Банда аутсайдеров
Bande à part
7.7
7.6
1964, комедия, драма, криминал
Франция, 1 ч 35 мин
В ролях: Сами Фре, Даниэль Жирар, Луиса Кольпейн, Чантал Дарже, Эрнест Мензе
и другие
Одиль знакомится с двумя молодыми людьми, Артюром и Францом, на курсах английского языка. Они убеждают её принять участие в ограблении.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Банда аутсайдеров

английское название:

Bande à part

год: 1964
страна:
Франция
слоган: «A Who-Dunit, Who's Got-It, Where-Is-It-Now Wild One From That "Breathless" director Jean-Luc Godard!»
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Рауль Кутар
композитор:
монтаж: , ,
жанры: комедия, драма, криминал
Поделиться
Финансы
Бюджет: 120000
Сборы в США: $28 656
Мировые сборы: $28 656
Дата выхода
Мировая премьера: 29 июля 1964 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 35 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма, криминал

Видео к фильму «Банда аутсайдеров», 1964

Видео: Трейлер (Банда аутсайдеров, 1964) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Банда аутсайдеров», 1964

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Банда аутсайдеров», 1964

Это криминальная драма. По сюжету группа молодых людей, девушка и два парня, знакомятся на уроках английского языка. Девушка рассказывает, что на вилле, где она живет со своей тетей, есть тайник с крупной суммой денег. Вместе они планируют его похитить.

Сюжет фильма прост и представляет собой урезанную адаптацию американского криминального триллера. Но это обманчиво простой фильм: вокруг этого запасного контура происходит лирическое и острое исследование реальности, воображения и желания.

Их история отражает возвышенные образы о возможностях молодости перед любыми целями, но также отражает безнадежность и одиночество молодежи, которым нечего делать. Главные герои мечтают жить как в гангстерских фильмах, в ритме быстрой жизни и быстрой смерти, видеть ее с точки зрения полицейских и грабителей. Но между их мечтами о гангстерской славе и потрепанной реальностью их жизни царит пропасть. Реальность представляет собой чувство пригородной скуки, безработицы и разочарования.

Это настроение усиливает мрачный зимний свет, холодного серого Парижа с вечно пасмурным небом и обнаженными деревьями без листьев.

Отличительная черта фильма - игривое повествование. Яркое и оригинальное действие проникает во все, начиная с титров, но это не всегда выглядит уместным и вредит фильму.

Рекомендую лирическим душам.

6.5 из 10

20 июля 2023

Вальсирующие Мечтатели

Едва ли не каждый фильм Жана-Люка Годара, вышедший в 1960-х годах прошлого столетия, причислен к званию 'классического представителя французской новой волны'. Вот и данная киноработа имеет действительно весомый культовый статус для всего мирового кинематографа.

Герои-аутсайдеры похоже живут в совершенно иной вселенной. Их диалоги просты и бессмысленны и в то же время глубоки и пространны. Их действия не поддаются логике, но невероятно притягивают к себе внимание, заставляя неустанно следить за неуловимыми приключениями необыкновенных чудаков. Их мотивы, принципы и идеи бестолковы, наивны и даже смешны, но выступают ярким отображением искренности и естественности характеров бесшабашных бедняг. К чему приведёт удивительная авантюра молодых людей? Смогут ли они выйти 'сухими из воды'? Или потерь не избежать? Лента даёт увлекательные ответы на эти вопросы.

Жан-Люк Годар - уникальный киномастер. Его произведения играют по своим правилам, которые разительно отличаются от прочих. Диалоги, постановка, телодвижения, камера - всё это находится на совершенно другом, индивидуальном кинематографическом уровне, оттого-то и не каждый киноман готов преспокойно принимать особый творческий стиль Годара. Но не признавать тот факт, что этот французский постановщик и непосредственно данная его работа чрезвычайно сильно повлияли на становление многих активных кинодеятелей, может только лишь далекий от киноискусства человек. Ведь не зря Тарантино часто упоминает Годара в качестве одного из своих идейных вдохновителей, особенно возвышая именно 'Банду Аутсайдеров'. А такие кинокартины, как 'Вальсирующие' Бертрана Блие и 'Мечтатели' Бернардо Бертолуччи, так и вовсе напрямую вышли из рассматриваемой ленты, унаследовав её безбашенную атмосферу, свободомыслящую структуру и безудержную раскрепощённость главных героев.

Таким образом, 'Банда Аутсайдеров' - это феноменальное произведение восхитительного французского киномастера, эффектно и исключительно талантливо рассказывающее поразительно энергичную и в высшей степени интенсивную историю одного из фрагментов жизни молодых бездельников, стремящихся получить всё и сразу с помощью одного единственного ограбления, которое, как это обычно бывает, может пойти не по изначально продуманному до мелочей плану.

5 июня 2022

Лувр за 583 секунды

Неопытная, наивная девушка знакомится с парнями не самых высоких моральных принципов. Что может из этого выйти? Явно ничего хорошего.

Сюжеты в фильмах Годара до банальности просты, они играют второстепенную роль. На первом плане в его фильмах, как правило, подтекст и цитаты, весьма серьёзно озадачивающие зрителя. Цитированием кишат фразы в диалогах и действия в сценах, часто они не несут в себе никакого содержания и присутствуют лишь для демонстрации эрудиции режиссёра и самоудовлетворения 'интеллектуальных зрителей', сумевших дешифровать замысловатые ребусы художника. Подтексты не имеют определённых форм, внятных очертаний, довольно размыты, могут трактоваться противоречиво и разносторонне, а то и вовсе додумываться поверх изначального замысла (если такой вообще есть), впрочем, как и свойственно авторскому кинематографу.

