Мичурин
6.5
5.7
1948, драма, биография
СССР, 1 ч 40 мин
В ролях: Григорий Белов, Владимир Соловьев, Александра Васильева, Николай Шамин, Федор Григорьев
и другие
Фильм рассказывает о жизни и творческой деятельности талантливого русского ученого -преобразователя природы - Ивана Владимировича Мичурина.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Мичурин

год: 1948
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператоры: Леонид Косматов, Юлий Кун
композитор:
художники: Михаил Богданов, Геннадий Мясников, Константин Урбетис
жанры: драма, биография
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 1 января 1949 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, биография

Постеры фильма «Мичурин», 1948

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Мичурин», 1948

Биографический фильм

Мичурин 1948 года, художественный фильм, поставленный режиссёром Александром Довженко об учёном Мичурине Иване Владимировиче, русский, советский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии (1934).

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1934), почётный член Академии наук СССР (1935), академик ВАСХНИЛ (1935), почётный член Чехословацкой аграрной академии (1935). Награждён орденами Святой Анны 3-й степени (1912), Ленина (№ 165, 7 июня 1931) и Трудового Красного Знамени (07 июня 1931). Имел три прижизненных издания собраний сочинений.

Коротко о фильме: Фильм о жизни русского биолога-селекционера Ивана Мичурина.

1912 год. Отклонив предложения американцев работать за границей, Мичурин продолжает свои исследования в Российской империи, несмотря на то, что его идеи не воспринимаются царским правительством, церковью и идеалистической наукой. Мичурина поддерживают видные учёные страны, и он продолжает упорно работать. После Октябрьской революции мичуринский сад в городе Козлове (родине биолога) становится большим государственным питомником.

РЕЦЕНЗИЯ: Качество фильма страдает из-за технической составляющей, хотя при просмотре Депутата Балтики, проблем не увидел. В первую очередь очень заметно, что фильм снимают с позиции и мировоззрения 1948 года, заметно уходят второстепенные персонажи на второй план, кроме самого Мичурина от других персонажей в памяти не остается и следа, что не скажешь о уже упомянутом депутате Балтики или кинофильме Зоя 1944. Лишнее это благодарность товарищу Сталину, пусть даже она фактически и существует, в биографический фильм вставлять лишнее. Если раньше в фильмах упоминается государство рабочих и крестьян или пролетарское государство или страна Советов, то теперь это просто 'государство'. Так же в фильме присутствует тяжесть времени, что оно скоротечно и нужно еще лет 20, чтобы завершить труды, вот стоит отметить, что 'ТРУД' присутствует, я бы его выделил в отдельного 'АКТЕРА', о котором также можно сказать, что он запоминается в фильме. Хорошо было показано, что при жизни Мичурина город (г. Козлов) был переименован в его честь, но не сказано, как происходит это решение, а именно сами жители на собрании принимают подобные решения, а исполнительный комитет вытворяет это решение в жизнь, после просмотра может показаться обратное.

Ещё раз отмечу фильм про Мичурина начала XX века, но в нём мы видим тенденции и людей конца 40-х годов. С другой стороны фильм рассказывает о жизни Иване Владимировиче Мичурине и его трудах, которые безусловно важны для всего человечества!

Всем приятного просмотра

1 ноября 2023

Отечественный киноклассик Александр Довженко задумал картину «Жизнь в цвету» еще в 44-м. Претерпев всевозможные идеологические и цензурные трансформации (о нешуточности баталий говорит хотя бы тот факт, что для режиссера они закончились инфарктом), к 48-му она превратилась в масштабный байопик «Мичурин», ярчайший образчик развитого соцреализма и высокого имперского стиля, в пух и прах разруганный поколениями критиков.

Главную роль получил блестящий театральный артист (в дальнейшем — педагог) Григорий Белов. В первую мировую он воевал артиллеристом, в Великую отечественную ездил по фронтам с агитбригадами. Роль Мичурина стала для него дебютом в кино.

Итак, на рубеже веков, русский ученый и садовод Мичурин живет в окрестностях провинциального городка Козлова. Он сажает и вскапывает, фраппирует обывателей и ругается с соседями. К его садику стекается многочисленная корреспонденция и иностранные делегации, мечтающие вывезти русского гения за рубеж вместе со всеми его бесценными саженцами. В то время как сам он, чтобы продолжать опыты, вынужден зарабатывать ремонтом часов.

Мичурин удостаивается ордена от Государя и параллельно обивает пороги тупоумных царских чиновников, яростно воюет с косностью и мракобесием коллег-ученых и желчно ругается с соседом-священником. Предстает попеременно — то в образе доброго дедушки, который, поймав в саду мальчишку-вора, поит его чаем, то скверным и ворчливым стариком, исполненным ощущения собственного величия.

События, происходящие в жизни героя, рифмуются с сезонными циклами и временами года. Счастье — это тяжелый черемуховый цвет, горе — клочья ржавых листьев, которые срывает с веток беспощадный ветер. Зимняя оцепенелость сменяется весенним пробуждением, возращением птичьих стай.

