Подруги
Le amiche
7.2
7.1
1955, мелодрама, драма
Италия, 1 ч 44 мин
16+

В ролях: Ивонн Фюрно, Мадлен Фишер, Анна Мария Панкани, Лучиано Вольпато, Мария Гамбарелли
и другие
В Турин из Рима для открытия нового ателье мод приезжает Клелия, молодая деловая женщина. В первую же ночь ее соседка по гостиничному номеру Розетта пытается покончить жизнь самоубийством. Когда беднягу отвозят в больницу, ее подруга Мамина столь активно берется за расследование, что втягивает в него и Клелию. Так сошлись пути будущих трех подруг...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Подруги

английское название:

Le amiche

год: 1955
страна:
Италия
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсер:
видеооператор: Джанни Ди Венанцо
композитор:
художники: Джанни Полидори, Энцо Булгарелли
монтаж:
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 6 сентября 1955 г.
на DVD: 27 мая 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 44 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Постеры фильма «Подруги», 1955

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Подруги», 1955

Микеланджело Антониони, кинематограф экзистенциальной дистанции (часть 3)

Третий полнометражный фильм Антониони «Подруги», так в свое время взбесивший Жака Лурселля, представляет собой довольно сложный кинотекст, сочетающий продолжающуюся формироваться антониониевскую эстетику с принципами чисто разговорного кино (в частности в этой картине можно увидеть приемы, впоследствии широко используемые Эриком Ромером). Чисто технически это наиболее антониониевская лента из всего его раннего наследия (то есть созданного до «Приключения»): здесь мы видим в частности и долгие планы-эпизоды со сложными мизансценами и перемещениями персонажей по причудливым траекториям, и подчеркивание чисто физически, визуально увеличивающейся между героями дистанции, отчуждения (наиболее часто повторяемый прием – перемещения персонажей в разные углы кадра при продолжающемся разговоре между ними).

В то же время мизансцена включает в себя от трех до восьми одновременно говорящих и перемещающихся героев, диалоги посвящены в основном любовным темам, но в кадре молчат мало, персонажи, как кажется, выговаривают весь подтекст, скрытый в их мыслях (в чистом виде Ромер). Одним словом, «Подруги» в сравнении с «Хроникой одной любви» и «Дамой без камелий» - в гораздо большей степени сложно организованное кино, за нарративом которого очень трудно следить, – требуется пристальное внимание к произносимым репликам и малейшим, едва заметным метаморфозам в эволюции персонажей. Экранизируя рассказ Чезаре Павезе, Антониони во всех смыслах выиграл: диалоги стали богаче, подтекста меньше (из-за чего исчез эффект той самой «ложной многозначительности», в которой обвиняли последующие его фильмы, где герои больше молчали, чем говорили).

Что касается драматизма, конфликтности, то почти до самого финала, они в сюжете «Подруг» лишь пульсируют, но не обозначаются открыто, за счет чего фильм только выигрывает: большинство персонажей играют на публику, лицемерят, сглаживают острые углы в отношениях друг с другом, потому некоторым зрителям, как в частности Лурселлю, их беседы кажутся набором банальностей. Кроме того, музыка Фуско здесь не так тревожна и меланхолична, как в первых двух лентах Антониони, в большинстве эпизодов она тихо играет за кадром, но никогда в полную силу, чтобы обозначить атмосферу сюжета. По этой причине зрителю поначалу кажется, что он имеет дело с мелодрамой о женской дружбе представительниц высшего общества, однако, Антониони в этой картине призывает нас почти по-сексистски не доверять тому, что говорят и делают женщины.

В частности, полностью честны здесь лишь Нене и Розетта, которые за свою искренность как раз больше всего и страдают, а Момина, как бы она не была элегантна и утончена, свой цинизм и стервозность обозначает сразу, в то время как Клелия в финале предстает как настоящий эмоциональный оборотень, ни в чем не уступающий Момине в виртуозности перевоплощений. Однако, Антониони не был бы мастером, если бы обвинил во всем женщин: его Лоренцо – редкий мерзавец, также и Чезаре не выглядит особо порядочным. Нельзя не отметить, что главная заслуга постановщика «Подруг» состоит в том, что он визуально, сюжетно, психологически и концептуально продолжает разрабатывать свои личные кинематографические принципы, свою эстетику, попутно задавая координаты кино совершенно другого типа – разговорного, «ромеровского».