Лейтмотив картины - это обман и предательство. Искушение с легкомыслием приводят героиню к ужасным последствиям, что вполне заслуженно. Лицемерием сквозят роли главных героев. Симпатия между Одиль и Артуром притворна. Артур делает вид что любит девушку, тогда как в действительности следует сексуальному побуждению. Одиль, в свою очередь, кокетничает с Францом при любом подходящем случае, давая ему недвусмысленные, прозрачные намёки. Дружеские отношения среди молодых людей трудно назвать настоящими, они скорее подельники, чем приятели. Всем управляет расчёт, возможность ухватиться за выгоду, жестокость и безнравственность.

Финал, как и завязка, обязан 'длинному языку'. Благодаря этому пороку героев, в большей или меньшей степени, настигнет расплата. Кто-то лишится жизни, кто-то родного человека, дома, доверия и в конце концов человеческих качеств. Картина в полной мере отображает ужас, в который способна превратиться жизнь, и личностное разложение под влиянием денег, лжи и притворства.

Говоря об эмоциональном восприятии картины, в глаза бросается слияние словесного и визуального. Эпизодические комментарии Годара освещают образы персонажей, обнажая их мысли, передают глубину происходящего поэтическими описаниями пейзажа, сближают зрительское восприятие с точкой зрения автора. Кроме того, хочется сказать о беспорядочности и абсурдности, которыми проникнут фильм, от странных газетных статей до резкой смены состояний главных героев. То они внезапно танцуют, то резко замолкают, а после дерутся, кричат и смеются. Предметы обсуждения в диалогах и сами реплики в них также не менее странные, они отрывистые, бессистемные, как-будто неживые, нарочито отвлеченные. Всё это создаёт впечатление вымышленной реальности, пародию на действительность.

Бунтарский дух, молодость и беспечность сплетаются с атмосферой Франции под руководством смелого творца, патриарха мирового кинематографа и превращаются в фантасмагорический ряд, являющий собой протест анархистов против обыденности и общественных установок. Спустя более пятидесяти лет все также ощущается свежесть взгляда, яркость, оригинальность, свобода мысли и независимость. В этом весь Годар.

23 ноября 2021

Кафка в Зазеркалье

Я заметил, что названия культовый фильмов не нуждаются в переводах. «Bande a part» — тому яркий пример.

Квентин Тарантино много позже подхватит это годаровское умение маскировать зарисовку из обычной жизни под криминальную историю. Ну, а пока — скромная служанка из богатого дома Одиль на курсах английского языка знакомится с двумя бездельниками. Молодые люди изображают из себя персонажей из гангстерских фильмов: резкий и самоуверенный Артюр, по-кафкиански отстраненный Франц. Подобно детям, вся троица еще не умеет отличать фантазии от реальности и заканчивать игру до того, как начнется драка.

К фильму, подобно некоторым книгам, пригодились бы комментарии. Герои произносят ключевую фразу, и тут же появляется сноска внизу экрана с объяснением — из кого цитата, на что намек, каков смысл эпизода. Шучу.

Не могу сказать, что отмерял по секундомеру длительность молчаливой паузы или скорость пробежки по Лувру. Для меня все это лишь элементы созданной Годаром полусказочной атмосферы, которая до сих пор ассоциируется с Парижем 1960-х. Так искусство подменило историю, во всех смыслах.

8 из 10

30 июля 2017

Годар

Ты уже сидишь на заднем сидении ретромобиля, классически «утоптанного в землю, на полусдувшихся колесах»

Вступлений не будет. Они и не к чему. Ты просто прохожий, невидимый сосед. Посторонний?

Это все мой дорогой мой любимый Жан Люк Годар. Я и представить не могла, что существуют такое попадание. Со мной, после Мамонова, это второй раз.

Когда смотришь четыре фильма режиссера, а все как будто одну книжку читаешь с разными главами. Вот только название книги не будем защемлять в рамки жанра, темы, проблематики. Это просто жизнь. Это просто Ваши несколько дней жизни.

Вы же знаете про первое впечатление, и про первые 10 минут общения, в целом, люди говорят, что этого достаточно для общего представления о случившемся перед вами. Потом непременно добавляют «оно обманчиво».

Ну это как убираться дома перед приходом гостей

Вам тоже нравятся внезапные фотографии? Что? Там больше жизни? А Мухтар Гусенгаджиев афоризмирует: покажи мне свои сутки, и я скажу кто ты.

Все мы можем выглядеть лучше, чем сегодня: и выспаться по-настоящему, и накраситься наконец, да и рубашку бы сменили, может успеется похудеть чуток, да и солнце завтра обещали, а значит настроение будет точно лучше. Всё это чтобы

По-уверенней «здравствуйте» сказать.

В фильмах Жан-Люка Годара этого нет. Зато есть Париж с деревянными стульями, лодки, реки и пальто, молчание в полминуту, стихи на необитаемом острове, красное и голубое, нестеснительные разговоры.

Мне нравится что его люди говорят друг другу «не знаю», я так скучала по этой натуральности.

А иногда когда и в правду нечего сказать, лучше станцевать. Или обязательно сыграть в а в тот автомат, что у входа, до и после кофе между прочем, отупляюще сосредоточенная несигаретная пауза перед потом. Потом будет стрельба, кровь. Но это не криминал

Только давайте не про сюжет. Он есть для пытливых умов. Всегда можно найти, когда ищешь. Только не все платья созданы ДЛЯ свиданий, солидности, блестящего выступления, уверенного руководства, удобного ползания с детьми, теплой грибной прогулки,.. Есть такие наряды, что соприкасаются с вашей кожей, а волны юбки дышат сбивчиво в такт

Глаза слезятся душой

Она напевает

«Я слышу, слышу»

Текст: Луи Арагон, Музыка: Жан Ферра. Перевод Г. Плисецкого

О сколько их перед моим

Мелькнуло взором на веку

Они просили огоньку

Так мало надо было им

Шаги их слышу голоса

На все штампованный ответ

Заимствованный из газет

Души банальность и лица

Мужчины женщины увы

Кто вас обезобразил так

Зачем на стертый известняк

Лицом похожи стали вы..

