Двое
8.2
8
1965, мелодрама, драма, короткометражка
СССР, 37 мин
6+

В ролях: Волдемар Акуратерс, Марта Грахова, Рудольф Дамбран, Вячеслав Захаров, Луй Шмитс
и другие
Гуляя по шумным улицам Риги, студент консерватории Сергей вдруг увидел красивую девушку. Она действительно красива какой-то своеобразной, необычной красотой. И вдруг юноша остановился в изумлении...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Двое

год: 1965
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператоры: Генрих Пилипсон, Рихард Пикс
композитор:
художник: Татьяна Антонова
монтаж:
жанры: мелодрама, драма, короткометражка
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 25 октября 1965 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 37 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма, короткометражка

Постеры фильма «Двое», 1965

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Двое», 1965

Счастье любит тишину, или Любви не страшны никакие преграды!

Молодой человек случайно встречает на улице среди оголтело спешащей куда-то по своим делам толпы привлекательную девушку и моментально в неё влюбляется. Пытаясь привлечь внимание загадочной красавицы к себе, он неловко флиртует, на что она практически никак не реагирует, буквально не произнося ни слова, ни звука на романтические нападки со стороны симпатичного парня. Что она о себе думает? Принцесса какая, что ли? Или у неё уже кто-то есть? Неунывающий влюблённый следует по пятам за объектом своих любовных мыслей, вскоре узнавая, чем занимается в повседневной жизни безмолвная загадка, а ещё чуть позже волею провидения получает исчерпывающие ответы на все волнующие его вопросы по поводу причины молчания таинственной девушки...

Эта короткометражная мелодрама 1965-го года является студенческой дипломной работой не столь широко известного советского режиссёра-постановщика Михаила Богина. Кинокартина бесподобно освещает такие сложные и по-настоящему животрепещущие темы, как последствия самой кровопролитной войны в истории человечества для отдельно взятого индивида, бывшего в ту пору ещё ребёнком; зарождение воистину искренних романтических отношений между двумя честными, трудолюбивыми и крайне жизнерадостными молодыми людьми; творческое раскрытие внутреннего потенциала посредством игры на музыкальном инструменте, участия в театральных или цирковых постановках; и самое главное, кинолента глубоко раскрывает тему инвалидности, а в частности поднимает проблематику жизни глухонемых, концентрируя немало повествовательного внимания на принятии их особенностей окружающими и демонстрации повседневной жизнедеятельности особенных людей, достаточное время определяя показу языка жестов в различных ситуативных фрагментах быта. Также стоит отметить великолепное визуальное изображение бессловесной (а если быть точнее, беззвучной) передачи мыслей глухонемых людей, включая выведение красивых титров на экран во время разговора главных героев и живописное шумоподавление в сильно звукодинамичных сценах.

Таким образом, можно с уверенностью и без преувеличения назвать данную короткометражную мелодраматическую работу поистине высокохудожественным кинематографическим произведением, предельно точно, искренне и честно затрагивающим целый ряд остросоциальных проблем, центральной из которых выступает тема освещения жизни глухонемых. Со времени выпуска киноленты в свет актуальность заявленной проблематики нисколечко не потускнела, а как раз наоборот, заглавная тема картины приобрела ещё большую значимость. Мы живём в век высокоинформативного виртуально-социального поля, поэтому деятельность общественных организаций, представляющих людей с ограниченными возможностями, получают в настоящее время, к счастью, большую огласку. Дай бог, чтобы каждый обращал более пристальное внимание на ближнего своего вне зависимости от того, насколько отличен он от тебя по физическим параметрам, так же как герой фильма полноценно воспринимал особенную девушку, влюбившись в неё раз и навсегда, несмотря ни на что.

9 января 2023

Каково это, когда тебя не могут понять?