То, что сущностно «Подруги» - фильм антониониевский, а не ромеровский, становится понятно не сразу, а лишь тогда, когда, переставая верить тому, что говорят и делают его герои и героини, мы проникаем в их души, в которых нет ничего кроме опустошения, психологического вакуума, который они прикрывают завесой многословия. Это чисто антониониевские герои с чисто антониониевскими проблемами. Герои же Ромера всегда духовно богаты, потому они так и многословны, они изворачиваются, но никогда не лгут, высказывая всю правду о себе (часто первому встречному).

Подводя итоги, можно сказать, что чисто технически для формирования особой эстетики Антониони «Подруги» дают больше, чем «Хроника одной любви» и «Дама без камелий», при этом умело прячась в одежды совершенно чуждого этому постановщику киноязыка.

31 декабря 2021

Любовь и брокеры

Чего я не могу понять, так это почему Антониони назвал свой фильм «Подруги». Некоторые героини знакомятся друг с другом прямо в кадре, другие скорее приятельствуют, чем дружат. Оригинальный рассказ называется «Три одинокие женщины» — и это ближе к правде, хотя в фильме женщин как-то всё время больше, чем три, но по сути они одиноки в той или иной степени. Несчастны по-разному, как писал Толстой в «Анне Карениной».

За что я люблю эту картину Антониони — так это за нормальную манеру снимать кино. Да простят меня все поклонники мэтра, но начинаешь смотреть фильмы, которые сделали Антониони великим и думаешь: «Ну ведь умеет же снимать нормально, точно умеет, я видела. Без затянутых планов, без пустых взглядов, без постоянной недоговорённости. Просто живое сюжетное кино». В «Подругах» тоже много прогулок по городу, разговоров про любовь, но это кино гораздо ближе к нормальному зрительскому кинематографу — когда режиссер рассказывает тебе полноценную историю. И ты практически всё понимаешь. Одна женщина хочет покончить с собой от несчастной любви. Другая отказывается от карьеры ради несчастной любви. Третья боится стать несчастной в любви и бросается спасать свою карьеру, разрушенную минутным затмением эмоций. Четвёртая не унывает и просто идёт искать следующую любовь. По крайней мере, так утверждает её подруга, которая знает её манеру поведения лучше нас.

Несчастная женщина в любви. «В 20 я была бы счастлива с тобой, а теперь…»

- Я хотел сделать тебя счастливой.

- В 20 я была счастлива.

Антониони что-то такое понял про женщину за 30 и пытается это показать. Разочарованность, пустота, разбитые надежды, обманутые мечты. По Антониони такая участь ждёт женщин в возрасте Христа: если она способна любить, мужчина предаст её чувства, или может предать в любой момент, или она никогда не будет уверена, что он их не предаст… а если женщина встретит возможную настоящую любовь, она не решится броситься в эту реку снова. Любящую женщину надо спасать. Настоящим подругам. Любящая себя женщина пытается спасти себя сама, уезжая от любви.

Примерно такой круговорот мыслей представляет нам Антониони. Довольно пессимистический. Довольно заботливый. Вообще удивительно, как много Антониони знает о женской любви… снимает о ней, проблематизирует её. Главная героиня у него почти всегда женщина. Не мужчина, как у Феллини или Висконти.

Любовь — это риск. Как ставки на бирже в «Затмении». Кто-то выигрывает, кто-то остаётся ни с чем, но идёт в кафе, напевая песенку, заказывает себе кофе и рисует цветы на салфетке; кто-то кончает с собой, кто-то уезжает прочь на поезде, так и не узнав, что с обеих сторон не хватило совсем немного смелости. Везёт единицам, но быть счастливыми после 30-ти неприлично… нет, это уже что-то из Достоевского. Быть счастливым после 30 ненормально, — это везение, это удача. «Что наша жизнь? Игра!» Просто осознавайте, что делаете ставки. Совершенствуйтесь и осознанно принимайте решение, как стреляют из винтовки. Или играйте, как подсказывает сердце, как танцуют африканские танцы. Любовь — это биржа, казино, охота, танец… кто-то обязательно утонет, кто-то пойдёт как ни в чём не бывало дальше, а кто-то прямо сейчас находится в коротком миге счастливого затмения, когда будущее скрыто, прошлое не важно — и есть только ослепление и свет.

