Бог и дьявол на земле солнца
Deus e o Diabo na Terra do Sol
6.6
7.2
1964, драма, приключения, вестерн
Бразилия, 2 ч
В ролях: Херальдо Дель Рей, Йона Магальяеш, Отон Бастос, ,
и другие
Герои картины, Мануэль и Роза, крестьяне, сначала, сбегая от нищеты, примыкают к проповеднику, но, отшатнувшись, по причине его жестокости, присоединяются к отряду разбойников - кангасейру Кориско, но и здесь не находят счастья.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Бог и дьявол на земле солнца

английское название:

Deus e o Diabo na Terra do Sol

год: 1964
страна:
Бразилия
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , , ,
видеооператор: Вальдемар Лима
композитор:
художник: Паоло Джил Суарес
монтаж:
жанры: драма, приключения, вестерн, криминал
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 11 мая 1964 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч
Другие фильмы этих жанров
драма, приключения, вестерн, криминал

Видео к фильму «Бог и дьявол на земле солнца», 1964

Видео: Трейлер (Бог и дьявол на земле солнца, 1964) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Бог и дьявол на земле солнца», 1964

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Бог и дьявол на земле солнца», 1964

«Судьба больше смерти»

Когда смотришь бразильское «синема ново» конца 50-х — начала 60-х годов, поражаешься тому, насколько это кино обладает мощной энергетикой и как глубоко оно укоренено в национальной культурной традиции, прежде всего — в фольклоре. Гораздо проще выводить генеалогию бразильского кинематографа данного периода из итальянского неореализма или же из советского монтажно-поэтического кино, из французского авангарда, отмечая безусловное влияние многих режиссёров — от Эйзенштейна и Бунюэля до Росселлини.

Однако своеобразная манера такого мастера, как Глаубер Роша, явно не укладывается в привычные рамки — и даже внутри его картин, не говоря уже о разных произведениях, можно найти как бы взаимоисключающие стили, остро конфликтующие друг с другом. Хотя несомненно общее тяготение к кардинально переосмысленному жанру «киношаншад», которые из грубоватых народных комедий карнавально-площадного плана превращены, благодаря неуёмному таланту автора, в некое подобие кинематографического постмодернистского спектакля, разыгрывающегося преимущественно на натуре, где-то в сертанах — северо-восточных землях Бразилии, иссушенных солнцем.

Вторая по счёту лента Роши, которая была снята им всего лишь в 25-летнем возрасте и сразу прославила её создателя (жаль, что «Бог и Дьявол на земле солнца» вообще остался без наград на Каннском кинофестивале 1964 года — а любопытно перекликался в конкурсе, например, с «Женщиной в песках» японца Хироси Тэсигахары), начинается вполне в духе «бразильского неореализма». Но довольно скоро оказывается осовремененным парафразом библейских тем — кстати, постнеореалист Пьер Паоло Пазолини параллельно экранизировал «Евангелие от Матфея», а португалец Мануэл ди Оливейра сделал «Весеннее действо», сельский простонародный вариант Нового Завета.

Тем удивительнее, что в дальнейшем эта картина Глаубера Роши ещё не раз меняет свои обличья, примеривает различные маски. То она являет собой эпически-трагическое и одновременно иносказательно-метафорическое повествование о знаменитых кангасейру (проще говоря — бандитов, но в легендах и песнях оставшихся в качестве народных мстителей, защитников крестьян) 30-х годов — Виргулино Феррейры да Силвы по прозвищу Лампиан и Кристино Гомиса да Силвы Клету по прозвищу Куриску, а также о доблестном «истребителе отщепенцев» Антониу дас Мортисе, то есть Смертоносном Антонии, вымышленном персонаже, который стал героем двух лент Роши (впрочем, и Куриску тоже действует в фильме «Дракон Зла против Святого Воителя»). А то «Бог и Дьявол на земле солнца» рядится в одежды своеобразного аналога «хэппенинга на пленэре», экстравагантного действа, в анера «очуждения», и причудливые поиски дадаистов (кстати, у возлюбленной Куриску прозвище Дада!), сюрреалистов и абсурдистов всех мастей.

