и не может встать, ему вспоминается вот этот бой — там идет хроника настоящего боя с дивизией «Эдельвейс» и звучит эта песня».

В одном из своих недавних интервью Станислав Говорухин, вспоминая историю создания «Вертикали», сказал, что этот фильм до сих пор помнят и любят вовсе не за сюжет, а исключительно за песни, которые в нем звучат, и, наверное, это действительно так. Ведь даже мы, живущие у подножия гор и самых красивых ущелий Северного Кавказа, произносим вслух или про себя именно эти строки, когда спускаемся оттуда в города:

В суету городов и в потоки машин

Возвращаемся мы — просто некуда деться!

И спускаемся вниз с покоренных вершин,

Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.

22 января 2018

Группа альпинистов отправляется на штурм вершины Кавказа Ор-Тау. Но что-то пошло не так…

Хорошая актёрская игра? Не сюда. Интересная история? Совсем не сюда. Психологическая игра? Абсолютно не сюда. Малейшие намеки на связность характеров и сюжета обрываются, не начавшись. Остаётся только набор видовых картинок и мужественные физиономии альпинистов. Настолько мужественные, что даже на снежных вершинах щеголяют в одних свитерах и с непокрытыми вихрами (видимо, любовь к горам греет).

Есть всего два момента, спасающие фильм — его новаторство в жанре экстремального кино, даже снабжённое парой любопытных диалогов о страсти человеческой натуры, жаждущей новых вершин без пользы для себя любимой, ну и, разумеется, песни Высоцкого о горах, ставшие классикой. Кстати, фильм лишь частично касается идеологии советской власти в части советского гуманизма, а в остальном — это предтеча нарождавшегося тренда на развлекательные аналоги западного кино. Правда, уверенности, что на Западе к этому моменту появились альпинистские видовые картины с элементами триллера, нет. Так что Дуров и Говорухин, прославившиеся «двадцативековыми пиратами» почти гении — мода на жанровые хиты в СССР начиналась где-то в районе Вертикали.

4 июня 2017

Жаль.

Задним умом, вероятно, все выглядят умнее.

Показаны вроде-бы бывалые дядьки, не молодежь. Врач, радиостанция. По легенде, вроде-бы готовились не один месяц, знали с кем и на что идут. Район обкатанный. «белых пятен» нет. Кавказ, конечно высокий, но это не Памир с 40—60 километровыми переходами. Тут все рядом. Короче, подготовка и разбег — совершенно достойные, и исчерпывающие.

И дальше — вереница идиотских поступков с предсказуемым финалом.

Нет, задним умом понятно, что Говорухин работал по сценарию. И в пределах сценария.

Фильм посмотрел, к сожалению, уже в зрелом возрасте.

Впечатление скомкано тем, что вечное, великое стремление Настоящих Людей к Великой Цели, оказалось убитым несуразным, нелогичным, порой по-детски эгоистическим поведением героев.

Параллельно пел Владимир Семенович.

2 апреля 2016

Старое доброе кино

Фильм «Вертикаль» для меня фильм другой эпохи и в кинематографе и по жизни. Но вот решила посмотреть.

Не очень люблю старое кино, конечно есть советские фильмы 70—80-х, годов, фильмы моего детства, это уже классика, но кому-то и они покажутся нафталином, более молодым.

Но мне фильм очень понравился. Я отдохнула душой. Никакого экшена, никаких стрелялок, страшилок, закрученных замороченных сюжетов, кучи сюжетных линий. Все простои и понятно, все как в жизни.

Созидательный фильм о дружбе, любви, товариществе отчаянных и рискованных людей, для которых жизнь больше чем обывательская рутина.

А как играют актеры. Меня поразила последняя сцена, где они встречаются на вокзале. Сколько горечи было в глазах Ларисы, когда она увидела девушку Геннадия. Все понятно по взгляду.

Сейчас качество актерской игры компенсируется спецэффектами, а в то время все держалось на игре актеров и ты это чувствуешь, чувствуешь героев, как самого себя.

А песни, о песнях уже все сказано.

