Гроздья гнева
The Grapes of Wrath
7.6
8.1
1940, драма, история
США, 2 ч 9 мин
18+

В ролях: Генри Фонда, Джейн Дарвелл, Джон Кэрредин, Чарли Грейпвин, Доррис Баудон
и другие
После тюремного срока за убийство Том Джоад возвращается на своё семейное ранчо, которое к тому времени полностью разорилось и пребывает в запустении. В отсутствие какой-либо перспективы найти работу в засушливой Оклахоме вся семья собирает свой скарб и отправляется на «землю обетованную» - в Калифорнию. Но трудный путь и тяжкие условия не приносят искомой надежды, и даже единство семьи подвергается испытаниям.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Гроздья гнева

английское название:

The Grapes of Wrath

год: 1940
страна:
США
слоган: «The thousands who have read the book will know why WE WILL NOT SELL ANY CHILDREN TICKETS to see this picture!»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Грегг Толанд
композитор:
художники: Ричард Дэй, Марк-Ли Кирк, Гвен Вейкинг, Томас Литтл
монтаж:
жанры: драма, история
Поделиться
Финансы
Бюджет: 800000
Дата выхода
Мировая премьера: 24 января 1940 г.
на DVD: 26 ноября 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч 9 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Видео к фильму «Гроздья гнева», 1940

Видео: Трейлер (Гроздья гнева, 1940) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Гроздья гнева», 1940

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Гроздья гнева», 1940

Обрезка, но хоть не все вырезали.

Настолько сильно обрезать книгу - слишком... Сама книга очень даже хорошо отображает все невзгоды свалившиеся на простых граждан США в те года, показывает процесс концентрации средств производства в более меньших руках со временем, процессы превращения мелких собственников в пролетариев, укрупнение капитала.

Жаль что подобное не попало в фильм:

'Когда-то давно Калифорния принадлежала Мексике, а ее земли - мексиканцам; а потом в страну хлынула орда оборванных, не знающих покоя американцев. И так сильна была в них жажда земли, что они захватили эту землю - завладели землей Саттера, землей Герреро, захватили большие поместья, искромсали их, дрались каждый за свой кусок, рыча, как освирепевшие, изголодавшиеся звери, и охраняли захваченное с оружием в руках. Они построили там дома и сараи, они вспахали землю и засеяли ее. И стали считать себя хозяевами этой земли.

Мексиканцы были народ слабый и сытый. Они не могли отстаивать свои права, потому что не было для них в мире ничего такого, к чему можно тянуться с той жадностью, с какой тянулись к земле американцы.

И с годами скваттеры стали уже не скваттерами, а собственниками; и дети их выросли и народили детей на этой земле. И они утолили свой голод, звериный голод, сосущий, терзающий внутренности голод, утолить который могли только земля, вода, благодатное небо над этой землей, зеленые всходы, набухающие соками корни. Они владели всем этим в столь полной мере, что перестали что-либо видеть вокруг себя. Их уже не терзала тоска по акру плодородной земли и по блестящему на солнце плугу, по семенам и по ветряной мельнице, помахивающей крыльями. Они уже не вставали до зари, прислушиваясь к первому чириканью сонных птиц, не чувствовали на лице утреннего ветерка, не дожидались первых лучей, чтобы выйти на милое их сердцу поле. Все это отошло в прошлое; урожай исчислялся теперь долларами, земля оценивалась как основной капитал плюс проценты, урожаи покупались и продавались еще до посева. И теперь неурожайный год, засуха и наводнение стали для них не смертью, на какой-то срок обрывающей течение жизни, а всего лишь убытком. И деньги измельчили их любовь к земле, и их страсть каплю за каплей высушили проценты, и они стали теперь не фермерами, а мелкими лавочниками, торгующими урожаем, мелкими фабрикантами, которые продают прежде, чем производят. А потом неудачливым лавочникам пришлось распроститься со своей землей и уступить ее лавочникам более деловым. Как бы человек ни был разумен, как бы он ни любил землю и зеленые всходы, это не помогало ему уцелеть, если из него не получалось лавочника. И с годами землей завладели крупные дельцы; и участки становились все крупнее, но число их уменьшалось.

Теперь земледелие стало промышленностью, и собственники пошли по пути древнего Рима, хотя сами они не подозревали этого. Они ввозили рабов, хотя и не называли этих людей рабами: китайцев, японцев, мексиканцев, филиппинцев. Эти люди могут прожить на одном рисе и бобах, говорили крупные дельцы. Много ли таким надо? Платить им как следует? Да они не будут знать, на что тратить деньги. Вы посмотрите, как они живут. Вы посмотрите, что они едят. А если начнут привередничать - высылайте их отсюда немедленно.

Земельные участки росли и росли, число владельцев уменьшалось. А число фермеров, оставшихся на земле, стало просто жалким. Побои, страх и голод довели ввезенных рабов до того, что многие из них вернулись к себе на родину, Другие отбились от рук, и их перестреляли или выгнали из страны.

И с этой земли стали собирать совсем другие урожаи: фруктовые деревья заняли место зерновых полей, и в низинах теперь росли овощи на потребу всему миру - салат, цветная капуста, артишоки, картофель,- все низкорослое, приземистое. С косой, с плугом, с вилами человек работает стоя, но ему приходится ползать, как букашке, между грядками салата, ему приходится гнуть спину и тащить за собой длинный мешок между грядками хлопчатника, ему приходится, точно кающемуся грешнику, становиться на колени перед цветной капустой.

И теперь хозяева уже не работали на своих фермах. Хозяйство велось на бумаге; хозяева забыли землю - забыли как она пахнет, какая она на ощупь - и помнили только то, что они владеют ею, помнили только доходы и убытки, которые она приносит им. И некоторые фермы разрослись до таких размеров, что один человек уже не мог держать в голове все хозяйство; они разрослись до таких размеров, что здесь уже была нужна целая армия бухгалтеров, которые подсчитывали проценты, прибыли и убытки; химиков, которые исследовали почву и обогащали ее; управляющих, которые наблюдали за тем, чтобы люди, согнувшиеся в три погибели, двигались вдоль грядок так быстро, как только позволяли силы. И такой фермер на самом деле становился лавочником и открывал лавку. Он платил людям деньги и продавал им продукты - и получал свои деньги обратно. А в дальнейшем он уже переставал платить и тем самым экономил на ведении конторских книг. На этих фермах продукты отпускались в кредит. Человек работал и кормился; а когда работа кончалась, он обнаруживал, что задолжал компании. И владельцы не только перестали трудиться на своих фермах - многие из них даже никогда не видели, какие они, эти фермы.'

Наблюдать за этими процессами через призму восприятия семьи Джоудов для зрителя самое то.