*4 фильма: «Жить своей жизнью», «Мужское-женское», «Безумный Пьеро», «Банда аутсайдеров»

+ «На последнем дыхании» естессно

6 февраля 2017

Жан-Люк Годар, один из выдающихся режиссеров так называемой «Новой французской волны» в кино, идейный вдохновитель представителей «Нового Голливуда», таких как Мартин Скорсезе, Френсис Форд Коппола, Брайан Де Пальма и многих других, также огромное влияние оказал в частности на современного режиссера-постмодерниста Квентина Тарантино, который в честь его фильма «Bande a part» назвал свою киностудию «A Band Apart». У Тарантино, конечно же, было не мало идейных вдохновителей, вспомнить только его знаменитую фразу: «В моей первой тысяче любимых фильмов…», но студию, знаете ли, в честь абы-кого не называют. У Тарантино и Годара есть одна общая черта, не смотря на довольно разношерстное содержание их фильмов, благодаря которой Квентин и полюбил Жана-Люка пуще многих других. Эта черта — искренняя любовь к кинематографу. Видение искусства не как способ заполучить награды, деньги, славу или что бы то ни было, а как способ отдать дать уважение «старичкам», получить максимальное удовольствие от самого процесса съемки, монтажа, намного большее наслаждение, чем непосредственно от самого результата. Черт, да даже внешний облик Мии Уоллес, главной женской героини «Криминального чтива», сыгранной Умой Турман, Тарантино позаимствовал с внешности Одель, главной героини «Bande a part», сыгранной Анной Кариной!

Французское «Bande a part» переводится на русский язык как «Банда аутсайдеров», т. е. — группа людей, «отшельников общества», не имеющих возможности найти себя в мире, которые объединяются в некую банду, в данном случае — с криминальным сговором. Молодые люди, Артюр и Франц, встречают на курсах английского языка (фильм, напомню, французский; снятый на родном языке) некую Одиль и уговаривают ее принять участие в ограблении, на что она, не сразу, конечно, но в конечном счете соглашается. Структурно и атмосферно, выдержанностью кадров и сцен, темпом повествования «Банда аутсайдеров» напоминает «Убийство» Стэнли Кубрика, фильм 1956-го года («Банда аутсайдеров», напомню, фильм 1964-го года). Но дело тут даже не в дерзком ограблении, как в американском нуаре Кубрика, а во взаимоотношении людей, оказавшихся немного «не такими как все». Оказавшись на задворках мира, они, эти люди, объединяются и бросают обществу вызов, желая напомнить, что они никуда не пропали, что они еще тут, а также в состоянии что-то предпринять, не собираясь сидеть на месте. Подобный лейтмотив, если проводить параллели между «Новым французским кино» и «Новым Голливудским», можно увидеть в фильмах Мартина Скорсезе «Таксист» и «Король комедии», да и во многих других лентах эпохи «героической саги без героя». В «Бандах аутсайдеров» все это, конечно, несколько тривиальнее, да и мысли Годар доносит другие, никакого благородства в героях, к примеру, нет, но этот фильм ценен скорее, как исторический пример вдохновения, чем самостоятельное кинопроизведение, чего нельзя сказать про другие работы Жака-Люка Годара.

Еще один момент касательно этого фильма — он снят всего за 120 000 тысяч долларов, являет собой замечательный пример финансово независимого авторского фильма. У этого фильма, заметьте, нет продюсера! Ни одного. Разве это не прекрасно? Режиссер мог делать все, что хотел, не имел ограничений по части творческого процесса, только в плане финансов, но сценарий изначально был написан самим Годаром в содружестве с безликим Долоресом Хитченсом специально под небольшой производственный бюджет. А кассовые сборы фильма, как ни странно, оказались довольно хорошими, только в американском прокате фильм окупил производственный бюджет, пусть и не принес никакой прибыли. Но как я уже говорил выше, главное правило Годара, за что его и полюбил Квентин Тарантино: «Снимать кино не ради денег, а ради высокого искусства!»

29 сентября 2016

Субъективное мнение обычного зрителя об авторском кино прошлого!

Прочитав множество статей о кино, мнений кинокритиков и зрителей о шедеврах кинематографического искусства, начинаешь думать, что великое кино строилось в 40—60-е годы 20 века. Особенно хвалили работы режиссеров французской новой волны, которые изменили лицо мирового кино. Читая мнения зрителей об этом фильме, мне казалось, что это реально то кино, которое обязано понравиться почти всем, особенно мне. Но на деле все обстояло иначе.

Предварительно просмотрев работы Франсуа Трюффо (400 ударов), Ингмара Бергмана (Стыд, Земляничная поляна и т. д.), Федерико Феллини и т. д. я начал понимать, что мне лично очень тяжело увидеть значимость той или иной работы для кинематографа, ибо все приемы этих режиссеров уже давно используется в современном кино. Да и в целом авторское кино великих мэтров очень двойственно смотрелось. С одной стороны я находил по-настоящему интересные фильмы, видел идеи, а иногда казалось, что режиссер просто «умничает», а его просто хвалят, потому что он не такой как все, он бунтарь, революционер в мире кино. Тарковский мне НЕ ПОНРАВИЛСЯ, все очень медленно, скучно и пусто (подчеркну, что это личное мнение). Не спорю, может я просто не достаточно умен для такого кино, может просто «не мое кино», которое я никогда не пойму, а может просто хвалят все, а остальные «за компанию».

К чему это я?! Да дело в том, что работы этих режиссеров, в том числе работы Годара воспринимались мною по различным статьям, как что-то необыкновенное, великое, настоящее и т. д. Но на деле я не увидел и половины, того что говорят вокруг них. И вот я приступаю к Годару, в Википедии в статье про Мартина Скорсезе указано «что жители США считают Скорсезе лучшим ныне живущим режиссёром, оставив позади Жана-Люка Годара и Стивена Спилберга». Мне казалось, что именно его работы поставят точку в споре о моем мнении к работам режиссеров того времени. «На последнем дыхании» был встречен в штыки мною. Ну реально, я не понимаю, что увидели критики в этом фильме. Трясущаяся камера, рваный монтаж, третьесортный сюжет?! Не особо радует. Но я решил дать второй шанс Годару.

