Сказка о потерянном времени
7.9
7.1
1964, фэнтези, комедия, семейный
СССР, 1 ч 25 мин
В ролях: Сергей Мартинсон, Евгений Соколов, Сергей Карпоносов, Ирина Мурзаева, Зинаида Кукушкина
и другие
Четверо злых волшебников решили вернуть себе молодость. Но для этого им было необходимо найти людей, бесцельно растрачивающих свое время. Удача улыбнулась им в лице четверых безалаберных школьников. Из-за колдовства школьники постарели, а волшебники превратились в детей. Но у превращенных остался шанс - до заката солнца они должны были найти избушку волшебников и перевести стрелки волшебных часов назад...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Сказка о потерянном времени

год: 1964
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Самуил Рубашкин
композитор:
художники: Артур Бергер, Ольга Кручинина
монтаж:
жанры: фэнтези, комедия, семейный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 27 августа 1964 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 25 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, комедия, семейный

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Сказка о потерянном времени», 1964

Видео: Фрагмент №2 (Сказка о потерянном времени, 1964) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент №2
Видео: Фрагмент (Сказка о потерянном времени, 1964) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Сказка о потерянном времени», 1964

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Сказка о потерянном времени», 1964

Волшебники и их жертвы

Единственный фильм Александра Птушко, снятый по новой (на тот момент) книге, неизбежно несёт на себе отпечаток соответствующей эпохи. Коммунизм, вера в который ещё не совсем угасла, чувствуется во многих сценах, пионерская символика постоянно мелькает в кадре. Но поскольку у руля находился мастер-сказочник, фильм избегает чрезмерной пропаганды.

Книга, на которой основана «Сказка о потерянном времени», довольно коротка, но режиссёр сумел превратить экранизацию в полнометражный фильм, без ущерба и даже с пользой для раскрытия персонажей. Почему-то поменяв некоторые имена, Птушко знакомит нас с ленивыми школьниками и коварными волшебниками, которые охотятся за потерянным временем. Преуспев ненадолго, персонажи в итоге встречаются, а соперничество между ними приобретает всё более и более острый характер.

Поражает то, насколько хорошо здесь играют актёры-дети. Если сравнить, скажем со «Стариком Хоттабычем», то здесь персонажи намного убедительнее. Поначалу зрители даже смеются, наблюдая за тем, как преобразившийся Петя Зубов пробует себя в непривычных сферах, вызывая неловкие и даже опасные ситуации. Комедийный настрой разбавляется ближе к середине, когда Петя начинает искать выход из опасной ловушки, а зрителям показывают заколдованный лес — самую изумительную и пугающую локацию в фильме. Нельзя не похвалить композитора, чья музыка ещё больше усиливает эффект от увиденного. Очередной пример того, что в Советском Союзе могли бы снимать неплохие ужастики…

Фильм отличился сильным актёрским составом. Сергей Мартинсон великолепно смотрится как главный злодей. Хитрый, находчивый и в меру забавный. Евгений Соколов — несомненно лучший актёр из младшего поколения. Ни разу не быв стариком, он, тем не менее, отлично сыграл помолодевшего волшебника. Можно отметить весёлую Рину Зелёную и очень милую Нину Гребешкову, которая играет учительницу. Георгий Вицин и Савелий Крамаров отвечают за юмор, а Евгений Моргунов, появляющийся на втором плане, как будто отсылает на Бывалого из фильмов Гайдая. Тем самым лишний раз подчёркивая дух своего времени.

Если бы не наивная попытка воспитать зрителей при помощи очень правильного водителя грузовика, «Сказка о потерянном времени» до сих пор смотрелась бы актуально. Но, к сожалению, сейчас она представляет интерес в основном с исторической точки зрения.

7 из 10

13 февраля 2023

Time is money

Одна из самых удачных детских комедий с приемлемой дозой нравоучений за всю историю детского звукового кино. Взрослым часто некогда вспоминать, каково быть ребёнком. Чаще вспоминается, что в детсве всё проще и беззаботнее, а как хочется стать взрослым, которым всё можно, особенно то, что детям запрещают, этого без хорошего кино и не понять — забылось.

