Жила-была девочка
8
7.4
1944, драма, военный
СССР, 1 ч 14 мин
18+

В ролях: Нина Иванова, Наталья Защипина, Ада Войцик, Вера Алтайская, Александр Лариков
и другие
История двух маленьких блокадниц в осажденном Ленинграде — 7-летней Настеньки и 5-летней Катеньки. Голод, холод, путешествия через вымерзший город к Неве с санками за водой, смерть матери, ранение — все это выпало на долю детей, перенесших наравне со взрослыми все тяготы войны.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Жила-была девочка

год: 1944
страна:
СССР
слоган: «One of the Greatest Stories Ever Told»
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Грайр Гарибян
композитор:
художник: Игорь Бахметьев
монтаж:
жанры: драма, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 18 декабря 1944 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 14 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Постеры фильма «Жила-была девочка», 1944

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Жила-была девочка», 1944

Немыслимо, что пережили люди, в голодном и холодном блокадном Ленинграде. Оборачиваясь из сытой и беззаботной жизни в полное горечи прошлое, я понимаю, что не имею никакого права комментировать происходящее на экране, давать какую-то 'экспертную оценку'. Достаточно сказать, что фильм вышел в 1944 году - снят, получается, в военное время.

Посмотрите на этих худеньких и воспитанных детей-ангелов, посмотрите на изможденных женщин и тружеников-стариков. Что пережили эти люди, когда отстаивали свой родной город, не жалели себя, думали о своих отцах, мужьях, братьях, которые были на фронте?

Такие маленькие девочки-героини фильма, и уже столько понимания жизни. Они знают, что такое любовь и сочувствие, различают правду и ложь, радуются простым и важным мелочам, заботятся словом и делом о близких, о дальних, о куклах (!) Сколько мудрости в этих детях! И дело ведь не только в войне.

Это другие, не понятные во многом люди, на которых теперь можно смотреть разве что только с экрана, потому что с тех пор мы все что-то безвозвратно потеряли и сильно оскотинились.

19 января 2023

Чтобы помнили: зима, блокада, разрывы, бомбы, дети войны... войн взрослых, которые как дети ведут себя, убивая друг друга в кровавых играх 'Лучше умереть стоя, чем жить на коленях' В 1944 году (к его концу), как я понимаю, когда был выпущен фильм, территория Советского Союза была полностью освобождена от фашистов, хотя в начале года 4% её были под оккупацией. Всего же гитлеровцы максимально в первые годы занимали не более 9% территорий Союза, но зато какие: самые густонаселенные и промышленно развитые, кормилицы. Здесь жила почти половина населения страны (около 45%), почти 90 миллионов человек. Конечно, кого-то эвакуировать успели.

По воспоминаниям, одна дама, немка, смотря этот фильм не могла поверить, что люди могли так жить/выживать. Немцы вообще не такие, как русские/россияне/советский народ. После победы Советов, находясь в зоне влияния СССР, многие немцы первые годы жаловались начальствующим командирам Красной/Советской Армии на плохие условия и недостаток питания. Это при этом, что в СССР в те годы мог свирепствовать голод, не говоря уже о тяготах прошедшей войны. Немцев всё это толком не затронуло, они не умирали от голода. Они до сих пор мало представляют, что пережил СССР. До сих пор. Говорят, что немцам показывали и кадры сжигания флагов со свастикой. Знаете, в первые годы послевоенные у части немцев это вызывало даже содрогание, но не в том плане. Их коробило это. Ну, так же, как если бы кто-то сжигал флаги советские у Бундестага, а смотрел на это по кино советский гражданин. Многие немцы были фашистами до мозга костей. Эта идеология никуда у них не делась, даже к началу 21-ого века. Более того. Они могли бережно хранить дома униформу, награды и т.п. Многим военным немцам (да всем, наверно), служившим во Вторую мировую, выплачивали и до сих пор выплачивают военную пенсию (так положено по законодательству местному). И она куда как больше того, что получали/получают военные/пенсионеры бывшего Союза, служившие во Вторую мировую.

