Тихий Дон
8.2
7.7
1957, драма, военный
СССР, 5 ч 50 мин
В ролях: Петр Глебов, Элина Быстрицкая, Зинаида Кириенко, Даниил Ильченко, Людмила Хитяева
и другие
Бессмертный роман Михаила Шолохова, отмеченный Нобелевской премией и вошедший в число наиболее ярких произведений мировой литературы, рассказывает о трагической ситуации, сложившейся в России в начале ХХ века, о сломанных Первой мировой войной и революцией судьбах людей, о крушении устоев и идеалов донского казачества, о личной трагедии главного героя - Григория Мелехова.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Тихий Дон

год: 1957
страна:
СССР
слоган: «The epic film based on Mikhail Sholokhov's classic novel in COLOR»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Владимир Рапопорт
композитор:
художники: Борис Дуленков, Мариам Быховская, Константин Урбетис
монтаж:
жанры: драма, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 26 октября 1957 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 5 ч 50 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Постеры фильма «Тихий Дон», 1957

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Тихий Дон», 1957

Одна река, один хутор, множество судеб.

Перед нами история одного хутора и его жителей, которым суждено попасть в жернова великих исторических процессов. Что делать человеку, которому суждено жить в такое время? Одни делят мир на своих/чужих и живут в этой парадигме. Вторые живут так, словно ничего не происходит. А третьи - не определившиеся. Их мотает из стороны в сторону, от одних к другим. И тут все зависит от силы духа самого человека, остается ли он с принципами несмотря на сторону, или просто плывет по течению. Именно к таким относится главный герой Григорий. Вместе с ним мы пройдем через Первую Мировую, Революции, Гражданскую войну, восстания регионов против советской власти. Это основная линия сюжета. Вторая линия сюжета - это быт хутора и казаков: любовь, драмы, слезы, радость.

Плюсы фильма. Первый - это слепок жизни начала 20 века. Быт крестьян, их говор, патриархат. Второй плюс. Соединение двух сюжетов: большой истории, которую мы видим через персонажа Григория и малой истории хутора и его жителей.

Второй плюс - это работа камеры, а именно постановка сцен баталий и бытовых, средний и крупный план героев.

К сожалению, для меня плюсы на этом заканчиваются.

Минусы фильма. Первый. Хронометраж. Чтобы кто не говорил, но посмотреть 5,5 часа фильма без отрыва и без снижения внимания очень сложно. Понятно, что перед авторами стояла задача уместить книжный эпос в рамки фильма, но по ощущениям, кино адаптация оригинала могла пройти удачнее и с меньшим хронометражем.

Второй минус. Очень плохой звук. Даже с условием, что фильм очень старый, нельзя игнорировать этот факт. Половину слов персонажей банально не слышно, а с учетом использования южного говора + старых норм речи + сельскую речь - этот фактор значительно усугубляется. Фильму очень нужна качественная реставрация звука.

Третий минус. Большое количество персонажей, которые сливаются в месиво, из-за которого ты не всегда понимаешь кто перед нами и что с ним было раньше по таймлайну.

Четвертый минус. Это картинка. К сожалению, “Тихий Дон” не отнести к той категории старых фильмов, от которого ты получаешь эстетическое удовольствие. Картинка блеклая (особенность низкого качества пленки), много артефактов и шума.

Пятый минус. Абсолютная субъективная вкусовщина, но мне было крайне мало самого Дона.

Итог. Сложно посоветовать этот фильм рядовому зрителю. Фильм будет интересен тем, кто занимается историей кино и краеведением. Возможно, если у вас в роду есть казаки или вы из мест, в котором происходит действие фильма - вам зайдет.

Если абстрагироваться от фильма и посмотреть на историю Григория - она очень актуальная, к сожалению, для 2024 года, т. к. сегодня есть свои и есть чужие, а если ты не вписался в эти две категории - ждет тебя путь мытарств. Но наверное, чтобы проникнутся этой историей, лучше ознакомится с первоисточником Шолохова.

6 из 10

24 февраля 2024

Тихий Дон, наш батюшка, Ой да Тихий Дон…

С казачьей песни зачинается книга, с казачьей же песни берёт начало и фильм. Экранизация Сергея Аполлинариевича Герасимова — поистине величайшее достояние мирового кино и наследие Золотого фонда отечественного советского кинематографа!

«Тихий Дон» это не просто пустой звук там, или какое-то словосочетание из далёкого урока литературы. Для нас, для жителей Ростовской области, «Тихий Дон» это хрестоматия! И книги Михаила Александровича не просто есть почти в каждом доме, но жители этих домов, в которых есть «Тихий Дон», читали его!.. Как мне сказала одна моя оч хорошая знакомая, у них в Курске (она курянка), например, «Тихий Дон» не является таким уж культурным мегалодоном. (Что однако ей не помешало четырежды проштудировать данное произведение! — Вот что значит «Тихий Дон», чья слава вышла далеко за пределы Донской земли!)…

Прочитав с удовольствием первоисточник, мне стало интересно посмотреть за постановкой. Поисковая строка сказала мне, что лучшей является экранизация Герасимова. Что было после Сергея Аполлинариевича — об этом не будем здесь. А вот до него была постановка по первым двум томам. Выбор сделан.

Картина состоит из трёх серий, каждая из которых является полнометражным фильмом. Передо мной начали оживать страницы…

Я увидел Татарский, толпу казаков, майдан, церковь… Я увидел Аксинью и Григория. Петра — брата его. Степана Астахова — преграду для любви главных героев. Увидел Коршуновых: Наталью, Митьку, Мирона Григорича… (А вот Лизу Мохову не увидел)… Но… тут главным то, что надлежало показать быт и жизнь казачьего хутора. Все эти базы, курени, плетни, натур-хозяйства… И взаимоотношения!.. Треугольник Аксинья-Григорий-Степан. Реакция Пантелея Прокофьича — отца семейства вкупе с реакцией жителей… О, эта знаменитая встреча этих людей! (Как жаль, что памятник Григорию и Аксинье в Вёшках я видел не вживую)… И… начиналась война…

Считаю вторую серию лучшей в общей картине! Но это ни разу не значит (и не смейте думать!), что другие две (первая и третья) серии уступают. Просто за войной интереснее смотреть на экране, чем читать на страницах книги (притом, что я обожаю войну в литературе; но тут визуал!). Также штурм Зимнего дворца понравился больше, чем у Эйзенштейна. Со вниманием отнеслись к тому, что были заграждения!.. Ну и Донское восстание! Подтёлков… Схождение на холмах…

Так. Ну и как же аккуратно написать о третьей серии? Где уже ждала кульминация… Дарья, Наталья, Ильинична, Пантелей Прокофьич, Дуняшка и Мишка Кошевой… Да и Григорий с Аксиньей… А никак. Нельзя и нежелательно это. Для тех, кто не читал, но взялся смотреть. Скажу лишь, что я в восторге от того, что все люди на экране — живые люди. Киношных крутяков нет. С каждым может случится страшное. Давайте пару слов об актёрах. Всё-таки у нас тут фильм, на секундочку.

Исполнитель главной роли Пётр Глебов до «Тихого Дона» в больших проектах не участвовал. Элина Быстрицкая часто понукала тем. Но потом главная пара сработалась. Хорошо и гармонично вписалась и вжилась в роль Натальи Зинаида Кириенко. Из Людмилы Хитяевой вышла превосходная Дарья! А из Натальи Архангельской отличная Дуняшка!!! Но я по книге полюбил Пантелея Прокофьича и мне было интересно, кто здесь он. А он здесь в лице Даниила Ильчинко… Что интересно! Анастасия Филиппова в 1931-м году играла Дарью. Теперь же она в роли Ильиничны!.. Обожаю преемственность!