И этот фильм даёт сразу целый спектр полезных намёков и ненавязчивых назиданий. Надо отметить талант создателей и актёров — сделать сказку о современной жизни полезной трудно, но получилось.

Сделать её увлекательно-развлекательной, не потеряв полезное — тоже задачка не из простых, поскольку нельзя делать полезное скучным. Это ведь и взрослые не любят, а уж детки-то… И подавно.

И вот, по нынешним временам история почти инфернальная: темпоральные маги надумали отнять зря потраченное время у школьников. И у них получилось, поскольку нашлись транжиры. Когда до детей дошло, что именно они потеряли, когда им захотелось вернуть драгоценные годы жизни, началось настоящее приключение — магические часы при повороте стрелок по кругу могут всё вернуть, только надо успеть и не опоздать… Это ж триллер!

То, что снимать отдали Птушко, отобрав облюбованную сказку у Тамары Лисициан — не факт порчи темы. Вполне вероятно, что Птушко экранизировал сказку Евгения Шварца настолько хорошо, насколько это вообще было возможно сделать средствами детского кино больше полувека назад.

Сейчас, даже если кое-что покажется наивным, не беда. Кроме развлечения, как отличный дидактический материал для развития интеллекта и пространственно-временных представлений, фильм и сегодня хорош.

7 из 10

16 мая 2020

Киноманские беседы с мальчишкой по имени Zombion!

Сегодня утро я превратился, а до захода солнца мне надо обратно.

Понятно?

Понятно! Идем.

Куда?

В милицию…

(примерно 58-ая минута фильма)

Сказка о потерянном времени

Кино вышло в 1964 году. Снимали по Шварцу. За рулем стоял настоящий гений — Александр Птушко. Существует версия, что он не должен был режиссировать. Если вы внимательно посмотрите на его фильмографию, то сразу заметите, «Сказка о потерянном времени» действительно стоит каким-то странным особняком в творчестве Птушко.

Когда ты снимал фильмы про Илью Муромца, Руслана и Людмилу, Садко, царя Салтана, а тут вдруг на экране бегает обычная советская школота, то становится немного не по себе. Это как «Черная змея» у Расса Майера или «Психо» у Гаса Ван Сента. Другое дело, что в отличие от Гаса Ван Сента и Майера — сказочник Птушко, играя на чужом поле, умудрился снять замечательное кино.

Конечно, самый главный плюс — это Шварц (т. е. основа) и актеры. Книга лучше и более атмосферная? Естественно. Актерам (особенно Анофриеву и Мартинсону) отдельный поклон. Лысый Вицин — безумные капиталы (с этим его голосом писклявым). На вторых ролях можно заметить Моргунова. Ага, не хватает только Никулина, чтобы легендарная троица была в сборе.

Кстати, другой сказочник — Александр Роу, выпустил в 1964 году сказку «Морозко». Да, одну из самых популярных наших сказок за всю историю советского кинематографа. Поэтому «Сказка о потерянном времени» отошла на второй план (Роу был мощнее, положа руку на сердце), но все-таки такое кино нельзя пропускать, особенно в детстве.

Пускай, что мораль (открыто) навязывают, но это ведь хорошая мысль — временем нельзя раскидываться, жизнь скоротечна. По поводу того, что двоечники будут стареть быстрее, чем отличники — смешно, конечно. Просто поймите одну вещь — подобные картины будут в миллион раз лучше современных. Сейчас вообще нет никаких мыслей, даже спорных или смешных, один тупизм.

Не самый лучший фильм Птушко? Согласен, ребят. Все равно от картины можно получить удовольствие. Рекомендую к просмотру, наша старая тире добрая классика. Птушко заслуживает того, чтобы его не забывали. Актуалка на все времена. Чем вы сейчас занимаетесь? Правильно, дурака валяете! Теряем время, теряем любовь, теряем жизнь…

P.S.

