Философский камень
Parash Pathar
7.6
1958, комедия
Индия, 1 ч 51 мин
В ролях: Тулси Чакраборти, Кали Баннерджи, Гангапада Басу, , Джахар Рой
и другие
Дополнительные данные
оригинальное название:

Философский камень

английское название:

Parash Pathar

год: 1958
страна:
Индия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Субрата Митра
композиторы: ,
художник: Банси Чандрагупта
монтаж:
жанр: комедия
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 7 мая 1958 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 51 мин

Отзывы критиков о фильме «Философский камень», 1958

Эта история могла бы случится с каждым. Одно прикосновение — и, о чудо! Железо стала золотом. И вроде судьбу стало возможно перевернуть в благоприятное и пышное веселье. И для союза двух несчастных более нет забот. У тайны есть обратная сторона. И нам зрителям Сатьяджит Рэй показывает «изнанку прикосновения» под радикальными и сказочными обстоятельствами.

Режиссер воспевает старые легенду в своих краях. Также, как в свое время Кокто воспевал миф о Орфее. Большой любовью к старинным и давно забытым трудам Пазолини посвятил немало картин. Художники со временем понимают, что столь тяжкий груз Атланта, Сизиф со своим камнем, растерзанный орлом Прометей и остальные изумительные вымыслы со всех краев имеют масштабность и главное, отдельное родство с Вечностью. Вечное, которое куда более реальнее самой реальной жизни. Сейчас, в век все больше скапливаемых «новых» оборудований небылицы на экранах только расцветают. Но, к сожалению, под грубым и темным углом. Целый легион таких фильмов.

Повествовательные ходы в фильме довольно условны. В завязке нам предлагают посетить офисного клерка из Калькутты. Его грустную линию жизни до встречи с «атомной бомбой». И многое меняется с раскрытия. Режиссер затяжным дыханием поет перемены судьбы. Сатьяджит спокойно вздохнул и время меняется. Теперь герой претендует на роль депутата и на желанного благодетеля в районе. Камень решил множество проблем с бедностью. Только удручает один вопрос у любознательных и солидных гостей мира. Откуда? Откуда? Сатьяджит держит напряжение и не выпускает воздуха с ноздрей. На вечеринке пьяный герой от унижения раскрывает ящик Пандоры. Ощутимо прерывистое дыхание режиссера. На следующее утро героя посещает очевидец и требует рецепт камня. Он «слышит звук подводящего итоги судейского молотка» и в страхе, уезжает с женой. Свою «золотую рыбку» передает во владение легкомысленному парню. После сенсационных газет тайна оглашается повсеместно, и бедный народ в панике выкапывает спрятанные драгоценности. В надежде, еще поймать кусок сыра, напоминающий недавний ажиотаж с падением рубля. Сатьяджит успокаивает нас и метаморфозы разрешаются.

Камень переваривается в желудке, как и любая пища. Чудо таких отношений и связей не любит. Если представить, как священные книги употребляются вместо подноса для еды, то немало верующих людей будут оскорблены. Хотя в фильме изначально отражается такой поступок под личиной жадности. Но «текст» фильма трактуется, именно в этом и мощь работы. Смотрите Сатьяджита Рэя, умелого певца своего времени.

7 из 10

11 марта 2015

Трагикомичность жадности

Пареш Чандра Датт — пожилой человек с огромной лысиной, смешными вихрами волос на висках, торчащими в разные стороны, и практически совершенно круглым забавным лицом. Попадая в неловкие ситуации, он корчит такие уморительные гримасы, что сдержать улыбку практически невозможно. Пареш — типичный представитель среднего класса бенгальского общества середины 20-го века. Он мучается тем, что живёт не в собственной, а съёмной квартире, ездит на работу в переполненном общественном транспорте и у него не хватает средств даже на совершение паломничества. И тут нежданно-негаданно к нему в руки попадает философский камень. Разбогатев буквально-таки за одну ночь и превратившись из банковского клерка в бизнесмена, мецената и политика, Пареш сталкивается с огромным количеством проблем. Его не принимает высшее общество, в котором он чужак из-за своего низкого происхождения и отсутствия необходимых манер, его мучает совесть из-за настигшего его греха жадности и наконец, его преследуют страхи, что его секрет не останется навсегда тайной для других людей и рано или поздно его ожидает ужаснейшая расплата.

Фильм построен как лёгкая, но не лишённая смысла трагикомедия с элементами фарса, пафоса и фантастики. В ней есть незначительные шероховатости, допущенные при съёмке и монтаже, они обусловлены тем кратчайшим сроком, в который фильм был создан. Эти моменты практически незаметны и далеко не перекрывают собой достоинств кинокартины. Фильм демонстрировался на Канском фестивале и критики отметили его сходство с работами французского режиссёра Жана Ренуара. Жюри фестиваля приняло фильм с каким-то весёлым безразличием, незаслуженно оставив его без награды. По всей видимости европейцы ожидали повторения той глубокой лирики, что Рей создал в Трилогии об Апу. «Философский камень» не отличается проникновенностью и большой глубиной, но он по-своему очарователен и трагикомично сентиментален.

Фильм показывает практически в неприкрытом, хотя и забавном виде человеческую жадность и непоколебимую веру в золото, которое, не смотря на все кризисы и инфляционные проблемы, не теряет своей стоимости. Рей предлагает зрителю представить себе ситуацию, когда к людям в руки попадает средство фактически неограниченного тиражирования благородного драгоценного металла в неограниченных количествах и раскрывает все негативные последствия, к которым это может привести общество.

10 декабря 2012

Комедия Философский камень появился на свет в далеком 1958 году, более полувека тому назад, его режиссером является Сатьяджит Рай. Кто играл в фильме: Тулси Чакраборти, Кали Баннерджи, Гангапада Басу, Haridhan Mukherjee, Джахар Рой, Чхаби Бисвас, Бхарти Деви, Chandrabati Devi, Джахар Гангули, Субод Гангули, Тульси Лахири, Камал Митрэ, Нитиш Махержи, Амар Малик, Ренука Рой.

Страна производства - Индия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.