Одиночество бегуна на длинную дистанцию
The Loneliness of the Long Distance Runner
7.5
7.5
1962, драма, спорт
Великобритания, 1 ч 44 мин
В ролях: Майкл Редгрейв, Том Кортни, Джо Робинсон, Топси Джейн, Джулия Фостер
и другие
Картина рассказывает о Колине Смите , юноше, приговоренном после ограбления булочной к пребыванию в исправительной школе. Директор школы верит в реабилитационные возможности спорта и, узнав, что Колин - прирожденный бегун, уговаривает его тренироваться, чтобы иметь возможность участвовать в местных состязаниях, что обеспечит ему особые привилегии в случае победы. Большая часть фильма занята тренировками Колина, во время которых он и вспоминает о событиях, людях и взаимоотношениях с ними, которые привели его к такому итогу. Наступает день соревнований, Колин легко побеждает соперников, но у самого финиша выкидывает совершенно неожиданный финт...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Одиночество бегуна на длинную дистанцию

английское название:

The Loneliness of the Long Distance Runner

год: 1962
страна:
Великобритания
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Уолтер Лассали
композитор:
художники: Ральф В. Брайнтон, Софи Дивайн, Эдвард Маршалл
монтаж:
жанры: драма, спорт
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 27 сентября 1962 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 44 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, спорт

Постеры фильма «Одиночество бегуна на длинную дистанцию», 1962

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Одиночество бегуна на длинную дистанцию», 1962

От бегства к бегу

Фильм британского режиссера Тони Ричардсона «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» (1962) про социальный протест молодого «рассерженного» поколения британцев против несправедливого общественного устройства, одновременно это и философское высказывание о достоинстве, свободе и праве личности выбирать свой путь.

Колин Смит, парень из рабочей среды, после очередной проделки попадает в исправительное учреждение. Главные методы перевоспитания: труд и спорт. Во время пробежки у Колина раскрывается талант — в нем есть все задатки хорошего бегуна. Между тем, приближается состязание с привилегированной школой; для директора исправительного интерната это шанс показать значимость своей системы обучения трудных подростков. И Колина начинают активно готовить к забегу. Ему предоставляется уникальная возможность покидать закрытое учреждение — совершать по утрам одинокие длительные пробежки в лесу. Он бегает и вспоминает свою жизнь: смерть отца-чернорабочего от тяжелой болезни; мать, сразу пригласившую в дом другого мужчину; девушку, которую Колин полюбил и поверял ей свои мысли о том, что он хочет жить иначе, не как его семья и окружение, не зависеть от денег и не надрываться на тяжелой работе. Однако, когда в семье заканчиваются деньги, которые его мать получила в качестве компенсации за смерть отца и которые тут же потратили на телевизор и другие безделушки, забыв купить пальто Колину, он идет на воровство, т. е. снова пытается деньгами — чужими! — заткнуть душевный сквозняк.

Во время этих утренних пробежек что-то меняется в сознании Колина, он вспоминает, как рассказал своей девушке, что в детстве мечтал потеряться, но скоро понял, что потеряться совсем невозможно; и вот он стал убегать (он и объясняет свое попадание в интернат тем, что недостаточно быстро бежал от полиции). Но теперь его бегство становится бегом. Во время состязания где-то на половине дистанции Колина охватывает странное состояние то ли злости, то ли отчаяния — словно он уже бежит не по лесу, а сквозь свою жизнь, пытаясь обогнать ее, выбежать за границы начертанных ему условий. И он вырывается вперед, оставив соперников далеко позади себя. Но что впереди? Впереди финишная лента, слава победителя и удовлетворенные за счет Колина амбиции директора интерната. О да, Колина Смита ждет карьера успешного спортсмена, ему будут аплодировать трибуны, на него — как на скаковую лошадь — будут делать ставки богачи и авантюристы, в 32 его ждет богатая пенсия и легкие, превратившиеся в «ажурные кружева». Заманчивая перспектива для паренька из рабочего поселка. Ведь если скучающее общество, равнодушное ко всему, кроме блестящих безделушек, решает кому-то оказать милость, разве найдется человек, который откажется от его данайских даров — денег, славы и слепого ему повиновения? Колин Смит отдает свой приз другому. Он выбежал — почти вылетел — за границы рабочего поселка, но он не влетит в другую клетку. Он сам себе выберет маршрут — это будет длинная и сложная дистанция, и он пробежит ее в одиночестве, если достоинство и свободу можно сохранить только так.