Любимая сцена? Естественно с яблоками. Представьте, приходите на рынок, а продавец (старый ненормальный дедушка) начинает по учебнику продавать вам фрукты. Он ведь там еще очередь огромную собрал, а-ха-ха. Забавно!

7,5 из 10

4 декабря 2017

Навязчиво и теряется атмосфера Шварца, но актёрам за труд спасибо!

Произведение Шварца понравилось больше, чем экранизация. Хотя и последняя вышла относительно неплохо. Экранизировать Шварца, наверное, трудно, потому что в его сказках («Сказка о потерянном времени», «Два брата») завораживающая, пугающая мистика, являющаяся изюминкой автора. И хочется видеть её на экране, но понимаешь, что того не произойдёт: вероятно, детей не хотели сильно пугать. А вообще задать более пугающую атмосферу могли, вспомнить хотя бы постановку «Вия».

Мне не понравилась навязчивая подача морали. Песня о том, как надо дорожить временем, раздаётся раза два точно, может, и три, не запомнила. И постоянно звучит: «Время, время…» Как нелепая театральная постановка выглядят фразы прохожих, людей в очереди, учительницы в школе — да практически всех, кто попадается на пути бедному Пете Зубову. И все фразы в духе: «Он совсем не дорожит временем». Не вижу разнообразия героев, проработанности характеров второстепенных персонажей. Роль каждого — поучать Петю.

А это большая ошибка в произведении! Попалась мне однажды статья Нелли Мартовой, в которой раскрывалась суть такой ошибки: читатель должен сам делать выводы (благодаря ярко выраженному конфликту, возникающей ситуации), а не получать всю информацию в готовом виде. Процитирую: «Только представьте себе сказку, в которой Знайка три страницы рассказывает Незнайке, как важно хорошо учиться и трудиться. Какие дети будут это читать?» В данной экранизации все выводы сделаны за нас.

Отдельный минус — это санитары. Может, я слишком придирчиво отношусь к неестественности фильма, ведь что-то нереальное и должно быть в сказке. Но врачи из психиатрической больницы особенно неприятно поразили! Мало того, что они выехали на звонок непонятного анонима ловить непонятных пациентов, так ещё и при встрече со школьниками-стариками вели себя очень странно. Сценарий с таким поведением персонажей зачастую придумывают дети в фанфиках, но никак не взрослые создатели фильма.

За что ещё поругать фильм? За самое начало: комбинированные съёмки мультика (мечты Пети об Африке) и фильма (Петя на машине). Этот приём мало где смотрится! Он удался в «Приключениях капитана Врунгеля» (настоящее море и нарисованный корабль). А тут очень и очень… не очень.

Плюсов не так уж и мало, но уж очень минусы бросаются в глаза, поэтому их первыми перечислила.

Из плюсов, конечно же, игра актёров. Понравились Олег Анофриев (взрослый Петя Зубов), Рина Зелёная (взрослая Надя), Георгий Вицин (взрослый Андрей Андреич). Насколько и известен, и талантлив Евгений Моргунов, что в эпизодической роли владельца «Москвича» выделяется на фоне остальных. Мне не понравилась учительница как персонаж, но само появление Нины Гребешковой порадовало.

Приключения Пети понравились на стройке и когда он пытался быть продавцом.

Собака — друг человека. Мне она показалась сначала лишней, но потом собака мелькала не очень часто, то бишь ненавязчиво, и каждый раз доказывала свою дружбу: то пирожок для хозяина достанет, то злых волшебников задержит.

7 из 10

12 июня 2015

Делу — время, потехе — час

Бесподобный фильм, который можно пересматривать регулярно! «Сказка о потерянном времени» не только для детей, но и для взрослых, которые хотели бы остаться детьми.

В отличие от классических сказок, к примеру, Александра Роу, здесь нет ни Бабы-Яги, ни Кощея-Бессмертного, ни прочей нечисти и двух центральных героев. Здесь их аж четверо, причём четверо положительных (как бы) персонажей и четверо отрицательных. И те, и другие вызывают только умиление. У меня при просмотре этого чудо-фильма было такое ощущение, что актёры не играют, они просто вспоминают своё детство и на всю катушку отрываются вместе со своими персонажами.