Я думаю молодым фильм не понравится, слишком уж привыкли в к зрелищности, но для любителей, то что нужно!!

8 из 10

26 марта 2016

Песни песнями, а фильм должен быть фильмом!

Не совсем удалась картина Бориса Дурова и Станислава Говорухина. Фильм должен вызывать интерес не только актёрами, но и сам сюжет. Выигрышный он только по той причине, потому что в «Вертикали» принял участие сам Владимир Семёнович Высоцкий — великий актёр, певец, поэт, который заслуживает великого уважения. Для меня он навсегда останется мастером своего дела, но речь не об этом. В фильме показывают взбирание отважных героев на скалу, которые готовы ко всем условиям. Они готовились к этому серьёзному походу целый год и на середине пути им пришло известие от Володи, что надвигается снежная буря, надо спускаться, на что Никитин сказал: «Хорошо». Вместо того, чтобы сообщить всем о том, что планы меняются, он решил во что бы то ни стало добраться до вершины горы. Хм, смело… И вот, они забрались на неё, сделали снимки как на память и, наверно, в качестве доказательства, что ребята преодолели все преграды. Как не вовремя началась эта злосчастная буря, Ломов потерял сознание и вместе с Ритой они остались в палате. И каким-то непонятным образом Геннадий и Никитин чуть ли не раздетые пытаются разрулить ситуацию, ища выход. Как они там не замёрзли и не застыли? Как они нашли сына Виссариона и именно его палатку? Как они все потом встретились? Для меня так и осталось загадкой.

Как пел Владимир Семёнович:

… И спускаемся вниз с покорённых вершин, потому что всегда, потому что всегда мы должны возвращаться,

Так оставьте ненужные споры, я себе уже всё доказал, лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал, на которых ещё не бывал…»

Как я писала ранее, фильм привлекает только песнями

7 из 10

19 июня 2015

Владимир Высоцкий и какие-то альпинисты

Альпинизм — нечастый гость в кино, хотя определенным количеством экранизаций похвастаться может. «Санкция Эйгера», «Северная стена», «Касаясь пустоты», «Гора», не говоря уже о всем известных голливудских боевичках «Вертикальный предел» и «Скалолаз». В общем, горная романтика еще не выветрилась, во многом благодаря определенным трудностям, связанным со съемкой.

На «Вертикаль» Говорухина, вышедшую еще в 1967 году, я возлагал особые надежды. Уж в России есть, что показать. К тому же я был наслышан о фильме благодаря цитатам, на которые растащены ВСЕ «вертикальные» песни Владимира Высоцкого. Ну и поговорке «не спи — замерзнешь», оказывается, совсем даже не шутливой. Что осталось в памяти после просмотра? Песни… горы… да, в общем, и все. Как будто и не фильм посмотрел.

Виной всему, конечно, сумбурный сюжет: его даже не сумели толком подвести к логической развязке. Треть фильма группа из четырех альпинистов готовится к подъему на ранее непокоренную вершину. Много ли мы о них успеваем узнать? Да практически ничего. Дружные, веселые, интеллигентные — как с картинки. Зато вдоволь наслушаемся старого грузина, у которого сын ушел тем же маршрутом и не вернулся. К событиям он, понятно, отношения не имеет.

А группа тем временем уже взбирается по уступам. Никаких конфликтов и прочих житейских неурядиц — все бодры, веселы. Внизу Высоцкий распевает свои песни, изредка переговариваясь по радио. Режиссеры не предпринимают даже робких попыток нагнетать беду, вплоть до последней трети и без того короткой ленты. Тут уж проблемы наваливают как лавины, одна за другой, раскрывать характеры некогда, сопереживать некому, счет времени теряется. Остается лишь поддаться снежному настроению и примерзнуть на своей стороне экрана, не заморачиваясь диалогами и логикой происходящего.

Режиссерская работа местами впечатляет, местами — нет, что, в общем, обычно для начинающих режиссеров (а «Вертикаль» был первым в карьере как Вячеслава Говорухина, так и Бориса Дурова). Пожалуй, главная их находка — это даже не натурные съемки, безусловно, красивых гор Кавказа, а документальные кадры войны, с которой режиссеры проводят очень интересную аналогию. Эти моменты по-настоящему заставляют задуматься.