В картине, как и во многих других фильмах рубежа 50—60-х гг., блестящая операторская работа. Черно-белая пленка фактурно выделяет лица, выражения, глаза героев, документируя до мельчайших подробностей человеческие эмоции и взаимоотношения. Пейзаж минималистичен, не отвлекает своей красотой — как было бы в цвете — он гармонично встраивается в переживания и воспоминания героя, создавая единое пространство жизни Колина Смита, за пределы которой он пытается выбежать. Том Кортни привнес в образ главного героя индивидуальность и глубину. Если в книге Алана Силлитоу, по которой снят фильм, Колин кажется чрезмерно болтлив (книга представляет собой поток сознания героя-подростка в духе Холдена Колфилда), то в кино он молчалив, порой язвителен и хитер, резкими чертами лица он напоминает дикого волчонка: сосредоточен и свободолюбив, раним и горд, жесток и беззащитен.

Фильм «Одиночество бегуна на длинные дистанции» имеет, прежде всего, философский и социальный смысл. Но в картине при желании можно разглядеть и предысторию массового увлечения бегом, которое началось в 70-е и продолжается до сих пор. Ведь если пафос сопротивления обществу сейчас может быть и непонятен, то позиция Колина Смита вполне соответствует современной идее бега как образа жизни. В то же время нельзя не отметить, как наивно и неправдоподобно выглядят и тренировки Колина (он совсем не прокачивает мышцы, только бегает кроссы по утрам), и само состязание. Дистанция, которую пробегают участники, совсем не длинная — всего 5 миль (8 км), хотя и сложная (пересеченная местность с болотами и холмами), но у Колина шансы победить с самого начала забега гораздо выше: и потому что он легче соперника, и потому что хорошо знает местность, тренировался здесь каждое утро, следовательно, понимает, как правильно разложить силы по дистанции, что, собственно, и делает: соперник рванул с первых метров вперед и, естественно, к середине пути уже выдохся, а Колин сберег силы на трудных участках и выбежал вперед уже на дороге. Т. е. Колин не совершил чего-то сверхъестественного, а победил тактически. Но, конечно, такая высокомерно-спортивная оценка фильма не выдерживает никакой критики, хотя тоже имеет место быть.

4 апреля 2020

Протест ради протеста

Где границы собственной свободы и осознанного подчинения общим правилам? Главный герой не понимает даже зачем бегает, да и не стремится понимать. Жизнь рабочих окраин не слишком привлекательна, семейного благополучия нет, как нет и понимания в семье. Работать как отец за пять фунтов в неделю молодого человека не вдохновляет. А что делать? Что-нибудь.

В обществе насыщенном правилами, регламентами, традициями, ожиданием подчинения и лояльности выход за границы, противопоставление себя системе может быть подвигом. Маленьким, внутренним, но ясным посланием — я не винтик, я человек, у меня своя воля, я играю по своим правилам. Но для этого нужно иметь хотя бы концепцию себя как человека — зачем, для чего, что ценно, что важно, где принципы. Главному герою сложно это осознать, взглянуть на себя со стороны, определить свои ценности. Его протест — ради самого протеста. Бунтарство без плана, без понимания последствий и целей. Есть то, что не нравится. Есть план притвориться, а потом показать в конце, что оказался притворщиком. Но когда маски сброшены, а в судьбе ничего не поменялось, и остался тем же человеком и в той же обстановке — считать ли такой протест успешным? Сделать себе хуже только ради того, чтобы показать, что не желаешь себе добра? Интересный выбор. Но бесцельный. К чему придет герой с таким еще незрелым пониманием протеста — назло маме пролью на себя компот? Представляется, у героя не очень радужные перспективы — сгореть по глупости или выгореть внутренне, погрузившись в болото повседневности. Как почти все вокруг.

Визуально фильм хорош. Черно-белый кинематограф к концу своей активной жизни достиг максимума. Картины жизни без прикрас рубежа 50—60 годов отрезвляют — восторженно-модное романтическое представление о «свингующих шестидесятых» тускнеет. Фильм достоин просмотра, но какого-то прорыва или исходящего от него импульса зрителю ждать не стоит.

7 из 10

21 марта 2016

Бежать, чтобы жить

Режиссер Тони Ричардсон родился в маленьком английском городке Шипли графства Йоркшир. Литератор Алан Силлитоу — в бедняцком квартале Ноттингема. Ричардсон и Силлитоу — одногодки. Дожив до 33 лет, эти джентльмены объединили идеалы Новой волны английского кино и «рассерженных молодых людей», чтобы рассказать историю внутреннего бунта юноши Колина Смита.

Смит — бегает. Не столько на соревнованиях, сколько от полиции. Как он оказался в исправительной школе? «Бежал недостаточно быстро», — отвечает сам Колин. Директор школы уверен, что юных нарушителей закона на путь добропорядочности может вернуть только спорт. А его идея Фикс — победить в соревнованиях по кроссу представителей частной школы, где учатся детишки британских сливок общества. В один из дней, главной надеждой в беге становится именно Колин Смит. Но юноша понимает, что его победа станет победой не мальчишек, а администрации.