Особенно поразила Рина Зелёная, игравшая, в большинстве своём, нерасторопных героинь, а здесь мы видим её, полную сил, здоровья и детской непосредственности. Крамаров великолепен, Вицин смешон до невозможности, молодой тогда Анофриев забавен в роли дедули, Мурзаева интересна, а Моргунова вообще, после ролей в гайдаевских троицах, непривычно видеть в сказке. Здесь можно похвалить каждого за отличную актёрскую игру, в том числе и ребятишек.

После просмотра фильма настроение моментально повышается. Несмотря на серьёзную тему, затронутую в фильме, здесь нет тягомотины и каких-то нравоучений и наставлений на путь истинный, тут всё представлено в увлекательной игровой форме.

И запомните: «делу — время, потехе — час»!

12 октября 2013

Настоящий entertainment

Этот фильм считается классикой детского кино, и это справедливо, но только слово «классика» может отпугнуть современного зрителя, который заподозрит что-нибудь тягомотное. Но пугаться тут совершенно нечего — это отличный фильм! И мораль нисколько не должна грузить, потому что она совершенно правильная, как ни крути. В современном переложении она, как ни странно, звучит так: бери от жизни все (ведь это практически то же самое, что «не теряй времени»).

Сразу начну с плюсов:

1. Картина интересная и ненапряжная от начала до конца. Никаких провисаний сюжета. Последняя треть вообще сплошная погоня.

2. Отличные спецэффекты (или, как их тогда называли, «комбинированные съемки»). Камера даже кружится вокруг персонажей в нужные моменты. Вспоминаете голливудские блокбастеры? То-то и оно. А ведь фильм снят в 1964 году! На моей памяти это первая картина, в которой использовался этот прием. Сцена, в которой главный герой регулировал дорожное движение — маленький шедевр. И вообще все «спецэффектные» сцены сняты очень грамотно и даже современным зрителем воспринимаются очень легко (в отличие от многих других фильмов тех лет).

3. Картина совершенно не грузит советскими штампами и партийной линией. Создатели не стали зомбировать детей и просто сделали хорошее кино.

4. Актеры играют отлично (что для среднего советского фильма было обычным явлением).

Не могу не упомянуть одну деталь, которая меня позабавила. Главный герой, конечно, неумеха (но с добрым сердцем), и то, как он пытается управлять краном, продавать овощи и фрукты и т. д., показано с осуждением — дескать, смотрите, вот он, двоечник и прогульщик, и поэтому ничего не умеет. Это совершенно правильно. Но когда гаишник уходит со своего поста, чтобы побриться в парикмахерской, доверяя свою работу непонятно кому, это же нехилое нарушение, которое ничуть не лучше, если не хуже того, что делает наш герой-неудачник. Хотели ли создатели фильма заострить наше внимание на этом эпизоде? Хотелось бы надеяться, что да. :)

В общем, стоит ли этот фильм смотреть? Конечно, стоит! Это отличное развлекательное кино, которое не принесет вам ничего, кроме хорошего настроения.

27 декабря 2010

Временем, временем, дорожите временем!

Эта сказка — одна из моих любимых! Я ещё застала то время, когда нельзя было терять бездарно ни минутки. В советское время была идеология, и она не помешала бы нынешнему поколению школьников, которое с трудом представляет, как можно не пропускать школу, и заниматься в жизни чем-то полезным…

Прекрасный актерский состав, хорошая режиссерская работа, а спецэффекты для тех лет-выше всех похвал!

Нам сейчас кажется, что слишком утрировано внимание на идее фильма, в диалогах, песенках, но именно такие фильмы и направляли молодежь нашей страны в нужное русло развития, когда токарь-звучало гордо, стать врачом и учителем было престижно, а про офис-менеджеров и нефтяных магнатов никто и не слышал, ах, где же эти времена?! Жалко, что таких фильмов-сказок нет в современности, нашей грустной и обреченной современности..

