Большая война
La grande guerra
7
8.1
1959, комедия, драма, военный
Италия, Франция, 2 ч 17 мин
В ролях: Альберто Сорди, Витторио Гассман, Сильвана Мангано, Фолько Люлли, Бернар Блие
и другие
Мелкий жулик Джованни наивно полагал, что ему удастся переждать войну в казенном доме на полном гособеспечении. Но государство сделало ему подарок в виде амнистии и отправило на фронт. Второй персонаж фильма — парикмахер Оресте всю войну отсиживался на призывном участке и обирал новобранцев, желавших откосить от армии. Среди обманутых оказался и Джузеппе. И вот в один далеко не прекрасный для него день Оресте потерял насиженное место и оказался в военном эшелоне, который вез призывников на верную смерть. В том же эшелоне на фронт везли и Джованни.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Большая война

английское название:

La grande guerra

год: 1959
страны:
Италия, Франция
слоган: «Captured with raging realism...filmed on a breathtaking scale! The monumental story of the giant men who fought the Great War...and the women who followed them into hell!(print ad)»
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсер:
видеооператоры: Роберто Джерарди, Леонида Барбони, Giuseppe Serrandi, Джузеппе Ротунно
композитор:
художники: Марио Гарбулья, Данило Донати, Пьеро Герарди
монтаж:
жанры: комедия, драма, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 5 сентября 1959 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 17 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма, военный

Постеры фильма «Большая война», 1959

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Большая война», 1959

Марио Моничелли — La grande guerra

Мост... Мост захвачен господин генерал. Правда от него ничего не осталось.

Это картина о войне. Ее сценаристы меньше, чем через десять лет сделают неимоверно выразительный 'Хороший, плохой и злой'. Там, кстати, будет точно такая же линия о ненужном столкновении двух армий за мост.

Авторы подарят нам еще множество ярких и выразительных моментов. Это и сцена с незнакомкой на вокзале, которая ищет своего мужа; и курица, невесть откуда взявшаяся на позиции боевого столкновения; и сцена допроса о нахождении вантового моста. Здесь все делают детали, а вовсе не история о двух незадачливых солдатах.

Итальянец идет в пехоту, а римлянин в штаб - на работу...

Нет. Эти двое вовсе не герои и даже не последователи Швейка. Скучные и совсем не интересные городские жители. Орест (Альберто Сорди) из Рима и Джованни Бузакка (Витторио Гассман) из Милана. Но мало ли в армии встречается повес?

Героями их назвать сложно. Но есть ли они в этом фильме? Мужчины и женщины оказываются в очень непростых ситуациях. Они вынуждены забыть об очень многом.

Моничелли умудряется выдержать непростой баланс между трагедией и плутовством. Вот, вроде перед нами один из главных итальянских комиков - Альберто Сорди. Он будет юлить и вредничать. А потом раз... И одна из самых значимых характерных ролей. Получите.

...а Вам разве не надоело быть сержантом? Среди военных полно негодяев и отъявленных мерзавцев...

Персонаж проститутки Константины позволяет себе в этом фильме слишком многое. Она говорит весьма плохие слова о солдатах. Где же ее моральный настрой? Тем более, что она делает весьма нехорошие вещи... Но при всем этом, именно благодаря Константине мы получаем несколько памятных романтических сцен. Да и ради ее милой улыбки не только Бузакка готов многое простить. Кажется, что даже зритель влюблен в эту даму.

А ведь Моничелли затрагивает очень неудобную правду о проститутках, которые были приписаны к военным подразделениям. И если поверить Константине, то она говорит как раз о том, что мужчины с ней весьма плохо обходились.

Заметьте - несколько появлений, даже портрета вроде не с чего писать, а у Моничелли уже целая история и весьма занятная главная женская роль.

Так что, перед Вами одна из лучших кинематографических работ Марио Моничелли. Не ожидайте жанровой однородности и обязательно посмотрите эту картину. Сочетание юмора и напалма оказывается выигрышным.

8 из 10

3 июля 2023

Итальянцы, как всегда, не хотели воевать

Бестолковая Италия в 1915 году ввязалась в большую европейскую войнушку, призвав в вооруженные силы таких же бестолковых вояк. В их числе оказались и два жуликоватых труса-прохвоста — Джованни Бусакка из Милана и Оресте Джаковацци из Рима. Первый надеялся откупиться от войны, но деньги занес такому же, как и он сам жулику Оресте — и в результате оба оказались в одной учебной роте, которая вскоре была отправлена на австрийский фронт. Но и на войне оба делали все возможное, чтобы поменьше служить и как можно дольше выживать.