Цензура видимо ещё вырезала ещё пару слов о неких 'красных агитаторах'. Рекомендую прочитать книгу.

21 августа 2022

Выстоять наперекор судьбе

«Гроздья гнева» — образец по-настоящему гуманистического искусства, которое теперь встретишь редко, заставляющее проникнуться печальной судьбе людей, утративших в одночасье прежний уклад жизни, вынужденных влачить жалкое существование. Пожалуй, только последний фильм Кена Лоуча «Извините, мы вас не застали» сегодня может покорить своим обращением к социальным проблемам британской семьи, пытающейся свести концы с концами в эпоху сурового капитализма после кризиса 2008 года.

Но картина Джона Форда — это слепок эпохи Великой депрессии, когда фермеры, терявшие родную землю, были вынуждены искать новые пристанище, работу в надежде сохранить жизнь и семью. Когда герои сталкиваются с лишениями и невзгодами, грозящими смертью, кажется, вот-вот настанет страшный конец. Однако типичный американский хэппи-энд даёт надежду на то, что жить всё-таки можно и нужно. Также Джону Форду в «Гроздьях гнева» удаётся произвести переход от быта к бытию, утверждая вечные истины, ценность семейных уз, которые дают возможность оставаться человеком в нечеловеческих условиях.

В этом ему помогает выдающийся оператор Грегг Толанд (через год он снимет новаторский, в том числе по операторской работе, фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн»), который удивляет изысканным чёрно-белым изображением, открывающем красоту американских просторов. Также режиссёр замечательно работает с актёрами. Ещё в «Дилижансе» он создал потрясающий актёрский ансамбль. Здесь же выделяются Генри Фонда, чей персонаж является правдорубом, служащим олицетворением поисков американцами социальной справедливости, и Джейн Дарвелл, сыгравшая любящую мать, которая становится стержнем семьи.

Но самое главное — это сохранившаяся актуальность данной картины, например, для нашей страны, в которой миллионы уже находятся за чертой бедностью, а правительство никак не помогает им, но делает их жизнь только хуже. «Гроздья гнева» — это кино о поиске потерянного Рая, величии и единстве Народа, готового противостоять любому бедствию.

4 июня 2021

В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева — тяжелые гроздья, и дозревать им теперь уже недолго…

Я увидел, как во славе сам Господь явился нам,

Как Он мощною стопою гроздья гнева разметал,

Как Он молнией ужасной обнажил меча металл.

Он правды держит шаг.

Это строки из первого куплета Боевого гимна Республики — военной песни Союза (Севера), которая исполнялась солдатами-северянами во время Гражданской войны в США (1861—1865 гг.). В этой песне поется о том, что сам Господь поддерживает Союз в их борьбе с мятежниками-рабовладельцами и уже «разметал гроздья гнева». И, пожалуй, не просто так писатель Джон Стейнбек, в качестве названия для своего романа (на основе которого и был снят, сей фильм), взял слова из этого боевого гимна.

В 1929 году в США разразился страшный экономический кризис, также известный как Великая депрессия, который чудовищным образом отразился на жизнях миллионов простых американцев. В США кризис привел к невиданной ранее по своим масштабам массовой безработице, которая охватила более 30 млн. чел. В поисках работы миллионы американцев стали беженцами в собственной стране.

Стейнбек лично посещал лагеря для беженцев и видел весь масштаб катастрофы. И вот, в 1939 году на свет появился его роман «Гроздья гнева», в которой описываются все ужасы, с которыми столкнулись беженцы. Но также в романе описываются и противоречия капиталистической системы, при которой нищета соседствует с богатством, а голод происходит во время изобилия.

Вот как это отражено в книге.

«Мелкие фермеры видят, что долги подползают к ним, как морской прилив. Они опрыскивали сад, а урожая не продали. Они прививали и подрезали деревья, а собрать урожая не смогли. Люди науки трудились, думали, а фрукты гниют на земле, и разлагающееся месиво в чанах отравляет воздух смрадом. Попробуйте это вино — виноградом и не пахнет, одна сера, танин и алкоголь. В будущем году этот маленький фруктовый сад сольется с большим участком, потому что его хозяина задушат долги. Этот виноградник перейдет в собственность банка. Сейчас могут уцелеть только крупные собственники, потому что у них есть консервные заводы. А четыре груши, очищенные и разрезанные на половинки, сваренные и законсервированные, по-прежнему стоят пятнадцать центов. Консервированные груши не портятся. Они лежат годами.[…]

То, над чем трудились корни виноградных лоз и деревьев, надо уничтожать, чтобы цены не падали, — и это грустнее и горше всего. Апельсины целыми вагонами ссыпают на землю. Люди едут за несколько миль, чтобы подобрать выброшенные фрукты, но это совершенно недопустимо! Кто же будет платить за апельсины по двадцать центов дюжина, если можно съездить за город и получить их даром? И апельсинные горы заливают керосином из шланга, а те, кто это делает, ненавидят самих себя за такое преступление, ненавидят людей, которые приезжают подбирать фрукты. Миллионы голодных нуждаются во фруктах, а золотистые горы поливают керосином.

И над страной встает запах гниения.

Жгите кофе в пароходных топках. Жгите кукурузу вместо дров — она горит жарко. Сбрасывайте картофель в реки и ставьте охрану вдоль берега, не то голодные все выловят. Режьте свиней и зарывайте туши в землю, и пусть земля пропитается гнилью.

Это преступление, которому нет имени. Это горе, которое не измерить никакими слезами. Это поражение, которое повергает в прах все наши успехи. Плодородная земля, прямые ряды деревьев, крепкие стволы и сочные фрукты. А дети, умирающие от пеллагры, должны умереть, потому что апельсины не приносят прибыли. И следователи должны выдавать справки: смерть в результате недоедания, потому что пища должна гнить, потому что ее гноят намеренно».

Этот роман быстро завоевывает популярность среди американских читателей, а уже в 1940 году режиссер Джон Форд выпускает фильм на основе данного романа с таким же названием. Удалось ли данному режиссеру создать удачную экранизацию этого произведения?

В основе сюжета лежит трагедия семейства Джоад. Главный герой, Том Джоад, возвращается домой после отбытия наказания тюремного срока за убийство и видит, что ферма его родителей разорена, а их землю отбирают банкиры.

На семейном совете принимается решение покинуть родную ферму и переехать жить в другой штат — Калифорнию, где по слухам можно найти хорошую работу и быстро разбогатеть. После этого главный герой вместе со своей семьей уезжает из родной Оклахомы. Но на этом злоключения семьи только начинаются.

Что же можно сказать о самой экранизации? Она, по большей части, отлично передает тот дух безысходности и несчастья, который обрушивается на действующих персонажей. Однако вместе с этим в фильме не показываются те противоречия, что отразил Стейнбек в своей книге. Показана нищета, но не показаны апельсины, политые керосином. Также в фильме акцентируется внимание на государственной помощи, которую оказывало правительство Рузвельта беженцам. Без этой помощи ситуация была бы еще хуже.