И все-же приятно вновь окунуться в детство, и почувствовать себя хоть немножко защищенным и нужным государству! Сказку рекомендую к просмотру современному молодому зрителю, быть может начнут дорожить временем, ведь жизнь одна, и растрачивать её на всякие ненужные мелочи бессмысленно!

P.S. Скажите, как заставить ребят ценить время?

— Нужно каждому купить наручные часы, и сказать сколько они стоят, тогда все начнут ценить время!

Вот такой вот добрый юмор был…

10 из 10

4 сентября 2010

Бабушка, вы школьница?

Будешь терять время — состаришься и не заметишь. Это мораль такая.

Вообще, мне кажется, в фильмах даже для детей следует не мораль читать, а, скажем, на мысли наводить. Тоньше как-то надо. А тут даже песню специальную спели: «временем, временем, драгоценным временем». Есть у меня сомнения, что человек, школу ни разу в жизни не прогулявший, состарится как-то медленнее, чем прогульщик, и вообще будет более счастлив в жизни или хотя бы успешен. Очевидно, что ничто не дает гарантии, и прилежание — не панацея. По опыту судя, люди, искренне верящие в простые «истины» типа «учись хорошо — и будет тебе счастье», очень расстраиваются, столкнувшись с иными вариантами. Дурное вообще занятие — ждать от жизни справедливости.

Вроде все это понимают. Но детям строят какую-то принципиально иную модель мира. Где все четко. Может, на первых порах так и надо? Не уверена, и, судя по литературе, педагоги тоже имеют различные мнения по этому поводу.

Ладно… перебор с морализаторством — это из недостатков. Также присутствует много ерунды, для детского фильма, впрочем, простительной. Какие-то совершенно не от мира сего психиатры, например, одновременно являющиеся врачами скорой помощи. «Бог из машины» в лице (в морде?) собаки главного героя. Мотивация злых волшебников тоже весьма странная. Показателен момент с «выдачей секретов». Удачно все сложилось, как говорится. Или, например, собачку почему-то можно «темпорально заморозить», а лже-стариков в избушке — только кулаками…

Зато — отличный актерский состав. Всякие звезды в маленьких ролях. Тут и Моргунов, и Крамаров, и Зеленая, и Гребешкова где-то там была… Просто замечательный «старик» (актеру всего тридцать четыре было тогда) Зубов, главный герой. Мальчишеские ужимки в его исполнении — блеск. Не менее хорош мальчишка в роли главного злого волшебника, Соколов. Ему как-то удалось, в отличие от коллег, достоверно сыграть старика в образе мальчика. И Соколову было явно сложнее, чем Анофриеву, тот-то мальчиком был, а этот стариком — не был… как жаль, что парень больше нигде не сыграл. В нем что-то есть. Его Прокофий Прокофьевич — видно, что личность. Желчный, строгий, равнодушно-злой старик в теле ребенка, с неплохими лидерскими качествами. Даже жаль его.

Идея сама по себе тоже хорошая — состарить ребенка и посмотреть, как он будет с этим справляться. Из нее при другом подходе можно хоть психологическую драму сделать. Сценарий не подкачал — Пете Зубову добавлено несколько приключений «в мире взрослых», каких не было у Шварца, и они вполне обеспечили наполнение стандартной длины фильма событиями.

В целом -

7 из 10

4 августа 2009

Фэнтези Сказка о потерянном времени появился на свет в далеком 1964 году, более полувека тому назад, его режиссером является Александр Птушко. Кто играл в фильме: Сергей Мартинсон, Евгений Соколов, Сергей Карпоносов, Ирина Мурзаева, Зинаида Кукушкина, Валентина Телегина, Татьяна Донценко, Людмила Шагалова, Вера Волкова, Рина Зелёная, Лидия Константинова, Михаил Кулаев, Юрий Чекулаев, Вадим Грачев, Григорий Шпигель.

Страна производства - СССР. Сказка о потерянном времени — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.