Дьявол и десять заповедей
Le Diable et les Dix Commandements
7.8
6.7
1962, комедия, драма
Франция, Италия, 2 ч 7 мин
12+

В ролях: Мишель Симон, Люсьен Бару, Клод Нолье, Роже Николя, Анри Тизо
и другие
Семь увлекательных новелл представляют публике все виды современных соблазнов и все способы нарушения или соблюдения Десяти Заповедей. Новеллы объединяет история престарелого бедолаги Шамбара, живущего в монастыре. Он-то как раз и становится мишенью для змея-искусителя: потому что совершенно бесхитростен и совершенно неотесан. Такой человек открыт и добру, и злу в равной степени.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Дьявол и десять заповедей

английское название:

Le Diable et les Dix Commandements

год: 1962
страны:
Франция, Италия
слоган: «Thou Shalt! Thou Shalt Not!»
режиссер:
сценаристы: , , , , , , , ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Роже Феллу
композиторы: , , ,
художники: Франсуа де Ламот, Робер Кристидес
монтаж:
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 14 сентября 1962 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 7 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Постеры фильма «Дьявол и десять заповедей», 1962

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Дьявол и десять заповедей», 1962

«Папино кино»

В легендарную эпоху французской «новой волны», на рубеже 1950-х — 1960-х, для молодых режиссеров, пришедших в кино в это время, иконой, богом был Альфред Хичкок. Но, помимо бога, был и дьявол, олицетворявший то, что они пренебрежительно называли «папиным кино». И этим дьяволом, без всякого преувеличения, для бывших кинокритиков из журнала «Кайе дю синема» (а практически все постановщики «новой волны» начинали как кинокритики) и был Жюльен Дювивье, символизировавший для них все устаревшее, что было в режиссуре.

Сейчас эти критические атаки могут показаться преувеличенными, наивными, странными, особенно, если рассматривать творчество Дювивье абстрактно, вне времени. Однако если держать в уме то, что привнесла в кинематограф «новая волна», на это смотришь совсем иными глазами.

Альманах «Дьявол и десять заповедей», снятый Дювивье в 1962 году, интересен еще и тем, что в нем режиссер задействовал актеров, пришедших в кино и сделавших себе имя именно благодаря «новой волне» — Алена Делона («Самурай»), Лино Вентуру («Второе дыхание»), Шарля Азнавура («Стреляйте в пианиста») — не хватает еще Жана-Поля Бельмондо («На последнем дыхании»). И вот сравнивая хотя бы то, как в «папином кино» работали с актерами… что называется, небо и земля. Без сомнения, если бы «новой волны» не существовало, то Ален Делон всю жизнь проиграл бы таких же однообразных героев, какой достался ему в картине Дювивье — ангелоподобных красавчиков. Конечно, если внимательно присматриваться, то можно заметить в Делоне и здесь проблески его персонажей из «Рокко и его братьев» и «Самурая» — вот только Дювивье эти проблески решительно не хотел замечать!

Да и вся актерская игра в фильме — театральные позы, переигрыш, ненатуральность… в 1930-е — 1940-е это было вполне нормально, так играли во всем мире, но на дворе уже 1962 год! И вообще, эпитет «устарело» можно отнести и ко всем остальным элементам «Дьявола и десяти заповедей» — сценарию, режиссуре, операторской работе, монтажу и так далее.

Разумеется, сама по себе, вне времени, эта лента Дювивье — вполне достойное кино, особенно, если не знать о существовании «новой волны» (а в России широкий зритель ознакомился с ними лишь в конце 1980-х). Но если держать в уме хотя бы «На последнем дыхании», в отношении «Дьявола и десяти заповедей» напрашивается одно определение:

Любопытный музейный экспонат.

2 августа 2019

В начале было Cлово, и Слово было у Бога

Сперва немного всем известной истории. Бог после всего остального, сидя у зеркала, вылепил человека и поселил его вместе с подругой в райском саду. Но совсем скоро первые люди были обольщены змеем-искусителем и лишились комфортных условий существования. Уже с тех давних пор Бог и Дьявол ведут непримиримую борьбу за человеческие души. Вероятно, и смысл жизни человека сводится к тому, чтобы побыть пешкой в бесконечной шахматной партии между Добром и Злом. Соперники находятся в разных условиях. Дьявол способен принимать разные обличья и на сколь угодно малое расстояние приближаться к человеку, чтобы нашептываниями вызывать у него грязные желания и толкать на гадкие поступки. Богу подобает быть незримым, поэтому он придумал десять заповедей и передал их человечеству через верных пророков. Это правила жизни, которых не должен нарушать каждый уважающий своего Создателя индивидуум. Заповеди актуальны и сегодня и не потеряют своего значения до тех пор, пока Сатана не признает своего поражения.

