Я шагаю по Москве
8
7.8
1963, комедия, мелодрама
СССР, 1 ч 18 мин
12+

В ролях: Алексей Локтев, Галина Польских, Евгений Стеблов, Арина Алейникова, Валентина Ананьина
и другие
Володя работает монтажником в Сибири, в Москве он проездом — его небольшой рассказ, опубликованный в журнале «Юность» вызвал интерес у писателя Воронина, пригласившего Володю на важный разговор. В метро он знакомится с Колей — молодым задорным пареньком, возвращающимся с ночной смены. Володя собирается остановиться у своих друзей, но не знает точно, где находится нужный переулок, Коля предлагает его проводить. На Чистопрудном бульваре Володю кусает оставленная без присмотра собака. Коля приглашает Володю домой, чтобы зашить порванные брюки, знакомит его с семьёй. Вскоре оказывается, что знакомые Володи уехали из Москвы на лето, Володя оставляет вещи у Коли и уходит по делам. Оставшись дома один, Коля надеется выспаться, но неожиданно к нему приходит друг Саша, которого забирают в армию. Саша просит Колю пойти с ним в военкомат, чтобы получить отсрочку от призыва в связи с тем, что Саша сегодня женится на Свете. После военкомата друзья идут в ГУМ, чтобы выбрать жениху новый пиджак. Там они встречают Володю, как раз купившего себе новый костюм, и Коля предлагает вместо пиджака купить невесте подарок. Они идут в магазин пластинок, где работает его знакомая Алёна…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Я шагаю по Москве

год: 1963
страна:
СССР
слоган: «Москва — добрый город. Каждый, кто приходит сюда с открытым сердцем, найдёт здесь настоящих друзей.»
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Вадим Юсов
композитор:
художники: Александр Мягков, Диляра Озерова
монтаж:
жанры: комедия, мелодрама
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 11 апреля 1964 г.
на DVD: 30 октября 2012 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 18 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, мелодрама

Видео к фильму «Я шагаю по Москве», 1963

Видео: Фрагмент (Я шагаю по Москве, 1963) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Я шагаю по Москве», 1963

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Я шагаю по Москве», 1963

Юность ушедшая все же бессмертна.

В наши дни не принято с теплотой вспоминать советское прошлое, советскость сегодня – моветон. Однако, просматривая “оттепельное” кино, возникает очень досадное чувство тоски. Тоски по той реальности, где слоган “Мир, дружба, жвачка” – не политический штамп, а быль социума, социалистического общества, где все друг другу друзья, а завтра произойдет что-то прекрасное. Тогда люди были добрее и увереннее. Георгию Данелия до вершин экрана было еще далеко, равно как и Никите Михалкову с Вадимом Юсовым. Они еще молоды и голодны до признания, не ангажированы, полны идей. И Никита Хрущев, недавно только критиковавший Калатозова и кто вскоре ополчится на Хуциева, им не моральный камертон. Советский Союз уже пережил второе рождение, теперь он переживал вторую юность. Поколение, выросшее на миновавшей войне, будто бы хочет без скупости вождя пожить за себя и за тех, кто преждевременно ушел за свободу и независимость Родины. Нет больше сыновей бабушки метростроевца Коли, зато сам Коля есть, и он между сменами спешит объять эту жизнь где только можно. Без него, человека-затычки, ни одно событие в Москве не случится.

Если в американском кино венцом эпохи 1960-х был “Беспечный ездок”, то в отечественном – “Я шагаю по Москве”. Это гордое “я”, а не “Александр Невский” или другой герой истории России, необходимый тогда народу. Это бунтарское “я”, а не “мы” в стране, где кукурузным генсеком объявлено построение коммунизма за 20 лет. “Я шагаю по Москве” – кино, которому действительно присущи эпитеты “гордый” и “бунтарский”, пусть в нем главными героями выступают не два байкера и Джек Николсон под ЛСД, а всего лишь молодые труженики, ночами не вылезающие со строек и с комбинатов, а днями выветривающими свою бурную, искристую энергию на лучшие годы. Не тратясь на сон, ибо Москва не дает: слюнявый пес лает на Чистых прудах, где-то тарахтят отбойные молотки, в парке музицируют латиноамериканские артисты. Город не дает спать. Он, оголтелый, призывает строить отношения, гулять, петь, рисовать лошадей, похожих на крокодилов, – глубоко проникать в жизнь, а не лакировать действительность! Столица бушует в ливне, а разутая девушка вскачь бежит по сырой улице. Это и есть заключенный в самую известную сцену фильма бунт молодости, неведомый поколению отцов.

Не кремлевские патроны управляют Москвой. Москвой управляют памятники. Маяковский строго смотрит на ночную автостраду, Гоголя сервильно поливают из-под шланга, а предок Пушкина, монумент которому тоже взирает на потомков, вылечит мениск и вновь будет заколачивать за “Торпедо”. Эпоха “всех писателей” в разгаре, когда за ней присматривают такие мастодонты. Они и будут воображать себя буревестниками через бессмертные цитаты. Гагарин пишет историю человечества – чем хуже простые работяги? Тем, что их никогда не напечатают на обложке журнала Time? К черту! Лев Толстой не становится хуже от того, что не получил Нобелевскую премию. Рассказ в “Юности” не менее крут, из-за него Ермаков приезжает в столицу и попадает в удивительный водоворот одного дня. Для XXI века такой день – целое приключение, а для 1960-х, кажется, статистика… Он начинается в аэропорту с мыслью, что бывает, когда все очень хорошо, и медленно доказывает это. С Колей данная философия доказывается с полпинка. В ленте не присутствует зла, даже экзальтированные прохожие, кому не нравится спесь метростроевца, скорее мимикрируют под злыдней. Подумаешь, разгильдяй какой-то назвал Иваном Сусаниным…

Алена, Алена, этот город наш с тобою, стали мы его судьбою, ты вглядись в его лицо. Человек с киноаппаратом Юсов фиксирует ГУМ и собор Василия Блаженного, байдарку, рассекающую речную гладь, и сталинские дома. Москва хаотична в автомобильном потоке неотличимых “Волг”, лавинообразна в ногах москвичей, убегающих навстречу жизни. Японец мечется, накатав на 6 рублей, но так и не понимает, опьяненный столичным угаром, что ему требуется помимо Третьяковки. Он жаждет увидеть красоту Москвы, равно как и ее коренные обитатели, как бы те не бахвалились ее знаниями. Москва крутится в аттракционах и хохочет, женится и танцует, а толпы на экскурсиях делают экскурсовода звездой вроде Алексея Баталова, так сильно он жеманен от внимания туристов. Люди засасываются в Москву, как в Зазеркалье. Как пешки в королевы, полотеры здесь превращаются в Шопенгауэров, коих боятся крупные литераторы. И всем им ничего не остается, кроме как впитывать лирическое настроение, поставленное не Данелией, а самим временем. Современники обвиняли режиссера в лакировании действительности, а он с товарищами, кажется, лишь отсканировал на пленку эталон действительности, не внося туда существенных поправок. Георгий Николаевич и сам это отстаивал, называя свою картину стихотворением – тем, чем она и чувствуется, картина о столице писателей, поэтов столице.

Тогда герои Михалкова, Локтева, Стеблева, Галины Польских был героями времени. Молодые люди наслаждаются беззаботностью, когда самая страшная проблема – гора немытой посуды или рваные штаны. Когда-нибудь настанет семейный быт, скучный, как уроки английского. И энтропия молодости успокоится, и нелепица со ссорой и военкоматом будет вспоминаться с улыбкой. Но сейчас они резвятся в практически бессюжетных поисках метрики под названием “все очень хорошо”, которая все-таки бывает. Где? Может, в сказочной тайге Качинска, неизвестно. Неизвестно, где вообще этот Качинск – страна-то огромная. Зато достоверно известно то, что и тамошние монтажники вступали в будущее со счастьем под руку. По крайней мере, в это верится, счастье было в авангарде эпохи. Еще и каждодневно. Данелия намеренно не пускается в остросюжетные любовные дебри, не пытается найти Достоевского на просторах Садового кольца, и даже новелла со свадьбой у него – фарс дураков, а миловидную Алену покоряют мороженым и телекинезом, а не мордобоями. Робертино подрос, а герои времени не спешат за ним. Ковыряться в человеческих душах будет Андрей Тарковский, а не Данелия. Его фильм короток, что грустно, ибо сама молодость коротка, и не в нее нужно познавать вечное. Но грусть пройдет, ведь всегда можно найти фиалку под снегом и вспомнить о Москве.

8 из 10

27 февраля 2024

Он шагает по Москве

Безусый Михалков шагает по Москве, а я шагаю по фильмографии Георгия Данелии.