Меня лично это коробит. Но коробит не только это. Коробит и терпение, с которым советские граждане привыкли переносить трудности. Откуда эта бездна терпения к лишениям? Почему Европа живёт чуточку лучше? Они столько не терпят. Франция в своё время не стала ведь сражаться с Германией, предпочтя некую форму капитуляции. Все народы Европы сдались. И только Советский Союз - нет. Ценой колоссальной. Не думаю, что англичане бы сражались до последнего человека. Если бы не Ла-Манш и помощь американцев/канадцев и других стран, то и их участь была бы не лучше французской.

Но о чём это мы? Но это всё надо учитывать, смотря фильм. Ведь он был снят, как водится, не только для советских граждан, но и для остального мира. СССР очень быстро сообразил, что сила кино и телевидения, даже балета и спортивных достижений, куда выше и лучше любого бряцания оружием. Назовём это всё доброй пропагандой советской жизни и её мироустройства.

Я тоже пропагандирую и напоминаю немцам нынешним, что именно ваши отцы и деды устроили апокалипсис в Ленинграде. Вам надо это помнить, чтобы новое доброе начало было у вас и никуда не делось. Как и в книге Откровений пишется всё не для всех людей, а для церквей, которые много в чём себя запятнали. Ведь и нынешняя Германия некогда была языческим краем. И Христос дал вам жизнь и свободы многие. Но как в итоге вы их употребляете сегодня? В чём вы и где вы?

Ну, ладно. Мне всё-таки в данный момент куда интересней посмотреть на Ленинград бывший. Опустим пока что военную тематику. Картинка, конечно обветшалая. Но угадать черты города можно. Город как будто застыл. Историческая часть её не меняется. Её восстанавливают постоянно. Город застыл. А люди? В кино дети и взрослые говорят как-то иначе. Сегодня так уже звонко не говорят. Люди как-то ехидничают больше, с прищуром смотрят торговца. Одежды тоже поменялись, но кажется, что только не у детей.

Добрым кино вышло. странно, но человек всегда добрее становится в невзгоды. Наверно, от того, что иначе совсем уж тяжко. Поэтому бедный всегда счастливее в истине, счастливее богатого. От того немцы даже сегодня с завистью на россиян смотрят: как вы так живёте и всё равно улыбаетесь, радушны и добры всегда? Они этого не понимают, и понять могут, даже навещая нас. Хотя меня никто почти не навещает. И хорошо.

_

Я теперь отступлю ещё дальше. Я не совсем патриот чего-либо. Не знаю отчего. От того ли, что сменил много стран/адресов и т.п. Я не люблю пускать корни где-либо, ибо моё житие не от сего мира. И это не дом мой. поэтому я как потусторонний смотритель смотрю, оцениваю от делать нечего до дня Х. Я вижу в этом кино много советской пропаганды. Не могу не видеть. Я не совсем понимаю, почему в городе должны были умирать люди. Не понимаю, почему вовремя их не эвакуировали. Всё могли успеть. Виню в этом абсолютно только партийное руководство того времени, их близорукость, желание угодить 'вождю', которого недолюбливаю.

Очень сумбурные чувства. прогуливаясь по Петербургу, можно встретить до сих пор отметины войны, специально оставленные следы на зданиях и даже на мостах... следы от артобстрелов и бомб с памятными табличками. Немцы бомбили не столько военные объекты, они специально целились в склады с продовольствием, сбрасывали зажигательные бомбы, провоцируя длительные пожары. Они стремились не взять уже даже город, а стереть его с лица земли. Дикий ужас. И опять я отрываюсь от фильма, как кажется, но это и есть фильм, где слышны бомбежки.

И да, мне куда больше детей жальче, чем взрослых. именно ведь взрослые все войны начинают. Ведь и до начала войны СССР противоречиво заключал договора с будущим врагов, разделяя между собой ту же Польшу. Тайная политика, которая со временем стала явной. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы. Хотя и там не всё так просто. У всех накопились обиды, давние и близкие. В своё время, как пишут, и в Германии был голод во времена Первой мировой. Германия тоже была обиженной в Европе, думая, что ей чего-то недодали. Так войны начинаются... в ком-то затаится обида злая. Так и Иуда предал Христа... Ведь тут была не просто корысть, но и зависть к Спасителю мира.

СССР тоже всегда завидовали, как и современной России. А как не завидовать стране с самой большой территорией?! А что такое земля и обширные водные территории? Это, конечно, скрытые богатства. Иуда завидовал власти Христа, ибо видел в этом возможности для наживы. Германия тоже всем завидовала и из зависти учудила то, что учудила.

