Отцы и дети
6.9
6.6
1958, драма, история
СССР, 1 ч 43 мин
6+

В ролях: Виктор Авдюшко, Николай Сергеев, Екатерина Александровская, Эдуард Марцевич, Алексей Консовский
и другие
О социально-политическом конфликте двух мировоззрений, о взаимоотношениях младшего и старшего поколений, о вечной борьбе старого и нового, об истинных и ложных ценностях, о созидании и разрушении, о человеческой силе и слабости, о дружбе, любви и одиночестве... Что может быть острее и трагичнее, чем конфликт самых близких друг другу людей, искренне любящих друг друга? Но, увы, такой конфликт неизбежен всякий раз, когда сталкиваются интересы двух поколений.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Отцы и дети

год: 1958
страна:
СССР
слоган: «Turgenev's Masterpiece»
режиссеры: ,
сценаристы: ,
видеооператор: Анатолий Назаров
композитор:
художник: Игорь Вускович
монтаж:
жанры: драма, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 4 мая 1959 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 43 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Постеры фильма «Отцы и дети», 1958

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Отцы и дети», 1958

Кратко о главном: разбор полётов

Фильм 1958 является настоящим самородком советского кинематографа для своего времени.

Сам фильм представляет собой «нарезку» ключевых моментов произведения. Ввиду ограниченности хронометража, режиссеры не смогли в полной мере раскрыть авторский замысел Тургенева, однако постарались как можно более полно изложить историю, при этом уделяя поразительное внимание мелочам. Так, например, большое внимание уделяется гардеробу Павла Кирсанова. Неискушенный зритель может заявить, что эта деталь совершенно неважна и будет неправ, поскольку она показывает как Кирсанов-старший, бывший Петербургский «Лев» *мается*, находя удовольствие лишь в постоянной смене одежды.

Также стоит отметить хорошо подобранный актёрский каст. Каждый актёр внешне отлично подходит: Базаров в исполнении Авдюшко отлично передает образ холодного нигилиста не признающего никаких авторитетов, Павел Кирсанов в исполнении Бруно Фрейндлиха отлично передает чопорность, манерность и жеманность персонажа, и так можно заявить почти о каждом персонаже.

Также радует минимальное количество отступлений от текста.

Однако не все так прекрасно, как могло показаться. Главный минус фильма — ограниченность хронометража, которая мешает в полной мере раскрыть персонажей.

Также злую шутку с Авдюшко сыграла его «холодность» и «брутальность», поскольку во второй фильме, когда в душе Базарова происходят метаморфозы, он не может этого в полной мере передать, поскольку сохраняет устаревший образ.

Настоятельно рекомендую данный фильм к просмотру, поскольку на данный момент, несмотря на перечисленные выше недостатки, он является лучшей экранизацией одноименного произведения Ивана Сергеевича Тургенева.

11 апреля 2021

Во второй половине 1950-х гг. советский кинематограф буквально переживал «бум» экранизаций русской литературы. Среди переложенных на киноязык книг были романы В. Каверина «Два капитана», М. Шолохова «Тихий Дон», Ф. Достоевского «Идиот» и «Белые ночи», М. Лермонтова «Герой нашего времени». Но все эти фильмы, помимо жанровой составляющей и времени создания, имели ещё и одно сходство между собой. К сожалению, хронометраж практически каждой картины ставил режиссёров в неудобное положение, когда приходилось из великолепных, но больших произведений выкидывать огромные куски. На выходе же получалось что-то вроде краткого пересказа книги. Не избежал этого недостатка и фильм «Отцы и дети» (1958 г.), который был снят по одноимённому роману Ивана Тургенева.

Сам по себе роман, написанный на злобу дня в 1864 г., не потерял своей актуальности и сегодня. Ведь в нём изображён традиционный конфликт отцов и детей, конфликт поколений.

И хотя главными героями романа были заявлены Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, в фильме же в центре внимания оказывается лишь один Базаров. Однако я не могу сказать, что это минус экранизации. Мне вполне хватило истории его трансформации по ходу фильма и взаимоотношений с поколением «отцов» и Одинцовой. Плюс к этому, хорошая актёрская игра 43-летнего Виктора Авдюшко в роли 25-летнего разничинца-демократа, поражающего всех своим нигилизмом, подкупает зрителя. Хотя было бы правильнее назвать фильм «Евгений Базаров» в таком случае.

Ещё одной удачей для фильма стал Бруно Фрейндлих, сыгравший Павла Петровича Кирсанова. Забегая вперёд, могу лишь сказать, что из всех экранизаций «Отцов и детей» он самый лучший исполнитель этой роли. Здесь чувствуется внешнее благородство и жеманство с высокомерием, которые сумел передать Фрейндлих с экрана.