Двое — короткометражный фильм, снятый в СССР в 1965 году. Главные герои фильма — Сергей и Наталья. Сергей — студент Рижской консерватории, музыкант, обаятельный и уверенный в себе парень. Наталья — цирковая актриса, мечтающая стать гимнасткой, трудолюбивая и красивая девушка. Сергею сразу же понравилась Наталья, и попытавшись с ней заговорить, но та не отвечает на его знаки внимания и слова. После недолгих ухаживаний и встреч, Наталья признаётся Сергею, что она ничего не слышит. Безграничная любовь к Сергея к Наталье не отторгает его, а наоборот подталкивает к поиску нового языка общения с ней. Она потеряла слух с трёх лет и для неё все звуки ассоциируются с бомбёжкой и завыванием ветров, для неё все звуки — это боль и страх, и даже концерты не приносят ей удовольствия. Повествование заканчивается открытым финалом.

Хочется сказать, что это действительно светлая, романтическая и пронзительная новелла о любви. Очень сильная картина, показывающая сложность отношений между партнёрами, которые не в силах понять друг друга, и им приходится находить новые для себя языки общения для дальнейшего построения отношений. Мне понравилось, как показали главного героя. Уверенный в себе Сергей идёт до конца, чтобы Наталья обратила на него внимание. А также мне понравилась главная героиня Наталья, которая не смотря на свои проблемы, научилась языку жестов, понимать по губам, чувствовать ритм музыки. Мне понравилось, как показали реакцию Натальи на музыку Сергея.

Однако, мне в этом фильме понравилось не всё. Например, мне не особо понравилось, как решили раскрыть характер главного героя. Общение с его немного надоедливыми друзьями показано сумбурно и сбивают настроение фильма. Но поскольку на их взаимодействиях не акцентируешь внимание, они не особо мешают.

Резюмируя вышесказанное, данная картина выглядит отлично как мелодрама о нелёгких взаимоотношениях, и как хороший урок психологии для студентов первого курса и всех, кому это интересно.

15 декабря 2020

Эхо любви

Солнечный зимний день. Из толпы выходящих из института студентов кадром выхватывается бодрый парень Сергей. Зритель начинает пристально следить, куда же лежит его дальнейший путь. По дороге герой пытается познакомиться с очаровательной девушкой, а в ответ получает лишь молчание. Но так легко он не сдаётся и продолжает упорно добиваться внимания незнакомки. Через пару дней парень всё-таки знакомиться с девушкой. Оказывается, она ничего не слышит…

В ходе повествования раскрывается тема силы человеческого духа на примере глухонемой девушки Наташи, которая стремится стать гимнасткой, несмотря на все трудности. А зарождающееся чувство большой любови Сергея и Наташи показывает способность людей не обрекать на одиночество и уныние глухонемого человека. Такой нетипичный сценарий, ёмко вмещающий в короткий метраж насыщенность целого двухсерийного фильма, написал Михаил Богин совместно с Юрием Челюскиным и поставил по нему свой дипломный фильм «Двое».

В работе режиссёра примечательно, что зачастую он выстраивает актёра на краю мизансцены, оставляя в центре кадра фоновое пространство. В пример приведу запоминающийся кадр, на котором Наташа стоит слева от доски с надписью: «Выйдет!» (это был ответ на сомнение в её возможностях во время репетиции). Забавно, что Сергей, наблюдавший за ней из зрительного зала в этот момент, вышел. Таким образом, кадр обогащается, становиться более выразительным, а зритель акцентирует внимание не только на персонаже, но и на окружающей обстановке. Но главное достоинство постановки Михаила Богина в том, что он выстраивает мысль не высказанными с экрана умозаключениями, а композиционными ходами и монтажом. Этого не хватает многим современным режиссёрам. Чего стоит сцена, где сначала показана Наташа, идущая домой после первого разговора с Сергеем, а в следующем кадре — витрина с музыкальными инструментами, на которую она смотрит. Сразу становиться понятно: Наташа думает о Сергее и его музыке. После показан Сергей, который в очередной раз наблюдает за репетицией Наташи. Он думает о ней, рифма складывается.

