Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мюнхгаузен |
английское название: |
Münchhausen |
год: | 1943 |
страна: |
Германия
|
режиссер: | Йозеф фон Баки |
сценаристы: | Эрих Кёстнер, Готфрид Аугуст Бюргер, Рудольф Эрих Распе |
продюсер: | Эберхард Шмидт |
видеооператоры: | Константин Ирмен-Чет, Вернер Крин |
композитор: | Георг Хенцшель |
художники: | Отто Гульшторфф, Эмиль Хаслер, Вернер Клейн, Манон Хан |
монтаж: | Milo Harbich, Вальтер Вишнивски |
жанры: | фэнтези, комедия, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 марта 1943 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Этой картине не повезло — снятая в третьем рейхе и призванная стать одной из его икон, она оказалась погребенной под его руинами на десятилетия. К счастью, негатив пережил бомбежки и оккупацию, был отреставрирован «Фондом Ф. Мурнау» и выпущен на DVD в 2004 году.
Картина была задумана в 1941 году д-ром Геббельсом как демонстрация наивысших достижений германского кинематографа, и должна была выйти к 25-летнему юбилею студии UFA. Снимать решили в новой системе «Агфаколор», бюджет был неограниченным.
К счастью, в фильме нет прямой пропаганды национал-социализма, это чисто развлекательная картина, но самые её техническое совершенство и постановочная пышность должны были стать вызовом Голливуду с его «Техниколором».
Написать сценарий по мотивам «Приключений Мюнхаузена» неожиданно оказалось проблемой, так как лучшие писатели и сценаристы к тому времени уже покинули Германию. Создатели картины решились на отчаянный шаг и обратились к опальному писателю Эриху Кестнеру, чьи книги жгли в числе прочих, идеологически и расово неприемлемых. Это, впрочем, не очень помогло. На мой взгляд, сценарий — это слабое место «Мюнхаузена», он более напоминает связки между отдельными сценами-аттракционами. Он не то чтобы плох, но не вполне соответствует грандиозному изобразительному ряду картины, ради которого ее и стоит смотреть. «Мюнхаузен» — одна из самых визуально богатых картин, которые мне довелось видеть — бьющий через край фонтан роскоши, фантазии и кича. Даже старомодные спецэффекты выглядят забавно и трогательно.
Однако, и в сценарии есть безусловно интересные находки: фильм открывается сценой костюмированного бала, который воспринимается как бал XVIII столетия, до тех пор, пока в кадре вдруг не появляется современный выключатель, героиня в старинном платье садится в авто, и действие переносится в середину XX века. Есть и еще одно, что меня очень тронуло, особенно в современных сценах и великолепном эпизоде «Путешествия на Луну» — ощущение затишья перед грозой, момента неустойчивого равновесия, когда всё вот-вот рухнет, и бесполезно пытаться что-то удержать, можно лишь насладиться последними ускользающими секундами. Не знаю, старались ли сценарист и режиссер добиться этого ощущения, или оно было разлито в воздухе тогдашней Германии (картина была запущена в 1941 г., но вышла через пару месяцев после разгрома под Сталинградом) и просочилось в картину помимо воли её создателей…
Более подробная рецензия со множеством картинок здесь: kino-journal.blogspot.com/2009/09/i.html Всем эстетам, любителям старины и ценителям прекрасного искренне рекомендую! Что ничуть не умаляет достоинств экранизаций Терри Гильяма и Марка Захарова — у них получились совсем другие Мюнхаузены.
21 сентября 2009