Кроме того, это сильное политическое высказывание, более опосредованное и условное, нежели последовавшая затем «Земля в трансе», где есть прямые намёки и острые выпады против складывающейся в Бразилии середины 60-х годов системы диктатуры. «Бог и Дьявол на земле солнца» вызывал множество ассоциаций в момент появления на экране — допустим, с историей кубинской революции, но и сейчас звучит не менее актуально (например, в свете того, что происходит в Венесуэле). Собственно говоря, это вневременная поэтическая притча о бесконечном поиске свободы и справедливости, об иллюзиях и заблуждениях, надеждах и разочарованиях, обретениях и утратах.

Но важнее всего, что творение молодого бразильского режиссёра чрезвычайно кинематографично и невероятно раскрепощено, обладает той завораживающей и спустя полвека силой воздействия, что воспринимается как живое, дышащее, котором сочетаются и эйзенштейновский «монтаж аттракционов», и брехтовская мволнующее, тревожащее, не отпускающее от себя настоящее кино!

14 марта 2013

Жил бедняк в Бразилии

По-маркесовски магически, по-мейерхольдовски театрально, по-эйзенштейновски революционно. Как известно, в Бразилии есть место не только диким обезьянам, но и «генералам песчаных карьеров», т. е. бомжам, нищебродам и прочим несчастливцам. Бедняков в Бразилии было всегда много, а поэтому, неважно в какую пространственно — временную эпоху помещать рассказ об очередном асоциальном элементе. Глаубер Роша, вроде бы, говорит о временах несовременных, но эстетика даёт брешь и наполняется артефактным сюром в духе Джармена или Бунюэля. Порой действие превращается в антрепризу на выезде, а персональные монологи в камеру ничем как обращением к залу не назовёшь. Мантрические песнопения передают не только соответствующее настроение, но фактологически дополняют характеристики персонажей. Декадентская красота кадра и манерность слога работает на концепцию соцреалистического профиля, что гармонии формы и содержания не мешает.

Нищий гаучо с женой и ребёнком вынужден пуститься в бега из-за убийства корыстного скотопромышленника. А так как он человек тёмный, безграмотный и, вообще, дурень дурнем, то швыряет его из одних жерновов в другие. Веруя в утопическое явление райского острова на стыке единения неба и земли, бедняк попадает в число фанатичной паствы пророка Себастьяна. Засуха и нищета возводит шарлатана с посохом на пьедестал народного уважения. С любительским язычеством борется официальное духовенство. А по просторам вдобавок скачут робингудствующие разбойники, сеющие повсюду смерть, у которых также немало сторонников.

Роша и морализирует, и смеётся. Но чаще изображает шамана освоившего язык балладной песни. Бедняку в Бразилии не уйти от тирании, мракобесия и бандитизма. Либо одно из зол, либо все сразу. Пабло Неруда подглядывает в щелку и пишет наблюдения в блокнотик. Будто бы. А в наблюдениях экзальтация, детоубийство, оскопление, призыв к оружию, немедленный отказ от оружия. Даже, если нищий получает грозное имя Сатана, мошенник берёт на себя функции Бога, а наёмник играет роль вездесущей смерти — ничего не меняется. Бог и Дьявол оставили Землю Солнца на произвол насилию и смуте, которая только в фильме имеет ярко выраженные черты высокой поэтики.

Зверства на экране происходят бескровно, но обладают достаточно убедительной силой. Символика обширна. Библейские игры с авраамовским сынозакланием, параллели с анархической дуэлью Христа/Иуды, концепт происхождения экстремизма — малая доля ассоциативных метафор создателей. Но Роша не анархист. Он как раз таки тоскует по идее, с которой не нужно будет бежать сломя голову к воображаемым островкам надежды, кои сулят лживые языки. Пусть если не Бог, то хотя бы Дьявол спуститься на Землю и наведёт порядок. Тоска тоской, но два часа перформанса не оставляют сомнений в том, что надеяться не на что. Чёрно-белая плёнка и подмена натурализма фарфоровой шелухой также отрезвляют, как методы клерикалов и разбойников. Но зато искусство. Пафосное и замечательное.