Заметным недостатком фильма можно считать концовку, которая разительно отличается от книжной концовки. Если финал книги потрясает читателя, то финал фильма остается открытым. Для тех, кто читал книгу, такой финал фильма может разочаровать и подпортить общие впечатления от просмотра.

Однако в целом этот фильм представляет собой мощную социальную драму, которая с интересом смотрится даже спустя столько десятилетий.

8 из 10

8 сентября 2020

Выстоять наперекор судьбе

«Гроздья гнева» — образец по-настоящему гуманистического искусства, которое теперь встретишь редко, заставляющее проникнуться печальной судьбе людей, утративших в одночасье прежний уклад жизни, вынужденных влачить жалкое существование. Пожалуй, только последний фильм Кена Лоуча «Извините, мы вас не застали» может покорить своим обращением к социальным проблемам британской семьи, пытающейся свести концы с концами в эпоху сурового капитализма после кризиса 2008 года.

Но картина Джона Форда — это слепок эпохи Великой депрессии, когда фермеры, терявшие родную землю, были вынуждены искать новые пристанище, работу в надежде сохранить жизнь и семью. Когда герои сталкиваются с лишениями и невзгодами, грозящими смертью, кажется, вот-вот настанет страшный конец. Также Джону Форду в «Гроздьях гнева» удаётся перейти от быта к бытию, утверждая вечные истины, ценность семейных уз, которые дают возможность оставаться человеком в нечеловеческих условиях.

В этом ему помогает выдающийся оператор Грегг Толанд (через год он снимет новаторский, в том числе по операторской работе, фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн»), который удивляет изысканным чёрно-белым изображением, открывающем красоту американских просторов. Также режиссёр замечательно работает с актёрами. Ещё в «Дилижансе» он создал потрясающий актёрский ансамбль. Здесь же выделяются Хенри Фонда, чей персонаж является правдорубом, служащим олицетворением поисков американцами социальной справедливости, и Джейн Дарвелл, сыгравшая любящую мать, которая становится стержнем семьи.

Но самое главное — это сохранившаяся актуальность данной картины, например, для нашей страны, в которой миллионы уже находятся за чертой бедностью, а правительство никак не помогает им, но делает их жизнь только хуже. «Гроздья гнева» — это кино о поиске потерянного Рая, величии и единстве Народа, готового противостоять любому бедствию.

8 декабря 2019

Том Джоад возвращается домой после 4-летней отсидки. Но узнаёт, что его семья из родной Оклахомы из-за разорения направляется в Калифорнию. Но «землёй обетованной» Запад назвать оказалось трудно.

Фильм Джона Форда — теперь классика. И нынешнему зрителю трудно будет понять, почему. А вот тогда это роуд-муви было для многих шоком — нищету американцы видели и раньше, но коррупция, провокации, эксплуатация бедняков вне всякой меры и защиты — это было внове, особенно в драматическом мэйнстриме. Наконец, Форд открыл публике великого Генри Фонду, который искренней экспрессией и наивностью и чувством собственного достоинства поверяет пропагандистские штампы американских СМИ (про красных, про рынок, про восстания, инспирируемые коммунистами) и просто честно пытается понять, что происходит.

Странно, что Форд, выглядящий как непререкаемый консерватор, всё-таки бьёт на сочувствие не инициативным, а потому богатым, а бедным и потому инициативным. Гроздья гнева — это гимн человеческой справедливости и правдоискательству во имя уважения к человеку. И, скорее, здесь Форд — демократ. Тем паче что у власти Рузвельт, а Стейнбек, а вслед за ним и режиссёр, очень позитивно прописал именно государственный лагерь для переселенцев. Но, разумеется, фильм не о политике, а о том, откуда рождаются защитники прав человека — так и видишь Тома профсоюзным лидером.

23 августа 2017

Человек по природе своей стремится к лучшей жизни, а для воплощения своей мечты в реальность готов пойти на любые жертвы. Если по причине определенных обстоятельств люди вынуждены покинуть родной дом в поисках нового, не факт, что найдя хорошее место их встретят с распростертыми объятиями. Бывает, что в поисках любого лучика надежды доверие у таких людей не знает границ, из-за чего могут серьезно пострадать их близкие и они сами. Именно в такой ситуации оказываются главные герои социальной драмы «Гроздья гнева».

Синопсис «Великая Депрессия» на самом подступе. Разоренная и выгнанная с собственного дома семья Джоудов из Оклахомы отправляются в долгий и тернистый путь в солнечную и, как им кажется, богатую Калифорнию в поисках работы и лучшей жизни. Но, прибыв, они понимают, что таких, как они, в Калифорнии тысячи. Мотаясь с одного места на другое, они постоянно сталкиваются с несправедливостью и жестокостью, надеясь все-таки найти свой новый дом.

Фильм отличается ярким и талантливым актёрским составом. Прежде всего, хотелось бы отметить игру Генри Фонды в роли Тома Джоуда, освобожденного досрочно старшего сына Джоудов, который после нескольких лет в тюрьме открывает для себя совершенно новый мир, в котором не все люди имеют право на существование, а посему готов силой противостоять происходящему. Самой драматичной и сильной ролью мне показалась роль матери Тома в исполнении Джейн Дарвелл, которая сыграла сильную и стойкую женщину, готовую пойти на многое ради сохранения остатков семьи, разрушенной Великой Депрессией.

После просмотра «Гроздей гнева» я окончательно внес Джона Форда в список моих самых любимых режиссеров, не лишний раз убедившись, что он снимал фильмы не для публики, а для искусства. У Форда была удивительная способность утонченно показать жизнь социальных низов, которая ничем не отличается от жизни обычных людей, что часто было проигнорировано маститыми режиссера старого Голливуда. В «Гроздьях гнева» он показывает обычную американскую семью из провинции, которая, несмотря на хаос и всеобщую бедность, все еще верит и надеется найти новый дом. Однако окружающий мир не принимает их, но они все равно пробивают себе путь к счастью.

В плане сценария фильм представляет собой классическое роуд-муви, в котором главные герои перебираются с места на место в поисках жизненной цели. В «Гроздьях гнева» огромная семья Джоудов в компании с бывшим священником после того, как их с собственной земли в Оклахоме сгоняет компания, отправляется в солнечную Калифорнию для того, чтобы натолкнуться на настоящие бесчинства, несправедливость и полную бесчеловечность. С каждым новым испытанием в пути герои теряют одного из членов семьи. По сути дела, авторы доносят нам идею, что Великая Депрессия не просто лишила людей работы, дома и достатка, а разрушила целые семьи, не имевшие даже малейшей возможности на счастливое будущее.

