Поколение
Pokolenie
6.6
7.1
1954, драма, военный
Польша, 1 ч 31 мин
В ролях: Тадеуш Ломницкий, Уршула Моджиньска, Тадеуш Янчар, Януш Палушкевич, Рышард Котыс
и другие
Фильм повествует о самом начале восстания в польской столице, на фоне начавшейся трагедии варшавского гетто. Об антифашистском сопротивлении, о молодых варшавских подпольщиках...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Поколение

английское название:

Pokolenie

год: 1954
страна:
Польша
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Ежи Липман
композитор:
художники: Роман Манн, Ежи Сески, Юзеф Галевски, Ежи Скшепиньски
монтаж:
жанры: драма, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 26 января 1955 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 31 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Постеры фильма «Поколение», 1954

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Поколение», 1954

Пока еще посредственность

Фильм Анджея Вайды «Поколение» рассказывает историю о юношах и девушках, начавшие борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Главный герой фильма — Стах Мазур, который предстает в начале этаким раздолбаем, не получающий от жизни ничего. Он не работает, у него нет семьи, он просто играет в ножички с друзьями. Но даже несмотря на такую поверхностную жизнь, у Стаха и его друзей очень высоко развито гражданское сознание, которое проявлялось у него на протяжении всей жизни. Он, пребывая в полностью аморфном состоянии, скидывал с поездов уголь, который везли немцам. Это, казалось бы, незначительное событие, которое раскрывает персонажа очень крупно и точно, одновременно давая ему строгую характеристику — антифашист и описывая одним событием весь его внутренний мир. По сути, об этом персонаже знать больше нечего. Он такой советский молодчик, борющийся за свободу и коммунизм и подбивающий других бороться за свободу и создавать этот самый коммунизм.

Если убрать некоторые детали и какую-то самобытность, то подумаешь, что это обычный советский фильм о войне, где мир строго поделен на черное и белое (сейчас это звучит грубо). Есть абсолютно клишированные эпизоды — речь с трибуны, восхваление коммунизма, однозначность героев — такой классицизм советской эпохи или соц. реализм, как его называли.

Но есть моменты, которые заставляют тебя посмотреть на фильм с другой стороны. Это второстепенная линия. Думаю, в дальнейшем изучение таких людей Анджей Вайда и будет ставить в своих фильмах. Это второстепенный герой, имя которого я благополучно забыл, дико извиняюсь. Но он сразу броситься в глаза. Неоднозначный, находящийся в поиске правильного пути, а встающая перед ним проблема помощи друзьям и всей Родине сталкивается с еще большим грузом ответственности — помочь отцу, который прикован к кровати и, по сути, умирает. Его линия рассказана, но раскрыта совершенно плохо. Может это связано с условиями той советской эпохи, может еще с чем-то, но если и делать фильм о войне, то мне кажется, что акцентировать свое внимание надо именно на таких персонажах. Остальное, происходящее в кино, не так интересует, по правде говоря. Отношения главного героя и девушки весьма прозрачны, а конец более, чем очевиден.

Я решился посмотреть этот фильм, потому что мне интересен польский кинематограф и Анджей Вайда, в частности. Этот фильм смотрелся с нормальным в душе состоянием, без отвращения, потому что речь больше шла о свободе Родины, нежели о пропаганде коммунизма, но он имеет в себе и эти, отталкивающие порой, черты.

2 июля 2020

Поколение обреченных

Негероическая героика Анджея Вайды. Несмотря на цитируемого Карла Маркса, героическую помощь польских рабочих восставшему Варшавскому еврейскому гетто, этот фильм не «коммунистическая агитка». Впервые в послевоенном польском кинематографе Вайда затрагивает тему противостояния «армии крайовой» и «армии людовой». Последняя состоящая сплошь из молодых людей, совершает необдуманные поступки и умирает под пулями немецких оккупантов со страхом. Потому что это так страшно, а вовсе не легко «умирать молодым». Здесь нет еще обреченности «Канала» и беспощадного вывода «Пепла и алмаза»- «По своим стреляешь? — Можно подумать, что вы по воробьям.»

Здесь по своим еще не стреляют, но уже знают, что скоро придется. Анджей Мунк в «Косоглазом счастье» рассказал, что выбор человека стать героем или предателем зависит от случая, Вайда впервые усомнился в необходимости «героизма».