Вообще, в основе любого произведения искусства, в том числе и кинокартины, лежит борьба добра со злом. Но мало кто показывал весь набор человеческих искушений, известных с незапамятных времен, как это сделал классик французского кино Жюльен Дювивье. Он начал свой творческий путь еще в эпоху немого кино, получил мировое признание в 30-е годы, стоял у истоков поэтического реализма и европейского нуара, явил миру великого Жана Габена, полюбился довоенному советскому зрителю, оставил след в Голливуде, снял даже свою версию «Анны Каренины», а, пожалуй, свой главный шедевр создал на склоне лет, в начале 60-х. За свою долгую жизнь Дювивье попробовал себя во многих жанрах. А его излюбленной формой повествования стала новеллистическая. «Дьявол и десять заповедей», составленный из коротких эпизодов, комических, авантюрных, мелодраматических, криминальных, можно считать подведением итогов карьеры режиссера.

Было снято не десять новелл, как можно было ожидать, а только восемь, из которых одна была вырезана при монтаже, а первая и последняя, хотя и несут «заповедную» нагрузку, служат прологом и эпилогом. Пять основных историй охватывают главные грехи и соблазны современного общества и носят следующие заголовки: «Не прелюбодействуй», «Не убий», «Почитай отца своего и мать свою», «Не сотвори себе кумира», «Не укради». Внешне они связаны лишь комментариями Дьявола, появляющегося в образе змеи, змея-искусителя в конце-начале каждой новеллы, говорящего в советском дубляже голосом Ростислава Плятта. Выбором такого обличия Сатаны подчеркивается комическая связь сюжетов фильма с Библией. Картина, задуманная как комедия, как острая сатира, местами оборачивается то жестокой драмой, то трогательной мелодрамой. Ленту на религиозную тему очень легко пресытить либо надоедливой назидательностью, либо неприличной насмешливостью. Здесь нет ни того, ни другого. Плеваться при просмотре фильма не станет ни облаченный в сутану, стриженный в кружок, ни обвешанный цепями, с ирокезом на голове, зритель. Создателям фильма удалось пройти, как говорится, по тонкой грани между ненавязчивым поучением и уместной шуткой, чтобы не обидеть чувства ни яростных верующих со средневековым мышлением, ни столь же непримиримых разочаровавшихся в христианстве.

Непредсказуемые, увлекательные сюжеты рассказанных в картине историй свежи даже сегодня, через пятьдесят лет. В том, что действие не дает скучать — одно из преимуществ новеллистической формы. Особая ее прелесть и в сюрпризном появлении любимцев публики. Приятно до детского восторга встречать в очередной новелле то Шарля Азнавура, то Алена Делона, Фернанделя, Луи де Фюнеса. В то же время, несмотря на деление на эпизоды, картина предстает как единое целое. Новеллы связаны между собой не только библейской темой. Фильм как та бесконечная шахматная партия между Богом и Дьяволом. Соперники делают ходы поочередно, пытаясь перехватить инициативу. Преимущество переходит от одного к другому.

Вот по горной дороге бодро шагает хорошо одетый человек с лицом как у осла дядюшки Жильбера. Дьявол в панике, потому что человек этот представляется Добрым Боженькой. Пара совершенных им чудес и философские речи даже искушенного зрителя заставляют поверить, что Всевышний решил самолично навести порядок на грешной земле. Но, увы, «Боженька» оказывается не тем, за кого себя выдавал. Дьявол торжествует. Или вот другая история. Будущий священник, очень кроткий, не способный и мухи обидеть, решает отомстить за сестру, покончившую с собой. Человек, виновный в ее смерти, — средоточие зла. Мир только облегченно вздохнет, если он исчезнет с лица земли. Вот уже главный герой держит на мушке злого человека. Для Дьявола праздник, когда богобоязненный человек нарушает заповедь «не убий». Но придется ему разочароваться — и зло будет наказано, и заповедь не нарушена. И так весь фильм — то Бог побеждает, то его противник одерживает верх.

Змею, олицетворение Сатаны, в конце убивает один из грешников, но считать такой финал счастливым не стоит. Дьявол неистребим. Да это и хорошо. Без той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо, нарушилось бы вселенское равновесие. Ведь мир это весы, на одной чаше которых десять заповедей Бога, а на другой — искушения Дьявола.

P.S. Не судите меня строго — на меня уже и так наложили епитимью за то, что нарушила одну из заповедей — напрасно произнесла имя Господа моего.