Режиссёрская манера повествования подчёркивается мастерством оператора Рихарда Пикса. На протяжении всего фильма он ловит крупным планом самое важное — лица актёров, глаза, руки. Из всех крупных планов особенно примечателен меткий, даже экспериментаторский стоп-кадр лица Сергея. Как нельзя кстати, оператор добавляет панорамирование камеры: в самом начале, на фоне титров таким образом оглядываются окна института, как бы с целью найти в них главного героя. А перед тем, как показать Наташу в квартире, зрителю дают осмотреть её комнату, пока оператор не остановит камеру на хозяйке. Некоторые кадры ощущаются острее, благодаря тому, что ракурсы их съемки нетипичны. Один из таких — кадр, в котором Наташа показана через музыкальные инструменты и стекло витрины. Или же момент, когда Сережа, задрав голову, рассматривает дома, в попытках найти дом Наташи. Сначала оператор снимает этот кадр снизу вверх за спиной героя, а затем движется камерой вверх, вслед за взглядом Сережи, оглядывая дома вместе с ним. Такими средствами у зрителя создаётся ощущение непосредственного присутствия на месте событий. Рихард Пикс мастерски поиграл со светом в той сцене, когда Сережа пытается во время спектакля разглядеть стоящую в темноте с проектором Наташу. Её лицо в тот момент постепенно, снизу вверх, освещается, будто бы под силой его взгляда. Хотя, в общем, стиль освещения выбран нормативный: свет выстроен так, что лица выглядят естественными, то есть никак не освещенными.

В данных условиях сюжета перед композитором Ромульдасом Гринблат стояла задача раскрыть восприятие мира Наташи лейтмотивом. Он справился с этой миссией, сделав слышимость фоновых звуков субъективной. Заметно это всякий раз, когда Сергей закрывает ладонями уши. Зритель перестаёт что-либо слышать и рассматривает всё вокруг вместе с ним. Но особенно заметен этот творческий подход в отношении Наташи, потому что мир звуков для неё недоступен. Когда героиня приходит на музыкальный концерт Сергея, понять музыку она пытается с помощью текста буклета, лиц слушателей, движений музыкантов. При попытке представить звуки, в её памяти всплывают лишь единственные известные из них: грохот бомбёжки, шум ветра вперемешку с монотонной колыбельной. Сцена вышла очень трогательной. Не менее интересна вставка шумов бомбёжки и ветра в момент, когда Наташа рассказала Сергею о последних услышанных звуках: зрителю позволяют проникнуть в её мысли. А порой фоновая музыка добавляет новый смысловой оттенок экранному действу. Так, песня «Эхо любви», играющая в кафе, где сидят герои, даёт точный комментарий чувству, возникающему между ними — пока что только предчувствию, эху любви. В финале главные герои идут навстречу друг другу под музыку, которую исполнял на концерте Сергей, а это значит, что именно его музыка помогла Наташе преодолеть свой недуг, казавшийся ей преградой в отношениях и открыть своё сердце для большой и светлой любви.

Словно актёры немого кино, Виктория Фёдорова (Наташа) и Валентин Смирнитский (Сергей) играют взглядами так, что в их глазах выражаются чувства. Персонаж Валентина Смирнитского напоминает Кольку из фильма «Я шагаю по Москве»: не менее коммуникабелен и весел. Но в то же время — серьёзен в отношении Наташи, которую бесподобно сыграла Виктория Федорова. Она сумела воплотить в жизнь характер и чувства своей героини без единого слова. Эту роль справедливо считать лучшей в её карьере. Не менее ярко сыграл друга Сергея Вячеслав Захаров. Он появляется всего пару раз, вместе с тем привнося своими речами бурю позитивных эмоций.

Что касается романтических отношений Сергея и Наташи — финал остаётся открытым. Зритель может только предполагать, чем всё закончится. Если говорить о фильме в целом, то, несмотря на короткий метраж, лента очень насыщена, но не в смысле динамики повествования, а скорее — добрыми и светлыми чувствами, которые питают зрителя с экрана. После просмотра в сердце остаётся радость за людей, которые не падают духом несмотря ни на что. А вместе с тем — осознание того страшного следа войны, который будет долго ещё напоминать о себе…

9 из 10

31 января 2014

Ромео и Джульетта.

Студент консерватории Сергей встречает на улице Риги красивую девушку, но найти с ней общий язык он не может — девушка глухонемая.

«Двое» (1965) — дипломная работа выпускника ВГИКа Михаила Богина. Сюжет короткометражной картины выстроен в хронологическом порядке, зритель наблюдает за отношениями героев в спокойном ритме повествования. Лента наполнена романтизмом, благодаря таким сценам, как переписка героев в парке и театр для глухонемых. Монтаж ленты помогает воспринимать фильм нерасторжимым целым, несмотря на перебивки кадров (как например, рисунки животных на стенах ресторана), которые нужны в данном случае для разнообразия сцен.

