Выборгская сторона
6.6
6
1938, драма
СССР, 1 ч 45 мин
12+

В ролях: Борис Чирков, Валентина Кибардина, Михаил Жаров, Наталия Ужвий, Юрий Толубеев
и другие
1918 год. Первые месяцы советской власти. Закаленный в боях большевик Максим становится комиссаром Государственного банка. Ему приходится нелегко — в Петрограде голод, толпы громят продовольственные склады, рабочие бастуют, а банковские служащие, ненавидящие большевиков, по поддельным документам переводят сотни тысяч рублей за границу.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Выборгская сторона

год: 1938
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператоры: Георгий Филатов, Андрей Москвин
композитор:
художники: Вадим Власов, Василий Власов
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 2 февраля 1939 г.
на DVD: 26 мая 2005 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 45 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Выборгская сторона», 1938

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Выборгская сторона», 1938

Наша главная Правда о нашей Революции и Спасении… (ч.3)

Сторона.

Превратить империалистическую войну в гражданскую.

Страшный лозунг. Страшный план. Страшный для мира. Но если не мир? Если уже даже не страх? Если — ужас? Если миллионы садистки умертвляются каждый день из года в год? Если на этом умертвии наживаются самые мерзкие, а самые лучшие разрываются на куски, травятся, мешаются с грязью, а если и возвращаются — то обрубками — обрубками тела — с обрубками души…

И без всякой надежды. Потому что если даже просто прекратить бойню — потом будет только пустота. Потом была только пустота. Передышка перед новой бойней…

Поднять граждан на граждан. Ради большинства. Гигантского большинства. Подавляющего большинства. Ради самых искренних. Самые искренние и встанут. Поднимутся и вырвут власть из тысячелетий «порядка» угнетения, из тысячелетий «порядка» уничтожения человеческого у большинства, из «порядка» уничтожения человеческого у тысячелетия подавляемого большинства человечества…

Что может быть неподъемнее, чем выстроить новый, невиданный уклад жизни. Вырасти миллиарды отношений между миллионами людей. Вопреки всему. Когда жизнь у подавляющего большинства висит на волоске. Когда совместное бытие истончилось до тонкой кожицы памяти о человечности. Когда падальщики не прекращают рвать всё себе, набивая собственное нутро, убивая последнее остатки надежды…

Что может спасти? Что может быть той силой, которая сделает невозможное?

Мечта!

Мечта и вера. Вера в себя, в товарищей. Вера в человека.

И любовь. Любовь к человеку.

* * *

Где эмоциональная вершина этой невероятной, в своей правдивости высшей правдой, трилогии о рождении советской власти?

Она в, формально «одной из», истории об оправдании горемычной подстрекательницы погромов винных погребов.

За лохмотьями героини явлены другие лохмотья — явлены одежды правды Евангелий — правды обетования — правды, что возвестила о Спасении и что поддерживает из столетия в столетие человечность в этом мире.

Чернота отчаяния. Чернота жизни без надежды. Без поддержки. В парализующем холоде одиночества ежедневного выживания и попыток спасти себя и детей. Без надежды… не проходящая усталость… Без понимания. В окружении таких же. И в окружении сытых волков, которые питаются людьми.

Редкие всполохи ненависти и желания мести… Все пропало. Нет ничего впереди. Жизнь ушла в черноту, только-только начавшись… Жизнь живьем закопанным в сырости могилы навсегда чужого угла в навсегда чужом городе и как оказалось чужих-чужих людей.

И вдруг спасение. Вдруг — прощение от вроде как врагов. Прощение суда, который судил не по уже давно-давно выцветшей «совести» и не по уже давно-давно людоедским «законам»…, который судил не ясно как и почему…

И вдруг — осознание. Суд судил — любовью. На весах любви. На весах человечности. На весах мечты о новой небывалой прежде жизни — мечты о счастье всех обездоленных. На весах мечты, что двигала всеми, кто отдал свои жизни без остатка и до конца в этой непонятной прежде Революции…

Слезы омывают душу надеждой, что случившееся чудо изменит всё, что так как случилось теперь будет всегда и со всеми, что прежняя чернота уйдет и больше не вернется. Слезы узревшие Спасение…

Слезы молодой матери, что стала раньше срока старухой и уже стояла одной ногой в смерти, в окончательном ничто — слезы персонажа фильма и слезы зрителей, что помнят ту надежду Октября, и что жили надеждой в 1938 году, что всё-всё плохое будет окончено. Жили верой в Будущее.