Итог «Гроздья гнева» — действительно, очень сильное и достойное внимания кино, которое держит зрителя в напряжении до конца от желания узнать, обретут ли главные герои, наконец, свой новый дом. Несмотря на двусмысленный финал, зритель прекрасно понимает, что Джоуды не являются исключением, а представляют собой одну из многих тысяч семей, пострадавших от беззакония и социальной несправедливости.

10 из 10

15 июля 2016

Бледная копия.

Начну с начала. Совсем недавно я прочитал книгу, и с уверенностью могу сказать что она потрясающая. В неё проникаешься, уходишь с головой, героям сопереживаешь и когда роман заканчивается немного сожалеешь, потому что сейчас тебе придется расстаться с этой удивительной историей. Роман отличный и я каждому советую его прочесть. А сейчас о фильме.

Сел смотреть его, я, полный надежд, надеясь вновь испытать те ощущения что принесла мне книга. И… ничего подобного даже близко не было.

Начнем с того что роман в 600 страниц со всеми обрезаниями не влез в двухчасовой фильм. И доли того что я испытал читая книгу, и доли той идеи что нес читателю Стейнбек, я не увидел в фильме. Режиссер решил запихнуть как можно больше событий в фильм, стараясь походить на оригинал. У тебя не имеется времени на размышления и думы, ведь диалоги несутся со скоростью реактивного самолета! Один актер не договорил еще, а другой уже несет свою реплику, эстафету подхватывает первый и весь этот балаган не прекращается на протяжении всего фильма.

Хотелось бы сказать сказать что хорошие декорации и костюмы, но фильм был снят через год после публикации, так что это не было чем то особенным.

Сценарий обрезан, обрублен до невозможности. Событий в фильме действительно много, по сути почти столько же сколько в книге, но они пусты. Совершенно пусты по своей сути. Так мало, преступно мало показано в этом фильме, а ведь было столько интереснейших моментов. Жаль. Был бы фильм хотя бы трехчасовой… А так это лишь бледная копия того, от чего я временами был просто в восторге.

Есть в фильме и совершенно бредовые моменты. Так например Ной Джоад не уходит объяснившись как должно было быть, а просто исчезает по веянию волшебной палочки! Или трактор который по идее должен пахать, просто мнет землю гусеницами. Плуг и борона выброшены в топку. Так же много в фильме моментов которые зритель совершенно не поймёт не прочитав роман.

Конечно в фильме есть и плюсы. Потому и рецензия нейтральная.

Это:

1)Актеры. Кастинг в принципе хороший не считая Фрэнка Дариена который сыграл Дядю Джона. Совсем не так я его представлял читая книгу. И кстати его история интересна и совершенно зря была выброшена из сценария. Понравились Чарли Грейпвин — «Дедушка Джоад», Джон Кэрредайн — «Кейси» и Джейн Дарвелл — «Ма Джоад». На маму Джоад кстати была возложена задача высказать пару мыслей что автор в книге выражал сам. Не плохо, но мало.

2)Атмосфера. Музыка не напрягает и вполне подходит к ситуации. Каждое место выглядит именно так как я себе представлял и это не может не радовать.

Вот так и получается, что смотреть можно только если читали «Гроздья гнева» и то не в первую очередь. Вы конечно можете сказать что нужно бы сделать скидку на время, но тут я возражу и приведу в пример «Огни большого города», «Малыш» и «Новые времена» Чаплина. Эти фильмы даже немые я смотрел с упоением и большим интересом. А в этом случае мне уже скоро надоели скороговорки и скомканное повествование.

Ну и конечно же концовка. Роман оставляет концовку открытой, а фильм вручает нам «хепи-енд» и машина едет в закат. Глупый и предсказуемый «енд».

5,5 из 10

2 июня 2013

Фильм о семье переселенцев из 12 человек, которых выгнали с их земли и им приходится ехать на заработки в Калифорнию, что бы хоть как-то себя прокормить, об этом тяжелом пути и рассказывает этот фильм. В пути им придется преодолеть гонения, несправедливость и смерть, и только настоящая, крепкая и любящая семья сможет со всем этим справиться.

Самая известная черно-белая эпическая драма режиссера Джона Форда — экранизация романа знаменитого писателя Джона Стейнбека о временах Великой депрессии.

Хенри Фонда сыграл, пожалуй, одну из лучших ролей в своей жизни. За эту картину режиссер Джон Форд получил своего второго Оскара. Знаменитый оператор Грегг Толланд, снявший вместе с Орсоном Уэллсом Гражданина Кейна, превосходно отразил образ сельской Америки тридцатых годов.

Классика, которую надо видеть, сейчас таких фильмов к сожалению не снимают.

Рекомендую к просмотру.

29 сентября 2011

Драма «Гроздья гнева» была поставлена режиссёром Джоном Фордом по одноименному роману Джона Стейнбека. Мне удалось посмотреть фильм до и после прочтения (вернее — прослушивания…) книги. Исходя из этого, могу сказать, что экранизация получилась достойная.

Герои картины оказались, во истину, правдивыми. Играли искренно и без фальши. Образы вполне соответствовали героям романа.

Том Джоад в исполнении Генри Фонды получился таким же немногословным, суровым как и его написанный персонаж. Интерес от игры Фонды вызывают не столько его слова, как движения, действия. Его игра мимикой, рассеянным взглядом и пустыми от горечи глазами в последней сцене (когда он на прощание разговаривал с матерью) — это непередаваемо, просто великолепно. Ты понимаешь весь нелёгкий смысл этого выражения. Старая школа актёрского мастерства — это неизменно и вечно… Ну а его плевок в сторону (в начале фильма) по поводу того, что… когда-то это был его родной дом, а теперь он принадлежит какому-то банку. Без комментариев… Этим всё сказано.

Не менее харизматично Джейн Дарвелл сыграла маму Джоад. Беспокойная, остра на язык, с командирским настроем… прямо как в самом произведении. Дарвелл сумела блестяще передать почти постоянное выражение лица и взгляд матери. Это взгляд надежды и заботы, беспокойства и скрытой обречённости. Взгляд героя нельзя подробно описать в книге. Его нужно увидеть. Джейн Дарвелл сделала так, что это увидел зритель… и получила Оскар. Вполне справедливо.

Нельзя забывать и других героев. Сумасбродный дед, меланхоличная Роза-Шерон (в книге она Роза-Сароно), неугомонные Рут и Уинфилд. Все они как на страницах романа. Отличная актёрская игра. Возможно, эта одна из лучших актёрских команд в мировом кинематографе.