Сценарий Михаила Богина (который является также режиссёром картины) и Юрия Чулюкина (известного к тому времени, благодаря фильму «Девчата» (1961)) рассказывает не только о зарождении любви между главными героями. Сюжетная драма глухонемой Натальи, которая маленькой девочкой пережила войну и в три года из-за бомбежки потеряла слух, приносит в ленту драматизм. Надо отметить, что тема войны станет одной из основных тем в жизни режиссёра, которая будет встречаться практически во всех его дальнейших работах. Впрочем, ещё одной ведущей темой в фильмах режиссёра станет тема творчества, как в ленте 1970 года «О любви» с той же Викторией Фёдоровой в образе реставратора-скульптора.

Героиня фильма — сильный человек. Наталья не старается доказать кому-то свою пригодность, ей достаточно заниматься тем, что доставляет удовольствие прежде всего ей самой. Героиня готовит акробатический номер (который актриса Фёдорова исполняет самостоятельно), преодолевая глухоту, она чувствует музыку и звуки телом, и наблюдая за движениями музыканта. И вот в жизнь девушки входит самоуверенный и веселый юноша Сергей (по характеру и коммуникабельности напоминающий персонажа Кольку из «Я шагаю по Москве» (1963)). В момент, когда юноша понимает, что Наталья глухонемая, раздается громкий визг тормозов машины, который передает потрясение Сергея. Герои фильма — это образы исторического времени, времени восстановления людей после пережитого ужаса войны.

Открытый финал картины позволит зрителю самостоятельно додумать и осмыслить судьбу героев, предположить дальнейшие развития их отношений. В любом случае улыбка Сергея и Натальи в финале картины, показывают, что как бы ни распорядилась судьба, они будут счастливы — вместе или порознь.

Композиционное решение кадров операторов Рихарда Пика и Генриха Пилипсона позволяет зрителю сосредоточить внимание на важном: крупные планы лиц актеров, их глаз (важнейшим способом общения Сергея и Натальи) и дальние планы Риги, её улиц, жителей и единение двух молодых людей. Снятая одним дублем сцена репетиции музыкантов, на мой взгляд, чрезвычайно важна, фокус камеры плавно переходит от музыканта к инструменту, затем к портрету Бетховена и возвращается тем же путем, таким образом, показан не только репетиция, но и символическая деталь, о которой чуть попозже.

Художественный образ фильма, времени, героев, города, передано сполна художником Татьяной Антоновой. Советская эпоха шестидесятых годов, декорации театра, цирка, ресторана, многие детали, которые даже могут быть незаметны, — без всего этого фильм оказался бы опустошенным.

Музыка в картине Михаила Богина является одним из главных героев, она начинается с первых кадров — консерватория, из окон которой доносятся различные звуки рояля, трубы, арфы, флейты, пения. Фильму задается музыкальный ритм, так важный для героев. Музыка их объединяет, и в то же время полного её восприятия не может быть. Для Сергея музыка — это профессия, а Наталья не может услышать ни звука. На вопрос: «На что похожа ваша музыка?», Сергей отвечает, что «На шум ветра, на колыбельную» (два из трёх звуков, что помнит девушка). Одним из самых запоминающихся эпизодов стала сцена на с выступления Сергея. Наталья, пытаясь почувствовать его игру, закрывает уши (хотя она и так не слышит) и воспроизводит в своём сознание шум ветра и вспоминает колыбельную мелодию, заглушающую при этом звук падения бомбы.

Говоря о роли музыки в картине, нельзя не сказать о сцене в ресторане, которая кончается песней ВИА Аккорд «Эхо», где звучит фраза «эхо любви»: чувства героев пока что эхо любви. Сложно сказать, зазвучит ли их любовь песней или останется отголоском.