Я не знаю какую экранизацию посоветовать, поскольку видел только эту пока. Вот её я могу посоветовать с чистой совестью!

Приятного просмотра!!!

10 из 10

23 августа 2021

«Тихий Дон» — великий роман Михаила Шолохова, по объему, драматизму, охвату реальных событий, тяжелых, переломных событий, эпохи, когда менялось многое в жизни, при этом показывался реальный путь конкретных людей, судьба конкретного человека с его счастьем и печалью, радостью и горем, а также быт людей похож на величину «Войны и мира». Роман, за который Михаил Шолохов был удостоен Нобелевской премии. Когда и авторство самого Михаила Шолохова ставилось под сомнение: мог ли молодой тридцатилетний писатель создать такое колоссальное и масштабное, эпическое полотно. Однако авторство М. Шолохова позднее подтверждено и компьютерной экспертизой.

В период «оттепели», в 1957—1958 годах Сергей Герасимов поставил фильм по этому произведению. Это работа была уровня «Войны и мира» Сергея Бондарчука. И Сам М. Шолохов мечтал, чтобы Сергей Бондарчук когда-нибудь стал режиссером фильма по его роману. И это случилось.

Экранизация Сергея Герасимова ближе по времени. И многие поколения людей видели, словно сошедшие со страниц Шолоховского «Тихого Дона» сцены еще мирной жизни казаков. Как молодой Григорий Мелехов (Петр Глебов) точит косу, косит сено. Как Аксинья (Элина Быстрицкая) несет коромысло с двумя ведрами, взяв воду из Дона. И ослепительный солнечный день. Быт казаков, когда нужно работать, чтобы жить, став земледельцами, любя свою землю, заботясь о ней веками.

Любовь между замужней Аксиньей и молодым Григорием. Женитьба Григория на Наталье (Зинаида Кириенко), чтобы усмирить Григория. Вот только если это любовь, ее сложно успокоить, унять и забыть. А чувство между Григорием и Аксиньей именно таково оказывается.

И если Элина Быстрицкая сумела достоверно передать в образе Аксиньи страстность, чувственность, непокорность, силу духа, яркие живые эмоции женщины, то, что хотел вложить в этот образ сам Шолохов, то, что привлекало в ней Григория, то Зинаида Киреенко в образе Натальи передала другой склад народной женской души: Наталья скромна, молчалива. У ней все эмоции не снаружи, как у Аксиньи, а внутри. «

Холодна, ты, как месяц. Ничего не чувствую к тебе» — говорит ей Григорий.

А если на пути такого типа женщин, как Наталья встретится тот, кто оценит ее богатый внутренний мир, глубину чувств под покровом холодности, чистоту и непорочность, преданность, сильную любовь. Такому человеку Наталья была бы прекрасной женой. При этом, воспитанная в традициях, она хозяйственна, практична, трудолюбива.

А получилось непонимание.

И Петр Глебов, сумел передать такие черты в Григории, как хозяйственность, трудолюбие, практичность в делах домашних. Храбрость, бесстрашие, силу воли на полях сражений. И в сражениях за границей, в первую мировую войну, а позднее в сражениях внутри страны, в Гражданскую войну, когда Григорий начинает колебаться между белыми, за которых было традиционное казачество в обмен на волю и землю, и новой властью. Этим Григорий был важен для многих поколений читателей на Родине и за рубежом, этим Григорий важен для многих поколений зрителей в исполнении Петра Глебова. Важен, потому что путем Григория шли многие, многие колебались и не понимали как быть.

В фильме показана и природа, по настоящему тихий Дон, быт казачества, показаны и сражения, в своем эпическом масштабе и драматизме, когда война станет даже братоубийственной.

В фильме показано и психологическое изменение героев, драматизм каждого из них.

В фильм вложена объективность позиции самого автора Михаила Шолохова между разными сторонами баррикад.

Но фильму больше полвека. А событиям фильма еще больше. М. Шолохову 24.05.2020 исполнится 115 лет. А книга «Тихий Дон», фильмы по ней важны и сегодня. На этих исторических событиях мы можем понять, что нельзя допускать раскола между друг другом, чтобы не было того Апокалипсиса. Нужны согласие, любовь, понимание между друг другом: в одной семье, в одном селе, области, стране. Ценность своего родного края, его традиций, необходимости любить и хранить все это.

10 из 10

19 мая 2020

«Кого же выбрать: Аксинью или Белых?» — думал Григорий.

Прежде чем рассуждать над историей, которую показали в фильме, я хотел бы высказать сначала свои мысли немного о другом.

С момента, когда была снята первая серия этого полотна прошло уже около 63 лет. И это заметно. Я имею в виду, что то, как ведёт своё повествование фильм, сильно отличатся от того, что мы видим сегодня, и к этому сложно привыкнуть. Хотя на это даётся пять с половиной часов. Не зря он был разделён на 3 серии. Но всё же сейчас его очень тяжело воспринимать. Отмечу, что качество фильма высокое. Здесь прекрасный актёрский состав, игре которых нельзя не поверить, и работа оператора с костюмерами и другими людьми, которые создали очень атмосферное окружение действиям фильма. Но была у меня проблема с тем, чтобы различать Наталью и Аксинью. Актрисы похожи, а собранные у всех волосы только усугубляли это. А ещё были казаки с одинаковыми усами. В общем, я частенько долго пытался понять, какой герой на экране.

А вот рассматривать сюжет будет тяжелее. Во первых, я не очень хорошо это умею делать, а, во-вторых, следить за ним 5 с половиной часов было тяжеловато.

Вероятно, точно я не знаю, были очень хорошо показаны устои и порядки тех времён. Поэтому гораздо больше запомнилось положение женщин в то время, вспыльчивость казаков и то, как Григорий метается то между «жёнами», то между «красными» и «Белыми». Политика в фильме, который охватывает и Первую мировую, и две революции, и Гражданскую войну, кажется лишь фоном. Но это даже хорошо, ведь нам показывают историю судьбы Григория Мелехова. Хотя есть у меня подозрение, что в первоисточнике он не был настолько в центре сюжета, и авторам пришлось его выделить, чтобы не делать фильм ещё больше. Но это только догадка.

Фильм хороший, даже отличный, но смотреть его сложно.

30 апреля 2020

«Тихий Дон» Сергея Герасимова

Роман М. Шолохова «Тихий Дон» — одно из масштабнейших и сложнейших произведений русской литературы. Множество персонажей, чьи судьбы вплелись в период Первой мировой и Гражданской войны, отражают столько ипостасий человеческой жизни, что и не перечесть. А ведь если экранизируемое произведение таково, то как трудно должно быть создать его киновариант? Да еще в советское время, со всеми его подводными камнями режима, цензуры, тягот кинопроизводства?

Работа, проделанная над этой экранизацией 1957 года, поистине впечатляюща. Аюсолютно подстать самой книге. Любовь, война, революция, душевные метания — все есть здесь, все безукоризненно. Есть определенные претензии со стороны критиков по поводу возраста актеров (Григорий — актер Петр Глебов 42 лет), идейной приверженности (советский или антисоветский стержень?) и т. д. Однако все это, верьте, незначительно по сравнению с той несравненной атмосферой, поэзией кино, страстью и красотой и величеством во всем, что мы видим на экране. Поразительно точен и «по-григориевски» порывист и чист здесь прекрасный Петр Глебов. Элина Быстрицкая — и нравом, и чудесной внешностью, и чернью глаз — сама Аксинья. Людмила Хитяева, Зинаида Кириенко и другие женщины — олицетворения казачек, все при них. Мужские персонажи (Петро, Пантелей, Прокофьевич, Листницкий и т. д.) — все на месте, им также симпатии и благодарность за огромный труд и талант.