Мне только детей жаль. Ведь не они политикой руководят, не они избирают и молчаливо поддерживают правителей. Они лишь молча разделяют участи своих отцов и матерей. И эта отчасти и меня постигла. Ведь всех, кто родился в бывших странах той далёкой войны... и их потомков... всё это затронуло, поменяло судьбы... иногда исковеркало.

19 ноября 2021

Святое кино

Существует теория, согласно которой, человеку после смерти, чтобы пройти сквозь толстый слой атмосферы требуется вся энергия, которую он набирает в течение жизни. Если горючего много, он легко устремляется в высоту и попадает на самый верх. А если не достаточно, то человек просто удобряет почву, что само по себе тоже не плохо.

Наверное, и с фильмами происходит нечто подобное. Кто вниз, а кто и вверх — в Раю ведь тоже надо крутить кино.

18 декабря 1944 года на экраны вышла «Жила-была девочка» Виктора Эйсымонта. Кино о блокадном Ленинграде, снятое, что называется «из первых рук». Маленькие девочки — Настя и Катенька день за днем живут в блокадном городе: лепят пирожки из песка, получают письма с фронта, играют в куклы, поют песню про отважного капитана, видят сны про новогоднюю елку — дети, они ведь всегда остаются детьми. А впереди зима, и надо идти за водой к невской проруби, получать хлеб, поить ослабевшую маму каплями датского короля.

- Мы в кольце.

- Кто мы?

- Ленинградцы. Но ты не бойся — посидим, посидим, да выйдем!

Сценарист Недоброво, сам переживший Блокаду, без лишнего пафоса, но с удивительной любовью рассказал нам одну из величайших историй XX века, а режиссер Эйсымонт за полтора долгих года до Победы, в перерывах между авианалетами, вдохнул в нее жизнь, положил на пленку.

«В некотором царстве, в некотором государстве жила-была девочка, она зимой жила, было холодно-холодно, а девочка все весну ждала, думала, когда же это весна придет…».

Некоторые фильмы исчезают бесследно, а некоторые попадают прямо в Рай.

7 мая 2020

Как это сделано?

Как говориться в местах «отсидки» от 9 до 11 лет — Дано: ужасающая трагедия блокированного города, с его голодным и холодным кошмаром. Но и с работающей СИСТЕМОЙ, как могущей помогающей людям. Следующие привходящие «данные» — в стране продолжается война и общая обстановка только на пол-тона — тон отличаются от мрака блокадного Ленинграда. Ну, за исключением» Ташкентского фронта» и его «бойцов». Как не добавить в сознание зрителей дополнительные, ведущие к депрессии (а следовательно и апатии — ничего-ниделанью) нотки, а наоборот поддержать и воодушевить? И рассказать о трагедии и подвиге, одновременно? Не скатываясь в натурализм с одной стороны и патетику с другой?

Авторы выбрали повествование через реакции-действия ребёнка. Причём это реакции и действия ребёнка в нормальной обстановке на ненормальные предлагаемые условия. И вот сочетая такие реакции авторы и доносят нам, в максимально «живом» виде трагедию и взаимопомощь, а в целом жизнь и смерть.

Разбирая фильмы военного периода постоянно удивляюсь прямо-таки колоссальной работе мысли кинотворцов: ведь суметь донести правду и передать необходимую, поддерживающую общество в активном состоянии энергию — что, заметим, часто во время войны могло лежать в разных плоскостях и даже поверхностях тел смыслов — всё это совместить и подать без патетической агитки, без тошнотворного натурализма, но высокохудожественно и зрительски интересно — это работа требует, наверное, таких компиляторных и преобразовательных мощностей от сознания авторов, что просто восхищаешься проделанной ими работой. Как с удовольствием смотрим и результаты — фильмы.

8 из 10

28 июня 2019

Жила-была девочка

Посмотрела этот фильм впервые… К сожалению его никогда не показывали по телевидению.

Данный фильм описывает участь детей в блокадном Ленинграде. Когда видишь те мучения, переживания, которые испытывают герои, тем более такие маленькие девочки : пятилетняя Катенька и уже повзрослевшая семилетняя Настенька, то слезы текут не зависимо от тебя…

Фильм снят в 1944 году. Через полгода после премьеры фильма будет Победа.