И вот фильм «Банда аутсайдеров/ Посторонние», который цитировали в «Мечтателях», фильм, который Тарантино обожает, все вокруг называют его шедевром… И снова крах. Я не буду говорить, что люди вокруг не правы, но у меня реально сложилось впечатление, что зрители вокруг хотят казаться умнее и начинают хвалить «умное кино». Есть зрители, которым этот фильм понравился, но мне и всем моим друзьям, кто смотрел эту картину, показалось, что это обычное третьесортное кино даже по меркам 60-х!!! Реально сюжет простой! Операторская работа — непонятно какая! Идея не видна, либо отсутствует!!! Читая комментарии о том, что эта картина о той эпохе, о людях того времени, какая там атмосфера, сколько эмоций и т. д. А СКОЛЬКО ЖЕ ТАМ СМЫСЛОВ!!! Серьезно, неужели столько положительных рецензий и нет ни одного зрителя, которому просто кино не понравилось??? Сомневаюсь!

Еще раз повторюсь, может я что-то не вижу в данной картине и картинах других мэтров того времени, может я глупый или же все-таки данные картины и вправду совсем на любителя, которые каким-то образом стали культовыми. Но скажу следующее работы Бергмана мне ПОНРАВИЛИСЬ, не все, но все же понравились, там я увидел идеи, чувства и мысли. Мне понравился 400 ударов Трюффо, который реально было интересно смотреть. Я молчу про Хичкока, который шикарен в своих работах. Но 2 фильма Годара разочаровали меня на 100%.

P.S. Хочу обратиться к зрителям, которые читают комментарий обычного человека, я вас не прошу любить или ненавидеть этот фильм, я прошу вас быть честными с самими собой, если вам фильм не понравился, то не надо делать вид будто картина вас задела, скажите честно — это было мне не интересно смотреть. Хватит хвалить, то что вам не понравилось, ведь кино и зрители должны быть честными друг к другу.

3 из 10

11 мая 2016

Отрывки из жизни бездельников

Жан-Люк Годар всегда отличался способностью к талантливейшему изображению, казалось бы, простых вещей. Все фильмы, которые разделены на циклы временными границами и темой повествования, многогранны и содержательны.

Фильм «Банда неудачников» принадлежит к первому циклу под названием «новая волна». Он стал одним из первых доработок мастера киноленты. Главный герой этого цикла — это бунтарь, который теряет все жизненные установки, но не находит новых; желает идти против системы, но система всё равно внедряется во всю суть его существования; не желает мириться с суровой действительностью, но конформная сущность общества засасывает его; противостоит существующим нравственным и моральным правилам, но становится жертвой социальных механизмов; изнывает от скуки, живя надеждой всё изменить весьма странными способами.

Кино, прежде всего, лёгкое, парящее и немного инфантильное, что можно сказать только услышав начальную задорную мелодию, которая и задаёт тон всему повествованию, но меняется в соответствии с ходом событий.

Прежде всего хочется отметить некую двойственность персонажей по Достоевскому:

Одиль — на первый взгляд наивная девушка, которая руководствуется моралью и дрожит от малейшего волнения, мечется между двумя парнями, ненавидит кино, театр, прогулки по бульварам, но в то же время изнемогающая от уныния, предлагает совершить небольшую афёру.

Франц и Артюр — два таких же оболтуса и прожигателя жизни, как и Одиль,, гонимые жаждой наживы, острых ощущений, находят наконец-то способ всколыхнуть привычную рутину и соглашаются провернуть это дело. Возможно режиссёр сам же делает сравнение Артюра с персонажем Достоевского — Раскольниковым, который так же совершает крайне негуманный поступок и убивает бабушку.

Фильм — выдающийся пример позднего американского нуара, снятого на французский манер, включая стильную французскую классическую элегантность образов главных действующих персонажей, некий цинизм и разочарование бытием.

Фильм подчас кажется незаконченным и стихийным, как бы танцуя под задорные звуки джаза просачивается на экран — череда меняющихся кадров, некоторая бессмысленность действий персонажей, долгие, порой бессвязные разговоры сменяются минутой молчания («настоящая минута тишины длится вечность») и зажигательным твистом, во время которого рассказчик тонко подмечает все мысли, которые беспокоят персонажей, так же внезапный побег через Лувр, который так удачно использует Бертолуччи в своих «Мечтателях».

«Бездельники» отличаются сбалансированностью и атмосферностью, великолепием диалогов, параллелизмом, наполненностью цитатами из художественных произведений, стихотворений Шекспира, Эллиота и Верлена, отсылками к кинофильмам другого замечательного режиссёра — Трюффо. Всё это в то же время предполагает лёгкую ироничную подачу. И свободу безмерную свободу отщепенцев общества. Всё вплоть до того момента, пока не раздастся последний роковой выстрел.

14 декабря 2015

Игра в импровизацию

Знатный синефил и увлеченный любитель киноцитат Квентин Тарантино, безусловно, знает толк в кино, и с легкостью отличает своих от чужих. Жан-Люк Годар безоговорочно попадает в свой круг, ибо, несмотря на все социокультурные, временные и географические различия, у него с Квентином есть общая основная черта, определяющая весь подход к творчеству. Бывают режиссеры, стремящиеся оставить свое послание миру, философы, посредством пленки оставляющие след в вечности. Бывают ремесленники, нанимаемые для получения прибылей. Бывают ремесленники, нанимаемые для выполнения соцзаказа. А бывают люди, до одури влюбленные в кино, поклоняющиеся Богу, воплощенному в 24 кадрах в секунду, засыпающие с мыслями о раскадровках и просыпающиеся с оформившимися мизансценами в голове. То есть такие, как Жан-Люк Годар или тот же Тарантино, названием фильма знаменитого француза — «A Band Apart» — озаглавивший собственную киностудию.