Центральный образ двойственен. Мичурин — фаустовский дерзец, посягающий на миропорядок. Он не изучает эволюцию, он _делает_ ее. Работая с лопатой в саду, он занят творчеством, он творит искусство. А происходящее за пределами этого сада для него вовсе не интересно.

При этом он — мудрый созерцатель, проникающий в самую суть вещей. «Я с четырех лет сижу на грядке и наблюдаю», говорит он о собственном научном методе.

Приговором семейному счастью героя становится сон, который он рассказывает жене: в нем он видит их дочь сперва в образе вишни, затем — японской черемухи. Дети-деревья заслоняют собственных детей.

При этом Мичурин олицетворяет собой противостояние человеческой инерции. Его главный противник — само неумолимое время. Да, сад для него важнее и приятнее живых людей, но его главное стремление — превратить в цветущий сад всю Россию. Всю планету обратить в райские кущи. Он занимается преображением Земли.

Для обывателей он — человек трудный, даже опасный. Эдакий доктор Франкенштейн, одержимый комплексом Бога, который не просто сажает, но _делает_ деревья. Старый чудак, романтик с дон-кихотовской бородкой и, одновременно, запакованный в черный сюртук уэллсовский Моро, который идет наперекор стихии, вонзая в землю потертую трость.

Кульминацией в жизни ученого становится потеря жены — не просто любимого человека, но помощника, единомышленника, соратника. Только потеряв ее, герой в полной мере осознает глубину своих чувств.

Кажется, что ему уже не оправится от трагедии, жизнь теряет смысл. Но, с циклическим обновлением природы, в страну приходит новая стихия — Революция. Это второй шанс для экспериментатора с непростым характером, который в какой-то момент как бы в шутку предлагает сжечь к чертовой матери пол-России на потребу нужд селекции и эволюции.

Отдельно хочется отметить впечатляющий саундтрек. Имя Дмитрия Шостаковича говорит само за себя. Фильм предельно музыкален — в незабываемой сцене Мичурин в буквальном смысле дирижирует распускающимся садом, цветы на ветвях раскрываются будто бы по мановению его руки!

Отношения Мичурина с Лениным и Сталиным, которые «выводят» СССР точно так же, как сам он выводит гибрид яблока и груши, выглядят не только как необходимый реверанс в сторону партийных вождей, присутствующий во всяком произведении соцреализма. Эти исторические фигуры для него действительно важны, ценны и понятны, потому что он и сам такой — демиург, вечный бунтарь и улучшатель, не признающий никаких случайностей в природе, начисто отрицающий ее непостижимость.

Пафос советского миростроительства — вынос науки в поля, борьба за изобилие… Золотое сияние пшеничных полей не уступает в яркости шитью кумачовых знамен, глянец созревших плодов конкурирует с румянцем комсомолок и пестротой пионерских галстуков… Тут даже лекция о новом сорте яблок эпична, как проповедь у ветхозаветного Древа Познания, при этом сам же лектор спешит разрушить эту неоднозначную метафору. Потому что для него Познание — состоявшийся факт, теперь самое время браться за окулировочный нож и лейку. Вот только где бы достать лишних лет двадцать, ведь все только-только начинается, и столько всего предстоит сделать, а в зеркале — только эти проклятые седина и морщины!

Дело тут не в единении с природой, дело в ее полном подчинении человеку. Мичурин не одобряет революцию, он и есть революция.

22 декабря 2013

Александр Довженко взялся за описание жизни, а точнее, профессиональной деятельности Ивана Владимировича Мичурина, русского ученого-селекционера. По идее, фильм, посвященный и имеющий в названии имя некоторого человека, должен в какой-то мере осветить жизнь оного, показать интересные моменты его деятельности. У Довженко мы видим то, что, собственно, итак известно — Мичурин скрещивал растения. Ах да, его еще недолюбливали представители власти вседержавной. А вот советские люди в нем души не чаяли. Даже город его именем (фамилией) назвали, не дожидаясь, пока Иван Владимирович прикажет долго жить. Все бы ничего, но сильно портит фильм пропитка идеологии, увлажняющая весь фильм. Традиционное воздаяние хвалы дядюшке Ленину, который «сделал добра больше, чем все за 10 веков», и особо — Иосифу Виссарионовичу. Ну, куда же без этого, при правящем-то вожде!

Этот фильм — фильм того поколения, яростно верующего в справедливость и верность социализма. Не актуально, не свежо, не оригинально, не захватывающе, не красиво.

5 из 10

4 февраля 2011

Драма Мичурин появился на свет в далеком 1948 году, более полувека тому назад, его режиссером является Александр Довженко. Кто играл в фильме: Григорий Белов, Владимир Соловьев, Александра Васильева, Николай Шамин, Федор Григорьев, Михаил Жаров, Константин Нассонов, Алексей Жильцов, Иван Назаров, Виктор Хохряков, Геннадий Печников, Владимир Исаев, Юрий Любимов, Иван Каширин, Георгий Георгиу.

Страна производства - СССР. Мичурин — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.