Чувствуется и рука самого Мастера — Герасимова. Его и только его умение сделать из классики литературы классику кино, как это было и в «Юность Петра», «В начале славных дел», «Красное и черное», достойно глубочайшего уважения и восхищения. Его трактовка произведения несомненно имеет место быть и по праву разделена многими другими знатоками творчества Шолохова.

Фильм-легенда. Страстный, многоликий, «казачий», глубокомысленный, трогающий сердце и достойный многих похвал и почитания. Такой «Тихий Дон» года 1957го.

4 июля 2018

Монументальное полотно

Я не читал «Тихий Дон» Шолохова и после просмотра этого трехсерийного фильма почему-то уже не хочется. Такое ощущение, что я выпил концентрированного сиропа какого-нибудь шиповника. Он жутко сладкий и вкусный, но разбавлять и цедить его каждый день понемногу мне впредь не хочется. По крайней мере пока.

Если оценивать качество съемок, то оно на высоте. Батальные сцены боев масштабные. Аутентично показан быт станичников, их традиции, костюмы, казачий говор. Проработаны мелькие детали вплоть до того как люди тогда резали хлеб. Гармонично музыкальное сопровождение. Всё это подкупает. К тому же актеры очень натуральны в своих образах. Суровый исподлобья взгляд Григория Мелехова, сокрушающаяся, картинно охающая Аксинья Астахова. Каждый герой харизматичен и самодостаточен, в картине нет картонных персонажей. Конечно артисты где-то слишком картинно, даже лубочно передают свои эмоции, чтобы произвести впечатление на зрителя, но это не раздражает, а скорее умиляет. Особенно в исполнении актера сыгравшего Пантелея Мелехова, отца Григория.

Четыре тома книги конвертировали в три почти двухчасовых серии, условно разделенных по смыслу и содержанию на «первомирововоенно-дореволюционную», «революционно-граждансковоенную» и послевоенную поры. Главный герой, Григорий Мелехов — очень противоречивый персонаж. Он не раз на протяжении фильма «переобувался», т. е. менял свои убеждения, изменял принципам, малодушничал. Фильм показывает мотивацию Григория, логику его поступков, душевные терзания и борьбу внутренних противоречий. Если бы он не был таким многосложным, то книга и фильм получились бы намного короче.

Полюбив замужнюю женщину, Аксинью, он отказался от нее в пользу выгодного брака с нелюбимой Натальей Коршуновой, которой он поломал судьбу. Затем он не раз будет сходиться и расходиться с Аксиньей. Мелехов то воюет за красногвардейцев, то за «белых». Он умышленно подвергает себя смертельной опасности, но кажется смерть обходит его стороной лишь немного поцарапав и потрепав. Зато вокруг него шлейфом тянутся трупы близких ему людей. В этом, мне кажется, главная трагедия этого человека. Даже придя к мирной жизни, инерция смерти не оставляет его — погибает его любимая Аксинья.

Вообще среди главных героев нет абсолютно положительных персонажей. Все совершили хоть какую-нибудь да «сделку с дьяволом». Как ни странно, единственный герой, который не поступился принципами это Михаил Кошевой, который убил старшего брата Григория — Петра. Он не предавал советской власти, как это делали другие казаки, не лицемерил, а честно высказывал свое мнение, в отличии от Григория, как это не прискорбно. И в конце романа Кошевой так и женится на Дуняше, младшей дочке Мелеховых, но с Григорием так и не мирится и хочет отдать его под трибунал.

Короче, много я тут наспойлерил. Но без этого я не могу передать впечатления от фильма. В целом они очень положительные. «Тихий Дон» — кино на все времена, настоящее произведение киноискусства. Надо давать его смотреть подрастающему поколению, чтобы у них пробуждался интерес к изучению той эпохи, противоречивой и неоднозначной.

26 января 2018

Фильм, который проживаешь с героями

Перечитал роман, пересмотрел фильмы — «Тихий дон» Сергея Герасимова это полотно жизни, которую проживают герои на экране. Зритель переносится на это время на хутора казаков, на поле боев, становится участником непростого выбора людей, переживает любовь и трагедии. С детства этот фильм мне глубоко запал в душу, пересматривая сейчас ловлю себя на мысли, что постоянно открываю в нем что то новое. В последний раз меня удивила стойкость есаула Калмыкова, в исполнении Михаила Глузского, который за свои убеждения пожертвовал жизнью. Ведь страшное было время, офицеры опускали руки и боялись подчиненных, солдаты не хотели подчинятся, дисциплина в армии рухнула, а есаул до конца остался верен принципам. В какой то мере он был также одержим как и большевики. Эпизоды конечно с ним, но какие яркие и запоминающиеся. А эпизоды с Подтелковым, когда он убил Чернецова, а потом был сам казнен и Григорий Мелихов в обоих случаях был свидетелем событий — поставлены сцены были мастерски, продуманно, а актеры смотрелись бесподобно. А из эпизодов складывается полотно фильма. Для меня Григорий Мелихов, со всеми своими метаниями и думами, близок и понятен, на экране я видел человека, который запутался в своих сомнениях, но он живет, пытается понять и себя и окружающие события, для выслужившегося в офицеры казака очень сложно понять перемены. Его изначальная поддержка большевиков была искренней, но и разочарование было полным. И он не одинок, таких как он половина донских казаков и трагедия их, как и трагедия всей страны в Гражданскую войну показана отлично.

Актеры, сыгравшие в этом фильме, были великолепны — может только Петр Глебов в начале фильма смотрелся старше своего героя, но потом без вопросов 100 % попадания в образ. Быстрицкая, Хитяева, Кириенко создали неподражаемые женские образы, да всех актеров перечислять нет смысла — играли все от души, так что им верил. У Бориса Новикова отлично получилось сыграть мерзавца Митьку Коршунова, показав всю его подлую натуру. Дмитриев сыграл Листницкого так, что даже не читавший романа поймет суть этого человека.

Конечно вместить весь роман даже в три серии невозможно, поэтому какие то части романа были пропущены, но в целом Герасимов отлично воссоздал атмосферу романа и показал чувства, искания, метания героев.

11 июля 2017

После выхода на экраны в начале 1930-х гг. чёрно-белой немой (а затем со звуком) экранизации романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» прошло немало времени прежде чем была снята новая версия. Во-первых, у самого романа был трудный путь до читателя (последние тома писались по нескольку лет, кое-что изымалось со страниц цензурой). Во-вторых, с конца 1930-х гг. изменилось и отношение И. В. Сталина к писателю (не в лучшую сторону). Так что при всех своих достоинствах (в 1941 г. была получена Сталинская премия 1-й степени) роман «Тихий Дон», рассказывающий о судьбе казачества в годы Гражданской войны, долгое время считался «опасным» для экранизации. Тем не менее, идею снять свой «Тихий Дон» Сергей Аполлинариевич Герасимов вынашивал давно — лишь после смерти Сталина удалось приступить к разработке 3-х серийного фильма. В итоге, первые 2 серии вышли в канун 40-летия Великой Октябрьской социалистической революции, а заключительная — полгода спустя.

Сегодня версия Герасимова считается одной из самых популярных из всех кинопостановок «Тихого Дона» (а некоторыми зрителями и вовсе — каноничной). И основная причина тому: хорошая игра советских актёров и грамотная постановка. Герасимову, в принципе, удалось показать на экране не только историю любви Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой, но и трагическую судьбу казачества в годы Первой Мировой и Гражданской войн на примере других персонажей романа, превратив свой фильм в эпическое полотно.