Песни у Высоцкого, конечно же, замечательные, хотя его личное присутствие в кадре едва ли оправдано. Это не «его» фильм, и даже отведенная ему роль второго плана малопримечательна, как и роль Ларисы Лужиной. Основной состав хорош, вот только играть им особо нечего. Плоские роли, на фоне которых еще ярче выступают горы, лучше которых могут быть только горы, на которых еще не бывал.

6 из 10

4 апреля 2014

У каждого своя высота

«Внизу не встретишь как ни крути за всю свою счастливую жизнь десятой доли таких красот и чудес…»

Мне никогда не доводилось бывать в горах. Ни разу. Срочно надо исправлять этот пробел. Особенно после таких фильмов. И таких песен.

Фильм «Вертикаль» изначально меня заинтересовал только по одной причине, и имя ей — Владимир Семенович Высоцкий, чье творчество заставляет меня цепенеть и вызывает муражки на коже от волнения. Но посмотрев данную ленту я понял: в ней есть не только он со своими песнями, в ней есть еще многое. Есть горы, — неприступные, гордые, холодные; есть люди, такие разные по своему характеру, убеждениям, ценностями, но у которых есть общее — страсть, жажда и одно на всех непреодолимое желание — покорить свой Эверест.

Мне запомнился диалог в палатке Ларисы и Володи. Лариса спрашивает: «Зачем вам это надо?» И получает ответ. Люди всегда стремятся к неизведанному, неизученному, непокоренному. Оно пугает, щекочет нервы, повышает адреналин, и вот, после месяцев подготовки, смертельных опасностей и лишений, когда ты покорил, победил, одолел, не испугался, то… «Весь мир на ладоне ты счастлив и нем…». Почему люди, рискую жизнью, покоряют южный полюс, лезут на Эверест, почему летят в космос, зная, что это смертельно опасно. Особенно в первый раз. Наверное потому, что человек — это не просто животное, которому надо поесть и попить. Это такое существо, ценности и стремления которого намного выше животных. Не всегда, конечно… Далеко не всегда.

Сюжет описывать не буду, он довольно прост и предсказуем. Горы тоже описывать бессмысленно. Это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть. Песни звучат в тему, причем подобраны именно по ритму фильма, — где резче темп, где мелодичнее. Примечательно, что почти в каждой рецензии есть цитаты из этих песен, что не может не радовать. Высоцкому в данном фильме досталась далеко не главная роль, все внимание приковано к альпинистам. Актеры мне понравились, чувствуется, конечно, кое-где советские тексты и речи, но их не так много.

Ну, а в конце… Концовка меня очень тронула и запомнилась.

В суету городов и в потоки машин

Возвращаемся мы — просто некуда деться!

И спускаемся вниз с покоренных вершин,

Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.

P.S. Покорите свой Эверест!

9 июля 2013

К вершине

Мало того, что фильм отличный, так в нем еще Владимир Семенович- настоящий, живой; без всяких «безруких-ургантов», с их «шайкой» кочующей из фильма в фильм. То есть, Владимиру Семеновичу- спасибо, что живой, а «безруким-ургантам» и их «шайке»- спасибо, что вас здесь нет. В 1966 г. не все они, еще успели появиться на свет, поэтому возможности «срубить бабла» на памяти великого поэта- не имели.

Хотя фильм само достаточен сам по себе; иначе говоря, смотреть его стоит, не только ради Высоцкого, а ради созерцания высококачественного кино. В нем рассказывается: о мужественных людях пытающихся покорить, неприступную горную кавказскую вершину.

В фильме, одну из ключевых ролей играют горы: они прекрасны, малодоступны, горды и величественны; они не хотят поступаться уединением своих вершин, в пользу честолюбивых устремлений человека. Нетронутость своих вершин, они защищают с помощью: лавин, камнепадов, в подмогу берут- циклоны и обмораживающий холод.

