Шпион, пришедший с холода
The Spy Who Came in from the Cold
7.6
7.5
1965, триллер, драма
Великобритания, 1 ч 52 мин
16+

В ролях: Ричард Бёртон, Клэр Блум, Оскар Вернер, Руперт Дэвис, Петер ван Эйк
и другие
Начало 1960-х годов, разгар холодной войны. Резидент английской разведки в Германии Алек Лимас теряет всех своих агентов, работающих в ГДР. За убийствами стоит глава оперативного отдела восточногерманской разведки Ханс Дитер Мундт. Лимаса отзывают в Лондон. Руководитель МИ-6 предлагает Алеку шанс реабилитироваться и отомстить Мундту.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Шпион, пришедший с холода

английское название:

The Spy Who Came in from the Cold

год: 1965
страна:
Великобритания
слоган: «BRACE YOURSELF FOR GREATNESS»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Освальд Моррис
композитор:
художники: Тамби Ларсен, Хэл Перейра, Софи Дивайн, Джози Макавин, Эдвард Маршалл
монтаж:
жанры: триллер, драма
Поделиться
Финансы
Сборы в США: $7 600 000
Мировые сборы: $7 600 000
Дата выхода
Мировая премьера: 26 мая 1965 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 52 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма

Видео к фильму «Шпион, пришедший с холода», 1965

Видео: Трейлер (Шпион, пришедший с холода, 1965) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Шпион, пришедший с холода», 1965

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Шпион, пришедший с холода», 1965

Драма экзистенциального холода

Эта драма, внесенного в свое время в «черный список», как сочувствующего коммунистам, Мартина Ритта не могла получится необъективной, описывая козни, интриги и прочую «грязную игру» обеих сторон в годы «холодной войны». Однако, экранизируя (впервые для киноэкрана) роман Джона Ле Карре, постановщик сделал нечто большее: не просто шпионский фильм, а подлинную трагедию о том, что людьми играют как пешками в политических интересах. Роман Ле Карре «Шпион, пришедший с холода» я не читал, потому не могу судить о его литературных достоинствах, а вот фильм Ритта смотрел дважды, и оба раза он произвел на меня колоссальное впечатление.

Во-первых, конечно, фигурой главного героя – шпиона, потерявшего профессиональную сноровку и все более опускающегося в алкоголизм. Выбор Ричарда Бертона на эту роль был блестящим художественным решением: его глаза, полные отчаяния и безнадеги, выразительное лицо, способное будто мимиходом показать невыносимое страдание, – все это сделало эту роль лучшей в его фильмографии наряду с исполнительскими шедеврами в «Оглянись во гневе» и «Кто боится Вирджинии Вулф?». Также хороша и Клэр Блум с невинными глазами в роли наивной коммунистки, не ведающей о «грязной» игре, ведущейся по обе стороны «железного занавеса».

Во-вторых, по мере просмотра, если вы не знаете сюжетных поворотов, то вы будете поражены блестящими фабульными перевертышами: несколько раз история покажется вам не тем, что она есть на самом деле. И в этом, конечно, заслуга романа Ле Карре и его удивительно кинематографического сценарного переложения. В-третьих, просмотр фильма делает незабываемой его атмосфера – подлинного, а не метафорического холода в отношениях между людьми, разделенными идеологическими преградами («холодом» на шпионском жаргоне называется работа под прикрытием, другим именем, вдали от дома, то есть глубоко законспирированная жизнь).

«Шпион, пришедший с холода» с первых же кадров воспринимается, как проблемное, а не развлекательное кино – это не бондиана с ее супергеройскими трюками. Вынужденный после возвращения с «холода» работать в библиотеке и еле сводить концы с концами, герой Бертона по ходу фильма ввязывается в одну из самых опасных шпионских авантюр в своей жизни, исхода которой не знает ни он, ни зритель. Смотря фильм во второй раз, я совершенно забыл сюжет, хотя атмосферу вспомнил моментально и сразу ожили в памяти элементы картины, которые мне так понравились (игра Бертона, антишпионский пафос, отчуждение между героями).

Черно-белая гамма и блестящее музыкальное сопровождение Сола Каплана (тоскливое и щемящее одновременно), точная выверенная режиссура, сценарная проработка бытовых деталей и малейших нюансов не могли, однако, полностью затушевать один из моментов картины, который можно воспринять, как его недостаток – образы коммунистов. Да, беспринципность и непорядочность британской разведки, ведущей «грязную» игру за спинами своих агентов показана без ретуши и компромиссов. В то же время коммунисты (даже Фидлер, не говоря уже о Мундте) показаны как совсем уж железобетонные людоеды, хотя, конечно, такими они и являются сейчас, и были тогда (каков контраст с ними идеалистки Нэнси в сцене допроса?!)