Ричардсон и Силлитоу создали очень яркую и бескомпромиссную историю. Естественно, она не только о нравах исправительных учреждений. Она — о цене свободы и месте каждого из нас в этом мире. О компромиссе, лицемерии, растерянности и нонконформизме. Это история — о настоящем!

«- Это тяжело объяснить, но я всегда понимал, что нужно бежать. Бежать без особой цели, через поля и леса. И финиша на самом деле не существует, даже если по крикам толпы кажется, что он уже совсем близко. Это и есть одиночество бегуна на длинную дистанцию».

10 из 10

26 сентября 2014

SFF: Великобритания

Ноябрьская британская программа уже дважды огорчила меня своими фильмами, поэтому я перестал питать иллюзии, что она сможет меня приятно удивить чем-то. Собрав остатки своей воли, я взялся за фильм, который получил самый низкий балл от автора этой подборки. Меня удивляет его высокий рейтинг. Я знаю, что есть любители классического кинематографа. Но неужели их так много? Это же один из самых нуднейших фильмов, которые мне довелось посмотреть в рамках SFF. Соперничать с ним в этом может разве что польский «Пепел и алмаз» и иранско-таджикистанский «Секс и философия», которые я тоже кое-как высидел до конца.

Если бы меня попросили выбрать название этому фильму, то я бы выбрал «Одиночество бегуна против ветра», поскольку это принципиальная жизненная позиция главного героя. Колин Смит попал в исправительное учреждение по обвинению в краже. Там готовятся провести соревнования среди бегунов. Способности молодого парня к легкой атлетике не остаются незамеченными, что делает его фаворитом в глазах директора. В виде флэшбэков нас возвращают к старту, откуда мы проследим весь путь главного героя, который привел его к такому финишу.

Главный герой совершенно не понравился. Ну, это в стиле «все люди, как люди, а я д`Артаньян». Он сам создает вокруг себя это одиночество, потому что делает всё наоборот. Когда вся семья весело тратит денежное пособие после смерти кормильца, он сжигает купюры. Когда все собираются смотреть телевизор, он уходит. Когда благоразумные люди пытаются найти работу, он ворует и спускает деньги на всякую ерунду. Даже когда в исправительном учреждении все стараются получить привилегии от начальства, он специально лезет на рожон. Так зачем его жалеть? Это же его собственный выбор. Да и поводов для гордости в том, что ты писаешь постоянно против ветра, лично я не вижу. Если ты поступаешь благоразумно, то это не делает тебя частью стада.

Лично у меня погружения в атмосферу фильма не случилось. Сначала я смотрел его в горизонтальном положении, но почувствовал, что от такого «увлекательного» сюжета меня клонит в сон. Потом я решил встать и заварить себе крепкий чай, но и это не помогло мне заинтересоваться происходящим на экране. Последние 20 минут я поглядывал на часы в ожидании концовки. Я ее дождался. Финал вполне предсказуемый. Что ж, я тоже попробую пойти против масс, поэтому ставлю фильму заслуженную единицу, ибо я в упор не вижу, чем тут можно восторгаться. Скучнейшее кино, которое никому никогда не стану советовать.

1 из 10

6 ноября 2013

Бегущий человек

Колин Смит обладает завидным талантом к бегу, показывая истинный класс как на короткой, так и на длинной дистанции. Спринт ему нужен для того, чтобы ускользнуть из рук полицейского, а выносливость помогает сбежать от преследования, петляя по улицам родного рабочего поселка. Истинный чемпион, который однажды, впрочем, пришел лишь вторым, но вместо серебряной медали получил путевку в соответствующую исправительную школу. Управляющий этим заведением убежден, что общественно полезный труд и спорт — идеальный способ превратить закоренелого преступника в социально-ответственного индивида. Вот заключенные и занимаются преимущественно уборкой сада и физкультурой, что делает тяготы жизни в заключении вполне сопоставимыми с бытом среднестатистического пионерского лагеря. Тем временем приближается большое соревнование между арестантами и воспитанниками местной спортивной гимназии. Гвоздь программы — бег по пересеченной местности, и у начальника на Колина большие планы…

Очень показательно, как разделились мнения западных и советских критиков по этому фильму. Британская пресса отметила очевидную топорность социального посыла и нарочитый пролетарский пафос, в то время как самая пролетарская страна советов с радостью одобрила «Одиночество бегуна», разоблачающего прогнившее буржуазное общество и демонстрирующее становление личности через спортивные достижения. Рассерженные молодые люди Великобритании обратили свое внимание на рабочий класс, а значит, прогнило что-то в пусть не в датском, но все же королевстве. Кухарки еще не готовы управлять государством, а булыжники не выкорчевываются из мостовых, но Тони Ричардсон и подобные ему уже демонстрируют желание бежать от этого строя, где все деньги достаются боссам, а честные люди должны самым нечестным образом лезть в окна чужих домов и воровать чужие деньги, чтобы первым классом отвезти свою девушку погулять у моря.

