Кавалер Золотой звезды
5.6
5.5
1951, драма
СССР, 1 ч 58 мин
12+

В ролях: Сергей Бондарчук, Анатолий Чемодуров, Кира Канаева, Борис Чирков, Николай Комиссаров
и другие
Фронтовик-орденоносец Сергей Тутаринов после войны возвращается в родную станицу с тем, чтобы принять активное участие в ее восстановлении. Его начинания горячо поддерживает секретарь райкома, однако они не находят отклик у председателя райисполкома, остро реагирующего на новые проблемы. Став председателем, Тутаринов последовательно ликвидирует все трудности и начинает строительство районной электростанции.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Кавалер Золотой звезды

год: 1951
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Сергей Урусевский
композитор:
художник: Алексей Пархоменко
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 9 июля 1951 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 58 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Кавалер Золотой звезды», 1951

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Кавалер Золотой звезды», 1951

Воплощение «правильного» фильма, который невозможно смотреть

Периодически как в Интернете, так и в реальной жизни часто вспыхивают дискуссии на тему «Спасение отечественного кинопрома», одним из стандартных аргументов в которых является следующий: «Сколько бы ни ругали советскую цензуру, в советское время у нас было отличное кино, а как только распался Союз, так те же самые режиссёры ничего нормального не сняли!» И это понятно — при взгляде на бесконечный поток чудовищных «Самых лучших фильмов»/комедий «от Андреасяна» и сравнении их с шедеврами советского кинематографа возникают вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?», самый «лобовой» ответ на которые, требующий нулевой (скорее даже отрицательной) работы мысли — «Секрет качества советского кино заключается в цензуре». Активно продвигают эту глубокоумную мысль «в массы» и разного рода Гоблины, засевшие в Общественных советах при Министерстве культуры, с параллельным протаскиванием идейки о необходимости «правильного» кино, созданного при участии государства и пропагандирующего государственные идеи.

Так вот для подобного рода «мыслителей», ставящих телегу перед лошадью (уберём мы из фильмов того же Андреасяна всю непотребщину и убогий «юмор», и что в них останется? Ничего. Потому что цензура не пускает на экраны дерьмо, но сделать из дерьма конфетку не в состоянии), хочется завести отдельный канал на ТВ, где вместо «Иронии судьбы» или «Ивана Васильевича» будут регулярно крутить монументальное (почти 2 часа! В 1951 году!) кинополотно под названием «Кавалер Золотой звезды».

Именно его. Потому что этот «убершедевр» выделяется на фоне даже многих позднесталинских фильмов, среди которых есть и ряд вполне качественных, достойных картин, а многие, пропитанные идеологией, интересно смотреть просто как документ эпохи. Для меня «Кавалер» (который даже не является фильмом идеологической направленности) — эталонное, сферическое воплощение той серости и скуки, которой только может обернуться на экране торжество цензуры, помноженное на хрестоматийный соцреалистический канон «Молодой энтузиаст-коммунист вступает в бой с успокоившимися на достигнутом ретроградами и одерживает победу», канон, над которым спустя несколько лет смеялся Носов: «Никому не возбраняется написать еще одну пьесу про драматурга, который жует, как сказал о нем А. П. Чехов, «один и тот же тип, один и тот же город, один и тот же турнюр» и, добавим от себя, — один и тот же конфликт».

О чем этот фильм? В кубанскую станицу Усть-Невинская приезжает фронтовик, кавалер Золотой звезды, танкист Сергей Тутаринов. Осмотревшись, он понимает, что для восстановления запущенного за годы войны хозяйства (это «запущенное хозяйство» представлено в фильме в виде бескрайних колосящихся полей, ломящихся столов, сытых колхозников/колхозниц и дружных песен на фоне уборки урожая) не обойтись без электростанции. Однако председатель райисполкома Хохлаков, который успокоился на достигнутом, энтузиазму Тутаринова не рад. Для осуществления своих планов наш энтузиаст прибегает к помощи секретаря райкома Кондратьева и секретаря (первого, естественно) крайкома Бойченко. Звучит торжественная музыка Тихона Хренникова. Кто одержит победу в этой схватке поколений? Кому принадлежит будущее? Думаю, ответ очевиден…

… Кто-то ещё не проникся величием этого фильма, впервые сталкивается с соцреалистическим шаблоном и думает, что сюжет неплох и просмотр будет интересным? В таком случае рекомендую просто посмотреть его. Так вот: сказать, что фильм скучен — это значит ничего не сказать. Лично я с интересом смотрел немало «позднесталинских» фильмов 40-х — 50-х годов, но вот это творение Юлия Райзмана я смог досмотреть до конца только с третьей попытки, больше похожей на пытку. В фильме нет ничего. Ни единой умной мысли, ни единого интересного сюжетного хода (про какие-то кинематографические приёмы молчу), ничего, что могло бы привлечь внимание. Здесь всё как будто из папье-маше — картонный положительный герой Бондарчука без единой отрицательной или хотя бы запоминающейся черты, картонный ретроград, картонные партийцы, картонный энтузиазм и картонная жизнь. Для современного зрителя это картонное царство — гарантированный способ погрузиться в беспробудный сон уже через полчаса просмотра. Величественная музыка? Такая тогда была везде, вплоть до документальных фильмов…