Неплох был, в принципе, и Аркадий Кирсанов в исполнении Эдуарда Марцевича. По крайней мере, какие-то штрихи слабовольного мягкотелого барина, отвернувшегося от идей нигилизма, Марцевич всё же успел обозначить (несмотря на столь малое количество сцен с ним).

Не могу сказать, что остался доволен работой Аллы Ларионовой. Её Одинцова, как мне кажется, была излишне строга с Базаровым. Да и Николай Петрович Кирсанов в исполнении Алексея Консовского совершенно не запомнился мне (ну тут, скорее всего дело в сценарии, который не дал персонажу развернуться). То же самое можно сказать и о Георгии Вицине, чей Ситников в фильме был заявлен лишь как персонаж, знакомивший главного героя с Одинцовой.

Стоит ли смотреть эту экранизацию? Да, определённо. Фильм вполне вышел неплохим. Но для понимания других персонажей (не только Базарова), их мотивации и поступков, лучше всё же прочитать роман Тургенева.

6 из 10

16 октября 2017

Отцы и дети, или один из детей?

Данная экранизация самая ранняя из доступных нам, а также и самая короткая. Многие сцены из неё попросту выброшены, перетасованы и переделаны так, чтобы уменьшит хронометраж, в некоторых моментах это может запутать зрителя, а для человека, который ознакомлен с оригинальным романом, всё покажется каким-то очень торопливым.

Сам же конфликт отцов и детей, конфликт поколений, который являлся одной из главных проблемой, поднятых в романое (что можно заметить хотя бы из названия) выходит на второй план. Как мне показалось, на первый план выходит главный герой — Евгений Базаров, его трагичная любовь и смерть. Все дискуссии с Павлом Петровичем сведены к минимуму, встреча с Оденцовой происходит в первые пол часа фильма.

Естественно, из-за попытки сильно сжать хронометраж не соблюдены многие детали, разговоры сокращены и зачастую происходят не там, где в романе. История любви Павла Петровича, а также конфликт его взглядов с желаением Николая Петровича и Фенички пожениться вообще задевается лишь вскольз.

Также примечательно то, что в конце отсутсвует эпилог. После последней встречи Базарова с Одинцовой мы сразу виде его родителей, стоящих в пургу над могилой. Это, на мой взгляд, также подчеркивает, что трагедия Базарова является главным фокусом данной экранизации.

Также хотелось бы сказать пару слов об актёрах и самих персонажах. Они здесь вышли неплохо, сам Базаров и его родители даже довольно хороши, но остальные… Просто неплохи, ничем особо не примичательны. Одинцова же вообще вышла какой-то безэмоцианальной

Итог:

Сюжет сокращен, урезан, однако не искажен.

Персонажи неплохи, особенно Базаровы

Имеем некий краткий пересказ, с опорой на трагедию Базарова

7 из 10

4 июня 2017

Не читайте книгу!!!

После прочтения одноименного романа Тургенева я подумал, а почему эта книга является классикой русской литературы и входит в школьную программу, ведь кроме Базарова в книге ничего интересного нет. Поэтому я не буду говорить о первоисточнике, а перейду сразу к фильму.

Фильм оказался копиркой книги и это мне нравится, если бы я знал об этом, то не стал бы читать роман, а просто посмотрел бы кино. Актеры великолепны, хотя Виктор Авдюшко не до конца передал характер Базарова, что меня и расстроило, ведь Евгений — это единственное хорошее пятно в книге. Хотелось бы сказать про музыку, она отвратительна, жаль, что композитор не смог выбрать красивую и вдохновляющую мелодию, она помогла бы фильму стать лучше книги, а так кино держится наравне с книгой. На этот раз я посоветую лучше посмотреть фильм, чем прочитать книгу.

6 из 10

7 ноября 2014

Моя любовь, мой сон до завтрашнего утра

Не согласна с тем, что все принимают за истинный смысл. Проблема отцов и детей. Есть, конечно, и эпоха, и вечность, и молодость, и старость, и что-то это значит, но что — я не знаю. Пытаться ли понимать, к чему присматриваться внимательнее? Это бесполезно — как и бесполезно говорить, хорошо ли, не хорошо что. Я вот скучаю по фильму Андрея Тарковского, по «Зеркалу». Остановилась на надцатой минуте, теперь хочется вернуться и посмеяться, как в прошлый раз.

Тишина. Вспоминайте

Вздыхайте и умирайте, закрыв свое тело. Смерть постоянно происходит, жизнь постоянно происходит. От одного до другого — дорога. Сегодня на ней заметишь только следы. Не запомнишь их — забудешь.