Жили верой. И прожили свою жизнь. И развернули человечность над планетой и над нами.

Нам же надо искать всё заново. И слезы на наших глазах — слезы понимания. Понимания тех, кто жил и понимания, что то что так отчетливо явленно нам в чуде Спасения — так и должно быть.

19 марта 2021

А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер!

Выборгская сторона — это оплот революционного движения в Петербурге/Петрограде. Рабочие заводов, что находились на Выборгской стороне — одной из частей Северной столицы, — активно принимали участие в революциях 1905 — 1907 и 1917 гг.

Третья часть трилогии о Максиме с места в карьер начинается тем, что большевики врываются в Зимний дворец, Максим делает предупредительные выстрелы. Звучит знаменитая речь Ленина:

- Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой всё время говорили большевики, совершилась!

Ну и коль уж Ленин не так часто будет появляться в этом фильме, то уместно сообщить, что роль вождя исполнил Максим Штраух.

После низложения Временного правительства и ареста министров, Максим по распоряжению Свердлова становится комиссаром Государственного банка. И поначалу эта должность ему претит. Но, как говориться: если партия сказала, — дело обеспечено!

И пока большевики ведут упорную борьбу с меньшевиками на верхах, Максим сотоварищи подавляет саботажников. Не секрет, что одно дело взять власть, и совсем другое — эту власть удержать! На сцену выходит знакомый нам по второй части бывший начальник, который в «Возвращении Максима» знал о заказе, а ныне — анархист и погромщик Платон Дымба.

«Выборгская сторона», по моему мнению, является самым интересным фильмом в трилогии!.. Тут и личная драма солдатки Козловой, и суд над бандитами, и отношения между Максимом и Наташей. Причём, отрадно, что это показано не приторно сладко, как нынче водиться в кинематографе, а житейско-бытовым способом.

Как я определил, что это лучший фильм в серии? Ну, главным образом так, что было грустно от понимания, что я расстаюсь с этими героями навсегда! За три фильма я их так полюбил что они словно мои друзья. Но дело сделано. Революция прошла успешно. Причём как для героев трилогии, так и для нашей истории.

Но общая история (та, которая уже выходит за рамки этих трёх картин) — это уже совсем другая история…

До свидания, Максим! Даст Бог, свидимся!..

10 из 10

27 апреля 2019

Большевик. Прощание с легендой

1918 -ый. В России произошла Февральская Революция, царь отрёкся от престола а вся власть перешла к Временному Правительству, которое расшатывали меньшевики, эсеры и анархисты. Немцы рвутся к Петрограду, солдаты устраивают митинги за мир, а большевики постепенно принимают управление страной на себя. Максим, к тому времени уже вернувшийся с фронта по приказу партии становится комиссаром и принимает на себя управление центрального банка…

« -Меня партия для того на это место и поставила, чтобы всю скопившуюся за пятьсот лет на Руси ругань на себя принимать!» (с)