Михалков, как уже говорилось, юн, безус и пацанская харизмой напоминает британского актера Джорджа О’Коннела, Москва мила до недостоверности и напоминает Солнечный город, придуманный Носовым, юмор присутствует типично Данелиевский, фирменный (чуть не написал «сертифицированный»), писатель из Сибири - редиска и нехороший человек (вскружил голову девочке, оставил безусого Михалкова с носом и умчал в Сибирь), съемки, музыка и ритм повествования - на ожидаемой высоте.

Для провинциалов вроде автора сих строк «Я шагаю» - это своего рода «программное» кино, которое надо знать (хотя бы для того, чтобы посмотреть на Михалкова без усов, блин, обалдеть можно). А вот для москвичей - особенно коренных, как зубы - это, вероятно, памятник и метафизика, одновременно и портрет той, былой, столицы, и рефлексия на тему ее роли как таковой.

Что ж, это было очень любопытно, спасибо большое. Был бы москвичом - обошел бы все представленные в фильме места. Был бы Москвичом - стоял бы в гараже какого-нибудь пенсионера со снятыми с аккумулятора клемами.

6 февраля 2024

'Писатель должен глубоко проникать в жизнь.'

Данелия способен сотворять на свет произведения, пропитанные духом беззаботного и счастливого. 'Я шагаю по Москве' в его исполнении является столичным кинообликом с людьми в нем и их мировосприятием.

Лучше всего охарактеризует картину фраза полотера про 'правду' характера. Пытаясь найти глубинный смысл в киноленте, стремясь постичь высказывание автора, мы понимаем, что его нет. Режиссер скорее демонстрирует явственную суть, которой нужно просто любоваться. Многие сцены на первый взгляд кажутся ненужными для сценарного развития, но именно в них кроется основная сущность: они передают атмосферу неподдельной радости со светлым видением настоящего. Девушка, танцующая в открывающем отрезке фильма, никогда более после не появится в кадре, однако она совершила главное - подготовила зрителя к будущему звучанию песни Москвы, отдавая эхом слова: 'А вот бывает. Да! Бывает!'.

Киногерои здесь используется как инструментарий обозревателя, поэтому не зря их изобразили простыми рабочими: так проще ассоциировать себя с ними. Весь хронометраж они идут в потоке движения попадая в различные ситуации от курьезных до драматических. В эти минуты раскрывается голос народа в лице оптимистичного Коли; незадачливого, но решительного Володи; категоричного и неопытного Саши. Несмотря на поверхность идеи восприятия, иногда в ленте проскальзывают серьезные вопросы: еще не до конца затянувшаяся рана от кровавой войны, неопределенность граждан в вопросах дальнейшей жизни. Отдельного упоминания требует игра Михалкова с несколько ироничной и мальчишеской манерой поведения - еще одна икона оттепели.

Мокрые улицы, игривое настроение, ребячливая погоня, смешные персонажи, саркастические эпизоды - это наследие Данелии.

1 февраля 2023

Везёт всё-таки москвичам. Я, например, был бы очень рад посмотреть на свой родной город в каком-нибудь фильме 60-х годов. Узнавать или не узнавать какие-то места, смотреть на людей, на улицы и переулки, где не было ничего, а теперь там жилые дома или торговые центры. С помощью кинематографа узнавать историю своего города, это же круто. Да-а-а… Но мой родной город ни в 60-е, ни на пороге 2020-х никому не нужен. Это называется стабильность.

В фильме «Я шагаю по Москве» проявилась одна из характерных особенностей Георгия Данелия — потрясающе работать с «прохожими». Георгий Николаевич это дело любит и умеет. На минуту или чуть больше в кадр входит «прохожий» — сказать несколько реплик и больше не появиться дальше. Но как это классно прописано и поставлено. За эти несколько реплик «прохожий» выдаёт себя с головой, раскрывает свой характер, свой образ, либо свою маленькую трагедию, либо своё маленькое счастье. Как ироничен и узнаваем образ всезнающего и всёрешающего важного человека, который подошёл к незнакомым ему людям, указал, кого в больницу, кого на живодёрню, а кого под суд, а затем так же важно удалился. Ну это чистой воды какое-нибудь «влиятельное лицо» со страниц Гоголя.

А как шикарна прогуливающаяся дама с зонтиком, которая подошла к ребятам и помогла им отпросить Алёну у её мамы. Изящная, грациозная, аристократичная даже, очень характерная дама, но при этом всё понимающая, что называется, «своя в доску». Подошла, меткими фразами уточнила обстановку и профессионально, хладнокровно, не дрогнув голосом, выручила ребят. А затем слегка танцующей походкой продолжила свою прогулку. Шикарная женщина.

Я уж не говорю про такого же «прохожего», несмотря на то, что его образ заперт в квартире — герой Владимира Басова. Он тоже как бы проходил мимо и мог бы и не взаимодействовать с главными героями, но вмешивается в историю ребят, заводит с ними диалог, опять-таки полностью раскрывает свои трагедии, которые сделали его таким, и точно так же исчезает. Гениально.

И, наверное, этот фильм помимо лирической комедии можно назвать и лирическими приключениями молодых людей в Москве. Разнообразие второстепенных героев дарит именно такое ощущение. Это очень приятный, забавный, добрый, ироничный фильм Георгия Данелии. Благодаря рассказанной истории, приятной песне, потрясающим персонажам, независимо от того, главные они, второстепенные или вообще эпизодические, эта кинокартина так понравилась мне. А ещё Галина Польских в этом фильме очень красива.

10 из 10

16 января 2018

Все хорошо и будет хорошо

Сибирский писатель и монтажник Владимир Ермаков в Москве проездом и случайно знакомится с шахтером-метростроевцем Николаем. Появляется между ними и девушка — Алена, торгующая в ГУМе пластинками. И ещё с десяток персонажей, встречающихся на пути трио, пока они шагают по Москве.

Знаменита история, как киношное начальство не устроил термин «несмешная комедия», и Данелия вынужден был заменить его на лирическую комедию, родив этот новый жанр. Лирическая куда как более интересно и правильно по отношению к «Я шагаю по Москве» определение, потому что фильм-то, в конечном итоге, именно про любовь. Правда, не в сугубо прикладном смысле отношений мужчины и женщины, а как-то банально шире — к Москве, к людям… В общем, сюжет здесь не имеет принципиального значения, а вот любовное настроение… Боюсь показаться сентиментальным, но радость сочится с экрана совершенно диким… нет, просто солнечным образом. И люди добрые, и счастье у них самое простое человеческое и даже полотеры, мелкие воришки, толпа и нервные покупатели с контуженными лошадьми милы до безобразия… Почему-то это не смотрится пропагандистским штампом и украшением действительности и на ум приходит сакраментальное: Верю.

Почти по неведомым причинам именно 60-е, а их аромат в Я шагаю по Москве силён как нигде, стали периодом расцвета страны — несмотря на всякие там Карибы, ракеты и т. п., время было едва ли не впервые в нашей истории мирное, Гагарин слетал в космос, геологи шарили в Сибири, в настоящем все было хорошо, а в будущее смотрели с верой в коммунизм. И при этом Шпаликову, Данелии, Юсову, Петрову, Михалкову, Локтеву, Стеблову, Польских удалось, несмотря на верные приметы соцреализма — Метрострой, романтика дальних комсомольских строек и т. п. — воссоздать лёгкий прогулочный шаг эпохи и ее гуманистическое и доброе измерение. Неслучайно даже личное любовное разочарование заканчивается признанием любви к Москве с рефреном «Я шагаю…» (и это отнюдь не выспренная усталость и любовь к жизни из другого хита эпохи). Время было доброе.

- И у Вас все хорошо?

- Очень хорошо.

- А ведь так не бывает.

- А вот бывает

16 февраля 2017

Шаги весны

В 1963 году на советские экраны вышла картина, ставшая лейтмотивом (наравне с «Весной на Заречной улице», «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») и другими фильмами) «оттепели». Лишенная каких-либо политических подтекстов и намеков, она сохранила то настроение — весеннее, праздничное, словно предвкушающее что-то.

Это предвкушение — уже само по себе счастье, это легкое и необременительное томление — такой же безошибочный признак молодости, как звонкий смех или открытый миру взгляд. В ту краткую эпоху, когда казалось, что мир бесконечно молод, что все должны быть счастливыми и окрыленными, советское кино создало свой собственный мир, космос, который видится нам сегодня каким-то ретрофутуристическим раем. И в самом деле, весь мир был молод: Георгий Данелия снимал свой третий по счету полный метр, Никита Михалков был начинающим 18-летним актером, Галина Польских была в самом начале своей кинокарьеры, Геннадий Шпаликов был живой, красивый, талантливый… Много чего случится потом, но а пока на улице весна (или лето — не так уж важно), короткий ливень приносит свежесть, за спиной вырастают крылья и мир не перестает тебе улыбаться.