8 из 10

17 октября 2013

Забавы патриотов

«С этого фильма началась история польского кино». Такое громогласное заявление позволил себе Роман Полански. Его понять можно. Ведь будучи 20-летним пареньком (хотя в фильме он выглядит на 15—17) он снялся в дебютном полнометражном творении самого Анджея Вайды! Именно Вайда в свое время разглядел талант совсем юного Полански. Именно Вайда (при всем уважении к Занусси, Кесьлевскому и Полански) является лицом польского кинематографа. На дворе был 1953 год, Холодная война набирала обороты, а Вайда делал первые шаги. И первый блин (увы) получился комом.

Молодой парень с сердцем настоящего патриота не может без слез смотреть на то, что творится в его родном городе. Варшава оккупирована фашистами. Неподалеку расположено еврейское гетто, поляков регулярно унижают, польские промышленники пресмыкаются перед немецкими военными. Но вот Стас (имя главного героя) узнает о существовании гвардии, сопротивления. Он решает присоединиться к ним и собственноручно ковать свободу для страны. Он набирает команду из таких же отчаянных патриотов и приступает к делу.

Основной темой в большинстве фильмов Вайды становилась война. Война убеждений и идеологий, а порой и самая настоящая война. Хотя нет… Скорее не война, а трагедия человека, которому пришлось на своей шкуре пережить эту губительную забаву человечества. Испить чашу страданий до дна, раскрошить свое сердце или напротив наглухо зацементировать. Человек, который в одночасье понимает, что в войне нет правых и неправых, а есть лишь идеологии, родственные с собственными мировоззрениями, а подчас нет и таковых. И человек страдает, ощущая всю бесполезность и бесплодность борьбы…

Это был дебют польского кинодеятеля. Творческое начало в тоталитарной стране. О какой творческой свободе может идти речь? Вайда еще не обладал всемирным признанием и авторитетом, поэтому цензура безжалостно испортила его фильм. «Поколение» — это экранизация польского романа некоего Богдана Чешко. История о молодых подпольщиках, которые самоотверженно сражались за личную свободу и независимость Отечества. И они сами не осознают, что для них «приятнее» и радостнее»: «умереть за идею или увидеть как эта идея победит?» Из этого можно сделать первоклассную психологическую драму и готов поспорить, что Вайда был того же мнения. Но ему не дали развернуться. Поэтому зрителю приходиться довольствоваться банальнейшей агиткой. Отзывчивый и храбрый Стас, влюбленный в красавицу, комсомолку и активистку Дороту, его друзья, все сплошь готовые на самопожертвование во имя идеи и святой цели. А цель их проста — освободить страну от иноземных захватчиков и построить коммунистическое государство. Да-да, именно коммунистическое. Тут к месту и не к месту звучат слова «товарищ» и «пролетариат», цитируется Карл Маркс. Основной упрек, звучащий в фильме — «раз ты не коммунист, значит ты не патриот». И вся эта бесстыдная пропаганда равенства и славного будущего пролетариата сопровождается лучезарной улыбкой главного героя.

А Вайде (и мне конечно) не до улыбок. Кино получилось выхолощенным, невыразительным. Автор почти не старается оживить картину, вдохнуть в нее свои мысли и чувства (прекрасно осознавая тщетность таких попыток). Сплошная неприглядная, унылая и неуклюжая агитка. Да здравствует коммунизм, дарующий справедливость и равенство. Было бы совсем идеально, если данный политический строй даровал бы и свободу. Хотя бы глоток, хотя бы для творцов.

5 из 10

18 января 2012

Драма Поколение появился на свет в далеком 1954 году, более полувека тому назад, его режиссером является Анджей Вайда. Кто играл в фильме: Тадеуш Ломницкий, Уршула Моджиньска, Тадеуш Янчар, Януш Палушкевич, Рышард Котыс, Роман Полански, Збигнев Цибульский, Тадеуш Фиевский, Жигмунт Хобот, Цезары Юльский, Bronislaw Kassowski, Аугуст Ковальчик, Ежи Красовски, Zenon Laurentowski, Станислав Мильский.

Страна производства - Польша. Поколение — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.