4 июня 2020

«Подруги» (1955) — четвертый фильм Микеланджело Антониони — снят по рассказам Сезаре Павезе «Три одинокие женщины». Лауреат «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля. Несмотря на то, что он уже четвертый в карьере, именно в нем впервые в полной мере раскрываются все традиционные элементы всего дальнейшего творчества постановщика: «ложное движение», псевдодетектив, отображение внутреннего состояния персонажей через внешние элементы повествования, мысли о непонимании людьми друг друга, о намеренно-показушной мизантропии как призыве о помощи. Все это делает фильм куда более ценным, чем предыдущие работы Антониони, где он, кажется, только тренировался, чтобы найти себя в мире большого кино.

Клерия, молодая, выражаясь современным языком, бизнес-вумен, приезжает в Турин, чтобы открыть модное ателье. Розетта, ее соседка по комнате в отеле, пытается покончить жизнь самоубийством, но ее вовремя спасают. Ее подруга Мамина активно берется за расследование происшествия, втягивая в него и Клелию. Новоиспеченные знакомые спустя какое-то время находят общий язык, втянувшись в довольно запутанные отношения с местными мужчинами.

Сбивается группа женщин, рассуждающих за чайными посиделками о том, почему мужчины их не понимают. Рассуждения мужчин о женщинах остаются за кадром, но не трудно догадаться, что сказал бы типичный представить мужского пола о женщине, чье поведение кажется ему наивным и в какой-то мере даже обескураживающим. Мысли плавно протекают, но ненароком начинаешь подмечать детали — построение некоторых диалогов уж очень сильно напоминает дешевые мелодрамы. Но Антониони не был бы самим собой, не разбавь он повествование щепоткой приторных банальностей. Не стоит даже обращать внимание на подобные мелочи. А вот если что немного и напрягает, то только излишняя театральная манерность: множество встреч и расставаний, где все максимально драматично; резкие грубости, высказанные прямо в лицо в порыве ярости; неожиданные пощечины; вокзальные прощания.

Каждый таит в себе чувства, которыми хочется поделиться, но большинству людей просто не дано их понять. Перефразируя известную цитату Мартина Скорсезе: «Кино удовлетворяет извечную потребность коллективного бессознательного — потребность людей в общих воспоминаниях», можно сказать следующее, пытаясь определить суть фильма: «Извечная потребность коллективного бессознательного — общие воспоминания, ведь они пробуждают подчас синонимичные чувства». Трагедия объединяет. В данном случае — попытка самоубийства объединяет трех женщин. Но объединяет, разумеется, не сам факт наличия попытки самоубийства, а причина ее совершения — непонимание женщины со стороны мужчины, являющегося объектом ее вожделения. Каждая героиня фильма испытывала что-то подобное, а в попытке то ли избавления ото всех проблем раз и навсегда, то ли иррационального призыва о помощи, каждая узнает себя в какой-то момент времени. Человек понимает другого человека только в том случае, если его переживания близки ему самому. Как бы печально это ни звучало. Простая, казалось бы, женская мелодрама в руках Антониони перерастает в притчу о метафизической сущности дружбы и смежных ей типов человеческих взаимоотношений.

2 апреля 2017

Michelangelo — Le amiche

Советская критика превозносила Антониони, признавая достоинства большинства работ Микельанджело. Он был «разрешенным» гением. В то время, как в Италии он был просто одним из многих гениальных режиссеров, который сделал имя на дискурсе Роберто Росселини, разбавленном тематикой отчуждения и суицида. Собственно, многое уже позабылось, а инерция сильна. «Ах, это же сам Антониони, — как можете вы не понимать гения, — часто выталкивают из себя записные интеллектуалы». Но так ли он хорош?