«Большая война» Марио Моничелли — это такой себе симбиоз «На западном фронте без перемен» Ремарка с «Похождениями бравого солдата Швейка» Гашека. От Ремарка здесь взят весь антивоенный посыл, который в гипертрофированной форме показывает всю бессмысленность происходящих военных действий. И именно эта гипертрофированность является самым слабым местом постановки. Уже первые кадры фильма — топтание разбитыми солдатскими сапогами земляной жижи (визуальный прием, кстати, избитый) рассказывает о характере отношения режиссера к этой войне. А дальше будут ускоренные в стиле немых лент атаки солдат, неправдоподобные батальные сцены с плотно сбитыми массами, окопы между противниками на расстоянии брошенной гранаты и прочие прелести выдуманной взглядом Моничелли давно прошедшей войны.

Впрочем, весь антивоенный пафос Моничелли мастерски скрашивает буквально швейковскими похождениями двух дружков. И здесь уже сатира играет на грани цинизма. Ребята могут во время атаки на австрийские позиции перекатывать в качестве заслона труп убитого товарища. Или во время месива своих позиций, формально соблюдать приказ, ожидая в тылу уже никому не нужные доски. Но эти же два дружка могут отдать неизвестной женщине на вокзале последние деньги или в годину расплаты не выдать врагу пусть и мелкую, но военную тайну. Иными словами, Моничелли из двух жуликов лепит как раз наиболее вменяемых жизнерадостных итальянцев, которые на подсознательном уровне уже давно для себя определили, что это не их война, и они на ней случайные пассажиры. И, тем не менее, человечное жуликов как раз и проявляется в мелких поступках заботы о близких, которое им совершенно не чуждо.

Удачно режиссер подобрал актерский состав. С Витторио Гассманом (сыграл жулика-плейбоя Джонни Бусаку) Моничелли работал уже годом ранее в криминальной комедии «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны». Второго более трусоватого жулика Оресте Джаковацци очень колоритно отыграл Оресте Сольди. Ну а душевную армейскую проститутку с непростым бэкграундом эротично сыграла Сильвано Мангано, которая десятью годами ранее уже играла с Гассманом в «Горьком рисе».

Итальянцам фильм понравился настолько, что они его одарили даже «Золотым львом» на Венецианском кинофестивале. Киноакадемики в 1960-м оказались более сдержанными (хотя тут и объективные причины были — уж очень сильная конкурсная программа в том году была), и в целом оказались правы. При всей увлекательности и комичности ленты в отдельных эпизодах, работа Моничелли оказалась по-лобовому правильной и пафосной. На дворе все-таки не тридцатые годы, и снимать антивоенные картины уже умели более тонко.

6,5 из 10

8 июня 2018

«Где же ты был, Господи?»

Могу быть не прав, но этот фильм показался мне экранизацией старой итальянской военной песни: не бравурного марша, а именно песни, которую исполняет уставшая пехота во время долгого перехода. Такие песни поются искренне.

«Если бы только погибшие могли рассказать о войне… Но ведь они безмолвны».

1916 год, Первая мировая война, итальянский фронт. Среди новобранцев — хитрый римлянин, трус и приспособленец Оресте (Альберто Сорди) и только что вышедший из тюрьмы по амнистии миланец Джованни (Витторио Гассман). Оба стараются любыми способами отвертеться от передовой. Например, они стараются попасть в спецназ, надеясь, что несколько месяцев уйдет на подготовку, а за это время война может и закончиться. Но у военных богов свои виды на эту парочку.

Каждый герой фильма относится к происходящему по-своему. Прекрасная Сильвана Мангано играет фронтовую проститутку Костантину, способную подарить несколько минут любви людям, живущим лишь надеждой. Рядовой Бордин воспринимает войну как, пусть и рискованную, но работу, позволяющую деньгами поддерживать большую семью. Одни офицеры ищут славы на полях сражений, другие стараются заботиться о солдатах. Яркий эпизод: посыльный погибает, доставляя депешу, а в ней — поздравления командования с Рождеством.

«- Нам придется уповать на собственную стойкость.

- Стойкость у бетона, а мы — люди».