Сюжет «Я шагаю по Москве» прозрачен: Володя работает монтажником в Сибири, в Москве он. В метро он знакомится с Колей -метростроевцем, возвращающимся с ночной смены. Володя собирается остановиться у своих друзей, но не знает точно, где находится нужный переулок, Коля предлагает его проводить, и приглашает его к себе домой, знакомит с семьей. Друга Коли Сашу забирают в армию, но он сегодня женится… Кратко всего не перескажешь, конечно. Но, несмотря на динамичное развитие и обилие событий, фильм не обрастает какой-то ненужной сложностью, он смотрится на одном дыхании, потому что мы сами вовлечены в эту однодневную прогулку-пробежку по Москве, которая так красива и в то же самое время так естественна в объективе оператора Вадима Юсова. Кстати, именно оператор удостоился приза ВКФ в Ленинграде в 1964 году.

Пожалуй, главный секрет успеха ленты «Я шагаю по Москве» — это удивительный сценарий Геннадия Шпаликова, который помимо сценариев писал прекрасные стихи, и во многом стал выразителем «оттепельных» настроений, воплотителем ее духа. Весь сценарий пронизан лиризмом, поэтическим упоением, чуткими образами и яркими характерами. С другой стороны, эта основа поддержана режиссером, можно сказать, что здесь уже четко выявляются типичные для Георгия Данелия приему, формируется его узнаваемый почерк. Интерес к человеку, любовь к нему и смех как способ проявления этой любви — это очень «по-данелиевски». Ни один из героев не вызывает у него раздражение, и вообще режиссер не ставит себя над ними: он как бы среди них — наблюдает, замечает, мысленно иронизирует. В этой теплоте и доброте и кроется секрет непреходящего успеха таких фильмов, как «Сережа», «Не горюй», «Афоня», «Мимино», «Кин-дза-дза».

Весеннее настроение — понятие довольно условное, не зависящее от сезона. И важно уметь в любое время года находить его внутри себя и дарить окружающему миру. И фильм о вечно молодых метростроевцах — эта наша возможность проживать свое весеннее настроение всякий раз, когда мы смотрим этот фильм.

29 апреля 2016

Говорит Москва

Призванное отражать реальность искусство, тем не менее, возносится порой до высот, где парит лишь чистая поэзия. Таким, в лучшие свои времена было и отечественное кино, одухотворённость которого позволяет без малейшего сомнения отнести его к настоящему искусству. Когда отгремел первый пышный карнавал новогодней ночи и весенний ветер распахнул окна на Заречной улице, режиссёры-постановщики задумались, чем бы ещё расшевелить советского человека, с детства приученного верить в светлое коммунистическое «будущее». И решили открыть ему светлое «настоящее», живущее с ним бок о бок каждый день прямо в родной столице. Говоря об успешном осуществлении поставленной задачи, нельзя ни упомянуть Геннадия Шпаликова — фигуру, имевшую большую значимость для русского кино 60-ых годов. Будучи сценаристом, а, значит, соучастником в создании фильмов тех времён, он и несколько талантливых режиссёров подарили советскому человеку — и отголоском времён современному зрителю — замечательные образцы лирической поэзии киноискусства. Именно в 1963 году впервые появился термин «лирическая комедия», призванный объяснить сухарям-чиновникам, что смеяться можно и не по уставу. Так назвал этот неповторимый жанр Георгий Данелия. Назвал и явил всей стране фильм «Я шагаю по Москве».

Москва. Город июльского дождя, который верит не только слезам, но и простому человеческому счастью. А осознать его несложно, стоит лишь оказаться проездом в столице и стать свидетелем самых непримечательных событий. Так случилось с Володей — совсем ещё молодым монтажником, который едет из далёкой Сибири навестить мать товарища, погибшего на войне. По счастливой случайности его рассказ о суровой правде сибирской жизни прочёл в журнале московский писатель и пригласил пообщаться. Знал ли Володя, стоя ранним весенним утром в аэропорту, смотря, как одинокая девушка кружится в вальсе своих мечтаний, что день сегодняшний закончится расставанием с нежданными, но верными друзьями? Знал ли, что станет гостем на внезапной свадьбе незнакомого призывника, а штаны в парке порвёт злая собака, за которой мальчишка не уследил? Наверняка, нет. Иначе бы все события этого насыщенного, слишком обыденного дня не стали бы для нас такой приятной неожиданностью.

Если хуциевский Сергей в свои двадцать лет пытается осмыслить преемственность послевоенного поколения и разобраться в искренности чувств друзей, то Володя и его новый друг Коля не делают ничего такого, что можно было бы назвать сюжетом. Поездка с иностранцем на такси, когда не знаешь даже английского, поход в ГУМ, где знакомство с продавщицей грампластинок непременно сопровождается приглашением на свадьбу, а серьёзная дискуссия с мнимым писателем — диалогом с полотёром. Все действия персонажей словно только что пришли им самим в голову. Они настолько необязательны, что служат лишь некоторой направляющей, вдоль которой будет течь их жизнь, пока они будут развлекать нас непосредственностью поступков, вдохновлённых мимолётной юношеской прихотью. Случайное расставание здесь — лишь повод для ещё более случайной встречи, а случайно нарисованная лошадь — достаточная причина, чтобы угодить в участок. То ли сон, то ли сказка, то ли жизнь, самая реальная из всех, — настолько она прекрасна здесь.

Поймав с первых же кадров нужную волну, фильм продолжает импонировать зрителю до самого конца. Его герои просто не могут ни вызывать улыбки, потому что ведут себя раскованно, свободно, движимые сиюминутным импульсом, как мы никогда бы не решились, — было бы неловко или нашли бы другую причину. Нежная, мелодичная и шутливая мелодия Андрея Петрова наполняет город и душу мотивами беспричинного счастья и радости даже от бестолкового спора в метро или ночного допроса в милиции. Камера Вадима Юсова порхает, танцует и бродит по городу вместе с Колей и Володей, заставляя восторгаться непривычной живописностью родной Москвы. Песня, написанная Шпаликовым за несколько минут вдохновения и пропетая безусым героем Никиты Михалкова в конце, становится гимном и жизнеутверждающим итогом всей картины и ещё одного прожитого дня. А молодость… Ей всё по плечу, её возможности безграничны, её взгляд не замутнён, её свежестью восторгаешься, в её силы веришь. И если есть у этого фильма итог, основная мысль или символ, то он в протянутой в приветственном жесте руке, который обещает тёплую встречу и дружеское участие от всего сердца. Ведь Москва — добрый город.

14 августа 2015

One day. Москва. Live. 60-х. Квест.

Смотреть… потому что Михалков. Потому что ранний. Потому что еще адекватный. Потому что безусый. Потому что поет…

Смотреть… потому что Великая Москва. Потому что красавица-столица. Потому что наша история. Потому что Великий Город. Потому что юность наших дедов и матерей…

Смотреть… потому что необычно. Потому что легко. Потому что интригует. Потому что весело. Потому что грустно. Потому что красиво…

Вот смотришь на всё это и думаешь: неужели настолько все было хорошо и красочно? Счастливо и мирно? Великолепно и с душой?

Спрашиваешь у людей из той эпохи — и они подтверждают твои догадки. Да, раньше было все иначе. И речь не о зеленой траве, а об отношении людей друг к другу. Фильм демонстрирует, что в тот 63-й можно было запросто обменять мелочь у первого встречного, жениться хоть на следующий день и быть счастливыми всю свою жизнь, спокойно ездить обыкновенным москвичам и москвичкам в метро даже ночью и это совсем не постыдно, довериться справедливости органов правопорядка, попросить соседа сделать музыку потише.

И это не сказки, совсем не сказки. Это реальность. Но реальность давно минувших дней. 50-летней давности…

Фильм — квест. Фильм — приключение. Фильм — сплошная ходьба и путешествия по городу. По городу Москве…

В фильме можно находить прекрасное абсолютно в каждой мелочи: в мокром московском асфальте, в обыкновенных памятниках, в заурядных станциях метро, в вежливости и доброте души своей простых граждан, в фонтанах, в простых рабочих, в звездной россыпи актеров, заполонивших этот чудесный фильм.

Можно за многое критиковать и обвинять Союз… Стирать прошлое и забывать о советских победах…

Но никогда мы не были так едины и счастливы, как в то время…

Все гениальное — просто, а великолепие требует самой высшей оценки:

«Я шагаю по Москве» -

10 из 10

25 июля 2015

Нормальный летний дождь..

Как смешно и беззаботно звучит эта фраза. Она передает всю атмосферу фильма: легкий, душевный и одновременно очень глубокий. Каждый из нас хочет быть счастливым и в этой картине на примере главного героя мы видим как на самом деле это легко. Хочешь быть счастливым-будь им. Как по-юношескому беззаботны эти герои и можно только восхищаться такому легкому подходу к жизни. Все мы взрослеем и чем дальше, тем больше мы усложняем нашу жизнь. А зачем? Ведь так важно радоваться каждому моменту жизни, быть по-настоящему свободным. Им не важно что подумают другие, они живут свободно и радостно. И весь фильм передает это настроение.. в поведении людей, смешных ситуациях, неожиданных встречах, симпатиях..