Итак, трое молодых людей — два парня, Артюр и Франс, и пигалица Одиль, — задумывают преступление века. Ну как, преступление века: просто надо взять кучу денег из незапертого шкафа в незапертой комнате на незапертой вилле, в которой живет Одиль. Плевое дельце, с которым справились бы и легкомысленные детишки, ибо зачастую стащить конфеты из-под бдительного ока матери бывает сложнее. Другое дело, что в реальности никогда не бывает так просто, и одна микроскопическая помарка, одно пальто, которое забыли положить на место, ставит под удар весь коварный план инфантильных аферистов. Впрочем, это не мешает героям до поры до времени наслаждаться каждым моментом жизни. Годар удивительно тонко ловит легкость сиюминутности, беззаботную атмосферу дуракаваляния троих взрослых оболтусов, переросших подростков, изнывающих со скуки, желающих легкой наживы да красивой жизни. И те киноухищрения, которые являются обязательной программой для любого уважающего себя творца новой волны, здесь смотрятся не целью сломать традиционный киноязык, а художественным элементом, усиливающим ту самую легкость бытия.

В одном из фрагментов фильма персонажи, решив, словно герои фильмов категории B, идти на дело в сумерках, дабы убить время, устраивают забег по Лувру, с целью осмотреть его менее, чем за 10 минут. Знаменитая сцена, которую чуть позже скопирует Бертолуччи в своих «Мечтателях», получилась легкой, летящей, вдохновенной. Так и Годар, вынеся в кульминацию преступление, превратил все, что ему предшествует в эдакую пробежку по Лувру, своего рода убивание времени, которое удивительным образом подчиняет себе кино, ибо снято воздушно и талантливо, на настроении, на артистизме, на одном дыхании. Режиссеру удалось создать удивительное ощущение импровизационности, когда кажется, что удачные находки рождались прямо на съемочной площадке, а не были запланированы загодя. И это ощущение сиюминутности позволило создать атмосферу сумасбродной молодости, невесомости и радости от жизни здесь и сейчас.

Герои «Банды неудачников» объединены лишь ограблением, без него они, что пушинки: подуй посильнее — разлетятся по сторонам. Да и живут они так же — ветрено и бездумно, увлекаемые желаниями и страстями. У каждого из них свои интересы и свои желания, что очень точно улавливает Годар в сцене танца (подобный прием синхронного танца как зеркала персонажей чуть позже использует Франсуа Озон» «Каплях дождя на раскаленных скалах»). Артюр, Франс и Одиль двигаются синхронно, но закадровый голос, озвучивающий их мысли, замечает, что каждый из них на своей волне. Да и уходят с танцпола они по отдельности. Но пока эта троица вместе, она ловит кайф, донося до зрителя очаровательную беззаботность молодости и свободы. Годар играючи создает сцены, которые потом будут с удовольствием тащить в свои фильмы многочисленные кинематографические сороки. Впрочем, достичь того уровня непринужденности удастся немногим. Тем временем на экране кража перерастает в грабеж, грабеж — в убийство, ибо закон чеховских ружей непреложен и, раз появившееся в кадре оружие осечки не дает. Но жизнь продолжается, и финал подчеркнуто оптимистичен, и теплое море смоет темное прошлое словно следы на песке. Жизнь прекрасна — пусть хотя бы и в кино. Пусть и понарошку.

17 апреля 2015

«Никаких иллюзий, малышка…»

Огромное влияние на поведение, образ жизни, умонастроения людей в современным мире оказывает кино. Франция — родина кино, и кинематограф здесь имеет давние традиции и добрую славу. Франция диктовала кинематографические вкусы в середине 30-х годов. Она принесла в традиционное кино в начале 60-х годов новую волну, давшую миру отличных режиссеров и актеров.

Яркий тому пример — Жан Люк Godard. Один из ведущих представителей «новой волны». По образованию этнограф. Работал монтажером, выступал как кинокритик в журнале «Cahiers du cinema».

Истоки. предпосылки к этому фильму наверняка тянутся к его полнометражному фильму с Жаном -Полем Бельмондо «На последнем дыхании». Развитая им тема преступления в рамках уголовного сюжета показывает историю анархиствующего парня Мишеля, восставшего против моральных и правовых норм буржуазии.

Должно быть молодежь любила Годара. Ведь он много уделял им внимания. Вот и здесь его герои — молодые отщепенцы живущие вне общества и не признающие его законом.

Одиль, Артюр и Франц. Между собой они вступают в отношения сообщничества «конспирации`во имя нарушения и разрушения существующего порядка.

«Никаких иллюзий, малышка…» На практике это заканчивается банальной уголовщиной.

Мне было интересно за ними наблюдать. Как за детьми… Возятся они в песочнике, возятся, потом им в конце концов это надоедает. Они отряхиваются и уходят…

Я не буду перечислять все достоинства фильма, их слишком много и это уже сделали до меня. Остановлюсь на парнях. Хотя с ними все понятно. Достойный уважения кодекс мужской дружбы между молчаливым Францом и импульсивным Артюром достоин уважения и моего уважения.

Образ девушки. Одиль. Он прекрасен! Олицетворение женской хрупкости пополам с почти детской невинностью. Хочется заглянуть в ее глаза и спросить: «Что вы будете делать завтра?» Существуют варианты для устройства на «легкую» и «чистую работу»: воспитательницы яслей, секретаря, медицинской сестры, продавщицы, швеи и, как панацея всего, — счастливый брак. А может быть, в других сферах трудовой деятельности французских девушек дело обстоит лучше? Сомневаюсь.