На могиле его бесконечно будут расти цветы. Бесконечность.

Жизнь постоянна, хотя и прерывна — умираем. Это подобно морганию: мир умирает на миг и снова возвращается.

Бесконечность есть, а конечность не важна, но необходима. Люди, вам нужно слушать свое сердце. Хотя бы слышать.

Базаров, он знал о своей любви, о томлении. Но боялся? Непобедимый хаос творится сейчас повсюду. Оттого, что вы не привыкли вслушиваться в себя. И существуете так, будто вам тяжело с собой, не справляетесь.

Фильм вам захочется или не захочется смотреть — не важно. Это рецензия к фильму да? — Я его не смотрела.

Читайте книги. Не торопясь. Чтобы узнать в чужом мире того, кого встречали еще в этом.

И живите, не торопитесь. Пишут ведь как раз для того, чтобы вам проще было.

У меня — чтобы приятнее стало — голос аккуратный, строгий порой (но не этой).

14 февраля 2011

Подчеркнутая актуальность

Проблема отцов и детей актуально и в наше время. И даже не столько конкретно отцов и детей, сколько детей и их родителей. Брешь в поколениях дает о себе знать, потому и возникают конфликты и ссоры. Они — жили в другое поколение, мы — в свое. И у на разные интересы, вкусы и предпочтения. Нам нравится то, что не нравится им. И наоборот. Постановкой этой проблемы занялся знаменитый русский писатель — Иван Сергеевич Тургенев. Отцы и дети были опубликованы примерно только через два года после написания, но не утратили актуальности и по сей день.

Отцы и дети — это одновременно и название, и главные действующие лица экранизации романа. Итак, Кирсанов-сын приезжает к Кирсанову-отцу вместе со своим другом — Евгением Базаровым. И основной конфликт, вызванный той сам брешью, возникнет при участии этого друга. Мы опустим все ненужные вопросы и сразу же перейдем к главному: весь фильм Базаров изменяется, это и является главной сюжетной линией фильма. В самом начале — он нигилист. У него нет авторитетов, он не любит красивых слов и складывается такое ощущение, что он вообще ничего не чувствует, кроме отвращения и презрения.

Потом он начинает проходить испытания. Первое — это испытание обществом. Общество выступает здесь в роли брата Кирсанова-отца. Базаров так сильно показывает свое плохое отношение к этому человеку, что в итоге это приведет к дуэли. Увы, но это испытание не сильно изменило Базарова. Благо, что после того, как он полюбит, он изменится. Он не будет показывать свои чувства, но он покажет себя настоящего. Пусть на пару минут и только в присутствии своей любимой. При родителях он надевает очень смутную маску, и нам не очень понятно его отношение. Роковой же финал меняет все.

Хочется отметить то, что хоть хронометраж фильма не позволяет сильно разгуляться и показать все то, что было в книге, но самое главное присутствует. Диалоги на месте и герои раскрыты, хотя и образ Кирсанова-сына проясняется не так сильно, как Базарова. Декорации дают фильма что-то реально-фантастическое. Ты знаешь, что этого уже нет и это почти нигде не встретишь, но в тоже время ты понимаешь, что именно так люди жили в те времена. Наряды знати и обычных крестьян, красивый бал, традиционный вальс, обычаи и традиции того времени — все на месте.

Виктор Авдюшко сыграл изумительно. Даже больше, чем просто изумительно, это было восхитительно, великолепно и феерично. Да, он похож в своем черном плаще на Ван Хельсинга, но своей серьезности и настроенности твердого характера он не теряет. Остальные просто хорошо играют и их лексикон подтверждает то, что это было и люди жили именно так.

Конечно, экранизации культовых книг всегда подвергаются бешеной критике, хотя бы из-за не полного переноса всего действия на экраны, но этот фильм держится на своей достоверности, великолепной игре актеров и довольно маленьком хронометраже, который, увы, иногда позволяет скучать. Но все же сначала лучше ознакомится с оригиналом. Классику нужно знать в лицо. Читайте книги!

16 ноября 2010

Драма Отцы и дети появился на свет в далеком 1958 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Адольф Бергункер, Наталья Рашевская. Кто играл в фильме: Виктор Авдюшко, Николай Сергеев, Екатерина Александровская, Эдуард Марцевич, Алексей Консовский, Бруно Фрейндлих, Алла Ларионова, Валентина Буланова, Изольда Извицкая, Сергей Голубев, Нина Дробышева, Людмила Макарова, Павел Панков, Павел Первушин, Юрий Родионов.

Страна производства - СССР. Отцы и дети — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.