Страницы жизни
6.5
1948, мелодрама
СССР, 1 ч 30 мин
В ролях: Татьяна Еремеева, Николай Бадьев, Наталия Кутасина, Виктор Хохряков, Владимир Дорофеев
и другие
Деревенская девушка Нина Ермакова приезжает на одну из крупных новостроек страны и вскоре становится электросварщицей «Металлургстроя». Нина разрабатывает новый метод сварки, однако понимает, что ей необходимо учиться. Окончив институт, героиня едет в родной город продолжать строить гигантский комбинат в качестве инженера. Во время Великой Отечественной войны Ермакова руководит строительным участком Уралмашзавода. Вернувшись после войны на свой завод, она получает задание в кратчайшие сроки восстановить листопрокатный цех. Взяв в основу проекта скоростного строительства идею своего мужа, крупного инженера-строителя, погибшего на войне, Нина настойчиво идет к цели...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Страницы жизни

год: 1948
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценаристы: ,
видеооператор: Михаил Каплан
композитор:
художники: Петр Бейтнер, Владимир Каплуновский, Иван Степанов
монтаж:
жанр: мелодрама
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 24 декабря 1948 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама

Постер фильма «Страницы жизни», 1948

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Страницы жизни», 1948

«Нет такого горя, которое не отступило бы перед жизнью»

30—40-е годы прошлого века пришлись на бурные изменения бывшей царской России, ставшей Союзом Советских Социалистических Республик. В пору активной индустриализации молодая страна отчаянно нуждалась в новом поколении специалистов-инженеров, способных в стеснённых условиях, практически на голом энтузиазме справляться с возложенными на них задачами, и попутно предлагать идеи, позволяющие увеличить объёмы производства без лишних затрат. Нагрянувшая война и последовавшая за ней гибельная разруха вновь потребовали напряжения всех народных сил для активной работы в тылу и восстановления утраченных ресурсов, необходимых для полноценной мирной жизни. Естественно, этот непростой период сыграл особую роль в судьбе многочисленных женщин, занятых на предприятиях, и вынужденных в связи с чудовищной убылью мужской части населения, брать на себя ответственность и функции, не слишком годящиеся на роль украшений к их хрупким и нежным фигуркам.

Фильм Бориса Барнета и Александра Мачерета повествует об отдельных страницах «биографии» одной из таких девушек, скромной тамбовчанки Нины Ермаковой в исполнении супруги легендарного Игоря Ильинского, на самом деле переехавшей в Москву из Тамбова Татьяны Еремеевой-Битрих, для которой эта роль так и осталась единственной в советском кино. Находя себя среди потерь и радостей лихолетья, трудится Нина во благо Родины, попутно устраивая личную жизнь, обучаясь, набираясь опыта и сил для воплощения посещающих её светлых мыслей о рационализации, способной помочь родному Металлургстрою в его важных делах. При этом название фильма обыгрывает не раз появляющийся по ходу сюжета деловой дневник её мужа, играющий в нём значительную роль.

Конечно, из вышеприведённых строк ощутимо сквозит естественный пафос, свойственный кинофильмам того времени, и призванный вдохновить страдающий народ на новые героические рывки. Он ощутимо сквозит из вышеприведённых строк, являющихся всего лишь беспристрастным пересказом происходящего на экране, и сквознячок этот способен оттолкнуть придирчивого зрителя, брезгливо ожидающего встречу с очередной пропагандистской агиткой сталинских времён. Тем не менее, следует помнить, что, хотя генеральный секретарь ожидаемо фигурирует в нескольких сценах, бесстрастно наблюдая за происходящим из картинных рам, а немалое количество хронометража уделено «правильно» показанной теме социалистического соревнования, «Страницы жизни» после выхода оказался разгромлен советской критикой и на многие годы лёг на полку. Более того, его появлению в свободном доступе в наши дни мы обязаны итальянским киноманам, среди которых есть такие ценители старых советских фильмов, как Френсис Форд Коппола, поучаствовавший в восстановлении калатозовского «Неотправленного письма».

Малому интересу к картине в наши дни удивляться не приходиться, но чем же не угодила она попутчикам и деятелям от искусства того времени? Причина этого негатива видится в том, что фильм лишён зашкаливающего уровня патриотического угара, показухи, подобной вышедшим годом позже «Кубанским казакам», а также почти всякого развлекательного элемента, демонстрирующего, как весело и радостно людям жить в пре-«красном» государстве. По сути, мы видим простой, бесхитростный пересказ «страниц жизни» скромной советской девушки, проходящих в неустанных хлопотах и строгих спартанских интерьерах, таких же, в каких обретались миллионы её реальных сверстников и сверстниц, доверяющих идеалам «партии Ленина-Сталина». Действительно, сценарий знаменитого Валентина Катаева («Белеет парус одинокий») полон такой неприкрытой сермяги, что порой похож на практически не приукрашенную документалистику. При этом выходец из интеллигентной семьи репрессированного учёного Татьяна Еремеева в роли простой девчушки, имеющей 7 классов образования смотрится на её фоне так необычно, что на это трудно не обратить внимания, как на определённый отход от штампов. Он и привлёк — и предсказуемо был истолкован со знаком «минус».

А может быть перед нами и впрямь скучная, неудачно снятая предтеча производственных драм, заслуженно прозябающая в забвении? Думается, этот взгляд не раскрывает всей полноты идеи фильма, чьи кажущиеся минусы на самом деле оборачиваются плюсами даже по современным меркам. Отсутствие постоянного славословия, картонных персонажей и натужного мелодраматизма, скромность человеческих отношений и красота свершений, показанные доступным киноязыком, позволяют нам погрузиться в натуральную атмосферу тех неповторимых лет, пробуждая генетическую память о предках-тружениках, без всякого пафоса поднимавших из руин израненную страну, искренне вселяя веру в человеческие силы и знания. А ещё любителей нашего кинематографа может привлечь дебют колоритной Екатерины Савиновой («Приходите завтра»), одна из первых появлений на экране Тамары Носовой («Карнавальная ночь») и запоминающийся образ ещё молодого Всеволода Санаева в роли радиокомментатора. В общем, «Страницы жизни» не претендует на многократные просмотры, но, несмотря на проступающую местами неуклюжесть, заслуживает несомненного внимания и положительной оценки, как прямое прикосновение к нашей истории и особой роли в ней женщины. Словно давнее напоминание о том, каков он, естественный феминизм.

6 из 10

16 мая 2020

Мелодрама Страницы жизни появился на свет в далеком 1948 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Борис Барнет, Александр Мачерет. Кто играл в фильме: Татьяна Еремеева, Николай Бадьев, Наталия Кутасина, Виктор Хохряков, Владимир Дорофеев, Алексей Берёзкин, Екатерина Савинова, Клавдия Хабарова, Павел Оленев, Всеволод Санаев, Тамара Носова, Зоя Толбузина, Анатолий Чемодуров, Владимир Волков, Гавриил Белов.

Страна производства - СССР.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.