Бесконечная ночь
Die endlose Nacht
7
1963, драма
Германия (ФРГ), 1 ч 25 мин
В ролях: Харальд Ляйпниц, Луиза Мартини, Пауль Эссер, Вольфганг Шпир, Вернер Петерс
и другие
Дополнительные данные
оригинальное название:

Бесконечная ночь

английское название:

Die endlose Nacht

год: 1963
страна:
Германия (ФРГ)
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , ,
видеооператор: Ганс Юра
композитор:
художник: Кристин Виртел
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 8 мая 1963 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 25 мин

Отзыв критика о фильме «Бесконечная ночь», 1963

Уроки созерцания

Полупустой вагон метро, длинный тоннель.

Меня везёт ночной экспресс в старый отель.

И пусть меня никто не ждёт у дверей,

Вези меня, ночной экспресс, вези меня скорей…

(К. Кавалерян, Е. Хавтан)

Представьте рабочий день. Утро. Прохожие на улице. Все куда-то идут (на работу, на учёбу). Идут рядом, но в то же время каждый сам по себе, по своим делам. Вроде бы вместе, но порознь. Каждый словно в своём мире. Идёт, не обращая особого внимания ни на других людей, ни вообще на мир вокруг (особенно если куда-то спешит или если дорога хорошо знакомая). Идёт как бы чисто механически, “на автомате”. И только что-то особенное, что-то из ряда вон выходящее может заставить человека остановиться и посмотреть по сторонам...

Например, таким неожиданным препятствием на распланированном маршруте может стать туман для пассажиров в аэропорту. Рейсы задерживаются, переносятся. Планы разбиваются. А пассажирам приходится из “автоматического режима” переходить в “ручной”: сначала это беспокойство, напряжённое ожидание, паника, надежда на скорое возобновление рейсов, постепенно угасающая. Потом — “проживание” этой долгой остановки. А это значит искать способы как-то приятно скоротать время или же просто пойти поесть и поспать, это значит пытаться как-то разрешить возникшие как снежный ком проблемы или же просто принять ситуацию и махнуть на всё рукой... а для кого-то неожиданная пауза становится возможностью остановиться и подумать, лучше разобраться в себе. Об этом и фильм.

Не вижу смысла ещё подробнее пересказывать содержание, перечисляя отдельных задержавшихся в аэропорту героев и приводя их истории. Кого заинтересует — тот сам всё посмотрит. Отдельные сюжетные линии не так важны. Вернее, они важны, но важны все вместе, в совокупности, в переплетении, из которого как раз получается фильм. Зритель — словно сторонний наблюдатель. Ему даётся возможность понаблюдать за людьми, которые оказались в ситуации, суть которой — неожиданная остановка, пауза на неопределённый срок. Пауза посреди распланированной жизни... Как говорится, человек предполагает, Бог располагает. И героям фильма пришлось вполне прочувствовать эту пословицу на себе. Да и кто хотя бы однажды с этим не сталкивался, с “неожиданной остановкой”? Поэтому фильм кажется каким-то близким. Не чрезвычайно интересным или увлекательным, а именно близким. Таким, за которым приятно провести час-два времени, словно в неторопливом размышлении, рассуждении с самим собой, созерцании...

Кстати, вы слышали, что у японцев в школе есть уроки созерцания? Как я понял, это когда детей выводят на природу, чтобы... смотреть, учиться находить красоту... Идея интересная, но мне как-то сложно представить, как проходят эти уроки. А вспомнил я вдруг о японцах потому, что смотреть этот фильм — это тоже в некотором смысле значит созерцать. Созерцать не самый простой, но всё-таки обычный день из жизни обычных людей. Слушать рассказ о “на нас похожих, смешных чужаках”, о “таких далёких, таких знакомых и чужих существах”.

Туман в фильме — причина остановки на пути пассажиров. В то же время сам фильм — это как бы остановка для зрителя, в течение которой можно сопоставить себя с пассажирами. И не то чтобы представить себя на их месте, но лишь допустить нечто подобное и с собой. Принять возможность того, что ты тоже мог бы оказаться в похожей ситуации... И потому фильм как бы сближает. Сближает зрителя с героями...

Но также сближает и героев фильма друг с другом! Они вроде бы остаются порознь, но уже вместе. Объединённые общим несчастьем. Условности уходят, границы стираются. У всех у них были какие-то планы, которым уже не суждено сбыться, всем им предстоит как-то пережить ночь в аэропорту посреди тумана... Со мной никогда не было ничего подобного. Я имею в виду, никогда не был среди группы людей, “запертых” вместе из-за какой-то неприятности. Поэтому не хочу больше городить слов. Но хочу верить, что хотя бы отчасти я смог понять, что чувствовали персонажи фильма... Помните момент в фильме 'Титаник', когда стал играть оркестр? Оох...

В общем, такой вот фильм. Обычный фильм про обычных людей. Которых неожиданный туман заставил ощутить свою “обычность”, увидеть, чего могут стоит их планы и ожидания... Что же, получается, смотреть этот фильм — это чтобы тоже смириться и почувствовать свою незначительность? Нет, смотреть этот фильм — это чтобы увидеть, как пролетающая по зимнему ночному небу случайная снежинка похожа на маленькую звёздочку.

31 июля 2023

Драма Бесконечная ночь появился на свет в далеком 1963 году, более полувека тому назад, его режиссером является Уилл Тремпер. Кто играл в фильме: Харальд Ляйпниц, Луиза Мартини, Пауль Эссер, Вольфганг Шпир, Вернер Петерс, Ханнелоре Эльснер, Фриц Ремонд мл., Вальтер Бушхофф, Коринна Ральс, Александра Стюарт, Брюс Лоу, Марио Адорф, Лоре Хартлинг, Рольф Хадрих, Реча Джангманн.

Страна производства - Германия (ФРГ).
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.