Режиссер готовится дать звонкую пощечину капиталистическому обществу, но промахивается, и звонко бьет себя ладонью в лоб. Его Колин Смит не вызывает ни симпатии, ни сочувствия, в отличии, например, от маленького человека в итальянском неореализме. Он глуп, ленив и задирист. Получив возможность устроиться на завод, Колин с презрительным видом отметает это предложение, предпочитая воровство работе на хозяина и гулянки с драками честным рабочим будням с пятничным пивом в пабе. Его побег от общества — бунт капризного юноши, чуждого ответственности, всегда голосующего «против». Другое дело, что оторваться от социума зачастую значительно проще, чем попытаться выжить в нем. Своеобразный дауншифтинг бомжей с городской свалки, добровольно выбирающих свой путь стать не таким, как все.

Вот уже видна финишная черта, и помешать Колину победить может только он сам. Каково будет его решение? Выиграть, постараться чего-то добиться в этой жизни, сделать первый шаг на пути к чему-то большему или остановиться, выбрав бессмысленный бунт против общества, пустоту и одиночество бегуна на длинные дистанции? Что бы он ни выбрал, фильм достоин остаться в истории как минимум из-за того, что это первая роль Тома Кортни, будущего двукратного оскаровского номинанта. По меткому определению журналиста английской Times, «его голос — это грохот посреди непрекращающегося городского шума, лицо такое же жёсткое и пустое как тротуар, а глаза так же темны и невыразительны, как выбитые окна в заброшенной мельнице». Английский маленький человек, Аккаттоне, пропитанный ноттингемскими туманами. Финиш на расстоянии вытянутой руки, публика скандирует: «Беги, беги», и осталось сделать лишь несколько шагов, чтобы добиться первой в жизни настоящей победы.

6 октября 2012

Your own personal loneliness

Бег всегда был серьезным делом в нашей семье. Особенно бег от полиции. Это понять трудно. Я только знаю, что должен бежать, не зная, зачем бежать через поля и леса, под идиотские крики толпы. А финиша не видно. Вот так ощущаешь одиночество бегуна на длинные дистанции.

Как говорит мне Википедия и другие информационные сайты, «The Loneliness of the Long Distance Runner» стал английской классикой новой волны, фильмом, использующим образ одиноко бегущего человека и сделавший его в дальнейшем популярным в кинематографе. Я ничего этого не знала, когда начинала его смотреть, мне просто очень понравилось его название. А вот с ним тоже не особо понятно, следует ли говорить «…на длинные дистанции», что теоретически правильно, или же под одной очень длинной дистанцией мы подразумеваем дорогу нашей жизни.

Тема жизни низов общества, детей из неблагополучный семей, женщин и мужчин, вынужденных горбатится за гроши, опустившихся интеллигентов всегда казалась мне интересной в кинематографе и достойной внимания. «The Loneliness of the Long Distance Runner» как раз из этой категории фильмов.

Бег. Те, кто когда-либо долго бегал в одиночестве, знают, что во время прохождения дистанции минуты растягиваются в часы, и в голову приходит множество идей, воспоминания, собравшись в кучу, пульсируют где-то сзади черепной коробки. Так и в фильме сцены бега постоянно прерываются флешбеками: кричащая на детей мать, болезнь отца, деньги, выплаченные после его смерти и так небрежно потраченные на шубки и ковры все также орущей матерью, друг по несчастью, светлое пятно — девушка, его девушка, затем воровство, его арест. Бег — единственное, за что ему была дарована временная свобода.

Ребенком я часто пытался потеряться, но вскоре понял, что потеряться совсем нельзя. Но это я понял позже.

Еще он протестует. Против системы, когда один работает, а его начальник зарабатывает, против порядков, которые устанавливает дома любовник его матери, против законов исправительного учреждения, против несвободы. Но его проблема в том, что он не знает, что ему делать. Сейчас он отрицает и разрушает, хотя сцены с девушкой говорят о том, что он может и созидать, проявлять участие и заботу. Ему остается либо опустить руки и смириться, либо бежать в одиночестве по жизни, не зная куда приведет его дорога и сколько камней полетят ему в спину, бежать с призрачной надежной, что это и есть свобода.