22 октября 2015

«А ты Бога защищаешь, но это сейчас, а хлебнешь горя — и тебе захочется Его стукнуть»

Это антология… или нет… Я, право, и сам не уверен. Это, короче говоря, история с рамочной композицией, состоящая из семи коротких новелл по сценариям разных людей, но срежиссированных только Дювивье. Структура фильма очень интересна: начинается он как лёгкий фарс, затем следует эпизод чёрной комедии, драматический эпизод и, наконец, эпизод экзистенциально ужасающий; так, как вы поняли, мы добрались до середины, и далее эмоциональный накал идёт так же по нисходящей.

Фильм начинается с истории слесаря при монастыре (его роль восхитительно исполняет Мишель Симон), которому настоятельница запретила божиться и чертыхаться, коль скоро он в доме Божием. Однако отучить пожилого человека ругаться — та ещё задача, а отучить ругаться слесаря… Хорошо, что епископ, приехавший в монастырь с визитом, оказывается его другом детства. Впрочем, он всё же велит приятелю выучить все десять заповедей в качестве епетимьи, что и даёт повод показать дальнейшие новеллы (да, их не десять, но первая и вторая, равно как восьмая и десятая, при экранизации не слишком бы отличались, не правда ли?).

Первая собственно новелла — «Не прелюбодействуй» — рассказывает о молодой жене некоего драматурга (её роль исполняет невероятно сексуальная Франсуаза Арнуль), за которой ухаживает муж её подруги и, между прочим, дарит ей дорогое бриллиантовое колье. Она проводит хитрую комбинацию, чтоб объяснить его наличие мужу, который, между прочим, как раз подкатывает к той самой подруге, чтоб восстановить уверенность в себе… Сюжет простоват, однако замечательная актёрская игра и режиссура, превращающая двойной адюльтер в бесконечно циничной форме в нечто очень милое и забавное, делают новеллу вполне заслуживающей внимания.

Следующий эпизод, «Не убий», вещь совсем другого рода, это трагедия. Семинарист узнаёт, что его сестра покончила с собой из-за некоего бандита, подсадившего её на наркотики и сделавшего проституткой. Духовник советует молодому человеку уповать на суд земной и небесный, однако герой убеждён, что (хотя он не гневается на злодея и молится о спасении его души) больше никто не должен пострадать, как его сестра. Её обличительное письмо позволит засадить сутенера лишь ненадолго, поскольку он не совершал никаких тяжких преступлений лично. Итак, герой должен помочь правосудию… Это очень яркая и сильная история, основанная на этическом парадоксе, который — что бывает не всегда — берёт за душу. Потрясающая игра Шарля Азнавура в роли молодого священника, застенчивого и кроткого, но при этом исполненного зловещей решимости, заслуживает оваций.

«Я Господь, Бог твой» — самый сильный и жуткий эпизод фильма, как мне кажется. Действие происходит где-то в горах. На полузаброшенную одинокую ферму является путник. Поприветствовавшей его девочке он представляется Богом. В доме только умирающая больная старуха и парализованный (а в действительности симулирующий) старик. Старуха сперва выражает недоверие, что перед ней сам Господь, но вскоре бросает ему в лицо обвинения — за жизнь, переполненную трудом, скорбью и болью, за отнятых детей, за беспомощную старость… Эта новелла — в своём роде Книга Иова секулярного мира. Теодецея, исходящая из уст Бога (или того, кто таковым себя объявляет) так же страшна, как и обвинения, предъявленные ему, а люди, ставшие свидетелями чуда и поговорившие с самим Создателем, думают только о том, что это принесёт газетную популярность, а значит, и деньги… Я не мог решить, что бесчеловечней — если этот пришелец, раздающий утешения и снисходительную мудрость, всего лишь самозванец или безумец, или если Бог и правда таков и с такими словами пришёл бы к людям. В этом смысле финал новеллы мне кажется ошибкой Дювивье — следовало сохранить неопределённость, умный зритель её ощутит и сам выберет ответ. (Да и корректен ли вопрос «Бог или обманщик?», если вы понимаете, о чём я?) Так или иначе, Фернандель в роли Бога великолепен. Пожалуй, в смысле типажа я и не припомню никого, кто так подходил бы на эту роль.

«Почитай отца твоего и мать твою» — вещь не столь напряжённая, это мелодрама. Пьер (в исполнении очаровательного молоденького Алена Делона) — живущий с родителями студент. Мать безостановочно скандалит и пилит всех, кого видит, а отец вечно молчит, короче, Пьер не в восторге от своей семьи. И вдруг отец без предупреждения сообщает, что это — не мать Пьера. Его настоящая мама сбежала почти сразу после его рождения, а они со второй женой решили не говорить мальчику об этом. Более того, его мать — знаменитая актриса Кларисса Ардан (её играет Даниэль Дарьё). Пьер спешит к свей маме — и обнаруживает глуповатую, похотливую и бесконечно самовлюблённую дамочку… Весьма провокационный сюжет, на мой взгляд, и решён он интересно.