Сюжет фильма знаком всем тем, кто хоть раз читал книгу Шолохова в школе. Но, в отличие от других постановок, у Герасимова нашлось место не только Григорию Мелехову, мечущемуся между красными и белыми (даже показали его недолгое пребывание в повстанческой банде Фомина), а так же между нелюбимой женой Натальей и своей возлюбленной Аксиньей, но и другим героям того революционного времени: большевику Бунчуку и его политическому оппоненту есаулу Калмыкову, а так же революционеру Штокману (повлиявшему на мировоззрение некоторых казаков хутора Татарского). Лично мне такое режиссёрское видение пришлось по душе (особенно на фоне последующих экранизаций «Тихого Дона» сюжет версии 1957 г. кажется более цельным).

Актёры, по большей части, подобраны неплохо. Играют тоже убедительно (хотя, порой и излишне театрально). Единственная только претензия — внешность не всегда соответствовала тому возрасту, что был указан в книге. И если к исполнителю роли Евгения Листницкого Игорю Дмитриеву трудно придраться (он хотя бы с есаульскими погонами проходил весь фильм), Пётр Глебов (которому было 42 года) в начале 1 серии в роли двадцатилетнего Григория Мелехова смотрится неубедительно. Возможно это не так бы бросалось в глаза, если бы Аксинью вновь сыграла Эмма Цесарская из версии 1931 г., но режиссёр отказал актрисе, сославшись на её возраст, отдав предпочтение (по рекомендации самого Шолохова) Элине Быстрицкой. Что касается самой Быстрицкой, то несмотря на разницу в возрасте, она старалась играть на равных с Глебовым. А вот смогла бы справиться с ролью Аксиньи Нонна Мордюкова (которая изначально пробовалась на неё) — спорный вопрос.

И всё-таки как бы хорошо об этом фильме я не отзывался, не могу не признать очевидного: ни одна экранизация с книгой Шолохова не сравнится (поскольку материал довольно трудно переложить на киноязык, не отсеяв лишнее). Так, например, не читавшему романа зрителю, будет непонятно почему Аксинья хочет «за всю свою жизнь за горькую» отлюбить Гришку — в фильме о её браке со Степаном до майских событий 1912 г. ничего не говорится. Или если взять Мишку Кошевого в исполнении Геннадия Карякина, то в экранизации Герасимова этот персонаж не вызывает явного отвращения, поскольку его деяния в годы Гражданской войны не были показаны в полной мере, а сам образ казака-большевика получился из-за этого «облагорожен».

Да, у фильма имеются свои недостатки, поэтому идеальной экранизацией я бы фильм Герасимова не назвал. Как это часто случается с фильмами по книгам, режиссёр по каким-то своим причинам изменил судьбу некоторых персонажей (к счастью, не центральных), не испортив, при этом, впечатление от просмотра. Но, в целом, это хорошая работа мастера советского кинематографа, которая прошла проверку временем, и потому даже спустя 60 лет может считаться шедевром.

8 из 10

3 февраля 2017

Экранизации «Тихого Дона». Часть 2. Лучшая экранизация

Уж больше полувека прошло с выхода данного фильма, а и поныне он является лучшей экранизацией романа Шолохова, как в силу собственных достоинств, так и в силу паршивости соперников.

А ведь задача не из простых: ужать целый роман в один фильм (пусть и трёхсерийный). Нынешних сериалов ввиду тогдашней слаборазвитости телевидения не было, вот и пришлось впихивать невпихуемое. И Сергей Герасимов хорошо справился с данной задачей.

Да, многое пришлось опустить, но саму суть романа Герасимов сохранил и перенёс на экран. Это не только история семьи Мелеховых — это ещё и жизнеописание казацкого Дона в лихие непредсказуемые годы, запечатлённое талантливым самородком Шолоховым.

Отличные декорации. Внимание к деталям. Прописанное поведение персонажей. Прекрасные актёры. Внушительная массовка. Ощущение масштабности и в то же время своего, личного. Конечно, сейчас смотрится несколько иначе, чем в те годы, но, признаюсь, и поныне впечатляет. Блин, да здесь даже статисты колоритные и заметно оживляют фон!

Под стать и актёры. Конечно, нынче, играют они немного театрально, но это лишь примета времени. К тому же, учитывая стеснённый хронометраж проще не тратить драгоценные минуты на раскрытие образа, а сконцентрировать до некоторого перебора чувства, эмоциональность. И если я кого и представлял иначе, то, всё равно, принимаю трактовку Герасимова. Конечно же, Аксинья Быстрицкой — это прямо-таки бриллиант, точное попадание в образ. Не будем, конечно, забывать о предшественнице — Эмме Цесарской, которая довольно близко подобралась к книжному образу, но там и кино другое…

И, тем не менее, у меня есть две претензии.

Я не хочу говорить, что «книга — лучше», просто потому, что «лучше» сделать невозможно, уж больно объёмный некиношный материал. Но заметить должен, что фильм стоит смотреть после прочтения романа Шолохова. Дело в том, что фильм как бы поделён на ряд сцен с несколько резкими переходами, да и многое пришлось ужать в угоду хронометражу. Из-за чего фильм выглядит обрывчатым, фрагментарным, а большое количество персонажей с самого начала могут невольно запутать неподготовленного зрителя. Для меня экранизация должна быть самодостаточной, и Герасимову не совсем удалось справиться в этом плане. Но, опять же — хронометраж…

И вторая претензия — Пётр Глебов. Нет, дело не в игре, а в возрасте, поначалу это сильно бросается в глаза. В дальнейшем, после пережитых событий, возраст даже играет на руку образу, но, всё равно… Тем паче, в предыдущей экранизации уже был отличный пример — Андрей Абрикосов. Эх, если бы его, такого же молодого, оттуда выдернуть, да в фильм данный вставить…

И тем не менее, несмотря на почтенный возраст, впихивание в ограниченный хронометраж и возраст Глебова, фильм и поныне смотрится достойно. Есть эпичность, есть сам роман, есть поднятые насущные вопросы, есть реконструкция тогдашнего образа жизни, есть… да много чего есть. И покамест не то что нет равной экранизации — даже близко подобраться никто не сумел.

8 из 10

8 декабря 2016

Шикарному роману — шикарная экранизация

«Тихий Дон» — советская экранизация 1957 года и мой любимый фильм, снятый по бессмертному роману Михаила Шолохова. Эта военная драма хорошо и правдоподобно отражает сам сложный и большой роман «Тихий Дон». В этом фильме все показано именно так, как я и представлял себе, когда читал книгу. Сия экранизация несомненно, знаковая, и не посмотреть ее, означает действительно потерять многое.

В этом фильме нам показали, как Война отразилась на обычной семье, и что каждый пострадал. Акцент в этой истории делается на жизнь Григория Мелехова. Мы видим, через что ему пришлось пройти, что понять, и к чему прийти…

Фильм очень сильный, и при некоторых сценах даже мурашки по коже бегают.

Петр Глебов в роли Григория Мелехова смотрелся шикарно. Именно его роль была ключевая и самая сложная. Вся его жизнь у нас на ладони, и мы видим, через что он прошел и что пережил, и это невероятно драматично. Элина Быстрицкая мне нравилась больше всех в этой драме. Ее роль Аксиньи была тоже очень сложная и противоречивая, но Быстрицкая справилась с ней на ура, и от ее Аксиньи просто невозможно оторваться. Наташу мне всегда было жаль больше всех. Она была такая милая и добрая, но у нее была сложная и печальная судьба. Зинаида Кириенко сыграла свою Наташу чудесно: весьма правдоподобно и эмоционально. Покорила меня и Людмила Хитяева в роли горячей Дарьи, которой палец в рот не клади, и ее героиня была настоящая личность и мечта многих мужчин.

Про этот фильм можно долго говорить, но его нужно просто посмотреть. Эта драма трогает до глубины души, и реалистично передает все события того времени и героев. Перед нами достойная и сильная советская драма. Посмотрите «Тихий Дон» и откройте для себя лучик света в то время, историю которого так хорошо нам преподнес в своем романе Шолохов, а в 1957 году нам так достойно это все показали в данной экранизации.