И если подумать — что получится, если привести к «единому знаменателю» нынешние стенания о нехватке цензуры и «правильных» фильмов? Сейчас (якобы! на самом деле хороших российских фильмов немало, но примем точку зрения «цензуропоклонников») на экранах сплошная чернуха, «Левиафаны» всякие, да тошнотные комедии. Надо снимать правильное кино! Однако каким будет идеальный российский фильм, который будут крутить на экранах, если брать за идеал «цензурократии» кинополотно «Кавалер Золотой звезды»? Кто-то может сказать, что так нельзя — тогда у нас была идеология, а сейчас её нет. Так ведь и в «Кавалере» её минимум! Это не сугубо «идеологический» фильм вроде «Заговора обреченных» или «Великой силы», а воплощение «бытового» канона «Борьба здоровых сил с теми, кто отжил своё и загораживает дорогу». А эрзац-идеология у нас сейчас на самом деле есть — это парадигма мышления, в которой правительству достался «не тот народ», народ, который ругает власть и не хочет ничего делать, а значит, в своих бедах виноват только он сам. Исходя из этого, намечается следующая идея «идеального фильма»…

В небольшой моногородок на железной дороге прибывает молодой энтузиаст-единоросс, полный идей по переустройству жизни. Его встречает несознательный народ, который занимается исключительно тем, что прицельно бросает окурки мимо урны, ходит по нужде в подъездах, ворует с работы и с утра до вечера ругает власть, не желая ничего делать. Первые попытки энтузиаста вызвать народ на субботники заканчиваются ничем — люди крутят пальцем у виска и ворчат про «жуликов и воров». Мэр пишет в Москву «подметное письмо» с просьбой убрать того, кто баламутит народ. Однако при помощи назначенного президентом энергичного губернатора-технократа энтузиасту удается сломить сопротивление мэра и изменить мышление людей… В финальных кадрах энтузиаст идёт по улицам и видит людей, которые усердно бросают окурки в урны и занимаются делом, не ругая власть. На фоне восходящего солнца гремит торжественная песня на мотив «Несокрушимая и легендарная»…

Все, что в будущем станет легендой — нынче в мыслях, идеях, мечтах,

Планы партии единороссов воплотятся в великих делах,

Для народа, во имя народа — грандиозных проектов поток,

Не забудется то, что воздвигнут в установленный партией срок.

Ангары беспокойные воды усмирит Богучанская ГЭС,

Сотни детских садов воспитают молодежь, что ускорит прогресс,

На поля возрожденных селений хлынут фермеры из городов,

Приумножат российскую славу те, кто честно работать готов!

В неустанных трудах и заботах укрепится партийный призыв,

Отойдут на покой ветераны, но останется прежний порыв -

Радость подвига, счастье свершений, созидательной мысли полет…

Пусть три цвета российского флага озаряют движенье вперед!

Кое-кто захочет сказать: «Профанация». Но в чём она, профанация? Что не понравится в этом фильме условному стороннику цензуры? Лично мне в голову ничего не пришло.

Ну а «Кавалер Золотой звезды» получает заслуженную серую рецензию и серую оценку.

5 из 10

26 февраля 2017

Непонятно, что может не нравиться в этом фильме.

Пришел солдат с фронта — ему надо найти себя в мирной жизни. Вроде и хочется в столицы, учиться на высшее, но в колхозе одни бабы, модернизация нужна — тракторы, электричество. Как тут уедешь. И вот он возглавляет строительство электростанции. Сама она не появится, по ленд-лизу не поставят, приходится как-то самим, среди послевоенной разрухи строить. Чтобы работать на электростанции, с новой техникой для этого нужны электрики, механики, инженеры. А где их взять в деревне, где в лучшем случае у некоторых есть семилетнее образование. Значит, надо учить, нужно училище. И так далее. Вот про это фильм. Откуда взялось электричество. Мы так легко относимся к тому что у нас есть, а ведь кто-то это все построил. Получается, что все в фильме правда. Плохо, что проблема освещена только с одной стороны — как все было хорошо. Хотелось бы, конечно, и про то какой ценой все это доставалось. Но хотя бы так, сейчас вот и цензуры нет, а проблемы деревни всем по барабану — тоже гармония своего рода.

