Ангелы греха
Les anges du péché
7.2
7.3
1943, драма
Франция, 1 ч 30 мин
В ролях: Сильви, Иоланда Лаффон, Сильвия Монфор, Жильбер Тербуа, Луи Сенье
и другие
Анна-Мария, богатая девушка, полагает, что нашла своё призвание, когда она пришла в женский монастырь доминиканского ордена. Монастырь специализируется на реабилитации осуждённых женщин и Анна-Мария, очарованная заключённой Терезой, пытается убедить её присоединиться к работе в монастыре, чтобы искупить свои грехи. Однако Тереза заявляет, что она невиновна и отказывается. Выйдя из тюрьмы, Тереза стреляет в мужчину, который совершил преступление, приписываемое ей. После этого она приходит в монастырь, где всячески старается скрыть случившееся, особенно от Анны-Марии, и где её не сможет найти полиция…
Дополнительные данные
оригинальное название:

Ангелы греха

английское название:

Les anges du péché

год: 1943
страна:
Франция
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Филипп Агостини
композитор:
художники: Рене Рену, Роджер Клод
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 23 июня 1943 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Ангелы греха», 1943

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Ангелы греха», 1943

Робер Брессон: диалог с Трансцендентным (часть 1)

Проживший почти столетие, любимец многих режиссеров и объект ненависти работавших с ним профессиональных актеров Робер Брессон — фигура столь же неоднозначная, сколь и великая. Сказать что-либо новое о его кинематографе спустя десятилетия ставших уже классическими исследований чрезвычайно трудно. Однако, мы попытаемся хронологически, исследуя его фильмографию, это сделать, ведь даже противники его режиссерской манеры не могут отрицать наличие в его картинах мощного аттрактивного элемента, определить и сформулировать который и является первостепенной задачей данного текста. Исследователи кинематографа Брессона начинают свой анализ как правило с его второй картины «Ангелы греха», снятой в разгар Второй Мировой в оккупированной Франции, обходя вниманием его короткометражный кинодебют «Дела общественные» — безобидную комедию, в которой и правда нет и тени знакомого нам Брессона. Однако, в его первой полнометражной картине, в создании сценария которой принимал участие реальный монах-доминиканец, сталкиваются две непримиримые вселенные причем как на сюжетном, так и на художественном уровнях.

Содержательно в «Ангелах греха» перед нами — борьба воодушевленного сознания религиозного одиночки и косной церковной системы, как ее понимает Брессон (чем не конфликт его третьей картины — «Дневник сельского кюре»?). Но формальном уровне — столкновение еще только проклевывающегося неповторимого стиля самого Брессона и штампов французского кино 1940-х годов. В «Ангелах греха» очень хорошо видно, как вредит традиционный кинематографический психологизм брессоновским художественным задачам выражения Невидимого, Трансцендентного, таинственных духовных связей, соединяющих людей. Актрисы, даже Рене Фор, чрезвычайно фотогенично вписывающаяся в рамки амплуа вдохновленного верой человека, и уж тем более Жани Холт, физиономически почти дублирующая Марлен Дитрих, не говоря уже о второплановых исполнителях, играют очень клишировано, иногда с пережимом, иногда с недожимом, но почти никогда не попадая в нерв своих ролей.

Много лет спустя Кристиан Мунджиу, взяв за основу похожую историю адаптации в женском монастыре духовно чуждого ему человека, правда, со значительными сценарными добавлениями в «За холмами» смог снять то, что не удалось Брессону, сделав ставку на обнажение экзистенциальных бездн, и выиграл. В своем первом фильме Брессон еще вслепую искал себя, свои темы и подходящую им художественную форму, потому «Ангелы греха» и не состоялись как цельное эстетическое высказывание. Так показывая хор поющих монахинь, режиссер даже фрагментарно не демонстрирует мессу, не вводя в сюжет священника: в результате перед нами — всецело женское царство, полное сплетен, никем не управляемое и не направляемое (в «За холмами» все как раз наоборот).

Чисто конфликтно «Ангелы греха» столь же неоднородны, как и формально, — фильм то и дело постоянно перескакивает со столкновения Анны-Марии с сестрами монастыря на коллизию Анна-Мария — Тереза. Однако, некоторые элементы картины, в частности финал (в особенности последний кадр) не лишены эффектности — той самой фирменной брессоновской художественной аскезы, которая и заслужила ему любовь тысяч синефилов в том числе и в режиссерской среде. Вообще симптоматично, что данный постановщик начинал свою карьеру с фильмов о священстве: там, где, казалось бы, и надо быть диалогу с Трансцендентным, где невидимые духовные связи особенно прочны, Брессон обнаруживает лишь одиночек, ведущих разговор с Богом и самими собой при тотальном молчании остальной религиозной среды. Однако, особенно остро эта коллизия проявится лишь в его третьем фильме — «Дневник сельского кюре».

18 марта 2021

Женщины на грани Просветления

О Робере Брессоне и его творчестве сказано и написано уже очень много, притом что он — один из тех, кто практически никогда не давал повод усомниться в своих намерениях дезавуировать традиционные представления о кино как средстве развлечении в пользу демонстрации более личных проблем и тем. К моменту создания «Ангелов греха» Брессон был уже вполне зрелым, идейно сложившимся режиссёром, в котором явственно ощущались способность и желание пробудить страх даже в непроницаемых сердцах зрителей и завоевать уважение коллег по цеху. Как показало время, во всём мире нашлось совсем немного тех, кто мог сравниться со скромным французом по части достижении глубокой концентрированности кино и ещё меньше тех, кто был способен изобразить повседневное существование с такими же терпением, заботой и любовью.

