Вечное возвращение
L'éternel retour
7.4
7.2
1943, мелодрама, драма
Франция, 1 ч 47 мин
12+

В ролях: Мадлен Солонь, Жан Маре, Жан Мюрат, Жюни Астор, Ролан Тутен
и другие
Марк, дядя Патриса, богатый вдовец средних лет, живущий в замке с неприятной сестрой покойной жены, ее странным мужем и злобным уродливым сыном, 24-летним карликом Ахиллом. Приглашенный в гости, Патрис чувствует жалость к доброму дяде и вызывается отправиться в странствие на поиски молодой и красивой невесты, чтобы Марк был не так одинок. Из путешествия Патрис привозит Натали, задача вроде бы выполнена, но постепенно он с ужасом сознает, что влюблен. Карлик Ахилл как вездесущий демон шпионит по всему замку, все видит и все слышит, неумолимо приближая трагический финал. Злополучные влюбленные плывут по течению судьбы без руля и весел и никак не могут повлиять на преследующий их злой рок.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Вечное возвращение

английское название:

L'éternel retour

год: 1943
страна:
Франция
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Роже Юбер
композитор:
художники: Жорж Анненков, Жорж Вакевич
монтаж:
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 12 октября 1943 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 47 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Постеры фильма «Вечное возвращение», 1943

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Вечное возвращение», 1943

Цикл жизни

Семейство, состоящее из немолодой пары, их уродливого сына-карлика и племянника Патриса живет в громадном мрачном замке. Приезжает дядя Марк, отчаявшийся найти себе супругу. Помочь вызывается Патрис, который отправляется на поиски жены для Марка. Он находит девушку Натали, в которую, однако, сам влюбляется. Отныне он пытается разорваться — сохранить отношения с Натали и при этом не вызвать подозрений Марка. Все портит злобный карлик, благодаря которому Марк прознает о связи Натали с Патрисом и выгоняет обоих из замка. Но ненадолго — его любовь к девушке все-таки очень сильна.

«Вечное возвращение» — эстетически совершенный фильм о роке, который подчиняет себе волю людей. Рок ослепляет героев, но не делает их несчастными. Они ведомы высшим смирением перед лицом провидения и с головой окунаются в бездну чувств. Каждый персонаж здесь словно вылеплен и потому выглядит очень выпукло. Особенно карлик, напоминающий героя произведения Нобелевского лауреата Пера Лагерквиста. Маленький, злобный, недоверчивый, способный без малейших угрызений совести застрелить собаку, лицемерный, он воплощает глубинную обиду на мироздание. Смысл его жизни — это месть всему живому. Он ненавидит чужое счастье.

В «Вечном возвращении» обозначены черты фундаментального мифа о вечной любви, которая продолжается и после смерти. Правда, любовь в изображении Жана Деллануа выглядит не реалистично, а театрально. Взять хотя бы то обстоятельство, что эта любовь возникает с первого взгляда. При этом она очень трагична. Влюбленные ведут диалог не только друг с другом, но и с собственной судьбой, которая угрожает им смертью. Как и во всякой трагедии, чувства здесь проверяются смертью. Смерть дает им окончательный смысл и прописку в вечности. Впрочем, именно мифичность происходящего придает описываемым событиям некоторую неживую условность, которая дополнительно подчеркивается подавляющей мощью помещений замка. Бегство Патриса и Натали из замка не воспринимается как бегство из рая, ибо в замке они были вынуждены прятать чувства. Скорее, наоборот, бегство на лоно зимней природы становится для них приходом в рай, хотя и очень кратковременным. Поселившись в крохотном домике, который надо обогревать дровами, они оказались один на один против всего мира.

Сейчас «Вечное возвращение» может показаться старомодным в силу несовременного изображения сильных чувств. Но смотреть этот фильм можно так же, как смотрят старинную пьесу, идущую на сцене сотни лет. В нем изображен цикл человеческой жизни, лишь формально прерванный смертью. Можно не сомневаться, что вся эта история любви должна повториться снова.