Этот момент можно воспринимать и не как недостаток, тем более, что финальный монолог героя Бертона ставит все на свои места в отношении авторской позиции (как режиссера, сценариста, так и самого Ле Карре). В то же время некоторая идеологичность в показе коммунистов в фильме все равно присутствует. В итоге получился фильм, показывающий противоестественность «холодной войны», то отчуждение, которое она создает между людьми, тот вовсе не метафорический холод, из-за которого люди не могут быть просто счастливы и любить друг друга. В сравнении с развлекательным контентом большинства шпионских фильмов лента «Шпион, пришедший с холода» - подлинная жемчужина жанра, образец острого, проблемного, человеческого, а не пластикового кино.

27 августа 2022

Их ответ Бонду

Резидент МИ-6 Алек Лимас, курирующий всю британскую агентуру в ГДР, становится свидетелем очередного убийства своего агента при переходе границы из Восточного в Западный Берлин. После этого провала Лимаса отзывают в Лондон и там его начальник под позывным Куратор разрабатывает хитрый план по внедрению все того же Лимаса в качестве фиктивного перебежчика к восточным немцам. Целью внедренного Лимаса является бывший нацист, а теперь высокопоставленный разведчик Штази Мундт, который и организовал блестяще разгром всей британской резидентуры в ГДР. А косвенно помочь в этом деле Лимасу должен глава контрразведки ГДР еврей Фидлер, у которого с Мундтом крайне напряженные отношения, и который должен поверить в легенду Лимаса. Вот только Лимас в этой игре сам не до конца знает свою роль…

Литературный шпионский бестселлер Джона Ле Карре был экранизирован британцами уже через год после публикации книги. Вообще, 60-е — это «золотой век» шпионского жанра. «Холодная война» в самом разгаре, начало космической гонки, убийство Джона Кеннеди и, конечно же, появление в кинематографе специфического поджанра — «бондианы». А одновременно среди литературных почитателей шпионского жанра появляется лютый срач между «глянцевыми» последователями Яна Флеминга с его агентом 007 и «взаправдашними» шпионскими историями от Джона Ле Карре. Стиль у литераторов, действительно, был совершенно разным. Характерно также, что оба писателя работали в британской разведке. Вот только назвать Ле Карре более «настоящим» все же язык не поворачивается.

Главное отличие Ле Карре от Флеминга — это мрачная атмосфера. Шпионскую романтику он подает через якобы унылые будни шпионов с постоянными дождями, рисками, переживаниями… Гламурных смехуечков с постоянной сменой женщин, красочными погонями и перестрелками в стиле Джеймса Бонда у Ле Карре нет. Он любит интеллектуальную игру с виртуозными диалогами и резким поворотом сюжетных обстоятельств. Но. Это речь идет о стиле, а вот достоверности во всех этих историй все равно с гулькин нос. Ле Карре мастер деталей, но в стратегическом плане он все равно подает читателю трудноперевариваемую выдумку. Поверить, например, что в МИ-6 позволили опуститься до нищеты и тюрьмы своему ведущему агенту, курирующему всю Восточную Германию, может только вестернизированный зритель/читатель. То же самое касается излишней сентиментальности агента Лимаса, которого недурственно отыграл в этом фильме Ричард Бёртон. Особенно это касается финального монолога его девушке, который больше был направлен зрителю. Квашенная капуста, друзья.

Но вот все, что касается индивидуального исполнения, то к постановке Мартина Ритта претензий не может быть никаких. И хотя несколько пафосная игра Ричарда Бёртона, изображавшего уставшего жизнью шпиона, все же не тянула на оскаровскую номинацию, в целом звездный актер отлично справился со своей ролью. Понравился также и Оскар Вернер, недурственно сыгравший еврея-коммуниста Фидлера (по итогам 1965 года Вернер вместе с Бёртоном будет номинироваться на лучшую мужскую роль, только австриец за «Корабль дураков»).

Вполне интересная антиглянцевая история о сентиментальном шпионе, который ради дела стал алкоголиком и попытался обмануть всю разведку и контрразведку восточных немцев.

6,5 из 10

12 октября 2019

Шпион снова ставший человеком.

Фильм очень понравился. «Старая школа» — для которой характерна актёрская игра без слов. Персонажи что-либо делают ничего не говоря, но я прекрасно понимал что ими движет и почему. Очень тонкая интрига. Британская разведка использует отставного агента, для.. . считаю, что вы должны это увидеть. В хитроумной комбинации было учтено всё. Даже любовь. Единственное чего не учли британцы — это то, что полюбив, шпион стал человеком. А человеку не свойственен «холодный» расчёт шпионского ума. Всё это очень хорошо показано.

А если фильм судить очень строго, то…

В реальности, показанное в фильме, обычно происходит в течении нескольких лет. А при просмотре фильма складывается впечатление, что все события происходят за один год. Это, по моему мнению, нельзя считать недостатком, но можно было как-то показать. Сцена ссоры с продавцом несколько наиграна, но… фильм всё равно прекрасен. Замечательная шпионская история про любовь.