Люди стремящиеся к горной вершине: срываются с насиженных мест, готовые рисковать своим здоровьем и даже жизнью, переносить кучу невзгод, преодолевая препятствие за препятствием. Все это, ради того, что бы испытать чувство счастья, поднявшись на непокорный горный пик.

Горы заставляют людей сбрасывать с себя, все напускное, фальшивое, искусственное так характерное для их суетливой, городской жизни. В горах люди предстают в своем истинном обличье, такими, какие они есть, в своей настоящей, неподдельной сущности. Испытать самого себя, узнать чего ты стоишь сам и цену другим, почувствовать свое природное естество,- вот какую возможность дарят горы.

«Вертикаль» это кино о высоких чувствах- позволяющих человеку оставаться человеком, даже в экстремальных ситуациях, и заставляющим его двигаться вперед, оставляя позади все преграды, на пути своих устремлений.

8 марта 2013

Мы рубим ступени. Ни шагу назад!

И от напряжения колени дрожат,

И сердце готово к вершине бежать из груди…

Северный Кавказ. Непреодолимые горные трещины бегут резкими молниями вниз по склонам. Огромные снежные вершины возвышаются над мелкими селениями. На штурм одного из таких сложных пиков идет хорошо подготовленная группа альпинистов. Они хотят, точнее, сгорают желанием покорить вершину, под названием Ор — Тау. После прибытия на место, скалолазы сразу же берутся за работу. Оставив около подножия радиста и медика, остальная команда лезет наверх крутой горы. И вроде бы, все в порядке, группа идет по графику, и со связью все хорошо, но люди не подозревают о том, что в их квадрат направляется мощный грозовой циклон, обещающий покорителям высот массу неприятностей.

Лучше гор могут быть только горы,

На которых еще не бывал…

При просмотре бессмертной картины Станислава Говорухина, под названием «Вертикаль», создается чувство того, что и зритель тоже лезет вверх и преодолевает отвесные выступы. При этом он ясно понимает, как тяжело другим экранным героям, что они осознают, как они реагируют на окружающие их опасности. Возможно, что данный героический фильм преобладает всеми качествами характера человека, так как он снят по-настоящему. По-русски, по-мужски! Не надо задумываться перед тем, прежде чем сесть за это творение, потому как ваши ожидания будут уже заведомо оправданы. В «Вертикали» нет плохих кадров, отсутствуют пафос и ложь. Все экранное время наполнено невероятной смелостью, отвагой и гордостью. Эти пункты здорово играют на итог зрительских симпатий.

Кстати, еще преобладает потрясающий вид гор, вместе, с мастерски сделанной режиссурой и операторской работой. Конечно же, в некоторых сценах видно, что съемки велись с вертолета, но это не портит положительных эмоций и оваций. Быть может, даже наоборот. Возносит реалистичность картины до небес. Во всяком случае, это божественно отработанная цепь действий, из которых выросла «Вертикаль». Я рад, что наконец-то познакомился с этим чудесным шедевром, времен 60-ых годов СССР.

Надеемся только на крепость рук, на руки друга и вбитый крюк,

И молимся, чтобы страховка не подвела…

Воистину поражающая обстановка отражается в лицах и действиях главных героев. Мне показалось то, что актеры не показывают свои образы, они живут ими. Каждый артист пытается передать некий темперамент своего персонажа, показать иной взгляд на какие-то вещи. В целом, актерский состав сделал все возможное, чтобы выбить такой тяжелый труд на высшие строки рейтинга. Особенно Владимир Высоцкий. Этот великий мастер экранного искусства и талантливый композитор, бард сыграл радиста Володю. Так же спел пробирающие песни, которые пришли в тему и полюбились зрителем. Великолепные слова до сих пор звучат в моих ушах. Браво!

В итоге, отмечу. «Вертикаль» — это очень смелая и удавшаяся попытка воссоздать реалию серьезных будней альпинистов. В этой картине все очень крепко и мощно. Интересный фильм для своих дней, а теперь и для моей молодости. Непременно в коллекцию. Оценка:

8 из 10

17 декабря 2011

Альпинисты никогда не ищут себе выгоды… Они находят в горах свое счастье…

В суету городов и в потоки машин

Возвращаемся мы — просто некуда деться!

