Горький рис
Riso amaro
7.3
7.6
1949, драма, криминал
Италия, 1 ч 47 мин
В ролях: Витторио Гассман, Сильвана Мангано, Раф Валлоне, Кекко Риззоне, Нико Пепе
и другие
Франческа и Вальтер - преступники из Северной Италии. Чтобы избежать ареста, Франческа присоединяется к группе крестьян, собирающих рис. Вальтер следует за ней в рисовые районы и вскоре вовлекает крестьян в сложный заговор, включающий грабёж, любовь и даже убийство.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Горький рис

английское название:

Riso amaro

год: 1949
страна:
Италия
слоган: «America's New Bombshell!»
режиссер:
сценаристы: , , , , , , ,
продюсер:
видеооператор: Отелло Мартелли
композитор:
художники: Карло Эгиди, Анна Гобби
монтаж:
жанры: драма, криминал
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 7 сентября 1949 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 47 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, криминал

Постеры фильма «Горький рис», 1949

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Горький рис», 1949

Девчата

Существует два варианта перевода названия этого замечательного фильма: «Горький рис» и «Горький смех». Всё дело в игре слов: «смех» и «рис» в итальянском языке пишутся одинаково.

Эту производственно-криминальную мелодраму принято относить к итальянскому неореализму, но с некоторыми оговорками. Уж слишком чувственной оказалась постановка Джузеппе Де Сантиса.

Послевоенная Италия. Традиционный, патриархальный уклад жизни оказался под мощным давлением заокеанских новшеств, которые принесли с собой американские солдаты: красивые журналы мод, заводной джаз, жвачка, конкурсы красоты. Всё это нашло свое место в фильме.

В 1946 году неаполитанец Дино Де Лаурентис стал продюсером римской студии «Люкс» и взял курс на «итальянский Голливуд» с его индустрией кинозвезд. Говорят, Дино увидел юную манекенщицу Сильвану Мангано на конкурсе красоты «Мисс Италия» и пригласил на кинопробы. Девушка пришла на студию, случайно вымокнув под проливным дождем. Но это было очень кстати, ведь ее тезка-героиня из «Горького риса» значительную часть съемок проведет в воде или на фоне дождя. Так началась карьера одной из красивейших итальянских кинодив.

В фильме Сильвана — узнаваемый тип итальянской девушки из соседнего двора. Романтичная, работящая, задорная. Она мечтает о счастье, но не знает, как его достичь. Сильвана, вместе с другими девушками из разных провинций Италии, отправляется работать на рисовые поля. На вокзале она замечает странную пару. Это Франческа (Дорис Даулинг) и ее дружок Вальтер (Витторио Гассман). Девушка, работая в богатом доме, украла по просьбе погрязшего в долгах любовника ожерелье. Молодого человека преследует полиция, и Франческе ничего не остается, как смешаться с отправляющими на работу девушками. Есть и четвертый герой истории — сержант Марко (Раф Валлоне) — простоватый, приземленный парень. Вчетвером они и разыгрывают драму на фоне рисовых плантаций.

Украденное ожерелье и объединяет, и подчеркивает индивидуальности главных героев. Для Франчески оно — тяжкий груз. Для Сильваны — притягательный фетиш. Для Вальтера — не более, чем один из вариантов наживы. Для Марко — запретная тема.

Джузеппе Де Сантис удивительным образом смог объединить итальянский неореализм (сцены работы на рисовых полях, жизнь женщин в бараке) с американским игровым кино (магнетические танцы Сильваны Мангано, финальная схватка главных героев). Одно слово — браво!

8 из 10

9 ноября 2015

Танцы на рисовом поле

Шумная, суетливая, нескончаемая жизнь железнодорожной станции в Турине вдруг принимает вид людского потока, энергично стекающегося к специальному поезду N2. В основном это женщины молодые и симпатичные. Продавщицы, машинистки, фабричные работницы, крестьянки собираются ехать на сезонную работу — прополку риса — в надежде подкормиться, получив зерно в оплату. Все возбуждены, говорят громче обычного в ожидании отъезда. И вдруг разговоры приглушаются, невнятная до этого закадровая музыка становится громче, приобретая ритм и четкость джазовой синкопы. На привокзальном пустыре среди сидящих женщин под патефон танцует девушка. Невероятная грация подросшей кошки, раскованность и уверенность в себе — просто глаз не оторвать. Манящее движение рукой, неуловимо-резкий поворот бедра — взмах юбочки. Это Сильвана. Сильвана Мангано.