Придет весна и все будет хорошо.

Здесь, как бы предсказывают Победу, так как люди верили в нее и ждали ее именно весной. Так и случилось и ЭТО поразительно.

Так как действие фильма происходит непосредственно во время Великой Отечественной войны, а точнее он снят в это время, это еще больше дает тебе понять те события и приблизиться к ним душой еще больше и ближе.

Молодежь должна смотреть такие фильмы и тем более их знать. Я считаю, что ТАКИЕ фильмы сейчас не снимаются и, к сожалению, этот Золотой Фонд не показывают и по центральному телевидению.

10 декабря 2010

Дети всегда остаются детьми.

- Я хочу пирожное!

- А нету.

- А где же все?!

- Гитлер съел.

- Все?! Ай-яй-яй, какой обжора!

Действие картины разворачивается в блокадном Ленинграде. Главная героиня — семилетняя Настя. Ее отец, как и большинство мужчин Советского союза, ушел на фронт защищать Родину. А мать устроилась на завод, предоставив свою дочь самой себе. Девочке, как и всем детям того времени пришлось стать старше, чтобы не просто выжить, но и быть полезной своей стране, приближать всеми силами день Победы. Но Настя и ее пятилетняя подруга Катя — еще всего лишь ребенок…

Фильм можно разделить на три части. Отличающиеся друг от друга не только временем года, но также манерой повествования, и обстоятельствами, влияющими на поведение и всю жизнь главных героев.

Осень. Холодный сезон на берегах Невы, как начало истории блокады. Все гражданское население своими руками строит укрепления, чтобы не допустить проникновение врага в город. Стены и столбы пестрят объявлениями с патриотическими картинами и лозунгами, призывающими бросить все силы на защиту родного города. Даже взрослым еще не понять всю сложность ситуации, когда Ленинград становится отрезанным неприятельским кольцом от остальной страны. Все сообщения разорваны, почта и продукты питания если и находят своих адресатов, то нерегулярно и с большими перерывами. Все ждут и надеются, что советские войска вот-вот начнут одерживать победы над фашистскими захватчиками.

А дети, оставленные без присмотра своими родителями, пусть даже и пытаются как-то помочь взрослым, но им хочется игр, развлечения и сладостей. Забывая о выполняемых поручениях, они надолго могут усесться играть с куклами или печь пирожные из песка.

Самая большая радость не только для детей, но и для всех жителей города — весточка с фронта от мужа, отца и брата. Она дарит надежду, вселяет веру и уверенность в том, что стоит бороться, как делают это воины на поле боя. Письмо от солдата — единственное светлое и личное событие, которое может произойти в эти дни. Но если долгожданного листочка все нет? Нужно ли надеяться или же это означает, что близкий человек уже никогда не напишет, не приедет и не вернется. Страшно не получить письмо, когда все остальные были обрадованы выкриком их фамилии почтальоном. Настолько, что кажется лучше соврать матери, сказать, что никто сегодня из их дома не получил письма. Их отцам и мужьям просто некогда писать, они заняты делом.

Зима. Под бомбежками немцев уцелевшими остаются все меньше и меньше домов. Реки покрылись льдом, снег заметает все дороги, отопления нет. Так же и запасы продовольствия подходят к концу. Поход за свежей водой к полынье превращается в самое настоящее приключение. С которым маленькой девочке невероятно сложно справиться.

Вместе с едой заканчиваются и медикаменты. Лекарств не хватает даже в госпиталях, тяжелые нагрузки и голод приводят к болезням. Вылечить даже простую простуду в таких условиях нельзя. Шансы выжить тех, кто слег этой зимой невысоки, особенно если некому о них позаботиться.

Холодными ночами люди больше всего мечтают о весне. Как будто вместе с окончанием зимы закончится и война. Наконец-то можно будет согреться, наесться и отдохнуть. Вернутся с фронта все те, кого так долго ждали и все будет хорошо. Как в сказке.