И спускаемся вниз с покорённых вершин,

Оставляя в горах своё сердце…

Слышала про это фильм давно, но посмотреть его смогла лишь пару дней назад.

Группа альпинистов едет на Кавказ, чтобы совершить восхождение на непокоренную вершину Ор-Тау. А дальше все, как по сценарию подобных фильмов: трудный путь к вершине, горы, вечные снега…. и непогода, которая не позволяет вернуться…

Съемки фильма, хоть и проводились более 40 лет назад — великолепны. Горы поражают, пугают и завораживают своей монументальностью и неприступностью. За 73 минуты фильма, ты переживаешь множество эмоций, самая сильная из которых — чувство безграничной свободы, полета, которое, может быть только в горах, на пути к вершине, и горьковато-сладкий вкус победы, от того, что ты смог, что ты сделал это, ты на вершине и завидуешь ребятам, у которых эта вершина еще впереди, и становится до боли тяжело спускаться, зная, что часть души осталась здесь, на покоренной вершине. Впереди тебя ждут новые вершины, но эта, самая сложная, самая трудная, останется с тобой навсегда.

Мы рубим ступени. Ни шагу назад!

И от напряженья колени дрожат,

И сердце готово к вершине бежать из груди.

Весь мир на ладони — ты счастлив и нем

И только немного завидуешь тем,

Другим — у которых вершина еще впереди.

Песни В. Высоцкого великолепны, и если внимательно вслушаться в тексты, то понимаешь — все это истина, сказанная такими, казалось бы, простыми словами

Лучше гор могут быть только горы,

На которых еще не бывал….

Герои фильма:

Виталий Петрович Ломов — руководитель группы. Владимир — связной: Лавин — Земля — Вершина. Лариса — врач, пишет диплом на тему «Акклиматизация спортсменов на больших высотах». Геннадий, Рита, Саша — альпинисты, которые во что бы то не стало, хотят покорить неприступный Ор-Тау, и для этого готовы на что угодно, даже поставить под угрозу жизнь товарищей.

Есть еще один герой фильма, которого ни разу не показали на экране, но на протяжении всего фильма он незримо присутствовал в каждом его фрагменте: Илико — пропавший в горах альпинист, сын близкого друга Виталия Ломова.

- Его не назовешь физически сильным, совсем другое здесь…

- В этом другом вся сила…

Руководитель группы, Виталий Петрович Ломов, тоже обладал этим другим, это то, что заставляло его идти вперед, когда сил уже не осталось, а холод и пронизывающий ветер сковывали каждое движение, когда каждый вздох через боль, а каждый шаг, как последний, когда страх за друзей мучает сильнее, чем холод, страх, что он не дойдет, страх, что он опоздает. А ведь все так просто было прекратить: боль, холод, страх… надо было всего лишь остановиться, позволить холоду проникнуть в каждую клеточку тела, и уснуть, слушая последнюю песню ветра. Но он не мог остановиться, не мог позволить сдаться, потому что его друзья остались там, на верху, потому что они верили, что он дойдет, они надеялись, они ждали.… И, разве мог он обмануть их ожидания, разве мог позволить им погибнуть? И он дошел, дошел не на физической силе, а этом «другом», на том, что не позволило ему сдаться, что заставляло его идти вперед вопреки всему, и это что-то другое — сила воли, которую ничто не способно сломить.

Георгий Кулбуш великолепно исполнил эту роль, его герой для меня истинный пример мужества и дружбы…

Горы это не только романтика, горы это еще и риск, непомерный труд и проверка на прочность друзей и страховки.

Статистика гор неумолима, и случись нечто подобное в реальной ситуации — в 99% был бы совершенно другой финал.

Возможно, кто-то может сказать, что данный фильм наивен и нереален, и нет в нем особо глубокого смысла, но все очень просто и ясно: ни при каких обстоятельствах нельзя сдаваться, нужно двигаться вперед, и тогда ты не только сможешь покорить недоступную вершину, но и найти что-то большее…

Кто здесь не бывал, кто не рисковал -

Тот сам себя не испытал,

Пусть даже внизу он звезды хватал с небес.