После всесоюзного признания биографической картины о вымышленном рабочем пареньке из Петербурга, становящимся со временем профессиональным революционером — «Юность Максима» (в прокате 1934 — ого, уступил только «Чапаеву» и «Весёлым Ребятам»), вышедшее спустя 3 года продолжение — «Возвращение Максима» так же восторженно принимается зрителем, становясь безоговорочным лидером кинопроката 1937 -ого года. Фильм второй по сути не являлся законченным финалом саги про молодого революционера, поэтому кончался с намёком на возможное продолжение. И оно было снято уже к концу следующего года, однако на экранах страны появилось только в начале 1939-ого. В некотором роде, «Выборгская Сторона» (такое название получила финальная часть трилогии) так же не являлся завершением, да и вновь отправляющийся сражаться с прорвавшими линию фронта немцами, герой говорил обращаясь к зрителям: «- До свидания, товарищи.» Возможно, если бы не началась Великая Отечественная Война, появился бы и четвёртый фильм саги, в которым действие происходило бы уже во время Гражданской, и Максим не жалея себя сражался бы с беляками. Потом появилась бы пятая часть, в которой была бы показана жизнь и работа партийного чиновника Максима в годы НЭПа. Вероятно неуёмная сталинская пропаганда заставила бы Козинцева и Трауберга снять и шестую, венчающую весь кино — сериал картину про революционера Максима, в которой действие происходило бы уже в современные — 30 — 40 -ые годы, а сам герой был бы каким не — будь членом Политбюро — соратником и другом Вождя. И это не пустые домыслы, так как уже в «Выборгской Стороне» прозвенел первый тревожный звоночек, предвосхищавший такое развитие событий возможных сиквелов «Максима» — в одном из эпизодов фильма герой встречает молодого Сталина (тогдашнего члена революционного комитета), который жмёт ему руку! Но война требовала иного кинематографа, тем более в первые годы неравной борьбы, а потому страна про любимого персонажа — революционера на время забыла. Уже после окончания войны на «Ленфильм» стали поступать письма зрителей помнящих трилогию о Максиме, которые просили режиссёров снять продолжение, показать зрелые годы этого героя, его семейный быт и его старость. На что Леонид Трауберг и Григорий Козинцев отвечали тем, что их герой не может состарится, а следовательно и умереть, так же как не может состарится и умереть великое дело Революции…

В третей части появляются давно полюбившиеся персонажи: Максим (Борис Чирков), Наташа (Валинтина Кибардина), бывший депутат Госдумы, а ныне партийный работник Тураев (Анатолий Кузнецов). Появляется и мелькнувший в самом конце второго фильма Николай Крючков (солдат — призывник), а также из числа противников героев возвращаются интеллигентного вида меньшевик (Алексей Бонди), Василий Меркурьев (молодой меньшевик) и «Король Бильярда» — подавшийся к анархистам Платон Дымба (Михаил Жаров), который исполняет здесь под гитару известную песенку: « -Цыплёнок жареный, цыплёнок пареный пошёл по городу гулять…» А так же появляется новый враг — матёрый подпольщик Ропшин (Дмитрий Дудкин) — руководитель ЦК партии эсеров. Эти последние втираются в доверие к Евдокии (Наталья Ужвий) — бедной вдове с ребёнком, подбивая неимущую и отчаявшуюся женщину на преступления против советской власти. В ярких, хотя и эпизодических сценах на экране появляются Яков Свердлов (Леонид Любашевский) — назначивший Максима на должность управляющего банка, матрос Железняк (Борис Блинов), Ленин (Максим Штраух) — проходивший мимо спавшего на полу в Зимним дворце Максима, и как было сказано Сталин (Михаил Геловани). Последнего после смерти Вождя, точно так же, как и из дилогии Ромма о Ленине — вырезали из картины…

Музыку для фильма писал по прежнему отечественный композитор — классик Дмитрий Шостакович (вновь в фильме присутствует ставшая мотивом главного героя, песня про крутящийся — вертящийся голубой шар). Есть в фильме как пафосные мелодии (вспомнить открывающую фильм сцену, в которой двери Зимнего распахиваются впуская солдатню, среди которой и наш вооружённый револьвером герой), так и лирические темы. На этот раз оператору снимавшему двух первых «Максимов» Андрею Москвину активно помогал начинающий Георгий Филатов. А вот художник — постановщик у завершающий трилогию части сменился. Вместо Евгение Енейя воссоздавал революционный Петроград Вадим Власов, который справился со своей задачей не чуть не хуже предшественника. Картина по прежнему вышла пафосной и пропагандистской. Что впрочем не помешало ей, как и двум первым частям, попасть в международный кино — прокат (включая Америку). И по совокупности — третий фильм является наиболее интересным и продолжительным в серии. Показано как герой учится новому для него делу, ведь по началу Максим принял «бумажную» должность как красноармеец Забелин из культового фильма Михалкова «Свой Среди Чужих…»: — мягко говоря — без былого восторга. Здесь противниками Максима и его партийных товарищей оказываются не только анархисты, эсеры и меньшевики баламутящие по чём зря народ, но и не признающие советской власти буржуи — купцы, помещики и банкиры которые по каким то причинам ещё не эмигрировали за границу. Хотя с представителями «гнилой интеллигенции» серьёзного противостояния не вышло — ибо они понятное дело не бойцы, а провокаторы, государственные изменники и трусы, и показаны через призму утрировавший все их мерзкие качества карикатуры…