9 из 10

30 марта 2015

Триумф Жана Маре на фоне серости

Очень трудно адекватно оценить этот фильм.

Кокто говорил Жану Маре «За всё время существования человечества были лишь 2 великие истории любви: Ромео и Джульетты и Тристана и Изольды. Ты — прирождённый Тристан».

Что же мы видим на экране? Юношу Патриса, красивого, беззаботного, любящего дядю. А тот страдает от одиночества. И решил Патрис: а почему бы не женить обожаемого дядю? Сказано — сделано: Патрис поехал с острова, на котором они с дядей жили, на материк, в первом же кабаке нарвался на пьяную драку и… прекрасную девушку по имени Натали. Та на предложение выйти замуж за незнакомого человека реагирует вяло, но не сопротивляется, и обрадованный Патрис везёт невесту жениху. Сгорающий от нетерпения дядя влюбляется в красавицу-незнакомку с первого взгляда и рвётся под венец, да вот беда, сам Патрис тоже обнаруживает нежную привязанность к девушке. Что чувствует она очень долго остаётся неясным. Натали, как сомнамбула, ходит из кадра в кадр практически не разговаривая и повинуясь судьбе. Идеальная внешность — вот и все её достоинства. Но всё-таки, ближе к концу, усилием воли она выдавливает из себя полторы эмоции и, вроде как, признаётся в любви Патрису. Тот уводит невесту у дяди и, казалось бы, вот оно — счастье, но, увы, дядя, в свою очередь, настигает влюблённых, и кукла Натали безропотно следует за ним. Патрис хочет увидеть свою любовь в последний раз, прежде чем жениться на другой, но ни к чему хорошему это не приводит…

Древний миф перенесённый в 20-ый век оказался маловразумительной поделкой с глупыми диалогами, статичными героями и провисающим сюжетом. Единственный, кто радует глаз, это Жан Маре. Фильм действительно его бенефис. Его Патрис — единственный герой картины, поступки которого можно хоть как-то понять, все остальные похожи на марионеток. Вялая Натали, куда-ветер-дунет-туда-и-летим, дядя Патриса, малоадекватный самолюбивый богач, придурочный злодей-карлик… Кокто поставил фильм для Маре и про Маре, пусть режиссёром был другой человек, всё равно, сценарий писался под одного актёра. Есть лишь Патрис — и фон ему в лице всех остальных персонажей.

Прочитав полные страстной любви стихи Кокто, посвящённые Маре, я ожидала, что и фильм будет столь же порывистым, искренним, чистым. На деле получилась очередная бледная картонка. Сюжет, в 12 веке казавшийся правдоподобным, в веке 20-м потерял все свои достоинства, превратившись в историю невыросших бесхарактерных детей, не способных не то что бороться за своё счастье, а даже осознать его.

Создаётся впечатление, что Кокто специально создал галерею восковых фигур вокруг своего любимца, чтобы подчеркнуть красоту, очарование и талант Жана Маре. Это ему удалось в полной мере, а вот сам фильм — нет.

Рекомендую смотреть тем, кто любит Жана Маре. Не устаю повторять, что он в этом фильме великолепен, но даже ему не под силу перевесить своей игрой все недостатки картины.

P.S. Несколько лет спустя Кокто, наконец, сам встанет за камеру и снимет Маре в «Двуглавом орле», где история любви без будущего будет показана куда реалистичнее.

8 июня 2010

Мелодрама Вечное возвращение появился на свет в далеком 1943 году, более полувека тому назад, его режиссером является Жан Деланнуа. Кто играл в фильме: Мадлен Солонь, Жан Маре, Жан Мюрат, Жюни Астор, Ролан Тутен, Жана Маркен, Жан д’Ид, Пьераль, Ивонн де Бре, Robert Sidonac, Сандра Вентурини, Александр Риньо.

Страна производства - Франция. Вечное возвращение — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.