Прощайте, голуби!
7.6
7.6
1960, мелодрама, драма
СССР, 1 ч 37 мин
В ролях: Алексей Локтев, Валентина Телегина, Сергей Плотников, Леонид Галлис, Антонина Максимова
и другие
Лирическая киноповесть о том, как начинает самостоятельную жизнь выпускник ремесленного училища Генка Сахненко.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Прощайте, голуби!

год: 1960
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Юрий Ильенко
композитор:
художники: Л. Георгиев, Валерий Левенталь
монтаж:
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 27 марта 1961 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 37 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Постеры фильма «Прощайте, голуби!», 1960

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Прощайте, голуби!», 1960

Основа сюжета в лирической составляющей. Умиление и восторг, очень романтическая линия! Она прекрасна, потому что целомудренна. Зрителям показан образец нравственной чистоты советской системы воспитания. Неудивительно поэтому, что наше советское общество в целом было духовно здоровым, несмотря на навязываемое отрицание нравственности религиозной.

Равновеликим по смыслу и содержанию предстаёт нравственность героев другого рода – нравственность труда. Картина высмеивает «пережитки» (беру в кавычки, потому что это непереживаемо до скончания века) буржуазных отношений – «пятна капитализма», как очень метко называет их здесь эпизодический старичок. Главный герой с первых же шагов своего трудового пути ставит себе амбициозную цель – трудиться честно, и не требовать себе лишнего сверх положенной зарплаты, чем систематически грешили разнокалиберные работяги на его фоне. Герой картины проявляет «тихий» образец гражданского мужества, принципиально не вступает ни в какие сделки с совестью. Таким подходом к самому себе он улучшает мир вокруг себя, по известной поговорке «спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». В результате рядом с Генкой закоренелый лихоимец начинает исправляться. Заканчивается всё расставанием с голубями – олицетворением детства, и бескомпромиссным вступлением в суровую взрослую жизнь – поездкой на комсомольскую стройку. Мощный воспитательный момент, потому что немедленно хочется достать вещмешок и поехать на БАМ!..

Показан полноценный герой, настоящий, способный на внезапный жертвенный подвиг, но при этом и лично скромный; смелый мечтатель с обострённым чувством справедливости; у таких парней – обязательно и девушка хорошая... Невольно хочешь равняться на таких, как он, – великая сила искусства!

Картина высмеивает поведенческий типаж гиперопекающей мамаши, не желающей видеть в своём ребёнке самостоятельную личность, готовую на ответственные поступки. Это благоразумно уравновешено типажом рассудительного сдержанного отца. Резко выделяется чёрное и белое; простые образы, близкие для понимания примеры, это позволяет правильно воздействовать на сознание зрителя. (Кстати, в показанном примере взаимоотношений в семье явно видна недостаточная душевная связь между родителями и ребёнком, недоверие. Вина в этом целиком на родителях).

Очень понравился неравнодушный прохожий с зонтом: строго, конкретно, без лишних соплей. Сразу видна мудрость жизненного опыта, знание человеческой натуры.

Особое. Оригинальная находка от звукорежиссёра: дважды в этом фильме музыкальные инструменты начинали звучать при особых обстоятельствах. Впечатляющие моменты!

Вывод. Замечательный фильм, после которого хочется жить. Великое наследие Советского Союза! Молодёжь нужно воспитывать на таких историях, а не на «Криминальном чтиве».

3 января 2023

Светлое vs жизнеутверждающее или способность любить.

Великолепный фильм ощущение, фильм настроение, типичный для романтической волны картин для молодёжи и юношества 60х годов. Залитые светом кадры, белокаменные дома, широкие улицы. Юность гг предельно красивая в своих проявлениях справедливости, добра и любви. Кинематографичнейшие сцены этой юности и любви. Глоток эмоционального солнца, красоты мира и счастья. Светлое и жизнеутверждающее кино?

И если со «светлостью» всё просто и понятно — «оттепель», поиск новых тем и способов передачи зрителю сопереживания — чувства разлиты по картине и переданы великолепно, то с жизненными утверждениями-смыслами всё сложнее. Говоря с нами языком чувственным, авторам более нечего сформулировать нам как идею — за всё хорошее, против всего плохого. Ну или педагогический этюд, что дети в 18 лет вполне сами способны решить где и за что им находиться и бороться. Ой, ли? Не оттого ли, что всё вокруг залито светом, дышит оптимизмом и только незначительные «язвы капитализма» привносят в эту благодать элемент нестабильности, но и они исчезнут под напором юности и решительности? И, конечно, совсем не из-за кропотливого изменения окружающей действительности до состояния свечения и цветения в предыдущем по времени этапе «политических морозов» — словами одних или социально-государственной необходимостью — более-менее научно. Нет, весь этот мир света и добра, чести и справедливости возник вдруг, то ли 7, то ли 4 года назад — от какой точки считать.