17 июня 2012

Одиночество, как универсум

Фильм смотрел по наводке знакомого, был настороже при просмотре, но в итоге не разочаровался. Редка сама тема — вектор жизни простого, заурядного, рабочего человека в стране буржуазного золотого миллиарда.

Год выпуска объясняет многое. Тогда и рабочие коренной национальности водились, и после войны, вправившей мозги английской нации на некоторое время, прошло немного времени. Не так давно отменены карточки на продовольствие, например. Любой фильм — не сухое научное исследование внутренних причин и поиск обратных связей. В нём естественным образом присутствует мнение автора о том, как неизбежно всё должно было произойти и произошло. Но цель съёмок обычно — удовлетворить зрителя в том числе. Отсюда и учебником британской жизни картина не является.

Фильм — рассказ о небольшом промежутке жизни молодого английского парня из промышленного города. Естественным течением дел он, как соломинка в мощном потоке, увлекается, по единственному предназначенному для массы воды, и всех граждан страны, пути. Но это — внешняя канва событий. Внутренний-же мир героя пытается противодействовать этому современному, но не менее сильному, чем для древне-греческих героев (см. «Фиванский цикл», «царь Эдип» и т. д.), року. И конфликт показан органично и целостно, с деталями, придающими достоверность. Создаётся определённая атмосфера происходящего. Картина чёрно-белая, и происходящее тоже выражено в 256 градациях серого, выражаясь профессиональным языком обработчиков космических изображений. Не дай бог раскрасить, это будет полная глупость и разрушение идеи.

Грамотный сценарий, скорее всего, многим обязан книге-прообразу. Возможно она, книга, шире доказывает свои выводы.

А мы пока видим только то, что предоставлено фильмом. Он же утверждает — человек, как личность, в западном обществе вынужден либо существовать в стае, охотящейся за кем-то, и не дай бог попытаться сбежать, либо он заранее обречён на одиночество и роль жертвы. Объединяться в стадо, да ещё для сопротивления стаям — самое большое кощунство для руководства этого общества (впрочем, в фильме не об этом). Никто его не понимает — ни мать, ни лучший друг, если такой термин применим вообще для западного менталитета, основанного на эгоизме и частной (т. е. опять таки эгоистической) собственности. Не поймут его и государственные органы, полиция-ли то будет, или Исправительно-Трудовое Учреждение. Впрочем, в их задачи там понимание и не входит. Они просто выполняют заданную давным-давно функцию принуждения.

И неплохой, в общем-то от природы, только что-то сформировавшийся юный гражданин и человек уже обречён и приговорён. Его заключение в ИТУ после первого же заурядного для общества потребления деяния (мелкой кражи), выглядит более чем естественным ходом событий. Внутри ИТУ всё тоже крайне естественно. И там всё до боли напоминает устройство внешнего общества, с его чёткой послойной дифференциацией.

Единственная отдушина героя — это спорт. Как мы знаем, или как нам внушили (Конан-Дойль в «Приключениях бригадира Жерара» и пр.), англичане помешаны на любви к животным и спорте. Так и здесь :o) Начальник тюрьмы любит спорт и спортивную команду своей колонии. Остальное его интересует постольку-поскольку. Всё в колонии идёт по заведённому порядку. Жизнь размерена, выхолощена и умерщвляет любое отклонение в любую сторону. Живой человек, каким показан герой, совершенно одинок, как был-бы одинок любой из нас среди роботов. Его не угнетают отдельные люди, его угнетает сама система, сама жизнь, собственно. Вернее, её строй, её суть. И герой сопротивляется. Для него сопротивление замораживающему дыханию строя — и есть жизнь в его понимании. Сопротивление одинокого человека в условиях подавляющего превосходства нечеловеческой системы — что может быть более безнадёжным и глупым с т. з. западного рационализма? Но герой сопротивляется и даже побеждает в частном эпизоде. Этот эпизод и служит оптимистичным финалом всей этой достаточно печальной истории!

А ведь его окружают, в среднем, тоже неплохие люди по природе люди, что весьма любопытно. Но и они — заключённые системы, вынужденные исполнять, привыкшие подчиняться и уже считающие, что так и нужно. Они не думают, они — исполняют. Исполнительная система, стандарты поведения, исполнение без понимания!

И, невзирая на некоторую уныние, которое охватывает при просмотре и возникающем понимании идей книги и фильма, сцены тренировок этого парня — одни из самых оптимистичных и радостных моментов во всём западном кинематографе, по моему личному мнению. Только ради них, впечатления, которые они создают, стоит посмотреть фильм! Целиком, конечно, чтобы не терять контекст.