В то время даже работа в парижских магазинах — это многочасовой изнурительный труд, суровый надзор администрации, жестокая система штрафов, произвол дирекции и в довершении всего низкая зарплата.

Так, что таким юным созданиям ничего не остается, как ни обременять себя заботами, перебиваться любовными интрижками и поисками приключений.

Люблю Жана Люка Годара. За его своеобразный и острый стиль киноповествования. Начальные кадры. Франц, Одиль, Артюр. Ритмически-импульсивный монтаж, лексика диалогов. И обязательно цитаты из литературных источников. Почерк мэтра…

Сами Фрей. Твердый орешек. Я его так и не раскусила…

19 апреля 2014

A Band Apart

Настолько ли хорош Годар? Эта мысль не покидает меня с самого первого момента ознакомления с его творчеством. Не перехвалили ли его? Дитя эпохи. Апологет зарождающегося постмодернизма. Он позволял своим героям кривляться на экране. Разрешал камере дрожать. Допускал существенные отклонения от сценарного плана. И мог снять фильм, по сути совсем «ни о чем». Просто так.

А что поделаешь, если «просто так» и жило целое поколение. Во Франции это были ребята рожденные в конце 40-х — начале 50-х годов. Дети стабильности. Печаль войны их не особо коснулась. Зато на фоне крепких и прошедших не одно горнило естественного отбора «жанов габенов» и «марлен дитрих» они смотрелись веселыми и легковесными. Фактически, жили беззаботно дурачась, а Годар разрешил им делать все это на экране.

Ну вот хочет один из главных героев добиться Анны Карины. Он не станет сочинять для нее стихов или строить дом. Не станет ради нее чемпионом по боксу. Не совершит самоубийства. Просто скажет, что хочет. Да и сама Анна, по сути, спокойно отдастся. Годар, правда, не стал заострять внимания на этом вопросе. А зря. Сцена флирта в метро очевидно предполагала не менее интересное и эмоциональное продолжение.

Эти беззаботные «мечтатели» могут весело пробежать по Лувру, и ради чего? Просто стремясь побить чей-то рекорд быстрой посещаемости этого музея. Паркетные полы которого заставляли меня очень беспокоиться за ребят — подскользнуться было очень реально.

Да и сами-то они лишены брутальности недавних героев нуара. Вот какая героичность есть в Сами Фре? Обычный парень, каких много. Яркие черты лица здорово контрастируют с его заурядностью, которая так и рвется из фактических поступков. То же самое можно сказать и об Анне. Обычная девчонка. Отнюдь не сексуальная, лишенная кокетства. Просто женщина — лицо, ноги, грудь.

Да и задуманное ими преступление оказывается таким же глупым и бездарным по исполнению, как и пробежка по Лувру. Финальная десятиминутка проходит в нервном размышлении — спасет ли Годар их жизни. Но если и позволит этот швейцарский Демиург хэппи-энд, то окажется ли он просветляющим для героев. Ведь куда они не уедут — едва ли смогут сбежать от собственной пустоты и бесцельности. Играли в преступления, теперь играют в любовь, а завтра поиграют в путешествия. Отпуск без конца, и только.

На послевкусие остается лишь стильный в своей нелепости и жеманстве танец троих — возможно представляющий оду снятым позже «Котам-аристократам» или вдохновивший Квентина на знаменитый танец Умы и Траволты. Так и запомню Фре-Карина-Брассёр, танцуют и кривляются…

7 из 10

3 апреля 2014

Не дикая банда

Аутсайдерам сложно поодиночке — они сбиваются в банды. В банде Годара таких было трое, и каждый делал вид, что думает о чем-то своем, хотя как минимум двое думали об одном и том же. Франц — интеллигент, Артюр — в каком-то смысле тоже, она же просто Одиль — легкомысленная девчушка из семьи бюрократов, киснущая со скуки в огромном и полупустом особняке. История одного преступления по Годару — череда нелепых случайностей. Вместо постылого любовного треугольника тут самый настоящий любовный квадрат, где на одной из вершин покоятся аккуратно сложенные стопки купюр. Которые, кстати сказать, лежат совершенно без присмотра — заходи, бери, грабь награбленное! Да только вот куда там, пока годаровские неудачники решат, что же важнее, девушка или деньги, последние станут чуть менее доступными. Со всех сторон нуар эпизодами больше напоминает комедию с очень условным и даже немного небрежным юмором. Пульповый детектив, рассказанный интеллигентом и им же интерпретированный как повесть о сердцах трех. Убаюкивающим голосом Годар зачитывает отрывки из этой книги и вовсе не сбивается на монотонный пересказ. Его история не слишком реальна для пригорода Парижа, но вполне поэтична по своей форме для французского кино. И это при том, что сам Годар от французского кино парадоксально далек, ведь у него своя собственная, весьма эксцентричная Франция.

Подчас кажется, что весь этот фильм — одна большая импровизация. Забег через Лувр, затеянный просто так, чтобы убить время, импульсивный баскетбол, нарочито акцентированное переигрывание в сцене с перестрелкой, даже легендарный танец Мэдисон возникает из ничего, словно по прихоти. Хотя импровизирует, конечно, сам режиссер, легко обрывающий где-то на середине длящуюся вечность минуту молчания. Когда они наконец начнут грабить, а не читать газеты? Этот невольно возникающий из недр сознания вопрос тут же растворяется в риторике, лирике или еще каком-нибудь прелестном вздоре. Стал ли мир мечтой или мечта стала миром — не суть важно, хотя бы потому, что улыбчивая героиня Анны Карины — цель и средство одновременно. С косичками и без — Одиль прекрасна в своем инфантильном непостоянстве. Она та самая вишенка, что вполне самодостаточна, дабы обойтись без торта. Им бы драться на кулаках, как в старые добрые времена, но они, в своем соперничестве за нежную кожу её колена, цитируют поочередно какие-то отрывки из классики и собственных умозаключений. И Одиль не отстает, ломая четвертую стену, взгляд обращая в камеру, восторженно зачитывает Луи Арагона. Все это в духе Годара, конечно, и язык «чистого кино» для него куда важнее содержания. В этом и кроется прелесть ленты, предсказуемой, но увлекательной, вылепленной из цитат, пустой болтовни и казусных сцен, совершенно неподдельной в собственной нестройности. Полуторочасовая кинопроба, где каждый кадр можно считать завершенным и отдельным творением.