Так вот: справедливость, любовь, доброта, честь, достоинство появляются в окружающем мире только если их взращивать, лелеять и культивировать ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО и СИСТЕМНО. А стоит только положится на ощущения и мнения об этом людей «тонко чувствующих», но не способных к критическому, в первую очередь, само-анализу, и не наученных, уж точно, систематизировать и делать выводы, ища пути изменений, как это делают в этой сфере учённые многочисленных направлений от философов до маркетологов, то и увидим картину полной неопределённости и в постановке проблематики, и направлении изменений, только личностные мнения, догадки, ошибочные «авторитеты» и многого другого «белого шума» мешающему и сбивающего верную настройку волны — столь эмоционально красиво выведенную в «псевдо-реализме» 60х. Что собственно и произошло когда временами «кондовая», через чур «фонящая» от силы источников, но всё же гармонично резонирующая в будущее СИСТЕМА смыслов и идей была отдана на откуп т. н. культур-агентов начавших тут же активно «торговать» этими чувствами и ощущениями, к своей вящей выгоде, в виде привилегий и расширения «возможностей» полагающимся им как по должностям, так и по «положению» «властителей дум». Эта система, как круг псевдо-элиты, вполне дожил до наших времён, постоянно дуплицируя всё новых и новых носителей своего облака идей смыслов. Здесь пример преемственности режиссёров: от Герасимова к Сегелю и к Говорухину. И если внутренний мир Сегеля мне не открыт его произведениями, но как минимум он послужил зеркалом для передачи смыслов и идей своей среды от учителя к ученику, чему свидетельствует чуть ли не прямое вытекание Говорухинской «Трилогии лжи» из «Журналиста» Герасимова, да и рецензируемый фильм вполне служит основанием говорить, что влияние среды вполне имело место на автора.

Итак «всё хорошее» это не «состояние души», а ежедневная, кропотливая работа и как всякое мастерство основывается на навыках, знаниях и умениях, происходящих из большой области наук. К сожалению полный уход с этого «поля» науки, даже в её сильно идеологической составляющей, и послужило причиной поражения всего хорошего от всего плохого, наблюдаемое нами в ощущениях.

Когда декларируемые на экране ценности не понятны и туманны, а «реальные» вполне осязаемы, да ещё и «торговцы», якобы, носители этих смыслов вполне услаждаются ценностями противоположными, тогда и происходит полный поворот общественных целей от обще-социальных, как бы красиво они нам не «вливались» в глаза и уши, к рационально-корыстным, да, да к тем самым «пятнам капитализма». А наступившие «политические заморозки» мало повлияли на «синхронизацию» облака смыслов с реальностью — до последнего дня Союза продуцировалась культурная продукция со светлыми и чистыми героями и отдельными «пятнами капитализма», благодаря размытию и неопределённости смыслов благополучно проживших 31 год со дня выхода рецензируемого фильма и уже на 32й полностью возобладав.

Вот так и получается, что несмотря на всю прелесть данного фильма, он и ему подобные явились началом конца заявленных в нём смыслов и идей. Диалектика, счастье, з…!

5 из 10

28 апреля 2020

Ненаучное слово «Любовь»

«Вот и стали мы на год взрослей, и пора настаёт — мы сегодня своих голубей провожаем в прощальный полёт. Пусть летят они, летят, и нигде не встречают преград!»

Душевное кино. Доброе, светлое, сопереживательное. Кино из «оттепели». Кино, насквозь пропитанное искренностью и человеколюбием. Кино, в котором нет отрицательных персонажей, хотя оно до краёв наполнено людьми — обыкновенными киевлянами, живущими кто на Крещатике, кто на площади Октябрьской революции (Майдан Незалежности), кто в районе Чоколовских новостроек по улице Авиации (ныне Антонова). Кино из того короткого по протяжённости периода, когда люди поверили в яркую, насыщенную, до краёв наполненную новыми свершениями жизнь. Продлись этот период лет тридцать-сорок, и в стране успел бы сформироваться новый тип людей — людей, не боящихся говорить правду, людей не ищущих во всем личной выгоды, людей, ставящих интересы «ближнего своего» выше собственных. Но слишком рано заатилось за горизонт благодатное солнце «оттепели». Слишком рано ударили очередные «политические морозы», на корню погубив зачатки нового самосознания. Оно ушло это время. Ушло безвозвратно, оставив после себя много чудесных фильмов, в которых, в буквальном смысле, запечатан дух того времени.

«Что же так затуманилась вдруг синева наших глаз? Это, выпорхнув прямо из рук, годы детства уходят от нас. Пусть летят они, летят, им уже не вернуться назад».