Фильм вдохновляет,

10 из 10

3 февраля 2015

«Все хорошо? Но так ведь не бывает!»

Хорошо становится после просмотра этого фильма.

Из всех просмотренных мной фильмов великого режиссера в данной картине пропорции между печальным и светлым значительно перевешивают в сторону светлых эмоций. Но, конечно, это не пустой пропагандический манифест. И то, что герои картины напевают незамысловатые песенки, верят в любовь и добро, это все, конечно, не благодаря реалиям описываемой действительности, а исключительно вопреки.

31 октября 2014

Назад в 60-е

А ведь и правда все было так. Свадьбы не отмечали в дорогих ресторанах. Гости танцевали прямо на улице во дворе. И знаете это здорово. Так интересно было наблюдать за молодежью 60-х годов. Интересно видеть московские улицы, без такого скопления людей, как в наши дни. Полупустые дороги, никакой бешеной гонки современного мегаполиса. Спокойная, размеренная жизнь. В те времена не было такой роскоши, как сейчас, но были свои ценности: дружба и любовь. Как можно найти друга за пару дней? Спросите Колю (Никита Михалков) и Володю (Алексея Локтева). Весельчак и просто отличный парень Коля, с легкостью знакомиться с Володей. Промелькнула и нотка ревности, когда Коля приревновал Володю к Алене(Галина Польских). Коля поступил достойно, просто ушел. А какой трогательный персонаж (Саша) Евгения Стеблова — молодой и чудаковатый, влюбленный юнец с эмоциональным характером. Легкий фильм, несет в себе только позитив. Хороший актерский состав: Никита Михалков, Галина Польских, Евгений Стеблов. Все актеры такие молодые, безусловно талантливые. Хороший фильм, советую смотреть.

10 из 10

30 августа 2014

Очарование чёрно-белого…

- Просто у неё всё было хорошо…

- Но ведь так не бывает.

- Бывает…

Хемингуэй однажды написал, что хорошая книга — это книга, которая правдивее самой жизни. «Я шагаю по Москве» как раз тот случай, когда можно переложить слава Хэма на кино и нисколько не ошибиться. Лёгкая, удивительная чёрно-белая картина, пропитанная сумерками, светом городских фонарей, добром и молодостью. Даже странно — здесь нет ни одного «придуманного» персонажа. Они настолько живые и естественные, что им веришь с первой до последней минуты. Веришь Москве, которая на экране кажется совсем юной, веришь той простоте общения незнакомых людей, веришь наивности и искренности… и ещё — ты словно бы знаком со всеми девушками 63-го года….

Любимые фильмы бывают разными. Есть те, которые навсегда западают в память, но пересматривать их — дело трудное, да и, если разобраться, совсем ненужное. А есть фильмы — как летние облака… лёгкие, будто сотканные из света, оставляющие после себя невыразимое ощущение. И такие фильмы пересматриваешь часто. Более того, такие фильмы нужно пересматривать. Вот и «Я шагаю по Москве» — одна из таких картин. Никогда не стареющая. Словно дождь, под которым гуляла Алёна, на самом деле прошёл вчера за твоим окном.

Вообще, в чёрно-белом кино, умело снятом, всегда есть некая особая притягательность, которую не обнаружишь в цветных лентах. Такая тонкая, непередаваемая атмосфера. Жизнь света и тени, будто бы электризующая происходящее на экране. И если, Данелия наполняет это чёрно-белое пространство ветром молодости, то, скажем, Уэллс в экранизации «Процесса» — абсурдом, что и в том и другом случае создаёт особый мир, со своими правилами и законами, внутри которого и живут герои. Поэтому то и нет никакого смысла в аргументах, вроде «А так просто в настоящей жизни не бывает», или «не бывает таких разговоров», или «не бывает так много хороших людей»…. Всё это глупости. Бывает, ребята, бывает….

12 мая 2014

Вместе весело шагать

Нет слов, чтобы описать этот великолепную картину! Настолько добрая, настолько душевная, настолько интересная лирическая комедия «Я шагаю по Москве» меня покорила в самое сердце! Даже не ожидал, что войдёт в ранг моих любимейших фильмов Советского Союза. Просидел всё время просмотра с дурацкой улыбкой на лице.

В первую очередь, хотелось бы сказать о блестящем актёрском ансамбле. Молодой Никита Михалков чертовски обаятельный, не ожидал, что он может так легко и непринуждённо в свои 18 лет сыграть простого московского парня Колю. Даже не верится, что по прошествии более 50-ти лет, актёр настолько изменился и внешне, и внутренне. Говорю прямо — современный Никита Михалков и в подмётки не годится Никите пятидесятилетней давности.

Даже больше Никиты мне понравился, наверное, Алексей Локтев. Скромный, приятный, любезный и начитанный паренёк Володя притягивает к экрану своей робостью и тактом по отношению ко всем, с кем общается: и с Колей, и с его родственниками (в сцене, когда он приходит в дом к Коле и его сестра зашивает ему брюки), ну и, конечно, с Алёной (Галиной Польских). В отличие от Коли Вова не такой напористый и наглый. Сразу видно — провинциал. А провинциалы ведут себя несколько иначе жителей столицы.

А вот Саша (Евгений Стеблов) меня весь фильм веселил. Он больше мне напоминал какую-то девчушку, постоянно болтающую с подругами по телефону или названивающую без конца своему парню. Поэтому немного не вяжется его поведение с армией. Собственно, и в армию ему толком-то не удалось попасть. В первый же день после свадьбы Саша скандалит со своей девушкой. Поведение мужчины? Нет. Поведение неопытного 19-летнего парня, коим Саша и является. К счастью, у Саши есть друг Коля, который помогает ему выйти из состояния депрессии.

Кроме главных героев фильм просто пестрит другими, малозначимыми, но заметными киноработами: Владимир Басов меня уморил своими «умными» мыслями в литературе. Я и предположить не могу, что этот «литератор» окажется обыкновенным полодёром (интересное название для мойщика пола). Моя любимая Инна Чурикова сыграла от силы минуты 3, к тому же, без слов. Но с ТАКИМ выражением лица, что не посмеяться было невозможно! А Ролан Быков? Такой молодой ещё, восхитительно сыграл человека, который без конца думал, что его хотят ограбить. Ирину Мирошниченко не признал в роли сестры Коли. Если бы не посмотрел в фильмографии — не догадался бы никогда. А вот Алевтину Румянцеву узнал сразу же. А как иначе? Незабвенная мама Нины из «Карнавала», только на 20 лет моложе. Список громких имён советского кинематографа в этом фильме можно продолжать бесконечно!

Восхитительные виды старой Москвы покоряют воображение: невольно начинаешь сравнивать их с современной Москвой. Здесь и виды Красной площади, и ГУМ, и строительство Нового Арбата, и Собор Василия Блаженного, и Замоскворецкий мост. Москва поистине красива!

Песня «А я иду, шагаю по Москве» вот уже полвека считается классикой. Недаром слова этой песни все знают наизусть с самого детства, хоть фильм, возможно, и не смотрели. Всевозможные каверы на эту песню, которую пели и сам Михалков, и Эдуард Хиль с Людмилой Сенчиной, и группа «Челси», и даже «Ногу свело», подтверждают мои слова, однако до исполнения Никиты, на мой взгляд, так никто и не дотянул. Да и не нужно.

В заключении хотел бы сказать, что это незабвенный фильм, который стОит посмотреть абсолютно каждому. Поистине шедевр советского кино.

Безоговорочная десятка с кучей плюсов!

13 марта 2014

На просмотр меня сподвигла в первую очередь именно одноименная песня, пропитанная летними лучами, остывшими к ночи, приятной болью в ногах от извилистых прогулок и конечно легкой лирической грустью, которая еле видно проходит через весь фильм тонкой нитью, и лишь в конце образует небольшой клубок.

Можно смело сказать, что лирическая комедия была коньком советского кинопрома. Эта картина — тому бойкий пример. Она создает образ Москвы не как белокаменной столицы, а скорее как белокаменной деревушки, где все друг друга знают, и встретить знакомых на улице труда не составляет. Напоминает что действие происходит в крупном в городе фактор времени: столько ярких событий уместились всего лишь в один летний день.

Чем мне так полюбился этот фильм, так это атмосферой. Она во мне вызвала воспоминания о пока не столь далеком детстве, когда все было беззаботно, а за один день можно было прожить целую жизнь. Несмотря на то, что снят он на черно белую пленку, явственно видятся все объекты под летним солнцем.

Мне, как человеку, родившемуся через 30 лет после выхода картины, искренне хочется верить, что хоть доля правды в ней была. И никто не сможет лучше описать этот фильм, чем персонаж Алексея Локтева, характеризующий свой рассказ — маленькую путевку в уютную Москву.