Так почему-же одинок наш бегун на длинные(ую) дистанции(ю), согласно названию фильма, в частности? Потому-ли, что летит он вне стен родного ИТУ в полном весеннем одиночестве, выпущенный руководством на честное слово, для будущей вящей славы ставшего временным местом проживания ИТ Учреждения? Но одиноким можно быть и в толпе. Вот это-то ментальное одиночество человека, как частички человечества, а не отдельной личности, и попытался показать, на мой взгляд, режиссёр. Слово loneliness из названия чётко, кстати, отражает эту самую идею. Это — не одиночество в смысле пространства, а одиночество в смысле социума, духовности и менталитета. Не дай нам бог всем оказаться в этом своеобразном ИТУ со стенами в виде границ нашей родной страны, где человек (любой, а не избранный из состава очередной стаи) мог, и ещё сможет (в светлом будущем), жить и широко и душевно и радостно!

P.S. Вообще то в спорте есть термин «бегун на длинные дистанции», а не «длинную дистанцию». Хотя, возможно, в названии фильма имелась в виду именно некая особая «длинная дистанция»? В частности, жизнь — это ведь тоже забег на длинную дистанцию! И далеко не каждый, резво стартовавший, доходит до финиша.

Моя оценка, за оптимизм и веру в светлое в любом человеке

9 из 10

22 января 2012

Весенний марафон

Самые передовые кинематографические течения, как известно появлялись на «точках слома»- сложного исторического периода в развитии той или иной страны. Так, «Золотой век» Голливуда зародился в момент «Великой депрессии», русский авангард- после революции и гражданской войны, итальянский неореализм- на развалинах после Второй мировой войны, а французская «Новая волна»- в период грязной алжирской компании правительства «Пятой республики».

«Свободное кино» Британии появилось в 50-е годы, когда экономический и политический кризис, в который нацию загнали правительство консерваторов и слабеющая монархия, дал выход в новом критическом течении национального искусства- «рассерженных молодых людей». Включавших в себя не только кино, но и литературу, театр и экранную документалистику. Молодые писатели и режиссёры пытались, в новой творческой традиции, выразить свои мысли и чаяния, как они видят собственное настоящее и будущее родной страны.

Среди них был и Тони Ричардсон, человек с театральным прошлым, организовавший в 1959-ом году компанию «Вудфол филмз», на которой потом будут сняты лучшие из независимых английских работ 60-х: от «В субботу вечером, в воскресенье утром» одного из лидера «рассерженных» Карела Рейша, до нежнейшей картины «Кес»- ещё одного классика «кухонной мойки» (как называла их критика) Кена Лоуча.

На ней же были сняты все британские ленты самого Ричардсона, одна из которых «Одиночество бегуна на длинную дистанцию», можно сказать, стала программным заявлением всего нового кино Великобритании, существовавшего к тому времени на «коротком поводке» зависимости от голливудских капиталов. Манифест на тему «легко ли быть молодым» бросал вызов «прогнившим» социальным идеям общества. Где облечённый властью Сильный выжимает как лимон весь энергоресурс Слабого (отец героя), где взрослый манипулирует младшим ему поколением не ради его воспитания, а ради собственного тщеславия (директор в исправительной школе героя).

Социальная направленность данной картины очевидна, важность человеческой личности- как главной ценности, впитает целое поколение, так называемых «бэбибумеров», которые ещё наведут шороху во второй половине 60-х. А пока, герой Тома Кортни станет предвестником морального непослушания не желающих быть рабами системы, в своей обособленной непокорности демонстрируя, как можно «выйти из толпы».

Документальный и натуралистичный стиль Ричардсона великолепно передаёт, растерянность вышедшего в большую жизнь простого ноттингемского парня. Не такого талантливого, как его сверстники из соседнего Ливерпуля (привет Битлз). А бойкого юноши- не хватающего удачу «за хвост», но обладающего сильнейшим внутренним духом, умеющего побеждать, но «аристократически» выбирающего поражение. Понятно, что он вырастет и возможно превратится в такого же, как все(сам Ричардсон со временем укатит работать в США), но пока его юный нонконформизм и есть тот минус, который уравновешивает наш сильно «положительный мир».

Можно убежать от семейных проблем, от провинциальности юношеского максимализма, от смутного представления своего будущего существования, от законов общества… Но от себя не убежишь! И когда за секунды пролетит вся жизнь перед глазами, но не за секунды до смерти, а за минуту до финиша, их неминуемость приравняется друг к другу.

9 из 10

19 сентября 2011

Бежать, думать, вспоминать.