Всматриваясь в каждый конкретный фильм я для себя пытаюсь ответить на данный вопрос. На этот раз в центре внимания лента «Подруги». Фильм достаточно динамичный для Антониони, наполненный диалогами и признаниями. Тут будет рассказываться о непростых взаимоотношениях между несколькими молодыми женщинами, которые пытаются построить серьезные отношения с мужчинами. Тут будут встречи и расставания, попытки самоубийства и предвкушения свиданий, грубости и пощечины, вокзал и многое другое. Перманентное напряжение в стремлении «наладить» собственную личную жизнь видимо весьма точно передаст царящие в те годы настроения.

Антониони акцентирует внимание на женской рутине оставляя за скобками все фрустрации и тревоги. В тревогах этих и растворится все повествование, которому явно не будет хватать последовательного развития событий и интриги. Нам будет предложено банальное нагромождение фактов, которое присутствует в любом «женском» сериале девяностых-двухтысячных годов. В подтверждение, приведу типичный диалог из фильма:

- Ты меня любишь?

- Что за вопросы?

- Я должна быть очень красивой, нравиться тебе больше всех. Я ревную тебя…

Не прямолинейно ли? Нет? А ведь если немного иронии, то получится ведь классная итальянская комедия или хулиганский фильм в стилистике раннего Альмодовара. Но Антониони относился к этому мирку всерьез. Вот еще пример:

- Мне надоели твои отговорки. Я хочу быть с тобой открытой. Как ты можешь возвращаться к ней после меня.

И ведь неплохо все в конце концов складывается. Безусловный мастер делает сложную мелодраму о жизненных перипетиях нескольких женщин затрагивая известные пьесы Чехова. Понемногу раскрываются характеры, достойно работают актеры, привычно для Антониони хороша операторская работа. Формально все в порядке. Да и смысл без труда можно ретранслировать — добрые вечные истины. Это вам не безжизненная и наполненная деструктивными нотками «пенталогия отчуждения». Но, вот картины же наверное делают для зрителей? А если так, то они должны быть интересными, занимательными, трогающими за живое. Фильм Антониони мне таким совсем не показался. Если абстрагироваться от «магии имени» создателя, то получится мало выразительная «вещь в себе».

Однако в наши дни фильм может представлять практический интерес. Многие диалоги и моменты можно переработать, добавит новые акценты. По крайней мере, комедийный потенциал у них велик. Только представьте какая классная сцена может получиться из этого диалога между парой молодых людей:

- Розетта, я хочу сказать тебе правду.

- Какую?

- Мне никто не нужен.

6 из 10

19 августа 2015

Сплошное взаимонепонимание

Картина «Подруги» занесёна в список ВГИКа, как одна из обязательных к ознакомлению для студентов университета (всё благодаря таланту режиссёра, великого классика кино — итальянца Микеланджело Антониони), так что посмотрят «Подруг» наверняка многие, пусть даже «для галочки».

А вот прийти к пониманию фильма Антониони несколько сложнее. Хотя на первый взгляд всё просто, ясно и как-то скучно: нам показывают вроде бы благополучную жизнь трёх подруг, и даже попытка самоубийства Розетты в самом начале фильма кажется чем-то если и не обыденным, то совершенно нереальным. Поначалу представляется, что эта внешне красивая жизнь трёх молодых женщин должна быть интересной и счастливой, тем более что у каждой из трёх подруг есть возлюбленный. И тут стоит отметить, что чья-то вскользь брошенная фраза «В этом доме царит любовь» на фоне того что творится в душе каждой из подруг, звучит как-то чересчур иронично, издевательски.

Хорошо знакомый с работами Микеланджело Антониони зритель наверняка уже должен знать, что любви в привычном смысле слов в его картинах нет (в том виде, в каком она часто представляется в кино). И фильм «Подруги» — не исключение. Мужчины не понимают женщин, женщины не понимают мужчин, а когда начинают понимать, становится уже слишком поздно… В общем, куда ни глянь — сплошное взаимонепонимание. Вот в чём подлинная драма нашей жизни: человек всегда остаётся наедине со своими чувствами, он, по сути, всегда одинок.