Внизу не встретишь, как не тянись,

За всю свою счастливую жизнь

Десятой доли таких красот и чудес.

10 из 10

19 марта 2011

«Потому что всегда мы должны возвращаться!»

Слабенько. Песни — песнями, но, думается, что ценность они имеют совершенно самостоятельную, картине никаких особых дивидендов не приносят (кроме, разве что могущего кого-то привлечь самого факта их наличия), тем более что «вмонтированы» они в нее достаточно грубо. Я имею в виду, что помимо общей тематики найти что-то общее между показываемыми событиями и звучащими текстами (ну, может быть, за исключением последнего — «Прощание с горами») весьма проблематично.

Да и сам В. Высоцкий, такое ощущение, играет роль свадебного генерала. Дескать, пригласили сказать пару реплик в кадре, спеть пяток песен — отметиться, одним словом, почтить своим присутствием. Герой у него совершенно «левый», к развитию основных событий отношения по большому счету не имеющий, в общем, не привычное целостное кино, а какие-то две самостоятельные истории: «происшествие в горах» и «В. Высоцкий исполняет свои песни на фоне гор». Несерьезно.

Даже если абстрагироваться от второй составляющей, найдется, что сказать и о первой. Сюжет, возможно, и неплох: непокоренная вершина, пропавший год назад альпинист — сын близкого друга-товарища, смелое восхождение, роковая ошибка (или непростительная самонадеянность, или предательство — можно поспорить о формулировке), испытание и, наконец, счастливый финал. В принципе, полный набор — грех жаловаться. Даже с учетом технических возможностей тех лет, можно было сделать первоклассное кино. Тем более что «натурные» съемки выполнены на весьма высоком уровне и некоторые сцены смотрятся очень даже впечатляюще даже на фоне современных голливудских лент и с учетом черно-белой пленки. Но…

Всё слишком быстро, скомкано, сжато. Характеры не раскрыты, мотивы поступков не объясняются и т. д. Такое ощущение, что смотришь краткое содержание предыдущих серий. Только заканчивается все это не новым витком развития сюжета (оно и понятно — куда там еще что-то вить), а словами «конец фильма». Ну, что ж, так, значит, так. Будем оценивать то, что есть. Идея присутствует — это очевидно, замысел, повторюсь, масштабный, но реализация подкачала. Причины, по большому счету, значения не имеют, ибо, в противном случае, мы бы говорили не о предложенном нашему вниманию фильме, а о том, каким он мог бы быть. А это несерьезно.

Посему предлагаю выразить благодарность за попытку, отдельный реверанс — в сторону В. Высоцкого, и, ограничившись средним количеством баллов в качестве оценки, разойтись.

6 из 10

27 июля 2009

Здесь вам не равнины

Здесь климат иной

Идут лавины, одна за одной

И здесь, за камнепадом ревёт камнепад

И можно свернуть, обрыв обогнуть

Но мы выбираем, трудный путь,

Опасный как военная тропа.

Это первая песня, которую я запомнил в детстве, после фильма. Конечно если сравнивать эту картину скажем с Вертикальным пределом (2000), то советский фильм будет выглядеть примитивно. Но для своего времени он точно был прорывом. Интересно смотреть даже по прошествии более чем 40 лет.

Рекомендую всем увидеть.

10 марта 2009

Приключения Вертикаль появился на телеэкранах в далеком 1966 году, его режиссерами являются Борис Дуров, Станислав Говорухин. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Владимир Высоцкий, Маргарита Кошелева, Геннадий Воропаев, Александр Фадеев, Георгий Кулбуш, Лариса Лужина, Бухути Закариадзе, М. Анучринов, Л. Глисеев, Ш. Мареклин, Л. Неведомская, Г. Прокошин, С. Жимов, Евгений Багдасаров, Л. Черешкин.

Страна производства - СССР. Вертикаль — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.