«Не укради» — самая смешная часть фильма. Обычно я не люблю подобные фарсовые комедии с очевидно преувеличенной игрой, но в данном случае — не знаю, благодаря ли таланту Дювивье или ещё чему, — я в восторге. Развесёлый и склонный хамить начальству банковский клерк (в сверхэкспрессивном исполнении Жана-Клода Бриали) дорабатывает свои последние часы перед увольнением, когда до крайности жалкий бандит (то есть Луи де Фюнес) приходит его грабить. Юноша, понятное дело, с радостью отдаёт все деньги, а позже припоминает, что видел прежде этого грабителя и решает воспользоваться возможностью… Предсказуемый, но слишком быстро развивающийся, чтоб это заметить, сюжет, искрометные диалоги и презабавнейшая, хоть и на грани клоунады — но со вкусом — актёрская игра (тут даже де Фюнес хорош!) — и выходит потрясающая комедия. Кто бы мог подумать, что французы на такое способны. Кстати, развязка этой новеллы явно вдохновила и окончание «французской» части «Ограбления по-…».

Финал фильма краток и сам по себе не несёт особого смысла.

В целом «Дьявол и десять заповедей» — чудесное кино, дающее в равной мере возможность переживать, обдумывать философские вопросы и бессмысленно хихикать. Таким образом, он, пожалуй, не может не понравиться. Так мне кажется.

25 марта 2014

Муравьи под плугом пахаря

Это серия из семи новелл, в которой собраны звезды французского кино 1950-х и 1960-х годов. Подобные фильмы обычно скучноваты и сыры, но не этот! Мы словно перелистываем книгу, на страницах которой — поучительные истории на любой вкус: от искрометной и смешной байки о чужих деньгах, которые никому и никогда не приносят счастья, до нуара с изысканно сотканной паутиной мести.

В каждой из историй актеры играют бесподобно! Ни один инструмент в этом ансамбле не фальшивит, и у всякого — своя важная роль. Особенно хороши Мишель Симон и Люсьен Беру: сцены с их участием открывают и закрывают фильм.

Перед нами — каталог человеческих слабостей, искушений, тщетных надежд, гордыни, а также — простоты, которая отнюдь не хуже воровства. Банально, но в каждом из нас идет борьба добра со злом, и никто не защищен от ошибок и внезапного поворота судьбы. Ведь если человек знает заповеди, это не значит, что он не грешит.

9 из 10

30 ноября 2013

- Умоляю, мой повелитель! Кто вы по вашей сущности? Бог или Дьявол?

- Лишь люди могут спрашивать о столь явных вещах. Бог или Дьявол? Кто так судит? Смех, да и только — игры в борьбу добра и зла, горы литературы и кино на эту тему, и никто не задумался: а разве Землю мог создать кто-то иной… нежели Сатана? После Бездны нет загробной жизни, ибо ваша Земля — это и есть ад. С мучениями, страданиями, ненавистью и ужасом.

При анализе любого фильма любого кинематографа (а особенно — если он посвящен религиозно-экзистенциальным вопросам), очень важно смотреть на год.

1962. Самый расцвет «новой волны» во всём мире — во Франции, у нас, в Испании… только американскому кинематографу с ним не повезло, но это отдельная тема для разговоров. Во французском кино правят бал критики из «Кайе дю синема», среди которых были всем известные Франсуа Трюффо, Годар, Ромер, Шаброль, — и прочие теоретики кино, построившие новый кинематограф. В качестве идеала провозглашается стиль (недаром любимыми режиссерами критиков «Кайе дю Синема» были Хичкок и Фриц Ланг), обращение к современности, тенденция к реализму… да много что, на самом деле — «новая волна» достаточно сложное течение, которая не имеет постоянных эстетических констант, как тот же нуар, например.

1962 год ознаменовался появлением таких знаковых картин, как «Жить своей жизнью» Годара, «Антуан и Колетт» Трюффо, короткометражка «Булочница из Монсо» Ромера, «Вид с моста» Люмета… Их было достаточно много, абсолютно разнообразные как по идее, так и по эстетике.

«Дьявол и 10 заповедей» затерялся среди этого огромного списка значительных кинопремьер Франции 1962 года, но это не значит, что он хуже или слабее этих работ. Просто дело в том, что он слишком нетипичен даже для разношерстного кинематографа «новой волны» — вы много сможете вспомнить фильмов с ансамблевой структурой повествования? Да ещё и на около-религиозную тематику? Да, был «Дневник сельского священника», но это совершенно иное произведение, с другими целями и эстетикой — впрочем, также поднимающее вопрос опосредованности божественного в человеческих душах. Причем «Дневник сельского священника», пожалуй, будет куда более пессимистичным и депрессивным, чем задорно подтверждающий неискоренимость грехопадения «Дьявол и 10 заповедей».