В определении того, что же хотел выразить Антониони в своём творчестве, уместным мне кажется пример с зубной болью. Чувства всё равно, что зубная боль. Вы не можете почувствовать мою зубную боль, так же как я, само собой, не могу ощутить вашу. В фильме «Подруги» даже, несмотря на то, что никаких препятствий у героев и героинь картины нет, они не могут быть вместе, ведь они попросту не ощущают зубной боли своих возлюбленных. Чувства не взаимны. Показательна в этом и случае финальная сцена прощания Клелии со своим ухажёром. Отходит поезд, девушка, высунувшись из окна, отчаянно ищет глазами своего Карло. Она в замешательстве и в отчаянии, ей кажется, что он не пришёл. А Карло здесь, на вокзале, но он так и не решится ответить ей взаимностью, в последний раз посмотреть в глаза своей любимой.

В мире очень мало людей, которые могут довольствоваться лишь своим обществом. Нам постоянно кто-нибудь нужен. Трагедия этой истории в том, что даже найдя того кто искренне тебе сочувствует и желает только добра, невозможно достигнуть с этим человеком абсолютного понимания.

Фильм Микеланджело Антониони, несмотря на минимум действия и динамики, а так же вполне приличный хронометраж смотрится с большим интересом. Что самое главное, картины Антониони оставляют после просмотра приятное и очень редкое, не поддающееся описанию ощущение. Поистине удивительно, что режиссёру, снимавшему о фильмы о недоступности, недосягаемости чужих чувств удалось в таком прекрасном многообразии запечатлеть их в кино и, самое главное, передать эти чувства зрителю.

21 августа 2009

ТРИ СЕСТРЫ

В фильме «Подруги» Микеланджело Антониони проявил себя как режиссер, который ищет новый язык и стиль.

Картина поставлена по мотивам повести Чезаре Повезе «Три одинокие женщины» в 1955 году, но темы которые он затрагивает актуальны и по сей день.

Это фильм об одиноких женщинах среднего класса из Турина, которые постоянно разговаривают и переживают. Они одиноки, но их одиночества разные.

Розетта (Rosetta) мучается несчастной, невзаимной любовью, доводящей ее до самоубийства… Эта чувственность осуждается и мужчиной Лоренцо (Lorenzo), которому предназначена любовь и ее подругами.

Клеле (Clelia) думает только о карьере в модельном бизнесе, и ради карьеры она с легкостью растается с любимым.

Нане (Nene) владелица картинной галереи, успешная и признаная обществом, подруга художника Лоренцо (Lorenzo),картины которого никто не покупает. Именно она отказывается от карьеры ради любви.

Три сущности, три разных вида проявления женской природы… ТРИ СЕСТРЫ ЧУВСТВЕННОГО МИРА, Чеховские мотивы, впрочем, напрашиваются на параллели не зря, та же буржуазия, те же проблемы…

Антониони мастер психологических зарисовок, но глубина его замысла и философский смысл открываются значительно позже, после просмотра. Режиссеру есть что сказать и он знает как это сказать, но хотим ли мы это слушать?

Сейчас, когда женщины и их мучения — становятся золотым прииском продюсеров сериалов, сейчас, в наше время изменилось ли что-нибудь со времен 1955 года, когда Антониони снял свой фильм «подруги»? В сущности, проблема женщины была, есть и будет именно такой, какой ее показал мастер — неразрешимой, потому что мир женщины целиком и полностью зависит от Мужского Мира, который сводит с ума, заставляет искать самостоятельные пути или бросить все ради любимого!

БРАВО, АНТОНИОНИ!

На Венецианском фестивале фильм получил «Серебряного льва».

4 мая 2009

Мелодрама Подруги появился на свет в далеком 1955 году, более полувека тому назад, его режиссером является Микеланджело Антониони. Кто играл в фильме: Ивонн Фюрно, Мадлен Фишер, Анна Мария Панкани, Лучиано Вольпато, Мария Гамбарелли, Марселла Ферри, Алессандро Ферсен, Элеонора Росси Драго, Габриэле Ферцетти, Франко Фабрици, Валентина Кортезе, Этторе Манни, Льюис Джордан.

Страна производства - Италия. Подруги — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.