Символом оптимистического финала становится портрет Бетховена, олицетворяющий в картине надежду для героев. А выбранная композитором картины (Ромуальдас Гринблат) музыка Баха (звучит его Концерт ре-минор» вторая и третья части) помогает тоньше передать психологизм развития отношений героев. Здесь и грустное, спокойное звучание, когда Сергей в сомнениях, он обдумывает: стоит ли начинать общение с Натальей. Далее следует начало третьей части, где спокойная мелодия борется с новым, задиристым и веселым звучанием — чувства Сергея склоняют его к знакомству, что в дальнейшем и происходит. В финале картины звучит жизнерадостное продолжение третей части «Концерта ре-миноль», которая может дать своё толкование неоднозначному финалу: преодолен некий барьер, стесняющих понимание героев, символизирующий продолжение отношений.

Образы, созданные Валентином Смирнитским (Сергей) и Викторией Фёдоровой (Наталья) вызывают доверие публики. Актеры в предложенных режиссёром обстоятельствах оставляют речь — чувства выражаются взглядом, мимикой и глазами. Именно последние служат главным способом общения героев. Сложность дальнейших отношений, тревога за свои чувства, страх перед встречей с миром друг друга, неуверенность в себе и своём спутнике — всё это легко читается в глазах Смирнитского и Фёдоровой. Их персонажи показывают единение, не одиночество, а именно единение. Их двое (отсюда и название), и, когда они наедине, им никто не нужен (как это было показано в ресторане с приходом друга Сергея). Они, как дерево в парке (оператор выделяет именно эту деталь), в начале его стволы шли своей дорогой жизни, но затем сплелись и выбрали свой, единый путь.

Понимая неполное восприятие Натальей происходящего вокруг, Сергей не раз принимает её действительность (закрывая уши в ресторане). Персонаж Федоровой также пытается понять мир, в котором живёт музыкант, как например взгляд на витрину с инструментами или её запоздавший приход на концерт, показывающий смятение и неуверенность.

Во время спектакля глухонемых «Ромео и Джульетта» (в котором Наталья работает осветителем и на который попал Сергей) проводится параллель между влюбленными разных эпох. Во времена Шекспира любовь — это стремление быть вместе вопреки своим семьям, в послевоенное время любовь — это жажда гармонии и понимания. Тема любви вечна. И авторы проводят аналогию между историей любви Ромео и Джульетты и Сергея и Натальи — сцена на балконе героини пьесы и персонажа Фёдоровой и слова из спектакля, которые с легкостью могут оказаться словами героев фильма.

Лента Михаила Богина не оставит равнодушным зрителя, наблюдавшим зарождение чувства. Из этой истории вышел бы полнометражный игровой фильм, открытый финал которого, на мой взгляд, оптимистичен. Конечно, после просмотра дипломной работы Богина возникает вопрос: Выйдет ли что-нибудь из отношений молодой пары? Безмолвный ответ даёт Наталья, выводя на доске слово — «Выйдет!»

15 июня 2011

Слушай песню ветра

Дипломная работа Михаила Богина, картина «Двое» — это классическая история взаимоотношений между людьми, начинённая рядом препятствий и трудностей на пути к обретению гармонии. Простая, как шум ветра, как колыбельная, мелодика этой истории похожа на эскиз в карандаше, выполненный не профессионалом, но мечтателем. Действие картины происходит в шестидесятые годы — время свободы полёта, время открытий и силы духа.

Герои картины — Сергей и Наталья — представители молодёжи того времени. Сергей — обаятельный и уверенный в себе музыкант, студент консерватории. Наталья — артистка цирка, трудолюбивая красавица, что встречается так редко. Казалось бы, они идеально подходят друг другу, стоит им только заговорить, но… Режиссёр вшивает в сюжет интересную для повествования нить преткновения. Когда Наталье было три года, в результате бомбёжки она осталась глухонемой. Сергею приходится искать нестандартный подход к девушке.

Прекрасно подобранные на главные роли Валентин Смирнитский и Виктория Фёдорова, исходя из предложенных режиссёром обстоятельств, оставляют речь и играют тонкими нюансами чувств. Глаза и мышцы лица становятся в этой короткометражной ленте главным оружием актёров. Год спустя во Франции Клод Лелюш снимет свой фильм «Мужчина и женщина», впоследствии ставший классикой мирового кинематографа. Героиня Анук Эме в этом фильме удивительно похожа на героиню Фёдоровой в фильме «Двое», да и сама атмосфера как будто бы была перенесена из СССР во Францию. Таким образом, картине «Двое» можно уверенно присвоить жанр мелодрамы.