Конечно, сценарий фильма получился не без погрешностей. Переставлены некоторые акты действия, убраны третьестепенные герои, нет авторского комментария. Несмотря на эти факторы, суть романа передана на все сто — это бедствия и унижение народа в трудное для страны время. Суета людей — от непонимания происходящего. Почему они? Потому что все беды сваливаются на спины бедняков. Возможно и так.

Концовка фильма оказалась немного «слаще», чем в самом произведении Стейнбека. Однако суть картины от этого не меняется (простите за повтор). Мы всё равно так и не узнали ни из романа, ни из фильма… Что же стало с Томом? Нашло ли семейство работу и тёплый угол? Конец всей этой истории должен додумать сам зритель (читатель). Как ему велит его сердце.

Нельзя не отметить работу самого Джона Форда. Он удачно показал передвижения на машине семейства Джоудов при помощи монтажной задумки. Бесконечные дороги, многочисленные дорожные знаки, фары, встречные машины. Весь этот круговорот передаёт скитания семьи по просторам своей страны. Ещё хочется отметить смелость Форда в том, что он решился экранизировать только что вышедший в свет роман. Страна совсем недавно оправилась от кризиса, а тут… Однако историю свою нужно не забывать. Вот и Форд, как истинный патриот, решил напомнить об этом. Его Оскар тоже вполне заслуженный. В большей степени, за смелость.

Возможно, «Гроздья гнева» — один из первых голливудских фильмов, в котором рушится американская мечта о красивой сказке. Его не запретили и не облили грязью. Потому что, он был необходим тогда. Да и сейчас не теряет своей актуальности.

Фильм очень интересный. Рекомендую его посмотреть, да и первоисточник прочитать стоит.

10 из 10

25 августа 2011

Наверно, экранизация и перенесение на экран классических литературных произведений-это достаточно трудное и ответственное дело. Представьте, вы режиссер и сценарист своего фильма, вы сами придумали историю, которая воплотится на экране, никто не посмеет вас упрекнуть в неверной трактовке сюжета, заведомом искажении фактов и неправильной последовательности(ведь никто не знает как должно быть на самом деле). Как режиссер преподнес нам историю, так мы ее и принимаем. Ну а если режиссер берется показать нам то, что написано автором, то что каждый из нас способен прочитать и представить себе в своем воображении таким образом, как ему захочется. А после прочитанного мы видим воплощение книжного источника на экране. И слава духам, если это качественная экранизация, совпадающая хотя бы частично с нашим воображением.

Вот именно такая ситуация постигла меня. Купил и прочитал книгу американского писателя Джона Стейнбека «Гроздья гнева»,написанную в 1939 году и мгновенно ставшую бестселлером. На меня лично она произвела огромное впечатление. Роман очень четко описывает историю и злоключения семьи Джоудов. Читается очень легко и на одном дыхании, хотя сюжет весьма трагичен и жесток.

После прочтения книги, зная что существует одноименный фильм Джона Форда, снятый через год после публикации романа, не смог проигнорировать его и взялся посмотреть. Меня сначала очень порадовало, что киноверсия снята «по горячим следам». Значит, решил я, она будет хорошей и полной.

После же просмотра я остался в некоем замешательстве(посему и рецензия получилась нейтральная, а не положительная). С одной стороны, сказать что фильм у Форда не удался нельзя. Режиссер действительно изрядно постарался приблизиться к оригинальному тексту. Актеры(а здесь Генри Фонда еще молодой и не потасканный), тоже не подкачали, хотя иногда и проскальзывает чувство, что они не до конца вжились в свои роли. Но есть все же один большой недостаток в этой ленте… это концовка!

У Стейнбека она великолепна и пугающе безысходна одновременно. Люди, ищущие счастья в богатых южных штатах Америки, не найдя для себя утешения, остаются у разбитого корыта, теряют все и не преобретают ничего. Это главный лейтмотив всего произведения. Однако, Джон Форд скорее всего, просто не мог показать фильм с трагическим концом(американцы их очень боятся до сих пор, предпочитая снимать предсказуемые хеппи-энды). Он выкрутился довольно банально-просто съехал на отвратительный пафос, совершенно неуместный.

Но я не ругаю этот фильм, понимая, что американцы и трагедия в финале фильма-вещи не совместимые! Остается лишь предполагать, как бы сняли этот фильм итальянские неореалисты, к примеру Витторио Де Сика или Роберто Росселини…

Оценку не снижаю

10 из 10

7 апреля 2011

«В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева — тяжлые гроздья, и зреть им осталось уже недолго»

Книгу Джона Стейнбека «Гроздья гнева» я прочёл две недели назад. Она произвела на меня очень глубокое впечатление и сразу вошла в число любимейших литературных творений. Невероятная по своей трагичности и пронзительности история. В ней есть всё: любовь и ненависть, преданность и предательство, мужество и трусость. Но более всего меня поразила в «Гроздьях гнева» человеческая глупость и бессердечность. Из-за них огромное количество людей потеряли всё, что имели, и превратились в растерянных и угнетаемых странников, которые не знают, когда и как окончится их горестное путешествие.

При этом поражает абсурдность всего происходящего. Людей выгоняют с их земель просто потому, что кто-то так решил. Но кто? Узнать об этом им так и не удаётся, поскольку конца у этой цепочки нет. И бедные люди, готовые умереть за свою землю, не знают, против кого им бороться, в кого стрелять… В Калифорнии повсюду расстилаются благодатные необработанные земли. Если ими заняться, то можно вырастить богатый урожай, завести собственное хозяйство и кормить семью. Но трогать эти земли нельзя — запрещено законом! Вместо этого люди вынуждены смотреть, как умирают их жёны и дети, а они ничего не могут поделать.

Абсурдно. Глупо. Чудовищно. И «в душах людей наливаются гроздья гнева — и зреть им осталось уже недолго».

На примере одной семьи Стейнбек очень правдиво и реалистично изобразил всю трагедию Великой депрессии. Ты настолько сближаешься и сродняешься с героями книги, что вместе с ними переживаешь все горести и радости их нелёгкой жизни. Вместе с ними катишь по бесконечной дороге в трясущемся грузовике, рядом с ними жуёшь скудную и редкую пищу, бок о бок с ними даёшь отпор агрессивным полисменам. И всё надеешься, что им удастся обрести новый дом и вновь начать спокойную жизнь…

Сразу после прочтения «Гроздьев гнева» я решил посмотреть экранизацию этой потрясающей истории. Радовало то, что Джон Форд снял свой фильм сразу же после выхода книги — роман увидел свет в 1939 году, а экранизация появилась в 1940-ом.

Картина получилась под стать фильму — очень реалистичной и проникновенной. Дух книги чувствуется в каждом кадре, в каждом слове и жесте героев. И взято из блистательного творения Стейнбека самое главное — оттого-то история и на экране выглядит такой же цельной, как на бумаге.