Наряду с коммерческим английским кино, 50—60-х гг., основу которого составлял детективный жанр, в частности экранизации Агаты Кристи и знаменитые фильмы о Джеймсе Бонде, появилась новая волна в кинематографе Британии, показывающая зрителю жизнь без прикрас и направленная на дух современности, уходя от костюмных экранизаций классиков литературы. Зажигательный Лондон, революционные настроения, появление «Beatles» — были неотъемлемой частью культуры того времени, глотком свежего воздуха молодежи, бунтующей с семьей, обществом, даже своим внутренним миром.

«Одиночество бегуна на длинную дистанцию» — атмосферный, лиричный, музыкальный, в чем-то назидательный фильм о свободе молодости, присущей поколению двадцатилетних, еще не окрепших морально личностей. Любовь, в картине — не мысли о создании семьи, а наслаждение моментом единения двух людей. Работа — не строительство собственного будущего, где роль загнанных гончих — лейтмотив истории о перевоспитании правонарушителей. Скорее данный фильм — попытка разобраться, что важно человеку на данном этапе жизни и какой выбрать путь, правильный, возможно нет, но свой собственный, а значит, существует надежда, что из нашего героя выйдет толк.

Главный действующий персонаж, Колин Смит и его друзья по несчастью, которых хотят перевоспитать, путем направления агрессии в нужное русло (в спорт), попадают в исправительную школу. Учителя пытаются проучить подростков, крадущих автомобили и деньги, кнутом и пряником, но затянуть петлю на горло человеку можно лишь с его собственного желания. Колин, считает себя хитрым и умным, но не знает ответов, как жить и что делать. Его одолевают воспоминания о доме: мать, умирающий отец, младшие братья, сестры, отчим… Не сложно понять причины, по которым герой идет на воровство. Извращенная форма истинных благ человечества, эфемерность счастья присутствием денег в кармане — не что иное, как восприятие ребенком ссор матери и отца на почве нестабильности зарплаты. Хотя, кажется, что ребятки просто забавляются, играя в пижонов, но нет, все значительно глубже…

Картина, исполнена в жанре «драма», не давит на психику и перекликается с комедийными моментами, привнося легкость восприятия, зрителем, серьезных проблем общества. Бег — это способ услышать себя, разобраться с прошлым и понять, кто ты есть: хмурый, сердитый, одинокий, ранимый человек или стремящийся к счастью путем, не через угоду начальству, а через пот своих рук, мыслей своей головы и отсечения прошлого.

9 из 10

10 сентября 2011

Фильм о свободе. В течении всей картины мы наблюдаем конфликт свободы внешней (можно сказать мнимой) и внутренней (личностной). Главного героя терзает вопрос выбора, нужно принять правильное решение (хотя на самом деле абсолютно правильного решения нет), которое определит его дальнейшую судьбу. Пробегая в одиночестве кросс, вспоминая прошлое, главный герой понимает, что приняв сторону надзирателя, он навсегда станет рабом, перестанет быть личностью, а это непозволительно, особенно в данном возрастном промежутке. Поэтому Колин Смит (Том Кортни) решил бросить вызов системе. Этим решением герой Тома Кортни ставит крест на физической свободе, но обретает внутреннюю. Сделав выбор в пользу чести собственного достоинства, Колин дал понять, что он — личность.

В очередной раз, своей работой, режиссер поднял семейные проблемы. Родители заняты лишь сугубо мещанскими интересами, а их дети брошены на произвол судьбы. Собственно, Тони Ричардсон показывает один из возможных результатов такого воспитания.

Ради чего ворует герой Тома Кортни? Ради развлечения, он не помешан на деньгах, как остальные члены его семьи, это проявляется, например, в сжигании купюр, которые вручила ему мать. Это еще раз доказывает силу личности главного героя, которую не удалось никому и ничему сломить.

В целом картина интересная и актуальная, заслуживает внимания.

9 апреля 2011

- Что ты делал бы, если бы у тебя не было денег? — Я бы нанял лохов, чтобы они работали за меня и отдавали мне заработнанное. (Из разговора моего коллеги и нашего директора.)

Боюсь, что этот фильм никогда не потеряет свою актуальность.

Главное богатство нашей планеты — люди. Но большинство из них не знает, как распорядиться собой. И тогда за них решает кто-то другой, что им делать и как.

Казалось бы, что плохого — опытные и дальновидные боссы (глава колонии) помогают неоперившимся юнцам (Колин Смит) найти себя и начать приносить пользу обществу, в котором они живут. Вроде, все отлично: мы все выигрываем, когда и мы, и окружающие нас люди проявляют себя на полную мощь.

Проблема в характере этой помощи. Она превращает человека не в Человека, а в лошадь на скачках (ну или просто трудовую конягу в упряжке повседневных забот). И боссы ставят на скакуна. И выигрывают.