9 февраля 2014

Лирика о молодом поколении

«Просто у нее было все хорошо. Когда у человека все хорошо — это сразу видно». Какие прекрасные слова, пускай и наивные, но зато сколько в них смысла и правды жизни! Эти слова были произнесены в фильме Георгия Данелии молодым сибирским монтажником Володей Ермаковым, начинающим сибирским писателем, который удивился счастью и легкости походки задорной и счастливой московской девушки, ждущей своего любимого человека около аэропорта.

Откровенно говоря, поражаешься советским кинематографом, так как он включает в себя одновременно тяжелые трагичные картины и легкие лирические комедии, в духе «Афони» того же Данелии, Эльдара Рязанова, Элема Климова» Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен», чьи киноленты вдохновляют такой радостью и теплом многие поколения. А бессмертная песня, спетая Никитой Сергеевичем Михалковым, стала неофициальным гимном всей молодежи, который призывает жить легко и относиться ко всему с улыбкой на лице. Именно с улыбкой на лице можно смотреть подобные картины, так как через экран режиссер дает нам ощутить жизнь большого города, его мирскую суету, рабочие московские будни, которые выступили фоном для событий произошедших в этом кинополотне.

В то время многие режиссеры брались снимать такие фильмы, воспевающие жизнь в СССР, которая была для населения легкой и безмятежной. И данный фильм, предназначенный для такой цели — воспеть что в те времена жизнь людей была радостной и счастливой — произвел ошеломительный успех в стране и сделался по праву шедевром отечественного кино. А ведь есть отчего. Смотря» Я шагаю по Москве» вы ощущаете ту погоду, то летнее солнце, светящее на московских граждан, ту теплую и чарующую атмосферу, что окружает этот прекрасный город с его историческими и архитектурными ценностями. Величие нашей столицы прекрасно показал с помощью своего механического «напарника» «лучший оператор в мире» Вадим Иванович Юсов, наш прославленный кинооператор, ныне покойный, к сожалению. Он ухватывал такие моменты городской жизни, что сам ты, зритель, окунался полностью в эту жизнь и становился непосредственным ее участником.

А актерская игра Никиты Михалкова, нашего мэтра Кино, была настолько естественной, что невольно задумываешься, а играл ли он вообще и репетировал ли он перед съемками? Так вошел он в образ. Да по сути там и вживаться не надо, он сыграл в фильме самого себя — задорного веселого юношу, который живет с улыбкой и легкой походкой, как та девушка в самом начале, танцующая на тротуаре. И других не стоит забывать, Владимир Басов, режиссер и актер, здесь имел небольшой эпизод, где показал, по-моему, всю сущность снобов. Галина Польских была очаровательна. Желание такое возникает, глядя на нее, чтобы время остановилось и красота ее не исчезала.

Да и вообще фильм олицетворяет собой то радостное состояние у человека, когда ему все не по чем, когда все жизненные неурядицы и сложности отходят на второй план. Этот фильм о молодости и счастье человека. Именно это хотел показать Георгий Данелия в фильме, сценарий для которого был написан Георгием Шпаликовым, к сожалению рано ушедшему из жизни. Его наследие осталось, где он ясно дал понять, что надо жить и радоваться, несмотря ни на что.

8 из 10

15 декабря 2013

Вы правда невидели?

Фильм Георгия Данелия «Я шагаю по Москве»(1963). Примечательно, что данный фильм входит в «100 лучших российских фильмов 1958—2000гг, по мнению гильдии киноведов и кинокритиков России».

Это, наверное, единственный пример того, когда титры начинаются не с режиссёра, а со сценариста. Геннадий Шпаликов (мне даже как то неловко от того, что Word подчёркивает его фамилию) — наверное, самый гениальный сценарист СССР. По его, совместному с Хуциевым сценарию, была снята величайшая картина «оттепели» и одна из главных картин Советского Союза — «Мне 20 лет / Застава Ильича». Хотя Шпаликов и снял всего лишь один фильм, но он сделал это так, что Антониони (которого мне Word почему-то не подчёркивает) не мог поверить своим глазам, видя, как просто реализовано то, к чему он так долго стремился (речь о финальной, до полного опустошения гипнотизирующей, сцене с баржей). Но «Долгая счастливая жизнь» получилась не простой для восприятия обычным зрителем, плюс были заметны некоторые, очень не привычные для того времени, минусы в актёрской игре.

«Я шагаю по Москве» снят позже «Заставы Ильича» при том, что выглядит, как умело скомпонованная, невероятно лёгкая и позитивная версия, как бы, предшествующих событий шедевра Хуциева. Сюжет как всегда прост: сибиряк, находящийся в Москве проездом, встречает простого советского парня Колю, а затем и его друга Сашу, и следом милую девушку Алёну. На этом уже, в принципе, и всё, а дальше эту троицу, по стандартам, поставят во всяческие, в основном, курьёзные ситуации, напичканные многочисленными диалогами. Но, какие это диалоги! Если закрыть глаза на некую пропаганду «нового союза» на фоне язвительного стёба над «старым», то легко вырисовывается аналогия с «новой волной» Франции. Но, аналогия слишком образна и примитивна, так как, не стоит забывать, что оператором сего многообразия разноплановых эмоций под флагом Шпаликова, является один из самых выдающихся операторов в истории кино — Вадим Юсов (Нюквист-Юсов-Рерберг — понимаете, о чём я? Хотя последний относительно спорная личность). «Солярис», «Андрей Рублёв» и «Иваново детство» — я думаю, этой троицы вполне достаточно (Тарковский вряд ли бы заменил себе оператора, если бы не тот отказ Юсова после неудач с «Белый, белый день», даже находясь в ссоре с Вадимом, Андрей спрашивал совета по «Сталкеру»). Я много раз видел подобную Москву, но такую впервые. Камера Юсова выстраивала такие кадры, что начинаешь сгорать от желания, хотя бы на мгновение, перенестись в этот город того года! Камера в его руках, как перо у классического русского поэта.

Огромное внимание, для современного зрителя, может привлечь одна из первых ролей Никиты Михалкова. Он легко узнаваем и, кажется, совершенно не играет(не потому, что плохо, а потому, что выглядит очень натурально и свободно) А, финальная песня, в его исполнении, известна каждому.

«Я шагаю по Москве» — гениальная по своей структуре картина. Обладая воздушной лёгкостью, то ли благодаря работе Юсова, то ли Шпаликова, несёт в себе довольно серьёзный социально-экзистенциальный подтекст, помноженный на некую комедийность, давая довольно сфокусированное представление о «тех временах».

3 апреля 2013

Прогуляться бы по той Москве…

Классика советского кинематографа. Во многих фильмах на фоне главной истории любви развивается история дружбы. Тут же, наоборот, главная — история друзей, а уже на ее фоне история любви. Дружба давно, знающих друг друга людей, или только что познакомившихся. В истории нет отрицательных персонажей, но это не делает ее менее интересной.

При просмотре хочется улыбаться, наблюдая за персонажами и ситуациями, в которые они попадают и как решают проблемы, помогают друг другу и поддерживая. Посмотрев фильм хочется посетить ту Москву с ее постоянно продолжающейся стройкой и казусными ситуациями. Главные герои — открытые люди, но у каждого свой характер, принципы, которым они не намерены изменять не при каких обстоятельствах. Хороший фильм, содержащий в себе лучшие характеристики советского кинематографа.

2 декабря 2012

Свет

Честно говоря, первый раз сегодня посмотрел этот фильм по доброму совету и с целью наконец-то повысить свой культурный уровень. А то все Друзья, Бойцовский клуб… Удивлен, что фильм понравился. Хотя не в первый раз смотрю фильмы Данелии, но этого интуиция раньше не подсказывала увидеть.

По самому фильму, впечатление в заголовке. Остается чувство легкости, хотя в нем есть и серьезные мотивы любви, наивной веры молодых в простоту жизни, да и просто добрых чувств к героям. Правда поначалу не ко всем, но ближе к концу Коля подрос. Возможно поэтому его нет, потому что подрос. Складывается ощущение, что за время пути он чему-то научился у Володи, да и героиня Польских дает о себе знать. Оказывается, что не все так просто, легко и можно обо всем договориться и рассмеяться. Где-то тут человеческие судьбы мелькают.

Но в целом, много внезапно смешных моментов, от которых за долгое отсутствие хороших фильмов, уже отвык. Поэтому рекомендую всем, кому охота вспомнить ощущения доброй советской комедии, к тому же приправленной тут фантастическим набором актеров и характеров.

10 из 10

7 июня 2012

Шагал я по москве

- Лабертино есть?

— Нет.

- Почему нет?

- Подрос потому что.