15 декабря 2015

Души Смайли

Первая экранизация творчества Джона Ле Карре, чьи труды в дальнейшем плодотворно адаптировались и адаптируются для большого экрана и по сей день.

Джордж Смайли, знакомый нам по двум мини сериалам с Алеком Гиннессом в главной роли и недавней постановкой «Шпион, выйди вон!», в первой экранизации произведения Ле Карре представляется персонажем хоть и значимым по тому, в каких тонах происходят упоминания о нём, но мало появляющимся в кадре и представляющимся далеко не самым порядочным человеком.

Повествование привязано к оперативному агенту Алеку Лимасу, втянутому в крайне интересную авантюру, развязка которой на первый взгляд очевидна, но на последний весьма тонка и пропитана хорошим британским стилем.

Сама режиссура фильма крепка и серьёзна, жестка и тепла, приближена к зрителю и одновременно удалена, как характер сильного интересного человека, который не готов пускать первого встречного в свои внутренние просторы.

Крайне рекомендую не читать спойлеры перед просмотром, но ознакомиться с первоисточником, с которым имею возможность соприкоснуться уже после знакомства с экранизацией.

10 из 10

26 марта 2014

О бедном шпионе замолвите слово…

Фильм Мартина Ритта «Шпион, пришедший с холода» является экранизацией одноименного романа Дэвида Корнуэлла, более известного читателям под именем Джона Ле Карре — прославленного хроникера жизни «невидимого фронта», в ее описании добившегося максимальной беспристрастности и правдоподобности (что не могло не оттолкнуть от его творчества поклонников Яна Флеминга, предпочитающих суровой и будничной правде ее заменитель в виде бесконечной глянцевой «бондианы»). «Шпион» стал третьей книгой Ле Карре и первым его бестселлером, обеспечившим автора не только популярностью, но и немалым комплектом престижных литературных наград для писателей-«детективщиков».

Экранизация, сохранившая почти все сюжетные перипетии первоисточника, вышла уже через год, в 1965-м, — кинематографисты справедливо посчитали кощунственным оставить без внимания актуальную и поныне историю человека-пешки, ведомого стальной рукой государственной машины — разведкой. При этом главный герой, агент МI6 Алек Лимас, вовсе не является бессловесной марионеткой — он прекрасно понимает, что придуманная не им комбинация грешит «побочными эффектами» в виде попрания человеческого достоинства и обмана любимой женщины. Но он — шпион, работающий «на холоде» (то есть предпочитающий риск оперативной работы спокойствию кабинетов), и вся подноготная профессиональной деятельности «рыцаря плаща и шпаги» видна ему невооруженным глазом. «Да и кто такие, по-твоему, шпионы: священники, святые, мученики? — cпросит Лимас после выполнения своего последнего задания. — Это неисчислимое множество тщеславных болванов, предателей — да, и предателей тоже, — развратников, садистов и пьяниц, людей, играющих в индейцев и ковбоев, чтобы хоть как-то расцветить свою тусклую жизнь. Или ты думаешь, что они там в Лондоне сидят как монахи и держат на весах добро и зло?». И он прав. А иначе как по-другому объяснить, что добропорядочный гражданин (пусть и довольно амбициозный и хитрый) был приговорен к расстрелу, а бывший нацист, в ГДР превратившийся в высокопоставленного «гэбиста» (но сохранивший при этом свою двойную сущность), оказался полностью реабилитирован?

Сюжет фильма отличается вниманием к деталям. Они сперва кажутся незначительными, но лишь в финале понимаешь значение каждой из них. Например, отстраненный от службы Лимас работает в библиотеке, где собрано довольно большое количество книг о ликантропии. При этом зритель вскоре убедится, что оборотнем в той или иной мере является каждый из героев — для этого им вовсе не обязательно ждать полнолуния. И таких штрихов к коллективному портрету шпионажа в фильме много. А добавьте к этому еще и превосходную игру гениального Ричарда Бартона (кстати, агент Лимас — одна из немногих «некостюмированных» ролей великого актера), по-старомодному строгую черно-белую съемку и толику фирменного английского юмора — и вы получите настоящую классику жанра шпионского детектива.

25 марта 2009

Триллер Шпион, пришедший с холода появился на свет в далеком 1965 году, более полувека тому назад, его режиссером является Мартин Ритт. Кто играл в фильме: Ричард Бёртон, Клэр Блум, Оскар Вернер, Руперт Дэвис, Петер ван Эйк, Бернард Ли, Энн Блейк, Дэвид Бауэр, Ричард Кэлдикот, Марианна Диминг, Эдвард Харки, Кэтерин Китон, Хенк Моленберг, Михаэль Риттерман, Ричард Шоу.

В то время как во всем мире собрано 7,600,000 долларов. Страна производства - Великобритания. Шпион, пришедший с холода — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.