Основательно и в то же время тонко Брессон подходил и к теме религии, шаг за шагом устанавливая связь между видимыми проявлениями человеческих чувств и теми, что можно назвать неопределимыми. Подобно Бергману, на раннем этапе он выбирал подчас несложные житейские истории, незаметно меняющие свой масштаб к концу изложения на экране и становящиеся вневременными. Именно таким представляется фильм «Ангелы греха», ставший первой полнометражной картиной Брессона и предвестником знаменитого «Дневника сельского священника». Сценарий картины был разработан в сотрудничестве с доминиканским священником Раймондом-Леопольдом Брюкбергером и драматургом Жаном Жироду.

Молодая женщина из благополучной семьи среднего класса Анна-Мари (Рене Фор) добровольно присоединяется к общине доминиканских монахинь из Вифании, полагая, что для неё это — главное предназначение. Тем не менее, ситуация быстро принимает неоднозначное значение: община состоит, в основном, из бывших заключённых, раскаявшихся в своих прегрешениях и давших обет, чтобы помогать находящимся за решёткой и направлять тех, кто отсидел, на духовную реабилитацию в монастырь. Во время посещения женской тюрьмы Анна-Мария обращает внимание на заключённую по имени Тереза, осуждённую за кражу. Несмотря на плохую репутацию этой женщины в полицейской среде, Анна-Мария чувствует в себе непреодолимую потребность помочь арестантке и даже одаривает её поцелуем. Многие сёстры не разделяют этих порывов, обвиняя Анну-Марию в том, что она действует из честолюбивых соображений и тешит себя иллюзиями. Однажды на пороге монастыря появляется Тереза…

Брессон со свойственной ему объективностью, выставляет снаружи сюжета центральные метафизические вопросы: как человеку избавиться от зла и может ли добро быть греховным? И тем интереснее, что ответы на каждый из них предначертаны героиням, противоположным друг другу и в мыслях, и в своих деяниях. Анна-Мария, изначально выставленная эдаким ангелочком на фоне дьяволицы Терезы, всеми силами пытается осуществить духовную трансформацию своего альтер-эго, становясь всё более одержимой этой идеей. Даже слова Терезы о том, что она не верит в Бога и считает своё сердце мёртвым для него и для любви, не останавливают Анну-Марию, в которой всё ещё силён голос гордости. Везде и всюду она ищет подтверждения своей правоты, находя ей оправдание и в словах Святой Екатерины Силенской, доминиканской монахини: «Если вы услышите слово Всевышнего, которое связывает вас с другим человеком, не слушайте других слов — они лишь его эхо». В странных и односторонних взаимодействиях Анны-Марии и Терезы далеко не сразу ощущается глубокий смысл христианской любви и заботы о ближнем, изначально это — просто духовное противостояние двух людей, по-разному смотрящих на мир и пытающихся найти оправдание своим слабостям.

Близость освобождения и заключения, причём, не только физического, но и духовного, также важна для Брессона. В отличие, скажем, от польского режиссёра Ежи Кавалеровича, француз предпочитает рассматривать монастырскую обитель не в качестве возможности спасения или неспасения души человека, а понимания того, что единственный ключ к возможности искупления любого человека находится глубоко в его сердце, т. е., наиболее уязвимой части его целостности. Именно здесь, в монастыре, за неприступными каменными стенами, разыгрывается суть человеческого опыта, здесь находится отправная точка «безграничного», сила нравственного обновления и моральных революций. Помимо ритуалов, церемоний и интриг, существует истинная сила жизни и передача желания жить. Для многих она представляется неконтролируемой и пугающей, зачастую принуждающей к изначальному разрушению для последующего преобразования мира. Величие одной души, добровольно принесённой в жертву ради другого человека, в конечном итоге, способно превзойти дух всего монастыря и озарить его новым светом истинной благодати.

Брессону, несомненно, удалось сохранить во всех, даже самых драматических эпизодах фильма, фирменную эстетику, которая помогла не только обозначить собственный стиль, но и, возможно, избавить самих актёров от жёстких, дрейеровских, методов достижения высоких результатов. Несмотря на исторический статус раннего фильма Брессона, «Ангелы греха» предлагают высокий уровень интеллектуальной зрелости, а опробованная здесь радикальная эстетическая непримиримость впоследствии станет основным элементом его стиля.

10 ноября 2017

Драма Ангелы греха появился на свет в далеком 1943 году, более полувека тому назад, его режиссером является Робер Брессон. Кто играл в фильме: Сильви, Иоланда Лаффон, Сильвия Монфор, Жильбер Тербуа, Луи Сенье, Жорж Колин, Женевьева Морел, Кристиана Бэрри, Жан Морел, Jacqueline Champi, Мадлен Клерванн, Андре Клеман, Элизабет Харди, Жаклин Марбо, Клер Оливье.

Страна производства - Франция. Ангелы греха — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.