Эпиграф к этой статье прекрасно иллюстрирует ценность этой кинокартины. Георгий Данелия снял фильм о такой Москве, которую мы больше некогда не увидим. Наравне с «Покровскими воротами» и «Мне двадцать лет» этот фильм создают зеркало своей эпохи. Я не хочу, сильно распространятся на тему, какую грусть вызывают панорамы города, которого мы потеряли, но разница между тем, что было и тем, что есть, очень велика.

«Я шагаю по Москве» на удивление легкий и по-летнему непринуждённый фильм. По ходу действия мы знакомимся с героями и станем свидетелями незабываемых происшествий. Сюжет, конечно, получился не интригующий, но калейдоскоп событий исчёрпывает все недостатки. Молодой парень Володя, возвращаясь с большой стройки, оказывается проездом в Москве, куда его пригласил писатель Воронин. Там он знакомится с Колей и Сашей и погружается в череду мирских затей, и незабываемых встреч. За весь этот день в Москве он успеет обрести новых друзей и повстречать свою любовь.

Молодёжь, которая представлена в этом фильме это собирательный образ подростков того времени. Посмотрите хотя бы на Володю: добрый, искренний, отзывчивый, стеснительный, комсомолец, в общем, обыкновенный парень. Колька же жизнерадостный, раскованный и общительный. Но главное не это. Главное, что молодёжь в то время была целеустремлённая и знала к чему стремиться. А какая атмосфера. Ну, просто не город, а сказка, где из каждого окна торчит радиола, а во дворе всё ещё играют в домино.

В целом фильм оставляет после просмотра много положительных эмоций. И в первую очередь благодаря персонажам. Один только полотёр Басов, изображающий литературного критика чего стоит. Да и Москва, чего уж там лукавить, действительно кажется центром большой страны. А уж когда её полил дождь, тогда она вообще расцвела в моих глазах. Ну а когда главный герой Никиты Михалкова, поднимаясь по эскалатору вверх, навстречу новому дню, напевает песенку — невольно слёзы наворачиваются, так это трогательно. «Бывает всё на свете хорошо…». И с этим не поспоришь.

23 апреля 2012

« Что талантливо, то ново, что ново, то талантливо» А. П. Чехов

Невероятно увлекательное занятие — пересматривать фильмы, которые ты давно видела и не раз, и, кажется, даже знаешь наизусть. Но дыхание кинематографа таково, что если оно чистое, прекрасное, то это всегда глоток свежего воздуха, всегда какие-то открытия и новые, приятные эмоции, появляющиеся через призму лет, возраста, опыта и прочих аспектов бытия. Глотком кислорода на днях для меня стал фильм, безмерно уважаемого мною, Г. Данелия — « Я шагаю по Москве». Лирическая комедия, помеченная специальным жанром, дабы попасть на советские экраны, действительно комедия и действительно лирическая.

- У вас все хорошо?

- Да.

- Но ведь так не бывает!

- Бывает!

Бывает все на свете хорошо… В чем дело сразу не поймешь. Вот сидела я и думала: В чем дело? О ком фильм? Про что на самом деле история? Что происходит? Самое удивительное — ничего! Сплошная лирика. И про главного героя сказать можно только что-нибудь лирично — сопливое. Прекрасный, удивительный город, коим можно любоваться в огромных дозах. Он как музейный экспонат редкий, чистый, энергичный, веселый, населенный невероятными людьми. Такой город нигде и никогда не увидишь кроме как в кино. Почему я говорю о городе? А тут меня никто не переубедит, ведь главный герой этого фильма — Москва. И ежели сослаться на неких персонажей тогда фильм выйдет пустышкой с куцей историей. А вот в концепцию герой фильма — Москва, укладывается всё. И люди и памятники, и тротуары и все происходящие события. Один чудесный день и невероятный город. Лирика? Да. Комедия? Безусловно.

- Загипнотизированные писатели, контуженые лошади…

Восхитительный актерский состав подкупает и сегодня. Но говорить о ком-то в отдельности не хочется. Все созданные персонажи смотрятся как единое целое, и каждый без исключения лишь дополняет образ главного героя — города. И парнишка — метростроевец, и монтажник из Сибири, и велосипедист с зонтиком, и продавщица ГУМа, и полотёр, и молодожены, и все, все, все. Они искренние, наивные и прекрасные. Мне даже сравнить не с чем, разве что с первой любовью, которая с годами забывается, но если о ней вспоминаешь, то обязательно с улыбкой. Её уже не вернуть, она осталась в своём времени, как и фильм, созданный полвека назад. Но никто не может запретить на пару мгновений заглянуть в прошлое. Да, хронометраж сей лирической комедии ровно пара мгновений.

Возможно, лирика и удел страждущих, но я все-таки рекомендую посмотреть фильм всем. Особенно уже смотревшим! И особенно тем, кому вдруг на днях стало тошно от этого бренного мира. Именно такое состояние отличный повод для просмотра «Я шагаю по Москве».

10 из 10

6 февраля 2012

- Ты че кричишь? — Я пою. — Спой еще…

Бывает все на свете хорошо

В чем дело — сразу не поймешь (с)

Фильм рассказывает об одном дне из жизни советской молодежи, живущей в Москве. О тех временах, когда рассвет можно было встречать, гуляя по улицам, так как машины ездили в тысячу раз реже. Мой сын часто сочувствует мне, понимая (как думается ему), что было скучно, ничего не посмотришь, нет выбора песен, кругом дисциплина … короче скукота. Но, человек — такое создание, что умеет радоваться в любых условиях, тем более, когда он молодой, полон сил и любит саму жизнь. Один день из жизни молодых ребят Москвы мы можем оценить: у каждого были свои стремления, цели, убеждения.

Мне лично понравился герой, которого сыграл Михалков: ему все интересно, он всюду активно подключается, фантазер, с юмором. Например, как найти улицу в Москве? Сразу можно попасть и на «Ивана Сусанина», который насоветует, а можно и на Колю, который сам берется помочь. Правда, за его всезнанием и всехотением время от времени видно ребячество, как в случае с японцем, где он брался быть переводчиком, при том, что понятия не имеет. Но, кругом, где он появляется, мы видим, как высвечиваются более остро хорошие и плохие стороны человека — гражданина, как тогда говорили. Вот он в церкви ищет хозяйку собаки, и иронично идет проповедь: ищите и обрящете. То он по деловому решает, где взять костюм на свадьбу другу, передразнивая его сюсюкание с любимой: ты меня любишь? Да — «да», или да — «нет»? Его друг — это такой тошнотик, что тем не менее не мешало им дружить. Басов отлично сыграл такого всезнайку-домработника-критика, любящего правду жизни (как он говорит), а если есть правда — нет сути (как он думает), но тем самым не верящего в доброту, в любовь (эгоизм — как он думает). Но, мы видели и по-настоящему верящих в лучшее людей, в то, что все под силу. Воров-пъяниц в то время не оправдывали, а их образ на экране выглядел крайне неприятно — с ним боролись все (в том числе и кинематограф).

А больше всего окрыляет, заставляет уезжать за три-девять-земель любовь. За нее ребята борятся, ищут, верят в нее, придумывая всякие уловки, чтоб развлечь девушку, вплоть до загипнотизирования некоторых прохожих (к несчастью контуженных).

Над морем белый парус распущу

Пока не знаю с кем (с)

Коля верил в то, что найдет свою любовь, песня «А я иду, шагаю по Москве» вселяла веру молодежи в то, что все будет хорошо. Думаете, так не бывает? А они верят — бывает!

Легкий, с юмором, светлый фильм — один из моих самых любимых.

4 февраля 2012

«Бывает все на свете хорошо, в чём дело, сразу не поймёшь, а просто летний дождь прошёл, нормальный летний дождь..»

Эти строки, написанные Геннадием Шпаликовым, знакомы каждому жителю Москвы, не считая людей не русской национальности, вы понимаете о ком я. Хотя раньше этот фильм смотрели и они тоже, так как являлись гражданами большого многонационального государства. Эту комедию можно смотреть всем. После просмотра не хочется анализировать, разбирать на отдельные технические составляющие.

Очень простой, весёлый фильм, который и сейчас, спустя пол века, смотрится с удовольствием. На самом деле, открою может быть кому-то секрет, для хорошего фильма не нужно много денег, не нужны спецэффекты, достаточно истории про проезжающего столицу молодого парня. Фильм про крепкую дружбу и влюблённость, фильм, наполненный атмосферой Москвы 60-х, которую актёры с лёгкостью передали. Всё время ждёшь, казалось бы, обязательного конфликта. Но это всего-лишь один насыщенный день из жизни обычного человека. Такие дни имеют место и в нашей жизни.

И такие фильмы должны иметь место в нашей жизни. Так ведь иногда не хватает доброты!

10 из 10

10 ноября 2011

- Свет, скажи, а ты меня любишь? Что «да»? «Да» — Да, или «Да» — Нет?!

