Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мальчики |
год: | 1959 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Суламифь Цыбульник |
сценарий: | Анна Лисянская |
видеооператор: | Сурен Шахбазян |
композитор: | Оскар Сандлер |
художник: | Владимир Агранов |
жанр: | детский |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 февраля 1960 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 14 мин |
Есть приз «За вклад в киноискусство», есть — «За честь и достоинство». Их вручают кинематографистам за плодотворную работу в кино на протяжении всей жизни. Параджанов говорил, что Суламифь Цыбульник должна получить приз «За душевный вклад в духовно-профессиональную атмосферу киностудии имени Довженко». Сами довженковцы присвоили ей титул «Мать Тереза украинского кино». Такая странная была Суламифь. Задолго до своей смерти она поставила себе памятник на Байковом кладбище, рядом с погребёнными сыном и мужем. В те времена на такое еще никто не решался. Она сама сняла о себе фильм, поставив вальс Хачатуряна из «Маскарада» в качестве музыкального сопровождения своей исповеди. За 50 лет работы в кино она сняла всего семь фильмов, два из которых — в соавторстве с другими режиссерами.
Работала с Довженко, Кавалеридзе, Экком, Савченко, Брауном, Донским, Левчуком, но не имела ни званий, ни наград, ни обычных в таких случаях привилегий. А уж о том, сколько сил она отдавала традиционной общественной работе, и говорить не приходится. Ещё газеты молчали о милосердии, а она посещала одиноких пенсионеров-кинематографистов, посылала им открытки, привозила цветы в дни рождения, выбивала им материальную помощь, писала письма в инстанции по поводу улучшения их жилищных условий. А дома — неизлечимо больной сын, тщательно скрываемые финансовые проблемы, страх от пристрастия мужа к тотализатору на ипподроме. А в душе — горечь от того, что ничего из задуманного, выношенного нельзя реализовать, а просить, унижаться, льстить сильным мира сего она не умела.
«Мальчики» — первая самостоятельная картина Суламифь Моисеевны. Если можно так выразиться — это «чисто женский» фильм: и режиссёр, и оба сценаристы — женщины. К тому же в актёрском ансамбле все ключевые фигуры тоже женские — чудная Лидия Ивановна (Лидия Сухаревская), чуткая мать Пети (Гертруда Двойникова), классическая мачеха (Елена Машкара). И это правильно, ведь только женщина, только мать может донести до зрителя боль за своего ребёнка. Только мать может написать проникновенную историю о мальчишке, лишившемся отца и вынужденного приспосабливаться к жизни с неприятным ему человеком. Только мать может так далеко заглядывать в будущее своих детей — в необозримые космические дали.
Фильм вышел на экраны страны в феврале 1959 года. Это наложило свой отпечаток и на сюжет, и на поступки главных героев. 4 октября 1957 года началась Космическая Эра человечества. Разумеется, фильм о мальчишка не мог обойти стороной такую потрясающую тему. В фильме, как минимум, пять сцен, имеющих отношение к запуску первого искусственного спутника. Это и спасение Тараса Бульбы на вертолёте (разумеется, не наяву!), это и конвейер будущего, это и книги, которыми обмениваются ребята (камера намеренно задержала свой «взгляд» на потрёпанной обложке с названием Э. Циолковский «Вне земли»). Однако, при всей «космичности» отдельных сцен, главное в фильме — это ответственность за свои поступки. А в детских фильмах это, пожалуй, даже важнее приключенческой составляющей.
Хорошее кино: доброе, искреннее, чуткое, заставляющее верить, что справедливость побеждает всегда.
14 марта 2018