25 марта 2014

Женский танец в мужской шляпе

Вначале было всё или ничего «На последнем дыхании» искрящего безудержным движением, очаровывающего подспудной историей кинематографа и хулиганской улыбкой обманывающего судьбу… «Мужское — женское» оказалось отнюдь не хулиганским, а скорей неожиданно остросоциальным мотивом. В «Банде..» Годар снова отпечатался филигранной авантюрной «игрой в кино» и данью памяти сюжетам прошлого.

Только хочется думать совсем не о стильной и легковесной наружности фильма, и даже не о героях — двух гордых, но незадачливых любителях красивых движений с револьвером, больше тянет высматривать в смолящей сигареты Анне Карине хрупкость и острые углы. Она — несомненное украшение и определенно — большая доля очарования этого фильма.

Годаровские аферисты в масштабах века сегодняшнего выглядят немного старомодными если не сказать — ущербными, но в романтике им точно не откажешь. Не зря их эхо отозвалось в «Мечтателях» Бернардо Бертолуччи. В «Аутсайдерах» он снова продемонстрировал какой-то путаный, неровно дышащий к авантюрам, но яркий и притягивающий импульс, ленту, где при этом ничего особенного яркого не происходит. И что в ней особенного есть — черно-белый разговор обо всем и ни о чем, город под неоновой вывеской nouvelle vogue, любовный треугольник и довольно странное ограбление — вот, пожалуй и все.. Остается только развернувшись, дождаться рокового выстрела.

7,5 из 10

2 августа 2012

За скобками

Француз ли Годар? По паспортным данным и отцу-французу- вполне можно ответить утвердительно, но и только. Во всём остальном: начиная от матери-швейцарки и заканчивая собственными киноработами, снятыми по вдохновению американских фильм-нуар, его «французский» здорово теряется. А может быть он и вовсе негр(по духу)… Ведь его ленты смотрятся, как импровизации в стиле фри-джаз, где каждый план есть свингующая действительность, с синкопами титров и переменной интерваликой то исчезающего, то появляющегося звука.

«Банда аутсайдеров»- фильм стихийный и «непричёсанный», как и всё творчество режиссёра-радикала. Жан-Люк, как всегда анархично, разбрасывает по экрану полунамёки, взгляды, обрывки фраз и музыки, нарушая все мыслимые правила профессии. Старый Париж запруженный «Симками», пробежки по Лувру, твист, уютные кафешки, глазные яблоки его тогдашней благоверной Анны(крупные планы которой перегружают экран), динамика молодости, мужчина и женщина, закадровые размышления и нескончаемые диалоги о пустяках… В этом весь Годар, в этом вся «Банда аутсайдеров»!

Его «вечный герой», следуя эстетики штатовских «чёрных фильмов» 40-х движется в никуда и гибнет, как-то нелепо и бессмысленно. Пройдёт каких-то 30 лет, и «законченный синефил» Тарантино доведёт неозвученный годаровский посыл(«судьба- это игра») до фаталистического китча. А дебют американца станет намеренным оммажем «Банде аутсайдеров» француза.

Что до национального начала режиссёра…, то американский «Лаки Страйк» у Годара, всегда вытеснял родной «Житан» из губ Карины. Так француз ли Годар? «Быть или не быть, мне на груди твоей?», перефразируя Гамлета, говорит один из персонажей картины героине Карины. Ну хоть в «этом» Жан-Люк остаётся истинным французом!

8 из 10

14 апреля 2012

Для тех кто ни при чем — местами занят, чей ум зашел, а может вышел… останьтесь дома. Это не для вас. Отправимся в Бразилию, мой друг! Скорей сжимай мою ладошку, притягивай к себе, смотри в глаза серьезно, надежды больше в них, чем правды, но мы не верим в правду… Руби канаты, капитан!

И из бутылки прямо в океан, зарывшись носом в волны, корабль выскользнет, и ветер будет нам попутным. На горизонте — сцена и она пуста. Смотри, там свет Бразилии, лучистый и смешливый, выводит на воде дорогу. Вперед!

Вопрос «А что потом?» останется за бортом. Мой друг, ты лучше всех нашел ответ. Покрепче обними меня, поправь на голове моей берет с помпоном. Чем нравлюсь я тебе? — глаза и грудь и бедра; ты мне тоже. Нет больше смерти для меня. Теперь мы вечно молодые.

И тени птиц безногих, преследуют меня, так фильмы говорят друг с другом за экраном, растают над землей, когда шум выстрелов утихнет, а в воздух чистый, чуть морозный, добавят запах пороха. Один из нас нашел свой выход. Теперь и он свободен. Навсегда.

О, помнишь Франц, как встретились с тобою… Все суета. Коленки и велосипед. А деньги сделают меня счастливой? Я не люблю кино, театр не люблю, и танцы и прогулки в парке… Искусство соревнуется с природой, меня считают глупой… Ну и что ж?.. На все свои причины. Моя потеряна причина в мире, где золото оберегает дураков.

Ты больше для меня, чем небо. Теплее солнца, глубже океана и ближе, чем дыхание мое. Ну что ты смотришь так, не веришь? Ну хорошо, я промолчу, а за меня эти слова пусть кто-нибудь за кадром произнесет. И вот ты улыбаешься. Мы в мире, где мир мечта. До скорого. Адью!