Это первый фильм с участием Генри Фонды, который я видел, и его игра произвела на меня самое приятное впечатление. Настоящий Том Джоуд — лучше просто не найти! Простой, немногословный, где-то грубоватый, но при этом — в высшей степени порядочный и всегда готовый прийти на помощь семье. Возвращаясь из тюрьмы, Том мечтал о спокойной жизни, а вместо этого попал в бешеный круговорот Великой депрессии. Но роптать не в его натуре — он стойко переносит все невзгоды и твёрдой поступью идёт навстречу своей судьбе.

Джейн Дарвелл я ранее видел в «Унесённых ветром», но там у неё была совсем маленькая роль. В «Гроздьях гнева» она сыграла поистине гениально. Думаю, на данный момент эта лучшая роль второго плана в кино, которую мне доводилось видеть.

По сути, именно на плечи миссис Джоуд ложатся все заботы о семье. Отец так и не может поверить в реальность произошедших перемен, дядя Джон просто плывёт по течению, Роза Сарона всё время думает о благополучии своего будущего ребёнка, Эл мечтает поскорее начать самостоятельную жизнь. Единственная опора матери — это Том, но его энергию и способность помочь порой сдерживает риск вновь оказаться в тюрьме… С тех пор, как Джоуды остались без крыши над головой, именно мать стала главой семьи. И тот факт, что слово женщины, а не мужчины отныне в семье решающее, в очередной раз очень ярко показывает весь масштаб трагедии Великой депрессии.

Все вокруг удивляются, откуда у матери столько сил — ведь раньше она была такая спокойная! Наверное, миссис Джоуд и сама не сможет ответить на этот вопрос. Она просто очень любит свою семью и делает всё, чтобы её родным было хорошо. Семья для неё — главная ценность жизни. Потеряна родная земля, но ведь семья осталась! Мать — единственная из всех Джоудов, кто замечает, что семья разваливается, и всеми силами пытается её сохранить. Конечно, им тяжело, но, пока они вместе, им по силам одолеть любые трудности.

Ещё один интересный персонаж — это проповедник Кэйси, которого прекрасно сыграл Джон Кэррадайн. Правда, Кэйси говорит, что он бывший проповедник, ведь истинные священники знают, почему происходит любое событие в мире, а он только пытается в этом разобраться. Но, как бы то ни было, Кэйси очень помог Джоудам, и особенно Тому, понять многие важные вещи…

Очень важно, что Стейнбек показывает: даже в такие тяжёлые времена есть люди, готовые протянуть руку помощи обездоленным. Только это будут не зажиточные толстосумы — нет! А такие же, как и они, бедные люди. «Сколько раз я уже убеждалась, — говорит мать, — если тебе нужна помощь, иди к беднякам».

Концовка книги потрясла меня до глубины души. В фильме она немного другая, но смысл и дух финала сохранён. Как и в случае с «Унесёнными ветром», книга и фильм «Гроздья гнева» для меня теперь неотделимы друг от друга и являются единой, великолепной, навсегда запавшей мне в душу историей.

10 из 10

5 апреля 2011

Американская мечта в условиях Великой Депрессии.

Прочитав роман Стейнбека, просто не могла не обратить внимание на этот фильм. Более того, узнав, что роль главного героя исполняет замечательный Генри Фонда, постаралась поскорее его увидеть.

Фильм вышел на экраны в 1940 году, через год после публикации самого романа, был номинирован на Оскар в 7 номинациях и получил 2 награды: за лучшую женскую роль второго плана (Джейн Дарвелл) и за лучшего режиссёра (Джон Форд).

Говорят, что те, кто перед просмотром читал роман, обычно бывают немного разочарованы, но я считаю это нормальным для экранизации. Это вполне в порядке вещей хотя бы потому, что литература и кино — это разные виды искусства, у них разные приёмы и возможности, это две большие разницы. Тем не менее, фильм мне понравился, хотя, ещё раз скажу, что тут не следует ждать дословного отражения романа. Даже финал изменён в лучших традициях Голливуда — всё должно закончиться хорошо, а если и не так, всё равно должна оставаться Надежда (именно с большой буквы «Н»).

Ведь так было ещё с самого начала американского кинематографа, это стало одним из его принципов (по крайней мере на классическом этапе): человек сильнее обстоятельств, а американская мечта ведёт за собой и по сей день миллионы людей.

Действие происходит во время Великой депрессии, когда после биржевого краха огромное количество жителей США остались без средств к существованию. В южных штатах случилась засуха, изменились принципы ведения сельского хозяйства. Тысячи беженцев хлынули в Калифорнию в поисках лучшей жизни, стали так называемыми «оки»:

- Оки? А что это значит?

- Раньше значило — «оклахомец». А теперь — просто сукин сын. Что Оки, что бродяга — все равно. Само по себе это слово ничего не значит, вся суть в том, как они его выговаривают (Стейнбек «Гроздья гнева»)

Но оказалось, что и в Калифорнии им нет места. Начались постоянные скитания по разным лагерям для переселенцев, тяжёлая работа за считанные центы. Герои «Гроздьев гнева» приехали работать на плантации, чтобы собирать фрукты, но таких же «будущих работников» оказалось чуть ли не в разы больше, чем требуется. Оказалось, что их трудный путь через пустыню в разваливающемся на части грузовичке, их борьба за выживание, может быть напрасной.

Когда они устраиваются собирать персики, им обещают платить 5 центов за ведро. Собирают все: взрослые, дети, беременная Роза Сарона (Доррис Баудон). Собирают, чтобы выжить. Через некоторое время им начинают платить уже 2,5 цента, но у них просто нет выхода. Уезжают они только тогда, когда возникает реальная угроза: все ищут Тома (Генри Фонда), убившего человека. Они начинают скрываться от погони, им встречаются и хорошие люди, но они тоже не многим могут помочь семье. В конце концов, Том принимает решение уйти, чтобы не подвергать опасности остальных, ведь самое главное — это не деньги, самое главное — это семья и близкие люди.

Мать (Джейн Дарвелл) не хочет отпускать его, но в глубине души понимает, что это единственный выход. Она не знает, увидит ли его вновь, догонит ли его полиция, или всё обойдётся. Ей и всей семье остаётся только жить дальше, так же скитаться в поисках работы и надеяться на лучшее.

В книге даже надежде места не остаётся, а над героями смыкается тьма.

Безусловно, оценивая этот фильм сегодня, нужно сделать скидку на то время, в которое он был снят. Но даже это не умаляет достоинств фильма — игра актёров и передача духа эпохи на очень высоком уровне.