Люблю фильмы, которые отражают атмосферу какого-то места. А тут не только место, но и время. Старый добрый Советский Союз. Конечно, далеко не все так было радужно. Но и позитивные отличия у СССР от сегодняшней России тоже были. И совсем не надо о них умалчивать. Люди тогда были другие. Более открытые, добрые, что ли… эмоционально раскрепощенные.

Очень плавно течет фильм. Может, и нет какого-то захватывающего сюжета. Перетекает из мягкой комедийности в серьезность и обратно. Да и серьезность — не депрессивная, как сейчас модно, а такая… оптимистичная мудрость. Снят качественно, без изысков.

8 из 10

28 сентября 2011

Советский, значит хороший.

« А хотите я вас загипнотизирую…?»

Перед тем как написать свой, так сказать, отклик души на данную картину, я конечно же прочитала пару чужих мнений, и…, о да забыла сказать, я уже заранее знала, что большинство из них будут положительны.

А что ещё можно ожидать от советского кино? Серьёзно, каждый раз, когда беру в руки фильм с пометкой, сделано в СССР, я представляю отличную актёрскую игру, режиссерскую работу и много чего еще, но суть даже не в этом! Есть какая-то определённая романтика в этой теме. Не смотря на то, что фильм целиком чёрно белый, он насыщен красками эмоций и прекрасной проделанной работой (абсолютно всех, от режиссера до костюмера!).

Часто замечала, что многие авторы рецензий вдаются в подробности, что ж, пожалуй, и мне стоит попробовать…

Так вот когда я впервые посмотрела данный шедевр, у меня мелькнула определённая мысль в голове, возможно, это две разные истории связанные одним очень ярко выраженным персонажем, Колей. С одной стороны это его новый друг Володя (а в дальнейшем развитии событий ещё и соперник в борьбе за руку прекрасной продавщицы пластинок Алёны, прошу извинить за лирическое отступление). А с другой стороны свадьба ещё одного Колькиного друга-призывника(не могла не упомянуть, уж больно он смешной когда побрился на лысо), так вот хоть эти две истории тесно переплетаются, связывает их только метростроевец Коля. В каждом из сюжетов лежит особый смысл, который, и без моих красноречивых высказываний, найдёт для себя зритель.

А ещё очень нравится девушка, идущая под проливным дождём и парень, пытающийся спрятать её под зонтом. Сама безумно люблю дождь, и эта сцена оставила свой отпечаток в памяти. А может именно этот кадр несёт тайный смысл о том, что жить надо хорошо, и мыслить позитивно, даже если в жизни разлад, а погода на улице прескверная? Пожалуй, именно в эту сцену я вложила для себя особый смысл, но опять-таки для каждого истина своя.

Что ещё хотелось бы сказать о фильме? Безумно много прекрасных слов-откликов и благодарностей Георгию Данелия за отличную работу и тот свет позитива, который освещает тебя не только во время просмотра фильма, но и после него. Советую посмотреть, если вы любите добрый юмор и хорошие фильмы.

9 июля 2011

«Москва — добрый город…

… Каждый, кто приходит сюда с открытым сердцем, найдет здесь настоящих друзей»

Картина 63-го года режиссера Георгия Данелии является одной из самых лучших отечественных фильмов. Эта картина — шедевр. Она легкая, веселая, запоминающаяся. Та великолепная летняя атмосфера московских улиц прекрасно передана актерами. Все они знают свое дело. Герои разные, но, несмотря на это, их объединяет одно — дружба. Пускай не долгосрочная, но самозабвенная, крепкая, настоящая. Вообще в этом фильме, как и во многих других советских фильмах, все настоящее. И именно поэтому на душе становится так же тепло, как и на тех московских улицах 60х годов.

Это фильм-настроение, каждая сцена которого заставляет улыбаться и верить в хорошее. Атмосфера юности, свободы, влюбленности, а главное — дружбы тесно вплетается в сюжет фильма.

А если честно, я давно не видела столь легкого и доброго кино. Смотря этот фильм первый раз, я невольно ждала «наткнуться» на трагичный момент. Но моим внутренним ожиданиям не суждено было сбыться. Единственный печальный момент в фильме — укус собакой одного из главных героев. Но даже эту ситуацию актеры преподнесли комично.

Ну и, конечно же, песня «Я шагаю по Москве» в исполнении Михалкова является главным символом картины. Ведь все-таки, как показала эта картина, «бывает все на свете хорошо».

В заключение скажу, что это поистине доброе кино. Такое, каким оно и должно быть. Такие фильмы обязательны к просмотру.

10 из 10

25 декабря 2010

Я всегда обращала внимание, что советское кино отличается некой степенностью и, какими бы насыщенными не были события, они не скачут, и каждый шаг героев предстаёт перед нами в самом подробном свете. Всё выверено и зрителю не приходиться напрягаться, что бы вникнуть в суть происходящего.

Так и «Я шагаю по Москве» не балует нас динамикой. Фильм действительно напоминает день. Такой длинный и насыщенный день может быть у любого человека. День, когда происходит, что-то значимое, интереснее, необычное. Такие дни оставляют тебя в недоумении и понимании того, что завтра не будет таким же, как сегодня. Что, скорее всего завтра, будет таким же как и всегда. Но такие дни обязаны хотя бы иногда случатся. Ведь они-то и учат нас жить.

В фильме всё собственно и начинается с самого далёкого, но и близкого одновременно — с метро. Как говориться тут всё началось, тут всё и закончится. Именно во время сцены в метро я поняла, что фильм мне понравится. Обязан понравиться. Так и случилось. Фильм оставил исключительно положительное впечатление и, хотя, он лёгкий и невесомый, герою Михалкова искренне сопереживаешь. Вроде бы не такая уж и беда — ну понравился девушке его друг, бывает, да всё-таки неприятно как-то и обидно. И чувство это исходит не из личного опыта, а именно из сочувствия и понимания. И понимаешь ведь не только Колю. Понимаешь и Володю, который не намерен сдаваться без боя. И Алёну, она вроде бы и обидеть никого не хочет, но и нравиться-то не могут оба. Но поистине гениален персонаж Евгения Стеблова. Вот посмотришь на него — и смех, и грех. И понимаешь, и сочувствуешь, а где-то в голове всё крутиться «Уу, дурак!». Его звонки Свете, его возглас «Я думал ты мне друг, а ты мне вот рубашку порвал» и искренняя обида затрагивают, и, хоть в какой-то момент всё же теряешь его из виду, как-то о нём забываешь, но в глубине души хочешь видеть именно эту историю.

Поразительность «Я шагаю по Москве» ещё и в том, что насколько бы прекрасны не были персонажи, сто очков форы им легко даст сама Москва. Она, оставаясь декорацией, как бы выигрывает борьбу за главную роль. Нет, она не затмевает истории людей в ней живущих, но как бы улыбается. Она-то знает, что ещё миллионы таких же как они, с собственными историями, жизнями, трагедиями будут ступать по её асфальту, ещё неисчислимое количество людей уйдёт и придёт, многих она не запомнит, но они-то будут помнить её всегда.

В фильме непринужденность и простота, легко сочетаются с соперничеством и глубокой взаимной симпатией, не отягощая зрителю просмотр. И, даже, не смотря на последнюю сцену, где явственно чувствуется обида, и сожаление фильм заканчивается на поистине светлой ноте. На песне, как бы говорящей, что надежда с нами, в наших сердцах и только нам решать — злиться, или идти дальше. Ведь всё, что ни делается, всё к лучшему, правда?

Самой прекрасной сценой, лично для меня стало звонок Коли Свете. То есть тот момент, когда гости повторяли его слова хором. Эта сцена в какой-то мере может объяснить суть картины — несерьёзно, о самом главном.

Поистине, прекрасное кино.

13 сентября 2010

«Я поэт… Начинающий. — Он шахтёр, метростроевец.»

И снова я пишу о таком фильме, который ничего кроме доброго восторга у меня не вызывает.

Михалков сыграл противоположную своей натуре веселую и суперобщительную личность, как Тихонов в «Дело было в Пенькове», и это у него получилось на все пять с плюсом. Стеблов присоединяется к нему этаким нытиком и невротиком, чем иногда и раздражает Колю. А также добродушный советский гражданин Володя Ермаков, опора будущего, мечтательная и в то же время серьезная продавщица пластинок Алёна. Вот такой чудесный состав и играет молодёжь 1963 года, создавая на века великолепный квартет.

Фильм также богат на цитаты, которые не могу не привести:

«Рисовал лошадь, рисовал?! Аа, сознался! Я контуженный!»

«Вот была у меня любовь. Я ногу сломал, в больнице месяц пролежал, она вышла замуж. За другого. Ты думаешь она меня любила? О, сюжет!»

«Ты живёшь, я живу, хорошая погода и всё.»

«Жалко фотоаппарата сейчас не было. Сфотографировали бы, а карточку твоему брату показали. А что ТЫ смотришь, я не понимаю?!»