Термина «романтический неореализм» не существует, но ради работы Марио Моничелли его стоило бы придумать. Внимание к историческим деталям здесь сочетается с итальянским юмором. Чего только стоит сцена, в которой итальянцы и австрийцы во время перемирия пытаются склонить на свою сторону курицу. Или когда австрийские снайперы делают дырки в сковородке итальянцев, чтобы те могли пожарить каштаны.

«- Что у тебя с рукой?

- У меня нет больше руки.

- Почему же тебя не комиссовали?

- Мне некуда больше ехать».

Актерские работы — прекрасны! Обычные люди оказываются в необычных для себя ситуациях, а потому стараются приспособиться, притереться, понять правила игры. Но часто всё ломается, и уже не человек привыкает к войне, а война переделывает под себя характер человека. «Где же ты был, Господи?»

В 1960-ом на экраны вышел фильм «Все по домам» режиссера Луиджи Коменчини с Альберто Сорди в главной роли о судьбе простых солдат Второй мировой. Он стал идейным продолжением работы Моничелли.

10 из 10

3 октября 2015

На западном фронте без перемен

Италия — самая противоречивая, но при этом самая чудесная страна Старого света. Ну что можно сказать о стране, у которой даже официального гимна нет, а знаменитая «Братья Италии» хоть и распевается всеми итальянцами в моменты официоза, конституционной законности не имеет. А каковы её «исторические отцы»: Витторио Эмануил II- монарх, сочувствовавший «левым убеждениям» народных масс и Гарибальди — бывший пират, устраивавший революции в Латинской Америке (прямо Че Гевара 19-века).

В Первую мировую войну итальянцы выступают в союзе с Германией и Австро-Венгрией, но к 1915 году воюют уже на стороне Антанты. А если вспомнить, что в самый разгар Второй мировой войны, в 1943 году, воюющая на стороне Гитлера Италия умудряется полностью распустить фашистскую партию, что красноречивее некуда говорит о характере итальянцев.

Марио Моничелли, автор целого направления в мировом кино «комедия по-итальянски», в своих трагикомических лентах с помощью неотёсанного сарказма и юмора «в лоб» старался показать именно этот противоречивый характер итальянского народа.

Его «Большая война» по пацифистскому пафосу и неприглядной окопной действительности ничуть не уступает программным произведениям Ремарка и Хемингуэя. А Первая мировая изображена именно тем, чем она и была в реальной действительности — грязной бессмысленной бойней, без лицемерия наигранного героизма, романтизирующего войны.

Двое законченных прощелыг — трусоватый римлянин Оресте (Альберто Сорди) и самодовольный миланец Джованни (Витторио Гассман), волей своей постоянной глупости попадающие на самые «горящие участки» передовой, пытаются элементарно жить и выживать в условиях смертельного быта. Фильм условно разбит на небольшие эпизоды (сцены с рефренами строчек песен), в которых герои проявляют свои как лучшие, так и самые низменные человеческие качества.

Как известно, каждый город или регион Италии — это целое отдельное государство в умах его жителей, вот и герои фильма в своих бесконечных пикировках пытаются противопоставить вальяжный и наивный юг страны («всё кто южнее Пармы — римляне и мафиози из Каморры») и современный и высокомерный север. По сути, этим фильмом Моничелли выносит вердикт своей нации: итальянцы — жизнелюбивый народ и потому хотят жить, а воевать и умирать им просто не хочется…

В итоге противоречивым, опять же, окажется не только нечеловеческой трагикомичности финал этой картины, но и его фестивальная судьба. «Большая война» разделит главный приз Венеции — «золотого льва» с картиной Роберто Росселлини «Генерал Делла Ровере», тоже о войне, только о Второй мировой. Что с них возьмёшь, итальянцы… И всё-таки, «Вива Италия!»

8 из 10

23 августа 2013

Комедия Большая война появился на свет в далеком 1959 году, более полувека тому назад, его режиссером является Марио Моничелли. Кто играл в фильме: Альберто Сорди, Витторио Гассман, Сильвана Мангано, Фолько Люлли, Бернар Блие, Витторио Саниполи, Nicola Arigliano, Джеронимо Мейньер, Марио Вальдемарин, Эльза Ваззолер, Ливио Лоренцон, Карло Д’Анджело, Акилле Конпаньони, Luigi Fainelli, Марчелло Джорда.

Производство стран Италия и Франция. Большая война — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.