Одним из лейтмотивов картины является тема, актуальная во все времена — двое в городе. Насколько велика вероятность встречи со своей второй половиной, существует ли такая предрасположенность вообще и случайна ли встреча Сергея и Натальи на улицах Риги, где жизнь буквально сталкивает героев? Все эти вопросы режиссёр ставит перед зрителем и, конечно, не даёт ответа. С одной стороны он заставляет зрителя самостоятельно размышлять на эту тему, а с другой он всё же приводит героев к гармонии, опять-таки не раскрывая всей тайны их отношений. После окончания картины вряд ли кто-то с уверенностью сможет сказать, что именно завязалось между героями — приятельство, дружба, или….

Сергей в картине играет очень важную роль в жизни Наташи. Очень часто в жизни неполноценных людей не хватает понимания со стороны общества и людей без отклонений. Отсюда спадающее с каждым эпизодом недоверие Наташи к Сергею. Он становится для неё человеком, способным прислушаться и понять. А прислушиваться приходиться к самому сердцу, ведь голоса у Наташи нет и всё, чем она готова поделиться идёт напрямую оттуда.

Образ Наташи — это тип сильной женщины, которая способна выстоять даже самые сложные жизненные обстоятельства. И способна сохранить улыбку и красоту. Сергей, который явно не обделён проницательностью, угадывает все эти качества в Наташе, которые по ходу развития сюжета высвечиваются всё ярче. И с каждым новым испытанием, будь то работа в цирке, танец без возможности слышать музыку или испытание общением с самим Сергеем, отношения между героями приобретают всё более выраженную окраску. Недаром одна из последних сцен — в ресторане — завершается музыкальным сопровождением и словами: «Эхом любви…» Пока ещё только эхом.

Немаловажную роль играет музыка. Неспроста Сергей музыкант, ведь музыка — это то, что Наташа услышать неспособна. Казалось бы, это злая насмешка судьбы. Однако же, музыка — это не только звук, это куда более глубокие импульсивные переживания, это ритм чувств, который Наташа улавливает напрямую, без посредников в виде звуков. С этой точки зрения блестяще выглядит сцена в финале картины, где в полной тишине в кадре появляются лица зрителей, слушающих музыку. Мы видим только их голые переживания, без музыкального сопровождения, однако сцена парадоксально наполнена музыкой. Здесь и происходит кульминация картины, когда Наташа вдруг в этой тишине начинает слышать забытую колыбельную, постепенно заглушающую звуки бомбёжки.

Режиссёр в фильме раскрывает очень важную тему. Тему войны, отголоски которой не дадут покоя нашей стране ещё долгое время. В фильме «Двое» эта тема раскрывается через Наташу, которая помнит лишь «шум ветра и бомбёжку», а «раньше помнила колыбельную». Но гармонию художник видит в том, что насколько ужасна трагедия молодой девушки, неспособной слышать, настолько же важно и то, что, несмотря на это, человек может жить, творить, мечтать, любить…

14 января 2011

Романтика 60 — х………

- А на что похожа ваша музыка?

- На шум ветра, на колыбельную…

37 минут доброго светлого фильма. Мне он очень понравился. Просто смотреть на те времена, когда все было проще, чувства людей были искреннее. Фильм пропитан чувством зарождающейся любви между глухонемой девушкой и парнем музыкантом. Они молоды, красивы и несмотря на кажущееся на первый взгляд препятствие их сердца соединяются.

Романтикам смотреть обязательно!

30 апреля 2009

Мелодрама Двое появился на свет в далеком 1965 году, более полувека тому назад, его режиссером является Михаил Богин. Кто играл в фильме: Волдемар Акуратерс, Марта Грахова, Рудольф Дамбран, Вячеслав Захаров, Луй Шмитс, Валентин Смирнитский, Валда Фреймуте, Виктория Фёдорова, Владимир Любимов.

Страна производства - СССР. Двое — имеет очень высокую оценку среди кинокритиков, более 8 баллов из 10, его просто необходимо увидеть. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.