Даже в это сложное время люди не забывают об окружающих. Все всегда готовы помочь, если это в их силах. Только дети могут вести себя также как и в мирное время. Играть, смеяться, ссориться и мириться бесконечное количество раз. И, несмотря на всю тяжесть этого времени никто из взрослых не осудит их за беспечное поведение. Нельзя лишать ребенка детства, даже если оно пришлось на военное время. Звонкий детский смех дарит новую надежду. Надежду на будущее. Надежду на то, что когда все это закончится, нынешние дети спокойно смогут начать новую жизнь, оставив все самое страшное в своем прошлом. Взрослым этого не дано. Именно детям строить будущее.

Весна. Долгожданное тепло. Солнце, все оттаивает и с большим оптимизмом верится в счастливый финал. Но с приходом весны, война не заканчивается, не берет отпуска или каникул. Тем не менее, для тех, кто пережил эту зиму, приход тепла уже облегчение.

Люди просыпаются к новой жизни, пытаются забыть горечь потерь, но помнить тех, кого нет. Детям легче — у них впереди целая жизнь. Они еще могут отвлечься от всех лишений во время своих игр. Но как же эта нагрузка? С которой даже взрослым невероятно сложно справиться? Нет, им не легче. Но они об этом не задумываются, сейчас.

Виктор Эйсымонт снял кино о детях и в первую очередь для детей. Он рассказал простую историю о непростом времени. Фильм не о войне и не о взрослении. И даже не о тяготах и лишениях военного времени. Не поучительная и не сложная для восприятия картина. «Жила-была девочка» — это кино в чистом виде. Повествование о том, что было и как оно было. Для того чтобы зритель наслаждался и переживал, для того, чтобы помнил, даже через многие десятилетия.

Виктор Эйсымонт рассказал, а дети сыграли. Прожили, пережили перед камерой отрывки своего собственного детства. Нина Иванова и Наталья Защипина, исполнительницы двух главных ролей Насти и Кати непосредственно, трогательно и на все сто процентов убедительно выполнили свою работу. Их искренняя, без тени притворства игра погружает зрителя всего без остатка в фильм. Так, что кажется, что ты сам оказался действующим лицом всего произошедшего.

Этот фильм является частичкой нашей истории и нашей победы, и он тем более значим, что снимался именно в то время, о котором повествует. В том самом осажденном городе. В Ленинграде. И важен он тем, что дарил своим создателям и зрителям так необходимую тогда Надежду.

31 мая 2010

Снимать такие фильмы — тоже подвиг!

Это фильм о детях… О детях военных лет, о детях блокированного Ленинграда. Как страшно и трогательно смотреть на то, как проходит это детство. Каждую минуту этого фильма хочется благодарить бога за то, что это не коснулось меня, и умолять его о том, чтобы это не коснулось моих детей.

Каково маленькому ребенку терпеть такие тяготы и лишения! Очень больно видеть, как девочка радуется куску хлеба и жадно собирает крошки со стола, с какой горечью и пониманием она узнает о том, что порцию хлеба на человека опять уменьшили. Но при этом она еще хочет и с подружкой делиться!

Они поневоле становятся взрослее и во многом рассуждают и поступают по-взрослому. Как трогательно девочка ухаживает за своей мамой, как оберегает ее от волнений, прибегает даже к обману, чтобы маму подбодрить.

И еще трагичнее в этой атмосфере выглядят игры детей. Все-таки они дети, они находят время не только для того, чтобы сходить в метель к проруби за водой, принести дров, но и для того, чтобы поиграть в куклы, спеть песню, рассказать сказку, они ссорятся, мирятся, бывают по-детски жестокими, дразнятся, хвастаются. Ведь это обычные дети… Обычные? Разве? Это дети, в детство и в жизнь которых ворвалась война.

А ведь снимали фильм прямо во время войны. Такие фильмы меня особенно поражают. Представить трудно, аж мурашки по коже! Кругом война, голод, выживать надо, а кто-то заботится о духовной жизни народа, о том, чтобы оставить культурное наследие потомкам… Это тоже подвиг!

10 из 10

23 февраля 2009

Драма Жила-была девочка появился на свет в далеком 1944 году, более полувека тому назад, его режиссером является Виктор Эйсымонт. Кто играл в фильме: Нина Иванова, Наталья Защипина, Ада Войцик, Вера Алтайская, Александр Лариков, Николай Корн, Елена Кириллова, Лидия Штыкан.

Страна производства - СССР. Жила-была девочка — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.