Бондарчуку (он играет того самого кавалера золотой звезды, возвращающегося с фронта) не хватает глубины. Слишком он прост, прямолинеен, восторжен. Соответствует скорее ожиданиям проверяющих товарищей, чем настроению фильма. Наверное, тогда по-другому было нельзя.

Есть постоянная для Райзмана тема границы между личным и общественным, которая была окончательно проведена в «Частной жизни». Герой влюблен, ухаживает, но как-то совсем иногда. Героиня (прекрасно сыгранная Кирой Канаевой — ее мало, но я проникся) жалуется, что он уже два месяца не заезжал (а у него под жопой личный студебеккер с шофером). Я вслед за ней усомнился в его чувствах. Два месяца!

Оператор Урусевский, кстати. Прекрасные пейзажи его заслуга, мне кажется.

Нет отрицательных героев. Казалось бы, фильм про колхоз и в нем самое место классовой борьбе и вычислению недобитых кулаков, но нет. Только позитив. Даже немногие заблуждающиеся персонажи к концу фильма перевоспитываются и начинают строить коммунизм с утроенными усердием.

Понятно, многих смущает последняя сцена, где тысячи человек сидят за столами под открытым небом и поют славу Сталину. Но, во-первых, для меня это плюс, люблю перформансы. Во-вторых, она там такая одна, фильм про другое.

P.S. Название красивое. Не сразу понимаешь, что про орден.

7 из 10

4 августа 2015

«Коммунизм уже близок, он осязаем, он перед нами…»

Два друга-однополчанина, увешенные орденами и медалями, возвращаются после войны в родные края, на Кубань. Строго говоря, родными эти края являются только для Героя Советского Союза Сергея Тутаринова (С. Бондарчук), а другу его ехать просто некуда — село на Орловщине, где тот родился, уничтожено фашистами. Работы в колхозе очень много, восстанавливать народное хозяйство надо по всем фронтам. Но, конечно же, кавалер Золотой звезды не собирается работать простым механизатором, ему нужен масштаб, большие объёмы. Поэтому должность председателя райисполкома появляется как нельзя кстати.

Кинофильм «Кавалер Золотой звезды» является производственным, идеологически выдержанным пособием для построения коммунизма в отдельно взятом районе Советского Союза. В отличии от других «колхозных» кинокартин, выходивших в прокат в те годы, в данном произведении совершенно отсутствует комедийная составляющая. Да и любовная линия не блещет особой интригой, она служит лишь дополнением к главной теме кинофильма. Итак, сможет ли герой Сергея Бондарчука в кратчайшие сроки восстановить колхозы в своём районе, построить электростанцию, преодолеть косность мышления некоторых руководителей? Что за вопрос, конечно же сможет, в этом нет никаких сомнений.

Бондарчук играет твердого, уверенного в себе человека, за один подвиг получившего Золотую звезду Героя во время войны, и нет сомнений, что за другой подвиг, уже в мирное время, он получит вторую звезду. Конечно, в фильме много говорится о советских людях, ведь без поддержки всего трудового народа Сергею Тутаринову не получится осуществить задуманное. Однако, чувствуется, что не будь на своём месте таких людей, как герой Бондарчука, что-то могло бы и не сложиться.

Отрицательных персонажей в кинофильме нет, есть только люди, не понявшие до конца сложившуюся ситуацию, да и они быстро перевоспитываются. Женские роли, как говорилось выше, служат только для дополнения и украшения картины, но невеста главного героя смотрится очень хорошо. Особенно её перевоплощение из погонщицы волов (начало кинофильма) в светскую даму, выходящую из «Победы» в модном пальто, купленном во время поездки в Москву.

Я думаю, что такой производственный, идеологизированный, местами пафосный кинофильм понравится далеко не каждому современному зрителю, а вот любители настоящего «сталинского» кинематографа получат удовольствие от просмотра. Ведь не зря главное событие кинокартины — это открытие районной электростанции, монументального здания с портретом великого вождя на фасаде.

«А выпьем мы эту первую чарочку за Советскую власть, за Коммунистическую партию, и за здоровье батьки нашего, товарища Сталина!»

7 из 10

31 марта 2014

Драма Кавалер Золотой звезды появился на свет в далеком 1951 году, более полувека тому назад, его режиссером является Юлий Райзман. Кто играл в фильме: Сергей Бондарчук, Анатолий Чемодуров, Кира Канаева, Борис Чирков, Николай Комиссаров, Владимир Ратомский, Константин Светлов, Николай Гриценко, Иван Переверзев, Тамара Носова, Степан Каюков, Александр Антонов, Семён Свашенко, Борис Битюков, Александра Панова.

Страна производства - СССР. Кавалер Золотой звезды — имеет небольшой рейтинг, всего 5,5-5,7 баллов из 10, а это значит, что кинокритикам фильм не особо понравился. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.