9 из 10

25 июня 2011

Поэзия насилия

«Синема ново» или «Новое кино Бразилии» зародилось в середине 50-х годов, на волне либерализации страны после продолжительного военного режима Жетулио Варгаса. Оно явилось отражением чаяний простого народа, подавленного экономическими кризисами и политическими переворотами. На смену карнавальной стилистике комедийных и музыкальных мелодрам, пришло революционное кино «эстетики голода».

Один из лидеров этого течения Глаубер Роша, был человеком разносторонних талантов- поэт, писатель, журналист-кинокритик, а главное… кинорежиссёр. Художник-бунтарь и реформатор национального киноязыка, он сосредоточился на социологической оценке существования своей нации, замешивая в своих работах местный фольклор с мятежным преобразованием духа человека 60-х годов.

Этот фильм явился не только отправной точкой его славы за рубежом(картину, которая была представлена в конкурсе Каннского фестиваля высоко оценили такие мэтры кино, как Бунюэль и Годар), но и возможно вообще «открытием дороги» к европейским экранам, кинематографу стран «третьего мира».

В центре повествования простой крестьянин Мануэль, подрабатывая гаучо, он теряет при перегоне скота четырёх коров своего хозяина, умерших от укусов аспида. В попытке оправдаться, он будет поколочен стадовладельцем, и не выдержав измывательств- зарубит его мачете. Убегающие от правосудия Мануэль и его жена, вступят в секту проповедующего в степях «слово Божье» чернокожего старика, самопровозгласившего себя Святым Себастьяном. Собравший вокруг себя большую толпу последователей, новый «мессия» обещает превратить землю в воду, тем самым избавив крестьян от вечной засухи. Действие фильма разворачивается на фоне сертан- засушливых степей Северо-Востока Бразилии(отсюда в названии ленты-«земля солнца»). Заставив принести в жертву новорождённого сына Мануэля, священник будет жестоко убит обезумевшей от горя матерью мальчика, женой героя- Розой. После этого разочаровавшись в «милости Господа», супруги вступят в отряд вольного разбойника-кангасейро(так в Бразилии называют, этаких «Робин Гудов», защитников крестьян) Кориско. Получив в отряде новое имя- Сатана, Мануэль встанет на путь преступлений, нападая и убивая зажиточных помещиков. А тем временем, параллельным курсом, «по следу» героев- идёт наёмный стрелок Антонио Дас Мортес(говорящее имя не правда ли?), нанятый властями для убийства Кориско.

Некоторые картины являются по стилю построения- литературой, другие живописью, этот фильм словно музыка, он чётко укладывается в строфы песенного романса, звучащей за кадром баллады Серджио Рикардо, каждый новый куплет которой словно комментирует последующую сцену. Кинопритча пышет борьбой, здесь жажда справедливости революционера соседствует с традиционным бытом предков, и всё это обрамляется чувственностью насилия. Глаубер Роша этим своим фильмом вышел «в запределье», сумев соединить мифическую поэзию в стилистике Габриэля Гарсия Маркеса с диалектическим монтажом Сергея Михайловича Эйзенштейна.

Режиссёр словно говорит о невозможности бразильского народа существовать в современном мире, в выборе между отсталостью «религиозной слепоты» и мстительностью «скудости чрева». Последней сценой- в которой герои Мануэля и Розы бросятся к виднеющему в дали морю, Роша даст своим современникам надежду, что жажда изменить свою судьбу будет уталена.

P.S. Но в том же 1964 году(когда выйдет фильм) в Бразилии произойдёт военный переворот, к власти придёт маршал Умберто Кастелло Бранко. На двадцать лет в стране восстановится тоталитарный «режим генералов», а Глаубер Роша будет вынужден иммигрировать из страны.

10 из 10

8 декабря 2010

Драма Бог и дьявол на земле солнца появился на свет в далеком 1964 году, более полувека тому назад, его режиссером является Глаубер Роша. Кто играл в фильме: Херальдо Дель Рей, Йона Магальяеш, Отон Бастос, Lidio Silva, Sonia Dos Humildes, Джоао Гама, Антонио Пинто, Милтон Роза, Рок Сантос, Билли Дэвис, Мариу Гусман, Marrom, Maria Olívia Rebouças, Regina Rosenburgo, Маурисио ду Валле.

Страна производства - Бразилия. Бог и дьявол на земле солнца — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.