Но скакун, скакун вряд ли когда вырвется на свободу и станет самим собой. И каждая его победа на скачках будет приносить ему лучший корм, лучшего конюха и лучших сторожей, которые будут смотреть, что бы не дай бог, скакун не сбежал на волю.

Боссы не хотят видеть людей равными себе. Боссы хотят гордиться своими скакунами и получать с них прибыль.

Какие альтернативы есть у Колина кроме победы в кроссе? Смотрите фильм.

9 из 10

23 мая 2010

Этот фильм насквозь и полностью пропитан «тин спиритом». Духом одного молодого непокорного человека по имени Колин Смит. Помещенный в резервуар закономерных сцен и обстоятельств из частной жизни рабочего класса, Колин не желает мириться с ее душной, разлагающей все живое, атмосферой. И вот, как ядреная смесь, взболтанная до предела, Колин выстреливает прочь… и попадает в исправительную школу. Что может быть хуже?

Режим, начальство, отвратительная кормежка, и не всегда приятные собратья по несчастью, — язвительность и шероховатость духа Колина так и слетает с его языка, грозя ему самому далеко неспокойным будущим. Но есть у Колина один талант — он очень хорошо бегает. И всего через несколько дней он становится новым фаворитом и главным претендентом на победу в ежегодном забеге.

Благодаря своему таланту у Колина появляется удивительная возможность — каждое утро, покидая пределы школы, в полном одиночестве проводить тренировки в близлежащем лесу. И здесь — в ощущении тонкого и ускользающего прочь глотка свободы, в погружении в себя, в свои мысли, раздумья, что же произошло и что делать дальше, когда глотку обжигает и щекочет морозный воздух, а в висках лихорадочно пульсирует горячая кровь — Тони Ричардсон достиг Абсолюта. А дебют Тома Кортни просто фееричен. И никак иначе.

Концовка «Одиночества бегуна…» сбивает дыхание и не дает опомниться. Это мой личный забег. Молоденький Джеймс Фокс вырывается в лидеры, опрятный мажорный мальчик в белоснежном пуловере и, кажется, у него нет соперников. Но мое сердце ускоряет ритм и в одно мгновение вырывается наружу — и вот оно везде. Раздувшийся шатер, оно накрывает всех и все вокруг невидимой сетью меня самого, ломает ветер и задает всему миру новое движение. Так, что я, сидящая далеко от него, напротив, встречающая и собирающая в единый пучок временные волны прошлого, почувствовала на себе это движение. Оно пробралось под кожу и вцепилось в мое сердце. И теперь уже мое плечо догоняет, поравнявшись, щелчок по носу, задевает плечо чистенького мальчика, и вырывается вперед… И кто из нас победитель, а кто проигравший? Посмотрите этот фильм, и возможно, вы получите ответ. Я же всегда упиваюсь победой проделанного пути, а не самим результатом. И мне кажется Колин нашел ее — свою дорогу.

23 апреля 2010

Рассерженные молодые люди

Когда тебе 20 и ты знаешь, что большую часть своей жизни будешь рабом и у тебя есть лишь ничтожная возможность подняться на ступеньку выше, и всё равно батрачить, взбунтуется ли твоё сердце?!

Все доказывают главному герою, что можно и в рамках системы встать на пьедестал, получить желаемое, нужно лишь воспользоваться своим природным даром.

Но для бунтовщика мысль действовать как велят, ненавистна. И он делает свой «неожиданный финт». Что он этим доказал? Режиссёр не даёт нам ответа, как не даёт его и группа «Рассерженных молодых людей», в которую он входил. В чем смысл поступка?

Понятно, что проиграла в этом бою система, Но выиграл ли главный герой войну, отказавшись от мечты?! Ответ очевиден.

Режиссёр снял неплохой фильм с хорошими актёрами, и даже зная исход, смотреть интересно, но уже после просмотра понимаешь, что суть фильма — бунт ради бунта -весьма наивна.

8 из 10

26 сентября 2009

Драма Одиночество бегуна на длинную дистанцию появился на свет в далеком 1962 году, более полувека тому назад, его режиссером является Тони Ричардсон. Кто играл в фильме: Майкл Редгрейв, Том Кортни, Джо Робинсон, Топси Джейн, Джулия Фостер, Джон Брукин, Джон Булл, Джеймс Кэйрнкросс, Даллас Кэвелл, Питер Дагид, Рэймонд Дайер, Брайан Хэммонд, Уильям Эш Хэммонд, Питер Крисс, Филип Мартин.

Страна производства - Великобритания. Одиночество бегуна на длинную дистанцию — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.