Фильм мирового масштаба! Смотреть обязательно!

10 из 10

5 декабря 2016

Классика кино по классике литературы

Вполне неплохая добротная экранизация романа Шолохова, который я в старших классах очень любил. Вообще читать никогда не было моим любимым занятием, но именно «Тихий Дон» читался на одном дыхании, и я представлял себе, как бы этот роман выглядел на телеэкране. Посмотреть классическую экранизацию руки дошли только недавно, впрочем, роман нисколько мной не забылся, многие фразы героев остались в памяти навсегда, как и сами герои, их чувства и характеры. Сам роман понравился мне намного больше, чем эта экранизация, хотя фильм действительно хорош, но его единственный недостаток заключается в том, что фильм экранизирует далеко не всю книгу, а лишь её две трети, если не меньше. Очень многое из того, что отложилось в моей памяти, было упущено, причём, скорее всего, по этическим соображениям. В стране, в которой «не было секса», решили не показывать постельные сцены и даже намёки на них, хотя в книге этого добра было навалом. В целом экранизация получилась однозначно интереснее, чем «Война и мир» Сергея Бондарчука, но выпущено действительно уж слишком много.

Эту экранизацию стоит смотреть прежде всего тем, кто читал роман, потому что тем, кто не знаком с литературным первоисточником, многое будет неясно, ну и, как вы уже поняли, такой зритель недополучит много информации. Я знал, о чём буду смотреть кино: о гражданской войне в конце эпохи царизма, о том, как родные вставали друг против друга, становясь на стороны красных и белых, о семьях, попавших в пекло революции, но не утерявших человеческие чувства. Я приготовился снова переживать за казака Григория и его девушку Аксинью, решившихся жить в незаконном браке при живых супругах, негодовать на жестокие поступки мужа Аксиньи и неумеренную строгость отца Григория. В книге всё это было описано предельно доходчиво, местами с описанием откровенных сцен, без которых, увы, обошлись в советской экранизации. Да и не только без откровенных сцен — помимо них, вырезано ещё много нужных вещей, и при просмотре я понимал, что, если бы не читал книгу, то многого бы не понял в фильме. Тем не менее, фильм весьма понравился, но поставить высший балл я не могу. Советую посмотреть только тем, кто читал сей великолепный роман. И советую прочитать тем, кто этого ещё не сделал.

8 из 10

14 января 2015

Казаком нужно быть (казачья заповедь)

В истории каждой страны есть достаточно трагических страниц. У России одной из таковых является Гражданская война. Борьба ещё молодой советской власти — «красных», и сторонников то ли прежнего имперского режима, то ли контрреволюционной, то ли новореволюционной диктатуры — «белых». В роли третьей силы, которой и предстояло решить судьбу России, совершенно неожиданно для себя, оказалось казачество.

Сословие это, именующее себя «воины Христовы», удивительным образом сочетающее в себе сильные религиозные традиции и огромный воинский потенциал (Ещё Бонапарт утверждал: «Дайте мне 20,000 казаков — и я покорю весь мир»), зародилось в 15—16 веках, и с тех пор казаки верно служили Отечеству. Покоритель Сибири Ермак Тимофеевич, донской атаман Платов и многие, многие другие. Но к моменту действия экранизируемой повести казачество оказалось на перепутье.

Главный герой фильма, Григорий Пантелеевич Мелехов, олицетворяет собой всё сословие. На протяжении фильма он не может твёрдо определиться, чьи идеалы ему более подходят. Именно «подходят»: в обстановке Гражданской войны казачество, чьей главной задачей всегда была защита Отечества от внешнего врага, вдруг оказалось лишним, чужеродным элементом (враг-то внутренний теперь!). «Белые» не принимают его, поскольку их интеллигентная сущность не дозволяет допускать в свой круг полупривилегированное сословие: это на своей шкуре Григорий почувствовал, будучи командиром дивизии во время восстания. «Красные» же не могут позволить казачеству оставаться мощной вольной военной силой с ценностями, отличными от «землю — крестьянам, заводы — рабочим!». Это мы видим в конфликте с Михаилом Кошевым. Но и разбойниками, с которыми боролись на протяжении всей своей истории, они быть не могут. Вот и Мелехов в годы малой Гражданской примкнул было к банде, но в итоге всё равно ушёл от них, вернувшись домой. Казачество продолжило свою жизнь и ведёт её до сих пор. Даже будучи уничтоженным (политика «расказачивания»), оно возродилось в новой России, и вновь делает то, что умеет лучше всего: защищает свою Родину.

Но путь Григория — это не только судьба казачества, это ещё и судьба человека. Судьба, в которой было много противоречивых поступков и множество ошибок. Но Мелехов не утратил гуманистические ценности, даже пробыв на войне около шести лет. Он убийца, но ему надоела его война, он хочет лишь спокойствия. Он в некотором роде жалеет своих жертв: вспомним первого убитого им австрийца или матросов-коммунистов. Упрёк Кошевого, который за убийства на войне не испытывал никаких мук совести, о том, что Григорий такой же, как и он, и даже хуже, несправедлив. Мелехов остался самим собой, несмотря ни на что. Так и казачество осталось казачеством, несмотря на все препоны.

Отдельной красной линией через весь фильм проходит любовь Мелехова и Аксиньи Астаховой. Эти персонажи прошли вместе много, порознь шли ещё дольше, ибо большое количество времени женщина жила с помещиком Листницким или со своим мужем Степаном. Я, как не хотел, не мог её в этом упрекнуть. В её жизни было всё — и скрытая ото всех любовь, и измена нелюбимому мужу, и потеря ребёнка. Но её чувство к Григорию трудно назвать порочным, и Аксинья доказывает это. Она вынуждена любить не своего мужа, равно как и Мелехова выдали за Наталью не по любви. В их совместной жизни было всё: война и мир, преступление и наказание. Не раз они бегали («Опять убегаем, как тогда, в Ягодное») из Татарского хутора, не раз возвращались, но всегда хранили верность друг другу: пускай не телом, но душой — уж точно.

Всё вышесказанное относится в равной степени как к фильму, так и к книге. Но сейчас хочется поговорить о процессе экранизации, ведь экранизировать шолоховский эпос — задача очень тяжёлая. Удалось ли это Сергею Бондарчуку?

Да, удалось. Была проделана огромная работа. Подбор актёров однозначно хорош, Григорий, Аксинья и Наталья — вообще в яблочко. Игра хороша, персонажам либо сопереживаешь, либо действительно ненавидишь (Кошевой — вылитый Теон Грейджой). Атмосфера воссоздана идеально. Казачьи хутора, землянки-ночёвки, а про батальные сцены и говорить нечего — широкомасштабно, мощно, эпично (практически нет крови, но какой год на дворе, не напомните?). Всё это поддерживает прекрасный саундтрек, состоящий как из классического инструментала, так и из народных песен. Есть, правда, и к чему, придраться: «мелеховоцентричность» просто зашкаливает. Побочные сюжетные линии книги, раскрывавшие ужасы войны, например, Бунчук и Анна, либо вычеркнуты, либо практически отсутствуют. Неснятого материала хватило бы на ещё одну серию. Отсутствуют и многие моменты жизни Григория — практически вырезаны пребывание у «белых» и малая Гражданская. Но здесь нужно сделать скидку на год выпуска и на идеологию тогдашнего режима.

Подводя итог, хочется сказать, что это хорошее кино, смотреть его можно и даже нужно. Более того, это прекрасная иллюстрация книги Шолохова.

