Долгий путь
6.9
5.6
1956, мелодрама, драма, история
СССР, 1 ч 56 мин
В ролях: Сергей Яковлев, Владимир Белокуров, Кюнна Игнатова, Леонид Губанов, Никифор Колофидин
и другие
Станционный смотритель Кругликов был сослан в глухой сибирский посёлок много лет назад за то, что стрелял в своего начальника, генерала, потребовавшего, чтобы он поехал вместе с ним в качестве свата к любимой девушке Кругликова — Рае. На станцию привозят политическую ссыльную. Ею оказывается Рая.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Долгий путь

год: 1956
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценаристы: ,
видеооператор: Сергей Полуянов
композитор:
художник: Алексей Уткин
монтаж:
жанры: мелодрама, драма, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 5 декабря 1956 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 56 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма, история

Постеры фильма «Долгий путь», 1956

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Долгий путь», 1956

Наводящий тоску и безотчетный трепет пейзаж ледяной и бурной пустыни. Ветер, завывая, несет тучи мелких, острых снежинок и бросает их в лицо любому, кто осмелится бросить вызов суровой северной русской зиме. Сопротивляться стихии кажется бессмысленным, но, несмотря на все трудности, буран застает в дороге две запряженные лошадьми повозки. Люди направляются на станцию — отогреться, сменить тройку и продолжить свое путешествие. До захода солнца можно проделать еще немало верст, а в этих местах и без того неприветливая погода может ухудшиться.

Почти перевернувшиеся сани дают возможность проводникам-якутам перекинуться парой слов. Похоже, они единственные, кому метель не приносит особого беспокойства. Купец на одной из повозок нервно торопит и вот уже лошади, звеня бубенцами, летят к полузасыпанным снегом строениям. Конвой, сопровождающий ссыльную, на вторых санях отправляется следом к горячему очагу.

Теплая комната сменяет сцену бушующего океана снега. Станционный писарь, по фамилии Кругликов после рюмки водки готовится рассказать историю своей жизни случайным проезжающим и перенести зрителей в летний Кронштадт. А здесь совершенно иной пейзаж. Спокойное море, солнце, пробивающее тусклыми лучами затянутое облаками небо. Волны лениво разбиваются о прибрежные камни. Озаренный светом маяк и паруса торговых судов, белеющие вдали. Романтическая обстановка для двоих влюбленных. А сероватые тона еще лишь только предвещают неблагоприятное развитие событий.

Василий Кругликов — коллежский советник, с неплохими карьерными возможностями. Тихий и спокойный молодой человек с приземленными желаниями и мечтами. Ему кажется он знает, каково его будущее и оно его устраивает. Раиса Федосеева — чувствительная любительница книжных романтических приключений. Она грезит о великих подвигах своего рыцаря, спасающего ее от пиратов и красиво говорящего о любви. И пусть Василий не может разделить и исполнить ее мечты, они любят друг друга. Их семьи добрые знакомые и преград для молодых нет.

Как водится в романах между ними встает третий — «его превосходительство, генерал» статский советник Латкин. Пользуясь положением и обстоятельствами он пытается добиться руки Раисы и разлучить возлюбленных. Мечта о приключениях воплощается в жизнь, но в современной обертке. Бежать? Сражаться? Отступиться? Смелая девушка подталкивает нерешительного героя к подвигам, но итоговый результат вряд ли имел место в ее представлениях о будущем.

Теперь Кругликов писарь на якутской станции принужденно любезничающий с высокими чинами, следующими мимо. Пьет горькую предаваясь воспоминаниям и желает хоть каких-то улучшений своей жизни. Сейчас в тумане мелькнул луч света в лице заезжего купца. В обмен на захватывающую историю, способную помочь скоротать вечер, он может предлложить новую должность. А пока Василий раскрывает перед малознакомыми людьми картину прошлого, та, о ком он говорит находится за стенкой от него. Но суждено ли им узнать друг друга и встретиться хотя бы на несколько мгновений? Нездоровая ссыльная уже не та Раиса Федосеева из Кронштадта. А откровенность рассказа Кругликова, наряду с запоздалым осознанием произошедшего (сказанные вслух слова помогли осмыслить старые события) делает из него другого человека. Сильного духом и не желающего преклонять колени перед властьимущими.

Первая режиссеркая работа Леонида Гайдая разительно отличается от тех картин с которыми ассоциируется его фамилия. «Долгий путь» — серьезная драма о любви, разлуке и случайной встрече, сценарий которой основан на сибирских рассказах Владимира Короленко. И несмотря на дебютность в ленте чувствуется рука хорошего постановщика. Гайдай использует всю силу кинематографического искусства для передачи материала. Зритель не только видит события и слышит рассказ, но и может прочесть на лицах чувства и эмоции, прочувствовать атмосферу, тон которой задают съемки природы. Присутствует и интрига. Персонажи живые, понятные, им хочется сопереживать. Эти качества кино так естественны и в наше время так редки, что невольно вызывают восхищение проделанной работой всей съемочной бригады.