Случайно или нет совпало имя главной героини с именем актрисы — не так уж важно. Важно то, что невероятной силы обаяние и сексуальность 18-летней девушки сделали фильм нетленкой и вывели драму Джузеппе Де Сантиса в число лучших кинопроизведений послевоенной Италии. «Горький рис» — второй фильм трилогии Де Сантиса о сельской жизни, снятой в стиле неореализма. В основу сюжета положена история четырех героев, оказавшихся волею судьбы на рисовых плантациях. У каждого из них своя история и жизненные сложности, никто не окрашен в контрастный цвет осуждения-восхваления, а скорее окутан облачками симпатии. Молодая женщина Франческа скрывается от полиции вместе со своим приятелем вором-джентльменом Вальтером. Сержант Марко, у которого за плечами 10 лет военной службы, находится на пороге демобилизации. Мирная жизнь его пугает, но он полон решимости начать жить как все. Именно поэтому он в начале симпатизирует Сильване. Сильвана же, обладая всеми признаками натуры-рецептора, стремится найти и принять все, что ей кажется новым и не рутинным: буги-вуги, комиксы, прочие приметы американской культуры. Ее манит другая, незнакомая жизнь. Например, та, которой живут Франческа и Вальтер. И если в первой части фильма Сильвана позиционирует себя метками «я — не такая», то дальше рокировки и перемены статуса неизбежны. Меняется и Франческа: неожиданно для себя адаптируясь к нелегким условиям сельского труда, собирает свою рассыпанную жизнь в тугой мешок для зерна.

Конечно, все признаки неореализма картина имеет. Но все же ощущения того, что создатели прошли по краю главной кино-дороги Италии и зацепили элементы зрелищного, развлекательного кино очень явственны. Героини фильма вместе с вновь обретенными подругами живут в бараке, работают под палящим солнцем по колено в воде. Но, что это? Почему нет осознания безысходности их рабского труда? Просто все внимание зрителя отвлечено на то, как все это снято. Шорты всех фасонов и разных степеней элегантности — такова спецодежда рисовых полольщиц. Камера ненароком спускается ниже — на уровень согнутых спин и выстраивает новый горизонт из женских бедер. Белые соломенные шляпы летают как бабочки, придавая праздничность и динамизм мизансцене. Сильвана выходит на плантацию в черных полупрозрачных чулочках неясного функционального назначения. Чувственностью пронизан практически весь фильм, но сделано это так мастерски, без педалирования и нарочитости, что воспринимается на уровне общего мироощущения. Такая подача, как ни странно, не заслоняет и не приуменьшает важности социальной темы изменения самосознания женщин послевоенной Италии, переоценки их места в обществе. Сцена, в которой на рисовом поле полольщицы переговариваются о важном с помощью пения, как делали это рабы на хлопковых плантациях, удивительная по своей силе. Мгновенно принимая правила игры, обходя систему, они показывают свою силу и необыкновенное мужество.

В итоге мы имеем фильм с ясной драматургией, продуманным психологизмом, прозрачным посылом и неограниченным сроком годности. Сломаны стереотипы о женской красоте, холодной и отстраненной, появляется типаж, позже названный «девушка с соседнего двора». Танцующей походкой Сильвана Мангано шагнула на постеры, вышла замуж за начинающего продюсера Дино де Лаурентиса и возглавила триумфальное шествие чувственных итальянских кинокрасавиц. Танцуй дальше, Сильвана…

28 августа 2014

Горький хлеб

Снятая на заре послевоенного итальянского неореализма, картина Джузеппе Де Сантиса «Горький рис» повествует о провинциальных молодых женщинах, раз в год приезжающих на рисовые плантации, чтобы через месяц тяжелого труда, увезти не деньги, нет, а небольшой мешок молотого риса, который поможет им и их семьям как-то продержаться.

Главные роли в картине сыграли просто безумной красоты молодая Сильвана Мангано, очень интересная американка Дорис Даулинг, непоражаемый Витторио Гассман и чертовски красивый и обаятельный Раф Валлоне, от него я вообще не отрывала глаз.

Сильвана -деревенская простушка страстно желающая увидеть кроме рисовых платнаций и бараков настоящую, «глянцевую» жизнь, одурманенная bandito Вальтером (Гассман) и страстно любимая простым солдатом Марко (Валлоне). История страсти, желании выбраться «наружу» из нищеты, о предательстве и наказании.

Мангано до Fendi, бровей ниточкой, изысканности и аристократических скул — но пышнотелая (грудь видна со спины, как говорится), с соболиными бровями и светлыми локонами — невероятное зрелище. Эпизоды когда она танцует рок-н-ролл — хочется перематывать и смотреть снова и снова. Гассман в этом плане не отставал — танцевал он как Бог.

Простые женщины в ситцевых платьях — все они в в конце войны были на одно лицо: сильные и мужественные…

И то что именно рисом, политым кровью и потом, посыпали они свою мертвую подругу — говорит о том времени гораздо больше чем туева куча фильмов, статей, и пафосных речей.

9 из 10

7 декабря 2012

Драма Горький рис появился на свет в далеком 1949 году, более полувека тому назад, его режиссером является Джузеппе Де Сантис. Кто играл в фильме: Витторио Гассман, Сильвана Мангано, Раф Валлоне, Кекко Риззоне, Нико Пепе, Адриана Сивьери, Лия Корелли, Мария Грация Франчия, Деди Ристори, Анна Маэстри, Мариэмма Барди, Мария Капуццо, Исабелла Маринкола, Карло Маццарелла, Эрманно Ранди.

Страна производства - Италия. Горький рис — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.