10 из 10

14 июля 2014

Моя любовь

Сказать, что фильм хорош — не сказать, ровным счетом, ничего! Выразить свое мнение, вложив в него свои чувства и эмоции, просто невозможно! Для меня «Тихий Дон» — любовь на всю жизнь, любовь с первого слова и с первого взгляда…

Влюбилась я в далекие школьные годы, проглотив за выходные одноименный роман Шолохова. Об экранизации я узнала немного позднее и, честно говоря, смотреть побаивалась, дабы не испортить впечатления от книги, поскольку, как правило, экранизация всегда уступает источнику, хотя, может быть, просто мне так не везет. Но мои опасения оказались совершенно напрасны. И если с другими работами в кино Быстрицкой и Кириенко я была знакома и эти прекрасно сыгранные роли ими лишь в очередной раз подчеркнули их талант и безусловный дар свыше, то Глебов стал для меня настоящим открытием! Я увидела того самого Григория, абсолютно точно воссозданный образ того, о ком читала…Ильиченко бесподобен, Хитяева чудо как хороша, здесь просто не ни одного Артиста, которым не восхищаешься!

Удивительно тонкая и отчасти ювелирная работа режиссера — вместить столь масштабный эпос, охватывающий достаточно большой временной отрезок, в рамки фильма (не сериала). Очаровывает все — быт донского казачества, одежда, речь актеров. Все так, будто они и жили там и именно в то время. Пересматривая в очередной раз этот шедевр, ловишь себя на мысли, что снято то все «по-настоящему», без компьютерных технологий и от того те же военные сцены воспринимаются еще острее.

Об этом фильме можно говорить бесконечно, но я, как человек влюбленный в него навсегда, возможно необъективна, поэтому просто посмотрите, может это будет и Ваша любовь?

10 из 10

7 января 2014

Складывается ощущение, что съемочная группа, перво-наперво, поставила себе цель потерять минимум шолоховского текста. И оттого был выбран характерный для литературного жанра баллады вершинный тип композиции — когда долгое развитие действия остается за кадром, а показывается только его итог, кульминация, апогей. В результате все шесть часов картины сложены из коротеньких, емких и лаконичных сцен, которые очень весело смотрятся. Все красочно, колоритно, самобытно — как лубочные картинки в книге «Русские народные сказки» или как документальная передача про жизнь аборигенов на канале Discovery. Вы не подумайте, это комплимент — нудности и затянутости здесь действительно не встретить, чему во многом способствует отсутствие закадрового голоса, без которого современные экранизации классики ну никак не могут обойтись. С ним-то, разумеется, легче — так что режиссеру Сергею Герасимову респект.

Правда, лихая скорость в «среднем течении» «Тихого Дона» — это здорово. А вот начало и финал, на мой взгляд, не очень удались. В концовке, хотя оркестр и ревет, как полагается, шолоховский уровень эпичности не достигнут — я не увидел ни знаменитое «черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца», ни акцента на том, что сын — последнее, что роднило Григория «с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Что касается начала, то уже на 15-й минуте Аксинья восклицает: «За всю жизнь горькую отлюблю!» В книге к этому моменту позади добрая сотня страниц, и, в общем, можно понять, какая у нее жизнь — не позавидуешь. Но за 15 минут сложно вчувствоваться, и такой надрыв выглядит немного ненатуральным. По большому счету, это ощущение не покидает весь фильм (просто потом к нему привыкаешь) — в целях большей емкости и лаконичности, актеры демонстрируют сгущенные эмоции, как бывает сгущенное молоко, в романтическом духе (неслучайно баллада — жанр эпохи романтизма). Вот и получается, что Шолохов вроде бы писал реалистический роман, а у Герасимова образы Григория и Аксиньи ничуть не реалистические в своей титанической страстности.

Увы, моя критика несправедлива — в 50-х фильм (тем более такой мощный) априори воспринимался как чудо, сейчас же этого добра навалом, потому и требования выше. Вообще «Тихий Дон» — хороший пример того, что старые фильмы хороши как искусство — но искусство т. н. «вторичного стиля», создающее особый мир по своим эстетическим законам, уводящее от реальности. Достоверное воспроизведение действительности им, увы, не под силу.

И все же, как ни подмечай недостатки, а «Тихий Дон» увлекает — общая эпичность содержание берет свое. Гражданская война, конфликт чувства и долга — эти темы никогда не устареют. К слову, удивило: для своего года выпуска картина совсем не ангажирована идеологически. Что очень приятно, ведь суть романа — не торжество какой-либо из двух правд, «белой» или «красной», а судьба, переживания людей, попавших в жернова политической борьбы. Они бы и рады соблюдать нейтралитет, да кто их спросит…

Напоследок не могу не впечатлиться тем, какой труд проделали актеры, образы которых хоть и романтические, но выдержанные и без перегибов. Вообще, свыкнувшись с налетом театральности, можешь оценить ее по достоинству — например, в пронзительной сцене смерти Натальи. К слову, эта героиня вызывает больше всего сопереживания по книге, и здесь это сохранено. Да и всем остальным можно посочувствовать: не дай Бог жить в такие годы — сплошная полоса несчастий (я бы даже сравнил роман Шолохова с античной трагедией, где в жизнь семьи вторгается злой рок и разрушает ее до основания). Оглядываясь назад, можно сказать, что самым счастливым моментом для семьи Мелеховых стал приезд Григория из армии с подарками, когда старики красовались перед зеркалом, примеривая их и подтрунивая друг над другом. Стоит ли ради такого момента прожить полную испытаний и тягот жизнь? Да, пожалуй.

8 из 10

22 марта 2013

Я не думаю, что когда-нибудь и где-нибудь в какой-либо точке Вселенной можно поставить экранизацию «Тихого Дона» лучше, чем это сделал Сергей Герасимов. А все почему? Потому что на экране мы видим не просто игру актеров, а по-настоящему проживаемую драму героев. Это полная самоотдача работе, полное «вшивание» персонажа в самого себя — и так практически у каждого исполнителя своей роли. Не зря их Сергей Апполинариевич так гонял на съемках!

А то, что сделал Сергей Федорович Бондарчук (Царство ему небесное) с романом — это, извините, издевательство. Он, конечно, великий режиссер, но не стоило браться за «Дон» — еще и с привлечением иностранщины. Впрочем, не мне судить. Но ни Шолохов, ни герои бессмертного романа такого не заслужили…

Возвращаясь к ленте Герасимова, хочется сказать вот еще что: эта работа выполнена с душой и на совесть, а значит, обречена на долгую и добрую славу. Несмотря на свой возраст и некую специфичность, экранизация смотрится очень живо и сейчас. Очень благодарна создателям и исполнителям за это творение, не менее великое, чем сам роман Михаила Александровича. Ныне так не могут работать, увы… Оценок ставить не буду, так как эта работа неоценима.

11 марта 2013

Шолохов написал прекрасную вещь. Роман, который отражает целую эпоху нашей истории, истории страны. Наверное, можно долго и много спорить о чем же это произведение. В нем раскрываются многие проблемы, задается много вопросов и дается ответов. Но, наверное, главным в этом рассказе, все-таки, является сама революция, которая поссорила народ, отправила братьев по разные стороны баррикад, принесла смерть и горе в семьи и затуманила головы людей.

Кино, конечно же, очень масштабное. И надо отдать должное Герасимову, который подошел к работе очень ответственно. Фильм качественный, с отличными актерами, которые показывают потрясающую игру.

Фильм нужно обязательно посмотреть! Очень хорошая экранизация замечательного произведения.

30 июля 2012

КОЛОСС имперского кинематографа

Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» — один из основных столпов русской литературы. Экранизация такой (не побоюсь этого слова) махины, требовала соответствующего подхода. И с этой сверхзадачей Сергей Герасимов справился блестяще!

Гений режиссера создал полотно «на все времена», которое подобно мощному локомотиву, отправившись из «оттепельных» пятидесятых, промчалось сквозь советскую эпоху, проложило путь через лихое безвременье девяностых и наконец прибыло к перрону нынешнего «антигероического» периода. Картина с тех пор не только не утратила своей мощи, но и пожалуй приобрела новые смыслы.