Удалось Гайдаю и кинематографическими приемами обозначить политический окрас картины. Вернее грамотно перенсти заложенные в рассказы борца с царским режимом Короленко мысли. Романтизм героини не найдя выхода в средневековых приключениях обращается к революционным идеям. Что выглядит вполне естественно и позволяет автору, посредством политической ссылки, привести ее на ту самую станцию. Царская Россия готова к переменам, о чем говорит и изменившееся поведение Кругликова. Мало того, писарь при купце (олицетворяющий пролетариат) поначалу не проявивший интереса к истории, по окончании ее перешел на сторону главного героя. Как представителю того же класса чувства выраженные Василием были ему близки. Тогда как сам купец желавший от рассказа лишь развлечения, узнав причины случившегося и видя изменения характера резко переменил свое отношение. Кругликов, как личность вырос на глазах, а ему (как представителю более высокого сословия) в подчинение такой человек не нужен.

Несмотря на жанр ленты Михаил Ромм (заслуженный деятель советского кино) которого можно считать продюсером картины, после просмотра «Долгогго пути» посоветовал Леониду Гайдаю ставить комедии. И при внимательном рассмотрении можно увидеть предпосылки к тому. Даже снимая серьезную драму у Гайдая нашлось место комичным персонажам и сценам. Соседи Кругликовых — бомбардиры-сапожники и проводники якуты, как герои нужны были лишь для связки отдельных частей истории. Но режиссер обратил на них большее внимание зрителей. Эпизоды явления посла Арабина на станцию и сцена первого прихода псевдогенерала в гости к Федосеевым несмотря на всю важность и тяжелые для героев последствия также несут в себе комедийные нотки. Эти моменты не бросаются в глаза и не кажутся неуместными, но на общем фоне ленты выделены. Чего можно было с легкостью и не делать. Но добавить немного юмора в сложности жизни, дать повод улыбнуться даже в напряженные моменты — это так по-нашему!

Возможно именно благодаря постановке этих немногочисленных сцен и обращение на них внимания дало отечественному кинематографу режиссера Леонида Гайдая таким, каким мы все его знаем.

11 февраля 2012

Спасибо пророку Ромму

Неожиданно наблюдать Леонида Гайдая как постановщика тихой сентиментальной драмы двух влюбленных. Тем более неожиданно видеть, что судьбы героев дореволюционной России разминулись по вине генерала царской армии. И теперь возлюбленный влачит жалкое существование в ссылке на далеком яме, рассказывая периодически историю своей жизни проезжающим. А возлюбленную везут по холодным степям на каторгу, потому что она «политическая». И неожиданно, наконец, видеть самодурство чиновников, но которое не высмеивается, как это обычно у Гайдая, а лишь поднимает народный ропот. И то верно — ведь впереди революция!

Все объясняется довольно просто. Во-первых, это дебютная лента Гайдая. В творческой мастерской Ромма он ставил ее совместно с Валентином Невзоровым и еще не знал, какая слава комедианта ждет его. Во-вторых, людям без имени не давали особенно творческой свободы, даже в оттепель. И начинали как правило, наши великие режиссеры с программных фильмов.

Если бы не первоисточник (рассказы Короленко), то не смотрелась бы картина вовсе. Сценарий сбит крепко, но все вертится вокруг любви и несправедливости царской России. Причем действительность постоянно становится карикарутарной — и это большой минус.

Если же не оглядываться на титры и пропаганду, то можно заметить, что в фильме хорошо передана атмосфера яма — перевалочного пукта, который предстает будто американским баром, в которым пресловутый бармен травит байки и говорит о жизни. Вот только «бармен времен российской империи» стал таковым поневоле и все больше философствует о судьбах страны, чем веселит или страшит публику.

Напоследок хочется сказать спасибо Михаилу Ромму. Дело в том, что в некоторых источниках сообщают, что именно во время работы на «Долгим путем», он пророчески посоветовал Леониду, что тому нужно заниматься комедией. И оказался прав.

5 из 10

7 ноября 2011

Мелодрама Долгий путь появился на свет в далеком 1956 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Леонид Гайдай, Валентин Невзоров. Кто играл в фильме: Сергей Яковлев, Владимир Белокуров, Кюнна Игнатова, Леонид Губанов, Никифор Колофидин, Александр Антонов, Владимир Покровский, Евгений Кудряшёв, Иван Рыжов, Георгий Бударов, Евгений Зиновьев, Матвей Лобанов, Екатерина Мазурова, Елена Малукова, Аполлон Ячницкий.

Страна производства - СССР. Долгий путь — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.