«У солдата тяжелая служба, как нужна ему девичья дружба. Мой маленький дружок — любезный пастушок».

«Раз копаем — значит надо, понял?!»

«Я в Москве родился… Я тебе такое могу про этот город рассказать, что ты и не слышал. — А вы случайно не Иваном Сусаниным работаете?»

10 из 10

19 августа 2010

«Я шагаю по Москве» — комедия 1963 года. Режиссёр — Георгий Данелия, снявший до этого полтора фильма. В главной роли — Никита Сергеевич Михалков, для которого эта роль была первой серьёзной в кино. Молодой сибирский монтажник Володя Ермаков (Александр Локтев) рано утром приезжает в Москву ровно на один день. В метро он знакомится с метростроевцем Колей (Никита Михалков), который возвращается с ночной смены. Оказывается, им пути, и Коля на правах хозяина провожает гостя в нужный ему адрес.

По дороге они проходят Чистые пруды, на которых Володю кусает бешеная собака-убийца, за хозяйкой которой Коля идёт даже в соседнюю церковь. Укушенный Володя всё-таки доходит до нужного адреса, однако там никого нет. Знакомых кроме Коли у него в Москвы нет, поэтому он заходит к нему с просьбой подержать вещи до отъезда. Однако Коля по-простецки принимает Володю у себя и даже отдаёт штаны сибиряка своей обалденной сестре (Ирина Мирошниченко) на починку. Чуть позже к метростроевцу заходит его друг Саша, у которого в этот день свадьба.

Сашу отлично сыграл актёр Евгений Стеблов. Лично мне данный гражданин шибко не нравится, но тут роль и актёр прямо нашли друг друга. Саша — малолетний дурачок, который ведёт себя как девочка в период менструации. Все трое — Коля, Саша, Володя — встречаются в ГУМе, где Александр покупает подарок невесте. В ГУМе оказывается, что Володя кроме всего ещё и писатель. Коля наконец-то проникается уважением к сибиряку, которого он поначалу считал валенком. Сашу же напротив искусство не интересует — ему бы «винограду» и «маянезика» успеть купить на свадьбу. Мелкий человечишка!

В ГУМе они знакомятся с продавщицей пластинок Алёной (Галина Польских), которую товарищи приглашают на свадьбу Саши. Она, что интересно, не отказывается, но и не соглашается. Чтобы довести девушку до кондиции Коля и Володя приходят к ней домой. Не застав её там, бегут на площадку в парк отдыха, где она по словам отца проводит вечера. В парке проходит много чего смешного. Например, троица встречает сумасшедшего прохожего (Ролана Быкова), который доставляет им хлопот. Кстати, интересна сцена, где толпа гоняется за вором-карманником — сейчас такого не увидишь.

На момент в парке стоит обратить внимание. Коля участвует в конкурсе «Кто лучше нарисует лошадь». Если посмотреть внимательно, то его соперница — молодая Инна Чурикова. Про неё я знаю одну интересную историю. В 1960 году она приехала в столицу поступать в Щепкинское училище. Экзамены принимал молодой режиссёр Глеб Панфилов. Когда Чурикова — нескладная, конопатая, рыжая деревенская девушка в нелепом сарафане — встала перед комиссией и стала что-то читать, Панфилов встал и закричал: «Где вы нашли это чучело»? Что было дальше — история умалчивает, но через год Панфилов и Чурикова сыграли свадьбу. Вот это любовь!

В конце концов герои приходят на свадьбу к Саше, который почему-то сидит в одиночестве. Саша, как подобает малолетнему дурачку, ссорится через телефон со своей невестой, срывает свадьбу и убегает в военкомат. Коля отрезвляет жениха, мирит его с невестой и уступает Алёну сибиряку Володе.

В конце фильма Коля провожает Алёну и Володю на станции метро «Университет», после чего, распевая песню «А я иду, шагаю по Москве», уходит на ночную смену — строить метро.

Признаюсь честно, давно не видел такого лёгкого и весёлого фильма. Даже «Амели» по сравнению с этой лентой — готический трешак о разлагающихся трупах. Режиссёр метко попал в настроение эпохи (оттепель), в желания молодёжи, а также в актёров. Коля замечательно сыгран Никитой Михалковым. Малолетний дурачок Саша отлично сыгран плохим актёром Стебловым. Да и остальные артисты знают своё дело и играют как надо. Это заслуга режиссёра, ибо только его талантом меряется игра актёров.

По сумме отличный советский фильм. Шедевр. Смотреть можно всем.

10 из 10

18 апреля 2010

Я думал ты мне друг, а ты мне вот рубашку порвал

Советский кинематограф вообще отличается огромной многогранностью. В нём есть как тяжелые военные драмы, так и весёлые комедии. Так вот этот фильм относится всё-таки к лирическому жанру, но настолько лёгкому, и одновременно прекрасному, что прям нет слов.

-Бывает всё на свете хорошо…

В финальной песне героя Никиты Михалкова как раз и заключён смысл всего повествования. То, что у этих людей всё хорошо. Как бы это банально не звучало, но гладя на этот фильм, действительно создаётся такое впечатление. Ни одной грустной нотки. Хотя начиналось всё не особо весело, с того, что Володю, который был проездом в Москве, покусала собака. Это, пожалуй, самый грустный момент фильма, но одновременно показан настолько комично, что это сразу нивелируется.

А я иду, шагаю по Москве…

Но, не смотря на это, хоть фильм и снят настолько легко, насколько это может быть, в нём ещё и отлично показана социальная подоплёка. Мы ходим вместе с героями фильма по улицам Москвы, видим много людей, событий. Тут как бы показан весь дух Москвы того времени. Вся её душа. Всё без фальши. Жалко, что фильм коротковат. Всё-таки час и десять минут это маловато. Но зато он предельно насыщен событиями, нет ничего лишнего.

А всё-таки, не смотря на то, что многие считаю Никиту Михалкова только лишь режиссёром, но, тем не менее, это прекрасный актёр. Конечно, это не такая шедевральная роль, как в фильме «Собака Баскервилей», но всё равно очень здорово. Хоть немножко и простовато, но под стать фильму. А певец он всё-таки модный. Что «А я иду, шагаю по Москве», что «Мохнатый шмель», эти песни уже давно стали классическими. Ещё хотел бы отметить Владимира Басова. Хоть у него была и совсем маленькая роль, но с ним был связан самый комичный момент фильма.

Фильм — шедевр лирического жанра. Один из лучших его представителей. Когда не хочется грузиться очень тяжелыми фильмами, или глупыми комедиями, я всегда смотрю этот фильм, так как он всегда отлично поднимает настроение. Так что если Вы вдруг загрустили, то бегом смотреть этот фильм.

10 апреля 2010

Этот фильм пахнет мокрым асфальтом, сладкой ватой и вечерними сумерками.

И у вас все хорошо?

- Очень!

- Но ведь так не бывает!

- Бывает

Фильм невесомый. Такой летний, такой приятный, легкий, свежий. И пусть он даже не цветной, но я вот как-то ощутила все эти краски. Такой яркий жаркий день. Такие теплые сумерки, как черничный сироп. Огни в парке, пестрая толпа на улице. Все что там показано, будто знакомо: и радио на весь двор, и поливальные машины, и крики под окнами. Хотя откуда мне все это знать? Наше поколение так не делает. У меня даже мурашки пошли от момента, когда девушка идет босиком под дождем. Ах, как же это замечательно!

- Красивая?

- Ну не то чтобы красивая, симпатичная. Очень похожа на все девушек 63 года

Кино с действительно приятными, забавными ситуациями. Пусть, после них не разрывается живот от смеха, но настроение поднимается! Чего стоит один эпизод с китайцем-японцем или эпизод с Роланом Быковым, смешной, но в одно время очень важный разговор Ермакова и полотера, выдававшего себя за писателя.

— Скажи ей, что я подлец

- …И просит передать, что он идиот

Забавные ситуации, смешные люди, и свобода! Никаких проблем, никаких забот и жизнь кажется легкой, как тополиный пух. Кино для отдыха. Кино для удовольствия. После него действительно хочется петь!

«Бывает все на свете хорошо.

В чем дело сразу не поймешь,

А просто летний дождь прошел.

Нормальный летний дождь»

25 февраля 2010

Комедия Я шагаю по Москве появился на свет в далеком 1963 году, более полувека тому назад, его режиссером является Георгий Данелия. Кто играл в фильме: Алексей Локтев, Галина Польских, Евгений Стеблов, Арина Алейникова, Валентина Ананьина, Светлана Беседина, Вероника Васильева, Н. Лихобабина, Евгения Мельникова, Ирина Мирошниченко, Анна Павлова, Ирина Скобцева, Данута Столярская, Ирина Титова, В. Бабенко.

Страна производства - СССР. Я шагаю по Москве — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.