Леонид Трауберг и Григорий Козинцев поставили много превосходных картин, в том числе и в эпоху немого кино (достаточно вспомнить «Вавилон» или фееричную «Шинель» по прозе Гоголя), а трилогий о Максиме вошли в историю советского кино, став родоначальниками под — жанра «революционно -приключенческое» кино. И пусть современный зритель знает эти фильме не так хорошо как зритель советский, тем не менее — трилогия о Максиме это сливки того, что может предложить ранний советский кинематограф. Если абстрагироваться от пропаганды и просто посмотреть эти старые, ещё довоенные фильмы, то многое можно понять как о прошлом страны, так и о её прежней идеологии.

10 из 10

14 апреля 2015

До свидания, товарищи!

Третья и завершающая картина из трилогии о профессиональном революционере Максиме. Что ж, как уже отмечала о втором фильме — Трауберг и Козинцев верны своему принципу, налицо тенденция улучшения качества фильмов с каждом последующей серией. Третья, финальная лента — можно сказать уже высший пилотаж, интересно задумано и мастерски воплощено.

Сюжет еще более лихо закрученный — чего мелочиться-то, в третьей части Максиму уже поручено руководить государственным банком, по ходу дела он разговаривает лично с самим Ильичом по телефону, берет с поличным мародеров и грабителей, выступает в суде, вершит судьбы чуть ли не половины населения революционного Петрограда, взглядом останавливает озверевшую толпу голодных рабочих, возглавляет отряд комиссаров, на короткой ноге общается с Троцким и много каких еще великих чудес совершает.

Отмечу, что в титрах товарищ Чирков, исполнитель роли Максима, указан уже как «ЗАР» — то бишь «Заслуженный артист Республики (подозреваю именно Республики, а не России) — и это чувствуется уже по первым кадрам, конечно это уже совсем не та неумелая угловатость в игре, которая была в «Юности». Вообще интересно посмотреть три фильма последовательно — наглядно видно, насколько от раза к разу меняется его игра и лицо, и слава Богу редкий пример — в лучшую сторону, все более совершенствует свои актерские навыки.

Более проработаны сценаристами и линии других персонажей — Наташи, Евдокии Козловой. В целом женские образы прописаны лучше, гораздо лучше. Есть внятная мелодраматическая история — такая как бы закваска для всего тягучего повествования о революционных днях Петрограда. Сегодня, конечно, многое выглядит вычурно или смешно, как например монолог Евдокии о нелюбви к советской власти и мгновенном «прозрении» — Я же товарища Ленина, дескать, ненавидела, а он мне квартиру дает? Или, положит, рассуждения о том, что скоро женщин будут тоже получать по карточкам, как муку и масло., этакая экспроприация живого имущества из частных рук в государственные, а то бишь общественные. А после таких общественных «пользований» женщинами дети тоже будут общественные, государственными. Выглядит нелепо и абсурдно, хотя на самом деле имеет под собой реальные исторические факты первых советских директив и декретов о передаче права частной собственности на женщин государству. Для советской власти по первости женщина — как предмет — должна была быть передана страждущим, ну почти как фабрики — рабочим, а землю — крестьянам.

В фильме еще есть парочка таких на первый взгляд забавных эпизодов-анахронизмов, сделанных однако очень качественно. Нужную эмоции из зрителя все же достают.

Тем, кто осилил «Юность» и «Возвращение», очень рекомендую посмотреть и «Выборгскую сторону», чтобы составить полное впечатление о первой советской героической «трилогии».

16 февраля 2012

Драма Выборгская сторона появился на свет в далеком 1938 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Григорий Козинцев, Леонид Трауберг. Кто играл в фильме: Борис Чирков, Валентина Кибардина, Михаил Жаров, Наталия Ужвий, Юрий Толубеев, Александр Чистяков, Анатолий Кузнецов, Дмитрий Дудников, Борис Жуковский, Леонид Любашевский, Максим Штраух, Михаил Геловани, Иван Назаров, Борис Блинов, Степан Каюков.

Страна производства - СССР. Выборгская сторона — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.