Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Каштанка |
год: | 1952 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Михаил Цехановский |
сценаристы: | Борис Бродский, Михаил Папава, Антон Чехов |
видеооператор: | Михаил Друян |
композитор: | Юрий Левитин |
художники: | Александр Беляков, Леонид Аристов |
монтаж: | Лидия Кякшт |
жанры: | мультфильм, короткометражка, детский |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 июля 1958 г. |
на DVD: | 6 августа 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 32 мин |
Самый неудачный советский мультфильм 1950-х гг или один из таких. При том, что «Каштанка» может похвастаться такой же качественной анимацией как «Сказка о рыбаке и рыбке», её посыл настолько неправильный, что не хватает слов для возмущения.
Чтобы закрыть тему с визуалом, я для объективности должен подчеркнуть, что многие мультфильмы того времени создавались при помощи обрисовывания реальных кадров, поэтому изображение поражает достоверностью. Это позже появятся минимализм и другие стили, здесь же пока господствует реализм. И если человеческих персонажей по команде режиссёра и воле художников можно повернуть и поставить в любую позу, то с животными работать намного тяжелее, особенно если они недрессированные. И собака, и гусь и кошка – примечательные достижения художников 1952 года. Придраться можно, разве что, к ненасыщенности цветов, но это проблема не только «Каштанки».
Гораздо хуже всё обстоит со сценарием и персонажами. Хозяева Каштанки – простые люди в худшем смысле слова, которые совершенно невоспитанные и понятия не имеют не имеют о том, что такое благодарность. Потеряв свою любимицу и найдя её сытой и обогретой, они нисколько не церемонятся с тем, чтобы вернуть её обратно. А между тем, человек, у которого собака находилась на передержке, обходился с ней очень ласково и хорошо кормил её. При этом персонаж одинок, а незадолго до финала пережил сильную трагедию. Где, спрашивается, справедливость? Улетела к хорошим сценаристам. Здесь же в сценарии не чувствуется ни сопереживания несчастному циркачу, ни упрёка в сторону тех, кто окончательно сломал его жизнь. Что тут, спрашивается, хорошего? У мультфильма неправильный, вредный посыл!
Как видно, даже в 1950-е гг не всё с советской анимацией было гладко. Для того, чтобы произведение радовало, хорошей должна быть не только анимация, но и мораль. Здесь же последней по сути и нет.
2 из 10
14 февраля 2023
Советская мультипликация — это огромная волшебная страна, по которой уже многие десятилетия путешествуют миллионы детей, познавая мир посредством сказочных персонажей, с любовью созданных целой плеядой талантливых мультипликаторов. У любого из нас найдётся не один любимый мультик «родом из СССР», потому что подавляющее большинство из них в скрытом виде несут в себе целую воспитательную энциклопедию. Мы можем этого не сознавать, но они незаметно, исподволь учат нас главному: добру. Учат «что такое хорошо, а что такое плохо». Эти слова можно смело отнести ко всему творчеству Михаила Михайловича Цехановского. С 1929 года Цехановский занимался мультипликаций, используя новейшие достижения, такие как «рисованный звук» и другие. Мультфильмы Михаила Михайловича неоднократно завоёвывали премии на международных фестивалях. На момент создания «Каштанки» Цехановский уже был признанным мастером, а две его работы: «Цветик-семицветик» (1948) (Премия Кинофестиваля в Марианских Лазнях) и «Сказка о рыбаке и рыбке» (1950) (Приз Кинофестиваля в Карловых Варах) вошли в Золотой фонд отечественной мультипликации.
Дети — существа крайне доверчивые. Они ещё не знают, кто такой Антон Павлович Чехов. Тем более им неведомо, что он классик мировой литературы и Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Зато они понимают, что животных нужно любить, потому что они такие забавные. «Каштанка» — не совсем детский рассказ. В нём есть некоторые детали, которые детям знать ПОКА рано. Именно по этой причине сценаристы Борис Бродский и Михаил Папава слегка «сгладили» повествование, удалив самые «нелицеприятные» моменты. Это нисколько не отразилось на рассказе, который Михаил Цехановский с присущим ему мастерством, воплотил на экране. Здесь на странице выложен не совсем удачный постер, который может некоторых ввести в заблуждение. Дело в том, что рисунок не имеет никакого отношения к работе Цехановского, потому что использованный режиссёром метод ротоскопирования («эклер») — это совсем не то же самое, что эффект «пушистости» (размытости). Для мастера (как отличительная черта) характерен высокий уровень реализма фонов и персонажей.
Рассказ Чехова «Каштанка» не обделён вниманием режиссёров. В 1926 году Ольга Преображенская сняла одноимённый немой чёрно-белый художественный фильм, который, к огромному сожалению, не сохранился. Работа Цехановского в 1952 году — вторая экранизация. Третья — советский художественный фильм Романа Балаяна 1975 года с Львом Дуровым и Олегом Табаковым в главных ролях. Четвётая — одноимённый чехословацкий мультфильм 1976 года. Пятая — российский художественный фильм 1994 года режиссёра Анатолия Васильева. Шестая — российский мультфильм 2004 года, созданный Натальей Орловой, известность которой принёс полнометражный научно-фантастический мультфильм. «Тайна третьей планеты» (1982). Имеется ещё один рисованный мультфильм «Каштанка-постскриптум» 2004 года, режиссёр Елена Шарапова — это фантазия автора о послесловии «Каштанки» А. П. Чехова. Все перечисленные фильмы по-своему интересны, но, как известно, «старая любовь не ржавеет». Наверное, посмотри я ещё десяток экранизаций, всё же на первом месте останется работа Цехановского — есть в этом нарисованном мире что-то завораживающее, что-то интригующее…
P.S. У литературной Каштанки имелся реальный прототип. Знаменитый дрессировщик Владимир Леонидович Дуров вспоминал об этом так: «Это я нашёл Каштанку, я её дрессировал и выступал с ней, я же и рассказал про неё Антону Павловичу Чехову. Но теперь про Каштанку я рассказывать не буду: лучше Чехова мне не написать» В. Л. Дуров «Каштанка, Бишка и Запятайка»
2 февраля 2020
Всегда недоумевала, что смешного находят в Чехове. Сколько его ни читала, смешного ничего не было… вот и «Каштанка» — рассказ, по-моему, грустный и довольно жестокий.
Мультфильм же вышел не жестокий, но грустный. Нарисован он методом ротоскопии, что проявляется в довольно условных чертах лица у персонажей, в остальном почти фотографически достоверных. Условно говоря, ротоскопия — это фильм, притворившийся мультфильмом.
Не то чтобы я была против метода в целом, но в данном случае, кроме условных лиц у героев, наличествует мрачновато-унылая цветовая гамма, что вгоняет в тоску не меньше, чем суть истории потерявшейся собаки.
В мультфильме, в отличие от оригинала, Каштанка-Тетка колеблется между верностью старым и новому хозяевам, но выбор ее неизменен. А клоуна, однако, жалко. Он и так человек одинокий, а теперь его бросила и собака, друг, понимаете ли, человека. Все в мультфильме почти по рассказу, причем голос за кадром добросовестно пересказывает нам авторский текст.
Если объективно — мультфильм хороший. Но уж больно унылый, дословный, и история сама мне никогда не нравилась. Вообще, я заметила, что хрестоматийными становятся далеко не лучшие из произведений того или иного писателя.
6 из 10
28 июля 2009