Как ни странно, фильм нельзя полноправно причислить к антологиям: да, у каждой истории есть своё настроение, свой образный ряд, отличный от других новелл в этом произведении, но у них у всех — единый режиссёр, и они вплетены в общую структуру повествования. Это не то что «Рогопаг», где у каждой из истории об Апокалипсисе (тоже вышедшем в 1962-ом году, какое совпадение! и тоже повествующий о распаде мира! нет, над этим определенно стоило бы задуматься) свой режиссёр — нет, тут цельная история с единым рассказчиком. Повествующем, впрочем, о разном: рассказывает анекдот об адюльтере («Не прелюбодействуй»), вспоминает в связи с этим жуткую драматичную историю о челвоеческом страдании («Не убий»; с Шарлем Азнавуром в главной роли, кстати)… Когда его спрашивают о Боге, начинает хохотать и показывает зрителю самый сильный и жуткий эпизод из жизни Бога… или какого-то обманщика («Я Господь, Бог твой» — с комиком Фернанделем в главной роли). Но затем успокаивает человеческие страдания, ведь они всё-таки очищают, мелодраматической байкой о парне, пытающимся найти свои корни («Почитай отца твоего и мать твою»). И приправляет свой монолог очередным анекдотом про Луи де Фюнеса, клерка в банке и человеческую жадность…

Почему монолог? Потому что люди в принципе не способны вести диалог, даже с самими собой — что прекрасно показывает окаймляющая все эти новеллы история простоватого слесаря-матерщинника и пытающегося его перевоспитать (но, впрочем, не слишком-то богобоязненного) епископа. В общем-то, все эти истории — заповеди, которые он рассказывает слесарю в качестве епитимьи, чтобы он их запомнил и больше не чертыхался в пределах дома Божьего… но мы все прекрасно знаем, кто на самом деле настоящий рассказчик этой истории.

Возможно ли нравственное очищение в таком мире? Да, возможно. Несмотря на упадническую тему, «Дьявол и 10 заповедей» — кино удивительно христианское, вопреки финалу; да, обычно финал подводит окончательную мысль произведению, но тут он, в сущности, констатирует очевидное и роли не играет. Хотя и, безусловно, смотрится эффектно…

Победил ли Дьявол? Это некорректный вопрос. Всё-таки то, что показано в фильме (да и то, что творится в нашей жизни), это не соревнование «кто кого обгонит и перетащит к себе». Человеческие поступки и мотивации столь противоречивы, что в них иногда невозможно разделить божественное и порочное.

«Дьявол и 10 заповедей», определенно, как и «Рогопаг», заслуживает большего внимания. Он не похож на реалоподобные работы Годара или Трюффо, но это не значит, что он менее современен или реалистичен.

8 июня 2013

Из уст змеи

Чем вообще старое отличается от нового? Да тем, что раньше все делали с душой и особым интересом, а сейчас все превратилось в настоящий конвейер. Вот аналогичное можно сказать и о альманахах, к которым и относится классическая картина Жюльена Дювивье, использующая непопулярный на то время метод изложения сюжета и имеющая полное право причислять себя к одним из первых опытов в производстве подобных лент, включающих другие мини-фильмы в свою структуру.

И главное, что все здесь охватывается единой и щепетильной тематикой, рассуждающей на тему религии и 10 заповедей, причем, не ограничиваясь одной лишь смехотворной формой, а разбавляя общее положение и другими жанрами, позволяющими вызвать интерес у людей различных вкусов, а заодно затрагивая только разрастающиеся на период начала 60-х греховные привычки людей. И пытаясь оказать пугающее воздействие, а одновременно и насмехаясь: закадровый голос и общее повествование избирается от лица самого дьявола в виде языкастой змеюки.

Постепенно, правда, картина подрастеряла в количестве заповедей, вычеркнув некоторые, но неизменной осталась актуальность, которая хоть и выглядит по состоянию на сегодняшний день в некоторых случаях наивной, зато в искренности ей не откажешь. Ведь в каждой истории есть возможность найти себя, свои слабости, свои привычки, что зачастую безобидными не назовешь. И за какое количество привычных вещей, ставших простой обыденностью поплатится наша душа, об этом нет желания даже думать.

А уж сколькими самостоятельными единицами способна похвастать картина «Дьявол и десять заповедей», как никакая другая, а посему вызывает двойной интерес. Редко ведь найдешь какой-то фильм, который объединит под своими знаменами Мишеля Симона, Шарля Азнавура, Алена Делона, Фернанделя, Луи де Фюнеса и других легендарных артистов. Да, у них на момент 62 года было разное положение, например, Фюнес только постепенно набирает свои позиции и популярность, Делону 27 лет и его большие роли еще впереди, Азнавур уже известен.