Сегодня, мечущийся между гигантскими жерновами истории Григорий Мелехов, нам близок и понятен. Герасимов мастерски прописал линии шолоховских героев в своем киноромане. Немалый вклад внес и сам автор романа.

Впечатляет достоверность киногероев — однозначно, такого сходства со своими литературными прототипами, встретишь нечасто. Образ Пантелея Прокофьевича, созданный Даниилом Ильченко, Григория Мелехова сыгранного Петром Глебовым, Аксиньи исполненной Элиной Быстрицкой — врезаются в память, заставляя сопереживать и размышлять. Стоит отметить, что Герасимов сместив в некоторых местах акценты в своей кинотрилогии, не обескровил роман, а даже в какой то степени дополнил его, визуально выделил некоторые сюжеты. Вспомнить хотя бы эпизод, когда Григорию сидящему у могилы любимой женщины, проходящий казак предлагает пойти искать «легкую жизнь».

- Легкую жизнь? — спрашивает Григорий и лицо его сминается морщинами, а глаза наполняются бесконечным отчаянием и болью.

Гениально подана концовка фильма, где состояние души Мелехова передано через окружающую природу и предметы: скованная льдом река, покосившийся плетень, осевшие без хозяйской руки хаты. И надежда, без которой финал выглядел бы беспросветно — встреча с сыном…

10 из 10

12 декабря 2011

Усы, кони и лампасы

Перед режиссером фильма стояла примерно же такая задача, как и перед режиссером «Властелина колец»: уместить эпическую, насыщенную событиями повесть в три серии. И если Питеру Джексону это вполне удалось, то Сергею Герасимову не вполне: показать все основные события он успел, но красиво их связать не получилось. В результате фильм получился клиповым, состоящим из отдельных красиво снятых кусочков. Да и те как-то не зацепились в памяти, разве что эпизоды с героем Глузского, бескомпромиссного белогвардейца. Даже Шолохову картина не очень понравилась.

В общем, «Тихий дон» рекомендуется разве что фанатам советской киноклассики, исследователям казачества и школьникам как видеоиллюстрацию к прочитанной книге. Остальным лучше подумать, прежде чем тратить 6 часов своего драгоценного времени.

5 из 10

15 августа 2011

Трагедия Григория Мелехова

Предупреждение: данная рецензия содержит спойлеры (частичное раскрытие сюжета). Если Вы не смотрели фильм и не читали книгу, подумайте, прежде чем прочитать статью.

«Тихий Дон» Сергея Герасимова остается на сегодняшний день лучшей экранизацией романа-эпопеи Михаила Шолохова. Трехсерийный фильм наиболее точно передает атмосферу книги, рассказывает о переломном времени истории России, когда рушился многовековой уклад жизни, когда ломались судьбы и обесценивалась человеческая жизнь. Перед зрителем предстает картина казачьей жизни, ее традиции, быт.

Не смотря на огромное количество персонажей, центральным является образ Григория Мелехова, на роль которого был приглашен не самый известный, но талантливый актер Петр Глебов. Даже не смотря на то, что Глебов отчасти был уже стар для этой роли, он смог передать характер Мелехова, показать его трагическую судьбу скитальца и «правдоискателя». Григорий в самом начале истории оказывается на перепутье — он влюбляется в замужнюю женщину, Аксинью Астахову, ради которой готов бросить дом, родителей, молодую жену Наталью.

Образ Аксиньи воплотила Элина Быстрицкая. Во время кастинга, она признавалась режиссеру, что давно хотела играть эту роль красивой, сильной, волевой казачки, готовой на все ради любимого мужчины. Наталью сыграла актриса Зинаида Кириенко, наиболее полно передавшая второй главный женский образ верной, любящей, но страдающей жены Григория.

Прочие актеры сыграли на должном уровне. Стоит отметить игру Даниила Ильченко, сыгравшего Пантелея Прокофьича — отца Григория. Столь малочисленный юмор, уже не столь актуальный сегодня, присутствует в фильме благодаря ему.

Герасимов весьма точно передал атмосферу фильма, о чем говорил сам М. А. Шолохов. Но проблема всех экранизаций — урезанный сюжет — не обошла и эту картину. Большую часть развитий сюжета второго тома вырезали. Стоит отметить, что главным действующим лицом во второй книге был не столько Григорий Мелехов, сколько Илья Бунчук. Его роль в фильме менее значительна. Также не нашла своего развития любовная линия между Бунчуком и Анной, она показана лишь вкратце. Но много ли потеряла современная аудитория от вырезанных эпизодов второй книги? Скорее всего нет, ибо в ней большое внимание уделяется революциям, чьи причины и следствия не являются интересными зрителю, тормозящие сюжет.

Зато очень четко и правдоподобно разыграны события мировой и Гражданской войн. Все батальные сцены являются эталоном качественной постановки, они до сих пор производят впечатление даже на искушенного зрителя. Детально показан первый бой, в котором участвовал Григорий, длительная окопная жизнь солдат, волнующая сцена казни отряда Подтелкова. Однако убийство Петра не вызывает тех переживаний за героя, которое смог передать Бондарчук в своей поздней, менее удачной телеверсии. Не до конца раскрыта сцена переговоров красных и делегацией предводителей донского казачества во главе с Калединым. Но все эти недостатки не сильно портят общее впечатление от картины.

Но в чем же трагедия Григория Мелехова — главного персонажа фильма. Это не только трагедия личности, оказавшейся под давлением хода истории и событий. Это трагедия целого поколения! Мелехов оказался одним из многих, чья судьба была искалечена жестокостью происходивших событий, чей путь истины вел во тьму, в утрату веры в народ и в себя. Фильм, как и книга заканчивается возвращением Григория к своему полуразрушенному войной дому, к родному сыну, почти единственному, кто остался у него из близких. Однако восстановиться ли покой в душе Мелехова, измученной войнами, революциями и страданием? Станет ли его новая жизнь подобно размеренному течению тихого Дона, мы уже никогда не узнаем.

20 апреля 2011

Фильм-сила

К сожалению, до сих пор не было ни возможности, ни времени прочитать роман, поэтому не могу судить, насколько фильм близок идее книги.

Но одно я могу сказать точно: это один из сильнейших советских фильмов, которые я видела. Я была поражена:так глубоко он меня тронул.

По-моему,Сергей Герасимов мастерски сумел передать как русский дух, так и противоречивость души главного героя, его метания, страдания. Этому поспособствовали и прекрасные актеры, которые своей замечательной игрой помогли нам перенестись в те нелегкие времена.

С нетерпением жду начала чтения книги, потому что если экранизация заставила меня и плакать, и волноваться, и смеяться-переживать все события вместе с героями, то, что можно говорить о самом произведении, уверена: Шолохов не зря получил за него Нобелевскую премию!

10 из 10

4 ноября 2010

Просто ХОРОШИЙ фильм

Роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» — один из немногих случаев заслуженного вручения Нобелевской премии по литературе. Великая эпопея о трагедии рубежа веков — трагедии войны империалистической, трагедии революций, трагедии Гражданской войны.

Как это передать на экране?

Задача более чем непростая. Так получается, что чтобы перенести эпопею на киноэкран, приходится делать нелёгкий выбор: на что делать упор, а на что нет? Так, при более поздней экранизации «Войны и мира» С. Бондарчук решил сделать упор на военной части повествования, а мирные перипетии урезать до минимума.

Иначе распорядился Сергей Герасимов.

Ощутимая часть романа Шолохова посвящена войне — сначала Первой мировой, потом Гражданской. Шолохов создаёт жуткие, предельно натуралистичные картины гибели людей. Проявляется он здесь и в качестве историка — например, при восстановлении в романе исторической правды о Вешенском мятеже.