27 февраля 2011

А книга лучше…

По горячим следам

Вчера перед сном мне довелось посмотреть фильм «Гроздья гнева», режиссера Джона Форда. Во время просмотра невольно сравнивал происходящее на экране с событиями, описанными в одноименном романе Джона Стейнбека, с тем, как я все представлял, читая. Генри Фонда и Джейн Дарвелл справились со своими ролями хорошо. Оскар Джейн Дарвелл получен заслуженно, образ матери семейства показан замечательно, можно сказать, что такой я ее и представлял, читая книгу. Невероятно сильный, со временем закалившийся характер женщины, передан все же не в полной мере. Все-таки это кино, и многие детали были упущены. Теперь об этом подробнее… Прекрасно понимаю, что в два часа фильма не вместить весь роман, все мелочи и подробности, но создатели фильма явно перестарались, сокращая его и меняя местами сцены развития событий. Много вопросов копилось по мере просмотра фильма (где же то, где это, а как же с тем…?), многого из книги я так и не увидел. Были моменты, когда хотелось нажать на «Стоп» и завершить просмотр в знак протеста и возмущения, но желание узнать, как же все закончится тут, меня останавливало.

«Мы — люди»

Цензура в Голливуде была и в те времена, да это так. Не могу знать, хотел ли режиссер донести до зрителя всю атмосферу романа в полной мере, или ему просто не дали этого сделать, но факт остается фактом. Джон Форд не осмелился показать то, что было описано в романе Джона Стейнбека, передать всю его суть, весь трагизм происходившего тогда, все горе, отчаяние людей, копившуюся злобу. По сути, он показал зрителям лишь веру людей в то, что все изменится к лучшему, настанут другие времена.

Итог

Фильм оставил неоднозначное впечатление. Не прочитай я роман «Гроздья гнева» до просмотра, думаю, фильм бы мне понравился. Теперь же я получил чувство легкого разочарования от увиденного на экране. Сглаживает это лишь хорошая игра актеров и картинка, неплохо переданный дух того времени. Тем, кто не читал книгу, фильм посмотреть советую. Если же вы хотите в полной мере ощутить всю атмосферу событий, происходивших в годы Великой депрессии в США, прочтите лучше книгу, впечатлений и почвы для размышления будет гораздо больше.

4 из 10

26 ноября 2010

Гроздья Гнева, Джона Форда по праву считается одним из лучших американских фильмов и самым лучшим фильмом про времена Великой Депрессии в Америке.

Начинается все довольно таинственно Том Джоад возвращается в родной городок в Оклахоме, после 4 лет каторжных работ, но все воскруг по другому, мрачно, пусто, дует сильный ветер и даже небо в сплошных тучах возвещает что то не доброе.

Фильм очень реалистичный и жесткий, правдиво показывает всю безысходность с которой столкнулись простые люди из среднего запада, которых лишали своих земель, с безработицей и несправедливостью. Но тем не менее наполнен огромным состраданием и даже в какой то мере вдохновляющий. Момент в первой половине, когда семья главных героев заходит купить хлеба в какое то придорожное заведение, заставил меня прослезиться, что последнее время было не часто. Не нужно забывать о милосердии даже в самые сложные времена, вот чему так вдохновляюще учит этот момент, все добрые дела и помощь нуждающимся рано или поздно вернуться в гораздо большем размере.

Калифорния еще со времен Золотой Лихорадки считалась Золотым Штатом, землей где то на западе, где исполняются все мечты и надежды, но не так то просто было в первой половине 20-ого века вот так все бросить и уехать туда, поэтому запад США всегда заполнялся либо самыми волевыми и целеустремленными, либо теми, кому нечего было терять.

-Бабуля смотри, вот она… Калифорния (вырисовывается пустынный пейзаж) - Пфф...

К слову, кино это так же очень семейное, для настоящей крепкой семьи любые преграды кажутся легче, но когда в стране царит хаос, когда у людей отбирают их земли, когда вокруг одно сплошное унижение, любая даже самая крепкая семья способна развалиться, забота о семейном очаге, должна идти от государства, которое должно предоставлять людям возможность быть сплоченными. Об этом и говорит ближе к концу Мама Джоад, душа семейства, в блестящем исполнении Джейн Дарвелл, заслуженно получившая Оскара за эту роль, в одном только ее взгляде вырисовывается все, что чувствует ее героиня, а момент прощания с сыном, когда он уходит все дальше и возможно она никогда его больше не увидит, вообще душещипательный. Но не только Джейн Дарвелл и Питер Фонда сыграли в фильме блестяще, все актеры от главных героев до полицейских охранников играли очень правдоподобно и никто даже на секунду не переигрывал, реалистичность такой игры очень не свойственна для кинематографа тех лет, взять хотя бы главного конкурента за год Ребекку Хичкока, там актеры словно только с театральных репетиций пришли и еще не успели из образа выйти.

Это великий фильм, и не типичный для Джона Форда (по крайней мере судя по тем фильмам, что я у него видел). На мой взгляд это даже плюс, что он вышел уже когда Великая Депрессия была в прошлом и наступали времена процветания (отнюдь не временного). Помимо 7-ми номинаций на Оскар из них двух побед, Гроздья Гнева вошли в список Американского Института Кино (AFI) 100 величайших американских фильмов в 1998 и 2007 году (на 21 и 23-м местах соответственно), а так же в 100 самых вдохновляющих фильмов в истории американского кино, а Том Джоад сыгранный Питером Фондой был поставлен на 7 место в списке лучших героев по мнению все того же AFI`s 100 Years… 100 Heroes and Villains.

Кстати в серии Южного Парка «Over Logging» в той где исчезает интернет можно увидеть, как не без чувства юмора была обыграна сцена из Гроздей Гнева, та сцена, которой предшествовала песня I`m going down the road feeling bad в лагере $50 (camp $50).

10 из 10

17 июля 2010

California Dreamin’

Эта полностью провальная экранизация романа-обладателя Пулитцеровской премии, наравне с чуть более удачной экранизации «Убить пересмешника», занимает значимое место в «золотом пантеоне» США. Так же обладает двумя Оскарами за режиссуру и лучшую женскую роль второго плана (хотя тут сразу возникает невольный вопрос, если мать семейства Джоудов это второплановая женская роль, то кто же тогда на первом плане?), причем именно из-за плохой режиссуры и образу матушки Джоуд фильм мне опротивел. Был удостоен номинации и Наннэлли Джонсон, отвечавший за адаптирование сценарии. Тут уж извините, не выдержу и скажу, что за такую адаптацию не то, что награждать нельзя, за такое «руки отрубить» мало.

Ленту «Гроздья гнева» еще можно смотреть, не читая книгу, но если книга прочитана, то просмотр фильма превращается в нескончаемую «выжималку гнева». Сценарист не только убрал огромное количество второстепенных персонажей, хотя при немалом хронометраже, не вдаваясь в пространственные монологи и диалоги (все же это фильм и дословные 2—3 страничные выдержки вставлять было не обязательно!), можно было уместить всех персонажей. Более того, сценарист нарушил ход действия романа.