Но что можно утверждать с полной уверенностью — каждый из задействованных актеров вложил что-то свое в этот проект Дювивье, служащий неким совсем немного преумноженным зеркальным отражением общественной действительности, отказывающейся верить в лучшие времена, в чудо, в религию, да и в самих себя (по большому счету). Так добрый Боженька в исполнении Фернанделя преподносит особый характер всему действу, указывая со своего «невероятного положения» на обычные окружающие вещи, присущие людям, на которые перестали обращать хоть какое-то внимание.

А, пожалуй, самой сильной новеллой стала та, где отвернувшийся от своей службы в церкви герой Шарля Азнавура возвращается домой, чтобы мстить за скоропостижно ушедшую родную сестру, ставшую жертвой мафиозного человека, подсадившего бедную даму на наркотики, заставившего вести распутный образ жизни. Денис, отчаявшийся, определивший для себя цель, стремится хотя бы обезопасить других девушек. И эта история чуть ли не самая бескомпромиссная во всем альманахе, смелая, открывающая глаза, а потому вбивающаяся в память больше других.

Но затем появляется грабитель Луи де Фюнес, становящийся настоящим праздником во всем фильме, дарящий успокаивающие чувства, и своим талантом, который невозможно скрыть, забирающий все симпатии. Тогда же и становится ясно, что нарушение заповедей может подарить и приятные моменты в виде сиюминутного сорванного куша и юмора, способствующего радости.

И вся картина осыпана различными ситуациями, словно бисером, не выделяя курсивом какую-то одну, но предоставляя возможность насладиться каждой, при этом наталкивая зрителя на некоторые выводы и приятное времяпрепровождение.

25 января 2013

Качественный стёб по-французски

Десять заповедей, выписанных в Библии. Пять новелл, в которых кратко разобраны наиболее важные. И… отличный фильм, блистательный в своей вальсирующей небрежности сборник из нескольких киноновелл.

Если плотно подходить к теме разговора, то что такое библейские заповеди? Они вовсе не являлись откровениями, а зачастую были переписаны с более древних источников; в частности, принципы Ветхого завета идут рука об руку с законами вавилонского правителя Хаммурапи. А де-факто религиозные заповеди пародируют сами себя: ханжески визжа «не убий!», традиционалисты в грош не ставят человеческой жизни; требование чтить родителей своих в жизни сплошь и рядом превращается в пародию на семейное счастье. Трепетно любимая верующими людьми фраза «Пути господни неисповедимы» — это деликатный и завуалированный посыл собеседника живописным маршрутом, это трусость, скрываемая под догмами и фразами, оскорбление и себя, и другого. И так далее, и тому подобное.

И даже в наше просвещённое время надо обладать истинной творческой смелостью, чтобы придумать действительно поучительные, правдивые, ироничные и вместе с тем добрые сюжеты на тему вечных заповедей, с их нормальной трактовкой применительно к жизни. Как сказал один современный журналист, чтобы прийти к Богу, надо забыть о нём. Изящный парадокс. А парадоксы — кирпичики, составляющие дорогу жизни. При просмотре картины «Дьявол и десять заповедей» вспоминается поэма Вольтера «Орлеанская девственница». Гениальный мыслитель, насыщая своё произведение дерзостью, сатирой, фривольными сценами и смехом, не думал осмеивать народную героиню Франции — он осмеял лишь спекуляцию на её имени. Жюльен Дювивье идёт схожим путём: он не опускает религиозных заповедей ниже плинтуса, наоборот, всячески признаёт их необходимость. Но он наглядно демонстрирует то, что в жизни-то эти заповеди провоцируют неоднозначные ситуации. И тут зрителю предстоит получить от режиссёра звонкие оплеухи циничных и прямолинейных ответов на вопросы. Пройдёмся по ним…

«Не сквернословь». В преддверии приёма епископа монастырский работник Жером Шамбур без конца сквернословит, чем травмирует слух монахинь. Это возведено в степень неприкрытой сатиры: ведь это же только слова, которые не ушибут, не причинят боли и не спровоцируют ничего плохого, это лишь суеверие. Хотя, по мнению монахинь, поминание имени Бога без необходимости зачтётся на Страшном суде… конечно же господу больше нечем заняться, кроме подсчитывания того, кто сколько раз помянул его имя. В епископе же Жером узнаёт своего давнего друга, с которым учился в школе и с которым они вспоминают былые дни. Тем не менее, епископ разъясняет Жерому недопустимость того, чтобы сквернословить при монахинях, и налагает на него епитимью: выучить десять заповедей. Дювивье вводит в свой фильм библейский элемент: дьявол изображён в виде змия, который появляется в промежутках между рассказами-«заповедями». Это только придаёт картине остроты и оригинальности.