Якова Александровича Сегеля всегда влекла литературная деятельность. И хотя первая его книга увидела свет в 1966 году, первые сценарные «пробы пера» проводились им ещё во время учёбы во ВГИКе, который он закончил в 1953 году. «Прощайте, голуби» — третий сценарий Якова Александровича, в котором нашли отражение стилистика Сегеля, мироощущение и улыбчивость его гуманизма. Вряд ли в картине следует искать так называемые автобиографические мотивы. Их нет, и в то же время они есть, как есть и обязаны быть в каждом произведении искусства, созданном — на бумаге или полотне, пленке или в мраморе — от собственного имени, от первого лица единственного числа. Не случайно, именно этот сценарий Сегель включает в сборник, как равноправную литературную работу. Не случайно и то, что это пока единственный сценарий, написанный им единолично — для себя самого. Ибо «Прощайте, голуби!» были не просто «лирической повестью, рассказанной с улыбкой» — о восемнадцатилетних, о той неуловимой грани между детством и юностью, поре надежд и крушений, которой был некогда лишен войной сам Сегель и сотни тысяч его сверстников.

«Мы выходим в дорогу вдвоём, а заря все ясней. И, как память о детстве твоём, тихо кружится пух голубей. Пусть летят они, летят, словно в зимние дни, снегопад».

«Прощайте, голуби!» в художественной биографии режиссёра были первым сознательным опытом, и опытом, удавшимся полной мерой: выражения самого затаённого, что есть в художнике, — мироощущения, чисто эмоционального отношения к реальности. Тому не противоречит тот факт, что картина рассказывает в то же самое время историю очень конкретную, благожелательную и чуть ироническую, историю о том, как пришла к Генке Сохненко, вчерашнему ремесленнику, а ныне рабочему человеку, первая любовь. О том, как человек становится человеком. Картина об этом. Но она шире своего сюжета. Потому что в конечном счёте она — об открытии человеком мира, высокой простоты человеческих отношений, атмосферы добра и незыблемой справедливости. В «Голубях» Сегель впервые говорит о сокровенном столь легко и раскованно, с изяществом и доброжелательной отъединённостью от рассказываемой истории. Быть может, этим и объясняется отчётливая ироничность сценария, почти сошедшая на нет в самой картине». (М. Черненко)

«Наступай, наше завтра, скорей! Распахнись, небосвод! Мы гоняли вчера голубей, завтра спутники пустим в полёт. Пусть летят они, летят, и нигде не встречают преград!»

Об этой замечательной картине написано много добрых слов. Но сколько бы их ни было, на долю зрителя всегда остаётся самое главное — снова и снова открывать этот чудный мир первой любви, первого погружения в новую жизнь, первого осознания собственной значимости в этом огромном сложном мире. И каждый раз проводником в сказочном путешествии в страну «оттепели» будет звонкая, лирическая песня Марка Фрадкина на слова Михаила Матусовского «Вот и стали мы на год взрослей», ставшая гимном поколения 60-х.

P.S. Несправедливо обошлась судьба с главными героями этого фильма, отмеченного многими премиями: Специальная премия ФИПРЕССИ — серебряная медаль и почётный диплом — на XIV МКФ в Локарно (Швейцария) в 1961 году; Первая премия за фильм, созданный молодыми авторами, а также специальный приз города Хеба на XII МКФ трудящихся в Чехословакии в 1961 году. Светлана Ивановна Савёлова, окончив школу, работала в аптеке и собиралась поступать в медицинский институт. В аптеку случайно заходит Яков Сегель, занимавшийся в Севастополе поисками натуры, и Светлана, неожиданно для себя, получает в 20 лет свою самую звёздную роль медсестры Тани Булатовой. Светлана Ивановна снялась всего в 6 художественных фильмах, зато почти 30 лет проработала в «Ленкоме». В последние годы своей жизни Светлана Савёлова исчезла не только со сцены, но и из круга своего общения. Добрая, заботливая и крайне одинокая, Светлана Ивановна скоропостижно скончалась в 57 лет. Алексей Васильевич Локтев получил роль Генки Сохненко в 22 года, будучи студентом ГИТИСа. Затем последовали ещё роли в кино, работа в театрах Москвы и Ленинграда. В 1990-е годы Алексей Локтев впервые обратился к режиссуре. Затем организовал свой собственный театр — Театр Алексея Локтева, где одновременно являлся и руководителем, и режиссёром, и актёром. Светлана и Алексей представляют волну актёров 60-х, судьбы которых по тем или иным причинам не состоялись. О Светлане Савёловой вспомнили, когда узнали, что она попала в автокатастрофу, и вскоре её не стало. В сентябре 2006 года, поехав на фестиваль «Амурская осень», Алексей Локтев тоже погибает в автомобильной катастрофе. Ему было 66 лет…

2 марта 2018

Мелодрама Прощайте, голуби! появился на свет в далеком 1960 году, более полувека тому назад, его режиссером является Яков Сегель. Кто играл в фильме: Алексей Локтев, Валентина Телегина, Сергей Плотников, Леонид Галлис, Антонина Максимова, Петр Вескляров, Прасковья Постникова, Вера Предаевич, Иван Маркевич, Галина Игнатьева, Анна Николаева, Елена Коваленко, Валентин Брылеев, В. Савиных, Евгений Ануфриев.

Страна производства - СССР. Прощайте, голуби! — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.