У Герасимова оставлены только самые ключевые сцены военных столкновений (первый бой Гришки Мелехова, сражения, где гибнут Анна и Петро). Основное внимание уделено Мелеховскому двору.

Быт казачьего сословия реконструирован в фильме 1957 года с потрясающим вниманием к каждой детали. Это первый действительно интересный момент.

Второе — личный контроль над созданием картины самого Шолохова. Такое, согласитесь, бывает редко.

Тем не менее, есть в фильме определённые шероховатости (куда ж, в конце концов, без них?), пусть их и немного.

1. Гришка Мелехов, точнее, его возраст. Если П. Глебов смотрится вполне хорошо в последней серии, где за плечами его героя уже немалый жизненный путь, то в первой части немолодость бросается в глаза. Хотя типаж, конечно, редкий. Несоответствие возраста (которое на экране, увы, не скрыть) есть ещё у нескольких персонажей.

2. Общие условности фильмов 1950-х годов. Это и местами чрезмерная экспрессия актёрской игры (хотя именно в этом фильме для 1950-х нестандартно много житейских интонаций), и нарочито гремящий за кадром оркестр (скажем, в сцене, где Степан Астахов возвращается домой и не находит там Аксинью, громких симфонических завываний могло и не быть).

3. Из литературной тетралогии получалась кинематографическая трилогия. Многое пошло под нож, и этого многого безумно жаль. Есть здесь и тот же минус, что и в «Войне и мире» — пояснения по ходу действия минимальные, и некоторые места и персонажи просто ставят в тупик своим появлением. К счастью, таких моментов очень мало, и кино смотрится хорошо.

Да. «Тихий Дон» — это просто хороший фильм — хороший и сам по себе, и как экранизация Шолохова.

Никакого сравнения нет ни с совершенно блёклой киноверсией «Поднятой целины» (1959), ни с чудовищным «Тихим Доном» С. Бондарчука (1993).

10 ноября 2009

Возможно, если бы я не читала книгу, то моя оценка была бы выше…

Я понимаю, что «Тихий Дон» Герасимова — это легенда советского кино, мегамасштабная картина, отличные съемки, но все так… по-советски «зализано».

У Шолохова реалистичность просто зашкаливает — описание войны такое, что шевеляться волосы на голове, произведение просто пропитано болью, кровью, страхом, любовью, ненавистью… А в картине этого нет: солдаты играют в войнушку, фальшиво падают, чистые и выбритые, у женщин в поле белоснежные платки и искусственно заломленные руки по поводу и без…

Главное отличие — книга тревожит душу, не единожды вызывая слезы и смех, а фильм нет.

5 из 10

29 октября 2009

Очень тяжело описать свои впечатления в рамках короткого отзыва. Это относится к любому фильму-шедевру. А фильм «Тихий Дон» -это больше чем шедевр.

В первую очередь, если уж браться за экранизацию произведений, подобных уровню романа-эпопеи Михаила Шолохова, нужно как минимум сохранить достоверность и основную идею романа. Если же фильм по произведенным им впечатлениям не уступает впечатленям, вызванным после прочтения романа-то кино удалось. Лично у меня впечатления в некоторых моментах фильма вызывали даже большие эмоции, нежели аналогичные эпизоды, прочитанные в романе. Но обо всем по порядку.

Несколько слов о соответствии. Что ж, оно оказалось абсолютно точным. Далее-место съемок и воспроизведенная атмосфера в фильме. Съемки производились в настоящих ростовских станицах, в тех местах, где реально происходили события времен гражданской войны. Подбор актеров? Превосходный! Говорят, в их отборе к данной картине лично принимал участие сам Шолохов. Как они сыграли? Их игра была великолепна. Бесподобна. Гениальна! Причем игра каждого, даже эпизодического героя! Станиславски говорил, что зритель должен «поверить» актеру-и это будет высшая оценка его игры. Почти сразу же после начала просомтра фильма я уже не видел актеров-я видел настоящих живых героев той эпохи, проникнулся атмосферой донской казачьей жизни. Гениальному режиссеру Сергею Герасимову удалось все -начиная с казачьего говора и заканчивая потрясающими по накалу эмоциональными сценами вроде финальной, где Григорий Мелехов возвращается в родной хутор.

Петр Глебов в роли Григория бесподобен. Он сумел полностью раскрыть образ своего книжного прототипа. Элина Быстрицкая- как же блестяще она спрвилась с ролью красавицы и роковой женщины! Отдельных слов заслуживает достоверность воссоздания фактуры казацких женщин того времени- совсем другое время, и совсем другие типажи.

Почему этот фильм является шедевром? Да потому что в нем есть ВСЕ! Любовь, ненависть, страсть, борьба. Накал страстей достигает тут поистине эпического масштаба. Создан фильм, совершенно неожиданно(как и книга) неполитизированный, в котором главный герой не относится ни к «красным»,ни к «белым». Здесь показан человек, который хотел найти правду, справедливость, счастье и любовь. Гражданская война-это брат на брата, сын на отца. За эфемерными идеологическими целями людьми были забыты дружба, родство, и просто человечность. Казалось бы, люди, выросшие бок о бок, никогда не начнут уничтожать друг друга, но эти узы были разорваны идеологическим популизмом с обеих сторон. Метания, растерянность людей-все это было в полной мере отражено в «Тихом Доне». Но тем не менее человек должен всегда оставаться человеком. Таким и пытался быть Григорий Мелехов, отчаянно пытавшийся найти правильный путь, но его, это правильного пути, просто не существовало. И жизнь жестоко отплатила ему за это его стремление. Гораздо легче было большинству других людей, не пытавшихся осмыслить весь ужас происходящего, а забив свою голову лозунгами, они оправдывали ими свои поступки, приводившие к уничтожению друг друга.

Описать все «сильные» сцены этой великой эпопей невозможно. Просто потому, что их настолько много в картине, что обсуждать их можно часами. На мой же взгляд, «Тихий Дон»-величайший фильм не только советского, но и всего мирового кинематографа. Этот фильм-эпопея -та картина, которая неподвластна времени, которая повествует о вечных человеческих ценностях, и которую вряд ли кто-то сможет когда-нибудь поставить на таком высочайшем режиссерском уровне.

22 сентября 2009

Описание фильма

Знаменитый фильм-эпопея Сергея Герасимова — одно из выдающихся произведений отечественного кинематографа. Картина с большой художественной силой и достоверностью воссоздает драматические события, связанные с установлением советской власти на Дону и разрушением векового уклада жизни русского казачества на переломных этапах истории России в начале XX века.

В станице Вешенской живет казак Григорий Мелехов. Он влюблен в Аксинью. Но по настоянию отца он вынужден жениться на другой девушке. Молодая жена, после того как узнает о его любви к Аксинье, уходит из дома. Незадолго до войны уходят из хутора и Григорий со своей возлюбленной. На австрийском фронте он узнает, что царь отрекся от престола, и война закончилась. Он спешит домой, где его должна ждать Аксинья…

20 июня 2007

Драма Тихий Дон появился на свет в далеком 1957 году, более полувека тому назад, его режиссером является Сергей Герасимов. Кто играл в фильме: Петр Глебов, Элина Быстрицкая, Зинаида Кириенко, Даниил Ильченко, Людмила Хитяева, Николай Смирнов, Александр Жуков, Наталья Архангельская, Борис Новиков, Игорь Дмитриев, Михаил Глузский, Вячеслав Бутенко, Петр Чернов, Анастасия Филиппова, Александр Граве.

Страна производства - СССР. Тихий Дон — имеет очень высокую оценку среди кинокритиков, более 8 баллов из 10, его просто необходимо увидеть.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.