«Не прелюбодействуй». Две женщины, одна — замужем за нелюбимым, но богатым мужем, который осыпает её украшениями и драгоценностями. Другая — замужем за бедным драматургом, которого она тем не менее любит, и который любит её. Эта новелла выполнена в достаточно безобидном бытовом виде, хотя Дювивье не даёт поблажек ни одной из сторон: адюльтер работает в оба конца.

«Не убий». Пожалуй, это наиболее хлёсткая, безапелляционная и художественно смелая новелла фильма. Здесь Жюльен Дювивье наравне с заповедью «не убий» прикасается к болезненным проблемам современного общества: наркомании, проституции и законности. Это прикосновение скальпеля хирурга. Режиссёр наносит проникающий укол в самое сердце морали. Истинная мораль насмехается над моралью, сказал некогда Блез Паскаль. Насмехается над ортодоксальными принципами и Дювивье. Вообще все новеллы фильма — это филигранное вальсирование на грани между язвительной, пренебрежительной сатирой и глубоким уважением к той истинной морали, которая стоит выше законов мирских и, пожалуй, в чём-то выше библейских требований. История священника, чья сестра погибла, утопилась из-за наркобарона и сутенёра Гаригни. Дени, герой Шарля Азнавура, корит себя за то, что не был рядом с сестрой и не предостерёг её от знакомства с опасным типом, угрызения совести провоцируют его самому искать смерти для виновника, ведь сестра послушника была не первой и не последней в «послужном списке». Хотя настоятель и говорит ему: «Пусть Бог и люди занимаются наказанием», Дени даёт ему ответ, продиктованный сердцем и чувством справедливости: «Я должен сделать всё для того, чтобы Гаригни умер». Должен, пусть даже если кровь преступника смешается с кровью невиновного человека… Есть дела, которые можно искупить только жертвоприношением. В этом — в активном протесте обычного человека, протесте равнодушно-преступной позиции церкви о том, что-де Господь позаботится о справедливости — и заключена мысль новеллы. Мысль об истинном гуманизме, которому не жалко преступника и негодяя.

«Не сотвори себе кумира». Наиболее удивительная новелла фильма. Она буквально пропитана цинизмом. Чем-то она напоминает пьесу Метерлинка «Чудо Святого Антония». В пьесе, как и в новелле, появившийся ниоткуда святой начинает творить чудеса. Хотя в ранг чуда происходящее возведено только у бельгийского драматурга. В фильме чудесам дано прямолинейное объяснение. Но наравне с дерзким развенчиванием произошедшего эта новелла несёт в себе заряд… не веры, но надежды. Надежды на лучшее. Не всё ли равно, каким способом дать лучик света людям, явно не видевшим от этой жизни ничего хорошего?..

«Чти отца и мать своих». Какая семья обходится без проблем? Вот только любят верующие люди поговорить о родственных чувствах, пресекая на корню любую нормальную человеческую реакцию и апеллируя к тому, что в родных людях течёт одна кровь и связывающие их узы даны от Бога. Увы, не всегда родство есть счастье и дар, зачастую оно смахивает на крест, который Спаситель тащил на Голгофу… Дювивье наносит жестокий удар по устоявшимся предрассудкам, отдавая предпочтение народной мудрости, что не та мать, что родила, а та, что вырастила. Если Господь посылает узы, подобные тем, что связывают главного героя, молодого студента-медика Пьера Мессажера, с его биологической матерью — то не к чёрту ли религию, которая благословляет подобное?..

«Не укради». Эта новелла является комедийной, в чём заслуга великого комика Луи де Фюнеса, сыгравшего грабителя банка. Да, только французы способны сделать истинно смешной фильм об ограблении. Вор у вора дубинку украл, а чужое добро не впрок тому, кто его не тибрил.

Мы живём в мире мифов, устоявшихся предрассудков и дурных социальных привычек. В своём фильме, который по праву считается лучшим у него, Жюльен Дювивье наносит удар по моральным неустойкам, по примеру Блеза Паскаля противопоставляет традиционную мораль истинной. Он был немолод, когда снимал свою гениальную ансамблевую картину. Но она пропитана облагораживающей сатирической иронией, вышучивающей суеверия, и подчёркнутым уважением к жизненным ценностям. От неё веет звуками старого вальса, юношеской дерзостью, первым поцелуем, сладкой романтикой, комедийными мотивами… Неизменно дьявольски прекрасный фильм, вечно современный и постоянно актуальный.