Но все эти недочеты были бы простительны, если бы не концовка… она ужасна! Вместо того, чтобы взять концовку из романа, которая по-моему мнению является одной из самых мощных не мистических концовок существовавших когда-либо, сценарист закончил все выдернутым из романа монологом, который в фильме приобрел тошнотворный пафос.

Автор романа «Гроздья гнева» писал в одном из своих писем:'… Плохой роман должен развлекать читателей, средний — воздействовать на их чувства, а лучший — озарять им путь». Этот принцип распространяется не только на романы, но еще и на фильмы. А в данном случае фильм таков, что его и плохим нельзя назвать, ибо совершенно не развлекает, единственный подобающий эпитет для фильма — производное прилагательное от самого популярного русского слова из трёх букв.

Подводя итог скажу, что фильм «Гроздья гнева» отличный пример того, что Голливуд 40ых годов еще был не готов выпускать фильмы, которые открыто порицают существовавший американский быт, и поэтому продолжал бесконечными потоками выпускать разнообразный «шлак» на основе книг.

3 из 10

16 мая 2010

Невыносимая тяжесть бытия.

Америка — величайшая страна в мире. Страна с развитой демократией, неограниченными возможностями и самой известной в мире «фабрикой звезд». Страна, опережающая многие государства в своем развитии на долгие годы вперед. Страна, куда ежегодно приезжают сотни тысяч людей со всех уголков земли, чтобы испытать свое счастье. Соединенные штаты представляются им тем благодатным краем, где, усердно трудясь, даже нищий может стать миллионером. Но были и у Америки тяжелые периоды в истории, о которых она вряд ли захочет вспоминать. Каких-то 75—80 лет назад Великая американская депрессия унесла жизни тысячи людей. Люди умирали от голода, не сумев найти работу из-за повальной безработицы. Те же, кому удавалось найти заветное рабочее место, становились марионетками в руках сильных мира сего, которые могли издеваться над своим рабочими, не выплачивая им положенные дивиденды. У несчастных людей не было ни сил, ни желания бороться с системой, вот и приходилось вкалывать за гроши, ведь дома их ждали голодные жены и дети. Картина Джона Форда «Гроздья гнева» как раз об этом нелегком периоде американской истории.

Хотя по началу кажется, что фильм совсем о другом: отбывший четыре года на каторжных работах Том Джоуд возвращается домой. Добравшись до родной фермы в Оклахоме, он надеется увидеть и обнять свою семью. Но он не находит ее там — местный священник сообщает Тому, что его семья разорена, а земля на которой он вырос, теперь принадлежит местным богачам. Гонимые кризисом фермеры отправляются на поиски лучшей жизни в Калифорнию, где по слухам есть работа и платят хорошо. Однако и там, в стране апельсинов и дикорастущих пальм, семья Тома не находит счастья. Обещанные рабочие места оказываются давно занятыми, а работодатели — грязными, двуличными скотами, наживающимися за счет рабсилы честных людей. Переезжая из одного переселенческого поселка в другой, наши герои постоянно испытывают лишения во всем — от еды и жилья до морального унижения, но вместе с тем обретают уверенность в себе и постигают прочность семейных уз.

На тему выживания во времена Великой американской депрессии было снято множество фильмов (из последних необходимо выделить «Нокдаун» Рона Ховарда), но только картине Джона Форда, поставленной по одноименному роману Джона Стейнбека, удостоенному Пулитцеровской премии, удалось максимально точно передать дух того времени. На примере отдельно взятой американской семьи, режиссер разворачивает перед нами историю целого поколения, не жившего, а скорее влачившего свое жалкое существование в условиях, которые ему не приходилось выбирать. При просмотре фильма чувствуется, с какой любовью и нежностью Форд относится к главным героям, и с какой антипатией — к тем, кто становится у них на пути: чиновникам и полицейским в этом фильме хочется дать под дых, настолько они мерзки и неприятны. Эпический размах картины и ее авторская направленность не остались без внимания — Академия наградила Джона Форда Оскаром как «лучшего режиссера года», оставив, к примеру, не у дел самого Альфреда Хичкока с его легендарной «Ребеккой».

Что касается актерской игры, то не сказал бы, что она в фильме идеальна. Некоторые актеры весьма сильно переигрывают (в 40-е годы такая манера исполнения считалась общепринятой), что слегка режет глаз, но в тоже время не могу не отметить молодого и как всегда правдивого Генри Фонду, а также Джейн Даруэлл, играющую его мать. Эта женщина — сердце фильма (те, кто смотрел, думаю, согласятся со мной). Актриса заслуженно получила Оскар за «лучшую женскую роль второго плана».

«Гроздья гнева» — не похож на те вестерны Джона Форда, которыми он так прославился на весь мир (вспомнить хотя бы «Дилижанс», «Моя дорогая Клементина», «Искатели»), где каждые десять минут кто-то погибал, а от сюжетных поворотов сводило дыхание. Перед нами мудрое, вдумчивое кино, чей размеренный, неторопливый темп, заданный на протяжении двух часов экранного времени, компенсируется по окончании финальных титров весьма приятным послевкусием. А послевкусие — это знак качества фильма.

Не исключено, что зритель может оказаться во власти апатии фильма, но это не страшно — Форд задумывал картину именно такой, депрессивной, как мысли самоубийцы, лишенной всяческих иллюзий и счастливого хэппиэнда, в которой будут умирать старики и священники, а полицейские — стрелять в мирных граждан. Потому что «Гроздья гнева» это не сказка о волшебнике из страны Оз — это суровая правда жизни, где если не прошлое (в отличии от большинства фильмов), то настоящее может уничтожить человека. Старая как мир истина о том, что человек человеку волк, сегодня в эпоху глобального мирового кризиса, становится как никогда актуальной. Жизненный путь, каким бы тяжелым он не был, на то и есть путь, который нужно пройти каждому самостоятельно, чтобы через потери и невзгоды стать на чуточку сильнее, чем прежде, и который как говаривал небезызвестный персонаж из «Матрицы», даже зная наперед, можно пройти иначе.

8 из 10

5 октября 2009

Драма Гроздья гнева появился на свет в далеком 1940 году, более полувека тому назад, его режиссером является Джон Форд. Кто играл в фильме: Генри Фонда, Джейн Дарвелл, Джон Кэрредин, Чарли Грейпвин, Доррис Баудон, Расселл Симпсон, О. З. Уайтхед, Джон Кволен, Зеффи Тилбури, Фрэнк Салли, Фрэнк Дариен, Ширли Миллс, Роджер Имхоф, Чарльз Д. Браун, Джон Арлидж.

Расходы на кино составляют примерно 800000. Страна производства - США. Гроздья гнева — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.