Сереже

4 сентября 2010

Банда бездельников

Об этом фильме услышал совершенно случайно, просто кто-то сказал, что Квентин Тарантино очень любит этот фильм, и многое взял из него. Я как преданный поклонник его творчества незамедлительно нашел этот фильм. Да и творчество Жана-Люка Годара хочется познать, хотя я не видел ни одного его фильма, да и услышал о нем всего лишь несколько месяцев назад, да и то по воле случая.

Если я не ошибаюсь, перед нами восьмая по счету полнометражная режиссерская работа Годара. Так как я не смотрел ни одной другой его работы, так что не могу сказать, насколько она хороша в контексте его творчества. Но могу определенно сказать, что фильм отличный и мне сильно полюбился.

Пересказывать сюжет этого фильма довольно глупо. Он не имеет особого значения, да и вообще событий происходит крайне мало, основное действие разворачивается в последние минут тридцать. Но, несмотря на это фильм смотрится на удивление интересно. Так в чем же дело? Попробую разобраться.

В первую очередь радует великолепная ни на что не похожая атмосфера. Фильм как-то притягивает к себе, хотя на первый взгляд, не обладая ничем особенным. Вроде бы и динамика на нуле. Но чем-то он притягивает и заставляет смотреть на все происходящее с огромным интересом. Очень радует глаз простенький, но сбалансированный видеоряд, глаза не устают от него. И, конечно же, очень запоминается музыка, очень красивая и отлично подходящая к фильму. Ну а про актерские работы и говорить не надо. Анна Карина просто гениальна, ничего раньше о ней не знал, но теперь буду пристально следить за ее творчеством.

Сценарий вроде бы не представляет из себя ничего особенного. Просто зарисовка из жизни трех бездельников, которые вдруг решили совершить ограбление. Но все намного интереснее. Как минимум великолепны диалоги, весь фильм можно просто сидеть с блокнотом в руках и записывать их все. Очень радует большое количество самоиронии, посмеяться точно, получится, а когда появилась надпись «конец» я прям хохотнул. Ну а самое интересно это смысловая часть. Она вызывает множество вопросов и не дает на них четких ответов. Этот фильм о бездельниках, точнее о неконтролируемой свободе, точнее говоря о свободе от свободы. Ведь все проблемы наших героев начинаются оттого, что им попросту нечего было делать, вот они и начали маяться ерундой и катиться по наклонной. Ну и еще он о том, что во всех бедах виноваты женщины и деньги, и женщины с деньгами и без.

А про историческое наследие в кинематографе и говорить не стоит. Только ленивый не упомянул про цитирования некоторых моментов в «Криминальном чтиве» и «Мечтателях». А сцена танцев главных героев уже давно вошла в анналы мирового кинематографа.

Вывод: простой и сложный, маленький шедевр великого кинематографа. Очень элегантно и со вкусом. Всем советую!

Оценка:

10 из 10

1 августа 2010

Свободен от Свободы!

Жан Люк Годар. Когда слышишь это имя, по телу пробегает дрожь и сознание накрывает волна трепета и удовольствия. То, что делал Годар, наверное, самый красочный пример самобытности режиссёра и отсутствие игры со зрителем. Кино самое массовое из искусств, для Годара этот лозунг был чем-то вроде шутки, наверное. Если уж он и снимал кино для кого-то, то наверняка не для зрителя.

Однако, «Аутсайдеры», это некая попытка француза очеловечиться. Стать ближе и понятней зрителю, поделиться тем, что он видел и что ему нравится. Но Годар не был бы Годаром, если бы рассказывал обо всём буквально. Для него кино — это искусство и средство поделиться своим виденьем и мыслями.

Трое замышляют ограбление. Ограбление заканчивается неудачно. Я не знаю, имеет ли смысл пересказывать содержание какого-либо из Годаровских фильмов, думаю, нет. Однако, говоря об «Аутсайдерах» невольно начинаешь говорить о Годаре. Это тот случай, когда фильм и его создатель одно целое. «Аутсайдеры» мог снять только Годар, ведь это кино частично о нём самом. Наши идеи и интересы — это часть нас. В своём фильме, например, Годар не скрывает своего увлечения вестернами и Шекспиром. Его режиссёрские пируэты, новаторские мазки, разрушают представление о мире кино. Чего стоит только танец героев в кафе, ради этой сцены можно смотреть весь фильм. Красиво, интересно, захватывает дух, а главное — свободно. Свобода просто царит на экране. Жан-Люку не нужен сюжет, жанр и прочая «чепуха», создающая границы. Он свободен от свободы!

Для киномана Тарантино этот фильм имеет огромное значение. Помимо названия собственной компании «A Band Apart», многие зрителя найдут заимствование американского режиссёра у француза. Все видели «Криминальное чтиво», каждый помнит увлекательный танец в исполнении Траволты и Умы Турман. Угадайте, откуда была взята идея?

Искать смысл в фильмах Годара труд напрасный. Это история впечатлений, переданная киноязыком. Его идеи, мысли и даже переживания в устах актёров и движениях камеры. Любовь к кино даёт возможность впитать его под кожу и начать говорить на его языке. И я не знаю ни одного режиссёра, похожего на Годара, я не видел ни одного фильма похожего на фильмы Француза. Кино трудное, непонятное, тяжелое как воздух свободы — испарение ума и грандиозных чувств!

14 февраля 2009

Комедия Банда аутсайдеров появился на свет в далеком 1964 году, более полувека тому назад, его режиссером является Жан-Люк Годар. Кто играл в фильме: Сами Фре, Даниэль Жирар, Луиса Кольпейн, Чантал Дарже, Эрнест Мензе, Жан-Люк Годар, Клод Маковски, Мишель Зегерс, Луис Жожо, Клод Брассёр, Анна Карина, Жорж Стаке, Жан-Клод Ремолё, Мишель Делай.

Расходы на кино составляют примерно 120000.В то время как во всем мире собрано 28,656 долларов. Страна производства - Франция. Банда аутсайдеров — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.