4 сентября 2010

Великий фильм Дювивьера давным-давно занимает свое почетное место в списке лучших шедевров мирового кино. В свое время этот фильм стал настоящим событием и сейчас, спустя почти полвека, он остается актуальным, нужным и не теряет своего очарования, потому что истинные шедевры бессмертны, а истинное искусство не стареет никогда. Так и этот фильм — черно-белый, старенький, слегка наивный, запечатлевший множество ныне покойных звезд французского кино, он навечно останется в памяти народной.

Почему? Потому что в редком фильме так тонко и с такой иронией рассказывается о том, чт отакое грех, о вере, о смертных грехах, о том, почему люди их совершают, что становится причиной и что следствием этих 10-и смертных грехов, отмеченных в 10-и заповедях. Рассказывается здесь и о том, почему люди так падки на искушения и почему на земле Дьявол оказывается сильнее Бога.

Этот фильм — сплошной калейдоскоп человеческих страстей, потаенных желаний, пороков и грехов, выползающих наружу даже у самых добродетельных людей. О том, можно ли оправдать грех, можно ли воимя добра нарушить заповеди, можно ли остаться в этом мире безгрешным и есть ли у человека силы воздержаться от соблазнов. В фильме, несмотря на воздушную легкость, с которой все это рассказывается, поднимаются вполне серьезные проблемы, которые поднимали в своих произведениях Достоевский, Гоголь, Лесков, Хэменгуэй, Шоу и т. д. Может, именно поэтому фильм с полным правом можно назвать шедевром и классикой.

Дьявольские искушения в фильме обыграны блестяще и не так прямо, как в Библии, — воровство, убийство, измена, жадность, сквернословие, богохульство, — ничто не показано здесь однозначно и просто. Все имеет массу оттенков, нет в мире ничего прямого и плоского — и убийца может попасть в рай, и богохульствующая старуха, которую благословил сам Бог. Несмотря на то, что фильм черно-белый, ничего чернобелого там нет! Он многослоен, и под каждым новым слоем обнаруживается своя начинка.

Фильм, как и многие подобные ленты, состоит из нескольких новелл, на каждую из которых приходится по одной заповеди и одному греху. Все они по-своему прекрасны, но каждый может выбрать себе наиболее близкие по духу. Лично меня покорила сердечная и трогательная история священника, который чуть было не стал убийцей, а также история про то, как великовозрастный сынок, узнав о том, что у него приемная мать, отправляется искать настоящую. Ну, а самый блеск — это, конечно, новелла о том, что «украденное богатство счастья не принесет».

Кстати, надо отдать должное создателям — выполнен фильм безупречно и в самых разных регистрах — от глубокого жизненного трагизма до почти буффонной стилистики некоторых новелл. Поэзия этого фильма нерзрывна с человеческой природой, с бытом, с реальностью, здесь, как в жизни, есть место и смеху, и слезам.

Ну, а уж если говорить об актерах этого великого фильма, кроме слов восхищения ничего на ум не приходит. Собрать такое количество гениев и мегаклассиков французского кино в одном фильме — просто невероятно! Здесь есть великие комики, великие трагики, гениальные герои-любовники. У каждого своя новелла, в которой они могут выступить в границах своего амплуа, делая каждую новеллу маленьким шедевром.

Имена в титрах этого фильма — сплошное золото. Лиричный, наполненный внутренней душевной чистотой, благородствм и при этом несокрушимой силой духа, заточенной в слабом теле, трогательный Шарль Азнавур с нежным и бархатистым голосом. Неожиданный Фернандель в роли… Бога. Мужественный, героически прекрасный, классический Ален Делон в годы своей юношеской красоты. Великий Луи Де Фюнес, заставляющий после только что навернувшейся от предыдущих новелл слез, хохотать до упаду своим маленьким, но блестящим соло. Список можно продолжать — французские красавицы, прекрасные актеры, — их очень много в этом фильме.

Этому фильму много лет, но то, о чем он — современно всегда. Кинематограф Франции в годы своего расцвета создал эту уникальную картину и дал нам возможность восхищаться ею и сегодня, благо, фильм вышел на лицензии в серии «Шедевры мирового кинематографа». Уверяю вас, место в этой серии он занимает по праву. Он прекрасен. Дьявольски!

17 февраля 2007

Комедия Дьявол и десять заповедей появился на свет в далеком 1962 году, более полувека тому назад, его режиссером является Жюльен Дювивье. Кто играл в фильме: Мишель Симон, Люсьен Бару, Клод Нолье, Роже Николя, Анри Тизо, Франсуаза Арнуль, Мишлин Прель, Клод Дофен, Марсель Далио, Шарль Азнавур, Лино Вентура, Морис Биро, Анри Вильбер, Фернандель, Жермен Кержан.

Производство стран Франция и Италия. Дьявол и десять заповедей — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.